6527

Закаливание организма. Показания, противопоказания. Методики

Конспект урока

Физкультура и спорт

Закаливание организма. Показания, противопоказания. Методики. Форма организации занятия: практическое / клиническое Значение изучения темы (актуальность изучаемой проблемы). Как известно, здоровье человека на 10...

Русский

2013-01-05

126.5 KB

50 чел.

1Тема занятия . «Закаливание организма.  Показания, противопоказания.  Методики».

2. Форма организации занятия: практическое / клиническое

3. Значение изучения темы (актуальность изучаемой проблемы).

Как известно, здоровье человека на 10 - 20% зависит от наследственности, 10 - 20% - от состояния окружающей среды, 8 - 12% - от уровня здравоохранения и 50 - 70 % - от образа жизни. Важную роль в формировании здорового образа жизни играет и закаливание.  Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям известен с древности. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. В своем труде "Канон врачебной науки" Абу Али ибн-Сина (Авиценна) говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста. Русский летописец Нестор в Х веке описывал, как сразу после рождения, младенцев начинал парить в бане и купать в холодной воде. Древние скифы, по свидетельству Геродота и Тацита, также купали своих новорожденных детей в холодной воде. Ошибочным является мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям. Только острые лихорадочные заболевания являются противопоказанием к закаливанию. Любое же совершенствование, в том числе и совершенствование в мобилизации защитных сил организма при действии на него неблагоприятных условий, достигается только путём длительной и систематической тренировки. Закаливание есть своеобразная разновидность физической культуры, важнейшее звено в системе физического воспитания.

4. Цели обучения: 

- общая:  на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен обладать:

Общекультурными компетенциями

обучающийся должен обладать способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

Профессиональными компетенциями

 - способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

- способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);

- способностью и готовностью к обучению детей, подростков и их родителей правилам медицинского поведения; к проведению ими гигиенических процедур, к формированию навыков здорового образа жизни (ПК-26);

   - учебная целъ обучающийсля должен знать современные принципы  закаливания;

   - уметь дать рекомендации по закаливанию;

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний.

5.2. Основные понятия и положения темы (наглядные формы –слайды.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

- изучение принципов закаливания детей разных возрастов  и взрослых

Известный русский физиолог академик И. Р. Тарханов автор вышедшей в 1899 году книги“ О закаливании человеческого организма”, определяя сущность закаливания, писал: “К слову закаливание или закал в приложении к организму русская речь прибегает по аналогии с явлением, наблюдаемом на железе, стали при их закаливании, придающем им большую твёрдость или стойкость. ”

Эта мысль была поддержана и известным русским педиатром, активным сторонником закаливания Г. Н. Сперанским, который считал, что понятие закаливания в медицинскую науку пришло из техники, где под ним подразумевается превращение относительно мя-гкого металла в более твёрдый, упругий и прочный. Так и по отношению к человеку, делает вывод учёный, под закаливанием подразумевается повышение сопротивляемости организма всем тем вредным влияниям, которым он подвергается. В определении, приводимом В. Далем в“ Толковом словаре живого великорусского языка”, даётся следующая трактовка закаливания применительно к человеку. В. Даль считал, что закаливать человека-это значит“приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости”. И последнее определение закаливания, так сказать, современное, взятое нами из III издания Большой медицинской энциклопедии: “Закаливание организма- система процедур, способствующая повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условнорефлекторных реакций терморегуляции с целью её совершенствования”.

Как известно, здоровье человека на 10 - 20% зависит от наследственности, 10 - 20% - от состояния окружающей среды, 8 - 12% - от уровня здравоохранения и 50 - 70 % - от образа жизни. Важную роль в формировании здорового образа жизни играет и закаливание.  Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям известен с древности. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. В своем труде "Канон врачебной науки" Абу Али ибн-Сина (Авиценна) говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста. Русский летописец Нестор в Х веке описывал, как сразу после рождения, младенцев начинал парить в бане и купать в холодной воде. Древние скифы, по свидетельству Геродота и Тацита, также купали своих новорожденных детей в холодной воде. Ошибочным является мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям. Только острые лихорадочные заболевания являются противопоказанием к закаливанию. Любое же совершенствование, в том числе и совершенствование в мобилизации защитных сил организма при действии на него неблагоприятных условий, достигается только путём длительной и систематической тренировки. Закаливание есть своеобразная разновидность физической культуры, важнейшее звено в системе физического воспитания. Поэтому нельзя не согласиться с трактовкой советского учёного В. В. Гориневского, который рассматривал закаливание как воспитание организма способности быстро и правильно приспосабливаться к меняющимся внешним условиям. Любое же совершенствование это длительная тренировка. Следовательно, закаливание-это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации. Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Основные принципы закаливания детей:

