65118

К вопросу о клановой принадлежности Тайбугидов (по русским и тюркским источникам)

Научная статья

История и СИД

Носители титула Сибирский князь Тайбугиды возводимые в сохранившихся в составе так называемых Сибирских летописей родословных к некоему князю Тайбуге см. Родословная их согласно Сибирским летописям выглядит так: I II III IV Царь Он князь Тайбуга князь Ходжа князь Мар Адер Одер...

Русский

2014-07-25

45 KB

1 чел.

Д. М. Исхаков

Казань, Институт истории АН Республики Татарстан

К вопросу о клановой принадлежности Тайбугидов

(по русским и тюркским источникам)

Носители титула «Сибирский князь» — Тайбугиды, возводимые в сохранившихся в составе так называемых «Сибирских летописей» родословных к некоему князю Тайбуге [см.: ПСРЛ. 1987. Т. 36], являются довольно загадочной группой знати из Сибирского ханства. Родословная их, согласно «Сибирским летописям», выглядит так:

I                 II                       III               IV

«Царь» Он ®князь Тайбуга ®князь Ходжа ®князь Мар ®Адер (Одер) ® Ябалак(Ебалак) ®

           V                    VII                          VIII

князь Мамет ®князь Казым ®князь Етигер ®

                                                    князь Бекбулат®

         VI

®князь Агиш®

         IX

князь Сейдяк

Несмотря на то, что в информации из «Сибирских летописей» имеются легендарные сюжеты, рассматриваемая генеалогия может быть введена в определенные хронологические рамки. Так, по летописным данным, князь Мар был женат на сестре «казанского царя» Упака. Под последним надо понимать Шейбанида хана Ивака (Ибрагима), правителя Тюменского ханства [о причинах именования его ханом см.: Исхаков 1998: 86]. После 1493 г. его имя в источниках больше не встречается. Далее, о князе Мамете (Маомете) в указанных источниках сказано, что он убил «царя Упака». Получается, что этот князь жил в конце XV в., а князь Мар — ближе к середине XV в. С другой стороны, по сохранившимся русским источникам известно, что князь Сейдяк упоминается еще в 1588 г., а князь Едигер — в 1555–1556 гг. [Миллер 1937: 209, Летопись сибирская 1821: 29]. Если на три поколения, которые идут в родословной перед этими двумя князьями, в общей сложности дать 75 лет (по принятым стандартам по 25 лет на поколение), то время жизни князя Мара, современника Шейбанида Ибрагима (Ивака) хана, будет приходиться на 1460–1480-е гг. Как видим, обе методики подсчета дают достаточно близкие даты.

Титул Тайбугидов, за исключением основателя их рода — Она, которого «Сибирские летописи» определяют как «царя», во всех случаях называется как «князь», точнее, «Сибирский князь». Полагаю, что этот титул необходимо рассматривать в ряду известных в XIV–XV вв. титулов «Болгарский (он же — Казанский) князь», «Мещерский князь», «Астраханский князь», фиксируемых русскими летописями в Волго-Уральском регионе. В основе этих титулов лежит наименование этнополитического центра конкретных вилайетов Золотой Орды, позже переживших процесс обособления. «Князь Сибирский» также был правителем такого центра: в «Сибирских летописях» приводится сообщение о том, что после смерти «царя Упака» князь Мар основал «град Сибирь», по которому «прозвася вся страна».

Вопрос о клановой принадлежности «Сибирских князей» до сих пор остается невыясненным. Недавно эту проблему проанализировал американский историк А. Франк, высказавший мнение о ногайской этнической принадлежности Тайбугидов [Frank 1994]. Близкий вывод содержится и в моей статье, на которую я выше уже ссылался. Тут приведу один интересный документ, как будто бы подтверждающий этот тезис — речь идет о грамоте, отправленной в 1597 г. хану Кучуму из Москвы. В ней сказано: «которые ногайские улусы, Тайбугин юрт, которые кочевали с тобою, от тебя отстали, на которых людей была тебе большая надежда..., а иные пошли в Бухары и в Ногаи и в Казацкую Орду». Действительно, в Ногайской Орде во второй половине XVI в. известна должность «тойбуги» (тайбуги) [Кочекаев 1988: 40–41; Трепавлов 1997/98: 96–1071[1]]. Существовали и особые «тайбугины пошлины», собираемые этим должностным лицом [Акты времени правления царя Василия Шуйского 1914: 165]. В связи с тем, что по отношению к улусам, подчиненным тайбуге, применяется термин «юрт» и с них собиралась «пошлина» (очевидно — ясак), в «Тайбугине юрте» можно видеть отдельное кочевое княжество (не исключено и наличие оседлой части населения), входившее в состав Сибирского ханства.

