65156

Ордынские корни российских органов исполнительной власти

Научная статья

История и СИД

Ордынские корни российских органов исполнительной власти Проблемы истории государственного управления : государственный аппарат и реформы в России к 200 летию министерской системы управления в России...

Русский

2014-07-26

43 KB

1 чел.

Ордынские корни российских органов исполнительной власти /

Р. Ю. Почекаев.

Почекаев, Р. Ю.

2004

--------------------------------------------------------------------------------

Аннотация: Опубликовано в : Проблемы истории государственного управления : государственный аппарат и реформы в России (к 200-летию министерской системы управления в России) : Материалы международной научной конференции, 24 – 25 октября 2002 г. Санкт-Петербург. Ч. 1. - СПб. : Изд во «Нестор», 2004. - С. 13 – 16.

--------------------------------------------------------------------------------

Полный текст документа:

ПОЧЕКАЕВ Р. Ю. Ордынские корни российских органов исполнительной власти // Проблемы истории государственного управления : государственный аппарат и реформы в России (к 200-летию министерской системы управления в России) : Материалы международной научной конференции, 24 - 25 октября 2002 г. Санкт-Петербург. Ч. 1. - СПб. : Издво «Нестор», 2004. - С. 13 - 16.

[13]

Образование министерств, 200-летие создания которых мы отмечаем в эти дни, представляет собой завершающую фазу формирования системы органов исполнительной власти России, которая зарождалась в виде приказов при Иване III и Иване IV, затем — коллегий при Петре I. Однако если заглянуть еще глубже в историю, то можно найти немало сходных черт между первыми институтами исполнительной власти Московской Руси и государства, которое историки называют «Золотая Орда». Очень возможно, что именно из Орды русские государи позаимствовали элементы системы центральных органов исполнительной власти, принципы ее формирования, структуры, функций.

Конечно, Русь еще задолго до монголов имела контакты с развитыми европейскими державами, в которых существовала централизованная власть с такими властными структурами, которые можно уподобить и нынешним министерствам. Но следует отметить, что многовековые контакты Руси с Византией, государствами Восточной и Южной Европы не привели к появлению аналогичных органов власти и управления на Руси: первые приказы появляются только после свержения монголо-татарского ига.

Формирование управленческой структуры средневекового монгольского государства можно отнести к рубежу XII–XIII вв., когда Тэмуджин был впервые провозглашен ханом группой своих сподвижников. Именно тогда будущий Чингис-хан созвал курултай, на котором распределил между своими ближайшими сподвижниками функции по управлению различными сферами государственной деятельности. Довольно подробную характеристику системы органов управления государства Чингис-хана можно почерпнуть из монгольской исторической хроники «Сокровенное сказание», созданной, как принято считать, в 1240 г. Рассмотрим кратко основные институты исполнительной власти, о которых сообщает этот источник.

Конечно же, основное внимание было уделено армии: особо были выделены командующие лучниками, мечниками (тяжелой конницей) и легкой разведывательной кавалерией. Были также учреждены и «гражданские» должности. Несколько сподвижников Чингис-хана были назначены кравчими-бавурчинами, т. е. ответственными за ханскую кухню (и в более широком смысле — за обеспечение питания армии и формирующегося аппарата управления). Некоторым из приближенных был поручен контроль за выпасом стад овец — одного из основных источников жизни монголов; другим — аналогичный контроль за выпасом коней. Были введены и более специфические должности — одному вельможе было поручено заведовать кочевыми колясками (кибитками), другому — «домочадцами и слугами».[1]

Структура управления, созданная Чингис-ханом на первом этапе формирования его Империи была не только разветвленной, но и многоуровневой. Так, вышеперечисленные должностные лица, уже являясь представителями центральной власти, в свою очередь подчинялись двум первым сподвижникам Чингис-хана —

[14]

Джэлмэ и Боорчу, чьи обязанности соответствовали функциям премьер-министров более поздних эпох. В последние годы правления Чингис-хана и особенно при его преемнике Угедэе появляется официальный пост «чжуншулин» — канцлер Империи, отвечавший за административное управление и сбор налогов. Интересно отметить, что уже в тот период времени появились и должности нойонов-темников, ставших правителями в отдельных областях — своего рода «полномочными представителями», впоследствии получившими звание «баскаков» или «даругачи».

