6530

Иммунопрофилактика. Планирование и выполнение прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок

Конспект урока

Медицина и ветеринария

Тема занятия: Иммунопрофилактика. Планирование и выполнение прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок. Форма организации занятия: клиническое практическое. Значение темы До настоящего времени ...

Русский

2013-01-05

132 KB

111 чел.

1.Занятие №13.

Тема занятия: «Иммунопрофилактика. Планирование и выполнение прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок».

2. Форма организации занятия: клиническое практическое.

3Значение темы  До настоящего времени иммунопрофилактика в полной мере сохраняет свое приоритетное значение в борьбе против многих инфекционных заболеваний. Профилактические прививки являются основной мерой радикально воздействующей на эпидемический процесс. Именно с проведением активной иммунизации связаны большие успехи, достигнутые в борьбе с инфекционными болезнями, и на ней строятся перспективы ликвидации некоторых инфекций. Также следует учитывать, что среди различных медицинских манипуляций в педиатрической практике первое место  по частоте занимают профилактические прививки, и наибольшее их количество, особенно первичных вакцинаций, приходится на самый ранний возраст. Поэтому  проведение активной иммунизации широкому кругу детского населения, качественная и всесторонняя организация прививочной работы в детской поликлинике являются значимыми факторами в формировании и укрепления здоровья детей.

4. Цели обучения:

- общая:  на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен обладать:

Общекультурными компетенциями:

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2) .

Профессиональными компетенциями:

- способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

- способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья детского населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья женщин, детей и подростков (ПК-10);

- способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);

- способностью и готовностью проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний (ПК-12);

способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);

Учебная целъ обучающийся должен

- знать: современные принципы иммунопрофилактики наиболее социально-значимых заболеваний;

- уметь: оценить  природные  и медико-социальные  факторы  среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию;

владеть: навыками проведения профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам.

  •  5. План изучения темы:
  •  5.1. Контроль исходного уровня знаний
  •  5.2. Основные понятия и положения темы

Иммунопрофилактика – система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.

Профилактическая прививка – введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Медицинские иммунобиологические препараты – вакцины, анатоксины, иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Вакцина – это препарат, обеспечивающий развитие активного искусственного иммунитета, создающий невосприимчивость к возбудителю.

Государство  гарантирует гражданам доступность профилактических прививок; бесплатное проведение профилактических прививок в рамках Национального календаря профилактических прививок и прививок по эпидемиологическим показаниям; социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений; использование эффективных медицинских иммунобиологических препаратов для осуществления иммунопрофилактики; государственный контроль качества, эффективности и безопасности медицинских иммунобиологических препаратов; разработку и реализацию федеральных целевых программ и региональных программ; поддержку научных исследований в области разработки новых медицинских иммунобиологических препаратов; обеспечение современного уровня производства медицинских иммунобиологических препаратов; государственную поддержку отечественных производителей медицинских иммунобиологических препаратов; включение в государственные образовательные стандарты подготовки медицинских работников вопросов иммунопрофилактики.

Организация прививочной работы

Профилактические прививки проводят в медицинских учреждениях государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Ответственными за организацию и проведение профилактических прививок являются руководитель медицинского учреждения и лица, занимающиеся частной медицинской практикой и проводящие прививки. Порядок планирования и проведения профилактических прививок устанавливается приказом руководителем медицинского учреждения с четким определением ответственных и функциональных обязанностей медицинских работников, участвующих в планировании и проведении прививок.

Учет детского населения проводят силами участковой медицинской службы 2 раза в год (весна – осень); дополнительно в списки вносят прибывших детей и новорожденных. Учет организованных детей осуществляют непосредственно в коллективах (школа, дошкольные учреждения).

Для проведения профилактических прививок на территории Российской Федерации используют вакцины, зарегистрированные в Российской Федерации и имеющие сертификат Национального органа контроля медицинских иммунобиологических препаратов – Государственного НИИ стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л.А. Тарасевича.

Профилактические прививки должны проводить в прививочных кабинетах поликлиник, детских дошкольных учреждений, медицинских кабинетах общеобразовательных учебных учреждений (специальных образовательных учреждениях), здравпунктах предприятий при строгом соблюдении санитарно – гигиенических требований.

В определенных ситуациях органы управления здравоохранением могут принять решение о проведении прививок на дому или по месту работы.

