6526

Императорское московское коммерческое училище на Остоженке

Контрольная

История и СИД

Императорское московское коммерческое училище на Остоженке После перевода Демидовского училища в Санкт-Петербург Москва осталась без коммерческого учебного заведения. В 1801 году по предложению городского головы М. П. Губина и при поддержке совместн...

Русский

2013-01-05

183.32 KB

2 чел.

Императорское московское коммерческое училище на Остоженке

После перевода Демидовского училища в Санкт-Петербург Москва осталась без коммерческого учебного заведения. В 1801 году по предложению городского головы М. П. Губина и при поддержке совместного собрания Купеческого и Мещанского обществ было решено создать Московское коммерческое училище на 40 мальчиков. По высочайшему указу императора Александра I от 12 марта 1804 года и было создано Московское Императорское коммерческое училище с преподаванием английского, французского, немецкого и латинского языков.

Здание Коммерческого училища на Остоженке (Москва).

Его устав и права были аналогичны Петербургскому коммерческому училищу; оба они находились в ведении учреждений Императрицы Марии и управлялись почётным опекуном, при участии советов, в состав которых входили представители местного купечества. Училище было открыто 22 июля 1804 года. Первоначально в нём было 80 человек: 40 — на иждивении московского купечества; и 40 — своекоштных пансионеров.

На его содержание московским купечеством было решено ежегодно выделять 15 тыс. руб. из средств Купеческого общества, около 150 тыс. руб. было дано на постройку здания.

В 1806 году училище было размещено в приобретённом для него московским купечеством доме бывшего генерал-губернатора Москвы П. Д. Еропкина на Остоженке (дом № 38).

В 20-30-х годах XIX в. около 100 тыс. руб. на библиотеку и учебные кабинеты пожертвовали известные московские купцы К. А. и А. А. Куманины.

В 1845 году в училище училось 130 воспитанников. Полный курс обучения — 8 лет (по два года в каждом классе); изучается: закон Божий, русский, английский, французский и немецкий языки, история, география, общая и коммерческая статистика, алгебра, геометрия, физика, химия, естественная история, технология, бухгалтерия, товароведение, правоведение, церковное пение, чистописание, рисование и танцы. Обычно учебный год в Московском коммерческом училище начинался 20 августа.

Борьба правительства и корпоративной купеческой организации за главенство в руководстве училищем закончилась с принятием в 1851 году нового устава. Главную роль стал играть попечитель училища, утверждаемый императором. В помощь ему избирался Совет училища в составе городского головы и пяти членов из купцов первой гильдии, осуществлявших попечение о содержании училища. Совет мог самостоятельно заведовать суммами и имуществом в размере до 5 тыс. руб. серебром. Операции с более значительными капиталами утверждались императором. Осуществление распоряжений по финансово-хозяйственной части не принадлежало Совету. Им занималось особое правление под руководством директора.

В училище имелись хорошие лабораторные кабинеты, особенно по химии и технологии, превосходившие по оборудованию и оснащению лаборатории многих высших учебных заведений. Была большая хорошо подобранная библиотека, постоянно пополнявшаяся новейшей литературой и множеством отечественных и иностранных периодических, главным образом, естественнонаучных изданий. Училище располагало приспособленными чертежным и рисовальным классами, большим гимнастическим залом. В двух последних классах учащиеся сидели не за партами, а за роскошными конторками. В училище проходили литературно-музыкальные вечера, на которых шла речь о Н. В. Гоголе и В. А. Жуковском в связи с 50-летием их кончины, о поэме А. С. Пушкина «Полтава», о А. С. Грибоедове и Ф. И. Тютчеве. Был вечер памяти П. И. Чайковского, читались лекции о Русском музее и творчестве художника В. В. Верещагина в связи с его гибелью при взрыве броненосца Петропавловск в Порт-Артуре. В училище, благодаря личным качествам преподавателей и хорошему научному оборудованию и пособиям в конце XIX века резко усилилось естественнонаучное образование.

Наряду с профессиональной подготовкой училище давало воспитанникам гуманитарное образование. Телесные наказания в училище не разрешались. Училище служило образцом для других, образованных позднее коммерческих училищ в России и за границей. В Московском коммерческом училище учились известный писатель Иван Александрович Гончаров, братья-ученые Вавиловы – Николай Иванович и Сергей Иванович, режиссер Протазанов Яков Александрович, физик Шубников Алексей Васильевич, театральный деятель Зимин Сергей Иванович и др.

Штатные выпускники Коммерческого училища помимо получения аттестата о среднем профессиональном образовании получали звания кандидата коммерции; удостаивались звания личного Почётного Гражданина, если по рождению своему не принадлежали к высшему званию, а те, кто имели потомственное почётное гражданство награждались медалями — золотой, для ношения в петлице на Аннинской ленте, или серебряными почётными. В результате гражданской войны начала ХХ века Московское коммерческое училище прекратило свою деятельность.

Остоженка. Коммерческое училище. Фотография начала XX века.