Историки считают созданное Чингис-ханом общество раннефеодальным государством, опираясь как раз на факт создания подобного аппарата управления. Вместе с тем, кочевое общество, имевшее многовековые традиции, не нуждалось в какой-либо централизованной организации своего натурального хозяйства и обмена, разрешения бытовых споров и даже социальных конфликтов. Любые проблемы и противоречия довольно легко и быстро решались в рамках традиционных институтов внутри общества.[2]

Зато в государствах Чингизидов, возникших в результате завоеваний Чингис-хана и его преемников (Империя Юань, Золотая Орда, Государство Хулагуидов и пр.) необходимость в создании четкой, упорядоченной централизованной структуры была. Чингизиды оказались не готовы к столь быстрому расширению своих владений за счет присоединения к ним Уйгурии, государства Кара-киданей, Хорезма, Северного Китая, Ирана, Волжской Булгарии и не могли обеспечить эффективное управление ими из одного центра, каковым к 1220 г. только-только становился Каракорум. В то же время недавно присоединенные земли без эффективного управления могли вновь легко выйти из-под контроля монгольских властей. Каждый из правителей вновь созданных государства имел возможность привлечь на службу местных администраторов и учитывать исторические традиции управления, сложившиеся в том или ином регионе, сохраняя при этом принципы государственного управления, заложенные Чингис-ханом в 1180е гг.

Так и ханы Золотой Орды создали оригинальный управленческий аппарат, сочетавший в себе черты кочевой феодальной монархии и традиции оседлого общества, во главе которого эти кочевники оказались волей судьбы. К сожалению, подробные сведения о государственном аппарате Золотой Орды до нас не дошли, но есть косвенные источники, позволяющие судить о его развитой и сложной структуре.

В первую очередь, это — ханские ярлыки, в которых довольно подробно перечисляются должностные лица разных уровней и направлений деятельности — от улуг-бека (главнокомандующего) и везира (руководителя хозяйственного и финансового направлений государственной деятельности) до региональных правителей, начальников таможен, ямских и лодочных служб и т. д. Упоминаются также более специфические должности — сокольники и «звериные ловцы» (предшественники сокольничих при московских царях и егермейстеров периода Российской империи, функции которых отнюдь не ограничивались организацией охоты для царей).[3]

Из другого источника — средневековых летописей и хроник, а также мемуаров современников (в частности — Плано Карпини и Рубрука) можно также почерпнуть сведения о распределении функций между чиновниками ханского двора. Некоторые из них отвечали за прием иностранных дипломатов, другие занимались религиозными вопросами, третьи — организацией церемоний, пиров и пр.

[15]

В первой четверти XIV в. Золотая Орда официально принимает ислам, и провозгласивший новую официальную религию хан Узбек проводит реформу аппарата управления. Произошел переход от традиционного аппарата, существовавшего со времен Чингис-хана к более формализованной структуре, позаимствованной из арабского и персидского опыта государственного управления. В частности, упомянутая выше должность везира становится постоянной в составе ордынского правительства именно при Узбеке. Должность кади — также продукт чисто мусульманской культуры. Появились также своего рода «центральные управления» по каждому из направлений административной деятельности — «диваны», являющиеся еще одним заимствованием из мусульманского государственного опыта.[4] Эти «диваны» и стали прообразом «приказов» Московского царства.

Таким образом, можно сделать вывод, что управленческий аппарат Золотой Орды отличался развитой структурой и четким разделением обязанностей между различными чиновниками. Причем все обязанности и действия представителей власти (начиная с самого хана и кончая местными чиновниками в какой-либо отдаленной области) фиксировались в соответствующих реестрах, созданных по единому образцу — «Коко Дефтер-Бичик» («Синяя роспись»), созданному еще при Чингис-хане на основании китайских аналогов руководству по делопроизводству.[5] Каждый чиновник обладал своего рода удостоверением, подтверждающим его полномочия — так называемой пайцзой, табличкой, которая (в зависимости от ранга ее обладателя) могла быть золотой, серебряной с позолотой, просто серебряной, медной и даже деревянной. Разумеется, выдача всех этих табличек строго фиксировалась, так что вероятность их подделок была ничтожной.[6]

Конечно же, не обходилось и без трудностей, проблем. Главными из них были — дробление и дублирование функций, а также мздоимство и злоупотребления чиновников, отраженное и в русских летописях, и в записках западных дипломатов, и в восточных хрониках.[7]

Как уже было сказано ранее, на Руси система отраслевых ведомств — приказов — появляется лишь после свержения «ига». Добавлю: после того, как «свергнувший» «иго» Иван III стал именоваться «царем» — правопреемником золотоордынского хана. И, возможно, постарался применить в Московском государстве, приобретшем статус «царства», элементы структуры власти, которая существовала в Золотой Орде. Следует заметить, что приказы, подобно ведомствам при дворе золотоордынских ханов, постоянно множились, дублировали друг друга по функциям, что не могло не сказаться отрицательно на управлении государством.

Именно это явление привело к реформе системы управления, в результате которой сначала вместо пяти с лишним десятков приказов при Петре I появилось 12 коллегий, а при Александре I (когда сходная проблема постигла и коллегии) — министерства, отмечающие сегодня свой юбилей.

