65128

Перечеканка привозных монет в Крымском улусе в XIII веке

Научная статья

История и СИД

Кроме того это позволяет дать в последующем ответы на некоторые вопросы метрологии – ведь вес и проба серебра в монете-заготовке должны были соответствовать установленным в Крымском Улусе нормам следовательно на определенном этапе Крым начал использовать для своей монеты общепринятую в регионе весовую норму.

Русский

2014-07-25

140 KB

2 чел.

 

On-line версия доклада XIV Всероссийская нумизматическая конференция. Санкт-Петербург, Гатчина, 16-21 апреля 2007 года (Тезисы докладов, С.96-97)

 Перечеканка привозных монет в Крымском улусе в  XIII веке.

К.Хромов (Киев)

Работая над каталогом ранних серебряных йармаков Крымского улуса второй половины XIII века, мной был выявлен ряд монет со следами перечеканки. Изучение этих следов (остатков изображений и легенд) позволил предположить, что в первые десятилетия работы монетного двора в Крыму в качестве сырья использовалась привозная монета. Явление это для монетного дела западной части Улуса Джучи до настоящего времени отмечено не было. Интерес в изучении таких перечеканок очевиден – выяснение типов монет, послуживших сырьем, дает нам возможность отследить торговые связи в эпоху становления государственности Улуса Джучи в целом и Крыма в частности. Кроме того, это позволяет дать в последующем ответы на некоторые вопросы метрологии – ведь вес и проба серебра в монете-заготовке должны были соответствовать установленным в Крымском Улусе нормам, следовательно, на определенном этапе Крым  начал использовать для своей монеты общепринятую в регионе весовую норму.

Всего было выявлено 7 монет со следами перечеканки. Две монеты – серебряные йармаки с тамгой и титулами, соотносимыми с именем хана Берке, и считающиеся первыми монетами Крымского Улуса под властью Джучидов. Еще 5 монет – серебряные йармаки с тамгой и именем хана Менгу Тимура и датой 665 г.х. Следует отметить тот факт, что среди последующих выпусков раннего крымского серебра других типов следов перечеканки не обнаружено.

В результате проделанной работы по реконструкции и прорисовке сохранившихся после перечеканки элементов изображений первоначального типа было выявлены следующие группы монет, использованных в качестве заготовок:

1.    В качестве монеты-подложки для чеканки двух йармаков с титулами Берке использованы монеты с точечным внешним картушем и легендами с использованием арабского алфавита (рис.1-2). Следов изображений не обнаружено. Легенды монеты-подложки прочтению не поддаются. Наиболее вероятное предположение – это использование для перечеканки во время правления Берке серебряных монет (дирхемов) чеканенных Сельджукидами в Малой Азии.

2.    В качестве монеты-подложки для чеканки трех монет с именем Менгу Тимура, монетным двором «Крым» и датой 665 год хиджры использованы монеты Венеции – гроссо (рис.3-5).

3.    На еще двух крымских монетах с именем Менгу Тимура и датой 665 год хиджры имеются достаточно четкие следы перечеканки (рис. 6-7), однако тип монеты-подложки не устанавливается. С большей долей вероятности  можно говорить об использовании для перечеканки европейских монет, скорее всего, тех же венецианских гроссо.

Наблюдения над перечеканками из привозных монет позволяют отследить как источники поступления серебра для чеканки собственной монеты в Крымском Улусе, так и выявить типы международной торговой монеты для изучаемого региона в разные отрезки времени. В данном случае в отношении крымских йармаков с именем Менгу Тимура и датой 665 год хиджры можно сделать следующие выводы:

1.    Сравнительный анализ позволил атрибутировать монету-основу. Это гроссо  Реньеро Зено (? — 7 июля 1268 г.). Такая атрибуция монеты-подложки, перечеканенной в йармак с именем Менгу Тимура, стала возможна после прорисовки сохранившихся следов изображений и легенд монеты-подложки и сравнения получившегося результата с гроссо Венецианских дожей середины XIII века. Все этапы этой работы показаны на рисунках 8-10;

2.    Наличие монет Менгу Тимура, чеканенных в Крыму с датой 665 год хиджры перечеканенных из венецианских гроссо позволяет утверждать, что существенную роль в международной черноморской торговле в 60-е годы XIII века выполняли именно серебряные венецианские гроссо;

3.    Изучение весовых характеристик крымских йармаков, чеканенных во времена Берке и Менгу Тимура (рис. 11) позволяют сделать вывод об изменении весовой системы в Крымском Улусе в период правления последнего;

4.    Известно, что в это же время венецианские гроссо чеканили с использованием венецианской марки в 238,5 грамма, а именно 109 1\3 и 109 1\2 монеты из марки (1). При этом, реальные значения веса известных автору экземпляров гроссо имеют существенный разброс: 1,75-2,05 грамма. Максимум на диаграмме зависимости веса от количества монет Менгу Тимура находится на значении в 1,95 г, Можно допустить вероятность применения в монетном деле на монетных дворах  Крыма при Менгу Тимуре стопы, использовавшейся в производстве венецианских гроссо. Это  защищало крымскую монету от ухода ее из денежного обращения, как более тяжелой, и делало ее удобной в денежном обращении при расчетах, фактически уравнивая ее с весом международной торговой монеты.

