65123

ПО ПОВОДУ ОДНОГО «ОТКРЫТИЯ» В ДЖУЧИДСКОЙ НУМИЗМАТИКЕ

Научная статья

История и СИД

На основании этих данных усугубленных грамматически ошибочным чтением строки 2 в первом издании во втором; перевод не соответствует ни тому ни другому: Да будет счастлив этот год Лебедев выстраивает следующую логическую цепочку...

Русский

2014-07-25

38 KB

0 чел.

ПО ПОВОДУ ОДНОГО "ОТКРЫТИЯ" В ДЖУЧИДСКОЙ НУМИЗМАТИКЕ*

Е.Ю.Гончаров
В.Н.Настич (Москва)
 nastich@zmail.ru

      1. В январе 1993 г. одним из авторов у частного лица был приобретен медный пул с изображением тамги дома Бату необычного для джучидской монетной чеканки вида: крупный (д. 26 мм, в. 7,04 г), с тамгой и указанием монетного двора / "чекан Крыма" на одной стороне и 3-строчной надписью по-тюркски арабским письмом на другой; ободки на обеих сторонах одинаковые - 4-лопастные, вписанные в круговые (двухлинейные с точечными внутри). Надпись оборотной стороны, читаемая "нормально" сверху вниз, связного прочтения не дает; если же читать отдельно среднюю строку и отдельно - верхнюю в связке с нижней, то получается следующее: стк. 1 и 3 - // "этот пул [предназначен] всем"; стк. 2 "будьте счастливы". Грамматических нарушений не отмечено, графические особенности: первая - одна точка под (вместо обычных трех, но такое написание нормально и является аллографическим); вторая - начало слова помещено не в нижней "лопасти", а правее, под началом строки 2 и без точки под .

      2. Монеты этого типа впервые были опубликованы В.П. Лебедевым в XV выпуске "Нумизматики и эпиграфики" (М., 1989, с. 129-131) и им же - в сборнике "Нумизматические исследования по истории Юго-Восточной Европы" (Кишинев, 1990, с. 139-156, № 67). Не разобравшись в графике и грамматике надписи, автор отказался от предложенной ему тюркологом М.А. Усмановым версии чтения начала об. ст. (у Лебедева почему-то "л.с.") ; "этот пул" в пользу менее обоснованной и палеографически, и по смыслу "этот год", а в нижней строке слово принял за "непонятную лентообразную асимметричную фигуру". На основании этих "данных", усугубленных грамматически ошибочным чтением строки 2 (в первом издании - / , во втором - ; перевод не соответствует ни тому, ни другому: "Да будет счастлив этот год"), Лебедев выстраивает следующую "логическую" цепочку: в "непонятной фигуре" можно видеть изображение змеи - следовательно, вместе со строкой 1 - это указание на "год змеи"; змея красная (поскольку изображена на медной монете) - получается "год красной змеи", что совпадает с 1281 г. В результате "год змеи" даже вынесен в заглавие статьи.

      3. В связи с вышеизложенным вновь (в который раз?) встает вопрос о компетентности и добросовестности иных "специалистов", которые берутся решать сложные научные проблемы, не обладая элементарными знаниями в данной области, кропотливому анализу материала предпочитают принцип "охота пуще неволи", более того - в угоду своим несостоятельным гипотезам искажают или отвергают даже очевидные факты, на которые им своевременно и доброжелательно указывали более компетентные коллеги. Возможно, слово "похоже на змею", а - на , но этого мало для той однозначной и безапелляционной атрибуции, которую так уверенно предлагает В.П. Лебедев. Сказанного выше достаточно, чтобы "открытый" им "первый пример той серии изображений животных, которую мы обнаруживаем на пулах XIV в.", снова "закрыть", а вопросы о хронологической атрибуции этого, бесспорно, интересного типа крупных крымских пулов, как и о действительном времени появления в джучидской монетной чеканке сюжетов с восточноазиатской календарной символикой, наоборот, пока оставить открытыми.

      *Тезисы доклада; опубликованы в сб.: Бартольдовские чтения. 1993. Год десятый. Тезисы докладов и сообщений. М., 1993, с. 50-51.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61704. Повторение пройденного. Решение задач изученных видов 22.24 KB
  Вы отлично справились с предыдущем задание а теперь мы поработает с числовыми рядами здесь вам нужно продолжить ряд из чисел. Откройте свои учебники на странице...
61705. Домашняя аптечка 18.66 KB
  Что этопоказываем градусник. Это градусник. Пальчик пальчик тук да тук повторяется 2 раза Хлопайхлопайхлопай хлопают в ладошки Ножками топайтопай повторяется 2 раза Спряталисьспрятались закрыть лицо руками Сейчас мы будем тренироваться правильно ставить градусник Посмотрите на меня и повторите за мной Возьмем градусник встряхнем для того что бы температура градусника опустилась до нуля положите градусник подмышку так что бы узкий конец градусника был полностью закрыт рукой.
61706. Биография музыкальных инструментов 18.3 KB
  Цели: Обобщение знаний о группах и инструментах симфонического оркестра. Знакомство с особенностями тембра отдельных инструментов. У каждого свой музыкальный инструмент эстонская народная песня...
61707. Средства музыкальной выразительности в цикле «Времена года» Антонио Вивальди 18.38 KB
  Вивальди Осень Сентябрь Вопросы после слушания: Какую вы услышали осень Какие картины представили Вот какую осень нарисовал великий итальянский композитор А. Вивальди....
61708. Творчество Н.А. Римского-Корсакова 21.33 KB
  Человек занимающийся анализом и оценкой произведений музыкального искусства Сейчас постарайтесь запомнить как можно больше о композиторе. Что вас удивило в его биографии Ребята а сейчас мы с вами немного потанцуем.
61709. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ 28.42 KB
  Определяют права и обязанности супругов родителей детей. 50 лет проживающий в Мурманске и имеющий жену и двух несовершеннолетних детей подал заявление о вступлении в брак с гражданкой М 45 лет проживающей в Москве.
61710. Дружба – великое чудо 28.9 KB
  Здравствуйте ребята Улыбнитесь друг другу порадуйтесь сегодняшнему дню. На доске эпиграф: Дружба главное чудо всегда Сто открытий для всех нас таящее И любая беда не беда Если рядом друзья настоящие Дорогие ребята...
61711. Религия. Искусство 24.33 KB
  Цель урока сформировать у учащихся комплекс знаний о понятии религия и искусство. Искусство. Искусство надо понимать как минимум в трёх значениях: Искусство в широком смысле...
61712. Права и обязанности 37.91 KB
  Где бы ты не жил в какие бы общественные группы не включался какие бы роли не исполнял ты человек личность Значит у тебя есть права личные права человека Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать.