65127

Об одной группе медных подражаний джучидским деньгам из Николаевской области (Украина)

Научная статья

История и СИД

Одним из таких районов является район нижнего Побужья вместе с выпуском подражаний медной монете Сарая ал Джедид с цветочным орнаментом выпуск нескольких серий медных монет с высокой точностью имитирующих серебряные денги Сарая ал Джедид с именами ханов Бердибека фото...

Русский

2014-07-25

206 KB

5 чел.

 

On-line версия доклада. Доклад на IV международной нумизматической конференции «Монеты и денежное обращение в Монгольских государствах XIII-ХV вв.». Булгар, 2005 г.

(Текст доклада в состав сборника IV МНК  не вошел и будет опубликован в 3 части сборника "Восточная нумизматика в Украине)

Об одной группе медных подражаний джучидским денгам из Николаевской области (Украина)

© К.К. Хромов, 2005 г.

Основной задачей данного доклада является постановка проблемы, вынесенной в заголовок. Практически полное отсутствие публикаций местных украинских музеев южного региона страны делает невозможным дальнейшее изучение вопроса о местной чеканке в Нижнем Побужье в 60-е годы XIV века. Вместе с констатацией этого факта хотел бы обратится к работникам местных музеев Кировоградской, Николаевской и Херсонской областей с просьбой о совместной работе над этой проблемой.

XIV век в истории Улуса Джучи принес исследователям исторических и экономических процессов такое явление, как «подражания» джучидским монетам. Вопрос об этих подражаниях, их назначении, месте выпуска и значении для разных регионов, входивших в состав Улуса Джучи, все еще остается недостаточно проработанным и по настоящему недооцененным в работах по средневековой нумизматике Восточной Европы. В настоящее время представляется возможным разделить такие монеты на две основные группы. К первой группе могут быть отнесены подражания, происходящие из центральных территорий вилайетов Улуса Джучи, и являющихся, в большинстве своем, продукцией местных фальшивомонетчиков. Монеты этой группы вполне можно назвать именно тем, чем они и являлись – «древние фальшивые деньги» или «подделки» (ancient fake money). Монеты эти, как правило, отличались от подлинных монет большим несистемным колебанием веса, размера. Изготовлялись из серебра различной пробы, меди и также путем плакирования обычно медного ядра серебром либо другим недрагоценным белым металлом (цинком?). Кроме бессистемности в весе, такие монеты никогда не выстраиваются в «штемпельные цепочки», т.е. их выпуск был также бессистемный, от случая к случаю. В некоторых сопредельных землях, в том числе и на окраинных территории собственно Золотой Орды, происходил выпуск «местных подражаний» (local imitations). Эти выпуски, в зависимости от многих экономических и политических факторов, чаще всего преследовали цели восполнения недостатка наличных денег на местном рынке. Очень часто такие выпуски становились основой для создания дальнейшей местной чеканки и представляли строго выстроенную цепочку из оригинальных номиналов.

Эпидемия чумы, поразившая  Крым и страны Западной Европы в 1346-1352 годах на некоторое время прервали устоявшийся торговый путь через гавань Кафы и Солдайи и заставили купцов искать обходные сухопутные маршруты. Таким образом, в сферу международной торговли попали ордынские города в среднем течении Днепра, на Южном Буге и Днестре. К середине 50-х – началу 60-х годов XIV века в западных землях Улуса Джучи (кроме Крымского полуострова) и сопредельных полунезависимых от Орды славянских княжествах в условиях отдаленности от всех центров чеканки монеты с одной стороны, и мощным развитием собственных товарно-денежных отношений с другой, возникает самобытное явление – выпуск локальных подражаний.

Одним из таких районов является район нижнего Побужья – вместе с выпуском подражаний медной монете Сарая ал-Джедид с цветочным орнаментом – выпуск нескольких серий медных монет, с высокой точностью имитирующих серебряные денги Сарая ал-Джедид с именами ханов Бердибека (фото 1-14) и Хызра (фото 15-18) и датами 760, 762 г.х.. Наибольшее количество в находках представляют подражания денгам Бердибека чекан Сарай ал-Джедид. В настоящее время известно о 15 монетах-подражаниях с именем Бердибека и о 3 монетах с именем Хызра. Большинство этих монет покрыто патиной и не несут на себе следов покрытия другим металлом. От местных краеведов и коллекционеров известно. Что находки таких монет в этом регионе не редкость, но пока это все данные, что удалось собрать автору. Место выпуска, предположительно, крепость Балыклея на реке Чичиклея при впадении ее в Южный Буг. Медные денги вероятно были «военными деньгами», связанными с приготовлением к военным столкновениям с Ольгердом (Синеводская битва).