В настоящее время в стране функционируют муниципальные центры (кабинеты) иммунопрофилактики, наряду с этим действуют коммерческие центры вакцинопрофилактики, в которых прививки проводят на платной основе.

    Живые вакцины — состоят из живых аттенуированных (ослабленных) вирусов —коревая, полиомиелитная Сейбина, паротитная, краснушная, гриппозная и другие.

Вакцинный вирус размножается в организме хозяина и индуцирует клеточный,гуморальный, секреторный иммунитет, создавая защиту всех входных ворот инфекции.

Живые вакцины создают высоконапряженный, прочный и длительный иммунитет.

Недостатки:

1. Возможна реверсия вируса, то есть приобретение им вирулентных свойств —вакциноассоциированный полиомиелит.

2. Их трудно комбинировать, так как возможна интерференция вирусов и одна извакцин становится неэффективной.

3. Термолабильны.

4. Естественно циркулирующий дикий вирус может тормозить репликацию

вакцинного вируса и снизить эффективность вакцин  (размножение полиовируса может подавляться другими энтеровирусами).

Важно до введения живой вакцины выявить детей с иммунодефицитом. Живые вакцины не следует вводить больным. получающим стероиды иммунодепрессанты, радиотерапию, а также больным лимфомами и лейкозами. Живые вакцины противопоказаны беременным женщинам в связи с высокой чувствительностью плода..

    Вакцины, содержащие перекрестно реагирующие живые микроорганизмы, вызывающие при введении человеку ослабленную инфекцию, которая защищает от более тяжелой. Примером такой вакцины является БЦЖ, приготовленная из микроба, вызывающего туберкулез крупного рогатого скота.

    Убитые вакцины (коклюшная), их легко дозировать и комбинировать с другими вакцинами, термостабильны. Вызывают появление нескольких типов антител, в том числе и опсонинов, способствующих фагоцитозу микроорганизмов.

Некоторые клеточные вакцины, например, корпускулярная коклюшная, оказывает адъювантное действие, усиливая иммунный ответ на другие антигены, входящие в состав ассоциированных вакцин (АКДС).

Недостатком убитых вакцин является то, что они создают только гуморальный нестойкий иммунитет, поэтому для достижения эффективной защиты необходимо вводить вакцину несколько раз при вакцинации и повторно на протяжении всей жизни. Так 4-кратное введение коклюшной вакцины создает иммунитет на 2 года.

Убитые вакцины часто приходится вводить с адъювантом — веществом, которое при одновременной инъекций с антигеном увеличивает иммунный ответ. Принцип действия большинства адъювантов в создании резервуара, в котором антиген длительное время сохраняется либо в свободном виде во внеклеточном пространстве, либо внутри макрофагов. В качестве адъюванта обычно используют соединения алюминия (фосфат или гидроокись).

Все убитые вакцины содержат консервант — мертиолят, представляющий собой органическую соль ртути. Его содержание в вакцине ничтожно мало (менее 0.1мг/мл) и, кроме того, ртуть в мертиоляте содержится не в активной, а в связанной форме, что исключает какое-либо ее влияние на организм.

    Анатоксины (столбнячный, дифтерийный, стафилококковый). Вызывают стойкий антитоксический иммунитет, легко дозируются и легко комбинируются.

При введении анатоксинов вырабатывается только антитоксический иммунитет, что не позволяет предотвратить бактерионосительство и локализованные формы заболевания.

Получают анатоксины путем обработки экзотоксина формальдегидом при особом температурном режиме, что обезвреживает экзотоксин, но не повреждает иммуногенные детерминанты. Анатоксины адсорбируют на гидроокиси алюминия.

    Химические вакцины, состоящие из антигенных фракций убитых

микроорганизмов (пневмококковая, менингококковая и др.).

    Рекомбинантные вакцины  (вакцина против гепатита В). Вакцины безопасны, высоко технологичны. В то же время необходимо отметить, что для достижениядостаточного уровня иммунитета требуется трехкратное введение препарата.

Для производства вакцины используют рекомбинантную технологию, встраивая субъединицу гена вируса гепатита В в дрожжевые клетки, дрожжи культивируют, затем из них выделяют белок HBsAg, который подвергают очистке от дрожжевых белков. Вакцина содержит мертиолят в концентрации 0,005% в качестве консерванта и адсорбирована на гид-роокиси алюминия.

    ИММУНОПРОФИЛАКТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЙ

    БЦЖ — живая вакцина, содержит живые бактерии вакцинного штамма БЦЖ-1

туберкулеза крупного рогатого скота. Выпускается в виде двух препаратов —

вакцина БЦЖ и БЦЖ-М (содержит меньшее число жизнеспособных микробных клеток).

Вакцина лиофилизирована, антибиотиков не содержит. Перед употреблением вакцину разводят стерильным изотоническим раствором NaCI, ампулы с которым прилагаются к вакцине. Вакцина БЦЖ вводится туберкулиновым шприцем строго внутрикожно на границе верхней и средней трети наружной поверхности левого плеча в дозе 0,1

мл, содержащей 0,05 мг вакцины БЦЖ или 0,025 мг БЦЖ-М в физиологическом растворе. Хранить вакцину следует при температуре не выше 4°С.

Вводят БЦЖ на 4—7-й день рождения. Если ребенок не получил БЦЖ в роддоме — в последующем он прививается БЦЖ-М—вакциной. Детям старше 2-х месяцев перед вакцинацией необходима предварительная постановка пробы Манту с 2 ТЕ.

Ревакцинация БЦЖ проводится в 7 лет после отрицательной реакции Манту, в 14 лет ревакцинация проводится неинфицированным туберкулезом и не получившим прививку в 7 лет.

Через 4—б недель после вакцинации БЦЖ у ребенка возникает малосимптомный, обычно не тревожащий его, местный процесс в виде небольшого инфильтрата (5—8мм в диаметре) с обратным развитием в течение 2—3 месяцев с образованием рубца. Иногда бывает запоздалое появление инфильтрата — через 2 мес.

    Оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) — представляет собой живой

3-валентныи препарат из аттенуированных штаммов Сэбина вируса полиомиелита типа1, 2, 3. Соотношение типов в вакцине 71,4%, 7,2%, 21,4%, соответственно.

Вакцина представляет собой прозрачную жидкость красновато-оранжевого Цвета без осадка.

Вакцинный вирус долго выделяется во внешнюю среду, поэтому он передается и тем людям, кто не был иммунизирован в медицинском учреждении. Это особенно важно на территориях, где охват населения прививками против полиомиелита остается пока на низком уровне.

Вакцину применяют в зависимости от активности либо по 2 капли (при розливе вакцины 5 мл — 50 доз, то есть 1 доза вакцины в 0,1 мл), либо по 4 капли (при розливе вакцины 5 мл — 25 доз или 2 мл — 10 доз, то есть 1 доза вакцины в объеме 0,2 мл) на прием. Прививочную дозу вакцины закапывают в рот прилагаемой к флакону капельницей или пипеткой за 1 час до еды. Есть и пить после прививки в течение часа не разрешается.

Для предотвращения паралитического полиомиелита необходимо 5 введений вакцины.

Нужно ли прививать ребенка после перенесенного полиомиелита? Надо, так как он перенес заболевание, обусловленное одним из трех вирусов. Полиомиелитная вакцина слабо реактогенна и обычно не вызывает общих и местных  реакций

    Коревая вакцина приготовлена из живого аттенуированного штамма вируса Л-16, выращенного в культуре клеток эмбрионов японских перепелов. В качестве консерванта содержит антибиотики (неомицин или канамицин). Вакцина выпускаетсв форме лиофйлизированного препарата желто-розового цвета. Перед применением разводится в растворителе, встряхивается.

Разведенная вакцина хранению не подлежит. Должна быть введена в течение 20минут. Вводят подкожно 0,5 мл под лопатку или в область плеча (на границе между нижней и средней третью плеча на наружной стороне). Хранить вакцину следует при температуре 6±2°С. Обязательно соблюдение холодовой цепи при транспортировке.

Нормальный и специфические иммуноглобулины человека, плазма и цельная кровь содержат антитела против вируса кори, краснухи, эпидемического паротита, которые инактивируют антигены и препятствуют выработке иммунитета.

Раньше, чем через 2—3 месяца после введения гамма-глобулина, б—7 месяцев после переливания крови или плазмы, 8—10 мес после инфузии иммуноглобулина для внутривенного введения в дозе 0,4—1,0 мл/кг вакцину вводить не рекомендуется. Желательно перед прививкой определить уровень противокоревых антител. В случае необходимости введения препаратов крови или иммуноглобулина человека ранее, чем через 2 недели после введения живой коревой вакцины, вакцинацию против кори следует повторить. но не ранее, чём через 2—3 мес.

