65156

Ордынские корни российских органов исполнительной власти

Научная статья

История и СИД

Ордынские корни российских органов исполнительной власти Проблемы истории государственного управления : государственный аппарат и реформы в России к 200 летию министерской системы управления в России...

Русский

2014-07-26

43 KB

1 чел.

Ордынские корни российских органов исполнительной власти /

Р. Ю. Почекаев.

Почекаев, Р. Ю.

2004

--------------------------------------------------------------------------------

Аннотация: Опубликовано в : Проблемы истории государственного управления : государственный аппарат и реформы в России (к 200-летию министерской системы управления в России) : Материалы международной научной конференции, 24 – 25 октября 2002 г. Санкт-Петербург. Ч. 1. - СПб. : Изд во «Нестор», 2004. - С. 13 – 16.

--------------------------------------------------------------------------------

Полный текст документа:

ПОЧЕКАЕВ Р. Ю. Ордынские корни российских органов исполнительной власти // Проблемы истории государственного управления : государственный аппарат и реформы в России (к 200-летию министерской системы управления в России) : Материалы международной научной конференции, 24 - 25 октября 2002 г. Санкт-Петербург. Ч. 1. - СПб. : Издво «Нестор», 2004. - С. 13 - 16.

[13]

Образование министерств, 200-летие создания которых мы отмечаем в эти дни, представляет собой завершающую фазу формирования системы органов исполнительной власти России, которая зарождалась в виде приказов при Иване III и Иване IV, затем — коллегий при Петре I. Однако если заглянуть еще глубже в историю, то можно найти немало сходных черт между первыми институтами исполнительной власти Московской Руси и государства, которое историки называют «Золотая Орда». Очень возможно, что именно из Орды русские государи позаимствовали элементы системы центральных органов исполнительной власти, принципы ее формирования, структуры, функций.

Конечно, Русь еще задолго до монголов имела контакты с развитыми европейскими державами, в которых существовала централизованная власть с такими властными структурами, которые можно уподобить и нынешним министерствам. Но следует отметить, что многовековые контакты Руси с Византией, государствами Восточной и Южной Европы не привели к появлению аналогичных органов власти и управления на Руси: первые приказы появляются только после свержения монголо-татарского ига.

Формирование управленческой структуры средневекового монгольского государства можно отнести к рубежу XII–XIII вв., когда Тэмуджин был впервые провозглашен ханом группой своих сподвижников. Именно тогда будущий Чингис-хан созвал курултай, на котором распределил между своими ближайшими сподвижниками функции по управлению различными сферами государственной деятельности. Довольно подробную характеристику системы органов управления государства Чингис-хана можно почерпнуть из монгольской исторической хроники «Сокровенное сказание», созданной, как принято считать, в 1240 г. Рассмотрим кратко основные институты исполнительной власти, о которых сообщает этот источник.

Конечно же, основное внимание было уделено армии: особо были выделены командующие лучниками, мечниками (тяжелой конницей) и легкой разведывательной кавалерией. Были также учреждены и «гражданские» должности. Несколько сподвижников Чингис-хана были назначены кравчими-бавурчинами, т. е. ответственными за ханскую кухню (и в более широком смысле — за обеспечение питания армии и формирующегося аппарата управления). Некоторым из приближенных был поручен контроль за выпасом стад овец — одного из основных источников жизни монголов; другим — аналогичный контроль за выпасом коней. Были введены и более специфические должности — одному вельможе было поручено заведовать кочевыми колясками (кибитками), другому — «домочадцами и слугами».[1]

Структура управления, созданная Чингис-ханом на первом этапе формирования его Империи была не только разветвленной, но и многоуровневой. Так, вышеперечисленные должностные лица, уже являясь представителями центральной власти, в свою очередь подчинялись двум первым сподвижникам Чингис-хана —

[14]

Джэлмэ и Боорчу, чьи обязанности соответствовали функциям премьер-министров более поздних эпох. В последние годы правления Чингис-хана и особенно при его преемнике Угедэе появляется официальный пост «чжуншулин» — канцлер Империи, отвечавший за административное управление и сбор налогов. Интересно отметить, что уже в тот период времени появились и должности нойонов-темников, ставших правителями в отдельных областях — своего рода «полномочными представителями», впоследствии получившими звание «баскаков» или «даругачи».