 

фото 1 (частная коллекция)

фото2 (частная коллекция)

фото 3 (частная коллекция)

фото 4 (частная коллекция)

фото 4 (частная коллекция)

фото 5 (частная коллекция)

фото 6 (частная коллекция)

фото 7 (частная коллекция)

фото 8 (частная коллекция)

фото 9 (частная коллекция)

фото 10 (частная коллекция)

фото 11 (частная коллекция)

фото 12 (частная коллекция)

фото 4 (частная коллекция)

фото 14 (частная коллекция)

фото 15 (частная коллекция)

фото 16 (частная коллекция)

фото 17 (частная коллекция)

Уважаемые читатели!

Автор настоящей работы постоянно работает над темой реконструкции ордынско-литовских экономических  отношений, в том числе и над их нумизматическим аспектом.

Поэтому, автор будет благодарен за любую информацию о монетных находках ордынских монет и подражаний им, а также о любых неидентифицируемых монетах XIII-XV веков из ордынско-литовских пограничных регионов.

Предлагаю безвозмездную помощь для украинских музеев по атрибуции нумизматических памятников XIII-XV веков.

Мой e-mail: constart@inbox.ru    khromov@svitonline.com

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45559. Понятие PR-кампании 76 KB
  Понятие PRкампании PRкампания это целенаправленная системно организованная и завершенная совокупность PRопераций и обеспечивающих их мероприятий объединенных общим стратегическим замыслом направленная на решение конкретной проблемы организации базисного субъекта PR и осуществляемая технологическим субъектом субъектами PR на определенном этапе деятельности организации. Объектом PRкампании является сознание и поведение членов целевых аудиторий организации функционирующих в рамках конкретной проблемной ситуации. Роджерсу...
45560. Принципы планирования PR-кампании, основные этапы планирования: общая характеристика 50 KB
  Принципы планирования PRкампании основные этапы планирования: общая характеристика. PRкампания это целенаправленная системно организованная и завершенная совокупность PRопераций и обеспечивающих их мероприятий объединенных общим стратегическим замыслом направленная на решение конкретной проблемы организации базисного субъекта PR Основные этапы PRкампании: Аналитический этап Что делать Планирование Как делать Реализация Как делаем Оценка PRкампании Как сделать Можно опустить 1 и 4 этап т. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП...
45561. Специальные PR-мероприятия: виды и специфика проведения 85 KB
  Специальные мероприятия Specil Event это события проводимые компаниями в целях привлечения внимания общественности к самой компании ее деятельности продуктам и услугам. БРИФИНГ короткая сжатая во времени инструктивная встреча руководства компании с журналистами с приглашением представителей органов государственной власти. 1 по цели проведения события: рабочие обучающие семинары конгрессы; информативные облеченные при этом в развлекательную форму выпуск первой партии товара награждение миллионного покупателя день...
45562. Спонсорство и благотворительность в системе СО 41 KB
  Спонсорство и благотворительность в системе СО Виды благотворительной деятельности: спонсорство; меценатство оказание безвозмездной помощи; патронаж оказание регулярной помощи без какоголибо обратного эффекта. 3 определено что спонсором является лицо предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и или проведения спортивного культурного или любого иного мероприятия создания и или трансляции теле или радиопередачи либо создания и или использования иного результата творческой деятельности....
45563. Понятие корпоративной социальной ответственности 62.5 KB
  Понятие корпоративной социальной ответственности. Согласно российским источникам корпоративная социальная ответственность это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной экономической и экологической сферах связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума1. Корпоративная социальная ответственность предполагает2: производство в достаточных количествах продукции и услуг качество которых соответствует всем обязательным нормам при соблюдении всех законодательных...
45564. Исследования в оценке эффективности 47 KB
  Мориарти данные о влиянии PR на показатели сбыта и прибыли если оно имело место служат наиболее надежной оценкой эффективности этого вида маркетинговых коммуникаций Вопервых количество подготовленных информационных продуктов среди которых следует выделить базовые информационные продукты справка о результатах исследования стратегическая концепция тактический план сценарий акции рабочая смета и оперативные информационные продукты информационный пакет письмо релиз анонсы приглашения и т. Вовторых количество лиц...
45565. Международные органы саморегулирования в области PR. Международные профессиональные кодексы 51 KB
  МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ ИПРА Концепция Международной ассоциации ПР появилась в ноябре 1949г. Международная ассоциация ПР ИПРА была создана в Лондоне 1 мая 1955 г. Тогда же был официально принят ее Устав и избран Совет ИПРА. Сегодня ИПРА является всемирной профессиональной организацией которая служит катализатором развития высоких норм в области образования этики практики ПР.
45566. Структурный анализ активов и пассивов предприятия деятельности на ООО «Кавказстройсервис» 553.5 KB
  Собственники анализируют финансовые отчеты с целью поиска путей повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам.
45567. Проект расчёта электрической машины постоянного тока 2.03 MB
  Цель работы – изучить устройство и принцип действия, а также зависимости между физическими величинами и геометрией машины, связи между отдельными физическими величинами, спроектировав двигатель постоянного тока.