6524

Проблемы реализации реформирования и адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования

Контрольная

Макроэкономика

Проблемы реализации реформирования и адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования Вопросы для изучения: Стратегическая ориентация реформирования и адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования Создание макроэкономических...

Русский

2013-01-05

80 KB

39 чел.

Проблемы реализации реформирования и адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования

Вопросы для изучения:

  1.  Стратегическая ориентация реформирования и адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования
  2.  Создание макроэкономических условий эффективной работы предприятий.
  3.  Анализ проблем обеспечения проведения стратегических перемен на предприятии и пути их разрешения.

 

1 Стратегическая ориентация реформирования и адаптации

предприятий к новым условиям хозяйствования

Стратегическая направленность реформирования предприятий ориентирована на создание эффективной экономической системы, сбалансированной по необходимым темпам (возможностям) социально-экономического развития страны и достижению соответствующей этому уровню развития производительности в реальном секторе экономики, прежде всего в промышленном производстве.

Основные направления проведения перемен в деятельности отечественных предприятий, определяющие стратегическую ориентацию их реформирования и адаптации к новым условиям хозяйствования, приведены в табл. 13.1.

Таблица 13.1 Основные направления проводимых перемен при реформировании и   

                      адаптации предприятий

Реформирование

Адаптация к новым условиям хозяйствования

1

2

 

Активизация процессов

Разгосударствления и приватизации

Разработка целей, стратегии и политики конкретного предприятия, адекватных  сложившимся социально-экономическим и политическим условиям функционирования с учетом становления рыночной экономики

Реструктуризация, перепрофилирование и санация убыточных производств и предприятий

Разработка целей и стратегий программы реабилитации и развития предприятия

Перестройка организационной структуры управления для ее адаптации к новым  целям и стратегиям деятельности предприятия с акцентом на развитие экспортных возможностей и международного сотрудничества

Развитие маркетинга и

Предпринимательских начал в производственно-сбытовой деятельности

Принятие и осмысление перемен, связанных с внешней средой (ее позитивными и негативными факторами) и с оценкой внутренних возможностей предприятия в условиях проведения реформ и становления рыночной экономики, а также его ресурсной, технической и конкурентной позиций

Продолжение таблицы 13.1

1

2

Активизация инвестиционной

Деятельности

Поиск правильного инвестирования с позиций развития конкретных направлений деятельности (бизнеса), обеспечивающих выживание и экономическое благополучие предприятия в ближней и дальней перспективе

Активизация инновационной деятельности и технического перевооружения производства

Проведение реконструкции и технического перевооружения производства, направленных на повышение качества, научно-технического уровня и конкурентоспособности продукции на внутреннем и зарубежных рынках

Реализация эффективного менеджмента

Совершенствование менеджмента и организационной структуры предприятия

Совершенствование системы стимулирования и оплаты труда

                                                                                                                                                                       Развитие необходимых навыков для профессионального занятия конкретным бизнесом в условиях конкуренции на внутреннем и внешнем рынках

Для предприятий промышленного комплекса Республики Беларусь стратегическая ориентация их реформирования должна предусматривать повышение эффективности производственно-сбытовой и иной деятельности в новых условиях хозяйствования, в том числе:

  1.  Разработку стратегии и политики конкретного предприятия, адекватных  сложившимся социально-экономическим и политическим условиям функционирования при организации взаимодействия  и партнерства с предприятиями ближнего и дальнего зарубежья в условиях международной конкуренции.
  2.  Перестройку организационной структуры управления для ее адаптации к новым  целям и стратегиям деятельности предприятия с акцентом на развитие экспортных возможностей и международного сотрудничества.
  3.  Проведение реконструкции и технического перевооружения производства, направленных на повышение качества, научно-технического уровня и конкурентоспособности продукции на внутреннем и зарубежных рынках.

 Основными направлениями определения стратегической ориентации  программы проводимых перемен, обеспечивающих развитие конкретного предприятия при его реформировании и адаптации к условиям рыночной экономики, являются:

а) поиск правильного инвестирования с позиций развития конкретных направлений его деятельности (бизнеса), обеспечивающих выживание и экономическое благополучие предприятия в ближней и дальней перспективе;

б) принятие и осмысление перемен, связанных с внешней средой (ее позитивными и негативными факторами) и с оценкой внутренних возможностей предприятия в условиях проведения реформ и становления рыночной экономики, а также его ресурсной, технической и конкурентной позиций;

в) развитие необходимых навыков для профессионального занятия конкретным бизнесом в условиях конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.