5.    Перечеканка монет Менгу Тимура из венецианских гроссо может быть связана с большим притоком венецианской монеты в казну Менгу Тимура после передачи генуэзцам Каффы (2).

Ссылки: 1. Stahl A.M. Zecca... P. 171. "According to the capitulary of 1278, a mark of silver was to make between  109 1/3 and 109 1/2 grosso coins per mark... (Archivio di stato di Venezia. Secreta. Capitolare dei Massari all'argento. Liber Primus Capitulariorum. Cap. I).

2. Об этом разрешении упоминает Никифор Григора (Historia, ed. Bonn, II, с. 683-684). О возможной дате см. 67, с. 158-163; также 126, с. 30-31.

3. Для иллюстрации к докладу использовано изображение гроссо на сайте: http://medievalcoins.ancients.info  номер в коллекции DV-11-001 1,78 гр. 20 мм.

 

 

 

фото 1

фото2

фото 3

фото 4 

фото 5 

фото 6 

фото 7

фото 8

фото 9

фото 10

рис. 11 Диаграммы весовых данных

 

Уважаемые читатели!

Автор настоящей работы постоянно работает над темой торговых и политических связей между Улусом Джучи и странами Европы, в том числе и над нумизматическим аспектом этой проблемы.

Поэтому автор будет благодарен за любую информацию о находках ордынских монет со следами перечеканки.

Предлагаю безвозмездную помощь для украинских музеев по атрибуции нумизматических памятников XIII-XV веков.

Мой e-mail: constart@inbox.ru    khromov@svitonline.com

Мой сайт: www.hordecoins.folgat.net

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80823. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ 46.28 KB
  Кадровое планирование планирование персонала это целенаправленная деятельность по подготовке кадров обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала расчету его профессионально-квалификационной структуры определению общей и дополнительной потребности контролю за его использованием. Сущность кадрового планирования заключается в создании условий для предоставления людям рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии с их способностями склонностями и требованиями бизнеса Основные задачи...
80824. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЗНАКИ, СВОЙСТВА, ФУНКЦИИ 46.73 KB
  Организация – это функция управления целью которой является достижение миссии задачей – формирование структур организации из множества элементов обеспечение всем необходимым для ее нормальной работыматериалами оборудованием денежными средствами знаниями персоналом и т. В любой организации реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды производство продукта и передача его во внешнюю среду. Основные потоки организации: на входе – поступление материалов рабочей силы капитала; на выходе – готовый продукт товары...
80825. МАТРИЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЗНАКИ, СВОЙСТВА, СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ 45.14 KB
  Выбор конкретного варианта определяется тем какие права делегирует ему высшее руководство организации. Руководители проектов в матричной организации отвечают в целом за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов относящихся к данному проекту. Помимо руководителя организации назначается руководитель программы ранг которого выше ранга руководителя организации.
80826. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ: ЭТАПЫ, СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ, ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПАХ 46.03 KB
  Подготовка проекта реорганизации. Цели проекта: задачи и ожидаемые результаты; создание группы реорганизации с определенным удовлетворением квалификации и профессионализма; преодоление сопротивления реорганизации. Задача высшего руководства: обучить управленческую группу методологии проведения реорганизации. Задачи: выявление интересов потребителей; планирование необходимых мероприятий; выбор субъектов и объектов реорганизации; разработка модели текущего состояния организации; выявление видов деятельности организации;...
80827. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ПОРЯДОК ФОРМИРВОАНИЯ 45.23 KB
  Субъект общественного мнения – общественность или группа характеризующиеся некой ценностью. Объект общественного мнения те факты общественной жизни которые затрагивают интересы группы общности и представляются актуальными социально значимыми. В основе общественного мнения лежат потребности и интересы людей. Признаки общественного мнения: нормативнооценочный характер т.
80828. PR И СМИ: ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 47.1 KB
  Связи со СМИ одно из важнейших направлений PR. Именно поддержкой связей со СМИ mssmedi reltions в основном и занимаются большинство PRменеджеров компаний предприятий и организаций. Основные принципы работы со СМИ: представление СМИ одного голоса; сочетание плановости и гибкости; взаимодействие с представителями СМИ осуществляется как на формальном так и на не межличностном уровне Правила работы со СМИ: строить отношения на доверительной основе предоставляя информацию в полном объеме и оговаривать формы использования информации; 2.
80829. ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ 51.62 KB
  Корпоративный имидж – целенаправленно создаваемый эмоционально окрашенный образ организации. Цель и задачи корпоративного имиджа – привлечение внимания и создание позитивного общественного мнения об организации. Коммерческой организации позитивный имидж помогает увеличить конкурентоспособность на рынке.
80830. КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 45.22 KB
  Две модификации управленческого решения: Теоретически найденное решение; т. понятие качества управленческого решения. эффективность решения.
80831. ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 44.64 KB
  На основе анализа ситуации и определения критериев разрабатывается как можно большее количество возможных вариантов решений из которых составляется база данных. Методы принятия решений: 1 индивидуальный решения принимаются непосредственно ответственным лицом руководителем; 2 коллективный решения принимаются в процессе делового совещания мозгового штурма или руководитель сформулировав проблему в письменном виде дает приказание специалистам способным привнести существенный вклад в ее разрешение внести свои предложения. Для этого...