65135

НАХОДКИ МЕДНЫХ МОНЕТ С ОБОЗНАЧЕНИЕМ МОНЕТНОГО ДВОРА «ШЕХР АЛ-ДЖЕДИД» НА УКРАИНЕЕ

Научная статья

История и СИД

Именно локализация находок таких монет в свое время позволили С.Яниной правильно локализовать местоположение золотоордынского города имевшего намонетах название как: ал Махруса Янги Шехрили ал Махруса Шехр ал Джедид.

Русский

2014-07-26

32.5 KB

2 чел.

НАХОДКИ МЕДНЫХ МОНЕТ С ОБОЗНАЧЕНИЕМ МОНЕТНОГО ДВОРА

"ШЕХР АЛ-ДЖЕДИД" НА УКРАИНЕ*

(О крымско-молдавских торговых путях в конце 60-х годов 14 века)

 

* По данным на 26 февраля 2003 года (данные обновляются по мере поступления нового материала)

 

     Как известно, медная монета,   чеканенная в городах Золотой Орды,  была призвана обслуживать местные рынки.  И только в силу каких-либо ограничений на местную чеканку и коллосальном объеме эмиссии ее централизованных выпусков, она активно проникала в самые отдаленные уголки золотоордынского государста и сопредельных территорий. Локальные выпуски некоторых городов Злотой Орды были кратковременными и относительно немногочисленными. Именно локализация находок таких монет в свое время позволили С.А.Яниной  правильно локализовать местоположение золотоордынского города, имевшего намонетах название как: ал-Махруса Янги-Шехр(или ал-Махруса Шехр ал-Джедид).

     На протяжении 1997 - 2001 годов автору удалось собрать информацию о многочисленных находках медных золотоордынских монет на территории Украины, в том числе из Одесской, Николаевской, Херсонской областей и Автономной Республики Крым.  На  территории остальных областей Украины монет данного типа не обнаружено.   Мной было осмотрено около 10 500 джучидских пулов XIII - XV веков, среди которых зафиксировано 53 медных монет с именем города "Шехр ал-Джедид". Из них 8 монет изготовлены путем перечеканки других, более ранних монет (7 штук на монетах Сарая ал-Джедид  752 - 753 г.г.х. и 1 - не разборчиво). По количеству находок в этих областях монеты распределились следующим образом:

Одесская обл.**

Николаевская обл.

Херсонская обл.

АР Крым

Всего

7

8

0

39

54

** По сведениям, собранным  Г. А. Федоровым-Давыдовым,   известно о находке 3 медных монет такого типа в Белгороде-Джнестровском (Находки джучидских монет, - НЭ, т.IV 1963, стр.211, №580)

     Именно количественное соотношение находок пулов "Шехр ал-Джедид", найденное на территории этих областей, позволили автору сделать некоторые наблюдения о направлениях торговых путей между золотоордынскими городами Приднестровья и Крыма. Известно, что количество мелких разменных монет, при удалении от центра их чеканки (в нашем случае в Молдове), должно примерно пропорционально уменьшаться. Но для указанных областей получается несколько иная картина. Наибольшее количество медных монет Шехр ал-Джедид, сравнимое только с количеством таких ж монет с территории городища Старый Орзей в Молдове. происходит из крымских находок. Это можт свидетельствовать в пользу гипотезы о возможности прямого морского сообщения между торговыми центрами Крыма (Каффа) и Приднестровья (Шехр ал-Джедид). Учитывая, что среди находок назолотоордынских поселениях Приднестровья нет того типового состава медных монет, который характерен для обращения Крыма в 60-70 годах XIV века, что позволяет сделать предположение об одностороннем характере торговых связей между этими двумя регионами в указанное время.

     Возможно, что эти факты позволят уточнить традиционную схему торгового пути во второй половине XIV века из Каффы в Польшу по так называемой дороге "via tartarica", заменяя при этом круговой сухопутный отрезок пути из Каффы в крепость Монкастро прямым морским сообщением из порта Каффы в устье Днестра.

