6525

Отрасль промышленности

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Отрасль промышленности Структура экономики России: - отраслевые комплексы (народнохозяйственные комплексы) - промышленность, с/х, строительство, транспорт, и др. - функциональные комплексы - топливно-энергетический, машиностроительный, аг...

Русский

2013-01-05

566 KB

19 чел.

Отрасль промышленности

Структура экономики России:

- отраслевые комплексы (народнохозяйственные комплексы) – промышленность, с/х, строительство, транспорт, и др.;

- функциональные комплексы – топливно-энергетический, машиностроительный, агропромышленный и др.

- региональные;

Промышленность состоит из большого количества взаимосвязанных отраслей и производств.

Производство той или иной продукции становится самостоятельной отраслью промышленности или самостоятельным производством при условии наличия ряда однородных предприятий, специально занятых изготовлением отдельных видов продукции.

Отрасль промышленности представляет собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и или производящих продукцию (выполняющих работы, оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское и функциональное назначение.

Основными признаками, отличающими одну отрасль от другой, являются экономическое назначение производимой продукции, характер потребляемых сырья и материалов, техническая база производства и технологические процессы.

В промышленности – более 350 отраслей и видов производств.

ОКОНХ – общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства. 16 комплексных отраслей.

Классификация может пересматриваться, возникновение новых отраслей, отмирание старых.

14000 – машиностроение и металлообработка. (136 отраслей, подотраслей и видов производств).

14100 – машиностроение.

14170 – электротехническая промышленность.

Классификация отраслей промышленности:

- по экономическому назначению выпускаемой продукции (пр-во средств производства, предметов потребления);

- по функциональному назначению (производство основных фондов, оборотных фондов, предметы потребления);

- воздействию на предметы труда (добывающие, обрабатывающие);

- по уровню монополизации (конкурентные, монополистические, и др.);

- по признакам экономического своеобразия:

- материалоемкие, энергоемкие, трудоемкие, фондоемкие;

- единичное, серийное, массовое производство.

Межотраслевые комплексы:

- ТЭК

- металлургический

- машиностроительный

-химико-лесной

Агропромышленный

Социальный (ТНП)

Строительный

Обороно-промышленный

Машиностроительный комплекс

Выделяют 3 группы отраслей (по обеспечению развития НТР):

  1.  Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве – приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое машиностроение, энергомашиностроение и др.

  1.  Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении – станкостроение, инструментальная промышленность.

  1.  Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях – строительно-дорожная промышленность, автомобилестроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение и др.

В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса, их можно также объединить в 4 группы:

- группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов;

- группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;

-группа наукоемких отраслей (электротехника, приборостроение, станкостроение) – развивающиеся вслед за потребностями всех других отраслей (и машиностроения);

- автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (грузовики, автобусы).

Продукция машиностроения:

-составляет 30% (20%) всей промышленной продукции страны (для сравнения: в США -42%, ФРГ – 47%) (обеспечивает возможность технического перевооружения своей промышленности каждые 7-10 лет); (В Росси темпы обновления технологической базы – 0,1-0,5 % в год, выбытие основных фондов – 1,5 – 2,5 %, что во многом и определяет низкий уровень и конкурентоспособность выпускаемой продукции).

- по экспорту занимает 2-е место (после ТЭК) и занимает 12% в общем экспорте;

- первое место по выпуску валовой продукции,

- первое место по численности промышленно-производственного персонала (20%);

- второе место – по основным фондам.

 

Машиностроительный комплекс ежегодно выпускает около 30 тыс. различных машин, 130 тыс. различных деталей.

 

Многие отрасли машиностроения характеризуются высокой трудоемкостью производственного процесса.

 Наиболее трудоемкими (а также наукоемкими) являются приборостроение, электроника и электротехника, отрасли, выпускающие сложную технику (аэрокосмическая промышленность, атомное машиностроение и др.).

Наиболее крупные предприятия

 Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом) , большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.

Отраслевая структура и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ

Факторы размещения машиностроения Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является

- наличие общественной потребности в продукции,

- квалифицированных трудовых ресурсов,

-собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии.

- Наукоёмкость

Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.) . Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

- Металлоёмкость

Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

- Трудоёмкость

С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань) , станкостроение (Москва, Санкт-Петербург) , производство электротехники и точных приборов (Ульяновск) .

Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения

Тяжелое машиностроение

Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Для него характерны как предприятия, выпускающие детали и узлы (например, валки для прокатных станов) или предприятия, специализированные на выпуске отдельных видов оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы) , так и универсальные, выпускающие в серийном или индивидуальном исполнении разные виды оборудования (“Уралмаш” , Санкт-Петербургский металлический завод и др.) .

В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской части, остальное – в Западной Сибири и на Дальнем Востоке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43113. Модернизация электропривода скиповой лебёдки ЛС15 для доменной печи №1 ОАО «Косогорского металлургического завода» 6.15 MB
  Двухдвигательная скиповая лебёдка с возможностью работы от одного двигателя обуславливает разработку равноценной по надёжности системы управления. Применены три системы электропривода, две основных и одна резервная, что позволяет иметь семь вариантов электроуправления скиповой лебёдкой.
43114. Разработка инженерных сетей микрорайона города Пенза 307 KB
  Целью гидравлического расчёта является определение диаметров трубопроводов и потерь давления по длине трассы при известных расход теплоносителя и заданном располагаемом давлении на вводе в микрорайон, также увязка потерь давления по ответвлениям.
43115. Пресс-автомат для холодного выдавливания 250 KB
  Развитие современной науки и техники неразрывно связано с созданием новых машин, повышающих производительность и облегчающих труд человека на производстве. Главная задача, стоящая перед современным машиностроением- подготовка высококвалифицированных инженеров
43116. Разработка технологического процесса механической обработки детали «Корпус насоса» 678.5 KB
  Такт выпуска определяется по формуле: где годовая программа запуска изделий в производство шт; =28010 шт. Чтобы получить окончательный ответ относительно способа получения заготовки производится экономическое сравнение себестоимости получения деталей при данных методах литья по формуле 5. Стоимость заготовок получаемых такими методами как литьё по выплавляемым моделям и литьё под давлением можно с достаточной для курсового проектирования точностью определить по формуле: где СI базовая стоимость одной тонны...
43117. Проектирование привода ленточного конвейера 462 KB
  Применим индустриальное масло для тяжело нагруженных систем с антиокислительными, антикоррозийными, противоизносными и противозадирными присадками И-Т-Д-220, которое заливается в кратер редуктора до оси червяка.
43118. Проектирование специальных режущих инструментов 1.4 MB
  Графическое и математическое выражение фасонного профиля обрабатываемой детали определяется относительно координатных осей X и Y. Центр координатных осей О находится в точке пересечения левого края детали и ее оси вращения. Координатная ось X совмещается с осью вращения детали. Координатная ось Y проводится из центра координатных осей О перпендикулярно оси X.
43119. Кондуктор для сверления отверстия 10Н7 3.28 MB
  Частая смена объектов производства, связанная с нарастанием темпов технологического процесса, требует создание конструкций приспособлений, методов их расчёта и проектирования, обеспечивающих неуклонное сокращение сроков подготовки производства. Затраты на изготовление технологической оснастки составляют 15…20% от затрат на оборудования для технологического процесса обработки деталей машин или 10…24% от себестоимости машины. Станочные приспособления занимают наибольший удельный вес по стоимости и трудоёмкости изготовления в общем количестве различных типов технологической оснастки.
43120. Проектирование производственного здания «Завод по ремонту двигателей» 314.5 KB
  Проектирование начинается с задания. Задание на проектирование, которое определяется в основном технологическими процессами или назначением объекта, составляется с участием архитекторов, технологов и строителей-проектировщиков. В результате совместной разработки наряду с объемно-планировочной компоновкой, должны быть получены принципиальные решения конструктивной формы здания или сооружения. Эти принципиальные решения согласовываются с технологической и проектной организациями, после чего может быть начато проектирование.
43121. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА. РАСЧЕТ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ 375 KB
  Определяем общий коэффициент полезного действия КПД привода где коэффициенты полезного действия ременной передачи цилиндрической передачи редуктора муфты и опор подшипников. где предел контактной выносливости для углеродистых сталей твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой улучшением коэффициент долговечности при числе циклов нагружения больше базового что имеет место при длительной эксплуатации редуктора принимаем ; коэффициент безопасности; коэффициент учитывающий влияние...