При трансформации экономики и адаптации ее реального сектора к новым условиям хозяйствования выживание и успех конкретного предприятия больше, чем когда-либо, зависят от принимаемых инвестиционных решений. Прежде всего, это относится к разработке программы проведения необходимых перемен в деятельности конкретного предприятия и его развития, а также к организации ее реализации. Инвестиционные решения являются одной из важных деловых инициатив, которая должна осуществляться руководством предприятия в рамках процессов реабилитации и развития конкретного предприятия. Главной проблемой в этом процессе является определение правильности принимаемых стратегических решений относительно инвестирования конкретных проектов и программы адаптации, реабилитации и развития предприятия в целом. При этом следует иметь в виду, что с точки зрения бизнеса, правильными считаются любые инвестиции, которые позволяют экономно достичь цели программы (или конкретного проекта).

Определение правильности инвестиционных решений, в свою очередь, связано с принятием и осмыслением необходимых стратегических перемен. Предприятие и программу осуществления перемен в его деятельности следует понимать как неотъемлемую часть социально-экономической системы, являющейся вышестоящей системой по отношению к предприятию. Программа адаптации, реабилитационных мер и развития предприятия должна быть такой, чтобы при ее реализации предприятие было в состоянии справляться с будущими изменениями внешней среды. Для этого необходимо анализировать, понимать, правильно интерпретировать и контролировать факторы (активные силы), которые влияют на процесс изменений окружающей среды и ее взаимодействие с предприятием.

Концепция стратегической ориентации требует от разработчиков конкретного проекта и программы развития предприятия в целом, а также лиц, принимающих решения, понимания того, что стоит за процессом изменений в деятельности реформируемого предприятия при реализации этой программы. Одним из главных условий стратегического успеха предприятия является определение и развитие навыков, необходимых для получения и удержания достаточных конкурентных преимуществ в условиях рыночной экономики.

В процессе реабилитации и развития необходимо обеспечить формирование конкретных навыков, которые позволят предприятию выжить в конкурентной среде и обойти конкурентов. При этом внимание должно быть сконцентрировано на: а) разработке новой или совершенствовании имеющейся продукции; б) уменьшении издержек производства; в) развитии и контроле каналов распределения (сбыта) продукции и услуг; г) сокращении времени реализации заказов и других факторах, определяющих успех в бизнесе с учетом конкретной  конкурентной среды. При разработке программы необходимо учесть и определить навыки, которые обеспечили бы ему деловой успех, но в то же время которые трудно было бы скопировать конкурентам.

При разработке программы должны быть также определены конкретные цели краткосрочного и среднесрочного планирования, а также средства их достижения.

Для достижения наилучших результатов  в процессе реформирования, адаптации и развития предприятия в новых условиях хозяйствования требуется общая координация всех направлений деятельности и совершенствование менеджмента на предприятии в целом и в его структурных подразделениях.

Необходимо отметить, что успех разработки и реализации стратегии конкретного проекта и программы проводимых изменений в деятельности предприятия в целом определяется полнотой, объективностью и комплексностью исследований условий и возможных альтернатив адаптации, реабилитации и каждого конкретного предприятия, а также его развития в долгосрочном периоде. В рамках такого исследования используется большой арсенал современных методов анализа и прогноза, ключевым элементом которого является системный анализ. Анализ и конструктивное разрешение проблемы обеспечения стратегической направленности реформирования и адаптации предприятия к рыночным условиям хозяйствования требует ее реструктурирования. В виду большой сложности этой проблемы ее рассмотрение целесообразно провести по двум уровням:

  1.  Создание необходимых условий для реализации стратегической ориентации реформирования и адаптации к новым условиям хозяйствования при становлении рыночной экономики в Республике Беларусь.
  2.  Проведение необходимых изменений в организации эффективной производственно-сбытовой и иной деятельности предприятия и управления этой деятельностью.

