6522

Структура ЦИЗО - ВИЗО - ВЗИСТ- в 1930-1959 гг. Всё о вузе в данный период

Реферат

История и СИД

Структура ЦИЗО - ВИЗО - ВЗИСТ - в 1930-1959 гг. Всё о вузе в данный период Введение Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ) - неотъемлемая и важнейшая часть уже более чем двухсотлетней системы высшего экон...

Русский

2014-12-28

1.15 MB

4 чел.

Структура ЦИЗО – ВИЗО – ВЗИСТ- в 1930-1959 гг. Всё о вузе в данный период

Введение

Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ)  - неотъемлемая и важнейшая часть уже более чем двухсотлетней системы высшего экономико-коммерческого образования России, один из ведущих государственный вузов страны.

Российский государственный торгово-экономический университет ведет свою историю от Московского коммерческого училища учебного заведения, готовившего специалистов для торгово-экономической сферы из числа представителей средних слоёв общества и основанного по инициативе и на средства Московского купеческого общества. План (Устав) Училища был 12 марта 1804 года утвержден Императором Александром I.

С первых дней своего существования Московское коммерческое училище было под непосредственным ведением и Высочайшим Покровительством Вдовствующей Императрицы Марии Федоровны.

Первоначально училище существовало как четырехклассное, а с 1870 года – как восьмиклассное, став впоследствии одним из ведущих средних специальных учебных заведений в России. В результате гражданской войны в начале ХХ века Московское коммерческое училище прекратило свою деятельность.

Университет – естественный преемник и продолжатель нескольких ранее действовавших высших и средних учебных заведений экономико – коммерческого направления России.

У истоков славной истории РГТЭУ как вуза – Центральный институт заочного обучения (ЦИЗО), созданный 20 августа 1930 года по решению Правительства СССР.

ВУЗ при этом несколько раз меня свое название: ЦИЗО – ВИЗО – ВЗИСТ – ЗИСТ –МКИ – МКУ – МГУК  - РГТЭУ :

  1.  1930 г., 20 августа – Центральный Институт Заочного Обучения (ЦИЗО) ;
  2.  1934 г., 27 сентября – Всесоюзный Институт Заочного Обучения (ВИЗО) ;
  3.  1939 г., 1 сентября – Всесоюзный Заочный Институт Советской Торговли (ВЗИСТ);
  4.  1959 г., 3 января – Заочный Институт Советской Торговли (ЗИСТ) ;
  5.  1990 г., 24 февраля – Московский Коммерческий Институт (МКИ) ;
  6.  1992 г., 8 июня – Московский Коммерческий Университет (МКУ) ;
  7.  1995 г., 8 августа - Московский  Государственный Университет Коммерции (МГУК) ;
  8.  2002 г., 27 августа образован Российский Государственный Торгово – Экономический Университет (РГТЭУ)

Первым ректором вуза стал Е.Я.Новик, который стоял во главе института с 1930 года и до 1950 год. С 1960 года по 2002 год ВУЗом руководили ректоры В.И.Московин (1959-1969) , Н.С.Алексеев (1970-1989) , И.Т.Пузин (1989-1994), Н.П. Ващекин (1995-2002). С момента создания РГТЭУ его ректором стал доктор юридических наук, профессор Сергей Николаевич Бабурин.

Ректор Е.Я. Новик с преподавателями ЗИСТ (1950 год).

Смена названия вуза на РГТЭУ за долгий период его плодородной работы как высшего учебного заведения неслучайна, его история исключительно богата и непроста. Каждый из этапов истории вуза стал важной вехой в развитии,  как самого института, так и в изменении его места в роли системы высшего профессионального торгово – экономического образования России и подготовки высококвалифицированных кадров для сферы товарного обращения и услуг.

Возникновение и развитие вуза, вся  его судьба и деятельность неотделимы от социально – экономической жизни общества, тесно связаны с историей страны и ее экономики,  сферы обслуживания, в первую очередь, торговли и общественного питания.

Становление и создание вуза

Одним из наиболее решающих в истории РГТЭУ как вуза стал период конца 30-х годов ХХ века. Именно в то время на созданной ранее основе и возник новый вуз – Всесоюзный Заочный Институт Советской Торговли (ВЗИСТ). Появление такого вуза неслучайно, оно стало закономерным событием в истории страны и ее системы высшего профессионального образования.

СССР испытывал тогда, в период первых пятилеток, особенно острую потребность в высококвалифицированных специалистах, прежде всего , с высшим образованием. Это было связано с теми грандиозными переменами, которые происходили в стране.  Главной задачей того времени,  поставленной государством,  была задача превращения ССР из страны аграрно – индустриальной в великую высокоразвитую и передовую индустриальную державу. Страна взяла курс на завершение индустриализации и радикальное преобразование сельского хозяйства. Индустриализация призвана была со временем качественно изменить не только экономику государства, но и всю его жизнь. Строились заводы и фабрики, успешно создавались новые отрасли экономики.

Все это требовало существенного роста числа высококвалифицированных специалистов в различных отраслях народного хозяйства, в первую очередь в промышленности. Поэтому в стране в то время достаточно успешно и происходила серьезная перестройка всей системы высшего образования. Решение задачи подготовки необходимых стране кадров было возможно путем создания специализированных высших учебных заведений. Именно поэтому в конце 20-х – начале 30-х годов в стране активно шел процесс учреждения новых ведомственных и отраслевых высших учебных заведений, как очных, так и заочных. Особое внимание при этом уделялось системе заочного и вечернего образования. Это было связано с тем, что в стране при высоком и все более возрастающем престиже высшего образования значительно увеличилось число желающих получить такое образование заочно, без отрыва от основной работы. Создание отраслевых заочных институтов в те годы стало фактически новым словом в высшем заочном образовании.

В ходе перестройки системы высшего образования руководство государства осознало необходимость восстановления и дальнейшего развития высшего торогово-экономического образования. 20 августа 1930 года Народный комиссариат внешней и внутренней торговли СССР и Народный комиссариат торговли РСФСР издали приказ «582 «об организации заочного обучения в системе Наркомторга». В нем излагалась четкая программа создания в стране системы подготовки торговых работников по заочной форме обучения. В этих целях предписывалось немедленно приступить к развертыванию широкой сети заочного обучения при вузах и втузах.

Этим приказом был организован объединенный Центральный Институт Заочного обучения (ЦИЗО). Наркомторга СССР и Наркомторга РСФСР – прямой предшественник РГТЭУ как высшего профессионального образовательного учреждения.  Непосредственно руководство ЦИЗО было возложено на сектор кадров Наркомторга РСФСР, а общее руководство предлагалось осуществлять сектору кадров Наркомторга СССР. Первым директором (ректором) института стал Е.Я. Новик.