Введение в организм вакцины против кори вызывает вакцинальный процесс.

Вакцинированные как бы «переболевают»  корью в легчайшей форме и

не контагиозны для окружающих.  Клинические проявления вакцинальной реакции (в случае их появления) возникают с 5—6-го по 15 день после прививки. Повышается температура, которая держится 2—3 дня, появ-ляются нерезкие катаральные явления — конъюнктивит, насморк, кашель, иногда необильная мелкопятнистая бледно-розовая сыпь появляющаяся одномоментно. Эти явления проходят без лечения в течение 3-х суток.

Поствакцинальные реакции делятся на местные и общие. По степени выраженности поствакцинальных реакций различают:

— слабую реакцию — повышение температуры тела до 37,5°С при отсутствии симптомов интоксикации;

— среднюю реакцию — температура тела повышается от 37,6°С до 38,5°С с умеренными симптомами интоксикации;

— сильную реакцию — повышение температуры выше 38,5°С с выраженными, но кратковременными симптомами интоксикации.

    Паротитная вакцина — живая, приготовлена из аттенуированного штамма Л-3, содержит антибиотики из группы аминогликозидов. Выпускается в форме лиофйлизированного препарата желто-розового или розового цвета. Вакцину необходимо хранить при температуре 6±2°С. Вводят подкожно 0,5 мл под лопатку или в область плеча.

Иммунитет после вакцинации сохраняется в течение 8 лет. Плановая вакцинация проводится с 12 мес до 7 лет, не болевшим эпидемическим паротитом.

Иммуноглобулино профилактика неэффективна при эпидемическом паротите.

На 4—12 день вакцинации может быть небольшое увеличение слюнных желез,повышение температуры до 38°С, катаральные явления, продолжающиеся в течение 1—3 суток. Ребенок с поствакцинальной реакцией не заразен для окружающих.

    АКДС-вакцина(адсоробированная, коклюшно-дифтерийно-столбнячная) является ассоциированной вакциной, в 1 мл которой содержится 20 млрд убитых коклюшных микробов, 30 флокулирующих единиц дифтерийного и 10 антитоксинсвязывающих единиц столбнячного анатоксинов, адсорбированных на гидроокиси алюминия.

Хранить вакцину следует в сухом темном месте при температуре 6±2°С. АКДС- вакцину вводят внутримышечно в дозе 0,5 мл в верхний наружный квадрат ягодичной мышцы или в передненаружную часть бедра.

Коклюшный компонент обладает наиболее токсическим и сенсибилизирующим действием. Реакция на вакцину зависит от главного комплекса гистосовместимости. У детей с HLA В-12 имеется риск появления энцефалических реакций, дети с HLA B-5 и В-7 склонны к аллергическим реакциям, дети с HLA В-18 — к токсическим осложнениям.

У большинства детей, получивших вакцину АКДС, реакции на прививку не наблюдается. У части  привитых в первые двое суток могут появиться общие реакции в виде повышения температуры и недомогания, и местные реакции (отек мягких тканей, инфильтрат менее 2 см в диаметре).

    Краснушная вакцина представляет собой лиофилизированный живой

аттенуированный вирус, выращенный на культуре диплоидных клеток человека, содержит неомицин. Выпускается как в виде моновакцины, так и в виде дивакцины (паротитно-краснушная) и тривакцины (паротитно-коревая-краснушная) — MMR.

Сероконверсия после введения вакцины наблюдается у 95% привитых.

Специфические антитела вырабатываются на 20-й день иммунизации и циркулируютв защитном титре в течение 10 лет, а в некоторых случаях 20 лет.

Моновакцина для профилактики краснухи особенно показана для вакцинации девушек препубертатного и пубертатного возраста, а также женщин детородного возраста, не планирующих беременность в ближайшие 3 месяца.

    Вакцина против гепатита В — отечественная рекомбинантная дрожжевая, предсталяет собой поверхностный антиген (подтип ayw). вируса гепатита В

(HBsAg), выделенный из штамма продуцента Saccharomyces cerevisiae,

сорбированный на гидроксиде алюминия. В качестве консерванта используется мертиолят в концентрации 0,005%. Вакцина представляет собой мутную жидкость, при отстаивании разделяющуюся на 2 слоя:

верхний — бесцветная прозрачная жидкость, нижний — осадок белого цвета, легко разбивающийся при встряхивании.