- проводить закаливающие процедуры систематически

- увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно

- учитывать настроение ребёнка и проводить процедуры в форме игры

- начинать закаливание можно в любом возрасте

- не допускать переохлаждения ребёнка - избегать продолжительного действия как низких температур, так и перегревания. - правильно подбирать одежду и обувь: они должны быть из натуральных тканей и материалов. - сочетать закаливающие процедуры с физическими упражнениями и массажем. - никогда не курить в присутствие ребёнка. К естественным факторам внешней среды, которые широко применяются для закаливания организма, относятся воздух, вода и солнечное облучение. Выбор закаливающих процедур может быть различным и зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий места жительства. Рекомендовать какую-то конкретную процедуру здесь не представляется возможным. Надо исходить из возможностей. И тем не менее наиболее эффективным является использование разнообразных закаливающих процедур, отражающих весь комплекс естественных сил природы, которые ежедневно воздействуют на человека. Надо иметь в виду и то обстоятельство, что закаливающий эффект достигается не только применением специальных закаливающих процедур, но и включает оптимальный микроклимат помещения, в котором человек находится, и теплозащитные свойства одежды, создающие микроклимат около тела. Существенные санитарные нормы рекомендуют поддерживать в жилых помещениях в зимний период такую температуру: в северных районах страны 21-22, и теплозащитные свойства одежды, создающие микроклимат около тела. Существенные санитарные нормы рекомендуют поддерживать в жилых помещениях в зимний период такую температуру: в северных районах страны 21-22 градуса, в областях ср. полосы 18-20 градусов. В южных районах 17-18 градусов. Это обеспечивает состояние температурного комфорта, при котором достигается наиболее оптимальный уровень функционирования организма человека.

Закаливание ребёнка до 1 года. Закаливание можно начинать уже в  первые дни после рождения. Первой закаливающей процедурой для новорожденного являются воздушные ванны: ребенка перед кормлениями держат без одежды 1-2минуты при температуре воздуха 22-24градуса.
В летнее время новорожденного можно выносить на прогулку вначале на 20-40 минут в день, постепенно увеличивая время до 6-8 часов в сутки. Пребывание малыша под прямыми солнечными лучами категорически запрещено. Зимой гулять с ребёнком можно с 7-дневного возраста при температуре воздуха до -10 в безветренную погоду, начиная с 5-10 минут в сутки, доводя пребывание на свежем воздухе до 1,5-2часов в день. (одежда должна быть из натуральных тканей!).
После ежедневного купания малыша обливают водой на 2-3градуса ниже той, в которой он купался.
Закаливание от года до трёх лет. В этом возрасте можно использовать более интенсивные методы, особенно, если закаливание проводилось с рождения: общие обтирания при температуре воды до 26-28гадусов, душ или обливание- они оказывают более сильное воздействие.

Детям старше года можно проводить солнечные ванны. Температура воздуха должна быть от +20до+30(но не более!),пребывание на солнце постепенно с 5-10минут.самое лучшее время для этого-с 9до 12 часов утра, а в жаркое время и с 16 до 18 часов. Не забывайте на голову ребенка надевать панамку!

Внимательно наблюдайте за кожей ребенка - при малейшем покраснении загорание следует прекратить на 1-2 дня.
Необходимо соблюдать следующие правила:

·
Систематически использовать закаливающие процедуры во все времена года, без перерывов с постепенным увеличением дозы раздражающего действия.
·Правильно подбирать и дозировать закаливающие процедуры индивидуально для каждого ребенка с учетом возраста.
Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций. Нарушение этих правил приводит к снижению или отсутствию положительного эффекта от закаливания, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению. Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.
Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой. К специальным закаливающим процедурам относятся:
·закаливание воздухом (воздушные ванны),
·закаливание солнцем (солнечные ванны),
·закаливание водой (водные процедуры).

Воздушные ванны.
Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Необходимо помнить, что температура воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть 23° С, в возрасте от 1 до 3 мес. - 21° С, от 3 мес. до 1 года - 20° С; старше 1 года - 18° С. Грудные детей  имеют высокие энергетические затраты и потребление кислорода (больше чем у взрослых в 2,5 раза), поэтому необходимо проветривать помещения 4 - 5 раз в день по 10 - 15 мин. зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1 - 2° С, что является закаливающим фактором. Сквозное проветривание желательно производить при отсутствии ребенка в комнате. Возможно использование кондиционеров и систем микроклимата, которые автоматически регулируют температуру и влажность.
В летнее время новорожденных можно выносить на прогулку практически сразу после рождения, вначале на 20 - 40 мин, быстро увеличивая время до 6 - 8 ч в день.
Зимой детей впервые выносят на улицу в возрасте 2 - 3 недель при температуре воздуха не ниже -5° С на 15 - 20 мин. и постепенно доводят нахождение на воздухе до 1,5 - 2 ч 2 раза в день.
Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды. Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха 20 - 22° С (для грудных детей) и 18 - 19°С (для детей 1 - 2 лет). Вначале длительность процедуры составляет 1 - 2 мин., каждые 5 дней она увеличивается на 2 мин. и доходит до 15 мин. (для детей до 6 мес.) и до 30 мин (после 6 мес.). Воздушные ванны обязательно должны сочетаться с гимнастическими упражнениями.