Перед ЦИЗО была поставлена задача осуществления методического руководства системой заочного обучения в системе Наркомторга СССР. Особое внимание уделялось организации контроля за изданием учебников и учебных пособий , инструктивных писем и иной литературы по заочному образованию. В центре внимания находились также и вопросы проведения пропаганды заочного образования.

Создание и становление ЦИЗО как высшего учебного заведения тесно связано с историей как страны в целом, так и с историей развития ее экономики. Одной из отраслей экономики СССР, где потребность в специалистах , особенно с высшим образование, ощущалась не менее остро, чем в промышленности, была отрасль торговли и общественного питания. В годы индустриализации быстро росла численность городского населения страны. Увеличивалось количество как розничных, так и оптовых предприятий государственной и кооперативной торговли. Происходили изменения в  организации и составе торговой сети и в формах реализации товаров, рос товарооборот. Расширялась сеть государственных и кооперативных предприятий общественного питания. Страна все больше нуждалась в квалифицированных товароведах, бухгалтерах и экономистах.

Собственно ЦИЗО и стоял у истоков создания в СССР первого в стране не отраслевого специализированного высшего профессионального учебного заведения профиля торговли и общественного питания с заочной формой подготовки специалистов.

Основная задача нового института - руководство подготовкой торговых кадров высшей квалификации в системе Наркомторга без отрыва обучающихся от основной работы (заочное обучение). До этого торговля и общественное питание, как отрасли экономики, использовали кадры, которые готовились в различных средних специальных и высших учебных заведениях, а также на общеэкономических факультетах и отделениях технических и гуманитарных вузов страны. Немало в торговле и общественном питании было тогда и специалистов-практиков, не имевших профессионального образования.

Именно Центральный институт заочного обучения (ЦИЗО) стал родоначальником РГТЭУ как высшего учебного заведения. С тех пор и до настоящего времени вуз прошел большой и сложный, но славный исторический путь, преодолев на этом пути немало трудностей.

Реорганизация высшей школы страны в 30-е годы прошлого века самым непосредственным образом затронула и ЦИЗО. Уже спустя четыре года после его создания институт в сентябре 1934 года был переименован во Всесоюзный институт заочного обучения (ВИЗО). Одновременно совместным приказом Наркомата пищевой промышленности СССР и Наркомата внутренней торговли СССР №260/113 от 27 сентября 1934 года было принято решение о передаче вуза в ведение Наркомвнуторга СССР.

Уже с самого начала своей деятельности ВИЗО стал быстро превращаться в одно из крупнейших заочных высших учебных заведений СССР и ведущий отраслевой экономико-коммерческий институт страны профиля торговли и общественного питания.

Новое название вуза - ВИЗО - просуществовало недолго. Очередная реорганизация и связанное с этим переименование института совпали по времени с периодом конца 1930-х годов, когда система вечернего и заочного обучения страны подводила и обобщала первые итоги своей деятельности.

В августе 1938 года было принято постановление СНК СССР «О высшем заочном обучении в стране». В нем на основе уже достаточно большого накопленного к тому времени опыта впервые были определены важнейшие цели и задачи всей системы высшего профессионального заочного образования. Для их решения выделялось соответствующее финансирование.

Данным постановлением СНК СССР утверждалась номенклатура специальностей подготовки кадров в системе заочного образования, по-новому организовывалась вся учебно-методическая работа вузов. Во всех заочных институтах страны была введена курсовая система обучения. Предусматривалась обязательная сдача всеми студентами экзаменов и зачетов. Студентам-заочникам при этом предоставлялся для учебы дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы. Большое внимание уделялось также научно-издательской деятельности вузов. Устанавливались формы вузовской документации и диплома государственного образца, приравненного к дипломам выпускников очных институтов. Государственным, партийным, молодежным организациям вменялось в обязанность строго контролировать учебу студентов-заочников и создавать им необходимые условия для получения избранной специальности.

Это постановление стало программой подготовки специалистов и для недавно созданного отраслевого института профиля торговли и общественного питания - ВИЗО, определило задачи, характер и основные направления его образовательной, методической и научной деятельности.

В связи с поставленными государством задачами и изменившимися условиями развития высшего заочного обучения в стране 1 сентября 1939 года приказом Наркомторга СССР № 535 институт вновь был переименован. Теперь ВИЗО получил другое название - Всесоюзный заочный институт советской торговли (ВЗИСТ) Наркомторга СССР. Такое наименование института более точно отражало как изменившуюся ситуацию в высшем заочном образовании в отрасли торговли и общественного питания, так и все возрастающую роль в ней ВИЗО. Новое название вуза просуществовало два десятилетия, а институт переместился тогда в здание Высшей торговой школы.

Важнейшей задачей ВЗИСТ, теперь уже как общесоюзного центра подготовки специалистов для отрасли торговли и общественного питания, стала задача создания и укрепления кафедр и факультетов - центров и основы организационной, учебно-методической и научно- исследовательской работы вуза - и организация их работы. От ее решения зависела успешность всей деятельности института. Решалась эта задача совместными усилиями Наркомторга СССР и руководства института.

В течение 1939/1940 учебного года для работы в институте были приглашены ведущие ученые и специалисты столицы и страны в качестве заведующих кафедрами: политической экономии — профессор Пин-Чук П.И., высшей математики - профессор Глаголев А.А., экономической географии - профессор Волков A.M., химии - профессор Кульман А.Г., физики - член-корреспондент АН СССР, профессор Дерягин И.Н., товароведения продовольственных товаров - профессор Смирнов B.C., товароведения промышленных товаров - доцент Церевитинов Б.Ф., экономики торговли - профессор Турецкий Ш.Я., хозяйственного права - профессор Граве К.А., бухгалтерского учета и статистики - доцент Кобызев С.И., организации и техники торговли — доцент Виноградов В.И. и др. Все они стали поистине первопроходцами, активно помогая становлению и развитию высшего учебного заведения, отдавая этому все свои знания и педагогическое мастерство. Именно они создали тогда прочный фундамент будущего прогресса вуза.

Заведующие кафедрами провели большую работу по комплектованию своих подразделений квалифицированным профессорско- преподавательским и учебно-вспомогательным персоналом. На 11 кафедрах вуза работали около десяти профессоров и докторов наук, более двадцати кандидатов наук. Среди преподавателей немало было также и практических работников - сотрудников Народного комиссариата торговли СССР. Народного комиссариата торговли РСФСР, других центральных и ведомственных учреждений.

С момента организации ВЗИСТ в нем действовали уже три факультета: торгово-экономический, товароведный и учетно-экономический. Первоначально торгово-экономический факультет готовил специалистов только по одной специальности - «Экономика торговли». Единый еще в те годы товароведный факультет готовил специалистов-товароведов, как по продовольственным, так и непродовольственным товарам.