Вакцину вводят внутримышечно: взрослым в дельтовидную мышцу, новорожденным и детям младшего возраста в передне-боковую часть 6едра. Введение в другое место нежелательно из-за снижения эффективности вакцинации.

Разовая доза для детей до 10 лет - 0,5 мл (10 мкг HBsAg), старше 10 лет — 1,0мл (20 мкг HBsAg). Для пациентов отделения гемодиализа вводится двойная взрослая доза 2 мл (40 мкг HBsAg).

Реакция на введение возникает редко. В 3,5—5% случаев появляются

незначительная проходящая местная боль, эритема и уплотнение в месте

инъекции, а также незначительное повышение температуры, недомогание,

усталость, боль в суставах, мышцах, головная боль, головокружение, тошнота.

Указанные реакции развиваются обычно после первых 2-х инъекций и проходят через 2—3 дня.

Трехкратное введение вакцины сопровождается образованием антител в защитном титре у 95—99% привитых с

длительностью защиты 5 лет и более.

    ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА ГЕПАТИТА  В У ДЕТЕЙ

Вакцинации в первую очередь подлежат:

1. Новорожденные, родившиеся у матерей-носителей вируса и больных гепатитом  В  в третьем триместре беременности. Вакцинацию таких детей проводят четырехкратно: первые 3 прививки с интервалом в один месяц, при этом первое введение вакцины осуществляется сразу после рождения ребенка (в  первые 24часа жизни). Четвертое введение препарата проводят в возрасте 12 месяцев совместно с противокоревой вакциной.  Вакцинацию БЦЖ вакциной  проводят в установленные сроки на 4-—7-й день после родов.

    2. Все новорожденные в регионах с распространенностью носительства HBsAg выше 5%, так как риск заражения их на таких территориях достаточно велик.

Вакцинацию проводят 3-кратно: первая прививка в роддоме, вторая через  месяц и третья -  вместе с 3-й АКДС И ОПВ в возрасте 6 месяцев. Дети, не

вакцинированные в роддоме, могут быть вакцинированы в любом возрасте трехкратно с месячным интервалом между 1-й и 2-и прививкой, третья прививка проводится через 6 месяцев после начала вакцинации. При этом возможна одномоментная вакцинация против гепатита В и других инфекций календаря прививок.

3. Дети, в семьях которых есть носитель HBsAg или больной хроническим

гепатитом В. Этих детей вакцинируют 3-кратно с интервалами в 1 и б мecяцeв после первой прививки.

Рекомендуется сочетать с другими прививками.

4. Дети домов-интернатов и домов-ребенка. Их прививают 3-кратно с интервалами в 1 и 6 месяцев после первой прививки. Возможно сочетание с другими прививками.

5. Дети, регулярно получающие гемодиализ, кровь, ее препараты. Этих детей вакцинируют 4-кратно по схеме: 3 первых прививки с месячным интервалом и последняя прививка через 6 месяцев.

Второй этап предусматривает переход на вакцинацию всех детей в рамках

календаря прививок.

    

Сроки вакцинации

1-я схема

2-я схема

1-я вакцинация против гепатита В

Новорожденные перед прививкой БЦЖ в первые 24 ч жизни ребенка

4—5-й месяц жизни ребенка со 2-й АКДС и ОПВ

2-я вакцинация против гепатита В

1-й месяц жизни ребенка

5—6-й месяц жизни ребенка с 3-й АКДС и ОПВ

3-я вакцинация против гепатита В

5—6-й мес жизни ребенка с 3-й АКДС и ОПВ

12—13-й месяц жизни ребенка с вакцинацией против кори

Ревакцинация против гепатита В

5—7 лет

На третьем этапе, учитывая рост заболеваемости гепатитом В среди подростков,следует вакцинировать против гепатита В детей в возрасте 11 лет по схеме: 2 прививки с месячным интервалом и последняя прививка через б месяцев.

Рекомбинантная вакцина сочетается с вакцинами календаря профпрививок. При необходимости интервал между 2-й и 3-й прививкой против гепатита В может быть удлинен, чтобы сочетать последнюю прививку с вакцинами календаря.

Вакцинация не отягощает течение хронического гепатита В и носительства

вируса. У лиц, перенесших гепатит В и имеющих AT к данному вирусу,

вакцинация может оказать лишь усиливающий защитный эффект.