Закаливание солнцем.
Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма. Однако, чем меньше возраст ребенка, тем выше чувствительность к ультрафиолетовым лучам. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. С осторожностью они назначаются и детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Осенью, зимой и весной прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо. Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22° С и выше для грудных детей и при 20° С для детей 1 - 3 лет, лучше в безветренную погоду. В средней полосе России световоздушные ванны лучше проводить с 9 до 12 ч дня, в более жарком климате с 8 до 10 ч утра. Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин., у более старших - 5 мин. с ежедневным увеличением до 30 - 40 мин и более. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30° С и выше. После солнечных ванн детям назначают водные процедуры. Так как при влажной коже происходит переохлаждение организма, обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая.

Водные процедуры.
Теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха, поэтому водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению с воздушными процедурами. Методика водного закаливания зависит от возраста ребенка. Необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание) вносить элемент закаливания.
Водные процедуры делят на традиционные и нетрадиционные, или интенсивные.


Традиционные водные процедуры
Возраст ребенка от рождения до 2 - 3 мес.
1.Общие ванны - ребенка купают ежедневно водой температуры 37 - 36° С в течение 5 мин., затем обливают водой с температурой на 2° С ниже.
2.Подмывание, умывание, которое длится 1 - 2 мин., вначале проводят при температуре воды 28° С, через каждые 1 - 2 дня и снижают на 1 - 2° С и доводят до 20 - 22° С.
3.Местное влажное обтирание - рукавичкой, смоченной водой температуры 33 - 36° С, обтирают ручки от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1 - 2 мин. Один раз в пять дней температуру понижают на 1° С и доводят до 28° С. Каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания.


Возраст ребенка от 2 - 3 до 9 - 10 мес.
1 и 2 как в предыдущей возрастной группе.
3.Общее влажное обтирание. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние и, наконец, грудь и спину. Температура воды такая же, как при местных обтираниях. В воду можно добавить соль (2 чайные ложки соли на 1 стакан воды). Необходимо соблюдать то же правило - каждую часть тела вытирать насухо сразу после ее обтирания.


Возраст ребенка от 9 - 10 мес. до 1 года
1 и 2 как в предыдущих возрастных группах.
3.Общее обливание. При этой процедуре ребенок может сидеть или стоять. Гибкий шланг душа нужно держать близко от тела ребенка (25 - 30 см). Струя воды должна быть сильной. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. После обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температура воды 35 - 37° С, затем каждые 5 дней ее снижают на 1° С и доводят до 28° С.


Контрастное и нетрадиционное закаливание.

К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.
Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в родительских оздоровительных клубах. Однако практически нет научных исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида закаливания. Поэтому большинство авторов, занимающихся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным.
Существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием: контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др. Контрастное закаливание эффективнее закаливания только холодом. Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек (нельзя обливать холодные ноги холодной водой, ноги предварительно нужно согреть).
Существуют и так называемых фармакологические методы закаливания – применение  иммуностимуляторов, усиливающих интерферонообразование (продигиозан, левамизол, тимолин, Т-активин и др.). Некоторые авторы рекомендуют их использовать для профилактики частых респираторных заболеваний у детей раннего возраста. Однако вопрос этот недостаточно изучен, и результаты проведенного терапевтического опыта свидетельствуют об отсутствии влияния лечения иммуностимуляторами на уровень и динамику респираторной заболеваемости


   Обычно детей закаливают “от простуды”, хотя простудные – острые респираторные заболевания (ОРЗ) – вызываются вирусами. В чем же смысл?
В нашем сознании простуда прочно связана с холодной, мокрой погодой, когда дети мало гуляют, проводят много времени в помещении, где легко заражаются вирусами. Кроме того, в самом начале ОРЗ (еще до появления насморка и кашля) больного знобит, он не может согреться. Поэтому возникает ассоциация “чувство холода – простуда (из-за незакаленности) – ОРЗ”.
Охлаждение незакаленного ребенка действительно может способствовать развитию вирусной инфекции. Кроме того, терморегуляция у малышей еще не совершенна и охлаждаются они сильнее, чем взрослые.
На первом году жизни у ребенка сохраняются защитные материнские антитела к некоторым вирусам, а затем защита кончается, и дети начинают чаще болеть вирусными ОРЗ – иногда по 6–8 раз в год. Это связано прежде всего с расширением контактов с окружающим миром, в буквальном смысле нашпигованным вирусами. С возрастом ОРЗ болеют реже просто потому, что накапливаются антитела к разным вирусам.
Именно поэтому детям так необходимо закаливание.
 

