65196

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

Доклад

Медицина и ветеринария

Представьте себе сколько съедал бы в сутки взрослый человек если бы его потребность в пище была бы равной потребности ребенка этого возраста. При недостатке белка в пище у ребенка могут нарушаться процессы роста и даже психического развития...

Русский

2014-07-26

109.5 KB

0 чел.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

Питание занимает важное место в жизни каждого ребенка так как является важным фактором его связи с внешней средой. С пищей ребенок получает необходимое количество веществ, которые необходимы для покрытия его основного обмена и восполнения энергетических затрат организма. Кроме того, с пищей ребенок получает пластический материал для построения новых тканей и восстановления разрушающихся клеток и тканей. Особенно большое количество пластического материала требуется детям в периоды интенсивного роста и в первую очередь на первом году жизни. Только за один год грудной ребенок увеличивает массу тела в 3 раза, а рост - в полтора раза. 

Такое быстрое увеличение массы и роста детей может быть обеспечено только интенсивным обменом веществ, что требует значительного подвоза питательных материалов. Это хорошо иллюстрирует потребность в пище детей на 1-м году жизни. Например, ребенок первых месяцев жизни нуждается в сутки в 150 - 200 мл пищи на 1 кг массы тела. Представьте себе, сколько съедал бы в сутки взрослый человек, если бы его потребность в пище была бы равной потребности ребенка этого возраста. Это составило бы больше 12 литров пищи ежедневно. Детям на кг массы тела требуется значительно больше, чем взрослым белка, жира и углеводов. Этим объясняется особенность их обмена веществ.

Так у детей для обеспечения их нормального роста и развития должен быть положительным азотистый баланс, тогда как у взрослого человека он находится в состоянии равновесия. При недостатке белка в пище у ребенка могут нарушаться процессы роста и даже психического развития, особенно если недостаток вводимого белка имеет место в первые 3 года жизни, когда на 80% формируется мозг человека.

Для осуществления химических процессов в организме детям обязательно требуется вода. Потребность в воде меняется в зависимости от возраста. Чем моложе ребенок, тем больше его потребность в воде: до 1 года она составляет 150 мл/кг массы в сутки, до 3 лет - 100 мл/кг, в 5-7 лет - 50-60 мл/кг, а в 12-14 лет - только 40-45 мл/кг. Дети очень тяжело переносят недостаток воды, который быстро приводит у них к нарушению межуточного обмена. Жидкость необходимо вводить детям в течение дня равномерно.

Особенно высокая напряженность процессов пищеварения у детей грудного возраста. Однако, секреторная функция пищеварительных желез (слюнных, желез желудка, поджелудочной железы и кишечника) значительно ниже, чем у взрослого человека, что связано с анатомо-физиологическими особенностями их органов пищеварения.

Слюна у детей в первые месяцы жизни выделяется в небольшом количестве, так как слюнные железы новорожденного недостаточно дифференцированы и полноценно начинают функционировать только с 3-4 месяцев жизни. У новорожденных в слюне отсутствует амилаза и снижено содержание птиолина.

Емкость желудка увеличивается у детей на 1-м году жизни постепенно: у новорожденного 2-го дня жизни она равна 10-20 мл, к 10 дню жизни - 80 мл, к 3 месяцам - 120 мл, к году она достигает 200-250 мл.

Желудочный сок, имея ту же, что и у взрослого человека характеристику (соляную кислоту, пепсин, сычужный фермент и липазу), отличается по основным ингредиентам в количественном отношении. У детей грудного возраста снижена активность пепсина и сычужного фермента, принимающих участие в усвоении белка. Сила пепсина и лабфермента у детей первого года жизни ниже, чем у взрослого приблизительно в 10-15 раз. Содержание липазы в желудочном соке невелико и повышается с возрастом, что затрудняет переваривание жира. Общая кислотность желудочного сока новорожденного равна всего 3-6 мл 0,1N раствора КОН, в 1 год - 15-20 мл, а в 12 лет - 40-60 мл.

Недостаточно дифференцирована поджелудочная железа. Она продуцирует те же, что и у взрослых ферменты (липазу, амилазу, трипсин), но их активность, особенно липазы, значительно ниже.

В первые месяцы жизни относительно мало вырабатывается желчи, причем в ней меньше содержится жирных кислот.