Возникает вопрос: не следует ли рассматривать этот «юрт» в ряду других мангытских юртов, характерных для остальных татарских ханств? [о них см.: Исхаков 1998]. Это заманчивое предположение, тем более, что о крупной роли ногайцев в Тюменском, затем в Сибирском ханствах писали многие авторы (обзор см. в работе А. Франка). Это же подчеркивал и автор XVI в. Утемиш-Хаджи, полагавший, что под «Турой» (подразумевается столица вилайета Чимги-Тура — центра Тюменского ханства) надо понимать осевших на землю мангытов (ногайцев) [Вэлиди Туган 1994: 23–25]. Такой вывод, однако, выглядит преждевременным хотя бы потому, что В. В. Трепавлов достаточно убедительно показал, что должность тайбуги в Ногайской Орде возникла лишь в 1584 г., когда из-за походов Ермака часть улусов Сибирского ханства (в данном случае, подчиненных Тайбугидам) откочевала и вошла под протекторат Ногайской Орды. Именно тогда во главе их мог быть поставлен представитель мангытской знати. Кроме того, отец Сибирского князя Едигера был женат на сестре правителя Ногайской Орды князя Исмагиля [Трепавлов 1997/98: 100], а дочь последнего вышла замуж то ли за князя Едигера, то ли за его сына [ПДРВ. 1793. Ч. IX: 315, 1795. Ч. X: 322]. Сомнительно, что женщины из правящего дома Ногайской Орды выходили замуж за своих близких родственников. Общий вывод: Сибирские князья не принадлежали к клану Мангыт.

Подсказка относительно клановой принадлежности содержится в работе А.-З. Валиди Тогана. Он, опираясь на имевшуюся в его распоряжении полную версию рукописи Утемиш-Хаджи «Чингиз-наме», сообщает о сыне князя (бея) «салжавутского тумена» Тайбуги, мурзе Ядигаре [Вэлиди Туган 1994]. Полагаю, что этот Тайбуга и есть основатель династии Сибирских князей — князь Тайбуга из родословных. Кстати, то, что Тайбуга был реальной личностью, вытекает и из одной рукописи, обнаруженной у сибирских татар. В ней говорится о том, что во главе 500 человек «из Бухары» пришел Тайбуга бий, сын Шах-Мурада и основал г. Искер [Усманов, Шайхиев 1979: 91]. Связь этих князей с Бухарой отчетливо прослеживается и «Сибирским летописям». Когда хан Кучум захватил г. Сибирь (т. е. Искер) и убил Сибирских князей братьев Едигера и Бекбулата, сын последнего князя — Сейдяк, бежал именно в Бухару, а во время похода Ермака вновь появился в Сибирь «из Бухарские земли» [ПСРЛ. 1987. Т. 36: 48–59].

Еще одно направление поисков — это данные башкирских родословных. В одной из генеалогий башкирского племени ай (эйле, эйзе) речь идет об их проживании «на Сыр-Дарье» или близ Бухары [Кузеев 1974: 198–199]. Говорится и об их нахождении вблизи Хорезма, Ургенча, Хивы, Кунграта [Башкирские шедреже 1960: 171–172]. Уместно отметить, что в преданиях башкир-айлинцев упоминается Сейдаш богатырь, будто-бы женатый на дочери «каракалпакского и киргизского хана» и сам являвшийся «ханом» [см.: Катанов 1896: 9–10]. Последний факт говорит о высоком статусе этого человека. Но любопытно, что Сейдаш богатырь затем бежал в долину р. Миасс (Миач). Как видим, имя «богатыря» созвучно имени Сибирского князя Сейдяка, как уже указывали, пришедшего «из Бухарских земель» в сопровождении какого-то казахского султана. Тут необходимо напомнить, что в составе сибирских татар имеется группа аялы [Валеев 1980: 35; Томилов 1992: 46; Кузеев 1974: 207], несомненно, связанная с башкирами-айлинцами [Кузеев 1974: 196]. Наконец, именно у башкир-айлинцев имеется подразделение сальют, т. е. салжигут [Велиди Туган 1994: 25]. В плане обсуждаемой проблемы интерес представляет и следующее место из рукописи Утемиш-Ходжи, приводимое в работе А.-З. Валиди-Тогана. Автор рукописи, рассказывая о хане Махмуд-ходже (он был современником ханов Абул-Хаира и Хажи-Мухаммеда), чьи владения находились между Тоболом и Ишимом (ставка — на берегу р. Тобол), пишет, что тот «воевал с представителями эля Тура против тюменей (племен) кунграт и салжигут» [Кузеев 1974: 232–238].