Когда во ВЗИСТ начались первые занятия, контингент студентов на всех трех факультетах насчитывал всего около 200 человек. Одни из них стали студентами, сдав вступительные экзамены, другие были переведены из иных вузов страны либо направлены на обучение союзными или республиканскими ведомствами.

Учеба многим студентам-заочникам давалась непросто. Студенты, а особенно в заочной системе обучения, испытывали трудности, связанные с большей загруженностью по работе и сложными материальными условиями жизни. Не всегда достаточно необходимым для плодотворной учебы был и уровень общеобразовательной подготовки студентов.

Руководство ВЗИСТ все больше внимания уделяло организации эффективного учебного процесса, повышению качества обучения, для чего принимались меры по совершенствованию образовательных технологий. Улучшалась постановка преподавания всех предусмотренных учебным планом дисциплин, прежде всего общетеоретических и специальных.

Условия для педагогической и научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава и учебы студентов ВЗИСТ в то время были достаточно сложными. Институт к этому времени уже имел хотя и небольшое, но собственное пригодное для обучения помещение, предоставленное Мосгорисполкомом. Однако вуз еще не обладал тогда полноценной материально-технической базой обучения - не хватало учебных аудиторий, лабораторий, кабинетов, квалифицированных преподавателей, необходимых для учебы учебников и учебных пособий. Испытывал институт и финансовые затруднения. Но все эти и другие проблемы компенсировались самоотверженным трудом профессорско-преподавательского состава и огромным энтузиазмом студентов и их желанием учиться и познавать новое, освоить так необходимые в то время стране специальности.

Не менее важной задачей института как общесоюзного являлась и организация территориальных структурных образовательных подразделений. Она успешно решалась одновременно с формированием кафедр. Уже в предвоенный период, в 1940/1941 учебном году, количество филиалов вуза и его учебно-консультационных пунктов (УКП) составило более трех десятков. Они появились тогда почти во всех союзных республиках страны, кроме Туркмении и Эстонии. Только на Украине, например, было создано 5 филиалов - в Киеве, Харькове, Львове, Симферополе, Сталино. Структурные образовательные подразделения ВЗИСТ стали действовать также и в большинстве областных и краевых центров РСФСР.

Кафедры в филиалах института тогда отсутствовали, а подбор преподавателей для них осуществлялся централизованно. Большую роль в решении кадровой проблемы филиалов играли заведующие кафедрами и профессорско-преподавательский состав головного вуза. Их усилиями удалось организовать учебный процесс не только в Москве, но и в филиалах института.

Научно-методическая работа ВЗИСТ в первые годы его становления и развития была направлена в основном на подготовку и издание стабильных учебников и учебных пособий для студентов-заочников по изучаемым предметам. Облегчало решение этой задачи наличие у института собственной небольшой типографии. Среди учебных изданий вуза того времени - учебник по товароведению пищевых товаров под редакцией профессора B.C. Смирнова, учебник «Основы бухгалтерского учета в торговле» под редакцией доцента М.И. Баканова и др. Профессор Ш.Я. Турецкий являлся председателем экспертной комиссии по учебнику «Экономика советской торговли». Активной была работа по подготовке учебно-методической литературы и многих других преподавателей вуза.

Помимо большой учебно-воспитательной, методической и организационной работы профессорско-преподавательский состав ВЗИСТ уже в 1930-е годы выполнял и немалую, весьма плодотворную научно- исследовательскую работу.

Дальнейшее повышение научного потенциала института стало одним из приоритетных направлений деятельности его коллектива. Эта приоритетность определялась двоякой целью. С одной стороны, рост научной квалификации профессорско-преподавательского состава - решающее условие подготовки высококвалифицированных, творчески мыслящих специалистов. С другой, исследование актуальных проблем развития техники, технологии, экономики и организации предприятий торговли и общественного питания страны - вклад ученых вуза в развитие экономики страны.

Спектр научных интересов профессоров и преподавателей вуза уже в то время был весьма широк. В институте начали формироваться и собственные научные школы. К числу наиболее важных научных работ того времени, имеющих народнохозяйственное значение, следует отнести монографии профессора Ш.Я. Турецкого «Планирование цен в СССР», доцента М.И. Баканова «Издержки обращения и резервы их снижения» и др.

Очень продуктивными в научном плане являлись кафедральные и межкафедральные научно-методические конференции профессорско - преподавательского состава ВЗИСТ. Нередко они проводились с участием не только преподавателей головного вуза, но и представителей филиалов института. Постоянно действовал научный семинар по актуальным экономическим проблемам (руководитель - доцент М.И. Баканов). Регулярно проводились и студенческие научные конференции.

Остро встал тогда и вопрос о необходимости образования фундаментальной библиотеки вуза. Без нее не могло быть как полноценного учебного процесса, так и отвечающей задачам института учебно-методической работы. Сотрудники создающейся библиотеки поистине были профессионалами своего дела. Постепенно стал формироваться библиотечный фонд. Библиотека пополнялась научными изданиями, педагогической, методической и иной литературой, что в немалой степени способствовало дальнейшей активизации и научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, ВЗИСТ очень быстро оправдал возложенные на него обязанности общегосударственного вуза. Уже в предвоенные годы был создан прочный фундамент для его дальнейшего прогресса. Институт креп и развивался, готовя специалистов для торговли и общественного питания страны. Уже в предвоенные годы он достиг заметных успехов в области учебной и научной работы, постепенно становясь одним из крупных учебно-научных центров страны.

Говоря о предвоенном этапе деятельности ВЗИСТ, его существенном вкладе в повышение профессиональной квалификации работников торговли и общественного питания страны, все же не следует переоценивать возможности института в тот сложный как для страны, так и для вуза период. Трудностей было еще немало. Фактически еще только начался и шел непростой процесс формирования и становления эффективной системы учебно-воспитательной , учебно-методической, научно-исследовательской и организационной работы нового вуза.

Вместе с тем неоспоримо и то, что благодаря плодотворной деятельности руководства и профессорско-преподавательского состава, всего трудового коллектива ВЗИСТ высшее профессиональное заочное торгово- экономическое образование в СССР, у истоков зарождения и формирования которого и стоял вуз. становилось очевидным фактом.

В начале 40-х годов перед ВЗИСТ открывались большие перспективы дальнейшего развития, государство все больше нуждалось в квалифицированных бухгалтерах, товароведах, экономистах. Отрасль торговли и общественного питания и народное хозяйство страны в целом предъявляли все возрастающие требования к количеству и качеству подготавливаемых специалистов. Вуз к тому времени уже накопил немалый опыт работы, готов и способен был решать поставленные перед ним государством задачи.

Однако судьба страны была и судьбой молодого, недавно созданного вуза. Происходившие тогда в СССР и в мире процессы самым непосредственным образом отражались и на институте. Профессорско-преподавательский состав, сотрудников и студентов ВЗИСТ не обошли как трагические события 1937-1938 годов, так и суровые годы испытаний Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.


