65124

СТАРЫЙ И НОВЫЙ САРАЙ - СТОЛИЦА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Научная статья

История и СИД

В археологической и исторической литературе последнего столетия посвященной проблемам истории Золотой Орды и государств соприкасавшихся с ней указываются обычно две столицы Сарай и Новый Сарай. Арабский писатель Эломари ал Омари рассказывая о делах в Улусе Джучиевом приводит два описания города Сарая...

Русский

2014-07-25

61 KB

7 чел.

СТАРЫЙ И НОВЫЙ САРАЙ - СТОЛИЦА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
(новый взгляд на известные источники)

Гончаров Е.Ю. (Москва)

амечательно, что все эти НОВЫЕ Сараи, Булгары, и пр. доселе пока значатся лишь на монетах, никаких же других археологических признаков действительного существования дублетных географических пунктов ученым исследователям не удалось в точности констатировать. Оказывается, судьба так была безжалостна, что не пощадила ни одного из вышеисчисленных географических дублетов для избавления ученых от напрасных трудов по отысканию этих дублетов. Нам кажется, что это отыскание есть погоня за призраком, созданным себе самими же учеными."

В.Д. Смирнов. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты.Ч. 1

В археологической и исторической литературе последнего столетия, посвященной проблемам истории Золотой Орды и государств ,соприкасавшихся с ней, указываются обычно две столицы - Сарай и Новый Сарай. Выстраиваются, даже, исторические реконструкции основанные на уверенности что это два разных города. Причины, вызвавшие это устоявшееся мнение, таковы : монеты, на которых указаны эти монетные дворы; обозначение на карте Фра Мауро Сарая и Сарая Гранде; указание арабского биографа на смерть хана Узбека в Новом Сарае; замечание Арабшаха о строительстве Сарая за 63 года до его разрушения в 1395 г. ; существование двух крупных городищ, Царевского и Селитренного ( в Ниж. Поволжье- центре Улуса Джучиева), требовавших атрибуции. Вся остальная информация представляет собой логические построения исследователей этого вопроса. На данный момент существование двух Сараев является фактом, принятым большинством историков и археологов.

На наш взгляд, этот вопрос нельзя считать закрытым, т.к. накопленные к сегодняшнему дню материалы позволяют иначе рассматривать те факты, которые были известны Баллоду, Якубовскому и другим ученым.

На раскопанных участках Селитренного гор. самые ранние сооружения и строительные периоды датируются первой половиной- серединой 14 века; выделяются и слои времени Токтамыша. Слоев, уверенно датируемых 13 веком, мы не знаем. И это не потому, что археологи не могут разделить датирующий материал, а потому ,что на этих участках строительная деятельность развилась только во второй четверти 14 века. Это объясняется общей "вспышкой" градостроительства, что давно констатировано для времени правлений Узбека и Джанибека (1312 - 1357 гг.).

При археологических исследованиях названного памятника основное внимание уделялась раскопкам площадей к С. от села Селитренное. Между тем известна закономерность роста (естественного) городов и сел, стоящих на реках, вверх по течению. Значит, самая старая часть остается ниже и , зачастую, превращается в заброшенный пустырь с руинами .В ситуации на Селитренном городище раскопы, материалы из которых доступны для изучения, находятся выше села по Ахтубе. Но из всех описаний современного состояния памятника известно, что некоторая его часть находится под сельскими усадьбами. Этот район расположен ниже по течению (к Ю.) и является, вероятно, более старой частью городища. Около села, в обрыве размывающегося паводками берега, до сих пор видны остатки богатого, очень крупного сооружения (масса плинф, фрагментов мозаик, мелких находок) в вырытом котловане. В археологическом фольклоре они называются "остатками дворца", что , наверное, может оказаться истинным ( не уточняя , что это за дворец).

Г.А. Федоров-Давыдов пишет, что "город возник на "пустом", свободном месте" (1), при этом все раскопы дают дату 1350 г. плюс/минус 20 лет.

Здесь мы оставим небольшой археологический экскурс без выводов и обратимся к письменным источникам.