С возобновлением в Москве в период НЭПа подготовки специалистов среднего профессионального образования было возобновлено и дело Московского коммерческого училища в том виде, как оно замышлялось. С объединением Торгового техникума с Университетом коммерции (в ХХ веке – Всесоюзный заочный институт советской торговли),Технологическим колледжем питания, Промышленно-экономическим колледжем и рядом других торгово-промышленных учебных заведений Москвы и сложился с 2002 года Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ), на более высоком уровне продолжающий дело и традиции императорского Московского коммерческого училища (МКУ).

Российский государственный торгово-экономический университет.

РГТЭУ, обеспечивая высокое качество подготовки специалистов, одновременно продолжает традицию МКУ в стремлении сохранить доступность качественного образования для всех слоев населения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84686. Роль иностранного языка в работе дипломата 12.06 KB
  Роль иностранного языка в работе дипломата. Роль иностранного языка в работе чрезвычайно важна. Профессиональное владение иностранными языками может пригодиться дипломату во многих сферах его дипломатической деятельности. Знание в совершенстве языка страны пребывания значительно расширяет количество источников информации печатные издания на иностранном языке интернетресурсы телевидение радио и т.
84687. МГИМО: история, структура, кадровая база МИД России 15.87 KB
  МГИМО: история структура кадровая база МИД России. МГИМО является одним из старейших университетских центров страны по подготовке специалистов международного профиля. Первый набор в МГИМО составил 200 студентов. С 1946 года на учебу в МГИМО стали направляться студенты из зарубежных стран.
84688. Статус профессиональной дипслужбы во внешнеполитической системе, дипломаты и политическое руководство 13.63 KB
  Служба в аппарате внешнеполитического ведомства – это особая разновидность федеральной государственной службы Российской Федерации. Это профессиональное осуществление целей и функций внешней политики России посредством исполнения государственных должностей федеральной государственной службы утвержденных в: центральном аппарате МИД РФ диппредставительствах и консульских учреждениях за рубежом представительствах при международных организациях представительствах МИД на территории РФ на отдельных государственных должностях госслужбы в...
84689. Порядок приема в МИД и требования, предъявляемые к выпускникам вузов, впервые поступающим на государственную службу 14.85 KB
  К дипломатической службе не относятся технические сотрудники. В России долгое время не было специального закона о дипломатической службе. Закон – 79ФЗ о гражданской службе от 2004 года распространялся и на дипломатическую службы. В этих законах формулируются принципы государственной службы: равных доступ граждан к службе профессионализм и компетентность стабильность.
84690. Дипломатические ранги и порядок их присвоения 15.73 KB
  Присвоение дип рангов дип работникам производится в соответствии с установленными ФЗ Об основах гос службы РФ и иными нормативными правовыми актами РФ квалификационными требованиями к профессиональному образованию стажу и опыту работы по специальности знанию Конституции РФ Федеральных Законовнов применительно к исполнению своих должностных обязанностей а также с учетом срока пребывания в дип ранге результатов служебной деятельности и при наличии сертификата о соответствующем уровне владения иностранным языком. Присваиваются следующие...
84691. Порядок отбора кандидатов на замещение дипломатических должностей в загранучреждениях 17.24 KB
  Форма прохождения дипломатической службы в каждой стране своя; она определяется национальными особенностями и традициями этой страны а также материальными и кадровыми возможностями. Однако под влиянием глобализации происходит стандартизация дипломатической службы во всем мире. Это крайне ценимые качества на дипломатической службе. Главные требования которые предъявляются к лицам претендующим на должность дипломатической службы: сильная политологическая правовая и общегуманитарная подготовка классического образца воспитанность и хорошие...
84692. Прохождение службы в центральном аппарате МИДа и за рубежом. Ротация дипломатических кадров 14.15 KB
  Основные элементы системы прохождения дипслужбы можно представить следующим образом: А отбор на службу оценка претендентов с точки зрения их профессиональнокфалификационной психологической и духовнонравственной пригодности к работе в структурах МИД и загранучреждений РФ; Б процедура утверждения в должности замещение госдолжности дипслужбы; В профессиональная адаптация путём испытательного срока стажировок повышения квалификации и других мероприятий; Г оценка служебной деятельности формирование здоровых ценностных установок на...
84693. Основные черты современного дипломата 12.27 KB
  К числу важнейших для дипломата качеств относят: глубокое понимание целей задач и особенностей внешнеполитического курса России способность к стратегическому видению развития событий умение грамотно доходчиво и убедительно выражать свои мысли как в письменной так и в устной форме знание современных информационных технологий проницательность умение увидеть главное и определяющее в информационном потоке стрессоустойчивость способность определять приоритеты организованность ответственность обладание высоким общеобразовательным и...
84694. Сотрудники других ведомств в Посольстве (Экономические и торговые советники, специализированные атташе) 13.16 KB
  Сотрудники других ведомств в Посольстве Экономические и торговые советники специализированные атташе. А военный атташе Б старший помощник военного атташе В помощник военного атташе Г атташе по вопросам науки техники и др. ЕСотрудники других ведомств в посольстве экономические и торговые советники специализированные атташе и др. Особую категорию дипломатических кадров представляют аккредитуемые при посольстве военные военноморские военновоздушные атташе – представители военного ведомства назначившей их страны при военном...