Вуз в годы войны

Одним из наиболее сложных в истории вуза стал период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и послевоенного времени.

Нападение нацистской Германии и ее союзников на СССР 22 июня 1941 года и начало Великой Отечественной войны прервали мирный созидательный труд народа. Главным лозунгом стал призыв: «Все для фронта, все для победы!».

Свой вклад в победу над Германией вносили и вузы страны, среди которых был и ВЗИСТ. Война помешала его дальнейшему мирному поступательному развитию, однако, несмотря на тяжелые последствия, связанные с вероломным нападением агрессора, институт, как и другие столичные вузы, все же продолжал работать.

В первые месяцы войны условия работы и учебы в вузе были исключительно трудными. Свой первый военный учебный год институт встретил в существенно обновленном составе. Уже в начале войны большая часть как профессорско-преподавательского состава и сотрудников вуза, так и студентов, проживавших в столице и области, была мобилизована в действующую армию. Немало было среди них и тех, кто ушел на фронт добровольцем. Их ратная служба солдатами и офицерами, сержантами и старшинами достойна всяческого уважения. Некоторые из них на фронте получили боевые ранения, среди них и ректор Е.Я. Новик.

Некоторые из сотрудников и студентов вуза в суровые годы войны занимали высокие должности в тылу, в том числе и в системе материально- технического, финансового и продовольственного снабжения и обеспечения армии и флота.

Многие из сотрудников и студентов ВЗИСТ за участие в боевых действиях, проявленные в годы войны мужество и героизм, успешное обеспечение войск всем необходимым для военных действий были награждены высокими государственными наградами - орденами и медалями, удостоены высоких воинских званий.

Однако война не прервала основную деятельность института - образовательную, подготовку специалистов для торговли и общественного питания. Работа в вузе, в том числе и учебный процесс, не прекращалась и под непрерывными бомбежками в чрезвычайно сложных условиях первых месяцев войны, когда немецко-фашистские агрессоры вплотную подошли к пригородам Москвы.

Только тогда, когда тяжелые бои развернулись уже на подступах к столице с прорвавшимися танковыми дивизиями противника и Москва была объявлена на осадном положении, занятия в институте были все же временно приостановлены.

Осенью 1941 года, во время героической битвы за Москву, когда понятия фронт и тыл поистине слились воедино, многие преподаватели, сотрудники и студенты участвовали непосредственно и в боевых действиях - добровольцами сражались в рядах народного ополчения и в составе истребительных батальонов, вели борьбу с врагом в ближайшем тылу в партизанских отрядах.

Среди тех, кто героически защищал Москву в те трагические дни осени 1941 года, были и недавние выпускники вуза. Один из них - В.Г. Клочков (выпуск 1940 г.), которому я уделю отдельное внимание в своей работе.

В исключительно сложной для страны обстановке осени первого года войны 15 октября 1941 года Совет по эвакуации при ГКО СССР принял вынужденное решение об эвакуации столичных вузов в восточные районы страны. Местом эвакуации для ВЗИСТ был определен Казахстан. Так только в конце сурового 1941 года, когда Москва оказалась на осадном положении и была объявлена всеобщая эвакуация, ВЗИСТу среди многих столичных учреждений, фабрик и заводов, других вузов вынужденно пришлось покинуть Москву и эвакуироваться из столицы в Алма-Ату.

Там, в Алма-Ате в непростых условиях эвакуации и продолжилась образовательная деятельность ВЗИСТ. Руководили вузом тогда директор М.Т. Наговицын и его заместитель доцент М.И. Баканов.

Чуть позже в Алма-Ату из Кисловодска реэвакуировался и Ленинградский институт советской торговли имени Ф. Энгельса. Некоторое время, несмотря на трудности военного времени и в Алма-Ате руководству ВЗИСТ довольно быстро удалось наладить учебную работу. Условия для занятий были крайне тяжелыми: отсутствовала необходимая учебно- производственная база, не хватало учебных аудиторий и лабораторий, учебников и химических реактивов. Прямое влияние на учебный процесс оказывала и обстановка на фронте. Число преподавателей и сотрудников института, а также студентов в связи с мобилизацией на фронт заметно сократилось. Тем не менее, как и в мирное время, деятельность вуза продолжалась. Проходили учебные занятия - читались лекции, проводились семинары и лабораторные работы.

Самоотверженная работа профессорско-преподавательского состава вуза и всех его сотрудников по обеспечению непрерывного учебного процесса во все годы Великой Отечественной войны тесно переплеталась с их не менее самоотверженным стремлением внести свой вклад в победу советского народа над агрессором.

Именно там, в Алма-Ате, в эвакуации, в 1942 году были проведены и первые государственные экзамены (председатель ГЭК - доцент N4.И.Баканов). Состоялся также первый в истории вуза выпуск специалистов с высшим профессиональным торгово-экономическим образованием. Он составил тогда всего только 15 человек. Однако это стало событием большой значимости, как для студентов, так и для самих преподавателей. В конце войны, в 1945 году выпущено было уже 45 человек. Среди них были и 19 первых выпускников торгово-экономического факультета по специальности «Экономика торговли» (с 1944 года факультет возглавлял доцент М.И. Баканов). Тогда же состоялся и первый выпуск специалистов- товароведов в количестве 12 человек единого еще в то время товароведного факультета.

Даже в трудных условиях военного времени продолжалась работа ВЗИСТ как общесоюзного вуза по организации своих новых территориальных структурных образовательных подразделений. До возвращения института в Москву в Алма-Ате удалось создать Алма-Атинский филиал ВЗИСТ.

Таким образом, ВЗИСТ достойно прошел через суровые годы испытаний Великой Отечественной войны.

Восстановление после войны и развитие вуза

После победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов судьба вернувшегося из эвакуации института, как и жизнь всего государства, складывалась непросто. В первые послевоенные годы ВЗИСТ - ведущему общесоюзному центру подготовки специалистов для отрасли торговли и общественного питания - пришлось, как и всей стране, восстанавливаться и развиваться в чрезвычайно трудных условиях.

В годы восстановления народного хозяйства от последствий войны, связанных с ней потерь и разрушений задача воссоздания в СССР довоенной инфраструктуры торговли и общественного питания и ее дальнейшего развития решалась с большими трудностями. Приходилось приспосабливать решение кадровых задач отрасли - подготовки квалифицированных специалистов для торговли и общественного питания - к тем, относительно скромным требованиям и реальным возможностям, которыми страна и отрасль располагали в то время.