Таким образом, у детей первого года жизни потребность в пище большая, а функциональная способность пищеварения ограничена. Если учесть оба условия, а именно большой объем пищи и недостаточную секреторную способность пищеварительных желез, то станет ясным какими свойствами должна обладать пища детей первого года жизни и почему всякое нарушение в диете этих детей легко может вызвать расстройства пищеварения и питания. Эта способность достаточна только в том случае, если ребенок получает физиологическую пищу. Не подлежит сомнению, что для детей первого года жизни наиболее подходящей, единственно нормальной и естественной пищей является молоко.

Молоко является самостоятельным химическим возбудителем желудочно-кишечного тракта и требует для переваривания наименьшее количество желудочного и кишечного сока. Однако, для вскармливания детей грудного возраста не все виды молока одинаковы.

Длительная эволюция развития природы привела к особенностям молочного вскармливания, специфичного для каждого вида млекопитающих. Эта специфика состоит в биологических и химических свойствах женского молока по сравнению с молоком животных, в том числе и коровы.

Наиболее физиологичным питанием для детей первого года жизни является женское молоко, а вскармливание детей женским молоком называется естественным вскармливанием.

Подготовка организма женщины к кормлению своего ребенка начинается еще во время беременности, но для обеспечения достаточной лактации после беременности кормящая женщина должна соблюдать определенный режим:

  1.  допустим легкий физический труд,
  2.  сон не менее 7-8 часов в сутки,
  3.  прогулки 3-4 часа в день,
  4.  обязательное ношение бюстгальтера, не стягивающего грудь,
  5.  есть обычную пищу, но с достаточным количеством белков, жиров, углеводов и витаминов.

Калораж пищи во время кормления должен быть на 700-1000 ккал больше, а количество жидкости на 1 л больше обычного (включая 0,5 л молока). Во время кормления грудью необходимо исключить алкоголь, исключить или сократить курение, ограничить употребление лука, чеснока, хрена и пряностей.

Если при расчете питания выявляются отклонения, необходимо провести коррекцию. Для коррекции белка применяют творог, жира - сливки и рыбий жир, углеводов - фруктовые соки и сахарный сироп.

К естественному вскармливанию могут быть препятствия и противопоказания.

Абсолютными противопоказаниями к первому прикладыванию ребенка к груди являются: 

  •  тяжелые нарушения мозгового кровообращения,
  •  гемолитическая болезнь новорожденного в первые 7-10 дней жизни,
  •  глубокая недоношенность с отсутствием глотательного и сосательного рефлексов,
  •  тяжелые формы респираторных дыхательных расстройств (дистресс-синдром). У этих детей сохраняется естественное вскармливание - их кормят сцеженным материнским молоком, а при ГБН - молоком доноров.

Относительными противопоказаниями к кормлению ребенка грудью являются тяжелые заболевания матери, когда вопрос решается в зависимости от состояния матери.

При заболеваниях матери острозаразными заболеваниями (тифы, рожистое воспаление, сепсис и др.) женщина сцеживает молоко, его стерилизуют и дают ребенку. При гриппе, ангине - кормят ребенка грудью, но при этом обязательно надевают маску.

При гинекологических заболеваниях кормление грудью продолжается, но необходимо строгое соблюдение гигиенических правил.

При заболевании женщины сифилисом вопрос решается в зависимости от времени заражения: если после 6-7 мес. беременности - кормление запрещается, если раньше молено кормить грудью.

При заболевании матери туберкулезом ребенка разобщает с ней на 1,5-2 месяца, но допускается кормление сцеженным стерилизованным молоком.

Препятствиями к кормлению грудью со стороны матери могут быть: 

  •  тугая грудь - сцедить некоторое количество молока перед кормлением, массаж,
  •  неправильная форма соска (плоские, втянутые, плохо развитые) - массаж соска, кормление через накладку,
  •  трещины соска - лечить УФО №5-6 через день, смазывать трещины 2-5% раствором азотнокислого серебра или раствором марганцево-кислого калия, кормить можно через накладку, обязательно полностью опорожнять грудь;
  •  мастит - сцеживать и кормить стерилизованным молоком, при ликвидации симптомов воспаления и отрицательных посевах молока - грудь.
  •  новая беременность кормящей матери. Обычно она не отражается на лактации и составе молока, и до 5-6 месяцев беременности женщина может кормить ребенка грудью, затем прекращает.
  •  прием лекарственных препаратов. Большинство лекарственных препаратов кормящая мать может принимать, продолжая кормить грудью. При однократном приеме сильно действующих медикаментов, алкоголя, мышьяковистых, ртутных и др. препаратов следует пропустить одно кормление, сцедив при этом молоко и вылив его. После этого можно продолжать кормление грудью.

