6531

Планирование семьи. Разработка индивидуальных мероприятий по планированию семьи. Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП)

Конспект урока

Медицина и ветеринария

Тема Планирование семьи. Разработка индивидуальных мероприятий по планированию семьи. Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП) Значение изучения темы За демократизацию сексуальных отношений в наш век современная молодежь пла...

Русский

2013-01-05

83.5 KB

28 чел.

1. Тема Планирование семьи. Разработка индивидуальных мероприятий по планированию семьи. Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП)

2. Значение изучения темы

За демократизацию сексуальных отношений в наш век современная молодежь платит учащением нарушений репродуктивного здоровья вызываемого беспорядочной половой жизнью, заражением ЗППП, венерическим заболеваниями, СПИДом, абортами ввиду наступления «неожиданных» беременностей. Предостеречь, повысить уровень половой грамотности, способам избежать не планируемой беременности ЗППП, сохранить фертильность – основное значение изучения данной темы.

    3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен  знать основные разделы проблемы планирования семьи, уметь пользоваться контрацептивными средствами, владеть знаниями по основным инфекциям, передаваемым половым путем (в соответствии с ФГОС ВПО), овладеть ОК и ПК.

4. План изучения темы:

  1.  функции семьи;
    1.  задачи планирования семьи;
      1.  роль женщины в планировании семьи;
        1.  роль мужчины в планировании семьи;
        2.  рождаемость, аборты;
        3.  контрацепция;
        4.  хламидиоз половых органов;
        5.  уреаплазмоз половых органов;
        6.  вирус простого герпеса;
        7.  папиломовирусные инфекции;
        8.  цитомегаловирусная инфекция;
        9.  методы  профилактики ИППП.

5. Основные понятия и положения темы, наглядные формы:  

  •  Планирование семьи - совокупность социально-экономических, правовых, медицинских мероприятий, направленных на рождение желанных для семьи, здоровых детей, профилактику абортов, сохранения репродуктивного здоровья, достижения гармонии в браке.
  •  Частота инфекций передаваемых половым путем (ЗППП) по данным многих авторов растет. ЗППП  приводит к серьезным нарушениям анатомии и физиологии  репродуктивных органов женщины и мужчины, что выливается в бесплодие невынашивание, в/у инфицирование, рождение детей с врожденными уродствами, особенно при наличии  вирусной инфекция. Знание этой патологии является непременным условием понимания, а следовательно, своевременной диагностики и лечения нарушений репродуктивной системы.

Классификация ЗППП

  •  Гонорея
  •  Сифилис
  •  Донованоз или венерическая гранулема (Calymmatobacterium granulomatis)
  •  Венерический лимфогрануломатоз или б-нь Никола-Фавра, или паховый лимфогрануломатоз (Сhlamidia trachomatis)
  •  Мягкий шанкр вызывает бацилла Дюкрея-Унны-Петерсона (Haemophilus ducreyi).

Новые инфекции (ЗППП второго поколения)

  •  Хламидиоз
  •  Микоплазмоз
  •  Уреаплазмоз
  •  Бактериальный вагиноз
  •  Гепатит В и С
  •  Трихомониаз
  •  Кандидоз
  •  Генитальный герпес
  •  ВПЧ – папиломовирусная инфекция
  •  ВИЧ

  •  таблицы, схемы, алгоритмы, ситуационные задачи, презентация и др.

6. Задания для уяснения темы занятия (тесты).

1. ЧТО НЕ ВХОДИТ В ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ?

А) репродуктивная функция.

Б)  социализирующая функция.

В)  статусная функция.

Г)   эмоциональная функция.

Д)   карающая

2.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ?

 А) избежать наступления нежелательной беременности 

  Б) иметь только желанных детей

  В) регулировать интервалы между беременностями

 Г) контролировать выбор времени рождения ребенка в зависимости от

 Д) возраста родителей

  Е) устанавливать число детей в семье

 Ж) все вышесказанное 

 

3. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ АБОРТА В ЮНОМ ВОЗРАСТЕ?