Техника введения — новорожденным внутримышечно в передне-боковую поверхность бедра, старшим детям — в дельтовидную мышцу плеча.

Иммуногенность: защитный уровень антител 10 ME и выше после полного курса вакцинации наблюдается у 85—95% вакцинированных. После 2-х прививок антитела образуются только у 50—60% вакцинированных.

    Вакцинация у взрослых

Вакцинация по 2-м схемам:

1. О—1—2 мес дает быстрое нарастание антител. Применяется для экстренной

профилактики (при операции, парентеральных вмешательствах и т. д.).

Через 12—14 мес проводится ревакцинация.

2. О—1—6 мес — иммунный ответ вырабатывается медленнее, но при такой схеме

иммунизации достигается более высокий титр антител.

Длительность поствакцинального иммунитета — 5—7 лет.

Вакцины, зарегистрированные в России:

Энджерикс В фирмы Смит-Кляйн (дети до 10 лет — 0,5 мл, взр. — 1,0 мл).

Комбиотех ЛТД (дозы те же).       :

H-B-VAX 11 Мерк, Шарп и Доум (новорожденным вводятся 0,25 мл, детям 0,5 мл,

взрослым 1,0 мл).

  •  

5.3. Самостоятельная работа по теме:

а) изучение вопросов организации работы  прививочного кабинета.

в) изучение медицинской документации в работе прививочного кабинета

г) выявление типичных ошибок

5.4. Итоговый контроль знаний:

Выберите один правильный ответ.

1. ПРИ МАССОВЫХ ЕЖЕГОДНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЯХ, ПРОВОДИМЫХ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ПЕРВИЧНОГО ТУБЕРКУЛЕЗНОГО ИНФИЦИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:

1) проба Пирке;

2) проба Коха;

3) проба Манту;

4) проба Гифа.

2.ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОБЫ МАНТУ ОБЫЧНО ВВОДИТСЯ ДОЗА ТУБЕРКУЛИНА:

1) 1 ТЕ;

2) 2 ТЕ;

3) 4 ТЕ;

4) 10 ТЕ.

3. ПЛАНОВАЯ ВАКЦИНАЦИЯ ПРОТИВ ТУБЕРКУЛЕЗА НАЧИНАЕТСЯ:

1) сразу после рождения;

2) на 5 – 7 день жизни;

3) в 1 месяц;

4) в 3 месяца.

4.ПЛАНОВАЯ ВАКЦИНАЦИЯ ПРОТИВ ПОЛИОМИЕЛИТА НАЧИНАЕТСЯ:

1) сразу после рождения;

2) на 5 – 7 день жизни;

3) в 1 месяц;

4) в 3 месяца.

5. ПЛАНОВАЯ ВАКЦИНАЦИЯ ПРОТИВ ГЕПАТИТА НАЧИНАЕТСЯ:

1) сразу после рождения;

2) на 5 – 7 день жизни;

3) в 1 месяц;

4) в 3 месяца.

6. ПЛАНОВАЯ ВАКЦИНАЦИЯ ПРОТИВ ДИФТЕРИИ НАЧИНАЕТСЯ

1) сразу после рождения;

2) на 5 – 7 день жизни;

3) в 1 месяц;

4) в 3 месяца.

7. ПЛАНОВАЯ РЕВАКЦИНАЦИЯ ПРОТИВ ДИФТЕРИИ НАЧИНАЕТСЯ

1) 18 месяцев;

2) на 5 – 7 день жизни;

3) в 1 месяц;

4) в 3 месяца.

8. ПЕРВАЯ ПЛАНОВАЯ РЕВАКЦИНАЦИЯ ПРОТИВ ТУБЕРКУЛЕЗА НАЧИНАЕТСЯ:

1) сразу после рождения;

2)в 7 лет;

3) в 1 месяц;

4) в 3 месяца.

9.ПРОТИВОДИФТЕРИЙНУЮ СЫВОРОТКУ ИСПОЛЬЗУЮТ:

а) для защиты лиц, контактировавших с больным в эпидемическом очаге дифтерии;

б) планово в рамках Национального календаря профилактических прививок;

в) по эпидемиологическим показаниям;

г) по клиническим показаниям для лечения больных дифтерией.

