65155

ОБЫЧАЙ И ЗАКОН В ПРАВЕ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПОСЛЕ ИМПЕРИИ ЧИНГИСХАНА

Научная статья

История и СИД

Исследователи права центрально-азиатских кочевников активно ведут дискуссии являлось ли это право обычным или позитивным. Право изучалось в следующих направлениях: практическое для последующей интеграции в иную правовую систему сбор сведений о казахском праве русскими чиновниками...

Русский

2014-07-26

23 KB

1 чел.

Р. Ю. Почекаев

ОБЫЧАЙ И ЗАКОН В ПРАВЕ  НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

ПОСЛЕ ИМПЕРИИ ЧИНГИС-ХАНА

Исследователи права центральноазиатских кочевников активно ведут дискуссии, являлось ли это право обычным или позитивным.

Право изучалось в следующих направлениях: практическое – для последующей интеграции в иную правовую систему (сбор сведений о казахском праве русскими чиновниками);      научно-исследовательское (изучение истории, социального строя и т.д.

249

– исследование монгольского права в XIX-ХХ вв.).

Исследователи изучали содержание норм и общеисторический контекст, но споры относительно обычного или позитивного характера права строились на субъективных взглядах, без формально-юридического анализа.

Предлагается рассмотреть право кочевников в виде триады: «форма права – содержание – законодатель». Объект исследования – право монголов и казахов (наследников Монгольской империи, хотя и пошедших различными путями).

Выводы:

- у монголов сохранились ясы и ярлыки; также у монголов и казахов важное значение имела судебная практика: это позволяет говорить о значительной роли позитивного права.

- своды законов монголов и казахов XVI-XVIII вв., помимо совокупности семейных, частноправовых норм (обычных) содержат положения о статусе Чингизидов, духовенства,  чиновников и пр.: эти нормы также созданы «сверху».

- казахские своды законов связываются с  именами конкретных ханов, в монгольских сводах указаны имена участников съездов, которые их принимали (носителей государственной власти, а не племенных старейшин, как при «архаическом праве»).

Право центральноазиатских кочевников состояло не из зафиксированных обычаев, а их созданных «сверху» законов. В данном случае обоснованно можно говорить о позитивном праве, базирующемся на обычаях.

// VI Конгресс этнографов и антропологов России (секция «Норма, обычай, право»), Санкт-Петербург, 28 июня – 2 июля 2005 г.: Тезисы докладов. СПб., 2005. С. 249-250.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22860. Государственная политика в области обеспечения безопасности и качества пищевой продукции 20.52 KB
  Среди современных проблем охраны здоровья населения России проблемы снижения и профилактики заболеваемости, связанной с условиями и качеством питания людей, занимают особое место.
22861. Роль таможенных органов в защите отечественного рынка от контрафактной продукции 18.37 KB
  По официальным данным, доля контрафактной продукции в ряде секторов российского рынка составляет от 30% до 90%. При этом нередко контрафактный товар одновременно является еще и фальсификатом, то есть содержание товара не соответствует тому, что указано на его упаковке
22862. Градации товаров по качеству. Дефекты продукции. Классификация дефектов 21.67 KB
  Градации качества - категория одноименного товара, отличающая между собой установленными значениями показателей качества. Товары разных градаций качества, за исключением опасных могут обеспечивать удовлетворенность потребителей разных сегментов
22863. Глобальные сети. ISDN - сети с интегральными услугами 125.5 KB
  Глобальные сети (Wide Area Networks), которые также называют территориальными компьютерными сетями, служат для того, чтобы предоставлять свои сервисы большому количеству конечных абонентов, разбросанных по большой территории — в пределах области, региона, страны, континента или всего земного шара.
22864. Право потребителя на качество товара в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» 16.78 KB
  При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей
22865. Сортамент товаров природный и товарный. Принципы деления на товарные сорта 18.98 KB
  Сортамент товаров. Одной из важных задач оценки качества является установление градаций качества стандартной продукции, которые представлены сортами. Как уже указывалось ранее, сорт - категория качества продукции одного наименования, но отличающаяся от другой категории значениями показателей.
22866. Оценка качества товаров. Способы выражения результатов оценки 19.94 KB
  Уровень качества продукции – важнейшая характеристика ее конкурентоспособности. Нередко ставится знак равенства между конкурентоспособностью товара и его качеством.
22867. Обеспечение качества и количества товаров. Сохраняющие факторы 21.91 KB
  Хранение - это этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого - обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями.
22868. Виды и формы товарной информации. Требования к товарной информации. Средства информации 23.39 KB
  Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и/или потребителей о продаваемых товарах являются производители