 А) не планируемая беременность

 Б) внебрачная беременность

 В) не завершенное обучение

 Г) отсутствие квартиры

 Д) все вышеперечисленное

4. ЧТО НЕ ОТНОСИТСЯ К МЕТОДАМ КОНТРАЦЕПЦИИ?

А) презерватив

Б) прерванный половой акт

В) хирургическая стерилизация

Г) комбинированные оральные контрацептивы

Д) внутриматочная спираль

5.ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ?

А) жжение в области половых органов

Б) зуд в области половых органов

В) эрозии

Г) язвочки

Д) А, Б, В, Г

6. КАКАЯ ФЛОРА НЕ ВЫЗЫВАЕТ ИНФЕКЦИИ, ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ?

А) гонококки

Б) туберкулезная палочка

В возбудитель сифилиса

Г) хламидии

Д) папиломовирусная инфекция

7.В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ АЛКЛГОЛЬНОГО И НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ ПРИ ЗАРАЖЕНИИ ИППП?

А усиливается либидо

Б) увеличивается возможность заражения

В) снижается самоконтроль

Г) не соблюдаются нормы личной гигиены

Д) не соблюдается принцип моногамии

8.ЧТО КРОМЕ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ ЧАСТО ПОРАЖАЕТ ХЛАМИДИЙНАЯ ИНФЕКЦИЯ?

А) волосы

Б) глаза

В) сердце

Г) почки

Д) легкие

9. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВЕДУЩИМ В ПРОФИЛАКТИКЕ НЕЖЕЛАННОЙ БЕРЕМЕННОСТИ  ПРИ  ПОЛОВОМ ДЕБЮТЕ?

А) не вступать в половые контакты  с малознакомым партнером

Б) применять метод ритма по календарю

В) пользоваться прерванным половым актом

Г) произвести хирургическую стерилизацию

Д) применение гормональной контрацепции

Ж) использование презерватива

10. ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДСТВИЕМ ИППП?

А) нарушение менструального цикла

Б) бесплодие

В) невынашивание

Г) плацентарная недостаточность

Д) рак яичников

11.КАК ИЗБЕЖАТЬ ЗАРАЖЕНЯ ИППП?

А) не вступать в сексуальные контакты

Б) стремится к моногамии (один партнер)

В) избегать случайных половых связей

Г) стремиться побольше узнать о своем половом партнере

Д) все вышеперечисленное

12.ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ МЕТОДОМ ПРОФИЛАКТИКИ   ИППП?

А) применение презерватива

Б) исключение случайных половых связей

В) прицельное обследование у врача

Г) соблюдение правил личной и половой  гигиены

Д) применение антибиотиков после каждого полового акта

Эталоны ответов исходного уровня знаний

1-Д,  2-Ж,  3-Д,  4-Б,  5-Д,  6-Б,  7-В,  8-Б,  9-Ж,  10-А,  11-Д, 12-Д

7. Ситуационные задачи

Задача №1

Больная 30 лет. Жалобы на схваткообразные боли внизу живота, обильные, гноевидные выделения из половых путей в течение двух недель, повышение температуры до 38˚, слабость. Заболела после менструации. В анамнезе хронический хламидиоз.

Р.V. Наружные половые органы развиты правильно, без воспалительных явлений, матка не увеличена, чувствительна при пальпации, придатки увеличены с обеих сторон болезненны, брюшина болезненна. Шейка в зеркалах имеет под слизистой ярко желтые включения размером 0,3 см, зев закрыт, выделения с неприятным запахом, умеренные.

1.Диагноз?

2.Что делать?

3. Почему увеличены придатки матки с обеих сторон?

4. Почему болезненна брюшина?

5. Какой запах белей при хламидиозе?