Не всегда у женщины бывает достаточное количество молока. Пониженная секреторная способность грудных желез называется гипогалактией. Принято различать первичную и вторичную гипогалактию.

Первичная гипогалактия выявляется с первых дней после родов и связана с функциональной недостаточностью молочных желез. Она чаще отмечается у пожилых первородящих.

Вторичная гипогалактия наступает позже, чаще на 2-3 месяце кормления грудью, вследствие неправильного кормления (беспорядочное, недостаточное опорожнение молочных желез), нерационального образа жизни, питания, переутомления, заболеваний.

Первичная гипогалактия плохо поддается лечению, вторичная гипогалактия лечится более успешно, если устранить вызвавшие ее причины. Обязательным в лечении гипогалактии является соблюдение правильного режима, питания, массаж грудных желез, УФО, витамин Е, пивные дрожжи (100 г дрожжей на 1 л жидкости - пить по 1 стакану в день). Ребенка кормят чаще, каждое кормление, прикладывая ребенка поочередно то к одной, то к другой груди. Важно создать дома спокойную обстановку.

Препятствия к кормлению грудью со стороны ребенка:

  •  прогнатизм, расщепление губы и твердого неба (приспосабливаются или нужно кормить сцеженным молоком с ложечки, через зонд);
  •  молочница - лечить молочницу;
  •  заложенность носа - перед кормлением закапать в нос по 2 капли сцеженного молока или поставить поочередно в каждую половину носа фитилек с 1% раствором эфедрина на 1-2 мин;
  •  "ленивые сосуны"- сделать реже кормления, строго соблюдать режим, не давать во время кормления ребенку засыпать.

В первые дни после рождения ребенок кормится молозивом. Молозиво - клейкая, густая, высококалорийная жидкость желтого или серовато-желтого цвета, солоноватая на вкус. При нагревании молозиво легко створаживается. Состав молозива подвержен значительным колебаниям и резко отличается от состава зрелого женского молока. В молозиве по сравнению со зрелым женским молоком почти в 2 раза больше содержится белка, от 2 до 10 раз больше витамина А и каротина, в 2-3 раза больше аскорбиновой кислоты, витаминов В12 и Е и значительно больше солей. По составу солей и белков, в которых альбуминовая и глобулиновая фракции значительно преобладают над казеином, молозиво приближается к сыворотке крови.

Вид молока

Белок 

Углеводы 

Жиры 

Зола 

Молозиво 

22,0

75,9

32,0

4,8 - 8,1

Зрелое молоко 

12,1

77,9

46,6

2,1

Состав молозива и зрелого женского молока (г/л): 

Молозиво является чрезвычайно ценным питательным продуктом, содержащим также гормоны, IgA и IgG, антистрептолизин О, антитела против белого и золотистого стафилококков.

Кроме того, предполагают, что многие белки молозива, такие как лактоглобулин и др., из-за идентичности к сыворотке крови могут всасываться в желудке и кишечнике в неизмененном виде.

Молозиво является наиболее подходящей пищей для ребенка первых дней жизни. Высокая калорийность т значительное содержание полноценного белка позволяют новорожденным получать в небольшом объеме много питательных веществ с высоким калоражем.

С 4-5 дня лактации уже говорят о переходном молоке, а после 2-3 недель молоко приобретает состав зрелого женского молока. На состав молока влияют сезон года, режим и питание матери и многие факторы гормонального и экзогенного характера. При полноценном питании в женском молоке содержится больше глобулинов и меньше казеина, чем при неполноценном.

Вскармливание новорожденных детей первых 7-10 дней

Обычно новорожденного ребенка начинают прикладывать к груди через 6-10 часов после рождения. Более длительная отсрочка в прикладывании к груди неблагоприятно сказывается на новорожденном ребенке и его матери. При более позднем прикладывании ребенка к груди наблюдается более значительное падение веса в первые дни его жизни и более позднее его восстановление.