Какие же участки тела лучше всего закаливать? Очевидно, что воздействие на лицо и кисти рук, постоянно находящиеся открытыми, большого эффекта не даст. Конечно, если ребенку закрывают зимой половину лица платком и никогда не снимают варежки, начинать закаливание надо именно с лица и рук, но это – скорее исключение, чем правило.
   Очень чувствительны к теплу и холоду подошвы ног – там находится много рецепторов. Хороший эффект дает и холодовое воздействие на кожу шеи, поясницы, однако все же лучше закаливать (водой, воздухом) кожу всего туловища и конечностей. При охлаждении какого-либо одного участка тела может возникнуть эффект сквозняка – охлажденные сосуды останутся расширенными из-за отсутствия рефлекса с других участков, а это приведет к сильному переохлаждению.
   Продолжительность закаливающих процедур не должна быть слишком большой – не более 10–20 минут. Гораздо важнее повторность воздействий, при этом очень полезна смена факторов, например: воздушная ванна – сауна – прохладный душ – сауна – воздушная ванна.
   Проводя
закаливание, соблюдайте постепенность усиления воздействий. Однако не будьте и излишне осторожными: если вы занимаетесь обливанием, начните с воды температурой 30–32° и снижайте ее каждые 2–3 дня на 2–3° (а не на 0,5° в неделю, как это делают многие). Уже через 10–15 дней вы дойдете до комнатной температуры или даже чуть ниже – до16–18°. Это обеспечит прекрасный закаливающий эффект и не создаст опасности простуды.
   Но закаливание не дает положительного результата без создания повседневного стимулирующего температурного окружения ребенка. В нашем климате именно повседневные температурные воздействия играют решающую роль.    Одежда должна не просто соответствовать сезону, но и меняться в зависимости от температуры на улице. Самое главное – одевать детей с учетом их большой подвижности. Хорошее правило – надевать на ребенка столько же слоев одежды, сколько надевают взрослые, или, еще лучше – на один слой меньше. Одежда должна быть такой, чтобы во время физической активности ребенок сильно не потел, а в минуты отдыха его кожа охлаждалась как от воздействия воздуха, так и от испарения пота.
   К сожалению, наших детей часто кутают без меры. За исключением двух-трех самых теплых месяцев года большинство малышей раннего и дошкольного возраста (а часто и школьники) носят не менее 4-х слоев одежды (кроме верхней) и одеты, как минимум, в 2–3 пары длинных штанов – брюки, рейтузы с поддетыми колготками! Есть дети, которые практически никогда не гуляют в трусиках и майке – они всегда в свитере и шапочке.
   Закаливание может происходить и в помещении, если температура в нем не превышает 18–20° днем, а ночью – ниже на 2–4°. При этом на ребенке не должны быть надеты теплые вещи, он не должен спать в пижаме под ватным одеялом (или то, или другое). К сожалению, многие россияне считают нормальной температурой помещения 24–26°.
   Ничего страшного, если легко одетый ребенок выйдет в холодную погоду на балкон или в сени, если внезапный порыв ветра распахнет окно или ночью малыш раскроется – такие кратковременные воздействия хорошо закаляют.
   Согласитесь, закаливать закутанного, оберегаемого от малейшего дуновения воздуха ребенка – занятие бесперспективное. Постоянное пребывание в тепличных условиях детренирует сосуды кожи и слизистых оболочек, так что кратковременные закаливающие воздействия на таком фоне большого эффекта не дадут.

  Очень полезны воздушные ванны – достаточно лишь не торопиться перепеленать ребенка, а дать ему несколько минут побыть голым на воздухе при комнатной температуре. Воздушные ванны удобно проводить и во время занятий гимнастикой, перед ванной. После купания можно облить малыша водой температурой на 2–4–6° ниже, чем вода в ванне.
   Безусловно, закаливание во время острого заболевания бессмысленно и вредно. Когда же можно снова приступать к процедурам? Это зависит от длительности лихорадочного периода. При нетяжелом ОРЗ нормальная терморегуляция восстанавливается уже через 7–10 дней, при 3–10-дневной температуре – через 2 недели, а после тяжелой пневмонии – через 3–4 недели. В эти сроки можно продолжить начатое до болезни закаливание.

