6513

Предмет и метод социально-экономической статистики

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Предмет и метод социально-экономической статистики Социально-экономическая статистика - это общественная наука. Предмет ее составляет количественная (цифровая) характеристика массовых явлений и процессов общественной жизни, неразрывно связанная...

Русский

2013-01-04

42 KB

13 чел.

Предмет и метод социально-экономической статистики

Социально-экономическая статистика – это общественная наука. Предмет ее составляет количественная (цифровая) характеристика массовых явлений и процессов общественной жизни, неразрывно связанная с их качественной стороной. Нет практически ни одной отрасли знаний и сферы деятельности, которой бы не коснулась социально-экономическая статистика.

Значение статистики как самостоятельной общественной науки наиболее ярко проявляется на современном этапе развития нашего общества. Совершенствование общественных отношений постоянно требует адекватного их отражения в системе категорий всех общественных наук. Но наиболее полное их отражение возможно лишь на основе диалектического раскрытия единства качественной и количественной сторон социально-экономических отношений. При этом количественным измерителем общественных явлений и процессов может быть только социально-экономическая статистика.

Система государственной статистики в РФ представляет собой научно-методологический орган, в котором непосредственно разрабатываются важные и наиболее актуальные вопросы статистической теории и методологии. Тем самым в органах государственной статистики, с одной стороны, происходит аккумулирование наиболее прогрессивных достижений статистической науки; причем аккумулирование осуществляется целенаправленно и активно, путем непосредственного внедрения их в статистическую практику; с другой стороны, результаты, получаемые в органах государственной статистики, по своему существу являются научными и представляют собой научную основу для дальнейшего развития статистической науки как в целом, так и отдельных ее направлений.

Такое органическое сочетание статистической науки и практики, осуществляемое в нашей стране, представляет собой фундаментальную закономерность развития социально-экономической статистики как общественной науки.

Исходя из вышесказанного, социально-экономическая статистика – это:

  •  наука, представляющая собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин;
  •  отрасль практической деятельности – сбор, обработка, анализ и публикация массовых данных о явлениях и процессах общественной жизни;
  •  совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни;
  •  отрасль статистики, использующая методы математической и общей теории статистики для изучения социально-экономических явлений и процессов.

Социально-экономическая статистика выработала систему научных понятий, категорий, методов, посредством которых она познает свой предмет. Многие явления становятся точно определенными и значимыми, лишь будучи статистически выраженными, т.е. представленными в форме количественных статистических показателей.

В статистических показателях проявляются многие закономерности массовых социальных и экономических явлений в конкретных условиях места и времени, которые иначе не могут быть выявлены. Такого рода закономерности называются статистическими закономерностями.

Объектом изучения социально-экономической статистики являются все сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная и др. Это связывает социально-экономическую статистику с другими науками, изучающими общество и закономерности его развития. В этом общем для всех общественных наук объекте каждая из них находит свой аспект изучения.

Задачи социально-экономической статистики сводятся, в основном, к следующему:

  1.  Систематизация и обработка данных, всесторонне характеризующих экономику, для обеспечения ими руководящих органов на всех уровнях управления.
  2.  Характеристика структуры общественного производства, заключающаяся в глубоком анализе эффективности общественного производства и повышения качества продукции (работ, услуг).
  3.  Пересмотр, совершенствование и научное обоснование системы макроэкономических показателей, ориентированных на характеристику развития рыночных отношений, резервов развития экономики, выявления факторов роста конечных результатов, выработку рекомендаций по решению сложных социально-экономических проблем (инфляция, демонополизация и т.д.) и другие.
  4.  Формирование общности принципов организации федеральных и региональных ведомств, что обеспечивает методологическое единство государственной статистики на всех ее уровнях.

В основе статистического исследования экономики как единого социально-экономического организма, законов его функционирования и развития лежит строгий системный, всесторонний и комплексный подход, который опирается на метод материалистической диалектики.

Опираясь на законы диалектики, социально-экономическая статистика разрабатывает специфические приемы, способы исследования, соответствующие природе изучаемых ею явлений и составляющие в целом метод социально-экономической статистики, или иначе её методологию.

Статистическая методология характеризуется системным характером. Это значит, что используется система статистических методов исследования, взаимоувязанных между собой. Характерными особенностями этой системы являются то, что, во-первых, традиционные методы статистической обработки – сводка, группировка, получение обобщающих показателей – дополняются математико-статистическими методами; во-вторых, традиционные методы органически увязываются с математико-статистическими (это выражается в том, что математико-статистические приемы в ряде случаев пронизывают традиционные методы); в-третьих, определяющее, исходное положение в этой системе занимают традиционные методы статистического анализа.

В своих исследованиях социально-экономическая статистика использует методы и принципы общей теории статистики, опирается на них и развивает иx. Это, прежде всего, метод статистического наблюдения (сплошного и, преимущественно, выборочного), метод группировок, метод обобщающих показателей – абсолютных и относительных величин, средних величин, индексный метод и др. Все эти методы применяются с учетом конкретных особенностей изучаемых объектов, места и времени. Этим самым осуществляется дальнейшее их развитие и совершенствование.

