6513

Предмет и метод социально-экономической статистики

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Предмет и метод социально-экономической статистики Социально-экономическая статистика - это общественная наука. Предмет ее составляет количественная (цифровая) характеристика массовых явлений и процессов общественной жизни, неразрывно связанная...

Русский

2013-01-04

42 KB

13 чел.

Предмет и метод социально-экономической статистики

Социально-экономическая статистика – это общественная наука. Предмет ее составляет количественная (цифровая) характеристика массовых явлений и процессов общественной жизни, неразрывно связанная с их качественной стороной. Нет практически ни одной отрасли знаний и сферы деятельности, которой бы не коснулась социально-экономическая статистика.

Значение статистики как самостоятельной общественной науки наиболее ярко проявляется на современном этапе развития нашего общества. Совершенствование общественных отношений постоянно требует адекватного их отражения в системе категорий всех общественных наук. Но наиболее полное их отражение возможно лишь на основе диалектического раскрытия единства качественной и количественной сторон социально-экономических отношений. При этом количественным измерителем общественных явлений и процессов может быть только социально-экономическая статистика.

Система государственной статистики в РФ представляет собой научно-методологический орган, в котором непосредственно разрабатываются важные и наиболее актуальные вопросы статистической теории и методологии. Тем самым в органах государственной статистики, с одной стороны, происходит аккумулирование наиболее прогрессивных достижений статистической науки; причем аккумулирование осуществляется целенаправленно и активно, путем непосредственного внедрения их в статистическую практику; с другой стороны, результаты, получаемые в органах государственной статистики, по своему существу являются научными и представляют собой научную основу для дальнейшего развития статистической науки как в целом, так и отдельных ее направлений.

Такое органическое сочетание статистической науки и практики, осуществляемое в нашей стране, представляет собой фундаментальную закономерность развития социально-экономической статистики как общественной науки.

Исходя из вышесказанного, социально-экономическая статистика – это:

  •  наука, представляющая собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин;
  •  отрасль практической деятельности – сбор, обработка, анализ и публикация массовых данных о явлениях и процессах общественной жизни;
  •  совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни;
  •  отрасль статистики, использующая методы математической и общей теории статистики для изучения социально-экономических явлений и процессов.

Социально-экономическая статистика выработала систему научных понятий, категорий, методов, посредством которых она познает свой предмет. Многие явления становятся точно определенными и значимыми, лишь будучи статистически выраженными, т.е. представленными в форме количественных статистических показателей.

В статистических показателях проявляются многие закономерности массовых социальных и экономических явлений в конкретных условиях места и времени, которые иначе не могут быть выявлены. Такого рода закономерности называются статистическими закономерностями.

Объектом изучения социально-экономической статистики являются все сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная и др. Это связывает социально-экономическую статистику с другими науками, изучающими общество и закономерности его развития. В этом общем для всех общественных наук объекте каждая из них находит свой аспект изучения.

Задачи социально-экономической статистики сводятся, в основном, к следующему:

  1.  Систематизация и обработка данных, всесторонне характеризующих экономику, для обеспечения ими руководящих органов на всех уровнях управления.
  2.  Характеристика структуры общественного производства, заключающаяся в глубоком анализе эффективности общественного производства и повышения качества продукции (работ, услуг).
  3.  Пересмотр, совершенствование и научное обоснование системы макроэкономических показателей, ориентированных на характеристику развития рыночных отношений, резервов развития экономики, выявления факторов роста конечных результатов, выработку рекомендаций по решению сложных социально-экономических проблем (инфляция, демонополизация и т.д.) и другие.
  4.  Формирование общности принципов организации федеральных и региональных ведомств, что обеспечивает методологическое единство государственной статистики на всех ее уровнях.

В основе статистического исследования экономики как единого социально-экономического организма, законов его функционирования и развития лежит строгий системный, всесторонний и комплексный подход, который опирается на метод материалистической диалектики.

Опираясь на законы диалектики, социально-экономическая статистика разрабатывает специфические приемы, способы исследования, соответствующие природе изучаемых ею явлений и составляющие в целом метод социально-экономической статистики, или иначе её методологию.

Статистическая методология характеризуется системным характером. Это значит, что используется система статистических методов исследования, взаимоувязанных между собой. Характерными особенностями этой системы являются то, что, во-первых, традиционные методы статистической обработки – сводка, группировка, получение обобщающих показателей – дополняются математико-статистическими методами; во-вторых, традиционные методы органически увязываются с математико-статистическими (это выражается в том, что математико-статистические приемы в ряде случаев пронизывают традиционные методы); в-третьих, определяющее, исходное положение в этой системе занимают традиционные методы статистического анализа.

В своих исследованиях социально-экономическая статистика использует методы и принципы общей теории статистики, опирается на них и развивает иx. Это, прежде всего, метод статистического наблюдения (сплошного и, преимущественно, выборочного), метод группировок, метод обобщающих показателей – абсолютных и относительных величин, средних величин, индексный метод и др. Все эти методы применяются с учетом конкретных особенностей изучаемых объектов, места и времени. Этим самым осуществляется дальнейшее их развитие и совершенствование.

Особенно большое значение в социально-экономической статистике имеет балансовый метод. Наиболее широкое применение он находит в сочетании с методом группировок.

Можно отметить, что метод группировок пронизывает все разделы социально-экономической статистики и, как говорят статистики, является «душой» статистического исследования. Анализ результатов статистических группировок требует применения методов математической статистики: рядов распределения, теории корреляции, факторного и дисперсионного анализа и т.п.

