6525

Отрасль промышленности

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Отрасль промышленности Структура экономики России: - отраслевые комплексы (народнохозяйственные комплексы) - промышленность, с/х, строительство, транспорт, и др. - функциональные комплексы - топливно-энергетический, машиностроительный, аг...

Русский

2013-01-05

566 KB

19 чел.

Отрасль промышленности

Структура экономики России:

- отраслевые комплексы (народнохозяйственные комплексы) – промышленность, с/х, строительство, транспорт, и др.;

- функциональные комплексы – топливно-энергетический, машиностроительный, агропромышленный и др.

- региональные;

Промышленность состоит из большого количества взаимосвязанных отраслей и производств.

Производство той или иной продукции становится самостоятельной отраслью промышленности или самостоятельным производством при условии наличия ряда однородных предприятий, специально занятых изготовлением отдельных видов продукции.

Отрасль промышленности представляет собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и или производящих продукцию (выполняющих работы, оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское и функциональное назначение.

Основными признаками, отличающими одну отрасль от другой, являются экономическое назначение производимой продукции, характер потребляемых сырья и материалов, техническая база производства и технологические процессы.

В промышленности – более 350 отраслей и видов производств.

ОКОНХ – общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства. 16 комплексных отраслей.

Классификация может пересматриваться, возникновение новых отраслей, отмирание старых.

14000 – машиностроение и металлообработка. (136 отраслей, подотраслей и видов производств).

14100 – машиностроение.

14170 – электротехническая промышленность.

Классификация отраслей промышленности:

- по экономическому назначению выпускаемой продукции (пр-во средств производства, предметов потребления);

- по функциональному назначению (производство основных фондов, оборотных фондов, предметы потребления);

- воздействию на предметы труда (добывающие, обрабатывающие);

- по уровню монополизации (конкурентные, монополистические, и др.);

- по признакам экономического своеобразия:

- материалоемкие, энергоемкие, трудоемкие, фондоемкие;

- единичное, серийное, массовое производство.

Межотраслевые комплексы:

- ТЭК

- металлургический

- машиностроительный

-химико-лесной

Агропромышленный

Социальный (ТНП)

Строительный

Обороно-промышленный

Машиностроительный комплекс

Выделяют 3 группы отраслей (по обеспечению развития НТР):

  1.  Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве – приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое машиностроение, энергомашиностроение и др.

  1.  Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении – станкостроение, инструментальная промышленность.

  1.  Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях – строительно-дорожная промышленность, автомобилестроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение и др.

В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса, их можно также объединить в 4 группы:

- группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов;

- группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;

-группа наукоемких отраслей (электротехника, приборостроение, станкостроение) – развивающиеся вслед за потребностями всех других отраслей (и машиностроения);

- автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (грузовики, автобусы).

Продукция машиностроения:

-составляет 30% (20%) всей промышленной продукции страны (для сравнения: в США -42%, ФРГ – 47%) (обеспечивает возможность технического перевооружения своей промышленности каждые 7-10 лет); (В Росси темпы обновления технологической базы – 0,1-0,5 % в год, выбытие основных фондов – 1,5 – 2,5 %, что во многом и определяет низкий уровень и конкурентоспособность выпускаемой продукции).

- по экспорту занимает 2-е место (после ТЭК) и занимает 12% в общем экспорте;

- первое место по выпуску валовой продукции,

- первое место по численности промышленно-производственного персонала (20%);

- второе место – по основным фондам.

 

Машиностроительный комплекс ежегодно выпускает около 30 тыс. различных машин, 130 тыс. различных деталей.

 

Многие отрасли машиностроения характеризуются высокой трудоемкостью производственного процесса.

 Наиболее трудоемкими (а также наукоемкими) являются приборостроение, электроника и электротехника, отрасли, выпускающие сложную технику (аэрокосмическая промышленность, атомное машиностроение и др.).

Наиболее крупные предприятия

 Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом) , большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.

Отраслевая структура и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ

Факторы размещения машиностроения Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является

- наличие общественной потребности в продукции,

- квалифицированных трудовых ресурсов,

-собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии.

- Наукоёмкость

Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.) . Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

- Металлоёмкость

Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

- Трудоёмкость

С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань) , станкостроение (Москва, Санкт-Петербург) , производство электротехники и точных приборов (Ульяновск) .

Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения

Тяжелое машиностроение

Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Для него характерны как предприятия, выпускающие детали и узлы (например, валки для прокатных станов) или предприятия, специализированные на выпуске отдельных видов оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы) , так и универсальные, выпускающие в серийном или индивидуальном исполнении разные виды оборудования (“Уралмаш” , Санкт-Петербургский металлический завод и др.) .

В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской части, остальное – в Западной Сибири и на Дальнем Востоке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43552. Організація будівництва автомобільної дороги 937 KB
  Обґрунтування строку виконання робіт та визначення змінного темпу будівництва. Вибір метода організації дорожньобудівельних робіт . Визначення обсягів дорожньобудівельних робіт за їх видами . Організація матеріальнотехнічного забезпечення дорожньобудівельних робіт.
43553. Проект Внутрігосподарського землеустрою СВК „Надія” 236.5 KB
  Ружинський район входить до складу лісостепової зони України, яка характеризується достатньою кількістю опадів, помірною зимою, досить теплим літом. Переважаючі вітри: влітку – південно західні, взимку – східні та південно-східні.
43554. Тепловой расчет конвективной туннельной сушильной установки 3.04 MB
  Выполнить тепловой расчет конвективной туннельной сушильной установки, определить длительность сушки, размеры установки, выбрать вентилятор для подачи наружного воздуха, дымосос и циклон, на основании следующих данных.
43555. Модуль 2ННК-М 402 KB
  Для проведення ГК в свердловину опускають детектор γ-опромінення і електронну схему, яка перетворює зареєстровані γ-кванти в імпульси напруги. В інших типах РК вимірюється штучна радіоактивність,створена в породах джерелом гамма (ГГК) або нейтронного стаціонарного (ННК-НТ), ННК-Т, НГК і імпульсного (ІННК,ІНГК) випромінювання.
43556. Створення приймача амплітудно-модульованих сигналів 4.37 MB
  Вибір та розрахунок вибіркових систем тракту проміжної частоти Склад комплекту: пристрій має самостійне призначення може працювати з підсилювачем звукової частоти;Допоміжне обладнання: блок живлення від мережі змінного струму 220В 50Гц; стандартні з’єднання з підсилювачем звукової частоти. Необхідну вибірність по сусідньому каналу отримують в каскаді перетворювача частоти за допомогою або фільтрів зосередженої селекції або п’єзоелектричних фільтрів а вибірність по дзеркальному каналу забезпечується вхідним колом.
43557. Проектирование базы данных для Excel и Access 107 KB
  Для Excel: подготовить таблицу и заполнить ее данными с использованием стандартной формы по тематике задания не менее 10 строк в таблице; описать и выполнить в режиме вычислений функции информационной технологии необходимые вычисления фильтрацию данных сортировку данных подведение итогов; разработать схемы алгоритмов реализующих функции информационной технологии и составить соответствующие им коды приложений на языке программирования VB. Для ccess: разработать связанные таблицы; создать...
43558. РАСЧЕТ КАМЕРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ УСТАНОВКИ ПРОИЗВОДСТВА ПИГМЕНТНОГО ДИОКСИДА ТИТАНА 244.5 KB
  Техническую двуокись титана получают методом высокотемпературного парофазного гидролиза из очищенного тетрахлорида титана. Полученный диоксид титана охлаждается проходя через камеру предварительного охлаждения трубную камеру циклон и осаждается в бункерах этих аппаратов. Из...
43559. Детали машин. Проектирование привода к конвейеру по схем 413 KB
  Выбор эл. двигателя и кинематический расчет. Расчет ременной передачи. Расчет редуктора. Расчет валов. Расчет элементов корпуса редуктора. Расчет шпоночных соединений. Расчет подшипников. Выбор смазки. Спецификация на редуктор.
43560. Расчет динамических и топливо экономических характеристик автомобиля УАЗ-469 716.5 KB
  Исходные данные курсовой работы Расчет динамических и топливо экономических характеристик автомобиля УАЗ469 Номер варианта 02 Марка автомобиля УАЗ469 Колесная формула 4Х4 Тип двигателя : четырехтактный карбюраторный Дорожные условия эксплуатации автомобиля коэффициент сопротивления качения fk = 006; угол подъема α=20 Технические характеристика автомобиля. № п п Наименование параметра Обозначение Единица измерения Значение параметров 1 Полный вес: на переднюю ось на заднюю ось G G1 G2 кН кН кН 2450 1020 1430 2...