Количество молока, необходимое ребенку периода новорожденности подвержено значительным индивидуальным колебаниям. Для практических целей наиболее подходящей формулой, позволяющей ориентировочно рассчитать, сколько молока необходимо новорожденному ребенку (до 7-8 дней) является видоизмененная формула Финкельштейна: 

n х 70 или 80 , где n - день жизни ребенка.

Для определения количества молока, необходимого ребенку в течение суток, надо число дней его жизни умножить на 70 (при весе ниже 3200 г) или на 80 (при весе выше 3200 г).

Можно пользоваться и другим подсчетом: на разовое кормление ребенок должен получать молока равное 10, умноженному на день его жизни (например: 5-дневный ребенок на одно кормление должен получить 10 х 5 = 50 мл).

Ребенка с первых дней жизни необходимо приучать к порядку в кормлении, так как новорожденный ребенок при рождении не имеет условного рефлекса на время кормления. Рефлекс на время кормления у ребенка является одним из самых первых условных рефлексов и для выработки этого рефлекса необходимо кормить ребенка по часам.

В зависимости от возраста ребенка промежутки между кормлениями должны быть разными. Детей первых 3-х месяцев жизни необходимо кормить каждые 3 часа с ночным промежутком продолжительностью 6 часов (ночной интервал необходим для отдыха матери); промежутки между кормлениями у детей от до 5 месяцев должны быть 3,5 часа (ночной интервал 6 час 30 мин), а у детей старше 5 месяцев каждые 4 часа, (ночной интервал 8 часов). Если ребенок спокойно не выдерживает таких длительных ночных интервалов и не удовлетворяется 2-5 чайными ложками воды, то можно разрешить еще 1 кормление ночью. Частота кормления определяется продолжительностью нахождения пищевой массы в желудке, что зависит от вида пищи. Женское молоко покидает желудок через 2,5 часа после приема, искусственные молочное смеси из коровьего молока задерживаются в желудке в течение 3 часов, а, каши - в течение 3-4 часов. Особенно долго задерживаются в желудке овощи (до 4 -5 часов).Большое содержание жира и белка увеличивают продолжительность нахождения пищи в желудке.

Способы расчета необходимого количества молока для ребенка.

Существует несколько способов расчета суточного объема пищи, необходимого для детей первого полугодия жизни.

1 способ - расчет по формуле Шкарина: Это наиболее простой способ. Согласно этому способу 2-х месячный (или 8 недельный) ребенок должен получать в сутки 800 мл молока; на каждую неделю недостающую до 8 - на 50 мл меньше, а на каждый последующий месяц после 2-х месяцев - на 50 мл больше.

Для детей моложе 2-х месяцев это можно выразить формулой:

800 мл - 50 мл х (8 - n), где n - возраст ребенка в неделях. Например, ребенок в возрасте 3 недель по этому способу расчета должен получить 800 мл - 50 мл х (8-3) = 550 мл молока.

Для детей старше 2 -х месяцев пользуются формулой:

800 мл + 50 мл х (n - 2) , где n - возраст ребенка в месяцах. Например: ребенок в возрасте 4-х месяцев должен получить 800 мл + 50 мл х (4 - 2) = 900 мл молока.

II способ - в зависимости от массы тела (объемный) . Согласно этому способу ребенок в сутки должен получать количество молока (в мл) равное:

  •  в возрасте от 2 недель до 1,5 месяцев - 1/5 массы тела,
  •  в возрасте от 1,5 месяцев до 4 месяцев - 1/6 массы тела,
  •  в возрасте от 4 месяцев до 6 месяцев - 1/7 массы тела.

Например, ребенок в возрасте 3-х месяцев, имеющий вес 5400 г, должен получать в сутки 5400 мл : 6 = 900 мл молока.

III способ - калорийный . Он основан на определении количества калорий, необходимых ребенку на каждый кг массы тела в сутки:

  •  в 1-й четверти года ребенку требуется 120 ккал/кг/сутки,
  •  во 2-й четверти года - 115 ккал/кг/сутки,
  •  в 3-ей четверти года - 110 ккал/кг/сутки,
  •  в 4-й четверти года - 110 ккал/кг/сутки.

Зная массу ребенка, и что один литр женского молока содержит 700 ккал, легко рассчитать, сколько молока должен получить ребенок за сутки.

