65138

Монеты и денежное обращение в Монгольских государствах XIII-ХV веках

Научная статья

История и СИД

Некоторое время назад среди случайных находок сделанных в Южной Украине Крыму и Кубани стали встречаться джучидские монеты достаточно необычного оформления. Путем прорисовок по трем экземплярам...

Русский

2014-07-26

121 KB

6 чел.

On-line версия доклада. Доклад на V международной нумизматической конференции «Монеты и денежное обращение в Монгольских государствах XIII-ХV вв.». Волгоград, 2006 г.

(Текст доклада в состав сборника V МНК  не вошел и будет опубликован в 3 части сборника "Восточная нумизматика в Украине)

 

 

К.К. Хромов © 2006 г.

Краткие сообщения о частных вопросах нумизматики Улуса Джучи и Великой Монгольской империи.

1. ШЕХР АБД (АЛЛАХ) - НОВЫЙ МОНЕТНЫЙ ДВОР АБДАЛЛАХА?

Некоторое время назад среди случайных находок, сделанных в Южной Украине, Крыму и Кубани стали встречаться джучидские монеты, достаточно необычного оформления(рис. 1-4). Подобный тип, тем не менее оказался давно известным типом  денга Абдаллаха, по описанию Савельева П.С. №529 в [1]. В своем описании в разделе "неизданные джучидские монеты" Савельев П.С. читает круговую легенду О.с. как "Чекан Янги-Шехра, года не видно". Изучая новые экземпляры таких монет можно прийти к выводу, что в круговой легенде отсутствует слово "Янги" как и собственно цифры даты. Путем прорисовок по трем экземплярам (рис.5) круговая легенда было восстановлена. По мнению автора этой заметки круговая легенда может быть прочтена как: "Чекан Шехр Абд(аллаха)"

Ссылки: 1 - Савельев П.С. 1858 – Монеты Джучидов, Джагатаидов, Джелаиридов и др., обращавшихся в Золотой Орде в эпоху Токтамыша // ЗАО т.XII В.I СПб., 1858

рис.1 (частная коллекция)

рис.1 (частная коллекция)

рис.1 (частная коллекция)

рис.1 (частная коллекция)

рис. 5 прорисовка круговой легенды реверса

 2. ДИРХЕМ ХОРЕЗМА С ИМЕНЕМ КААНА МУНКЕ

Среди небольшой подборки дирхемов Хорезма, которая была собрана на территории Туркменистана особое внимание автора заметки привлек дирхем Хорезма (рис 6.)  очень необычного для хорезмийской чеканки типа:

л.с.в три строки легенда:

Мунке

Каан Верховный

(Хорезм) и возможно, дата цифрами

 

о.с. Обычная легенда анонимных хорезмийских дирхемов второй половины XIII века. Дата не читается.

Таким образом, перед нами монета с именем каана Мунке, чеканенная в Хорезме, что позволяет расширить круг городов Великой Монгольской империи, чеканивших монету от имени Великих Каанов. Также можно предположить, что часть золотых динаров, имеющих подобную легенду аверса, на которых в силу особенностей чеканки не может быть прочитана круговая легенда с выпускными сведениями также м ожет быть отчеканена в Хорезме. остается надеяться, что рано или поздно будет встречена подобная монета с читаемой круговой легендой.

рис. 6 (частная коллекция)  вес: 1,73  диаметр: 19,2х21,6

3. ФРАКЦИИ ДЖУЧИДСКИХ ДИРХЕМОВ ХОРЕЗМА КОНЦА XIII ВЕКА.

По современным данным практически все центры Улуса Джучи, чеканившие монету во второй половине XIII века вместе с целыми номиналами выпускали и фракции этих номиналов. Особенно ярко это можно наблюдать в монетном деле Булгара и Сарая.  Единственным центром, выпускавшим серебряную монету, фракции основного номинала которого не были известны оставался Хорезм. В середине 2006 года разбирая группу монет, происходивших из находок в Туркменистане, автору посчастливилось обнаружить две анонимных  фракции (половины дирхема), чеканенных в области Хорезм с датой 686 г.х.(рис.7-8) Обе монеты отчеканены разными парами штемпелей, что должно подразумевать достаточно большой объем чеканки. Вполне вероятно, что дальнейшие поиски и осмотры разных коллекций позволят выявить хорезмийские фракции дирхемов других годов чеканки.