10.ВОЗМОЖНЫМ ИСТОЧНИКОМ ВОЗБУДИТЕЛЯ ГРИППА МОЖЕТ БЫТЬ:

1) больной человек;

2) носовой платок больного;

3) воздух помещения, где находится больной;

4) выделения из носа больного.

Задача №1.

В детскую поликлинику прибыл ребенок в возрасте 3-х месяцев. Из анамнеза: роды в срок, масса при рождении 3700, растет и развивается по возрасту.

Вопросы:

Какие прививки ему уже сделаны?

Какие прививки необходимо сделать в 3 месяца?

Какие прививки необходимо сделать в 4,5 месяца?

Какие прививки необходимо сделать в 6 месяцев?

Какие прививки необходимо сделать в 12 месяцев?

Задача №2.

В детскую поликлинику прибыл ребенок в возрасте 1 месяца. Из анамнеза: роды в срок, масса при рождении 2900, растет и развивается по возрасту. В родильном доме не была поставлена прививка БЦЖ.

          Вопросы:

Какую прививку необходимо сделать ребенку?

Какой вакциной необходимо привить ребенка?

3.  Необходимость постановки предварительно реакции Манту?

4.  К какой группе вакцин относиться БЦЖ -М?

5.  Наличие противопоказаний к дальнейшей вакцинации?

Задача №3.

В детскую поликлинику прибыл ребенок в возрасте 2 месяцев. Из анамнеза: роды в срок, масса при рождении 2500, растет и развивается по возрасту. В родильном доме не была поставлена прививка БЦЖ.

Вопросы:

  1.  Какую прививку необходимо сделать ребенку?
  2.  Какой вакциной необходимо привить ребенка?

3.  Необходимость постановки предварительно реакции Манту?

4.  К какой группе вакцин относиться БЦЖ -М?

5.  Наличие противопоказаний к дальнейшей вакцинации?

Задача №4.

В детскую поликлинику прибыл ребенок в возрасте 5-х месяцев. Из анамнеза: роды в срок, масса при рождении 3700, растет и развивается по возрасту.

Вопросы:

  1.  Какие прививки ему уже сделаны?
  2.  Какие прививки необходимо сделать в 6 месяцев?
  3.  Какие прививки необходимо сделать в 12 месяцев?
  4.  К какой группе вакцин относиться АКДС вакцина?
  5.  К какой группе вакцин относиться вакцина против полиомиелита?

Задача №5.

В детскую поликлинику прибыл ребенок в возрасте 6-ти месяцев. Из анамнеза: роды в срок, масса при рождении 3700, растет и развивается по возрасту.

Вопросы:

  1.  Какие прививки ему уже сделаны?
  2.  Какие прививки необходимо сделать в 6 месяцев?
  3.  Какие прививки необходимо сделать в 12 месяцев?
  4.  К какой группе вакцин относиться АКДС-М вакцина?
  5.  К какой группе вакцин относиться вакцина против кори?

6. Домашнее задание  для уяснения темы занятия

Контрольные вопросы:

1Дайте определение иммунопрофилактике.

2.Перечислите  медицинские иммунобиологические препараты

3Какие существуют типы вакцин?

4. Из чего состоят живые вакцины?

5. Из чего состоят убитые вакцины?

6. Из чего состоят химические вакцины?    

7.Что представляет  рекомбинантная  вакцина?

7.Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой:

На сегодняшний день вакцинация является одним из наиболее эффективных способов защиты от инфекционных заболеваний. Принцип вакцинации состоит в следующем. В организм пациента вводится инфекционный агент (либо идентичный белку агента искусственно синтезированный белок). Он должен стимулировать образование антител, которые будут бороться с возбудителем инфекции. Это позволит выработать в организме стойкий иммунитет к конкретному заболеванию.

1Возможности альтернативной вакцинации.

2 Проведение экспертной оценки вакцинации.

8.Рекомендуемая литература

Основная литература

№ п/п

Наименование, вид издания

Автор (-ы), составитель (-и), редактор (-ы)

Место издания, издательство, год

Кол-во экземпляров 

в библиотеке

 на кафедре

1

2

3

4

5

6

Руководство по медицинской профилактике

ред. Оганова Р. Г. , Хальдина Р. А.

М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007

36

Дополнительная литература

№ п/п

Наименование, вид издания

Автор (-ы), составитель (-и), редактор (-ы)

Место издания, издательство, год

Кол-во экземпляров 

в библиотеке

 на кафедре

1

2

3

4

5

6

1.

