65156

Ордынские корни российских органов исполнительной власти

Научная статья

История и СИД

Ордынские корни российских органов исполнительной власти Проблемы истории государственного управления : государственный аппарат и реформы в России к 200 летию министерской системы управления в России...

Русский

2014-07-26

43 KB

0 чел.

Ордынские корни российских органов исполнительной власти /

Р. Ю. Почекаев.

Почекаев, Р. Ю.

2004

--------------------------------------------------------------------------------

Аннотация: Опубликовано в : Проблемы истории государственного управления : государственный аппарат и реформы в России (к 200-летию министерской системы управления в России) : Материалы международной научной конференции, 24 – 25 октября 2002 г. Санкт-Петербург. Ч. 1. - СПб. : Изд во «Нестор», 2004. - С. 13 – 16.

--------------------------------------------------------------------------------

Полный текст документа:

ПОЧЕКАЕВ Р. Ю. Ордынские корни российских органов исполнительной власти // Проблемы истории государственного управления : государственный аппарат и реформы в России (к 200-летию министерской системы управления в России) : Материалы международной научной конференции, 24 - 25 октября 2002 г. Санкт-Петербург. Ч. 1. - СПб. : Издво «Нестор», 2004. - С. 13 - 16.

[13]

Образование министерств, 200-летие создания которых мы отмечаем в эти дни, представляет собой завершающую фазу формирования системы органов исполнительной власти России, которая зарождалась в виде приказов при Иване III и Иване IV, затем — коллегий при Петре I. Однако если заглянуть еще глубже в историю, то можно найти немало сходных черт между первыми институтами исполнительной власти Московской Руси и государства, которое историки называют «Золотая Орда». Очень возможно, что именно из Орды русские государи позаимствовали элементы системы центральных органов исполнительной власти, принципы ее формирования, структуры, функций.

Конечно, Русь еще задолго до монголов имела контакты с развитыми европейскими державами, в которых существовала централизованная власть с такими властными структурами, которые можно уподобить и нынешним министерствам. Но следует отметить, что многовековые контакты Руси с Византией, государствами Восточной и Южной Европы не привели к появлению аналогичных органов власти и управления на Руси: первые приказы появляются только после свержения монголо-татарского ига.

Формирование управленческой структуры средневекового монгольского государства можно отнести к рубежу XII–XIII вв., когда Тэмуджин был впервые провозглашен ханом группой своих сподвижников. Именно тогда будущий Чингис-хан созвал курултай, на котором распределил между своими ближайшими сподвижниками функции по управлению различными сферами государственной деятельности. Довольно подробную характеристику системы органов управления государства Чингис-хана можно почерпнуть из монгольской исторической хроники «Сокровенное сказание», созданной, как принято считать, в 1240 г. Рассмотрим кратко основные институты исполнительной власти, о которых сообщает этот источник.

Конечно же, основное внимание было уделено армии: особо были выделены командующие лучниками, мечниками (тяжелой конницей) и легкой разведывательной кавалерией. Были также учреждены и «гражданские» должности. Несколько сподвижников Чингис-хана были назначены кравчими-бавурчинами, т. е. ответственными за ханскую кухню (и в более широком смысле — за обеспечение питания армии и формирующегося аппарата управления). Некоторым из приближенных был поручен контроль за выпасом стад овец — одного из основных источников жизни монголов; другим — аналогичный контроль за выпасом коней. Были введены и более специфические должности — одному вельможе было поручено заведовать кочевыми колясками (кибитками), другому — «домочадцами и слугами».[1]

Структура управления, созданная Чингис-ханом на первом этапе формирования его Империи была не только разветвленной, но и многоуровневой. Так, вышеперечисленные должностные лица, уже являясь представителями центральной власти, в свою очередь подчинялись двум первым сподвижникам Чингис-хана —

[14]

Джэлмэ и Боорчу, чьи обязанности соответствовали функциям премьер-министров более поздних эпох. В последние годы правления Чингис-хана и особенно при его преемнике Угедэе появляется официальный пост «чжуншулин» — канцлер Империи, отвечавший за административное управление и сбор налогов. Интересно отметить, что уже в тот период времени появились и должности нойонов-темников, ставших правителями в отдельных областях — своего рода «полномочными представителями», впоследствии получившими звание «баскаков» или «даругачи».