[16]

--------------------------------------------------------------------------------

[1] См.: Козин С. А. Сокровенное сказание. М.; Л., 1941. § 124; Крадин Н. Н. Эволюция социально-политической организации монголов в конце XII — начале XIII века // «Тайная история монголов: источниковедение, филология, история. Новосибирск: Наука, 1995. С. 53–54.

[2] Крадин Н. Н. Указ. соч. С. 55.

[3] См., напр.: Григорьев А. П. Ярлык Менгу-Тимура: Реконструкция содержания // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. ХII. СПб: СПбГУ, 1990. С. 100; Григорьев А. П., Григорьев В. П. Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции. СПб.: СПбГУ, 2002. С. 117; Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций: Из опыта образования и распада империй X–XVI вв. М.: Инсан, 1996. С. 501.

[4] См.: Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М.: Богородский печатник, 1998. С. 99; Вернадский Г. В. Монголы и Русь. Тверь: ЛЕАН; М.: АГРАФ, 2000. С. 219.

[5] См.: Крадин Н. Н. Указ соч. С. 62.

[6] См.: Вернадский Г. В. Указ. соч. С. 133.

[7] См.: Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Указ. соч. С. 102.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53826. Изменение имен прилагательных по родам 29 KB
  Минутка красивого письма на доске показ аяое какие буквы соединения будем писать чем отличаются прописываю на доске Словарь: какую группу слов повторяли дома на доске слова но из каждого слова потерялась буква дети устно называют букву учитель вставляет яблко кпуста гурец грох млина записать в три столбика Жен.Изучение нового материала на доске картинки земляника арбуз яблоко.
53827. Комплексний підхід у корекційній роботі з попередження та подолання вад усного і писемного мовлення учнів 51.5 KB
  Актуальність знань щодо процесу розвитку мовлення дітей визначається завданням гуманізації виховання створенням оптимальних умов для найповнішого розкриття їхніх потенційних можливостей як субєкта спілкування та предметно практичної діяльності. Головні положення лінгвістичних напрямів і напрямів які досліджують спілкування та мовлення як окремий випадок комунікативної діяльності визначають нові завдання щодо практики й теорії мовленнєвого розвитку дітей: потребу показати комплексний підхід до вивчення мови як засобу взаємодії...
53828. Тотожні перетворення виразів, що містять квадратні корені 644 KB
  Мета: Формувати вміння та навички перетворювати вирази що містять арифметичні квадратні корені розвивати вміння аналізувати порівнювати навчальний матеріал виховувати вміння співпрацювати з однокласниками впроваджувати в життя учнів спрямованості на здоровий спосіб життя застосовуючи здоровязберігаючі технології.2 хв Квадратні корені з чисел вавилонські мате тематики вміли добувати ще в 4 тис.
53829. Порядок и источники выплаты дивидендов 31 KB
  Методика постоянного процентного распределения прибыли. Одним из основных аналитических показателей, характеризующих дивидендную политику, является коэффициент «дивидендный выход» (коэффициент выплаты дивидендов), представляющий собой отношение дивиденда по обыкновенным акциям к прибыли, доступной владельцам обыкновенных акций (в расчете на одну акцию).
53830. Внутреннее строение корня в связи с его функциями 39.5 KB
  Сформировать понятие о зонах корня. Развивать понятие о клеточном строении корня. Продолжить формирование понятий о тканях и показать на конкретных примерах зон корня определенные виды тканей.
53831. Властивості арифметичного квадратного кореня 108.15 KB
  Розглянути властивості арифметичного квадратного кореня; розвивати вміння учнів добувати квадратні корені, використовуючи вивчені властивості; виховувати повагу до історії Збройних Сил України, розуміння почесного обов’язку захисника Вітчизни, почуття колективізму.
53832. Строение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Лабораторная работа № 2: корень и корневые системы 80 KB
  Виды корней. Видоизменения корней. Видоизменения корней. Задачи: дать понятия корень и виды корней типы корневых систем; выработать практические умения различать виды корней и типы корневых систем; познакомить учащихся с зонами корня их строением в связи с выполняемыми функциями; определить роль корня в жизни...
53833. Косметичні проблеми підлітків 51 KB
  Три групи обговорюють між собою завдання а четвертауважно слухає відповіді та аналізує їх Слово вчителя: Як бачимо в описі кожного портрету звучали словаздорова шкіра здорове волосся. Шкіра людини має складну будову: зовнішній середній і внутрішній шар. Шкіра виконує захисну видільну дихальну терморегуляторну та тактильну функції. Шкіра нормальна.
53834. Тематична композиція «Космічні світи» 43.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з космічним живописом, навчити зображувальних прийомів передачі простору, повітряної перспективи; розвивати творчу уяву,фантазію; виховувати космополітичні почуття.