65123

ПО ПОВОДУ ОДНОГО «ОТКРЫТИЯ» В ДЖУЧИДСКОЙ НУМИЗМАТИКЕ

Научная статья

История и СИД

На основании этих данных усугубленных грамматически ошибочным чтением строки 2 в первом издании во втором; перевод не соответствует ни тому ни другому: Да будет счастлив этот год Лебедев выстраивает следующую логическую цепочку...

Русский

2014-07-25

38 KB

0 чел.

ПО ПОВОДУ ОДНОГО "ОТКРЫТИЯ" В ДЖУЧИДСКОЙ НУМИЗМАТИКЕ*

Е.Ю.Гончаров
В.Н.Настич (Москва)
 nastich@zmail.ru

      1. В январе 1993 г. одним из авторов у частного лица был приобретен медный пул с изображением тамги дома Бату необычного для джучидской монетной чеканки вида: крупный (д. 26 мм, в. 7,04 г), с тамгой и указанием монетного двора / "чекан Крыма" на одной стороне и 3-строчной надписью по-тюркски арабским письмом на другой; ободки на обеих сторонах одинаковые - 4-лопастные, вписанные в круговые (двухлинейные с точечными внутри). Надпись оборотной стороны, читаемая "нормально" сверху вниз, связного прочтения не дает; если же читать отдельно среднюю строку и отдельно - верхнюю в связке с нижней, то получается следующее: стк. 1 и 3 - // "этот пул [предназначен] всем"; стк. 2 "будьте счастливы". Грамматических нарушений не отмечено, графические особенности: первая - одна точка под (вместо обычных трех, но такое написание нормально и является аллографическим); вторая - начало слова помещено не в нижней "лопасти", а правее, под началом строки 2 и без точки под .

      2. Монеты этого типа впервые были опубликованы В.П. Лебедевым в XV выпуске "Нумизматики и эпиграфики" (М., 1989, с. 129-131) и им же - в сборнике "Нумизматические исследования по истории Юго-Восточной Европы" (Кишинев, 1990, с. 139-156, № 67). Не разобравшись в графике и грамматике надписи, автор отказался от предложенной ему тюркологом М.А. Усмановым версии чтения начала об. ст. (у Лебедева почему-то "л.с.") ; "этот пул" в пользу менее обоснованной и палеографически, и по смыслу "этот год", а в нижней строке слово принял за "непонятную лентообразную асимметричную фигуру". На основании этих "данных", усугубленных грамматически ошибочным чтением строки 2 (в первом издании - / , во втором - ; перевод не соответствует ни тому, ни другому: "Да будет счастлив этот год"), Лебедев выстраивает следующую "логическую" цепочку: в "непонятной фигуре" можно видеть изображение змеи - следовательно, вместе со строкой 1 - это указание на "год змеи"; змея красная (поскольку изображена на медной монете) - получается "год красной змеи", что совпадает с 1281 г. В результате "год змеи" даже вынесен в заглавие статьи.

      3. В связи с вышеизложенным вновь (в который раз?) встает вопрос о компетентности и добросовестности иных "специалистов", которые берутся решать сложные научные проблемы, не обладая элементарными знаниями в данной области, кропотливому анализу материала предпочитают принцип "охота пуще неволи", более того - в угоду своим несостоятельным гипотезам искажают или отвергают даже очевидные факты, на которые им своевременно и доброжелательно указывали более компетентные коллеги. Возможно, слово "похоже на змею", а - на , но этого мало для той однозначной и безапелляционной атрибуции, которую так уверенно предлагает В.П. Лебедев. Сказанного выше достаточно, чтобы "открытый" им "первый пример той серии изображений животных, которую мы обнаруживаем на пулах XIV в.", снова "закрыть", а вопросы о хронологической атрибуции этого, бесспорно, интересного типа крупных крымских пулов, как и о действительном времени появления в джучидской монетной чеканке сюжетов с восточноазиатской календарной символикой, наоборот, пока оставить открытыми.

      *Тезисы доклада; опубликованы в сб.: Бартольдовские чтения. 1993. Год десятый. Тезисы докладов и сообщений. М., 1993, с. 50-51.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13677. Примеры эссе по курсу обществознания. Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого 18.33 KB
  Общество свод камней который обрушился бы если бы один не поддерживал другого Сенека. Эссе № 1Я не согласна с данной точкой зрения. Вопервых общество понятие многозначное. Общества бывают разные. Я сама столкнулась в жизни с одной ситуацией. В городе есть два обще
13678. Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено вперед, а не назад 14.46 KB
  Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим оно обращено вперед а не назад.Н. БердяевПод национальным самосознанием понимается отражение сознаниянации в индивидуальном сознании ее членов выражающих усвоениепоследними представлений о месте и р
13679. Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество 16.55 KB
  Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество. Прежде всего дадим определение понятия маргинальность на котором будет основываться последующее рассуждение на предложенную тему. Классическое и наиболее часто используемое определение данного я...
13680. Семья - один из шедевров природы 14.29 KB
  Семья один из шедевров природы. Дж. Сантаяна Попытаемся ответить на вопрос почему Дж. Сантаяна считает семью одним из шедевров природы. Для начала укажем определение семьи это объединение людей основанное на браке кровном родстве или усыновлении и связанное меж...
13681. Семья является первичным лоном человеческой культуры 14.87 KB
  Семья является первичным лоном человеческой культурыИ. Ильин.Данное высказывание посвящено весьма актуальной социологической проблеме. Автор поднимает проблему семьи как самой ценной ячейке общества.Русский философ Иван Ильин придавал большое значение семье как в
13682. Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В.Т. Белинский 16.16 KB
  Создает человека природа но развивает и образует его общество. В.Т. Белинский Человек это высшая ступень развития живых организмов на земле субъект общественноисторической деятельности и культуры но важнейшей его характеристикой является биосоциальная сущн
13683. Счастье. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему 14.69 KB
  Все счастливые семьи похожи друг на друга каждая несчастливая семья несчастна по-своему Л.Толстой. Важнейшим соц. институтом и основной ячейкой общества является семья общность людей основанная на единой общесемейной деятельности супружеских узах и кровном родстве....
13684. Гуманность, есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть 14.56 KB
  Гуманность есть только привычка плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть. Ф.М. Достоевский Гуманность гуманизм это человеколюбие осознание собственной ценности и ценности другого человека. Гуманизм подчеркивает именно человеческие качества личности то
13685. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают 13.55 KB
  Индивидом рождаются личностью становятся индивидуальность отстаивают А.Г. Асмолов Я полностью согласна с афоризмом А.Г. Асмолова. Индивид человек носитель каких-либо черт. Природа наделяет человека не только биологическими качествами внешней сходностью...