6525

Отрасль промышленности

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Отрасль промышленности Структура экономики России: - отраслевые комплексы (народнохозяйственные комплексы) - промышленность, с/х, строительство, транспорт, и др. - функциональные комплексы - топливно-энергетический, машиностроительный, аг...

Русский

2013-01-05

566 KB

19 чел.

Отрасль промышленности

Структура экономики России:

- отраслевые комплексы (народнохозяйственные комплексы) – промышленность, с/х, строительство, транспорт, и др.;

- функциональные комплексы – топливно-энергетический, машиностроительный, агропромышленный и др.

- региональные;

Промышленность состоит из большого количества взаимосвязанных отраслей и производств.

Производство той или иной продукции становится самостоятельной отраслью промышленности или самостоятельным производством при условии наличия ряда однородных предприятий, специально занятых изготовлением отдельных видов продукции.

Отрасль промышленности представляет собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и или производящих продукцию (выполняющих работы, оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское и функциональное назначение.

Основными признаками, отличающими одну отрасль от другой, являются экономическое назначение производимой продукции, характер потребляемых сырья и материалов, техническая база производства и технологические процессы.

В промышленности – более 350 отраслей и видов производств.

ОКОНХ – общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства. 16 комплексных отраслей.

Классификация может пересматриваться, возникновение новых отраслей, отмирание старых.

14000 – машиностроение и металлообработка. (136 отраслей, подотраслей и видов производств).

14100 – машиностроение.

14170 – электротехническая промышленность.

Классификация отраслей промышленности:

- по экономическому назначению выпускаемой продукции (пр-во средств производства, предметов потребления);

- по функциональному назначению (производство основных фондов, оборотных фондов, предметы потребления);

- воздействию на предметы труда (добывающие, обрабатывающие);

- по уровню монополизации (конкурентные, монополистические, и др.);

- по признакам экономического своеобразия:

- материалоемкие, энергоемкие, трудоемкие, фондоемкие;

- единичное, серийное, массовое производство.

Межотраслевые комплексы:

- ТЭК

- металлургический

- машиностроительный

-химико-лесной

Агропромышленный

Социальный (ТНП)

Строительный

Обороно-промышленный

Машиностроительный комплекс

Выделяют 3 группы отраслей (по обеспечению развития НТР):

  1.  Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве – приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое машиностроение, энергомашиностроение и др.

  1.  Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении – станкостроение, инструментальная промышленность.

  1.  Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях – строительно-дорожная промышленность, автомобилестроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение и др.

В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса, их можно также объединить в 4 группы:

- группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов;

- группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;

-группа наукоемких отраслей (электротехника, приборостроение, станкостроение) – развивающиеся вслед за потребностями всех других отраслей (и машиностроения);

- автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (грузовики, автобусы).

Продукция машиностроения:

-составляет 30% (20%) всей промышленной продукции страны (для сравнения: в США -42%, ФРГ – 47%) (обеспечивает возможность технического перевооружения своей промышленности каждые 7-10 лет); (В Росси темпы обновления технологической базы – 0,1-0,5 % в год, выбытие основных фондов – 1,5 – 2,5 %, что во многом и определяет низкий уровень и конкурентоспособность выпускаемой продукции).

- по экспорту занимает 2-е место (после ТЭК) и занимает 12% в общем экспорте;

- первое место по выпуску валовой продукции,

- первое место по численности промышленно-производственного персонала (20%);

- второе место – по основным фондам.

 

Машиностроительный комплекс ежегодно выпускает около 30 тыс. различных машин, 130 тыс. различных деталей.

 

Многие отрасли машиностроения характеризуются высокой трудоемкостью производственного процесса.

 Наиболее трудоемкими (а также наукоемкими) являются приборостроение, электроника и электротехника, отрасли, выпускающие сложную технику (аэрокосмическая промышленность, атомное машиностроение и др.).

Наиболее крупные предприятия

 Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом) , большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.

Отраслевая структура и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ

Факторы размещения машиностроения Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является

- наличие общественной потребности в продукции,

- квалифицированных трудовых ресурсов,

-собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии.

- Наукоёмкость

Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.) . Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

- Металлоёмкость

Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

- Трудоёмкость

С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань) , станкостроение (Москва, Санкт-Петербург) , производство электротехники и точных приборов (Ульяновск) .

Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения

Тяжелое машиностроение

Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Для него характерны как предприятия, выпускающие детали и узлы (например, валки для прокатных станов) или предприятия, специализированные на выпуске отдельных видов оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы) , так и универсальные, выпускающие в серийном или индивидуальном исполнении разные виды оборудования (“Уралмаш” , Санкт-Петербургский металлический завод и др.) .

В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской части, остальное – в Западной Сибири и на Дальнем Востоке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12273. Ақша айналысы және ақша жүйесі 166.5 KB
  КУРСТЫҚ ЖҰМЫС Тақырыбы: Ақша айналысы және ақша жүйесі. Кіріспе Көптеген шетел басылымдарында ақша айналымы деген ұғым кездеспейді. 90 – жылдардың орта шеңіне дейін ТМД – мүше елдердің басылымдарында ақша айналысы деген ұғымдарға анықтама беріліп ол бір – бі
12274. Қазақстан Республикасындағы ақша жүйесі 260 KB
  Жоспар Кіріспе I. Ақшаның мәні мен қызметтері Ақшаның пайда болуы мен қажеттілігі Ақша түрлері Ақшаның қызметтері және экономикадағы рөлі мен қазіргі жағдайдағы дамуы II. Ақша айналысы 2.1. Ақша айналысы мен заңы 2.2. Ақшаның метеалды
12275. Ақша айналысының кұрылымы 148 KB
  Мазмұны Кіріспе 1.Ақша айналымының түсінігі және мәні 1.1 Ақша айналымы және ақша айналымының заңы 1.2 Қолма – қол және қолма – қол емес ақша айналымдары 2. Ақша айналысының кұрылымы 2.1 Ақша массасы және оның жылдамдығы 2.2 Ақша агрегаттар...
12276. Ақша жүйесі және ақша айналымы 262 KB
  Тақырыбы: Ақша жүйесі және ақша айналымы Кіріспе Ақша ежелгі заманда пайда болды. Олар тауар өндірісінің дамуындағы бірденбір шарт өнім болып табылады. Тауар – бұл сату айырбастау үшін жасалынған еңбек өнімі оны өндірушілердің белгілі қоғамдық қатынастарын туды...
12277. Ақша қаражаттарының жалпы сипаттамасы. Есеп айырысу нысандары 81.5 KB
  Ақша қаражаттарының жалпы сипаттамасы. Есеп айырысу нысандары Барлық шаруашылық жүргізуші субъектілер өз ақша қаражаттарын банкі мекемелерінің тиісті шоттарында сақтап және міндеттемелері бойынша төлемдерін әдетте осы мекемелер арқылы ақшасыз нысанда ал қаже...
12278. Мемлекеттің монетарлы саясатының түрлері,құрылымы және мақсаттары 69.5 KB
  Жоспар Кіріспе I. Мемлекеттің ақшанесие саясатының дамуы. II. Мемлекеттің монетарлы саясатының түрлеріқұрылымы және мақсаттары. Қорытынды Пайдаланылған әдебиеттер Кіріспе Соңғы жылдары экономиканы комплексті реформа...
12279. Ақша түсінігі 217 KB
  Жоспар: І.Кіріспе Ақша түсінігі. 1 Ақшаның және экономикалық категория ретіндегі түсінігі экономикалық мәні 2 Несие ақшалар 3 Ақша қызметтері және олардың қазіргі жағдайындағы дамуы 4 Ақша айналысының заңдары 5 Қазақстан Республикасының ұлттық
12280. Нарықтық экономикады бағаның құралуы факторлары 88 KB
  Мазмұны: Баға құралуының теориялық аспектілері. Баға түсінігі және мағынасы. Нарықтық экономикады бағаның құралуы факторлары. Бағаның жіктелуі класификациясы Баға құралу үрдісіндегі мақсаттар.
12281. ПОЛУЧЕНИЕ И ОБРАБОТКА ПРОФИЛОГРАММЫ ПРОФИЛЯ ПОВЕРЗНОСТИ 233 KB
  Лабораторная работа № 29 ПОЛУЧЕНИЕ И ОБРАБОТКА ПРОФИЛОГРАММЫ ПРОФИЛЯ ПОВЕРЗНОСТИ ОБРАБОТКА ПРОФИЛОГРАММЫ Обработка профилогаммы производится с целью получения стандартизованных параметров шероховатости. Длина профилограммы L может содержать несколько базовы...