Историки считают созданное Чингис-ханом общество раннефеодальным государством, опираясь как раз на факт создания подобного аппарата управления. Вместе с тем, кочевое общество, имевшее многовековые традиции, не нуждалось в какой-либо централизованной организации своего натурального хозяйства и обмена, разрешения бытовых споров и даже социальных конфликтов. Любые проблемы и противоречия довольно легко и быстро решались в рамках традиционных институтов внутри общества.[2]

Зато в государствах Чингизидов, возникших в результате завоеваний Чингис-хана и его преемников (Империя Юань, Золотая Орда, Государство Хулагуидов и пр.) необходимость в создании четкой, упорядоченной централизованной структуры была. Чингизиды оказались не готовы к столь быстрому расширению своих владений за счет присоединения к ним Уйгурии, государства Кара-киданей, Хорезма, Северного Китая, Ирана, Волжской Булгарии и не могли обеспечить эффективное управление ими из одного центра, каковым к 1220 г. только-только становился Каракорум. В то же время недавно присоединенные земли без эффективного управления могли вновь легко выйти из-под контроля монгольских властей. Каждый из правителей вновь созданных государства имел возможность привлечь на службу местных администраторов и учитывать исторические традиции управления, сложившиеся в том или ином регионе, сохраняя при этом принципы государственного управления, заложенные Чингис-ханом в 1180е гг.

Так и ханы Золотой Орды создали оригинальный управленческий аппарат, сочетавший в себе черты кочевой феодальной монархии и традиции оседлого общества, во главе которого эти кочевники оказались волей судьбы. К сожалению, подробные сведения о государственном аппарате Золотой Орды до нас не дошли, но есть косвенные источники, позволяющие судить о его развитой и сложной структуре.

В первую очередь, это — ханские ярлыки, в которых довольно подробно перечисляются должностные лица разных уровней и направлений деятельности — от улуг-бека (главнокомандующего) и везира (руководителя хозяйственного и финансового направлений государственной деятельности) до региональных правителей, начальников таможен, ямских и лодочных служб и т. д. Упоминаются также более специфические должности — сокольники и «звериные ловцы» (предшественники сокольничих при московских царях и егермейстеров периода Российской империи, функции которых отнюдь не ограничивались организацией охоты для царей).[3]

Из другого источника — средневековых летописей и хроник, а также мемуаров современников (в частности — Плано Карпини и Рубрука) можно также почерпнуть сведения о распределении функций между чиновниками ханского двора. Некоторые из них отвечали за прием иностранных дипломатов, другие занимались религиозными вопросами, третьи — организацией церемоний, пиров и пр.

[15]

В первой четверти XIV в. Золотая Орда официально принимает ислам, и провозгласивший новую официальную религию хан Узбек проводит реформу аппарата управления. Произошел переход от традиционного аппарата, существовавшего со времен Чингис-хана к более формализованной структуре, позаимствованной из арабского и персидского опыта государственного управления. В частности, упомянутая выше должность везира становится постоянной в составе ордынского правительства именно при Узбеке. Должность кади — также продукт чисто мусульманской культуры. Появились также своего рода «центральные управления» по каждому из направлений административной деятельности — «диваны», являющиеся еще одним заимствованием из мусульманского государственного опыта.[4] Эти «диваны» и стали прообразом «приказов» Московского царства.

Таким образом, можно сделать вывод, что управленческий аппарат Золотой Орды отличался развитой структурой и четким разделением обязанностей между различными чиновниками. Причем все обязанности и действия представителей власти (начиная с самого хана и кончая местными чиновниками в какой-либо отдаленной области) фиксировались в соответствующих реестрах, созданных по единому образцу — «Коко Дефтер-Бичик» («Синяя роспись»), созданному еще при Чингис-хане на основании китайских аналогов руководству по делопроизводству.[5] Каждый чиновник обладал своего рода удостоверением, подтверждающим его полномочия — так называемой пайцзой, табличкой, которая (в зависимости от ранга ее обладателя) могла быть золотой, серебряной с позолотой, просто серебряной, медной и даже деревянной. Разумеется, выдача всех этих табличек строго фиксировалась, так что вероятность их подделок была ничтожной.[6]

Конечно же, не обходилось и без трудностей, проблем. Главными из них были — дробление и дублирование функций, а также мздоимство и злоупотребления чиновников, отраженное и в русских летописях, и в записках западных дипломатов, и в восточных хрониках.[7]

Как уже было сказано ранее, на Руси система отраслевых ведомств — приказов — появляется лишь после свержения «ига». Добавлю: после того, как «свергнувший» «иго» Иван III стал именоваться «царем» — правопреемником золотоордынского хана. И, возможно, постарался применить в Московском государстве, приобретшем статус «царства», элементы структуры власти, которая существовала в Золотой Орде. Следует заметить, что приказы, подобно ведомствам при дворе золотоордынских ханов, постоянно множились, дублировали друг друга по функциям, что не могло не сказаться отрицательно на управлении государством.