2 Создание макроэкономических условий эффективной

работы предприятий

Исходя из методологии системного подхода, решение главных целей реформирования экономики и их взаимосвязи с процессами реабилитации и реструктуризации предприятий следует рассматривать, прежде всего, на макроуровне, включая:

  1.  создание условий для эффективного развития  экспорта-импорта в Беларуси;
  2.  создание условий развития инвестиционных процессов и привлечения иностранных инвесторов, в том числе из развитых рыночных стран;
  3.  создание условий для развития производственно-технического и научно-технического сотрудничества белорусских предприятий и организаций с организациями и фирмами стран ЕС и других стран мирового сообщества, а также для развития этого сотрудничества, в том числе по использованию  эффективных технологий западных фирм и научного потенциала Республики Беларусь;
  4.  углубление интеграции с Россией и другими странами СНГ.

Проблемы реализации проводимых макроэкономических изменений, направленных на создание необходимых условий, следует тесно увязывать с реалиями развития экономики и ходом реформ в Республике Беларусь.

К началу 2002 года макроэкономическая ситуация в стране характеризовалась развитием противоречивых тенденций качественных изменений в отдельных сферах и отраслях экономики:

С одной стороны, обеспечен  рост промышленного производства и валового внутреннего продукта. Балансовая прибыль предприятий в номинальном выражении также повысилась в целом по экономике и ведущим отраслям, исключение составил только АПК. С другой стороны, сложившийся средний уровень рентабельности при росте цен производителей промышленной продукции не смог улучшить финансового положения предприятий. В целом реальная рентабельность  предприятий снизилась. Продолжает оставаться проблемой высокий уровень неплатежей. Сохранилась напряженность в обеспечении предприятий собственными оборотными средствами. Более трети предприятий являются убыточными. Сохранился высокий уровень прямых товарообменных операций и дефицит торгового баланса.

Недостаточный уровень реальных финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий, инфляционное обесценивание получаемой прибыли и доходов населения не позволили выполнить прогнозируемые показатели по инвестициям в основной капитал, жилищному строительству, что отрицательно повлияло на условия реформирования предприятий реального сектора экономики.

Приведенные результаты позволяют конкретизировать проблемы, требующие решений для обеспечения продолжения реформ, в том числе:

  1.  Необходимость снижения темпов инфляции за счет совершенствования денежно-кредитной и валютной политики, насыщения потребительского рынка отечественными товарами и услугами, доступными для населения по уровням цен и тарифов, дальнейшего расширения импортозамещающих производств и технологий.
  2.  Совершенствование рыночного ценообразования на производимые отечественными предприятиями товары, максимально сократив действия, препятствующие развитию (расширению) производства.
  3.  Необходимость более действенных мер для преодоления кризиса неплатежей как внутри страны, так и на рынках СНГ.
  4.  Необходимость снижения налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики.
  5.  Повышение конкурентоспособности и рентабельности белорусской продукции на внешних рынках.
  6.  Принятие действенных мер по повышению активности инвестиционной деятельности, в том числе коммерческих банков, стимулирование сбережений населения и их использование для роста инвестиций.
В совокупности приведенных проблем укрепление рубля и финансовой системы является первым и главным условием для обеспечения нормального развития белорусской экономики.

Инфляция национального рубля, определенная действующими программами в республике, оказывает прямое негативное влияние на острый недостаток оборотных средств у производителей. Кроме того, она приводит к обесцениванию денежной массы в стране и денежных накоплений предприятий. Денег стало остро не хватать. И как следствие – повсеместные неплатежи, рост кредиторской и дебиторской задолженности, недоимки в бюджет и вынужденный бартер. Накопить средства белорусскими рублями стало невозможно. Поэтому для целей накопления все стараются приобрести твердую валюту (предпочтение отдается доллару). Возникает неэквивалентный обмен: республике достаются долларовые знаки для накопления, а за границу уходят товары и ресурсы, соответствующие сумме их номинальной стоимости. Все это в большей или меньшей мере имеет место и в других странах СНГ.

Решение всей совокупности вопросов, связанных с оздоровлением белорусского рубля и валютно-денежной системы в целом, заключается в том, чтобы одновременно обеспечить стабилизацию национальной валюты и наполнение финансовой системы страны полновесными национальными деньгами в достаточном количестве для эффективного функционирования экономики. Решение этой задачи связано с обеспечением стоимости белорусского рубля и денежной массы в обороте страны залоговыми гарантиями Национального банка Республики Беларусь в объемах, достаточных для эффективного использования имеющихся средств производства. Это, в свою очередь, связано с формированием полноценного рынка ценных бумаг для объективной оценки активов, находящихся в ведении государства, и обеспечением Национальным банком соответствующих залоговых гарантий.