Все это сказывалось и на деятельности ведущего отраслевого вуза страны - ВЗИСТ. Молодому институту после возвращения в Москву приходилось решать весьма сложные и ответственные задачи послевоенного времени. Это было связано с большой послевоенной потребностью страны в квалифицированных кадрах и дефицитом в то время товароведов, экономистов, плановиков, руководителей торговли и общественного питания всех уровней.

В работе ВЗИСТ трудности послевоенного восстановительного периода давали знать о себе повседневно. Не были полностью укомплектованы как профессорско-преподавательский состав, так и учебно- вспомогательные подразделения. Существовали проблемы с финансированием и необходимыми для работы ресурсами. Очевидной была недостаточность материально-технической базы вуза. Не хватало учебных аудиторий и лабораторий, недоставало учебников и учебных пособий. Слабой была и общеобразовательная подготовка многих абитуриентов, среди которых немало было и недавних фронтовиков, что не могло не сказываться "а учебном процессе.

Тем не менее, ВЗИСТ постепенно восстанавливался и развивался, весьма успешно решая теперь уже в условиях мирного времени стоящиеперед ним усложнившиеся задачи подготовки высококвалифицированных кадров для торговли и общественного питания страны.

Качество выпускаемых специалистов напрямую зависело от уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, однако кадровая проблема решалась тогда особенно непросто.

Кадровые потери вуза за годы войны были велики, с фронта вернулись не все. Многие преподаватели, сотрудники и студенты погибли в боях, были ранены, пропали без вести. Среди оставшихся в живых и вернувшихся в институт фронтовиков был и Е.Я. Новик, который после ранения на фронте продолжил исполнение своих обязанностей директора (ректора) вуза вплоть до I960 года.

Сотрудники ВЗИСТ, прошедшие через суровые годы военных испытаний, особенно через фронт, представляли поистине золотой фонд всего трудового коллектива института, его основу. Они, проделавшие славный боевой путь в годы войны, и в мирное послевоенное время проявляли поистине воинский характер и настойчивость, дисциплинированность и неиссякаемый оптимизм. Вчерашние воины и участники трудового фронта, будь то преподаватель, сотрудник или студент, обладали обостренным чувством справедливости и ответственности за дело, которым они занимались. Именно они задавали тон в вузе и поистине служили примером в выполнении непростых задач теперь уже послевоенного времени.

В послевоенные годы воссоздавались кафедры и факультеты, а на их основе - и вся организационная, образовательная, учебно-методическая и научно-исследовательская работа вуза.

Учетно-экономический факультет на протяжении 25 лет (с 1944 по 1968 гг.) возглавлял профессор М.И. Баканов, а деканат товароведного факультета с 1947 по 1959 год - доцент А.В. Устинов.

Руководство вуза, факультетов и кафедр особое внимание уделяло подбору и профессиональному росту профессорско-преподавательского состава. В вуз после войны пришло немало высококвалифицированных преподавателей, а также опытных специалистов-практиков. Однако немало было и начинающих, которые особенно нуждались в помощи и поддержке.

В 1954 году по окончании аспирантуры на работу в ВЗИСТ был направлен недавний фронтовик В.Г. Бурмистров. Выпускник 1941 года средней школы г.Павловский Посад Московской области, он после учебы в Московском пулеметио-минометном училище прошел боевой путь от Подмосковья до Болгарии, а после войны окончил Московский институт народного хозяйства имени Г.В. Плеханова.

Развитие института сопровождалось тогда и созданием новых кафедр, подразделений и отделов. В послевоенные годы помимо ранее созданных трех факультетов вуза - торгово-экономического, учетно-экономического и товароведного - появился и четвертый. Им стал факультет экономики и планирования государственного снабжения.

Среди факультетов особенно быстро развивался тогда торгово- экономический факультет, который, как и другие факультеты вуза, готовил профессионалов торговли высшей квалификации. Прием на этот факультет в послевоенный период был увеличен. Большинство студентов-заочников специализировались в те годы по направлению «Экономика торговли». Оно создавало известные возможности для выпускников впоследствии занимать руководящие должности в системе торговли. Подготовка специалистов этого профиля базировалась на серьезной экономической основе, давала обширные знания в области теоретических и практических проблем народного хозяйства экономики товарного обращения, организации торговли, финансов, учета и экономического анализа. И все же выпуск специалистов факультетом в первые послевоенные годы был еще весьма ограниченным.

Очевидным было продвижение вперед и по другим направлениям деятельности вуза. Оснащались современной техникой и средствами обучения кабинеты и лаборатории. Совершенствовались формы и методы организации учебного процесса. Расширялась и номенклатура специальностей, по которым вуз готовил специалистов, прежде всего, с появлением нового факультета - факультета экономики и планирования государственного снабжения. Прием студентов из года в год постепенно увеличивался. Ежегодно возрастал и выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием.

Также постепенно решались и другие проблемы. Финансирование вуза осуществлялось за счет средств Наркомторга СССР, частично Глав- торга г. Москвы, некоторых столичных торговых организаций. Укреплялась материально-техническая база института. Аудиторный фонд, главные и вспомогательные службы, лаборатории и кабинеты в основном тогда находились в арендованных помещениях и были расположены в разных концах Москвы. Посильную помощь в организации учебного процесса оказывали и некоторые другие вузы Москвы, предоставляя ВЗИСТ для учебных занятий аудитории, лаборатории, кабинеты и кадры квалифицированных преподавателей.

Важнейшим фактором повышения научного потенциала вуза явилось создание в институте необходимых условий для ведения научных исследований, внедрение планирования и координации научной работы кафедр. Постепенно ликвидировалось мелкотемье в научной работе, росло, в первую очередь, число исследований по фундаментальным проблемам. Очевидным было и стремление устанавливать связь научных исследований профессорско-преподавательского состава вуза с потребностями и запросами народного хозяйства страны и профильной отрасли - торговли и общественного питания.

В послевоенный период постепенно стали складываться и развиваться первые международные связи вуза. Они осуществлялись тогда преимущественно с возникшими тогда странами социализма. В них переводились изданные учеными ВЗИСТ книги, прежде всего учебники и учебные пособия по организации торговли и общественного питания. С 1951 года на польский, чешский, немецкий, болгарский, румынский и китайский языки начали переводиться труды доцента М.И. Баканова. Научные статьи сотрудников института стали публиковаться и в зарубежных периодических изданиях. Учеными вуза рецензировались изданные в странах социализма монографии, учебники и учебные пособия. Устанавливались также международные межкафедральные и личные научные контакты.

Таким образом, несмотря на огромные трудности, с которыми пришлось столкнуться новой, по существу, для страны системе заочного высшего профессионального торгово-экономического образования, эта система в послевоенные годы продолжала совершенствоваться и за короткий срок завоевала всеобщее признание. И в этом немалая заслуга ВЗИСТ, который к началу 50- х годов XX века стал одним из ведущих высших учебных заведений СССР по подготовке на основе заочной формы обучения квалифицированных кадров  торговли и общественного питания. К тому времени институт закономерно превратился в неотъемлемую и важнейшую часть системы высшего экономико-коммерческого образования страны.