Основы здорового человека и общества

Брындин Е. Г., Брындина И. Е.

Томск : ТЛУ, 2009

2

3.

Профилактика зависимостей : опыт создания системы первичной профилактики.

Лозовой В. В., Кремлева О. В., Лозовая Т. В.

М. : б/и., 2011

2

4.

Оказание медицинской помощи в отказе от курения табака : учебно-методическое пособие

Аристов А. И. [и др.].

Красноярск :

тип. КрасГМУ, 2011

2

5.

Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, педагогические, экологические аспекты

Щедрина А. Г.

Новосибирск : Альфа – Виета, 2007

100

6.

Здоровье молодежи

Абросимова М. Ю., Альбицкий В. Ю., Галямовч Ю. А. [и др.].

Казань : Медицина, 2007

1

Электронные ресурсы:

  1.  БД Медицина
  2.  БД МедАрт
  3.  Ресурсы Интернет


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40331. Аутизм 33.5 KB
  Важно знать что ребенок с данным синдром показывает свою привязанность к матери и другим людям которые о нем заботятся. Однако способ при помощи которого ребенок с аутизмом выражает свою любовь и привязанность сильно отличается от способов нормальных детей. Если ребенок мало общается с другими детьми и своими родителями то врачи не всегда могут определить диагноз аутизма. Обычно ребенку с аутизмом трудно установить какиелибо взаимоотношения со сверстниками и чаще всего ребенок остается изолированным от общества.
40332. Бред 25 KB
  Три группы фабул: 1бред преследованиясобственно преследование воздействияим кто то управляет отравления материального ущерба отношенияслучайная улыбка прохожего лай собакопасность ревности. 2депрессивный бредтоска подавленность стыд безысходность разочарование. 3бред величиябогатства изобретательства реформаторства высокого происхождения любовный.
40333. Военная экспертиза 30 KB
  В новом положении впервые узаконена военноврачебная комиссия ВВК и определены ее функции введен термин медицинское освидетельствование под которым понимается изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе обучению службе по военноучетной специальности службе в органах внутренних дел а также разрешение других предусмотренных Положением вопросов с вынесением письменного заключения. Установлено 5 категорий годности к воинской службе:...
40334. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ 30.5 KB
  Различают: галлюцинации в зависимости от органов чувств: зрительные обонятельные вкусовые тактильные галлюцинации общего чувства висцеральные и мышечные. истинные и псевдогаллюцинации. калейдоскопические интерметаморфоз Слуховые галлюцинации бывают фонемы патологическое восприятие слов речей разговоров. Зрительные галлюцинации могут быть либо 1.
40335. Гебефренная шизофрения 27 KB
  Различие же их определяются картиной манифестного психоза который при простой шизофрении не возникает.1 ставится при наличии общих критериев шизофрении и: 1 одного из следующих признаков – а отчетливое и стойкое уплощение или поверхностность аффекта б отчетливая и стойкая неадекватность аффекта а также: 2 одного из двух других признаков: а отсутствие целенаправленности собранности поведения б отчетливые нарушения мышления проявляющиеся в бессвязной или разорванной речи; 3 галлюцинаторнобредовые феномены могут присутствовать в...
40336. Действие нейролептиков 31.5 KB
  Основные побочные эффекты при лечении нейролептиками образуют нейролептический синдром. Иногда отмечаются холинолитические эффекты расстройство зрения дизурические явления. Иногда возникают побочные эффекты в виде фотосенсибилизации дерматитов пигментации кожи; возможны кожные аллергические реакции. Побочные эффекты связанные с повышением в крови пролактина проявляются в виде дисменореи или олигоменореи псевдогермафродитизма у женщин гинекомастии и задержки эякуляции у мужчин снижении либидо галактореи гирсутизма.
40337. Деменция 26 KB
  Понимание сложных понятий затруднено но общая оценка ситуации верна критика к болезни сохранена отмечается подавленность слезливость. Критика болезни отсутст. Критика к болезни сниж сосуществование с болезнью. Безразличие к болезни.
40339. Расстройства речи 41 KB
  Ограничена подвижность органов речи мягкого нёба языка губ вследствие чего затруднена артикуляция. не сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух чтения письма. нередко приводит к нарушению произнесения слов и как следствие к нарушению чтения и письма а иногда к общему недоразвитию речи.