Уже с первого года жизни приучайте ребенка к прогулкам на свежем воздухе, желательно не менее 4 часов в сутки. Сперва это сон в коляске на балконе или на улице, затем прогулки, лучше не в коляске, а с активными движениями. В яслях, где дети каждый день гуляют в течение 3–4 часов, респираторная заболеваемость снижается в 3–4 раза.   Воздушная контрастность вполне доступна семьям, имеющим 2 комнаты. Для этого в одной из комнат снижают температуру (открывая форточку или окно) до 10–12°, а в другой – оставляют ее на уровне 18–20°. Можно устроить подвижные игры, переходя вместе с ребенком из одного помещения в другое. Хорошим закаливающим эффектом обладает контрастный душ – чередуйте теплую воду (до 40°, 30–40 секунд) с более холодной, удлиняя длительность ее воздействия от 15–20 до 30 секунд. Температуру холодной воды снижают на 2–3° каждые 2–3 дня, первоначально несколько укорачивая время ее воздействия. Конечная температура холодной воды для дошкольников не должна быть меньше 14–15°, для школьников можно опускать ее и ниже, конечно, с согласия ребенка.
   Вообще, надо стремиться к тому, чтобы закаливание вызывало только положительные эмоции. Доводить холодовые воздействия до неприятных или тем более болезненных абсолютно недопустимо, поэтому всякие перегибы в этом деле (например, в соответствии с поговоркой “тяжело в учении, легко в бою”) неразумны.
   Летом обязательно давайте ребенку возможность побегать босиком по лужам. Хороший закаливающий эффект дает ежедневное мытье ног прохладной водой, холодный душ после ванны или бани. Очень полезно купание. Многие дети купаются “до посинения” – это не опасно, но не нужно. После купания в прохладной воде хорошо разотрите кожу жестким полотенцем до появления красноты (это указывает на расширение сосудов). Если поблизости нет водоема, можно обливать ребенка водой наружной температуры или ставить его под душ, да и просто дайте малышу поплескаться в воде.
   Прекрасную закалку дает плавание в бассейне – не столько само по себе, сколько в комплексе с воздушными ваннами до и после бассейна.
   Температура воды выше 25–26° закаливающим эффектом не обладает, однако при более прохладной воде положительный результат очевиден, особенно если ребенка не стараются укутать сразу  после плавания. Занятия в бассейне надо построить таким образом, чтобы малыш испытывал комплексное контрастное воздействие: воздуха, самого бассейна, душа до и после бассейна, ходьбы босиком.
   В России да и в других северных странах посещение горячей бани – сауны или русской – считается чуть ли не самым мощным и полезным лечением. Это действительно так: по силе температурного воздействия с баней ничто не может сравниться. Распаренный человек охотно принимает холодный или даже ледяной душ, окунается в прорубь, валяется в снегу, испытывая при этом огромное удовольствие.
   Баня (лучше сухая – сауна) используется для закаливания детей раннего возраста. Температура в ней должна быть около 90°, дети проводят в помещении 10 минут, сидя на 1-й ступеньке. После этого надо принять душ комнатной температуры. О пользе всевозможных контрастных воздействий вы уже знаете. Ну а что касается более экзотичных “подвигов” – выбегания из бани в снег на мороз, окунания в прорубь и т.д. – это дело постепенной тренировки, которая ни в коем случае не должна переходить грань, за которой возникают неприятные ощущения и отрицательные эмоции.
Родители, которые не боятся оставить ребенка на несколько минут раздетым при комнатной температуре, обливают его после ванны прохладной водой, делают несколько раз в день воздушные ванны, могут быть спокойны за его сосудистые рефлексы.
 

При обсуждении проблем закаливания у родителей часто возникают вопросы, связанные с публикациями о детях, которые плавают в проруби и бегают голышом по снегу. Хорошо это или плохо?
   Публикации эти – безусловно, из разряда сенсационных. Но в какой-то мере они полезны: подобные сюжеты привлекают внимание родителей, особенно тех, чьи дети круглогодично носят свитер, и заставляют задуматься над тем, как закалить своего ребенка.
   Но все же – полезно ли моржевание и, если да, то как его проводить? Прежде чем “сигануть” в прорубь, дети вместе с родителями должны пройти длительный период закаливания. Само погружение в ледяную воду никак нельзя считать обязательным элементом закалки – скорее, это демонстрация закаленности организма, кстати, не вполне безопасным способом. Дети воспринимают холод как боль: они в состоянии превозмочь его под одобрительными взглядами родителей, но излишнее усердие в этом деле может оттолкнуть ребенка от закаливания. Если вы все-таки решили заняться моржеванием, делать это надо постепенно и не удлинять пребывание в ледяной воде свыше 40–60 секунд, поскольку ребенок охлаждается намного быстрее взрослого. Моржующим детям необходимо постоянное пристальное медицинское наблюдение (или хотя бы почаще делайте анализ мочи).
   Хождение босиком по снегу тоже оказывает довольно сильное закаливающее воздействие, хотя и не такое мощное, как моржевание. Конечно, и здесь нужна постепенность. В большинстве же ситуаций я советую закалять ребенка обычными методами, и если после бани или просто так он побегает пару минут босиком по снегу, это никак не отразится на его здоровье. А вообще-то, по снегу лучше бегать в обуви или на лыжах!
Другой частый вопрос – об обливании холодной водой, в том числе и во время заболевания. Родители обычно называют это методикой Иванова. Постепенно можно снизить температуру воды для обливания здорового ребенка до 8–10°, то есть до температуры водопроводной воды в зимнее время, хотя вполне достаточно остановиться на 12–14°. Обливать такой водой незакаленного ребенка – не просто жестоко, но и опасно. Что же касается холодного обливания как лечебной меры – это, попросту говоря, преступление, опасное для жизни. “Лечебный эффект” от такой процедуры может быть только отрицательным. Родители, придерживающиеся подобных “естественных лечебных факторов”, просто задерживают таким образом начало эффективного лечения.