В начале 50-х годов наступил новый период в истории вуза. Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС «О мерах дальнейшего развития советской торговли» предусматривались серьезные мероприятия по улучшению и расширению подготовки квалифицированных кадров для торговли. Сказалось это постановление самым непосредственным образом и на деятельности ВЗИСТ, который был передан в ведение Министерства торговли СССР, сохранив тем самым свой статус общесоюзного вуза.

Министерство торговли СССР приняло решение об увеличении численности приема в вуз. Это отражало растущую из года в год потребность страны в квалифицированных специалистах для торговли и общественного питания - экономистах, товароведах, бухгалтерах.

Помимо количественного увеличения приема студентов, было решено открыть и восемь новых филиалов, а также несколько учебно - консультационных пунктов (УКП) в ряде республиканских столиц и крупных городов страны. Необходимость открытия новых филиалов и УКП была вызвана самой жизнью - высоким статусом в обществе того времени наличия у граждан высшего образования, стремлением все большего количества работников торговли и общественного питания, вне зависимости от возраста, повысить уровень своей квалификации или приобрести новую специальность заочно, без отрыва от основной работы.

В 1953/1954 учебном году успешно действовали уже 17 филиалов ЗИСТ - Московский, Харьковский, Ленинградский, Киевский, Минский, Саратовский, Хабаровский, Свердловский, Бакинский, Алма-Атинский, Новосибирский, Рижский, Ташкентский, Куйбышевский, Симферопольский, Тбилисский. Ереванский.

Работать филиалам ВЗИСТ приходилось в непростых условиях. Материально-технические возможности их в то время не всегда еще соответствовали возросшему объему деятельности вуза. Занятия в филиалах нередко проводились на базе местных торговых институтов, вузов других систем образования, помещениях техникумов советской торговли и средних общеобразовательных школ.

Постоянно росло число студентов ВЗИСТ. В 1953/1954 учебном году студентами первого курса стали 3 314 человек, а всего в институте было тогда уже более 11 ООО студентов. Подавляющая часть их - практические работники торговли и общественного питания. Они обучались на четырех факультетах - торгово-экономическом, учетно - экономическом, товароведном, экономики и планирования государственного снабжения. Самым большим по числу студентов в то время стал учетно-экономический факультет. Контингент студентов увеличивался как в Москве, так и в филиалах. В 1954/1955 учебном году на первый курс были зачислены уже 5 731 человек, а общее число студентов вуза составило 14 120 человек.

Росло и число выпускников. В 1953/1954 учебном году институт окончили 1 003 человека. Этот выпуск стал самым крупным за все время существования вуза. 50 выпускников при этом получили дипломы с отличием.

Совершенствовалась структура образовательных подразделений института. В 1956 году появились два новых факультета. Товароведный факультет, который до этого с момента создания вуза в течение многих лет существовал как единый и объединял как товароведение продовольственных так и товароведение непродовольственных товаров, был разделен тогда на два самостоятельных - факультет товароведения непродовольственных товаров и факультет товароведения продовольственных товаров.

Учебный процесс в Москве и в филиалах вуза обеспечивали опытные научно-педагогические кадры - 89 штатных преподавателей. Возросло число преподавателей, имеющих ученые степени и звания - 4 профессора, из которых 2 доктора наук, 50 кандидатов наук, 37 из них имели ученое звание доцента. На условиях почасовой оплаты труда работало еще около 150 доцентов и кандидатов наук. Улучшился состав научно- педагогических кадров и по стажу преподавательской работы. Увеличилось число преподавателей, имеющих немалый опыт работы.

Успешно велась научная и методическая работа. В 50-е годы происходило дальнейшее расширение и углубление научных интересов кафедр института, шел процесс их консолидация как научно-методических коллективов единомышленников. Постепенно преодолевалось мелкотемье, определялось и единое направление исследований ученых вуза, исходя из потребностей отрасли торговли и общественного питания. Часть исследований проводилась по прямому заданию и рекомендациям Министерства торговли СССР и Министерства торговли РСФСР.

Коллектив ученых ВЗИСТ, выполняя научно-исследовательскую работу по  комплексным государственным программам или по хозяйственно- договорной тематике, стремился связывать ее с повышением эффективности работы отрасли, внедрением в практику торговли и общественного питания результатов фундаментальных и прикладных исследований.

Только в течение 1953/1954 учебного года 6 преподавателей ВЗИСТ защитили кандидатские диссертации, а трое - подготовили такие диссертации и представили их кафедрам для обсуждения. Опубликованы были 4 учебных пособия, 11 статей, изданы 35 методических работ общим объемом 92 печатных листа. Работали студенческие научные кружки, проводились студенческие научные конференции, оказывалась научная помощь преподавателям филиалов. Издание научно-методической литературы в 50-е годы выросло по сравнению с 40-ми годами в среднем с 45 п.л. до 360 п.л. в год.

Результативность и эффективность выполненных научных исследований, их актуальность и народнохозяйственное значение неоднократно подтверждались в послевоенные годы дипломами союзных и республиканских выставок, полученным реальным экономическим эффектом, многими авторскими свидетельствами.

Укреплялась материально-техническая база вуза, пополнялась новой научной и учебной литературой библиотека института: только в 1953/1954 учебном году ее фонд увеличился более чем на 10 ООО изданий, а всего он составлял тогда 137 ООО книг и 18 ООО брошюр.

Таким образом, восстановление ВЗИСТ и его успешная деятельность в послевоенные годы создали хорошие условия для его дальнейшего плодотворного развития как ведущего высшего учебного заведения СССР по подготовке квалифицированных кадров для торговли и общественного питания на основе заочной формы обучения.

Выдающиеся люди вуза

Баканов Михаил Иванович

Михаил Иванович БАКАНОВ родился в 1909 году в рабоче-крестьянской семье. Обучение свое начал с церковно-приходской школы. Первое профессиональное образование было получено в Иваново-вознесенском промышленно-экономическом техникуме в г.Кинешме (счетно-финансовое отделение). Это и стало отправной точкой Михаила Ивановича на пути познания статистики, бухгалтерского учета и экономического анализа. Закончил экономическую академию имени Г.В. Плеханова, затем аспирантуру. Вел активную преподавательскую и общественную деятельность. Еще с тех пор, когда РГТЭУ был Центральным институтом заочного обучения Наркомторга СССР и РФСР, Баканов вел свою преподавательскую и научную работу в стенах будущего РГТЭУ. Пережив все периоды реорганизаций Института, Михаил Иванович и сейчас трудится на благо Российского государственного торгово-экономического университета при Министерстве экономического развития и торговли.

