6514

Принятие решений с позиций личностно-детерминированного подхода

Доклад

Психология и эзотерика

Принятие решений с позиций личностно-детерминированного подхода Сообщение посвящено изложению взглядов на психологическую систему принятия решений, включая анализ и оценку современных исследований принятия решений личностью профессионала. Принятие р...

Русский

2013-01-04

34.5 KB

5 чел.

Принятие решений с позиций личностно-детерминированного подхода

Сообщение посвящено изложению взглядов на психологическую систему принятия решений, включая анализ и оценку современных исследований принятия решений личностью профессионала.

Принятие решений как процесс занимает центральное место в структуре профессиональной деятельности, он включен практически во все ее основные «составляющие», представлен на всех этапах развертывания деятельности. Характеризуясь выраженной системностью организации, он выступает, по существу, как общесистемный процесс психической регуляции деятельности. В ряде отечетсвенных и зарубежных исследований этого процесса в структуре деятельности, принятие решений характеризуется как интегральный психический процесс. Вместе с тем, наиболее распространенное понимание и представление принятия решения только как волевого акта регуляции последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации в состоянии неопределенности, требует некоторого уточнения и коррекции.

Во-первых, объективным критерием для выделения этого процесса в структуре деятельности и одновременно его системообразующим фактором выступает его соответствие с одной из основных функций по организации деятельности. Во-вторых, процесс принятия решений имеет выраженный комплексный характер, но несводим к аналитически выделяемым психическим процессам. В-третьих, по своей направленности данный процесс является не «чисто» познавательным, когнитивным, а регулятивным, так как непосредственно ориентирован на порождение, организацию и стабилизацию деятельности. В-четвертых, в процессе принятия решений наиболее полно проявляется феномен «наложения качеств»: это – и процесс, и действие, и психическое состояние одновременно, варьируясь в зависимости от условий профессиональной деятельности. Наконец, принятию решений свойственен и достаточно инвариантный компонентный состав (например, информационная основа, критерии, тактики, и т.п.). Это доказывает, что и содержательно, и структурно именно система деятельности является усилителем процесса принятия решения, причем степень усиливающего воздействия может быть для различных условий существенно разной, что позволяет рассматривать ее как вторичную по отношению к личности принимающего решения.

Указанные выше закономерности, характерные для принятия решения как системного процесса, являются, по существу, сквозными эффектами, пронизывающими все его стороны – вплоть до наиболее сложной – личностно-детерминированной организации когнитивных и регулятивных процессов принятия решений.

Принятие решения реализуется на основе синтеза совокупности индивидуально-типологических свойств и свойств личности. При этом результативность и эффективность решений в конкретном виде профессиональной деятельности обусловлены как соответствующей структурой свойств личности принимающей решения, в большей степени зависят от организованности свойств в целостные подсистемы, так и определяются спецификой конкретного вида деятельности и условиями профессиональной самореализации. Представляется целесообразным рассматривать принятие решений как специфическая форму реализации основных компонент структуры личности. Процесс принятия решений имеет развернутый компонентный состав, в который включаются также концептуальные модели личности. Принятие решений представляет собой интегральную характеристику индивидуальности, детерминанту становления личности профессионала, ее формирования, развития и трансформации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85268. Социальное взаимодействие. Социальные движения и изменения 178 KB
  Социальные движения и социальные изменения. Продолжая углублять и развивать социальные связи индивиды вступают в кратковременные соприкосновения в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями материальными предметами информацией и т.
85269. Професійна робота з текстовим та табличним процесорами 1.31 MB
  Засоби автоматизації процесу створення документа. Під час створення текстового документа у Word він автоматично розбивається на сторінки відповідно до тих значень властивостей які встановлені в цьому документі. Сторінка як обєкт текстового документа має такі властивості: розмір сторінки розміри полів...
85270. Пассивные звуковые извещатели для блокировки остекленных конструкций. Принцип действия и технические характеристики 350.5 KB
  Пассивные звуковые извещатели для блокировки остекленных конструкций появились сравнительно недавно и явились следствием исследований звуковых колебаний возникающих при разбитии стекла. Анализ звуковых спектров промышленных шумов акустических сигналов возникающих при разбитии стекла ударах...
85271. Пассивные оптико-электронные инфракрасные извещатели. Принцип действия и технические характеристики 184 KB
  Таким образом в такой системе каждая линза формирует две элементарные чувствительные зоны свою для каждого чувствительного элемента. Необходимо применять извещатели защищенные от проникновения внутрь насекомых а также по требованию заказчика и подразделений охраны обеспечивать герметизацию мест...
85273. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ (ПОЛЕВЫЕ) МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПОЖАРА В ПОМЕЩЕНИИ. ЧИСЛЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛЕВОЙ МОДЕЛИ 208 KB
  Наиболее детальный уровень моделирования могут обеспечить, в принципе, полевые модели пожара. Эти модели называют дифференциальными. Полевые модели базируются на использовании дифференциальных уравнений в частных производных, описывающих пространственно-временное распределение температур...
85275. С. Николаев «Почему «под-ушка», а не «под-голова» или немножко словесной эквилибристики». Я. Козловский «О словах разнообразных, одинаковых, но разных». Спустя рукава 46.5 KB
  Познакомить со статьями С. Николаева, Я. Козловского; учить понимать логическое и образное содержание, находить главное, ориентироваться в тексте; продолжить формирование коммуникативных компетенций, познавательных умений детей, развивать критическое мышление, познавательные процессы в их взаимосвязи...
85276. Падежные окончания имен существительных 1 склонения 44 KB
  Цель: закрепить и обобщить знания учащихся об именах существительных 1 склонения; формировать навык проверки безударных окончаний имен существительных 1 склонения; повторить и закрепить правописание существительных женского рода на –ия (акация, армия), правописание окончаний в родительном, дательном...