Арабский писатель Эломари (ал-Омари) рассказывая о делах в Улусе Джучиевом приводит два описания города Сарая (3; 229, 241): "Столица тамошнего царя - Сарай. Это небольшой город между песками и рекой. Пребывающий там теперь султан его, Узбек, построил в нем медресе для науки ...". Второе описание было неоднократно цитировано, поэтому я приведу только часть его, важную для этой работы : "Он, т.е. Сарай, город великий, заключающий в себе рынки, бани и заведения благочестия (?); место, куда направляются товары. ... Дворец (с золотым новолунием наверху - Е.Г.) окружают стены , башни да дома, в которых живут эмиры его". Чем объяснить такую разницу в одном и том же сочинении ? Автор, находясь долгое время на должности секретаря при египетском султане, собирал сведения о различных странах у лиц, посещавших их , - они указаны в разделах сочинения ал-Омари. Первый информатор побывал в Ак-Орде и Сарае в первые годы ханствования Узбека. Второй, исходя из замечания о наследнике престола, в конце этого правления. Подготавливая окончательную редакцию своего труда султанский секретарь последовательно, без критического осмысления переписал эти и другие свидетельства. А между этими посещениями Дешт-и Кыпчака произошло следующее.

Сарай, построенный как зимнее место пребывания монгольских ханов до Узбека был, вероятно, действительно небольшим городом. Пребывание ханов большую часть времени в ставке (Орде), следование с ним всей администрации не могло способствовать сильному росту города.. До Узбека Сарай был скорее главным торговым центром страны и ремесленной факторией, чем политическим центром. Выраженный монгольский кочевой менталитет, следование Ясе и отсутствие необходимости в некоторых постройках (появившейся позже)- все это делало Сарай похожим на Каракорум из описания Рубрука.

 

Для успешного распространения ислама (что стало важнейшим деянием Узбека) нужно было строить мечети и другие "места благочестия"; требовались и бани - важный элемент мусульманской культуры. Вхождение Улуса Джучиева в систему государств, поклоняющихся Аллаху и пророку Его, привлекло купцов из стран ислама. Усилились экономические связи с мамлюкским Египтом - сильнейшим мусульманским государством того времени и другими странами Ближнего и Среднего Востока . Успешный товарооборот нуждался в новых рынках, караван-сараях и "местах , куда направляются товары". Рост благосостояния и возрастающие потребности в производственной силе всегда приводят к росту населения, это явление не обошло и Сарай. Увеличивается площадь жилых районов. Чтобы превратить город в столицу крупного мусульманского государства, придать ему надлежащий вид и статус, Узбеку действительно пришлось построить новый город, который и получил официальное название Сарай ал-Джедид. Вот эти причины , как мне кажется, объясняют различные характеристики столицы Ак-Орды в хронике ал-Омари.

То, что источники 14 века и последующего времени совершенно умалчивают о существовании двух городов с одним названием и о переносе столицы, свидетельствует , что территориально пункт, где бывали арабские и русские очевидцы, не переместился. Просто привычный им город разросся, что для политических контактов (а они были главной целью посещений) особого значения не имело и в известных нам письменных памятниках не отразилось.

Дата постройки Сарая в 1332 г., которая высчитывается из сообщения Арабшаха , согласуется с датировкой раскопанных участков Селитренного городища. Из предыдущего текста Арабшаха видно, что речь идет об одном городе, и нет оснований относить его к разным. Беглый анализ сообщений ал-Омари в контексте развития мусульманского города вообще, позволяет сделать вывод о причинах роста города Сарая в эпоху правления хана Узбека (1312-1341 гг.). С ним согласуется и дата Арабшаха и археологическая дата Селитренного городища. Такие положения позволяют мне считать топонимы Сарай и Сарай ал-Джедид относящимися к одному городу, располагавшемуся на месте указанного городища. Все археологи, работавшие на этом памятнике, исследовали остатки Нового Сарая, т.к. местонахождение его предшественника еще не выявлено.

Но , с другой стороны, во время правления Токтамыша и в начале 15 века дирхемы выпускаются в Сарае и Сарае ал- Дж., что казалось бы, свидетельствует о двух городах с таким названием. На самом деле мы не знаем организацию монетной чеканки в Улусе Джучиевом ; принципы распределения монетной регалии по городам; правила, по которым городам присваивались титулы и пр.