   Ну а есть ли данные о том, что закаленные дети полностью защищены от простуды? К сожалению, нет. Они тоже иногда болеют ОРЗ. Однако защита от заражения у прошедших закалку детей гораздо эффективнее, поэтому и число респираторных заболеваний, особенно тяжелых, намного меньше. Небольшие катаральные явления без температуры, длительностью 1–2 дня – вот как протекают ОРЗ у закаленного ребенка.
Для закаливания используют естественные факто-ры природы-воздух, воду, солнце. Воздействие этих факторов не только необходимо для жизни. Они спо-бствуют видоизменять материальную организацию жизненных отправлений организма, а при определён-ных условиях могут вызвать нарушение различных функций, стать источником заболеваний.

Несмотря на неспецифический характер закаливания, возникающая на действие того или иного раздражителя быстрая целесообразная ответная реакция носит специфический характер. При этом функциональные изменения приспособительного характера возни-кают только на раздражитель, который неоднократно действовал на организм в качестве закаливающего фактора.

Так, повторные воздействия холода вызывают функциональные сдвиги, проявляющиеся лишь при охлаждении организма, и не меняют его реакции на действие тепла. И наоборот, повышение устойчивости организма к перегреванию не обеспечивает его от холодового воздействия. Это говорит о том, что нет общего закаливания: закаливание к теплу не обеспечивает закаливание к холоду. Правда, при действии различных температурных раздражителей могут возникнуть сходные ответные реакции организма.

Однако, приспособление связано не с отдельно возникающими реакциями на тот или иной раздражитель, а предусматривает комплексные перестройки во всех функциональных системах организма, проявляющиеся в должной степени только в ответ на тот разд-ражитель, который ранее неоднократно действовал. Повышение устойчивости возможно не только к одному, но и к нескольким факторам внешней среды. Но это может произойти лишь в том случае, отмечал советский физиолог М. Е. Маршак, если организм подвергается систематически повторному действию именно данной комбинации раздражителей.

Применение закаливающих процедур направлено на совершенствование защитных приспосбительных реакций, способных преодолеть неблагоприятные факторы внешней и внутренней среды на организм, с тем чтобы он мог быстро мобилизовать свои защитные резервы и тем самым противостоять опасным для здорвья влияниям. “Занятие физическими упражнениями и закаливание - факторы повышения иммунитета, -писал известный советский патофизиолог И. В. Давыдовский, -которым в последние годы припысывают важную роль в предупреждении преждевременного старения, атеросклероза и даже раковых заболеваний”. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закалённый человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма. Он менее восприимчив к различного рода заболеваниям: гриппу,  пневмониям.

Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, то есть им могут заниматься люди буквально всех возрастов независимо от степени физического развития.

Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма. Оно заключает в себе психотренировку и культуру волевых усилий, помогающих устоять в серьёзных испытаниях. Нельзя забывать ёще об одном важном значении закаливания: в процессе выработки устойчивости организма к воздействию факторов внешней среды формируются такие черты характера, как настойчивость, целеустремлённость, воля к достижению поставленной цели. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Таким образом, закаливание можно рассматривать и как обширную систему мер воспитательного и гигиенического характера, направленных на повышение устойчивости человека переносить без вреда для здоровья и работоспособности пребывание в неблагоприятных метеорологических условиях, а также мер по расширению его физиологических резервов.

5.4. Итоговый контроль знаний:

ВЫБИРИТЕ  ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

  1.  ТЕМПЕРАТУРА НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ КОМФОРТНОГО КЛИМАТА ПРЕБЫВАНИЯ В КВАРТИРЕ В СЕВЕРНЫХ РАЙОНАХ СТРАНЫ
  2.  21-22градуса
  3.  18-19 градусов
  4.  20-21 градусов
  5.  23- 24 градусов
  6.  25- 26 градусов

  1.  ТЕМПЕРАТУРА НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ КОМФОРТНОГО КЛИМАТА ПРЕБЫВАНИЯ В КВАРТИРЕ В ЮЖНЫХ  РАЙОНАХ СТРАНЫ

1   21-22градуса

             2  17-18 градусов

  1.   20-21 градусов

4      23- 24 градусов

5    25- 26 градусов

  1.  ТЕМПЕРАТУРА НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ КОМФОРТНОГО КЛИМАТА ПРЕБЫВАНИЯ В КВАРТИРЕ В ЦЕНТРАЛЬНЫХ  РАЙОНАХ СТРАНЫ
  2.    21-22градуса

             2      17-18 градусов

             3     20-21 градусов

  1.    23- 24 градусов

   5.     25- 26 градусов

    4.СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ НАЧИНАЮТ ПРИМЕНЯТЬ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ

      1.1 до 3 лет

      2. 3 до 5 лет

      3. до года

      4. 3 до 6 лет

      5 10 до 12 месяцев.

