65123

ПО ПОВОДУ ОДНОГО «ОТКРЫТИЯ» В ДЖУЧИДСКОЙ НУМИЗМАТИКЕ

Научная статья

История и СИД

На основании этих данных усугубленных грамматически ошибочным чтением строки 2 в первом издании во втором; перевод не соответствует ни тому ни другому: Да будет счастлив этот год Лебедев выстраивает следующую логическую цепочку...

Русский

2014-07-25

38 KB

0 чел.

ПО ПОВОДУ ОДНОГО "ОТКРЫТИЯ" В ДЖУЧИДСКОЙ НУМИЗМАТИКЕ*

Е.Ю.Гончаров
В.Н.Настич (Москва)
 nastich@zmail.ru

      1. В январе 1993 г. одним из авторов у частного лица был приобретен медный пул с изображением тамги дома Бату необычного для джучидской монетной чеканки вида: крупный (д. 26 мм, в. 7,04 г), с тамгой и указанием монетного двора / "чекан Крыма" на одной стороне и 3-строчной надписью по-тюркски арабским письмом на другой; ободки на обеих сторонах одинаковые - 4-лопастные, вписанные в круговые (двухлинейные с точечными внутри). Надпись оборотной стороны, читаемая "нормально" сверху вниз, связного прочтения не дает; если же читать отдельно среднюю строку и отдельно - верхнюю в связке с нижней, то получается следующее: стк. 1 и 3 - // "этот пул [предназначен] всем"; стк. 2 "будьте счастливы". Грамматических нарушений не отмечено, графические особенности: первая - одна точка под (вместо обычных трех, но такое написание нормально и является аллографическим); вторая - начало слова помещено не в нижней "лопасти", а правее, под началом строки 2 и без точки под .

      2. Монеты этого типа впервые были опубликованы В.П. Лебедевым в XV выпуске "Нумизматики и эпиграфики" (М., 1989, с. 129-131) и им же - в сборнике "Нумизматические исследования по истории Юго-Восточной Европы" (Кишинев, 1990, с. 139-156, № 67). Не разобравшись в графике и грамматике надписи, автор отказался от предложенной ему тюркологом М.А. Усмановым версии чтения начала об. ст. (у Лебедева почему-то "л.с.") ; "этот пул" в пользу менее обоснованной и палеографически, и по смыслу "этот год", а в нижней строке слово принял за "непонятную лентообразную асимметричную фигуру". На основании этих "данных", усугубленных грамматически ошибочным чтением строки 2 (в первом издании - / , во втором - ; перевод не соответствует ни тому, ни другому: "Да будет счастлив этот год"), Лебедев выстраивает следующую "логическую" цепочку: в "непонятной фигуре" можно видеть изображение змеи - следовательно, вместе со строкой 1 - это указание на "год змеи"; змея красная (поскольку изображена на медной монете) - получается "год красной змеи", что совпадает с 1281 г. В результате "год змеи" даже вынесен в заглавие статьи.

      3. В связи с вышеизложенным вновь (в который раз?) встает вопрос о компетентности и добросовестности иных "специалистов", которые берутся решать сложные научные проблемы, не обладая элементарными знаниями в данной области, кропотливому анализу материала предпочитают принцип "охота пуще неволи", более того - в угоду своим несостоятельным гипотезам искажают или отвергают даже очевидные факты, на которые им своевременно и доброжелательно указывали более компетентные коллеги. Возможно, слово "похоже на змею", а - на , но этого мало для той однозначной и безапелляционной атрибуции, которую так уверенно предлагает В.П. Лебедев. Сказанного выше достаточно, чтобы "открытый" им "первый пример той серии изображений животных, которую мы обнаруживаем на пулах XIV в.", снова "закрыть", а вопросы о хронологической атрибуции этого, бесспорно, интересного типа крупных крымских пулов, как и о действительном времени появления в джучидской монетной чеканке сюжетов с восточноазиатской календарной символикой, наоборот, пока оставить открытыми.

      *Тезисы доклада; опубликованы в сб.: Бартольдовские чтения. 1993. Год десятый. Тезисы докладов и сообщений. М., 1993, с. 50-51.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69154. СИЛОВЫЕ СХЕМЫ, КОНСТРУКЦИЯ И РАБОТА КРЫЛЬЕВ 2.83 MB
  В обычной конструкции крыла силовыми элементами являются рис.1: обшивка; лонжероны и стрингеры продольный набор крыла; нервюры поперечный набор крыла; соединения заклепочные болтовые сварные или клеевые. Конструкция крыла 1 обшивка; 2 лонжерон; 3 стрингер; 4 нервюра; 5 соединения...
69155. СТРЕЛОВИДНЫЕ КРЫЛЬЯ 740.5 KB
  Нормальные нервюры могут устанавливаться перпендикулярно к оси крыла рис. вдоль хорд фактического обтекания крыла потоком рис. Если они поставлены по потоку то форма профиля в плоскости фактического обтекания крыла выдерживается лучше.
69156. Устройства, улучшающие взлетно-посадочные характеристики самолета 354 KB
  Устройства улучшающие взлетно посадочные характеристики самолета повысить несущие свойства крыла cyS можно обычными средствами механизации или энергетическими которые обеспечивают увеличение подъемной силы за счет силовой установки. Средства механизации повышают несущие свойства крыла.
69157. ИСТОРИЯ РАЗИТИЯ САМОЛЕТОВ. ЭТАПЫ ИХ СОЗДАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ 385.5 KB
  Полет на аппаратах легче воздуха называется воздухоплаванием а на аппаратах тяжелее воздуха авиацией от латинского vis птица. Процесс развития самолетов обусловлен взаимным влиянием и взаимодействием между наукой производством и эксплуатацией самолетов.
69158. КОНСТРУКЦИЯ САМОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 1.55 MB
  Основные агрегаты самолета Самолеты относятся к летательным аппаратам тяжелее воздуха им характерен аэродинамический принцип полета. У самолетов подъемная сила Y создается за счет энергии воздушного потока омывающего несущею поверхность которая неподвижно закреплена относительно...
69159. НАГРУЗКИ САМОЛЕТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МАНЕВРОВ 884 KB
  В полете на самолет действуют: рис.1: тяга двигателя Р; аэродинамические силы подъемная сила Y и лобовое сопротивление Q; сила тяжести G. Эти силы показаны для самолета рассматриваемого в виде материальной точки. В общем случае силы действующие на самолет не находятся в равновесии.
69160. НАГРУЗКИ САМОЛЕТА ПРИ ПОЛЕТЕ В НЕСПОКОЙНОМ ВОЗДУХЕ 2.03 MB
  Турбулентность атмосферы Перегрузки от действия неспокойного воздуха возникают при движении воздуха направление которого не совпадает с направлением полета самолета или при турбулентных пульсациях воздуха. На высотах которые больше 1000 м эти потоки затухают и полет...
69161. НОРМЫ ПРОЧНОСТИ САМОЛЕТОВ. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ СЛУЧАИ НАГРУЖЕНИЯ САМОЛЕТА 729 KB
  В странах СНГ в настоящее время эксплуатируется большое количество самолетов, которые проектировались и изготавливались в соответствии с Едиными Нормами летной годности гражданских самолетов (ЕНЛГС). Они действовали до распада СССР.
69162. НАЗНАЧЕНИЕ КРЫЛА И ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ 1.53 MB
  Крыло — несущая поверхность самолета, которая служит для создания аэродинамической подъемной силы, необходимой для обеспечения полета и маневров самолета на всех режимах, предусмотренных ТТТ. Крыло принимает участие в обеспечении поперечной устойчивости и управляемости...