рис.7 (частная коллекция)

рис. 8 (частная коллекция)

вес: 0,96; диаметр: 14х14,8

вес: 1,01; диаметр: 13,8х15

Уважаемые читатели!

Автор настоящей работы постоянно работает над темой реконструкции ордынско-литовских экономических  отношений, в том числе и над их нумизматическим аспектом.

Поэтому, автор будет благодарен за любую информацию о монетных находках ордынских монет и подражаний им, а также о любых неидентифицируемых монетах XIII-XV веков из ордынско-литовских пограничных регионов.

Предлагаю безвозмездную помощь для украинских музеев по атрибуции нумизматических памятников XIII-XV веков.

Мой e-mail: constart@inbox.ru    khromov@svitonline.com

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83126. Текст. Типи текстів 1.3 MB
  Мета: закріпити вміння учнів визначати тип тексту складати тексти різних типів удосконалювати навички побудови зв’язного тексту стимулювати пізнавальну активність; розвивати усне й писемне мовлення; розвивати уяву пам’ять увагу; вміння самоаналізу результатів роботи...
83127. Я и Украина. Гражданское образование 210 KB
  Цель: формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; расширять знания учащихся о роли доброты в жизни каждого человека. Задачи урока Раскрыть смысл понятия «доброта». Помочь детям задуматься о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера.
83128. Заходь у гості, щедра осінь 371.5 KB
  Мета. Формувати читацькі інтереси. Вчити дітей бачити красу рідного краю, вміти милуватися нею. Збагачувати словниковий запас, розвивати спостережливість, бажання пізнавати й передавати словами красу осені. Виховувати інтерес до книги, любов і бережне ставлення до природи.
83129. Сучасний урок на свіжому повітрі. Лісові голоси 2.73 MB
  Мета: Формувати уявлення про красу навколишнього світу, сповненого розмаїття звуків, кольорів. Ознайомити з основними елементами художньо-образної мови, музики, з можливостями різних видів мистецтва створювати виразні образи. Дати поняття про тривалість звука, висоту...
83130. До джерела народної мудрості 5.17 MB
  Мета: залучати учнів до джерел і витоків народної мудрості, збагатити та дати ширші уявлення про фольклорні жанри, формувати вміння повноцінно орієнтуватися в літературі, розвивати логічне мислення, пошукові та пізнавальні інтереси; виховувати любов до рідного краю, мови, почуття гордості за свій народ.
83131. Надзвичайні ситуації природного і техногенного характеру, причини їх виникнення. Правила поведінки під час надзвичайних ситуацій 619.5 KB
  Мета: Сформувати поняття «надзвичайна ситуація», «аварія», «катастрофа», уявлення про причини виникнення та наслідки надзвичайних ситуацій, про правила поведінки під час надзвичайних ситуацій. Розвивати вміння поводити себе в надзвичайних ситуаціях; виробляти вольові якості...
83132. Приди, весна красная!... Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки» 227 KB
  Люди любят этот цветок называют его в легендах: фонарики гномов рассыпавшиеся бусы Белоснежки слезы царевны б Чтение учителем стихотворения Что представили себе Почему кажется что ландыш зазвенит Снежно-белые колокольчики словно из тончайшего фарфора с тонким нежным запахом.
83133. Які осінні турботи у людей у містах і селах восени? 93 KB
  Мета: обговорити з учнями, чим займаються люди в місті та селі восени; розвивати логічне мислення; розширювати світогляд; виховати бажання допомагати дорослим. Обладнання: таблиці «Овочі», «Фрукти», «Комахи», оповідання А.М’ясківського «Казка про яблуню».
83134. Які в осені прикмети? Осінні місяці. Творче завдання: складання казки про осінь 102.5 KB
  Мета. Поглиблювати знання учнів про осінні прикмети. З’ясувати походження назв місяців. Розкрити значення понять: рання осінь, золота осінь, підзимок. Виконати творче завдання: скласти казку про осінь. Розвивати логічне мислення, спостережливість, увагу. Захопити дітей красою природи восени.