Историки считают созданное Чингис-ханом общество раннефеодальным государством, опираясь как раз на факт создания подобного аппарата управления. Вместе с тем, кочевое общество, имевшее многовековые традиции, не нуждалось в какой-либо централизованной организации своего натурального хозяйства и обмена, разрешения бытовых споров и даже социальных конфликтов. Любые проблемы и противоречия довольно легко и быстро решались в рамках традиционных институтов внутри общества.[2]

Зато в государствах Чингизидов, возникших в результате завоеваний Чингис-хана и его преемников (Империя Юань, Золотая Орда, Государство Хулагуидов и пр.) необходимость в создании четкой, упорядоченной централизованной структуры была. Чингизиды оказались не готовы к столь быстрому расширению своих владений за счет присоединения к ним Уйгурии, государства Кара-киданей, Хорезма, Северного Китая, Ирана, Волжской Булгарии и не могли обеспечить эффективное управление ими из одного центра, каковым к 1220 г. только-только становился Каракорум. В то же время недавно присоединенные земли без эффективного управления могли вновь легко выйти из-под контроля монгольских властей. Каждый из правителей вновь созданных государства имел возможность привлечь на службу местных администраторов и учитывать исторические традиции управления, сложившиеся в том или ином регионе, сохраняя при этом принципы государственного управления, заложенные Чингис-ханом в 1180е гг.

Так и ханы Золотой Орды создали оригинальный управленческий аппарат, сочетавший в себе черты кочевой феодальной монархии и традиции оседлого общества, во главе которого эти кочевники оказались волей судьбы. К сожалению, подробные сведения о государственном аппарате Золотой Орды до нас не дошли, но есть косвенные источники, позволяющие судить о его развитой и сложной структуре.

В первую очередь, это — ханские ярлыки, в которых довольно подробно перечисляются должностные лица разных уровней и направлений деятельности — от улуг-бека (главнокомандующего) и везира (руководителя хозяйственного и финансового направлений государственной деятельности) до региональных правителей, начальников таможен, ямских и лодочных служб и т. д. Упоминаются также более специфические должности — сокольники и «звериные ловцы» (предшественники сокольничих при московских царях и егермейстеров периода Российской империи, функции которых отнюдь не ограничивались организацией охоты для царей).[3]

Из другого источника — средневековых летописей и хроник, а также мемуаров современников (в частности — Плано Карпини и Рубрука) можно также почерпнуть сведения о распределении функций между чиновниками ханского двора. Некоторые из них отвечали за прием иностранных дипломатов, другие занимались религиозными вопросами, третьи — организацией церемоний, пиров и пр.

[15]

В первой четверти XIV в. Золотая Орда официально принимает ислам, и провозгласивший новую официальную религию хан Узбек проводит реформу аппарата управления. Произошел переход от традиционного аппарата, существовавшего со времен Чингис-хана к более формализованной структуре, позаимствованной из арабского и персидского опыта государственного управления. В частности, упомянутая выше должность везира становится постоянной в составе ордынского правительства именно при Узбеке. Должность кади — также продукт чисто мусульманской культуры. Появились также своего рода «центральные управления» по каждому из направлений административной деятельности — «диваны», являющиеся еще одним заимствованием из мусульманского государственного опыта.[4] Эти «диваны» и стали прообразом «приказов» Московского царства.

Таким образом, можно сделать вывод, что управленческий аппарат Золотой Орды отличался развитой структурой и четким разделением обязанностей между различными чиновниками. Причем все обязанности и действия представителей власти (начиная с самого хана и кончая местными чиновниками в какой-либо отдаленной области) фиксировались в соответствующих реестрах, созданных по единому образцу — «Коко Дефтер-Бичик» («Синяя роспись»), созданному еще при Чингис-хане на основании китайских аналогов руководству по делопроизводству.[5] Каждый чиновник обладал своего рода удостоверением, подтверждающим его полномочия — так называемой пайцзой, табличкой, которая (в зависимости от ранга ее обладателя) могла быть золотой, серебряной с позолотой, просто серебряной, медной и даже деревянной. Разумеется, выдача всех этих табличек строго фиксировалась, так что вероятность их подделок была ничтожной.[6]

Конечно же, не обходилось и без трудностей, проблем. Главными из них были — дробление и дублирование функций, а также мздоимство и злоупотребления чиновников, отраженное и в русских летописях, и в записках западных дипломатов, и в восточных хрониках.[7]

Как уже было сказано ранее, на Руси система отраслевых ведомств — приказов — появляется лишь после свержения «ига». Добавлю: после того, как «свергнувший» «иго» Иван III стал именоваться «царем» — правопреемником золотоордынского хана. И, возможно, постарался применить в Московском государстве, приобретшем статус «царства», элементы структуры власти, которая существовала в Золотой Орде. Следует заметить, что приказы, подобно ведомствам при дворе золотоордынских ханов, постоянно множились, дублировали друг друга по функциям, что не могло не сказаться отрицательно на управлении государством.

Именно это явление привело к реформе системы управления, в результате которой сначала вместо пяти с лишним десятков приказов при Петре I появилось 12 коллегий, а при Александре I (когда сходная проблема постигла и коллегии) — министерства, отмечающие сегодня свой юбилей.

[16]

--------------------------------------------------------------------------------

[1] См.: Козин С. А. Сокровенное сказание. М.; Л., 1941. § 124; Крадин Н. Н. Эволюция социально-политической организации монголов в конце XII — начале XIII века // «Тайная история монголов: источниковедение, филология, история. Новосибирск: Наука, 1995. С. 53–54.

