65132

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ КЛАССИФИКАЦИИ МОНЕТ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Научная статья

История и СИД

Большинство работ классифицируют джучидские монеты на основе хронологического и географического принципа классификации уточнение дат правления отдельных ханов количества и географического положения центров чеканки...

Русский

2014-07-26

27 KB

1 чел.

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ КЛАССИФИКАЦИИ МОНЕТ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

К. Хромов

В настоящее  время остро стоит вопрос атрибутации и определения степени редкости джучидских монет. Это вызвано отсутствием в настоящее время достаточно полного каталога по данной теме. Из-за отсутствия понимания принципов осуществления монетных эмиссий в городах Золотой Орды невозможно судить об редкости тех или иных типов монет. Существующие работы не дают полной объективной информации об этих монетах и отражают полноту темы на момент их написания. Большинство работ классифицируют джучидские монеты на основе хронологического и географического принципа классификации (уточнение дат правления отдельных ханов, количества и географического положения центров чеканки, зависимости этих центров от тех или иных ханов или генеалогических родов в различные периоды истории Золотой Орды и т.п.). Следствием этого является появление различных названий одного и того же государства, усиливающее путаницу у недостаточно осведомленного читателя. Так мы уже имеем орды: Золотая, Белая, Синяя, Мамаева, Крымская, династия Суфидов и т.п.

         Читателям предлагается принципиально новая схема классификации монет. Вместе с хронологическим и географическим принципом классификации введено понятие классификации по экономическим признакам, подразделяющим монеты в зависимости от информации, заложенной в самих монетах, на четкие группы. Так как вопросы хронологии и географии разработаны достаточно полно в большинстве работ, останавливаться на них нет смысла. Что касается экономических принципов классификации, то необходимо отметить, что попытки подобного распределения монет уже предпринимались, но не получили должного развития*. Предлагаемая схема классификации джучидских монет по экономическим признакам выглядит следующим образом.

         Все известные в настоящее время монеты Золотой Орды по полноте содержащейся в них информации можно разделить на шесть групп:

1. Монеты датированные, с указанием места чеканки с именем правителя (хана), на средства которого осуществлена данная эмиссия.

2. Монеты недатированные, с указанием места чеканки и именем правителя (хана), на средства которого осуществлена данная эмиссия.

3. Монеты датированные, анонимные, с указанием места чеканки, выпущенные на средства городов, указанных в легендах данных монет.

4. Монеты недатированные, анонимные, с указанием места чеканки, также относящиеся к эмиссиям, выпущенным на средства городских общин или других органов городского самоуправления.

5. Монеты недатированные, анонимные, без обозначения места эмиссии и содержанию в легендах сведения (девизы, изречения), прямо или косвенно указывающие на эмитента, на средства которого осуществлена данная эмиссия.

6. Монеты недатированные, анэпиграфные, имеющие на одной либо обеих сторонах изображения, также указывающие на эмитента, на средства которого осуществлен данный выпуск.

         Монеты 5 и 6 классификационных групп представляют наиболее многочисленную и наименее поддающуюся атрибутации категорию джучидских монет.

         При  классификации монет, соответствующих 3, 4, 5, 6 группам, принципы хронологической последовательности в смене правящих ханов не подходят. Монеты одинакового типа, чеканенные в одном городе, но в разные годы и правления нескольких ханов, не имеющие прямого или косвенного указания на принадлежность к ханской чеканке, должны рассматриваться как самостоятельный и единый тип монеты, например, монеты Сарай-ал-Джедид или монеты Крыма.

         Предложенная схема классификации монет представляется наиболее полной по содержанию информации об эмитенте и отображает экономическую сторону науки нумизматики.

*Северова "Пополнение фонда джучидских монет. Эрмитажа (по материалам старокрымской археологической экспедиции)" Сообщения Государственного Эрмитажа, Ленинград, 1990.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80770. Право специального природопользования: основания возникновения и прекращения 31.45 KB
  Формы специального природопользования: комплексное природопользование; специальное пользование водами недрами объектами животного мира другими природными ресурсами. Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие. Право специального природопользования возникает на основании разрешений лицензий договоров оформляемых в рамках определенных в...
80771. Функции государственного экологического управления 29.4 KB
  Речь идет о распоряжении природными ресурсами об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов граждан. Функции управления деятельность по обеспечению охраны окружающей природной среды и рационального природопользования: 1 создание системы органов управления в сфере охраны окружающей среды; 2 подзаконное нормотворчество; 3 распоряжение управление природными ресурсами; 4...
80772. Система и полномочия органов государственного экологического управления 33.24 KB
  Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений связанных с охраной окружающей среды К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений связанных с охраной окружающей среды относятся: обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации; разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением; разработка утверждение и обеспечение реализации...
80773. Мониторинг окружающей среды: правовое регулирование и содержание 29.5 KB
  Государственный экологический мониторинг мониторинг окружающей среды осуществляемый органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Цели экологического мониторинга: 1 наблюдение за состоянием окружающей среды в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия; 2 наблюдение за воздействием антропогенных источников на окружающую среду; 3 обеспечение потребностей государства юридических и физических лиц в достоверной информации необходимой для предотвращения и или уменьшения...
80774. Лицензирование в области охраны окружающей среды 32.52 KB
  В лицензии на комплексное природопользование указываются: данные о предприятии получившем лицензию; данные о целевом назначении работ связанных с природопользованием; границы территории земельного участка предоставляемого для ведения работ связанных с природопользованием; перечень используемых природных ресурсов лимиты предельные объемы их изъятия или использования; перечень нормативы и лимиты выбросов сбросов загрязняющих веществ и размещаемых отходов; уровни загрязнения компонентов окружающей среды до начала...
80775. Природоохранная деятельность правоохранительных органов 38.33 KB
  При этом характерным отличием смысла и содержания надзорной деятельности органов прокуратуры от деятельности тех же органов государственного или муниципального экологического контроля является то что прокуроры проводят проверки только при наличии сигнала о совершенных нарушениях которые требуют именно прокурорского вмешательства. В системе органов прокуратуры созданы и функционируют специализированные природоохранные прокуратуры число которых в последние годы значительно сократилось и составляет порядка пятидесяти. Наконец в рамках того же...
80776. Природоохранительная деятельность судебных органов 29.93 KB
  Высокая степень общественной опасности этого вида правонарушений обусловлена тем что объектом их посягательства является стабильность среды обитания человека а также гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную природную среду. Конституция Российской Федерации ст. Особенно важная роль принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации разрешающему дела о соответствии федеральных законов нормативных актов Президента РФ законов субъектов Российской Федерации ее Конституции.
80777. Нормативы воздействия на окружающую среду: виды, критерии и порядок определения 31.07 KB
  В числе основных следует назвать Федеральный закон Об охране окружающей среды глава V которого Нормирование в области охраны окружающей среды определяет систему экологических нормативов критерии их установления. В систему экологических нормативов входят: нормативы качества окружающей среды; нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды; нормативы допустимого изъятия природных ресурсов. Будучи утвержденными специально уполномоченными государственными органами в области природопользования и...
80778. Система экологических нормативов. Нормативы качества окружающей среды: назначение, виды, критерии определения 31.46 KB
  Нормативы качества окружающей среды: назначение виды критерии определения По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций ПДК вредных веществ а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ загрязняющих окружающую среду и нормативов предельно допустимых уровней ПДУ вредных физических воздействий на нее. Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Установленные в соответствии с требованиями...