Например, ребенок в возрасте 3 месяцев, имеющий массу тела 5 кг, должен получать 120 ккал на 1 кг массы или 600 ккал (120 ккал х 5 = 600 ккал) в сутки. Составлением пропорции легко перевести количество калорий в объем молока: 1000 мл молока содержат 700 ккал, Х мл молока содержат 600 ккал, Х = (600 х 1000) : 700 = 857 мл.

Из приведенных способов расчета наиболее точным является калорийный способ.

Приведенные формулы расчета молока применяются для детей первых 6 месяцев жизни. У детей с 6-месячного возраста до 1 года объем пищи не меняется и составляет 1 литр в сутки. Зная объем пищи и количество кормлений в сутки, легко рассчитать сколько молока необходимо ребенку на одно кормление.

Помимо определенного калоража пища ребенка должна содержать определенное количество белка, жиров и углеводов. Ребенок, находящийся на естественном вскармливании, должен получать на каждый кг массы тела в сутки:

  •  белка:
    •  2 -2,5 г до введения прикорма,
    •  3 - 4 г после введения прикорма;
  •  жира:
    •  6,5 г в 1-ой четверти года,
    •  6,0 г во 2-ой четверти года,
    •  5,5 г в 3-ей четверти года,
    •  5.5 г в 4-ой четверти года;
  •  углеводов: 13-14 г/кг/сутки.

При этом соотношение между пищевыми ингредиентами (белки : жиры : углеводы) должно быть до введения прикорма как 1: 3 : 6, т.е. такое же как содержание их в женском молоке, после введения прикорма как 1 : 2 : 3-4.

Если при расчете питания выявляются отклонения, необходимо провести коррекцию. Для коррекции белка применяют творог, углеводов - сахар или глюкозу, жира - сливки и рыбий жир.

Назначение витаминов.

В рацион должны входить не только основные пищевые ингредиенты (белки, жиры, углеводы), но и витамины, минеральные вещества и вода в необходимом количестве и правильном их соотношении.

Начиная с первого месяца, кроме кормления грудью, ребёнок нуждается в дополнительной даче витаминов. Витамины даются детям в виде соков, овощей и рыбьего жира. Целесообразнее давать различные соки в течение дня.

Чтобы не вызвать острого расстройства пищеварения, соки нужно начинать давать с небольших количеств. Обычно в 1-й день даётся 2-3 капли, на другой день 5-6 и т. д. Полная потребность в витаминах удовлетворяется 30-50 мл сока для детей 1 полугодия жизни и 60-80 мл сока для детей II полугодия жизни. Нужно помнить, что кроме витаминов в соках содержатся ещё ряд других веществ, которые могут влиять на деятельность желудочно-кишечного тракта. Поэтому существует правило, что если у ребёнка имеется склонность к поносам, целесообразнее предпочесть дачу ему лимонного сока, при наклонности к запорам полезна дача морковного или апельсинового соков.

Витамины А и Д, необходимый для профилактики рахита, следует назначать в виде рыбьего жира, учитывая, что 1 мл витаминизированного рыбьего жира содержит 150 - 200 ИЕ витамина Д и 400 - 500 ИЕ витамина А. Рыбий жир надо давать детям с месячного возраста, начиная с 5 капель и в течение 10-12 дней довести до 1 чайной ложки, а с 6 месяцев дают 2 чайные ложки, что покрывает дефицит витаминов в питании ребенка.

При назначении рыбьего жира необходимо помнить, что давать его надо в конце кормления, так как он, как и любой другой жир, тормозит желудочную секрецию.

У детей с 4-х месяцев жизни источником витаминов может служить тертое яблоко и другие пюре из гомогенизированных фруктов.

Прикорм.

Женское молоко и назначение витаминов с месячного возраста, обеспечивают правильное и полноценное развитие ребенка в течение первых 5 месяцев жизни.

С 5-6 месяцев жизни ребенок уже не может удовлетворяться только грудным молоком даже в том случае, если количество последнего вполне достаточно и полностью покрывает всю калорийную потребность растущего организма.

С этого времени, т.е. с 5 месяцев жизни, в диету здорового и правильно развивающегося ребенка необходимо ввести прикорм, так как неизбежным последствием вскармливания его только одним грудным молоком является обеднение организма солями, в частности железом, известью и фосфором, и нарушение нормального нарастания энергии внутриклеточных ферментов.