Именно это явление привело к реформе системы управления, в результате которой сначала вместо пяти с лишним десятков приказов при Петре I появилось 12 коллегий, а при Александре I (когда сходная проблема постигла и коллегии) — министерства, отмечающие сегодня свой юбилей.

[16]

--------------------------------------------------------------------------------

[1] См.: Козин С. А. Сокровенное сказание. М.; Л., 1941. § 124; Крадин Н. Н. Эволюция социально-политической организации монголов в конце XII — начале XIII века // «Тайная история монголов: источниковедение, филология, история. Новосибирск: Наука, 1995. С. 53–54.

[2] Крадин Н. Н. Указ. соч. С. 55.

[3] См., напр.: Григорьев А. П. Ярлык Менгу-Тимура: Реконструкция содержания // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. ХII. СПб: СПбГУ, 1990. С. 100; Григорьев А. П., Григорьев В. П. Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции. СПб.: СПбГУ, 2002. С. 117; Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций: Из опыта образования и распада империй X–XVI вв. М.: Инсан, 1996. С. 501.

[4] См.: Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М.: Богородский печатник, 1998. С. 99; Вернадский Г. В. Монголы и Русь. Тверь: ЛЕАН; М.: АГРАФ, 2000. С. 219.

[5] См.: Крадин Н. Н. Указ соч. С. 62.

[6] См.: Вернадский Г. В. Указ. соч. С. 133.

[7] См.: Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Указ. соч. С. 102.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84867. Моя країна – Україна 76.5 KB
  Мета: удосконалення знань учнів про красу української мови її милозвучність і мелодійність; формування навичок виразного читання уміння аналізувати зміст прослуханого робити висновок; виховання любові до України рідної мови українського народу національної свідомості у дітей.
84868. Уявлення про слова-назви предметів 49 KB
  Уявлення про слованазви предметів. Ознайомити дітей зі словами які означають назви предметів розвивати вміння класифікувати предмети та ставити питання до назв конкретних предметів і назв істот; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати спостережливість зв’язне мовлення...
84869. Слова протилежні за значенням (антоніми). Спостереження за роллю антонімів 66 KB
  Розвивати мовленнєві здібності учнів, лексичний запас, вміння аналізувати, характеризувати, класифікувати мовний матеріал, формувати та висловлювати власну думку; вчити працювати в групах. Виховувати почуття взаємодопомоги, взаємодії, товаришування, партнерства, прищеплювати любов до природи.
84870. А вже весна, а вже красна 72.5 KB
  В перший клас приходять діти, які мають обмежений словниковий запас, слабо розвинену дрібну моторику, неадекватні емоції і т.п. У багатьох дітей спостерігаються стійкі порушення мовлення. Щоб робота шкільного логопеда стала більш ефективнішою, йому потрібен тісний зв’язок з вчителем початкових класів.
84871. Розповідні речення. Інтонація при читанні розповідних речень. Розділові знаки в кінці розповідних речень. Слова, близькі за значенням 38 KB
  Дати учням уявлення про розповідне речення; розвивати навички інтонування розповідних речень з крапкою або знаком оклику в кінці; виховувати почуття любові до своєї Вітчизни. Сьогодні ми з вами побуваємо у містечку Речення. Вони хочуть допомогти вам у вивченні речення і розповісти багато нового і цікавого.
84872. Пом’якшені приголосні. Відсутність ь знака після букв приголосних, що не мають пари м’яких. Правильна вимова твердих, м’яких і пом’якшених приголосних 2.16 MB
  Мета уроку: Формувати комунікативну компетентність, контрольно-оцінювальну діяльність. З’ясувати, після яких букв в українській мові пишеться ь. Удосконалювати вимову твердих, м’яких і пом’якшених приголосних. Поповнювати словниковий запас. Розвивати мовлення, пам’ять.
84873. Донбас – мій рідний край 541.5 KB
  Мета: Формувати в учнів інтерес до навчання; вчити розповідати про символи нашої Української держави, Донецького краю та їх значення; розвивати прагнення бути свідомим громадянином України, її патріотом. Розвивати пізнавальні інтереси. Виховувати бажання наполегливо оволодівати знаннями, любов до школи.
84874. Note on Tracking from the ART List by Armin Winkler 29 KB
  Imagine you are playing ball with the dog, and the dog decides to stalk a bird instead. You can just yell harsh and loud enough to have the dog come back and leave the bird alone, but also leave the ball.
84875. Obedience tracking theory 27.5 KB
  The best advice I have EVER gotten in tracking is you can not track too much. I used to track twice maybe three times a week. Now I track at least 5 times a week and I am very happy with the results.