65194

Проблемы и методы социальной психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Социальная психология пользуется определением личности которое даёт общая психология выясняет каким образом т. Отличие такого подхода от социологического заключается в том что она выявляет каким образом сформировались эти социально-типические черты почему в одних условиях формирования личности...

Русский

2014-07-26

31.5 KB

0 чел.

2.Проблемы и методы социальной психологии.

Проблемы социальной психологии

  Социальная психология пользуется определением личности, которое даёт общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния и, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность.

  Отличие такого подхода от социологического заключается в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях формирования личности они проявились в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определённой социальной группе. В большей мере, чем в социологическом подходе, здесь принимаются в расчёт такие регуляторы поведения и деятельности личности, как вся система межличностных отношений, внутри которой наряду с их деятельностной опосредованностью изучается и их эмоциональная регуляция.

  От общепсихологического отличается тем, что социальная психология рассматривает поведение и деятельность "социально-детерминированной личности" в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность. Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой.

Методы

К статистическим методам исследования относят опросы, анкетирование, метод наблюдения, анализ документов. Причинно-следственный метод, в общем виде, только один – это эксперимент.

Статистические и причинно-следственные методы могут дополнять друг друга или использоваться на разных этапах одного и того же исследования.

Метод опроса

Опросные методы делятся на два типа: интервьюирование и анкетирование. Интервьюирование происходит при личном общении респондента и исследователя. Анкетирование может проводиться заочно. Преимущество этих методов – сравнительная простота организации исследования, широкий круг исследовательских задач, которые можно решить при помощи опросов. Недостаток – возможность искажения информации респондентом на сознательном или бессознательном уровне.

Метод наблюдения

Методы наблюдения делятся на включенное наблюдение, контролируемое и неконтролируемое. При включенном наблюдении исследователь погружается в совместную работу или деятельность группы, которую изучает. Контролируемое наблюдение подразумевает наличие бланков и четкой процедуры регистрации данных. Неконтролируемое наблюдение проводится без четкого плана. Все виды наблюдения в современной социальной психологии чаще всего используются как вспомогательные, а не основные виды исследований. Их преимущество – простота использования, возможность привлечения мало квалифицированного персонала. Недостаток – субъективные искажения восприятия исследователя, изменение поведения людей, за которыми наблюдают.

Анализ документов

Большой спектр научных социально-психологических задач можно решить без прямого контакта с людьми. Для исследований в области социальной психологии культуры, этнографии, массовой коммуникации, истории и пр. Подвидом этого типа исследований является контент-анализ. Это подсчет частоты использования различных социально-психологических категорий в некотором массиве документов. Метод контент-анализа позволяет проводить многомерный анализ данных, который является более точным и тонким методом исследования, чем простой анализ документов. Преимущества этого метода – возможность исследовать массовые процессы, заглянуть в историю. Недостаток – отсутствия прямого контакта, сложности в отслеживании субъективной реакции исследуемой группы людей.

Метод эксперимента

Эксперимент подразумевает выделение экспериментальной и контрольной групп исследования. В эксперименте используется независимая и зависимая переменные. Влияя на зависимую переменную при помощи независимой, исследователь изучает возможные следствия некоего воздействия на социальные объекты. Недостаток этого метода заключается в сложности его организации. Преимущество – это один из самых надежных методов исследования в социальной психологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8232. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся: значение, виды самостоятельных работ, условия эффективности 18.64 KB
  Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся: значение, виды самостоятельных работ, условия эффективности. К самостоятельной учебно-познавательной деятельности относиться: кружки, практикумы, конференции, консультации, фак...
8233. Сущность понятия учебные достижения. Содержания, формы, виды, методы проверки знаний и умений учащихся 16.24 KB
  Сущность понятия учебные достижения. Содержания, формы, виды, методы проверки знаний и умений учащихся. Установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся: Индивидуальный характер контроля, осуще...
8234. Характеристика современного процесса воспитания. Его сущность, двусторонний характер, противоречия, закономерности 16.5 KB
  Характеристика современного процесса воспитания. Его сущность, двусторонний характер, противоречия, закономерности. Воспитание - функция общества, явление, возникшее в древние времена. Воспитание - целенаправленный процесс развития человек...
8235. Основные подходы к разработке содержания воспитания в современной педагогике 15.39 KB
  Основные подходы к разработке содержания воспитания в современной педагогике. Метод воспитания - это путь достижения заданной цели воспитания. Это система приёмов и средств, используемых для достижения поставленной цели. Приём воспитания...
8236. Характеристика методов воспитания учащихся. Критерии выбора эффективного использования методов воспитания в педагогическом процессе 19.55 KB
  Характеристика методов воспитания учащихся (по одной из классификаций). Критерии выбора эффективного использования методов воспитания в педагогическом процессе. Метод воспитания - это путь достижения заданной цели воспитания. Это система приёмо...
8237. Основные направления и формы воспитательной работы 18.84 KB
  Основные направления и формы воспитательной работы Основными направлениями, по которым проводится воспитательная работа являются: нравственное, правовое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Воспитательная работа может проводиться и...
8238. Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки, стадии, средства формирования коллектива учащихся 16.51 KB
  Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки, стадии, средства формирования коллектива учащихся. Коллектив - некая социальная общность людей. По Макаренко признаки коллектива: 1) общность создания ради значимой цели. 2) цель отражается в...
8239. Технология коллективной творческой деятельности 16.39 KB
  Технология коллективной творческой деятельности. Методика КТД. В каждом КТД проявляется коллективное начало, творческое начало. Представляет собой поиск лучших идей. Педагогическая технология - это совокупность и порядок сформирован...
8240. Задачи, функции, особенности организации работы классного руководителя на современном этапе развития школы 16.41 KB
  Задачи, функции, особенности организации работы классного руководителя на современном этапе развития школы. Современный классный руководитель выполняет 3 функции: 1) Организация разнообразной деятельности в классе. 2) Забота о развитии каждого ребён...