65134

КОМПЛЕКС МОНЕТ ТОКТАМЫША ИЗ СТАРОГО КРЫМА

Научная статья

История и СИД

Автором осмотрен комплекс монет, происходящих по словам владельцев из случайной находки на поле в районе Старого Крыма. Всего осмотрено 134 экземпляра. Хорошее состояние всех монет и почти полное отсутствие патины позволяют предположить...

Русский

2014-07-26

66 KB

3 чел.

КОМПЛЕКС   МОНЕТ ТОКТАМЫША  ИЗ СТАРОГО КРЫМА

К. Хромов

Автором осмотрен комплекс монет, происходящих по словам владельцев из случайной находки на поле в районе Старого Крыма. Всего осмотрено 134 экземпляра. Хорошее состояние всех монет и почти полное отсутствие патины позволяют предположить, что комплекс изначально находился в разбитом сосуде, разбитом при вспашке, остатки которого находчиками обнаружены не были. Несмотря на то, что самой молодой по дате чеканки является чрезвычайно редкий дирхем Токтамыша с обозначением места чеканки как "белед Крым хранимый от бедствий года 787" *, представляется более вероятным датировать этот комплекс отрезком времени, предшествовавшим массовой чеканке дирхемов на монетном дворе Крыма в 796г.х.

Все осмотренные монеты распределены по типам следующим образом:

1. AR дирхем, Узбек, Крым ал-Махруса, 720 г.х. Вес 0,925 гр. (обрезан) - 1 экз. 

 

2. AR дирхем, Токтамыш, "белед Крым хранимый от бедствий года 787", 787 г.х. - 1 экз. 

Вес: 1,256 гр.

3. AR дирхем, Токтамыш, "белед Крым хранимый от бедствий" ,без даты - 4 экз. 

Вес: 1,28; 1,293; 1,317; 1,331

4. AR дирхем, Токтамыш, белед Крым ал-Газари,без даты  - 2 экз.

Вес: 1,193; 1,31

5. AR дирхем, Токтамыш, белед (Крым),без даты - 11 экз.

Вес: 1,266; 1,288; 1,294; 1,298; 1,3 - 3 экз.; 1,305; 1,308; 1,327; 1,35

6. AR дирхем, Токтамыш, белед (Крым),без даты - 49 экз.

Вес: 1,17; 1,231; 1,18; 1,188; 1,172; 1,204; 1,175; 1,164; 1,191; 1,201; 1,163; 1,184; 1,17; 1,177; 1,19; 1,162; 1,182; 1,18; 1, 173; 1,142; 1,188; 1,19; 1,215; 1,198; 1,19; 1,184; 1,206; 1,188; 1,16; 1,184; 1,257; 1,222; 1,184; 1, 186; 1,198; 1,19; 1,186; 1,164; 1,155; 1,211; 1,158; 1,178; 1,151; 1,172; 1,194; 1,152; 1,178; 1,201

7. AR дирхем, Токтамыш, без выпускных сведений (Крым) - 43 экз.

Вес: 1, 283; 1,29; 1,309; 1,272; 1,291; 1,302; 1,24; 1,267; 1,271; 1,288; 1,292; 1,306; 1,302; 1,29; 1,302; 1,271; 1,288; 1,295; 1,28; 1,28; 1,146; 1,278; 1,286; 1,291; 1,284; 1,267; 1,206; 1,303; 1,002; 1,313; 1,307; 1,242; 1,287; 1,102; 1,303; 1, 283; 1,266; 1,28; 1,306; 1,295; 1,293; 1,255; 1,299

8. AR дирхем, Токтамыш, без выпускных сведений (Крым) - 4 экз.

Вес: 1,153; 1,272; 1,275; 1,299

9. AR дирхем, Токтамыш, без выпускных сведений (Крым) - 4 экз.

Вес: 1,292; 1,298; 1,3; 1,305

10. AR дирхем, Токтамыш, без выпускных сведений (Крым) - 6 экз.

Вес: 1,255; 1,266; 1,295; 1,3 - 2 экз.; 1,305

11. AR дирхем, Токтамыш, без выпускных сведений (Крым) - 1 экз.

Вес: 1,283 гр.

12. AR дирхем, Токтамыш, без выпускных сведений (Крым) - 6 экз.

Вес: 1,244; 1,289 - 2 экз.; 1,296; 1,3; 1,308

13. Брак чекана, только одна лицевая сторона - 2 экз.

Вес: 1,235; 1,295

На основе изучения данного комплекса можно сделать несколько выводов:

1. Перед нами клад кратковременного накопления, т.е. разовая сумма, полученная и скрытая прежним владельцем.

2. Представляется возможным достаточно уверенно отнести типы дирхемов этого клада, не имеющие выпускных сведений ("Символ веры" на о.с.) к продукции монетного двора Крыма. Это также подтверждается анализом единичных находок монет данного типа - большинство которых происходит из крымского региона или тяготеющих к нему географически областей Украины.

3. Наиболее вероятной датой чеканки этих типов дирхемов представляется промежуток времени между выпуском монет "Чекан белед Крым ал-Газари года 787" и выпуском дирхемов в 796 году.

* Савельев П.С. "Неизданные джучидские монеты", Записки Императорского Археологического Общества, Том XII, выпуск первый, Санкт Петербург, 1838 год. Страницы 294-296


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80031. Исследование уровня жизни граждан и его реализации в сфере социального обеспечения 300 KB
  Однако не исключено, что при неразумной государственной политике грядущим поколениям России достанется дряхлеющее в борьбе с центробежными тенденциями и переворотами государство, расколотое и разлагающееся под бременем бедности и нищеты общество, больное и полуграмотное по стандартам...
80032. Створення об’єктивної картини проблем сучасної телерадіожурналістики на прикладі конкретних публікацій збірника «Теле- та радіожурналістика» 275.09 KB
  На сучасному етапі розвитку електронних засобів масової інформації журналіст радіо і телебачення виступає одночасно в кількох іпостасях здобувача укладача редактора аналітика оформлювача тлумача коментатора оглядача інформації та безпосереднього виконавця ролі її дикторського озвучування.
80035. Океанология. Физические явления и процессы в океане 14.3 MB
  Показан исторический опыт и современный уровень представлений о районировании и классификации подразделений Мирового океана. Приводятся основные сведения о физических явлениях и процессах в океане: рассматриваются вопросы перемешивания и устойчивости вод термики оптики акустики океана...
80036. Океанология. Динамические явления и процессы в океане 5.52 MB
  Свободная поверхность Мирового океана, не возмущенная динамическими факторами (приливы, течения и др.), определяет фигуру, называемую геоидом. Но наблюдения над уровнем моря в любой точке Мирового океана показывают, что его действительная поверхность не остается в покое, а находится в непрерывном...
80037. Навчальний проект з виявлення, дослідження та впорядкування джерел рідного краю «До чистих джерел» 69.5 KB
  «Не можна двічі увійти в одну і ту ж річку», — сказав знаменитий грецький філософ дві тисячі років тому. У наш час ми розуміємо глибокий зміст цього висловлювання не тільки як метафори, розуміємо буквально — води, що нас оточують, дійсно змінюються прямо на очах, у результаті антропогенного впливу.
80038. Формування інформаційної компетентності особистості в шкільній бібліотеці 72 KB
  Сьогодні шкільна бібліотека володіє значними можливостями щодо вдосконалення освітнього процесу. Нові навчальні програми, нові концепції, різноманітність навчальних курсів, зростаючий інтелектуальний рівень читачів висувають нові вимоги до якості інформаційного забезпечення навчально–виховного процесу.