65195

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫ (КСЕНОФАН, ПАРМЕНИД, ЗЕНОН)

Доклад

Логика и философия

Согласно Пармениду то что есть бытие есть и это следует из самого понятия быть а того чего нет небытия нет что также следует из содержания самого понятия. Пустота отождествляется с небытием – так что пустоты нет.

Русский

2014-07-26

56.5 KB

44 чел.

№2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫ (КСЕНОФАН, ПАРМЕНИД, ЗЕНОН)

Элейская школа (конец VI — первая половина V вв. до н.э.).была основана в городе Элее, в Великой Греции, Ксенофаном. Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс. (Ксенофан – учитель Парменида, Парменид – учитель Зенона.)

В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании.

Ксенофан Колофонский  (580/577 до н. э., Колофон, Малая Азия — 485/490 до н. э., Элея, Южная Италия) — древнегреческий странствующий поэт и философ. Считается основателем Элейской школы и учителем Парменида. Однако в отличие от элеатов интересовался не онтологией, но преимущественно теологией и космологией. Отдавал предпочтение «мудрости», свободной прежде всего от чувственных образов.

Ксенофан — ранний представитель греческого свободомыслия в отношении религии. Подвергал критике господствующие представления о множестве богов, которыми поэты и народная фантазия населили Олимп. По Ксенофану, мифология — продукт исключительно человеческого воображения. Образы богов созданы людьми как их подобие, поэтому боги не превосходят людей нравственно и не могут быть предметом поклонения:

Что среди смертных позорным слывет и клеймится хулою —

То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули:

Красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро.

Т.к. люди измыслили богов по своему подобию, каждый народ наделяет богов своими собственными физическими чертами:

Если бы руки имели быки, или львы, или кони

Если б писать, точно люди, умели они что угодно,

Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий

Дали б бессмертным быки; их наружностью каждый сравнил бы

С тою породой, к какой он и сам на земле сопричастен.

...

Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы,

Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы...

Сохранились фрагменты главного произведения Ксенофана — «Силл» (Сатир) в пяти книгах, направленного «против всех поэтов и философов» его времени, прежде всего против Гомера и Гесиода и их антропоморфных богов.

Утверждения:

  •  Истинный Бог един, всевидящ, всеслышащ, всемогущ. Правит миром силой мысли без физического усилия. Не подобен смертным ни внутренне, ни внешне.
  •  Бог внутренне присущ миру, который обожествляется.
  •  В чувственно-физическом мире начало — земля, корни которой простираются в бесконечность.
  •  Морское дно частично поднялось, что доказывается отпечатками морских животных в горных породах.
  •  Небесные светила — сгустившиеся и воспламенившиеся испарения.
  •  Солнце каждый день новое и для каждой местности свое.
  •  Подлинная истина людям недоступна, удел всех и каждого — [только] субъективное мнение.

Парменид из Элеи (ок. 540 до н. э. или 520 до н. э. — ок. 450 до н. э.) — древнегреческий философ и политический деятель. Свои взгляды выразил в поэме «О природе». Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение.

Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы:

  1.  Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.
  2.  Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.
  3.  Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.
  4.  У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара.

Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет». «Бытие неделимо, мысленно, тождественно мысли».

  1.  Бытие одно, и не может быть 2 и более бытий. (Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга небытием, а его нет.)
  2.  Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей. (Если бытие имеет части, значит, части отграничены друг от друга Небытием, а его нет).
  3.  Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире. (В противном случае одно Бытие должно двигаться относительно другого).
  4.  Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения, так как при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие.
  5.  Если нет движения, возникновения, уничтожения, то и времени не существует. (Так как Время должно быть отнесено к какому-то процессу).
  6.  Бытие лежит (покоится), оно пребывает в вечности, а не во времени.

Зенон Элейский (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.), древнегреческий философ, ученик Парменида. Родился в Элее. Знаменит своими апориями, которыми он пытался доказать невозможность движения, пространства и множества. Научные дискуссии, вызванные этими парадоксальными рассуждениями, существенно углубили понимание таких фундаментальных понятий, как роль дискретного и непрерывного в природе, адекватность физического движения и его математической модели и др.

Апори́и Зенона (от др.-греч. ἀπορία, трудность) — внешне парадоксальные рассуждения на тему о движении и множестве. Современники упоминали более 40 апорий Зенона, до нас дошли 9, обсуждаемые в «Физике» Аристотеля. Наиболее известны три апории о движении.

Апории о движении – наиболее известные апории Зенона. Их цель — показать, что наше (математическое) представление о движении противоречиво (то есть противоречит интуитивно-физическому представлению).

(Историческая справка: в V веке до н. э. древнегреческая математика достигла высокой ступени развития, и пифагорейская школа выражала уверенность, что математические закономерности лежат в основе всех законов природы. В частности, математическая модель движения в природе была создана на основе геометрии, которая к этому времени уже была достаточно глубоко разработана. Геометрия пифагорейцев опиралась на ряд идеализированных понятий: тело, поверхность, фигура, линия — и самым идеализированным было фундаментальное понятие точки пространства, не имеющей никаких собственных измеримых характеристик. Тем самым любая классическая кривая считалась одновременно и непрерывной, и состоящей из бесконечного количества отдельных точек. В математике это противоречие не вызывало проблем, но применение этого же подхода к реальному движению поставило вопрос, насколько правомерен такой внутренне противоречивый подход. Зенон Элейский первым ясно сформулировал проблему.)

В двух апориях (Ахиллес и Дихотомия) предполагается, что время и пространство непрерывны и неограниченно делимы; Зенон показывает, что это допущение приводит к логическим трудностям. Третья апория (Стрела), напротив, рассматривает время как дискретное, составленное из точек-моментов; в этом случае возникают другие трудности.