Второй макроэкономической проблемой развития реального сектора экономики является нерациональность и определенная ошибка в нашей налоговой системе. Суть ее в том, что основные налоги в Беларуси включаются предприятиям в предварительные платежи, выручку и себестоимость продукции, наслаиваются друг на друга и взыскиваются впереди производства. Тем самым у предприятий изымается их оборотный капитал и соответственно завышается потребность в нем, растет стоимость кредитных ресурсов и соответственно повышаются цены на продукцию, понижается ее конкурентоспособность.

 Для обеспечения конкурентоспособности на внешних рынках, прежде всего, наукоемкой продукции необходимо формирование крупных национальных финансово-промышленных групп и других объединений производителей по ключевым позициям национального экспорта.

У нас нет природно-сырьевых ресурсов в тех объемах, которые могли бы быть положены в основу процветания общества. Но у нас есть достаточно высокий интеллектуальный потенциал, развивая и совершенствуя который  мы могли бы достичь процветания и благополучия.

 Стимулирование эффективного труда является следующей важной проблемой развития реального сектора экономики. Чтобы национальная экономика стала подниматься, а государство богатеть, люди должны захотеть хорошо работать. Поэтому необходимо целенаправленно создать в стране систему мотиваций к труду, росту прибыли, развитию средств производства и реального сектора экономики в целом. Можно выделить два основных направлений решения этой проблемы: достойную заработную плату за высококвалифицированный и продуктивный труд; а также участие работников в конечном результате производства, то есть в прибыли. Первое направление тесно связано с повышением эффективности деятельности предприятий. Что касается участия работников в прибыли, то формы здесь могут быть самые разные, так как этот вопрос регламентирован не жестко, а со ссылкой на уставы предприятий.

Внешнеэкономические факторы также оказывают влияние на формирование благоприятных условий реформирования и адаптации отечественных предприятий к новым условиям хозяйствования. Позитивному изменению макроэкономической ситуации может способствовать реализация основных положений Договора о создании союзного государства Беларуси и России, включая: создание равных условий всем субъектам хозяйствования на территории обеих стран, создание общего экономического, научно-технического и единого информационного пространства; согласование единых правил конкуренции и защиты прав потребителей; проведение согласованной внешнеторговой и таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран, международных организаций и объединений и другие меры, способствующие развитию производства и товарооборота между странами. Определенные подвижки в этом направлении произошли и эта работа расширяется. Совместные программы развития производства бытовой техники (холодильники, морозильники, телевизоры, стиральные машины и др.) уже сегодня способствуют развитию и повышению конкурентоспособности отечественной продукции.

Положительное влияние на процессы реформирования отечественных предприятий могут оказать создание белорусско-российских финансово-промышленных групп (ФПГ) и акционирование белорусских предприятий с участием иностранных инвесторов.

3 Проблемы обеспечения проведения стратегических перемен на предприятии и пути их разрешения

Второе направление оценки реализации стратегической ориентации реформирования и реструктуризации предприятия, а также повышения экономической эффективности их деятельности связано с анализом конкретных целей и  проблем в обеспечении проведения стратегических перемен на предприятии для достижения этих целей. При анализе этих проблем для предприятий независимо от форм собственности внимание должно быть сконцентрировано на определении и организации проведения перемен, способных изменить положение предприятия на рынке, в том числе:

  1.  развитии экспортных возможностей предприятия;
  2.  проведении реконструкции и технического перевооружения производства, направленных на повышение качества, научно-технического уровня и конкурентоспособности продукции на внутреннем и зарубежных рынках;
  3.  снижении издержек и повышении производительности, включая повышение эффективности использования энергоресурсов и снижение материалоемкости промышленной продукции;
  4.  совершенствовании управления предприятием для обеспечения его эффективного функционирования в условиях становления рыночной экономики.

Общая схема проблематики реализации стратегической ориентации реформирования и реструктуризации промышленного предприятия представлена на рис.13.1.