Косвенным свидетельством того, что Н. Сарай не был отдельным городом могут служить чеканенные там монеты. При Джанибеке дирхемы выпускались на трех дворах - Сарае а-Д., Хорезме, Гюлистане. Только в одном, 749 г.Х., чеканит серебро Сарай ал-Махрусса. Местонахождение Гюлистана подробно здесь рассматриваться не будет; Хорезм сомнений не вызывает, неясным остается только расположение первого двора . При Токтамыше на большинстве монет перед названием стоит арабское слово "БЕЛЕД"- что в этот период обозначает, преимущественно, " СТРАНА. ТЕРРИТОРИЯ, ОБЛАСТЬ, ГОРОД ". Мы читаем "белед Азак", "белед Крым", "белед Сарай", "белед Хаджи-Тархан", но нет "белед Хорезм". "Белед Сарай ал-Джедид " встречено на одном, очень редком, выпуске 791 г.Х. . Только однажды, на дирхеме 775 г.Х., встречен "белед Орду". Обычно слово "белед" переводят как "город". Но Орда не была городом по своей сути; Хорезм - это историческое название региона, столицей которого в разное время были Кят и Ургенч; но почему имея "белед Сарай", мы не имеем "белед Сарай а-Д.", когда даже Гюлистан (Розовый сад - перс.) начавший чеканку дирхемов при Джанибеке в 752 г.Х., называется "белед Гюлистан"? Ответ напрашивается сам собой - Сарай а-Д не был "беледом".

Все города, где велась серебряная монетная чеканка, были центрами провинций. Может быть вообще в Ак-Орде, как и в других мусульманских государствах, чеканка обычно велась от имени земли, где в виде налогов и других поступлений было собрано серебро из которого и чеканена монета ? Прецеденты тому - ситуация в Крыму в начале 14 в., когда были выпущены медные монеты с указанием места чеканки "Солхат" который ,согласно письменным источникам был административным центром Крыма , а дирхемы бились с названием "КРЫМ" (название области за городом утвердилось позже). Второй прецедент, уже указанный, наместничество Хорезм со столицей Ургенч (Гургандж). Тогда указанные в предыдущем абзаце "беледы ..." могут толковаться как " Чекан округа Азака, Гюлистана, Крыма, Орды, Сарая ...". Сарай а-Д. может являться монетным двором столицы, которая во всех странах имела особый статус, свое управление и финансирование. Сосуществование в пределах одного города двух монетных дворов - явление не единичное, известен выпуск двойных дирхемов Ширвана, времени краткого правления Бердибека, и Ширван-базара того же года и имени, и нет оснований предполагать наличие второго Ширвана. В середине XII же века выпускались дирхемы с указанием " белед Бинкет", столицей этой области был Шаш (6;167) Еще раньше, с середины X в. по XIII в. в Ахсикенте бились монеты от имени обл. Фергана, в то же время есть и выпуски от имени города. При переводе слова "белед" термином, обозначающим какое-либо административное деление , оно не будет соответствовать сущности Сарая а-Д. и поэтому к нему не применялось. Если это арабское слово переводить как "город", то становиться неясно, почему оно не применялось к Сараю ал-Джедид.

Последним "опорным столпом" версии о "двух столицах Золотой Орды" является карта Фра Мауро. Она уже была объектом исследования на предмет золотоордынской географии и топонимии (5; 177) . На карте нанесены: Saray Grando, l ordo de Saray, Saray, f. Cara Saray. Последнее название это река, его мы не рассматриваем. Первое название нанесено крупными буквами, обведенными контурной линией; так же написаны Asia, Lituana (Литва), Organca (Ургенч), Parthia (Парфия),Rossia , Sithia (Скифия), Tataria и др. Т.е. этот шрифт применялся для обозначения крупных зон, имевших более географический, чем административный, характер. Второй топоним написан среднего размера затушеванными буквами. Подобным образом прописаны Edil, l ordo de Сagatai, l ordo de Organca, Ruenia, Rossia rossa, Rossia negra, Siroan (Ширван), Tataria (повторно, но на др. стороне р. Танаиса, между ним и Сев. Кавказом) и пр. Этот шрифт обозначал административные районы, например Rossia разделена на Rossia rossa и Rossia negra, а l ordo de Organca находится в составе Organca (Ургенча), так же как l ordo de Saray , Edil и, вероятно, вторая Tataria в составе Saray Grando. Самыми мелкими буквами, другого шрифта, обозначены конкретные объекты - города, реки, нарисованные предметы и постройки. Так подписаны Астрахань, Тана, Рига и др. Так же обозначен и Saray, т.е. как город. Больше никаких обозначений города Сарая на карте нет. Существование второго Сарая, нового, было бы отмечено, как отмечено существование Orgenca nuova (Нового Ургенча) около юго-восточной оконечности Каспийского моря. На наш взгляд данные Карты Фра Мауро подтверждают, что Сарай был один и находился в одноименном округе.