Клинически это сказывается постепенно все усиливающимся отклонением ребенка от состояния эйтрофии с выявлением у него анемических, рахитических и других патологических явлений.

В зависимости от состояния здоровья ребенка и его особенностей, а также учета некоторых факторов окружающей среды, введение прикорма может быть начато несколько раньше или позже указанного выше срока.

Показанием к 6олее раннему (4-4,5 месяцев) введению прикорма, несмотря на достаточное количество молока, получаемого ребенком, являются задержка нормального нарастания веса, анемия, рахит, экссудативный диатез, упорные срыгивания.

Показанием к более позднему введению прикорма служат идиосинкразия к чужеродной пище, случайные острые желудочно-кишечные расстройства, острые лихорадочные заболевания, жаркое время года. 

Так как человек получает минеральные вещества, главным образом, из пищи растительного происхождения, то естественно, что основными продуктами прикорма являются растительные продукты - овощи, фрукты, крупы и т.д.

С прикормом мы также вводим балластные вещества в виде клетчатки, необходимые для правильного функционирования желудочно-кишечного тракта.

Наконец, прикорм дает возможность в небольшом по объему количестве пищи доставлять ребенку достаточное количество калорий и пищевых ингредиентов (белков, жиров, углеводов). Кроме того, введение прикорма приучает ребенка к получению новых видов пищи, что постепенно подготавливает его к отнятию от груди.

Прикорм назначают только здоровому ребенку, с устойчивым стулом. Давать прикорм следует перед кормлением грудью, т.е. при наиболее сильном пищевом возбуждении ребенка, т.к. после кормления грудью новый вид пищи может вызвать у него протест. Все виды прикорма вводят постепенно, начиная с 3-5 чайных ложек, и в течение 6-7 дней одно кормление грудью полностью заменяют прикормом.

Новый вид прикорма следует назначать только тогда, когда ребенок полностью привыкнет к ранее введенной пище. Первый прикорм должен быть полужидким, хорошо протертым, гомогенным; он не должен вызывать у ребенка затруднений при глотании.

С возрастом нужно переходить к более густой, а позже и к плотной пище, возможно раньше приучая ребенка к приему пищи с ложечки и к жеванию.

В качестве первого прикорма обычно назначают 5% манную кашу или овощное пюре, в этом отношения не должно быть шаблона. Детям, избыточно упитанным и пастозным, несколько малокровным, с легким рахитом или экссудативным диатезом, целесообразно для первого прикорма давать овощное пюре. Здоровым детям, хорошо, но не избыточно упитанным и не пастозным, лучше назначать кашу на овощном отваре. Здоровым детям с плохим аппетитом лучше назначать 5% кашу на половинном или цельном молоке, в зависимости от возраста. Наконец, безупречным эйтрофикам с одинаковым успехом может быть назначена или каша или овощное пюре.

В первый день при введении прикорма до кормления грудью дают 3-5 чайных ложек овощного пюре, на следующий день количество его увеличивается до 50 мл и затем в течение одной недели одно кормление полностью заменяется прикормом с добавлением в нeгo белковых продуктов (яичный желток, творог), вторая неделя отводится для полной адаптации ребенка к новой пище. Через 2 недели после введения первого прикорма также постепенно вводится второй прикорм - каша из какой-либо крупы (манная, овсяная, гречневая, соевая, рисовая, кукурузная и др).

Вначале ребенку назначают 5% кашу, варится она на овощном отваре пополам с коровьим молоком. Через неделю 5% кашу заменяют 10% кашей на цельном коровьем молоке. Кашу из различных круп следует чередовать (манная, овсяная, рисовая и др).

Чаще детей кормят манной кашей, если у ребенка имеется склонность к поносам, показана рисовая, а если y негo бывают запоры - овсяная каша. Особенно полезна гречневая каша, так как в ней содержатся более ценные аминокислоты. Хорошо употреблять для приготовления каши муку из смеси нескольких круп (манной, рисовой, гречневой). Сливочное масло в рацион ребенка вводится с 5,5 месячного возраста; его добавляют в овощное пюре или кашу в количестве З г.

С 7 месяцев ребенку в дополнение к овощному пюре назначают мясной бульон (не более 50 мл) и сухарик из белого хлеба. Таким образом, в 7 месяцев ребенку вводят второй прикорм в виде обеда, состоящего из супа и овощного пюре.