Баканов М.И. является основоположником научного направления - бухгалтерский учет и экономический анализ в российской торговле. Имеет высокие достижения в подготовке квалифицированных кадров для торговой отрасли, под его руководством подготовлено и защищено 51 кандидатская и 7 докторских диссертаций. В числе его бывших учеников есть руководящие работники различных министерств. В настоящее время в университете заведующими кафедрами Бухгалтерского учета и Экономического анализа и аудита являются его ученики: д.э.н., профессор Дмитриева И.М. и д.э.н., профессор Смирнова Л.Р., в Воронежском филиале РГТЭУ работает д.э.н., профессор Чиркова М.Б. Баканов М.И. продолжает осуществлять руководство соискателями и аспирантами кафедры Экономического анализа и аудита по специальности «Бухгалтерский учет, статистика». Является членом специализированного Диссертационного совета Д 227.001.01 по экономическим наукам в РГТЭУ.

Баканов М.И. ученый с мировым именем подготовил и опубликовал сотни изданий в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита в торговле, общим объемом 1242 печатных листа. Его труды переведены и изданы на 12 языках. Учебник «Теория экономического анализа» (авт. Баканов М.И., Шеремет А.Д.) вышел в свет тиражом 225 тыс. экземпляров. За последние пять лет под его редакцией вышел в издательстве «Финансы и статистика» ряд учебников и учебных пособий: «Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование» (1999 г.), «Бухгалтерский учет в торговле» (2001 г.), «Бухгалтерский учет в коммерческих банках» (2003 г.), «Экономический анализ в торговле» (2004 г.) и др.

Баканов М.И. руководил авторским коллективом, подготовившим к изданию новое учебное пособие «Аудит в торговле», новое издание учебника «Теория экономического анализа» и др. Михаил Иванович работал над монографией «Торговая калькуляция, спрос, цены, прибыль», для издания ее в издательстве «Финансы и статистика» в 2005 году. Принимал активное участие в Международных конференциях, проводимых в РГТЭУ и в других вузах столицы. Являлся почетным членом Ученого Совета РГТЭУ. Имел государственные награды, награды г.Москвы.

Скончался 18 сентября 2006 года.

Клочков Василий Георгиевич 

Клочков (Диев) Василий Георгиевич (1911—1941) — военный комиссар 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии 16-й армии Западного фронта, младший политрук, Герой Советского Союза. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени.

Василий Клочков родился 8 марта 1911 года в селе Синодском Саратовского уезда Саратовской губернии. Русский.

Вместе с семьёй переехал на Алтай в 1921 году во время голода в Поволжье. Окончил школу крестьянской молодёжи в селе Локоть Локтевского района в 1929 году. В 1931-1940 годах жил и работал в Пензе, затем в Саратове.

В 1939 году стал членом ВКП(б). В 1940-1941 годах жил в Алма-Ате. В августе 1940 года окончил Всесоюзный институт заочного обучения Наркомторга СССР. Работал заместителем управляющего трестом столовых и ресторанов города Алма-Аты с мая 1941 года.

В 1941 году Василия Клочкова по мобилизации призвали в Красную Армию и отправили на фронт, в октябре-ноябре 1941 года он в составе 316-й стрелковой дивизии сражался под Москвой, на Волоколамском направлении. 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково Волоколамского района Московской области во главе группы истребителей танков участвовал в отражении многочисленных атак противника. Было уничтожено, согласно легенде, 18 вражеских танков (однако, согласно донесению командира полка полковника Капрова, весь 1075-й стрелковый полк 16 ноября 1941 года уничтожил 15 танков, а в немецких военных архивах значатся 13 танков, потерянных в этот день 11-й танковой армией, наступавшей под Волоколамском). Слова, обращённые к бойцам: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!» — приписываемые ему, стали известны на всю страну. Во время боя Василий Клочков погиб, бросившись под вражеский танк со связкой гранат. Был похоронен на месте сражения, затем перезахоронен в двух километрах от места боя в деревне Нелидово.

21 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Клочкову Василию Георгиевичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, за беззаветное мужество и железную стойкость, проявленные при отражении атаки пятидесяти вражеских танков и проявленный при этом и героизм»

Кстати говоря, знаменитая фраза «Велика Россия, а отступать некуда!» приписывается Клочкову недокументированно, по передаче других лиц.  Впервые фраза была приведена в статье А.Кривицкого «О 28 павших героях», опубликованной в газете «Красная звезда» 22 января 1942 года.

Заключение

20 августа 1930 г. Народный комиссариат внешней и внутренней торговли СССР и Народный комиссариат торговли РСФСР издали приказ №582 «Об организации заочного обучения в системе Наркомторга » .  Этим приказом был организован объединенный Центральный институт заочного обучения (ЦИЗО) Наркомторга СССР и Наркомторга РСФСР, первым директором (ректором) которого стал Е.Я. Новик. Народным Комиссаром внешней и внутренней торговли СССР в это время был Анастас Иванович Микоян. 27 сентября 1934г. совместным приказом Наркомата пищевой промышленности СССР и Наркомата внутренней торговли СССР №260/113 институт был переименован во Всесоюзный Институт Заочного Обучения ( ВИЗО) и было принято решение о передаче его в ведение Наркомвнутторга.

В августе 1938 г. было принято постановление СНК СССР «О высшем заочном обучении в стране». В связи с поставленными государством задачами и изменившимися условиями развития высшего заочного обучения в стране 1 сентября 1939 г. Приказом Наркомторга СССР №535 институт получил новое название « Всесоюзный Заочный Институт Советской Торговли (ВЗИСТ) Наркомторга СССР» 1 сентября 1939 г. контингент студентов института насчитывал около 200 человек.

16 сентября 1941г. в связи с началом Великой Отечественной Войны и решением об эвакуации столичных вузов в восточные районы страны ВЗИСТ был эвакуирован в г.Алма-Ату (Казахская ССР). 4 ноября 1942 г., в связи с уходом на фронт Новика Е.Я., приказом №98 по Главному Управлению Учебными Заведениями Наркомторга СССР, исполняющим обязанности директора ВЗИСТ был  назначен доцент Баканов М.И.

Учебно-методической базой была Алма-Атинская школа торгового ученичества (проспект Кирова,60), позднее институт получил помещение 60 кв.м. на углу Проспекта Калинина и улицы Фрунзе. В июне 1942 г. в Алма-Ате в эвакуации были проведены первые государственные  экзамены. Председателем ГЭКбыл доцент Баканов М.И.

Состоялся первый выпуск специалистов с высшим профессиональным торгово-экономическим образованием. Было выпущено 15 человек. В 1943 г. демобилизовался из армии и приступил к своим обязанностям бывший директор ВЗИСТ Новик Е.Я. В 1945 г. ВЗИСТ переехал в Москву. В июле состоялся второй выпуск специалистов в количестве 45 человек, 19 из которых были экономистами и 12 товароведами высшей квалификации.