Таким образом , существование двух столиц в Золотой Орде, по имеющимися в нашем распоряжении данным, не подтверждается. Столичным городом в Улусе Джучиевом являлся урбанистический конгломерат Сарай-Сарай ал-Джедид, административный центр округа Сарай, находившийся поблизости от современного села Селитренное Астраханской обл.

Единственным письменным упоминанием о Сарае ал-Джедид является замечание ал-Асади о смерти в Новом Сарае хана Узбека (3. 447, 445 - араб.). Место его погребения до сих пор считалось неизвестным. Тем не менее мы, на наш взгляд, сможем обосновать его локализацию. Около аула Лапас, в Астраханской обл., известен грандиозный погребальный комплекс ордынского времени. Описание его в книге В.Л. Егорова (2.117) насчитывает 4 погребальных сооружения, но в результате разведок 1996 г. было выявлено не менее 16 погребальных сооружений. 4 самых крупных выглядят как земляные платформы с остатками мавзолеев. А самое крупное из них - двухступенчатая платформа, на которой самые обширные руины с обычным забутовочным, облицовочным

кирпичем и цветными плинфами, остатками мозаик. У местного ногайского населения этот курган называется "Девлет-хан". На берегу протока Ахтубы - Большого Ашулука- находится городище. Подъемный материал и остатки сооружений без сомнения свидетельствуют о том, что здесь жили и работали строители тех четырех мавзолеев. Обработанный нами нумизматический материал, собранный на лапаском городище и на курганах включает 189 медных и 3 серебрянные монеты. Распределение по дворам и годам чеканки таково :

Серебряные :

  1.  Мохши, 712 г. - 1
  2.  Сарай , 717 г. - 1
  3.  * , 720-е гг. - 1

Медные:

  1.  Сарай, б\г, (Барс) - 2 шт.
  2.  Сарай, 721 г. (звезда) - 14
  3.  * , 726 г. (сокол) - 14
  4.  * , 731 г. (16 - даник) - 54
  5.  Сарай ал-Махрусса, 731 г. - 7
  6.  Сарай, 730-е гг. (Барс с Солнцем) - 36
  7.  Азак, * - 1
  8.  Сарай ал-Джедид, 740-е гг. (2-главый орел) - 13
  9.  * , 750-е гг. (Цветок) - 3
  10.  Периода смуты, анэпиграфная - 1
  11.  Не расчищенные и не определяемые - 56

Итого - 192 шт.

Такая статистика свидетельствует, что лапаское городище существовало в период, когда в денежном обращении преобладали пулы Узбека, а монеты времени Джанибека только внедрялись в рынок, т.е. на рубеже этих прав-лений. Исходя из характера памятника - место жительства керамистов, строителей и прочих мастеров, работавших на возведении монументальных погребальных сооружений, мы предполагаем, что в мавзолеях были погребены чингизиды-мусульмане Узбек, Тинибек, Хызрбек и некто четвертый, о смерти которого умалчивают известные нам источники. Самый крупный мавзолей (имеющий, исходя из формы насыпи, пристроенную мечеть или завие) принадлежит Узбеку - хану, обратившему Золотую Орду в ислам, выведшем ее на высший международный уровень. Никакого другого лица, достойного таких затрат на сооружение последнего пристанища и жившего на рубеже 30-40 гг. XIV в., мы не знаем. Если наша версия верна, то расположение лапаского комплекса в округе (ок. 40 км.) Селитренного гор.. а не Царевского, подтверждает предположение, что именно Селитренное является остатками "биляд"Сарая-Сарая ал-Джедид.