В сложившихся условиях в экономике, технологии и политике выживание и успех предприятия больше чем когда-либо зависят от эффективности принимаемых инвестиционных решений. Программы реструктуризации и развития конкретного предприятия должны иметь стратегическую направленность инвестиций в ближней и дальней перспективах на обеспечение конкурентоспособности его продукции на внутреннем и зарубежных рынках.

 Развитие экспортного потенциала предприятий и экономики Республики Беларусь в целом неразрывно связано с импортом материальных ресурсов, технологий и ряда комплектующих изделий, необходимых для создания конкурентоспособной продукции, отвечающей европейским и мировым стандартам качества и дизайна.  

При разработке и обосновании программы реструктуризации конкретного предприятия должны быть проанализированы возможности и потенциальные преимущества принятой ориентации применительно к конкретным сферам бизнеса. В том числе стратегические перемены на предприятии  должны быть направлены на создание товаров рыночной новизны, реконструкцию и техническое перевооружение производства, а также обучение персонала и приобретение необходимых для успешной конкуренции навыков.

Естественно, что в сложившихся условиях предприятие само должно учитывать происходящие перемены, но для осуществления этого должны быть обозначены общие направления и механизмы взаимодействия валютного рынка, а также финансовой инфраструктуры Республики Беларусь с международными финансовыми институтами. Кроме того, необходимо предпринять более конструктивные действия по развитию инвестиционного процесса на самом предприятии для реализации стратегических целей его реформирования и реструктуризации.

 Реализация стратегической ориентации реструктуризации и успех реформирования в целом не могут быть достигнуты без обеспечения эффективной работы предприятия во всех сферах и направлениях его деятельности, том числе реализации эффективного управления предприятием.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18970. Нарушение правовых и этических норм в ходе избирательной кампании 40.5 KB
  Нарушение правовых и этических норм в ходе избирательной кампании К технологиям такого рода относятся как нарушающие букву закона так и формально не вступающие в противоречие с действующим законодательством. Объектом так называемых грязных технологий служат избира
18971. Кодексы профессионального поведения и этики ПР-специалиста 55.5 KB
  Кодексы профессионального поведения и этики ПРспециалиста Для такой специфической доверительной основанной на межличностных отношениях сферы как ПР законодательных норм бывает недостаточно. В практике ПР нередко возникают немалые противоречия между целью и эт
18972. Эффективность рекламы и связей с общественностью 101.5 KB
  Эффективность рекламы и связей с общественностью Реклама – распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице товарах идеях и начинаниях рекламная информация которая предназначена для неопределённого круга лиц и ...
18973. Создание и управление комплексом интегрированных маркетинговых коммуникаций 60.5 KB
  Создание и управление комплексом интегрированных маркетинговых коммуникаций ИМК комплекс объединяющий средства коммуникации от рекламы до упаковки позволяющее с согласованными и убедительными сообщениями обратиться к целевой аудитории. Цель: объединить разрозн...
18974. Принципы формирования, цели и задачи бренда 53 KB
  Принципы формирования цели и задачи бренда Брэнд это название термин символ или дизайн либо комбинация всех этих понятий обозначающие определенный вид товара или услуги отдельно взятого производителя либо группы производителей и выделяющие его среди товаров
18975. Фирменный стиль: понятие и содержание 40 KB
  Фирменный стиль: понятие и содержание Фирменный стиль это совокупность устойчиво воспроизводимых отличительных характеристик общения манер поведения традиций свойственных фирме позиционирующих ее в коммуникационном пространстве современной экономики. Фирменны...
18976. Содержание организационной (корпоративной) культуры предприятия 52 KB
  Содержание организационной корпоративной культуры предприятия Большинство авторитетных специалистов в области бизнеса соглашаются с тем что организации как и нации имеют свою культуру. Для описания этого понятия пользуются различными терминами близкими по смыс...
18977. Лоббизм – эффективная ПР-технология 170.5 KB
  Лоббизм – эффективная ПРтехнология Лоббирование это влияние заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. Термин происходит от английского Lobby коридор так как попытки давления на законодателей часто проводились в коридорах связанных с зако...
18978. ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 128 KB
  ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМ СЧИСЛЕНИЯ Вся информация в ЭВМ представляется в виде чисел. Выразив эти числа в какой-либо системе счисления можно получить код основанный на данной системе счисления. Для пон...