65135

НАХОДКИ МЕДНЫХ МОНЕТ С ОБОЗНАЧЕНИЕМ МОНЕТНОГО ДВОРА «ШЕХР АЛ-ДЖЕДИД» НА УКРАИНЕЕ

Научная статья

История и СИД

Именно локализация находок таких монет в свое время позволили С.Яниной правильно локализовать местоположение золотоордынского города имевшего намонетах название как: ал Махруса Янги Шехрили ал Махруса Шехр ал Джедид.

Русский

2014-07-26

32.5 KB

1 чел.

НАХОДКИ МЕДНЫХ МОНЕТ С ОБОЗНАЧЕНИЕМ МОНЕТНОГО ДВОРА

"ШЕХР АЛ-ДЖЕДИД" НА УКРАИНЕ*

(О крымско-молдавских торговых путях в конце 60-х годов 14 века)

 

* По данным на 26 февраля 2003 года (данные обновляются по мере поступления нового материала)

 

     Как известно, медная монета,   чеканенная в городах Золотой Орды,  была призвана обслуживать местные рынки.  И только в силу каких-либо ограничений на местную чеканку и коллосальном объеме эмиссии ее централизованных выпусков, она активно проникала в самые отдаленные уголки золотоордынского государста и сопредельных территорий. Локальные выпуски некоторых городов Злотой Орды были кратковременными и относительно немногочисленными. Именно локализация находок таких монет в свое время позволили С.А.Яниной  правильно локализовать местоположение золотоордынского города, имевшего намонетах название как: ал-Махруса Янги-Шехр(или ал-Махруса Шехр ал-Джедид).

     На протяжении 1997 - 2001 годов автору удалось собрать информацию о многочисленных находках медных золотоордынских монет на территории Украины, в том числе из Одесской, Николаевской, Херсонской областей и Автономной Республики Крым.  На  территории остальных областей Украины монет данного типа не обнаружено.   Мной было осмотрено около 10 500 джучидских пулов XIII - XV веков, среди которых зафиксировано 53 медных монет с именем города "Шехр ал-Джедид". Из них 8 монет изготовлены путем перечеканки других, более ранних монет (7 штук на монетах Сарая ал-Джедид  752 - 753 г.г.х. и 1 - не разборчиво). По количеству находок в этих областях монеты распределились следующим образом:

Одесская обл.**

Николаевская обл.

Херсонская обл.

АР Крым

Всего

7

8

0

39

54

** По сведениям, собранным  Г. А. Федоровым-Давыдовым,   известно о находке 3 медных монет такого типа в Белгороде-Джнестровском (Находки джучидских монет, - НЭ, т.IV 1963, стр.211, №580)

     Именно количественное соотношение находок пулов "Шехр ал-Джедид", найденное на территории этих областей, позволили автору сделать некоторые наблюдения о направлениях торговых путей между золотоордынскими городами Приднестровья и Крыма. Известно, что количество мелких разменных монет, при удалении от центра их чеканки (в нашем случае в Молдове), должно примерно пропорционально уменьшаться. Но для указанных областей получается несколько иная картина. Наибольшее количество медных монет Шехр ал-Джедид, сравнимое только с количеством таких ж монет с территории городища Старый Орзей в Молдове. происходит из крымских находок. Это можт свидетельствовать в пользу гипотезы о возможности прямого морского сообщения между торговыми центрами Крыма (Каффа) и Приднестровья (Шехр ал-Джедид). Учитывая, что среди находок назолотоордынских поселениях Приднестровья нет того типового состава медных монет, который характерен для обращения Крыма в 60-70 годах XIV века, что позволяет сделать предположение об одностороннем характере торговых связей между этими двумя регионами в указанное время.

     Возможно, что эти факты позволят уточнить традиционную схему торгового пути во второй половине XIV века из Каффы в Польшу по так называемой дороге "via tartarica", заменяя при этом круговой сухопутный отрезок пути из Каффы в крепость Монкастро прямым морским сообщением из порта Каффы в устье Днестра.

В основу статьи положены  Тезисы  автора для IX Всероссийской нумизматической конференции

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61773. Работа с разными материалами. Аппликация из ваты на бархатной бумаге «Верба» 19 KB
  Аппликация из ваты на бархатной бумаге Верба. Сегодня мы будем делать аппликацию Верба. А какой праздник у нас будет перед пасхой в воскресенье 8 апреля Вербное воскресенье А что такое верба кустарник.
61775. Кармашек для мелочей «Слон». Кармашек для мелочей в виде слоненка 17.9 KB
  Цель: сделать кармашек для мелочей который можно повесить например под зеркалом в умывальнике положив туда расчески. Что представляет собой работа слоник с кармашком Какие части есть у нашего слона Кармашек эскиз слона хвост Чем мы соединим кармашек к слону клеем...
61776. Развитие речи. Обучающее сочинение по наблюдениям: Как солнечный Лучик Весну разбудил 22.08 KB
  Весна шла по полям как молодая хозяйка. Весна шла и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче†Константин Паустовский. И удивительное время года весна она не оставляет никого равнодушным. Весна воспета в народных песнях в музыке русских композиторов.
61777. Эта Земля была создана для тебя и меня 19.08 KB
  You can see the some interesting facts about world records. Now please read and translate the task. So please answer my questions using these ex.
61778. Великая война - великая победа 23.74 KB
  Цель: познакомить учащихся с главными этапами хода Великой Отечественной войны. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны чтобы они не повторились вновь. Начало войны. Окончание войны.
61779. Виды налогов 17.3 KB
  Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов: а По способу взимания налоги распределяются на прямые и косвенные. Косвенные налоги это налоги взимаемые с покупателя в составе отпускной цены налог на добавленную стоимость акцизы и пошлины.
61780. Конспект урока (волейбол) 23.5 KB
  Задачи: 1)образовательные: Обучить игровой стойке; Обучить приему-передаче мяча двумя руками сверху; 2)развивающие: Содействовать развитию координации движений и ориентировке в пространстве; Содействовать формированию красивой и правильной осанки...
61781. Сон для здоровья человека 36.46 KB
  Цели: Создать представление о значений сна для здоровья человека. Ознакомить с правилами подготовки ко сну. Задачи урока: Образовательная: рассмотреть знания о физиологии механического сна. Развивающая: Развить психологические принципы: речь, память мышление.