Особо укажем на следующее обстоятельство: явления и процессы, изучаемые социально-экономической статистикой, находятся в состоянии непрерывного движения, количественного и качественного изменения; изменяются их размеры, структура, сущность, закономерности развития. Одновременно должны видоизменяться статистические приемы и методы исследования применительно к изменениям такого рода. Так, в настоящее время перед статистикой встают сложные задачи, связанные с переходом к получению информации не от всеобщей статистической текущей отчетности, а с помощью новых методов, ориентированных на:

  1.  выборочные наблюдения;
  2.  грамотную экстраполяцию, экспертные оценки и другие методы, широко применяемые в международной практике.

В условиях информационно-вычислительной сети статистики (ИВСС) значительно расширяются возможности применения более сложных приемов социально-экономической статистики, экономико-математических методов, математической статистики. Экономико-математические методы все более становятся органически составной частью ИВСС. Это определяется следующими обстоятельствами. С одной стороны, статистически организованная информация – это основа практической реализации результатов экономико-математического моделирования общественных явлений и процессов. С другой стороны, сама организация статистической информации в полной мере обеспечивается лишь на основе использования в статистических расчетах математических методов, в частности, математической статистики.

Социально-экономическая статистика постоянно совершенствует свою методологию, что обеспечивает успешное решение задач, возникающих перед ней в условиях перехода экономики России на международные стандарты учета и статистики и внедрения системы национальных счетов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53202. Ігровий майданчик на уроках англійської мови у початкових класах 233.5 KB
  На уроках англійської мови найчастіше проводяться мовні ігри фонетичні лексичні граматичні орфографічні алфавітні та комунікативні діалогічні монологічні аудитивні. Фонетичні ігри на уроках англійської мови у початкових класах На початковому етапі вивчення англійської мови велика увага приділяється правильній вимові звуків. Навчальна мета гри полягає в тому щоб діти вимовляли й дізнавалися необхідні звуки не думаючи про цьому спеціально роблячи це автоматично. Тому на уроках доцільно використати наступні фонетичні ігри.
53203. Розвиток обдарованості ігровими методами 477 KB
  Кожній групі даються вислови значення яких учасники мають пояснити: світла голова І група не пером пишуть а розумом ІІ група. Виграє та група яка зуміє краще аргументувати свою позицію. Слід також систематизувати ці аналоги за групами відповідно до певної ознаки.
53204. Авторська розробка дидактичної інтерактивної гри Ді-джей 220 KB
  У процесі гри дитина будь-якого віку перебуває в особливому емоційному стані який уявляє собою очікування та сам процес задоволення від розумової активності що виявляється у вільній творчій атмосфері гри гумору чи змагання. Але дуже важливо щоб форма зміст навчальної гри не був відірваний від сьогодення. Але чи зацікавить сучасного учня або студента таке заняття Я вважаю що актуальність методики навчальної гри та сучасна форма її подачі повинні бути одним з головних принципів при розробці та впровадженні ігрових методик у...
53206. Інтелектуальна гра «Розумники і розумниці» 146 KB
  У кімнату заходять ведучі Ведучий1: Добрий день дорогі друзі Ведучий2: Добрий день шановні гості Ми раді бачити Вас на нашій фізичній інтелектуальній грі яка називається Розумники і розумниці. Ведучий1: Ми розпочнемо з легенди. Ведучий2: А для цього проведемо невелике змагання. Привітаємо наших учасників У кімнату входять команди і займають свої місця за двома столами Ведучий1: А хто стане переможцем вирішить наше компетентне журі.
53207. ІНТЕЛЕКТУАЛЬНА ГРА «НАРОД СКАЖЕ – ЯК ЗАВ’ЯЖЕ» 320 KB
  Недарма сказано що без будьякої іншої науки ще можна обійтися а без знання рідної мови аж ніяк. Ним можна клювати як дзьобом. На ньому можна зарубати як на пні. Його можна нагострити як ніж.
53208. Все про злочин і покарання (Правова гра для учнів 10 – 11 класів) 93 KB
  Свій варіант озвучує команда якщо має відповідь. Відповідь: 2001 р. Відповідь: 18 років. Відповідь: матеріальна або дисциплінарна два варіанта відповіді 4.
53209. Інтелектуальна гра «Ми - українці» 63 KB
  Доброго дня всім присутнім у нашій залі Вітаю вас на інтелектуальній грі Ми українці слайд 1 Звучить пісня Ти моя Україна у виконанні М. Конкурс 1 Київщина: із минулого в майбутнє слайд 3 Ведучий. Аеропорт у місті Борисполі Скільки районів входить до складу Київської області 25 Підсумки конкурсу оголошує журі Конкурс 2 Народознавче лото слайд 4 Ведучий. Вболівальники пригадують найвідоміші свята українців слайд 5 Питання конкурсу: Саме на це свято чоловіки за старовинним звичаєм варили пиво.
53210. Інтелектуальна гра-шоу для старшокласників «Любіть свою мову й ніколи її не забудьте в житті…» 153.5 KB
  Сьогодні у міжнародний день рідної мови свято української мови одного з найцінніших надбань які створили й залишили нам наші попередники. Пізнати історію рідної сторони і рідної мови нам допомагають книги і самобутня творчість нашого народу: мелодійні пісні та думи барвисті коломийки та ліричні хороводи чарівний фантастичний світ казок. Хай же сьогоднішнє свято відкриє перед вами дорогі друзі шанувальники української мови розум мудрість гумор нашого талановитого народу.