[2] Крадин Н. Н. Указ. соч. С. 55.

[3] См., напр.: Григорьев А. П. Ярлык Менгу-Тимура: Реконструкция содержания // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. ХII. СПб: СПбГУ, 1990. С. 100; Григорьев А. П., Григорьев В. П. Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции. СПб.: СПбГУ, 2002. С. 117; Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций: Из опыта образования и распада империй X–XVI вв. М.: Инсан, 1996. С. 501.

[4] См.: Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М.: Богородский печатник, 1998. С. 99; Вернадский Г. В. Монголы и Русь. Тверь: ЛЕАН; М.: АГРАФ, 2000. С. 219.

[5] См.: Крадин Н. Н. Указ соч. С. 62.

[6] См.: Вернадский Г. В. Указ. соч. С. 133.

[7] См.: Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Указ. соч. С. 102.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54832. Современные педагогические инновации и их реализация 117 KB
  Философское понимание содержания инноваций лежит в создании нового продукта деятельности человека которая имеет общественную значимость и характеризуется двумя признаками: преобразованием явлений вещей процессов и др. обучение не только способствует образования но и формирует личность человека. Как важно в наше нелегкое время время разрушения всех идеалов и принципов сотворить из наших воспитанников человека. Рефреном звучат слова великого украинского педагога: В воспитании самого себя главное это воля самого человека...
54833. Психологічний супровід учня при переході до школи ІІ ступеня 71.5 KB
  Мета: визначення ознак дезадаптації дітей у перехідний період; взаємодія та взаємне прийняття індивідуальних станів учителів початкової та середньої ланки; вміння формування здорового психологічного клімату у дитячому колективі; навчатися організаційних прийомів навчальних стратегій щоб допомогти учням які відчувають труднощі; формувати вміння вчителів злагоджено й ефективно працювати над виконанням творчого завдання. Завдання: визначити особисте бачення педагога відповідальності; визначити...
54834. Апаратне та програмне забезпечення ПЕОМ 1.33 MB
  Розроблена методика проведення сучасного проблемного лекційного заняття з елементами метода проектів ділової гри з використанням компютерних презентацій створених студентами методів: мозкового штурму груповий метод генерації якомога більшої кількості можливих способів розвязань особистої аналогії стратегія вирішення проблеми запропонована Гордоном де студент уявляє себе безпосереднім учасником проблеми що досліджується.Левченко ПЛАН ЗАНЯТТЯ Тема заняття: Апаратне та програмне забезпечення ПЕОМ Мета заняття: Дидактична: освоїти...
54835. WHAT SORT OF PEOPLE ARE WE? 66 KB
  We live on the planet called the Earth. Does our planet differ from other planets of our Solar system? It certainly does. There is life on it and it is inhabited by human beings called people. Can we say that all people are alike? Of course, no. We are all so different. And it is quite impossible to find two similar persons.
54836. Life of a Society. People Make History 52.5 KB
  Specific: to teach students to take responsibility for their own learning to summarize the topical material to practise filling in questionnaire to teach students to think in detail about what they have learnt Materials: questionnaires, list of prominent people
54837. ПЕРЕБУДОВА В РАДЯНСЬКОМУ СОЮЗІ І УКРАЇНА 191 KB
  МЕТА: ознайомити учнів з процесами які відбувалися в період 80х рр. в Радянському Союзі та їх вплив на розвиток України; розвивати вміння учнів вести самостійну дослідницьку діяльність вміти систематизувати здобутий матеріал та вміти виділяти головне; формувати почуття толерантності та вміння аргументувати власну позицію робити висновки; виховувати громадянську свідомість та повагу до історичного минулого своєї держави. І вид роботи: 12 учнів виконують тестування на компютерах 18 запитань. Прослухати для відновлення запис...
54839. Подвигу народу жити у віках 838.5 KB
  Поки ще живі свідки тих часів її учасники ми покликані залишити у свідомості студентів жах тих днів розкрити звірства фашистів показати приклади героїзму українського народу в діючій армії в тилу ворога Рух Опору та самовіддану працю мирного населення в евакуації. Студент: Гитлер составил план уничтожения славянских народов в первую очередь русского украинского и белорусского. Студент: Мы знаем что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Ахматова Студент: В...
54840. Виховний захід (географічна гра) „Переправа” 42 KB
  Географічна гра проводиться в рамках місячника географії в плані якого передбачено: Випуск стіннівок по класах Цей цікавий світ географії Віртуальна подорож країнами Європи для 89 класів Виставка творчих робіт учнів Географічні прилади та посібники для 1011 класів Перегляд відеоролика Видатні географічні дослідженняâ для 89 класів Економічний турнір Економіка вчора сьогодні й завтраâ для 1011 класів За тиждень до проведення гри визначається склад учасників: по 5 чоловік від 89 класів. Другий...