65194

Проблемы и методы социальной психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Социальная психология пользуется определением личности которое даёт общая психология выясняет каким образом т. Отличие такого подхода от социологического заключается в том что она выявляет каким образом сформировались эти социально-типические черты почему в одних условиях формирования личности...

Русский

2014-07-26

31.5 KB

0 чел.

2.Проблемы и методы социальной психологии.

Проблемы социальной психологии

  Социальная психология пользуется определением личности, которое даёт общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния и, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность.

  Отличие такого подхода от социологического заключается в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях формирования личности они проявились в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определённой социальной группе. В большей мере, чем в социологическом подходе, здесь принимаются в расчёт такие регуляторы поведения и деятельности личности, как вся система межличностных отношений, внутри которой наряду с их деятельностной опосредованностью изучается и их эмоциональная регуляция.

  От общепсихологического отличается тем, что социальная психология рассматривает поведение и деятельность "социально-детерминированной личности" в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность. Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой.

Методы

К статистическим методам исследования относят опросы, анкетирование, метод наблюдения, анализ документов. Причинно-следственный метод, в общем виде, только один – это эксперимент.

Статистические и причинно-следственные методы могут дополнять друг друга или использоваться на разных этапах одного и того же исследования.

Метод опроса

Опросные методы делятся на два типа: интервьюирование и анкетирование. Интервьюирование происходит при личном общении респондента и исследователя. Анкетирование может проводиться заочно. Преимущество этих методов – сравнительная простота организации исследования, широкий круг исследовательских задач, которые можно решить при помощи опросов. Недостаток – возможность искажения информации респондентом на сознательном или бессознательном уровне.

Метод наблюдения

Методы наблюдения делятся на включенное наблюдение, контролируемое и неконтролируемое. При включенном наблюдении исследователь погружается в совместную работу или деятельность группы, которую изучает. Контролируемое наблюдение подразумевает наличие бланков и четкой процедуры регистрации данных. Неконтролируемое наблюдение проводится без четкого плана. Все виды наблюдения в современной социальной психологии чаще всего используются как вспомогательные, а не основные виды исследований. Их преимущество – простота использования, возможность привлечения мало квалифицированного персонала. Недостаток – субъективные искажения восприятия исследователя, изменение поведения людей, за которыми наблюдают.

Анализ документов

Большой спектр научных социально-психологических задач можно решить без прямого контакта с людьми. Для исследований в области социальной психологии культуры, этнографии, массовой коммуникации, истории и пр. Подвидом этого типа исследований является контент-анализ. Это подсчет частоты использования различных социально-психологических категорий в некотором массиве документов. Метод контент-анализа позволяет проводить многомерный анализ данных, который является более точным и тонким методом исследования, чем простой анализ документов. Преимущества этого метода – возможность исследовать массовые процессы, заглянуть в историю. Недостаток – отсутствия прямого контакта, сложности в отслеживании субъективной реакции исследуемой группы людей.

Метод эксперимента

Эксперимент подразумевает выделение экспериментальной и контрольной групп исследования. В эксперименте используется независимая и зависимая переменные. Влияя на зависимую переменную при помощи независимой, исследователь изучает возможные следствия некоего воздействия на социальные объекты. Недостаток этого метода заключается в сложности его организации. Преимущество – это один из самых надежных методов исследования в социальной психологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78814. Слава тебе, трудовой человек! (посвящено 75-ти летию Стахановского движения) 199.5 KB
  Стаханова разных лет; Фотографии орудий шахтерского труда; Фотографии памятников А. Стаханову; Вырезки из газет о трудовых подвигах советских людей Ход урока I. Прошлых лет поднимем занавес В днях былых большая сила: И ударник и стахановец До сих пор звучит красиво.
78815. Ми до тебе, казко, в гості завітали 44 KB
  Сьогодні ми зібралися тут всі разом для того, щоб побувати в гостях у казки. Діти дуже люблять слухати казки, а дорослі з великим задоволенням розповідають, читають їх дітям. Казка жила, живе і вічно буде жити. Вона буде існувати стільки, скільки будуть жити люди.
78816. Нехай Україна у щасті буя, - у тім нагорода і втіха моя… 51.5 KB
  Народе мій убожеством прибитий Знеможений і темністю сповитий Що вже забув і поважать себе Потративши свої колишні сили Як я любив твої сумні могили Україно Як я любив тебе на мультимедійній дошці зявляється портрет Михайла Старицького.
78817. Слава страстям, Твоїм Господи 231 KB
  Вона почуває себе винною В тому що її колючки ранили голову Христа. Побачивши Христа її обняв великий жаль і співчуття. Думаю що кожен з нас під час великого посту зробив собі іспит совісті і підтвердив що замість щирої подяки ми своїми гріховними вчинкми наново розпинаємо Христа.
78818. Свято Стрітення 131.5 KB
  Мета: розказати про історію виникнення свята Стрітення і традиції повязані з ним; дати поняття про те що свічка - це світло Боже символ життя; ознайомити з легендою народними звичаями; поглибити знання про значення свічки як одного з символів християнської етики...
78820. Выступление агитбригады «Светофорчик» 58.5 KB
  По пути домой из школы Пригодятся правила Знак дорожный он достоин Твоего внимания Эти книги не простые И наука не легка Целый свод дорожных правил Надо знать наверняка 8. Ни на миг не забываем Знак дорожный каждый Всех к порядку призываем Это очень важно Все: Не нарушайте правила дорожного движения...
78821. ПОСВЯТА В СТАРШОКЛАСНИКИ 68.5 KB
  Мета. Виховувати повагу до вчителів, бажання продовжувати вчитися у старших класах; розвивати артистизм, логічне мислення; зв’язне мовлення; сприяти згуртуванню учнівського колективу.