Таким образом, Сибирских князей по клановой принадлежности следует считать Салжигутами. Но они были всего лишь правящим кланом, а сама их дружина, скорее всего, имела более сложный этнический состав. Об этом, прежде всего, мы можем догадаться из сообщения «Сибирских летописей», в котором о приходе князя Сейдяка из «Бухарские земли», говорится: «...И собрався со всем домом своим и с воинскими людьми» (или «с воинством многим»). Возможно, что это воинство состояло из аялинцев. Кстати, то, что аялинцы оказались частично в составе башкир, скорее всего, связано с подчинением «Тайбугина юрта» после 1584 г. Ногайской Орде.

Обращает на себя внимание и локализованная в Зауралье группа башкир — представители племени сальют, многие аспекты этнической истории которых еще предстоит выяснить. В этой связи, по-видимому, можно ставить вопрос о позднем характере разделения некоторых групп Приуральско-Западносибирского региона на «башкир» и «татар».

____________________________________________

Акты времени правления царя Вас. Шуйского (1606–1610). 1914. М.

Башкирские шеджере. 1960. Уфа.

Валеев Ф. Т. 1980. Западносибирские татары во второй половине XIX — начале ХIХ вв. Историко-этнографические очерки. Казань.

Вэлиди Туган Э.-З. 1994. Башкорттарзын тарихы. Тэрк хэм татар тарихы. Эфэ.

Исхаков Д. 1998. Идел-Урал буе џђм Себер татарларынын этник тарихларындагы уртаклыклар // Мирас. № 3.

Исхаков Д. М. 1998. От средневековых татар к татарам нового времени (Этнологический взгляд на историю волго-уральских татар XV–XVII вв.). Казань.

Катанов Н. Ф. 1896. Предания тобольских татар о Кучуме и Ермаке. Тобольск.

Кочекаев Б. А. 1988. Ногайско-русские отношения в XV–XVIII вв. Алма-Ата.

Кузеев Р. Г. 1974. Происхождение башкирского народа. Этнический состав. История расселения. М.

Летопись Сибирская. 1821. Изд. с рукописи XVII в. СПб.

Миллер Г. Ф. 1937. История Сибири. Т. 1. М.-Л.

Полное собрание русских летописей. 1987. Т. 36. Сибирские летописи. Ч. 1. Группа Есиповской летописи. М.

ПДРВ. 1793, 1795. Ч. IX, Х. СПб.

Усманов М. А., Шайхиев Р. А. 1979. Образцы татарских народно-краеведческих сочинений по истории Западной и Южной Сибири // Сибирская археография и источниковедение. Новосибирск.

Томилов Н. А. 1992. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI — начале ХХ в. Новосибирск.

Трепавлов В. В. Тайбуга. 1997/98. «На Мангытском юрте третий государь» // Татаriса. № 1.

Frank A. 1994. The Siberian chronicles and the Taybughid biys of  Sibir // Papers on Inner Asia. № 27. Bloomington, Indiana.