  5.ЛЕТОМ СВЕТОВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ РЕКОМЕНДУЮТ ПРИМЕНЯТЬ У ДЕТЕЙ ПРИ    ТЕМПЕРАТУРЕ ВОЗДУХА

    1. 24 градуса

    2. 22 градуса

    3. 20 градусов

    4.  25 градусов

    5.  30 градусов

6. ПРОТИВОПОКАЗАНИЕМ К ПРОВЕДЕНИЮ СОЛНЕЧНЫХ ВАНН ЯВЛЯЕТЯ ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА

    1. 22 градуса

    2. 24 градуса

    3. 26 градусов

    4.28 градусов

    5. 30 градусов

7. ПЕРВОЙ ЗАКАЛИВАЮЩЕЙ ПРОЦЕДУРОЙ ДЛЯ ГРУДНОГО РЕБЕНКА ЯВЛЯЕТСЯ

     1.солнечные ванны

     2.купание в воде

     3. проветривание  комнаты

     4. воздушные ванны

     5. гимнастика

8. В ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ НОВОРОЖДЕННОГО  РЕБЕНКА МОЖНО ВЫНОСИТЬ НА ПРОГУЛКУ

    1. на следующий день  после выписки из родильного дома

   2. через 7 дней после выписки из родильного дома

   3. через 10 дней после выписки из родильного дома

   4  через  14 дней  после выписки из родильного дома

   5  через  месяц  после выписки из родильного дома

9. НАЧАЛЬНАЯ  ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ ДЛЯ ОБЛИВАНИЯ НОГ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОЛЖНА СОСТАВЛЯТЬ

1. 28 градусов

2  30 градусов

3  34 градуса

4.  36 градусов

5.  40 градусов.

10.ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЛУЧШЕ ПРОВОДИТЬ

1.около 12 часов дня

2. после 18 часов вечера

3. после 11 часов дня

4. перед сном

5  9 утра и 15 часов дня




Задача № 1

Возраст ребенка 10 дней. Мать обратилась за советом  по вопросам закаливания.

1 В каком  возрасте  можно начинать закаливающие процедуры?

2. Какая процедура является первой для новорожденного ребенка?

3. Должен ли ребенок быть голодным перед закаливающей процедурой?

4.Какая температура должна быть в помещении во время проведения закаливающей процедуры?

5. Сколько раз в день должны проводиться закаливающие процедуры для новорожденного ребенка?

Задача №2.

Возраст ребенка 2 месяца. Мать обратилась за советом по вопросам купания.

1.Какая температура воды должна быть при купании ребенка?

2. Какая температура должна быть в помещении,  в котором купают ребенка?

3 . Нужно ли обливать ребенка после купания?

4. Какая должна быть температура воды, которой обливают ребенка?

5.Должен ли ребенок быть голоден при проведении этой процедуры?

Задача №3.

Возраст ребенка 15 дней. Мать обратилась за советом  по вопросам прогулок на свежем воздухе.

1. В каком возрасте можно гулять с ребенком?

2. При какой температуре в зимнее время года можно гулять с ребенком?

3. При какой температуре в летнее  время года можно гулять с ребенком?

4.Можно ли ребенку находиться под прямыми солнечными лучами?

5.Длительность прогулок в летнее время года?

Задач №4.

Возраст ребенка 3 года. Мать с ребенком собираются на отдых на море. Она  обратилась за советом  по вопросам прогулок на свежем воздухе.

1. При какой температуре можно гулять с ребенком?

2. Какова длительность пребывания на солнце в этом возрасте?

3. Можно ли ребенку находиться под прямыми солнечными лучами?

4.Какую одежду необходимо взять ребенку?

5. В какое время суток лучше находиться на свежем воздухе?

Задач №5.

Возраст ребенка 3 года.  Мальчик перенес ОРВИ.  Мать  обратилась за советом  по вопросам закаливания.

1.Когда можно приступать процедурам?

2.Когда можно гулять с ребенком?

3.Какие закаливающие  процедуры лучше проводить ребенку?

4. В какую  одежду необходимо одевать ребенка после перенесенной болезни?

5. В какое время суток лучше находиться на свежем воздухе?

.

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия

Контрольные вопросы

1 Дайте определение закаливанию.

2 Перечислите основные принципы закаливания.

 3.Назовите основные виды закаливания.

4. Какие факторы относят к  общим видам закаливания?

   5. Какие факторы относят к специальным видам закаливания?

7.Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой:

Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций. Нарушение этих правил приводит к снижению или отсутствию положительного эффекта от закаливания, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению

1.Экстремальные виды закаливающих процедур.

2 „Побочные” эффекты закаливания.

8.Рекомендуемая литература

Основная литература

№ п/п

Наименование, вид издания

Автор (-ы), составитель (-и), редактор (-ы)

Место издания, издательство, год

Кол-во экземпляров 

в библиотеке

 на кафедре

1

2

3

4

5

6

Руководство по медицинской профилактике

ред. Оганова Р. Г. , Хальдина Р. А.