В основу статьи положены  Тезисы  автора для IX Всероссийской нумизматической конференции

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52486. In der Deutschstunde 119.5 KB
  Wie gehts Seid ihr guter Lune Die Schüler ntworten. L: Wir beginnen mit den Rätselerzählungen die ihr zu Huse geschrieben hbt. Die Schüler hören und rten ws für eine Stunde ds ist. Sch 1: In dieser Stunde turnen wir n den Ringen springen hoch lufen um die Wette spielen Fußbll.
52487. Розв’язування текстових задач, зокрема комбінаторних 43 KB
  Систематизувати й поглибити знання учнів шляхом розв’язування текстових задач, що потребують використання залежностей між величинами; розвивати логічне мислення, культуру математичної мови і записів; виховувати інтерес до математики, взаємодовіру, посилювати міжпредметну інтеграцію
52488. Функції психодіагностики в навчально-виховному процесі 146.5 KB
  Інформація яка буде одержана за допомогою діагностики дасть змогу сформулювати точні уявлення про позашкільні інтереси учнів їхні плани. Влітку перед початком занять я як майбутній класний керівник 5 класу проводжу попередню діагностику учнів класу: непряму переглядаю особові справи спілкуюся з класоводами цього класу; пряму відвідую сімї моїх майбутніх вихованців. Після чого складається таблиця Початкові відомості про учнів класу. У деяких учнів можуть зміниться навіть взаємини в родині її склад житлові умови та матеріальний...
52489. Розвиток діалогічного мовлення за професійним спрямуванням. (професії «Бармен, офіціант», «Кухар, офіціант») 106.5 KB
  Це може бути відповідь згода заперечення уточнююче запитання прояв солідарності співчуття радості і т.Запитання зустрічне запитання: − Cn you tke nother plce − Just now.Повідомлення запитання: Tht stek is not tsty .Спонукання запитання або повідомлення: We hve no strwberries tody.
52490. Кольори в ритмічній пульсації 57.5 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про творчість французького композитора Клода Дебюссі на прикладі фортепіанної мініатюри Місячне сяйво з Бергамаської сюїти. Залучити учнів до сприйняття музичного творущо розкриває витончені відтінки багатогранної образної палітри настроїв людини та довкілля яке вона сприймає. Виховувати музичний смак учнів потяг до прекрасного. Групи учнів получили творчі завдання.
52491. Побудова стовпчикових і кругових діаграм 77.5 KB
  Вчити будувати й читати кругові й стовпчасті діаграми. Розвивати логічне мисленя, обчислювальні навички, навички роботи на комп`ютері. Виховувати активність, працелюбність
52492. Связь украинцев с украинской диаспорой за рубежом 132 KB
  Ход урока Учитель: Ldies nd gentlemen I m very gld to see you t our conference devoted to the meeting with the members of Ukrinin Dispor in the other countries. Учитель: Let me introduce you member of Ukrinin Dispor from London Mry Brown. I m techer of Ukrinin History t school. Ukrinin ssocition in London is situted in 154 Hollnd Prk venue.
52493. Використання дидактичного матеріалу на уроках світової літератури в 5 класі 405 KB
  Індійське Казки Існують різні класифікації видів казок. Він поділяв казки на чарівні казки про тварин та побутові. Народні казки казки побутові чарівні про тварин або фантастичні Завдання до теми Назви фантастичних героїв та чарівні предмети що зустрічаються у вірші К. ФЕЙНЫЕ СКАЗКИ У чудищ Я был в избушке на курьих...
52494. Дидактические игры для уроков с элементами обществознания 206.5 KB
  Другой вариант игры работа с печатным текстом. Так например на уроке по теме Походы Батыя на Русь учитель формулирует правила игры перед самостоятельным прочтением учащимися первого пункта Взятие Киева по учебнику Д. Вот один из возможных вариантов победителя игры: 1.