Список использованной литературы.: 

  1.  Г.А. Федоров-Давыдов Золотоордынские города Поволжья.-М.,1994
  2.  В.Л. Егоров. Историческая география Золотой Орды -М., 1983
  3.  Тизенгаузен В.Г. Сборник сведений, относящихся к Золотой Орде .- СПб., 1883.
  4.  И.В. Евстратов. О золотоордынских городах, находившихся на местах Селитренного и Царевского городищ ( опыт использования монетного материала для локализации средневековых городов Поволжья)// Эпоха бронза и ранний железный век в истории древних племен южнорусских степей - Саратов, 1997,
  5.  Ю.Е Варваровский, И.В. Евстратов. О тождественности передачи Ф.Ф. Чекалиным карты Фра Мауро 1459 г.// Древности Волго-Донских степей - Волгоград, 1998. Вып. 6.
  6.  Е.А. Давидович. Денежное хозяйство Средней Азии в Х111 в. - М., 1972.
  7.  А.П. Григорьев. Золотоордынский город Орда// Востоковедение- Л., 1990.
  8.  Очерки истории арабской культуры V-XV вв. - М.,1982.

 

Эта статья с любезного разрешения автора взята по адресу: 

http://lowvolga.chat.ru/dislowvolga.htm 

    


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35096. Анализ хозяйственной деятельности предприятия 11.34 MB
  Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научнотехнического прогресса эффективных форм хозяйствования и управления производством преодоления бесхозяйственности активизации предпринимательства инициативы и т. Например чтобы понять сущность себестоимости продукции необходимо знать не только из каких элементов она состоит но и от чего зависит ее величина по каждой статье затрат. Чем...
35099. Теория организации. Система государственного и муниципального управления. Региональная экономика и управление 283.5 KB
  В организацию входят ее участники, члены, работники, поскольку организация — это не один человек, а общность людей, причем людей, не просто связанных между собой, а взаимосвязанных, где действия одного обусловлены действиями другого и вызывают их.
35100. Система государственного и муниципального управления в России 422.5 KB
  К организационнотехнологическим принципам управления относятся принципы: сочетание централизма и децентрализма; единоначалия и коллегиальности; приоритет общего над частным; единство федерального регионального и местного управления. Представительными законодательными органами и органами местного самоуправления характерны следующие признаки: выполнение общезначимых функций нормативнораспорядительное регулирование подзаконный характер деятельности использование властных полномочий. Наиболее крупными органами местного...
35101. Общая психология. Специфические особенности и классификация психических явлений 3.12 MB
  Предметом психологии как науки является психическая деятельность психика сознание человека. Она изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуальнотипологических особенностей человека. Но высшей формой психики является сознание человека которое возникло в процессе общественнотрудовой практики. Иначе говоря психика это субъективное отражение объективного мира на основе которого регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
35102. Экономика. Билеты с ответами 547.89 KB
  Билет 2: Неоклассическая модель. билет 1. Влияние увеличения госрасходов на равновесие: Влияние снижения налогов на равновесие: Билет 3: Функция потребления Кейнса. Предположение: Билет 4: Теория межвременного выбора Фишера.
35103. Политология. Шпаргалки к госекзамену. Государство и личность 710.61 KB
  Законе Российской Федерации О безопасности национальная безопасность трактуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности общества государства от внутренних и внешних угроз. Конституционные основы организации публичной власти в Российской Федерации. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ Федеральное Собрание парламент состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы Правительство РФ суды РФ существует единая судебная система РФ ее высшими звеньями являются Конституционный Суд РФ...
35104. Заболевания носоглотки 98.5 KB
  Врожденные аномалии наружного носа в виде полного его отсутствия расщепления кончика носа двойного носа и пр. встречаются крайне редко и не имеют такого практического значения как врожденные и приобретенные изменения в полости носа ведущие к нарушению проходимости носовой полости для вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Сужение и зарастание полости носа.