С 8 месяцев ребенку заменяется прикормом еще одно (третье) кормление грудью. Вместо грудного кормления дается 50 грамм протертого творога с молоком или кефиром. В этом же возрасте в суп-пюре добавляется 30 г вареного, дважды протертого мяса. Его начинают давать с 1/2 чайной ложки и в течение 3-4 дней доводят до 1 столовой ложки - 30 г мяса.

С 10 месяцев мясо можно давать в обед в виде фрикаделек (суп с фрикадельками), а к концу года оно дается в обед в виде паровой котлеты.

Таким образом, с 9 месяцев ребенок получает кормление грудью только 2 раза - утром и вечером; 3 раза получает кормления в виде блюд прикорма. Более целесообразно, чем кисели, давать детям свежие или консервированные фрукты, ягоды, соки, которые более богаты витаминами и минеральными солями.

Комбинация отдельных блюд прикорма производится для создания наиболее выгодных условий пищеварения и опорожнения желудка Нерационально давать два плотных блюда (например, каша + пюре) или два жидких (бульон + кисель) в одно кормление.

В первом случае пища будет дольше перевариваться и дольше задерживаться в желудке, во втором - пища быстро перейдет из желудка в кишечник и вызовет у ребенка преждевременное чувство голода.

В какие же сроки даются блюда прикорма?

Наименование блюд

Сроки назначения 

Протертое или печеное яблоко

3,5 мес

Яичный желток

4 мес

Овощное пюре

5 мес

5% каша на овощном отваре с молоком

5 мес

10% каши 

6 мес

Мясной бульон

7 мес

Творог

7-8 мес

Мясной фарш

8 мес

Мясные фрикадельки

10 мес

Протертое яблоко назначается, с одной стороны как продукт содержащий большое количество витаминов, а с другой стороны как блюдо прикорма, содержащее большое количество солей. Яблочное пюре для устранения дефицита витаминов назначается с 3,5 месяцев, а как блюдо прикорма - с 5 месяцев.

Творог для коррекции питания (с целью обогащения пищи белком) назначается детям иногда с 2 - 3 месяцев жизни), но как блюдо прикорма он вводится с 8 месяцев.

Если следовать указанным общим правилам введения прикорма, то отлучение от груди проходит совершенно безболезненно. Обычно отнимают ребенка от груди в возрасте 1 года. Постепенно (с 10-11 мес) вначале одно утреннее кормление заменяют молоком с печеньем или сухарем, а затем и вечернее кормление. Иногда для ускорения полного угасания лактации на грудь накладывается давящая повязка и в течение двух суток ограничивают питьевой режим матери. При этом молоко исчезает обычно через 3-4 дня. Сейчас рекомендуют кормить детей грудью до 2-х лет и даже дольше.

Отнятие от груди не следует проводить в летнее время года, при острых расстройствах пищеварения и питания, при острых лихорадочных заболеваниях. Временным противопоказанием для отнятия ребенка от груди являются контакт с инфекционными больными, проведенные профилактические прививки и предстоящая дальняя поездка


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58355. Музика. Стилі музики 568.5 KB
  The Beatles in the 1960s mixed rhythm and blues, rock and roll, and soul music. The new style was “beat” music. Groups used drums, bass and two guitars with vocal lead and harmony.
58359. Надёжная защита организма 60.5 KB
  Как вы думаете почему сплошной слой краски так повлиял на мальчика понизилась температура тела кожа не могла дышать поры были закрыты краской Какой орган мы будем изучать сегодня Орган осязания кожу. Какая кожа На доске карточки.
58360. Строение тела человека 60.5 KB
  Цель урока: Дать первоначальные сведения о работе внутренних органов человека. Задачи урока: обучающие: ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека; познакомить с частями и внутренними органами человека...
58361. Урок Памяти, посвященный празднованию 65-летней годовщине Великой Победы 52.5 KB
  О Великой Отечественной войне; нарисовать рисунок на военную тематику; поинтересоваться у родителей бабушек дедушек об участии родственников в войне а по возможности найти и принести на урок фотографии того времени. Выставку подборку книг о войне так же можно составить с помощью детей.
58363. Урок письма 79.5 KB
  С этим трудно спорить но скажите вы любите получать письма от родных и близких Вам нравится их читать А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам Им не хватает теплоты душевности ведь когда читаешь письмо словно разговариваешь с близким тебе человеком.