М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007

36

Дополнительная литература

№ п/п

Наименование, вид издания

Автор (-ы), составитель (-и), редактор (-ы)

Место издания, издательство, год

Кол-во экземпляров 

в библиотеке

 на кафедре

1

2

3

4

5

6

1.

Основы здорового человека и общества

Брындин Е. Г., Брындина И. Е.

Томск : ТЛУ, 2009

2

3.

Профилактика зависимостей : опыт создания системы первичной профилактики.

Лозовой В. В., Кремлева О. В., Лозовая Т. В.

М. : б/и., 2011

2

4.

Оказание медицинской помощи в отказе от курения табака : учебно-методическое пособие

Аристов А. И. [и др.].

Красноярск :

тип. КрасГМУ, 2011

2

5.

Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, педагогические, экологические аспекты

Щедрина А. Г.

Новосибирск : Альфа – Виета, 2007

100

6.

Здоровье молодежи

Абросимова М. Ю., Альбицкий В. Ю., Галямовч Ю. А. [и др.].

Казань : Медицина, 2007

1

Электронные ресурсы:

  1.  БД Медицина
  2.  БД МедАрт
  3.  Ресурсы Интернет


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20130. Сравнение различных методов отыскания коэффициентов 45.5 KB
  Существуют следующие методы отыскания коэффициентов влияния и конечных погрешностей: Методика академика Бруевича методика проф.Калашникова дифференциальный метод отыскания коэффициентов влияния метод преобразованной цепи метод фиктивной нагрузки метод планов малых перемещений геометрический метод метод относительных погрешностей метод плеча и линии действия. Метод рассмотрения первичных погрешностей механизма предложенная академиком Бруевичем позволяет строго определить возможное число первичных погрешностей каждого звена и...
20131. Понятие о векторной первичной погрешности 25.5 KB
  Векторные первичные погрешности ВПП погрешности характеризуемые некоторым направлением и некоторым числовым знем называемым модулем. ВПП могут возникнуть в плоскости движения механизма ПП эксцентриситета или плоского перекоса и не в плоскости движения ПП пространственного перекоса. ВПП образуются из ошибок в технических условиях на изготовление и сборку механизма. Эти погрешности: профиля элементов звеньев в высших парах; несоосность; радиальное и торцевое биение; Все ВПП можно свести к двум видам: 1.
20132. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПОГРЕШНОСТЕЙ 50 KB
  размера вала а по оси ординат плотность вероятности рассеяния этих погрешностей определяемые опытным путем. α и λ зависят только от вида закона распределения погрешностей Δq = α δ Δо σ[Δq] = λ δ На практике данные коэффиценты α и λ берутся из таблицы. Законы распределения технологических погрешностей.
20133. Способы уменьшения ожидаемой погрешности 23.5 KB
  Недостатки обоих способов : Невозможность воздя на систематическую составляющую суммарной погрешности. уменьшить в обоих случаях значение конечной погрешности.
20134. Основные понятия и определения теории надежности 26 KB
  К общим понятиям отнся: работоспть отказ наработка резервирование неисправность. Работоспть – это состояние изд. из работоспго состя в неработоспное. Безотказность – это свво изделия сохранять свою работоспть в течении заданного времени без вынужденных перерывов.
20135. Экономические показатели надежности 35 KB
  к длитти его эксплции. покль надежти Qи – стоимость изготя нового прибора Qэ – суммарные затраты на эксплцию и ремонт Тэ период целесообразной эксплции прибора. капиталовложений между сферой произва и сферой эксплции. Чем дешевле изделие тем больше затрат приходится на его эксплцию.
20136. Методика выбора основных показателей надежности 22.5 KB
  Выбор показателей надежности осуществляется исходя из характеристик изделия а также требований предъявляемых к изделию в процессе эксплуатации. Основными показателями надежности являются показатели полученные при оценке средней величины общего дохода изделия. Они характеризуют ожидаемый средний уровень надежности изделия и по ним осуществляют сравнение изделий по надежности. Они позволяют полнее охарактеризовать надежность изделия и определяют либо безотказность либо ремонтопригодность либо сохраняемость либо долговечность...
20137. Источники и причины отказов измерительных устройств 38.5 KB
  Силы кот. Механическая энергия может возникнуть как следствие затрат энергии кот. Воздух кот. Обратимые процессы –это часть процессов кот.
20138. Надежность, определяемая процессами, происходящими в элементах и узлах приборов 55 KB
  Такое деление соответствует трем явно выраженным периодам работы любого прибора или машины. Из кривой видно что в первый период – период приработки интенсивность отказов в начале высокая а затем быстро падает. Во второй период – период нормальной эксплуатации интенсивность отказов устанавливается на постоянном min уровне. В период износа – интенсивность отказа вновь возрастает.