Особенно большое значение в социально-экономической статистике имеет балансовый метод. Наиболее широкое применение он находит в сочетании с методом группировок.

Можно отметить, что метод группировок пронизывает все разделы социально-экономической статистики и, как говорят статистики, является «душой» статистического исследования. Анализ результатов статистических группировок требует применения методов математической статистики: рядов распределения, теории корреляции, факторного и дисперсионного анализа и т.п.

Особо укажем на следующее обстоятельство: явления и процессы, изучаемые социально-экономической статистикой, находятся в состоянии непрерывного движения, количественного и качественного изменения; изменяются их размеры, структура, сущность, закономерности развития. Одновременно должны видоизменяться статистические приемы и методы исследования применительно к изменениям такого рода. Так, в настоящее время перед статистикой встают сложные задачи, связанные с переходом к получению информации не от всеобщей статистической текущей отчетности, а с помощью новых методов, ориентированных на:

  1.  выборочные наблюдения;
  2.  грамотную экстраполяцию, экспертные оценки и другие методы, широко применяемые в международной практике.

В условиях информационно-вычислительной сети статистики (ИВСС) значительно расширяются возможности применения более сложных приемов социально-экономической статистики, экономико-математических методов, математической статистики. Экономико-математические методы все более становятся органически составной частью ИВСС. Это определяется следующими обстоятельствами. С одной стороны, статистически организованная информация – это основа практической реализации результатов экономико-математического моделирования общественных явлений и процессов. С другой стороны, сама организация статистической информации в полной мере обеспечивается лишь на основе использования в статистических расчетах математических методов, в частности, математической статистики.

Социально-экономическая статистика постоянно совершенствует свою методологию, что обеспечивает успешное решение задач, возникающих перед ней в условиях перехода экономики России на международные стандарты учета и статистики и внедрения системы национальных счетов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55013. Похідна та її застосування 844 KB
  Мета уроку: навчальна мета: перевірити узагальнити систематизувати поглибити знання вміння навички учнів з теми; повторити та удосконалити знання правил і формул диференціювання елементарних функцій...
55014. Похідна як швидкість. Розв’язання задач прикладного характеру з застосуванням похідної. Похідна в математиці та фізиці 126.5 KB
  Мета уроку: Розкрити технологію розв’язання текстових фізичних задач із застосуванням похідної, дати уявлення про похідну як швидкість; систематизувати та поглибити теоретичні знання учнів; орієнтувати учнів на виявлення та вивчення багатогранності зв’язків між фізичними та математичними поняттями...
55015. Доба героїчних походів козаків. Петро Конашевич-Сагайдачний 102.5 KB
  Мета: розглянути напрями морських походів козаків; охарактеризувати діяльність гетьмана П.Актуалізація опорних знань учнів: фронтальна бесіда: Про кого ми вивчаємо у 8класіпро козаків; Хто такі козаки Які причини виникнення козацтва...
55016. Морські походи козаків. Гетьман П.Сагайдачний. Участь українського козацтва у Хотинській війні 74 KB
  Мета уроку: розкрити характерні особливості історії України першої половини ХVІІст. – «доби героїчних походів»; поглибити знання учнів про військове мистецтво українського козацтва; ознайомити учнів з військовою, суспільно-політичною та дипломатичною діяльністю видатного гетьмана Петра Конашевича-Сагайдачного...
55017. Використання надбудови. Пошук розв’язку електронних таблиць Microsoft Excel 466.5 KB
  В теоретичної частині роботи розглядається питання: Засіб Пошук розв’язку. Розв’язання задач з використанням функціональних можливостей електронних таблиць Microsoft Excel.
55018. Розв'язування показникових рівнянь 428 KB
  Мета: Систематизувати компетентність по розвязуванню показникових рівнянь. Виховувати наполегливість, вміння аналізувати, розвивати кмітливість. Обладнання: дошка, крейда, роздатковий матеріал.
55019. Інформація. Інформаційні процеси в системі. Апаратне забезпечення інформаційної системи 44 KB
  Мета: повторити і закріпити основні поняття вміння; поглибити розуміння учнями фактичного матеріалу: спонукати до самостійного опанування учнями предмета; розвивати пізнавальну активність увагу пам’ять уміння аналізувати;...
55020. СЕКРЕТНИЙ ПОКУПЕЦЬ 81.5 KB
  Мета конкурсу: узагальнення і поглиблення професійних знань, умінь та навичок продавця. Демонстрація досягнутого рівня підготовки студентів–практикантів та розвиток зацікавленості їх до майбутньої професії з предмету навчальна практика.
55021. ПОЛЕ ЧУДЕС 112.5 KB
  Цель: заинтересовать учащихся предметом; вовлечь их в самостоятельную работу; способствовать расширению кругозора учащихся; способствовать развитию внимания, мышления, памяти, смекалки, познавательной и творческой активности учащихся; воспитывать трудолюбие, ответственность, интерес к изучению математики.