В 1953/1954 учебном году институт окончили уже 1003 студента, успешно действовали 17 филиалов ВЗИСТ. В 1954 г. Институт продолжал развиваться. На 1 курс были зачислены 3314 человек.

В 1958 г. в связи с преобразованием Министерства торговли СССР институт вновь был передан в подчинение Министерства торговли РСФСР. Приказом этого министерства №2 от 3 января 1959 г. вуз переименовали из ВЗИСТ в Заочный институт советской торговли (ЗИСТ) Министерства торговли РСФСР.

В 1959 г. в связи с уходом директора Новика Е.Я., приказом ГУУЗ, ректором Заочного института советской торговли был назначен Москвин В.И. 18 марта 1961 г. вышло постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по расширению и улучшению качества подготовки кадров для торговли и общественного питания» №257, в котором отмечалось, что подготовка квалифицированных кадров резко отстает от потребностей развития торговли и общественного питания. Это постановление обязало ЗИСТ открыть в 1961-1965 гг. свои филиалы и учебно-консультационные пункты в городах Челябинске, Перми, Красноярске, Кемерово, Омске, Кирове, Орджоникидзе. Одновременно вузу предписывалось также увеличить тиражи учебников по специальным дисциплинам для торговых учебных заведений.

РГТЭУ является сегодня многоуровневым университетским комплексом , который реализует  несколько групп образовательных программ с традиционно высокой долей специальностей и направлений, ориентированных , прежде всего, на подготовку кадров для отрасли торговли и сферы услуг. ВУЗ осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров в области коммерции, маркетинга, рекламы, менеджмента, товароведения, юриспруденции, а также специалистов-экономистов в области учета, финансов, торговли, ресторанно - гостиничного бизнеса, туризма, международных экономических отношений, прикладной информатики .

В концовку своей работы, хочется отметить, что наш ВУЗ пройдя все тяготы испытаний не сошел с дистанции,  с честью продолжил свое развитие. Хочется отметить, что далеко не каждый вуз может похвастаться такой долгой, насыщенной, интересной историей. С уверенностью могу сказать, что на этом история вуза не закончится, он будет развиваться и далее, достойно проходя все препятствия .

Библиография

Трегубов А.В «ВЗИСТ – 80 лет»

Баканов М.И. «Вспоминания – факты и аргументы»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29661. Психология естественно-научная и гуманитарная 62.5 KB
  В первую очередь это отказ от культа эмпирических методов и связывания признака научности только с верифицируемостью знания т. Построение научного знания только на основе индуктивной логики – неприемлемый для психологического наблюдения критерий построения теории против которого выступают сторонники гуманитарной парадигмы добавим что именно против этого выступал и К. Как мы показали ранее этот метод действительно с одной стороны предполагал построение психологического знания по классическому образцу науки Нового времени с его...
29662. Априорное знание, метафизика и объективность 49.5 KB
  Когда психолог обнаруживает статистически значимую связь между креативностью и рефлективностью как параметром когнитивного стиля {Дорфман Ковалева 2000а это не значит что чем выше креативность тем выше рефлективность у каждого человека в отдельности. некие общие представления об устройстве мира и человека. В свою очередь это предполагает что методы естественных наук которые изучают мироздание используются также при изучении психики и поведения человека. Культурно–историческая парадигма напротив подчеркивает своеобразие человека...
29663. Понятие категории как узлового пункта познания 57.5 KB
  В общей методологии понятие системы является чрезвычайно широким. Различают материальные системы Солнечная система среди них – системы организм – среда; идеальные системы например знаковые; социальные системы. Берталанфи Общая теория систем категория системы из философскометодологической перешла в иной статус – названия объяснительного принципа конкретизируемого различным образом в научном познании. Кеннон утверждал принцип системности как принцип гомеостаза обеспечивающего динамическое постоянство свойств системы в ее...
29664. Категория активность 53 KB
  Леонтьев указывает на явления активности составляющие как бы внутреннюю предпосылку самодвижения деятельности и ее самовыражения [Леонтьев А. Поэтому описание явлений активности обычно ведется в терминах автономности спонтанности самопроизвольности инициативности и т. Однако любое проявление активности имеет место в некотором окружении. Невозможность роста активности без отражения а также не возможность отражения без активности самого отражающего объекта делает эти понятия изначально взаимосвязанными.
29665. Категории «взаимодействие» и «отражение» 56 KB
  Противоречия между указанными подходами можно разрешить и соединить различные аспекты в понимании отражения если определять его не как атрибут материи производный от другого атрибута – взаимодействия а как самостоятельный аспект движения материи дополняющий взаимодействие проявляющийся во взаимодействии в свою очередь влияющий на ход взаимодействия и его результаты. Но какова природа этой особой способности к отражению почему она в разной степени присуща разным объектам и по каким законам она развивается Источником этой внутренней...
29666. Характеристика дескриптивной методологии 60.5 KB
  Декартовское представление о дуализме души и тела и понимание механистической детерминации как основы причинного объяснения породили тот тип рациональности который на долгие годы определил использование в психологии критериев научности взятых из парадигмы классической науки. Возникшие позже другие типы рациональности – неклассические и постнеклассические – еще только осваиваются в новых исследовательских парадигмах психологии. В рамках одной и той же исследовательской методологии оформлялись разные теоретические концепции научной психологии....
29667. Понятие методологии науки 71.5 KB
  Метод в широком смысле – путь познания опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний принципов. Методология – учение о методах и принципах познания. Можно выделить по крайней мере два понимания методологии развиваемых: 1 как представленное при рефлексии теории познания понимание метода в указанном широком смысле и 2 как учение о системе методов в узком смысле посредством которых в рамках той или иной науки в ходе теоретического или теоретикоэмпирического исследования проверяется правдоподобие или истинность...
29668. Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение» 79 KB
  Важнейшие из них парадигмы т. В философию науки понятие парадигмы ввел Бергман для характеристики нормативности методологии. Парадигмы определяют содержание конкретных научных идей область и предмет научных исследований. Примерами общих парадигм для психологической науки могут служить естественнонаучная и культурноисторическая парадигмы.
29669. Психология как мультипарадигмальная наука 95.5 KB
  Имеются в виду не любые теории только те из них которые подтверждаются результатами классических экспериментов и получены заслужившими доверие методами общие теории получившие признание и служащие образцом для исследований по разнообразной конкретной проблематике. Парадигма есть общая модель образец ориентируясь на которую возникают и развиваются конкретные частные научные теории. Но понятие кризиса продолжает использоваться поскольку за ним стоит неудовлетворенность отсутствием единой общепсихологической теории. Если учитывать...