мысленный и эмпирический способы познания различны, единого знания нет, нельзя доверяться опыту.

Ахиллес и черепаха

Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в 1 километр. За то время, за которое Ахиллес пробежит этот километр, черепаха в ту же сторону проползёт 100 метров. Когда Ахиллес пробежит 100 метров, черепаха проползёт ещё 10 метров, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

Диоген Лаэртский считал автором этой знаменитой апории Парменида, учителя Зенона.

Дихотомия

Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности.

Летящая стрела

Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она занимает равное себе положение, то есть покоится; поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится во все моменты времени, то есть покоится всегда.

Апории «Дихотомия» и «Стрела» напоминают следующие парадоксальные афоризмы, приписываемые ведущему представителю древнекитайской «школы имён» (мин цзя) Гунсунь Луну (середина IV в. до н. э. — середина III в. до н. э.):

  •  «В стремительном [полёте] стрелы есть момент отсутствия и движения, и остановки».
  •  «Если от палки [длиной] в один чи ежедневно отнимать половину, это не завершится и через 10000 поколений».

Вышеприведенные (наиболее известные) апории Зенона касались применения понятия бесконечности к движению, пространству и времени. В других апориях Зенон демонстрирует иные, более общие аспекты бесконечности. «Зенон вскрыл противоречия, в которые впадает мышление при попытке постигнуть бесконечное в понятиях. Его апории — это первые парадоксы, возникшие в связи с понятием бесконечного.»

Однако, в отличие от трёх знаменитых апорий о физическом движении, другие апории изложены менее ясно и касаются в основном чисто математических или общефилософских аспектов. С появлением математической теории бесконечных множеств интерес к ним существенно упал.

Работы Зенона дошли до нас в изложении Аристотеля и комментаторов Аристотеля: Симпликия и Филопона. Зенон участвует также в диалоге Платона «Парменид», упоминается у Диогена Лаэртского, Плутарха, в Суде и многих других источниках. Таким образом, апории и вообще взгляды Зенона нам известны только в кратком пересказе других античных философов, которые жили столетия спустя и хотя высоко ценили Зенона как «основателя диалектики», но чаще всего были его идейными противниками. Поэтому трудно достоверно выяснить, как формулировал апории сам Зенон, что он хотел показать или опровергнуть. В литературе встречаются самые разные утверждения на этот счёт: от радикального «Зенон доказывал невозможность движения» до более осторожного «Зенон хотел показать, что наше представление о движении несогласно с логикой, так как смешивает несовместимые вещи: непрерывное и дискретное».

Аристотель (IV век до н. э.) считал материю непрерывной и неограниченно делимой. В своей «Физике» он подробно анализирует и отвергает рассуждения Зенона, подчёркивая, что хотя интервал времени можно неограниченно делить, но его нельзя составить из изолированных точек-моментов и нельзя этой бесконечной делимости соотносить бесконечное время.

Первый древнегреческий атомист, Левкипп, был учеником Зенона и одним из учителей другого крупного атомиста, Демокрита.

Интерес представителей Элейской школы к проблематике бытия был развит в классической греческой мысли у Платона и Аристотеля.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28263. Функции внимания, его характеристики и методы диагностики 40.5 KB
  Функции внимания его характеристики и методы диагностики. Функции внимания: функция отбора значимых воздействий которые соответствуют потребностям данной деятельности; функция игнорирования других несущественных контролирующих воздействий; функция удержания сохранения выполняемой деятельности пока не будет достигнута цель т. Виды внимания: непроизвольное непреднамеренное произвольное преднамеренное Выделяют еще послепроизвольное внимание. Поддержание устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий.
28264. Операциональная природа мышления как процесса отражения связей иотношений. Виды мыслительных операций 62 KB
  Операциональная природа мышления как процесса отражения связей иотношений. Этот вид мышления онтогенетическиявляется первым. Понятие – единица мышления выражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности. Это основной вид мышления.
28267. Методы исследования и диагностики понятийного мышления 27 KB
  Методы исследования и диагностики понятийного мышления. Понятийное мышление – ведущий вид мышления характеризуется использованием понятий логических конструкций которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление – осознанное вербальное вышление. Характеризуется: высокой критичностью повышением понимания скрытого смыслаи подтекста различие иерархии признаков центральные существенные случайные переферические Методы диагностики понятийного мышления Основные методы: Сравнение понятий выделение существенныхпризнаков...
28268. Роль внутренней речи в процессе мышления (по А.Н.Соколову). Методы исследования внутренней речи 34 KB
  Роль внутренней речи в процессе мышления по А. Методы исследования внутренней речи. Внутренняя речь – производная форма внешней звуковой речи специально приспособленная к выполнению мыслительных операций в уме. Используется при: решении задачвуме чтении про себя мысленном планировании запоминании припоминании Функции внутренней речи: логическая переработка сенсорных данных их осознание и понимание самоинструкции при выполнении произвольных действий самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний Выражается внутренняя речь в виде...
28269. Специфические особенности и классификация психических явлений 145.5 KB
  Психология – наука о психике ее свойствах состоянии явлениях развитии. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуальнотипологических особенностей человека. психология – это наука не только познающая но и созидающая конструирующая человека.
28270. Классификация методов психологического исследования. Качественный и количественный анализ 37.5 KB
  Организационные методы: сравнительный метод лонгитюдинальный метод комплексный. Эмпирические методы: а Наблюдение объективное наблюдение непосредственное индивидуальное и коллективное опосредованное анкеты опросники самонаблюдение непосредственное словесный отчет опосредованное дневники автобиографии письма Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. б Экспериментальные методы лабораторный метод психических реакций...