1[1] Б. -АБ. Кочекаев считал, что занимавший эту должность, являлся четвертым лицом в иерархии ногайских феодалов. В. В. Трепавлов полагает, что эта должность была третьей по значению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48190. ІСТОРІЯ СЕРЕДНЬОВІЧНОГО СХОДУ КУРС ЛЕКЦІЙ 2.42 MB
  ІНДІЯ ПІСЛЯ ІСЛАМСЬКОГО ЗАВОЮВАННЯ. Встановивши східну деспотію в СРСР вожді від “диктатури пролетаріату†не бажали залишати в умах підданих зайвих асоціацій і хоча після смерті Й. Інші річки Хуайхе Чжуцзян Хайхе Ляохе теж відігравали певну роль у природногосподарській системі традиційного Китаю а після завершення будівництва Великого каналу VII ст. Для тогочасних китайців було характерним міняти особисте ім'я людини протягом життя: в дитинстві всім давалося “молочне ім'я†жумін після повноліття основне мін нарешті...
48191. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА. КУРС ЛЕКЦИЙ 2.87 MB
  Кожевников ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА КУРС ЛЕКЦИЙ Второе издание переработанное и дополненное Нижний Новгород 2008 УДК 340 ББК 67. Проблемы теории права: Курс лекций: Право: понятие сущность система; правотворчество и правовое регулирование. Нормы права правоотношения правосознание и правовая культура действие права. Вопервых на основе обобщения материала последних лет по правоведению и сохранения всего ценного накопленного в прошлые годы доступно изложить достаточно сложные и объемные вопросы относящиеся к природе права его...
48192. Джерела з історії середньовічної Європи (V-XV ст.) 145.5 KB
  На території власне германських областей панували місцеві діалекти зокрема законодавчі документи перекладалися цими діалектами. В Англії латина була мовою церкви документи та історичні твори писалися місцевою мовою. Поодинокі документи збереглися лише через те що знаходилися за межами імперії. Це варварські правди для раннього середньовіччя потім королівське законодавство правові документи феодального звичаєвого права парламентське законодавство.
48193. Лісові культури для Літинського лісництва «ДП Хмільницьке ЛГ» 938 KB
  Для задоволення потреб у садивному матеріалі дерев і чагарників, в лісовому господарстві створена і функціонує ціла сітка спеціалізованих лісових розсадників по вирощуванню потрібного садивного матеріалу, головним чином, з відкритою кореневою системою із застосуванням при цьому широкої та комплексної механізації і хімізації робіт (гербіцидів, міндобрив, отрутохімікатів).
48194. Мікроекономіка 22.13 MB
  Цей опорний конспект лекцій створено з метою надання допомоги студентам в процесі вивчення дисципліни. Інформація в опорному конспекті лекцій розташована в порядку викладання тем дисципліни у відповідності з навчальною програмою
48195. Соціальна профілактика як аспект соціальної політики держави 403 KB
  Соціальна профілактика як аспект соціальної політики держави Сутність соціальної профілактики. Предмет об’єкти та суб’єкти чинники соціальної профілактики. Рівні профілактики. Нормативноправова база держави в напрямку профілактики негативних явищ у дитячому та молодіжному середовищі.
48196. СОЦІАЛЬНЕ СТРАХУВАННЯ. КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ 1.47 MB
  050104 ФІНАНСИ усіх форм навчання та слухачів ЦПО Суми Видавництво СумДУ 2009 МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ СУМСЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ УНІВЕРСИТЕТ СОЦІАЛЬНЕ СТРАХУВАННЯ КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ для студентів напряму підготовки 0501 спеціальності 7.050104 ФІНАНСИ усіх форм навчання та слухачів ЦПО Затверджено на засіданні кафедри фінансів як конспект лекцій з дисципліни “Соціальне страхуванняâ€. Суми Видавництво СумДУ 2009 Соціальне страхування: Конспект лекцій Укладачі: П.
48197. СОЦІОЛОГІЯ. КУРС ЛЕКЦІЙ 4.91 MB
  Цей курс лекцій належить до нової генерації підручників, за допомогою яких здійснюється перехід до нових, інтерактивних методів викладання та діалогової форми навчання. Він містить три теоретичні розділи, а також окремий розділ, присвячений розробці програми і технологій конкретно-соціологічних досліджень. Подаються рекомендації щодо ефективної організації навчального процесу, поточного контролю знань студентів із застосуванням тестової системи
48198. Соціологія. Конспект лекцій 665.5 KB
  Значення дисципліни в підготовці фахівця зумовлено тим, що вона забезпечує формування й розвиток у студентів наукових поглядів, переконань, знань в галузі суспільних відносин, основних сферах життєдіяльності людини, взаємовідносин між різними соціальними спільнотами та групами. Ці знання необхідні випускникам університету для аналізу соціальних процесів, що відбуваються в сучасному суспільстві, зокрема, в Україні