65155

ОБЫЧАЙ И ЗАКОН В ПРАВЕ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПОСЛЕ ИМПЕРИИ ЧИНГИСХАНА

Научная статья

История и СИД

Исследователи права центрально-азиатских кочевников активно ведут дискуссии являлось ли это право обычным или позитивным. Право изучалось в следующих направлениях: практическое для последующей интеграции в иную правовую систему сбор сведений о казахском праве русскими чиновниками...

Русский

2014-07-26

23 KB

1 чел.

Р. Ю. Почекаев

ОБЫЧАЙ И ЗАКОН В ПРАВЕ  НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

ПОСЛЕ ИМПЕРИИ ЧИНГИС-ХАНА

Исследователи права центральноазиатских кочевников активно ведут дискуссии, являлось ли это право обычным или позитивным.

Право изучалось в следующих направлениях: практическое – для последующей интеграции в иную правовую систему (сбор сведений о казахском праве русскими чиновниками);      научно-исследовательское (изучение истории, социального строя и т.д.

249

– исследование монгольского права в XIX-ХХ вв.).

Исследователи изучали содержание норм и общеисторический контекст, но споры относительно обычного или позитивного характера права строились на субъективных взглядах, без формально-юридического анализа.

Предлагается рассмотреть право кочевников в виде триады: «форма права – содержание – законодатель». Объект исследования – право монголов и казахов (наследников Монгольской империи, хотя и пошедших различными путями).

Выводы:

- у монголов сохранились ясы и ярлыки; также у монголов и казахов важное значение имела судебная практика: это позволяет говорить о значительной роли позитивного права.

- своды законов монголов и казахов XVI-XVIII вв., помимо совокупности семейных, частноправовых норм (обычных) содержат положения о статусе Чингизидов, духовенства,  чиновников и пр.: эти нормы также созданы «сверху».

- казахские своды законов связываются с  именами конкретных ханов, в монгольских сводах указаны имена участников съездов, которые их принимали (носителей государственной власти, а не племенных старейшин, как при «архаическом праве»).

Право центральноазиатских кочевников состояло не из зафиксированных обычаев, а их созданных «сверху» законов. В данном случае обоснованно можно говорить о позитивном праве, базирующемся на обычаях.

// VI Конгресс этнографов и антропологов России (секция «Норма, обычай, право»), Санкт-Петербург, 28 июня – 2 июля 2005 г.: Тезисы докладов. СПб., 2005. С. 249-250.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24101. Гликогенозы. Мышечные гликогенозы 27 KB
  Виды гликогенозов Печеночные Мышечные Смешанные Гликогеноз I типа болезнь Гирке характеризуется дефектом фермента глюкозо6фосфатазы. Гликогеноз VI типа болезнь Херса. Накопление гликогена характерны симптомы I типа но менее выражены глюкоза в кровь поступает. Мышечные гликогенозы Гликогеноз V типа дефект или отсутствие фосфорилазы в мышцах.
24102. Обмен углеводов в мышцах 61.5 KB
  В состоянии покоя значительные количества глюкозы резервируются в форме гликогена. Обмен углеводов в мышцах обеспечивает создание тканевых запасов гликогена в состоянии покоя и использование этих запасов а также поступающей глюкозы при напряженной работе; основные энергетические потребности всех типов мышц удовлетворяются главным образом за счет окисления продуктов обмена жиров. Фосфорилирование глюкозы в мышцах происходит под дейстием гексокиназы в печени этот процесс катализируется глюкокиназой. Если в крови поступающей к мозгу...
24103. Обмен углеводов в эритроцитах 52.5 KB
  Обмен углеводов в эритроцитах. Основным процессом в эритроцитах который дает энергию является анаэробный гликолиз. Побочным продуктом гликолиза в эритроцитах является 23дифосфоглицерат. Обмен углеводов в эритроцитах.
24104. Патология обмена углеводов 34.5 KB
  В норме содержание глюкозы составляет 35 55 ммоль л. Снижение содержания глюкозы ниже 33 ммоль л называется гипогликемия. При снижении содержания глюкозы ниже 27 ммоль л развивается грозное осложнение гипогликемическая кома.
24105. Жизнь как философское понятие 14.64 KB
  Жизнь это движение по оси. Тогда смерть это движение по иной оси направленной противоположно оси жизни и не совпадающей с ней. По окончании движения по оси смерти объект начинает двигаться по оси структуризации и систематизации снова переходя из неживого в живой объект. Для когото движение по оси смерти это движение по своей параллельной оси жизни.
24106. Проблема происхождения жизни: эволюционизм и креационизм 15.96 KB
  Эволюционизм и креационизм в науке и религии В рамках познавательных систем использование терминов и понятий требует их строгого предварительного определения. В науке имеют место модели рассматривающие количественные изменения. Поэтому любые рассуждения о развитии материи в эволюционных процессах от низших форм к высшим в науке некорректны поскольку они относятся к рассмотрению качественному. В науке низшее должно пониматься буквально и относится к одному конкретному параметру: низкая температура пониженное давление низкая...
24107. Ценность жизни и основные проблемы биоэтики 14.38 KB
  Биоэтика междисциплинарная область знания охватывающая широкий круг философских и этических проблем возникающих в связи с бурным развитием медицины биологических наук и использования в здравоохранении высоких технологий. Термин Биоэтика был предложен в 1971 году Ван Поттером в книге Биоэтика: мост в будущее для обозначения особого варианта экологической этики рассматривающей возможности выживания человечества в условиях техногенной цивилизации однако впоследствии значение термина изменилось. Биоэтика формирует обоснование права...
24108. Проблема познания в философии. Структура процесса познания. Чувственное и рациональное в процессе познания мира. Интуиция 15.88 KB
  Проблема познания в философии. Структура процесса познания. Чувственное и рациональное в процессе познания мира. Интуиция 1основные положения теории познания: 1.
24109. Сознание, его структура. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное 14.25 KB
  Сознание его структура. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное. Сознание это высшая интегрированная форма психики которая складывается под воздействием общественноисторических условий в трудовой деятельности человека и его общении с помощью языка с другими людьми.