65172

К вопросу о судебной реформе крымского хана Мурад-Гирея (по сведениям «Семи планет» Сейида Мухаммеда Ризы)

Научная статья

История и СИД

Дальнейшая политика Мурад Гирея свидетельствовала о его лояльности: он постоянно являлся в Стамбул активно участвовал в войнах империи. На наш взгляд действия Мурад Гирея являлись популистской акцией попыткой укрепления собственного имиджа в глазах подданных.

Русский

2014-07-26

29 KB

0 чел.

К вопросу о судебной реформе крымского хана Мурад-Гирея

(по сведениям «Семи планет» Сейида Мухаммеда Ризы)

В сочинении Сейида Мухаммеда Ризы «Семь планет в известиях о царях татарских» содержится интересное сообщение о судебной реформе, проведенной крымским ханом Мурад-Гиреем: было ограничено действие шариата, усилена роль обычного права торе и даже кади-аскера заменил торе-баши. Однако вмешательство видных представителей мусульманского духовенства вскоре заставило хана отказаться от преобразований [3; 248].

В. Д. Смирнов, проанализировавший это сообщение, пришел к выводу, что хан своими действиями демонстрировал намерение приобрести большую независимость от Стамбула [3; 424]. Однако некоторые факты позволяют не согласиться с таким выводом.

1. Дальнейшая политика Мурад-Гирея свидетельствовала о его лояльности: он постоянно являлся в Стамбул, активно участвовал в войнах империи. Его отрешение от власти связано не с неблагонадежностью, а с поражением турок в Австрии, вину за которое турецкое командование свалило на хана [4; 84-85].

131

2. Правовой основой реформы стало торе – совокупность норм, не входивших в шариат. Если бы хан стремился к независимости, он восстановил бы действие ясы Чингис-хана, а не торе [2; 304-305].

3. В Турции не было негативного отношения к торе: османские историки сообщают о его действии в Крыму без осуждения [5; 267]. В самой Турции действовал аналог торе – обычное право орфи [1; 324-327]. Реформа вызвала беспокойство не официальных властей, а мусульманского духовенства, которое и остановило ее.

На наш взгляд, действия Мурад-Гирея являлись популистской акцией, попыткой укрепления собственного имиджа в глазах подданных. Его предшественник Селим-Гирей пользовался популярностью, и единственным его недостатком в глазах подданных была чрезмерная приверженность к шариату. Мурад-Гирей постарался продемонстрировать уважение к обычному праву и тем самым добился не меньшей популярности: население Крыма всецело поддерживало его, а турецкие власти довольно долго не могли найти ему преемника. Цель Мурад-Гирея (повышение популярности среди населения) была достигнута, и потому он довольно спокойно отнесся к провалу своей реформы.

Библиография:

1. Айдын М. А. Право в Османском государстве // История Османского государства, общества и цивилизации. М., 2006. С. 323-370.

2. Почекаев Р. Ю. Особенности формирования и эволюции правовой системы Улуса Джучи // Тюркологический сборник. 2005. М., 2006. С. 301-322.

3. Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской порты до начала XVIII в. М., 2005. 544 с.

4. Халим Гирай Султан. Розовый куст ханов, или История Крыма. Симферополь, 2004. 288 с.

5. Хюсейн Хезарфенн Телхис эль-бейан фи каванын-и ал-и осман // Османская империя. Государственная власть и социально-политическая структура. М. 1990. С. 265-289.

// XXIV Научная конференция «Историография и источниковедение стран Азии и Африки». 10-12 апреля 2007: Тезисы докладов. СПб., 2007. С. 130-131


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56539. Анализ прибыли уровня рентабельности продукции птицеводства в ЗАО Победа - Агро Дятьковского района 127.45 KB
  В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
56540. Сценарий проведения внеклассного мероприятия «Веселый труд» 51 KB
  Сценарий проведения внеклассного мероприятия Веселый труд Ведущий: Уважаемые гости и болельщики Сегодня мы проводим конкурс Веселый Труд. Конкурс состоит из 5 заданий каждое задание оценивается в 1 балл. Жюри оценивает конкурс.
56541. Планування варіативного модулю «Технологія вирощування рослин та догляд за ними» 76 KB
  Установчо технологічна карта варіативного модулю Технологія вирощування рослин та догляд за ними 16 годин. Основи технології вирощування рослин та догляду за ними Розподіл тем навчальних модулів Види діяльності Варіанти домашнього завдання Стандарт на виході Знання відповідних понять з курсів природознавства та біології Вміння: працювати з різними інформаційними матеріалами із різних джерел знань зошитом виконувати ескізні малюнки аналізувати робити висновки працювати з різнорівневими письмовими завданнями відповідати на усні...
56542. Изготовление поздравительной открытки к 8 Марта 69.5 KB
  Формировать практические приемы работы с бумагой. Умение выполнять приёмы работы с бумагой. Проявление эмоционального отношения к выполнению работы. Объяснение последовательности выполнения работы 3 мин.
56543. ТРУДНО БЫТЬ СОБОЙ 123 KB
  Цель: познакомить учащихся с понятиями личность индивидуальность; показать неповторимость уникальность личности; дать представление о путях формирования личности. Развитие личности довольно медленный процесс.
56544. Застосування розв’язування трикутників у прикладних задачах 1.12 MB
  Мета уроку: Формувати вміння учнів у застосуванні знань розвязування трикутників до розвязування прикладних задач. Розвивати у учнів інтерес до математики шляхом розвязування прикладних задач формувати зацікавленість у результатах спільної роботи.
56545. Треугольники 212.5 KB
  Цель урока. Усвоить определение треугольника, медианы, биссектрисы, высоты треугольника; научить учащихся определять элементы треугольника, выполнять классификацию треугольников по углам...
56546. Розв’язування прямокутних трикутників 74 KB
  Мета уроку. Узагальнення, систематизація та закріплення знань про теорему Піфагора, розв’язування прямокутних трикутників; застосування набутих знань і вмінь у практичній діяльності.
56547. Основні фактори прояву шкільної тривожності 53 KB
  Існує навіть термін шкільна фобія що означає страх перед відвідуванням школи що переслідує деяких дітей. Іноді батьки самі бояться школи і мимоволі вселяють цей страх дітям чи драматизують проблеми початку навчання виконують...