Задача №2

Больная 28 лет. Женщина из промискуитивной группы. На коже и слизистых половых органов множественные разрастания остроконечных кондилом. Мацерация разрастаний, гиперемия.

Р.V. Наружные половые органы развиты правильно, матка нормальных размеров, безболезненная, придатки не пальпируются. В области наружных половых органов на коже и слизистых обильное разрастание остроконечных кондилом. На шейке белесовато-сероватые бляшки.

1. Диагноз?

2. Что делать?

3. Что означает промискуитивная группа?

4. Почему на шейке матки белесовато-сероватые бляшки?

5.Чем обусловлена мацерация половых органов?

Задача №3

Больная 26 лет. В анамнезе два самопроизвольных выкидыша до 12 недель беременности, причина не выяснена. Женщина правильного телосложения, нормостенической конституции. Часто пневмонии. Менструации с 14 лет, цикл не нарушен. Муж здоров.

Р.V. Наружные половые органы развиты правильно без воспалительных явлений, матка нормальных размеров подвижна безболезненна, придатки не пальпируются. Шейка чистая, бели светлые.

При дополнительном обследовании установлено: в анализе крови тромбоцитопения, УЗИ – норма, обнаружен цитомегаловирусная инфекция в активной стадии.

  1.  Диагноз?
  2.  Что делать?
  3.  Чем обусловлены выкидыши у женщины?
  4.  Может ли ЦМВ инфекция быть причиной  тромбоцитопении?
  5.  Как передается ЦМВ?

Задача №4

Школьница 16 лет. В течение года ведет беспорядочную половую жизнь. При осмотре у гинеколога беременность 8 недель, обследование на ИППП диагностирован трихомониаз. Живет с родителями, родители пьющие, нигде не работают.

  1.  Диагноз?
  2.  Что делать?
  3.  Является ли трихомониаз показанием для прерывания беременности?
  4.  Целесообразно ли данной девушке вынашивать беременность?
  5.  Является ли данный срок допустимым для медицинского аборта?

Задача №5

Во время бурной вечеринки у девушки произошла случайная половая связь с малознакомым молодым человеком. На третьи сутки появилось жжение в области половых органов, обильные выделения из половых путей.

  1.  Возможный диагноз?
  2.  Что делать?
  3.  Какое первое правило профилактики ИППП было нарушено?
  4.  Какое второе правило профилактики ИППП было нарушено?
  5.  Возможно ли  в такой ситуации наступление нежеланной беременности?

   

8. Домашнее задание  для уяснения темы занятия

   (тесты, ситуационные задачи без эталонов ответов).

7. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой:

А. «Роль молодежных коллективов в решении вопросов планирования семьи»

Б. «Современная контрацепция»

 

9. Рекомендованная литература по теме занятия:

Основная литература

№ п/п

Наименование, вид издания

Автор (-ы), составитель (-и), редактор (-ы)

Место издания, издательство, год

Кол-во экземпляров 

в библиотеке

 на кафедре

1

2

3

4

5

6

Руководство по медицинской профилактике

ред. Оганова Р. Г. , Хальдина Р. А.

М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007

36

Дополнительная литература

№ п/п

Наименование, вид издания

Автор (-ы), составитель (-и), редактор (-ы)

Место издания, издательство, год

Кол-во экземпляров 

в библиотеке

 на кафедре

1

2

3

4

5

6

1.

Основы здорового человека и общества

Брындин Е. Г., Брындина И. Е.

Томск : ТЛУ, 2009

2

3.

Профилактика зависимостей : опыт создания системы первичной профилактики.

Лозовой В. В., Кремлева О. В., Лозовая Т. В.

М. : б/и., 2011

2

4.

Оказание медицинской помощи в отказе от курения табака : учебно-методическое пособие

Аристов А. И. [и др.].

Красноярск :

тип. КрасГМУ, 2011

2

5.

Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, педагогические, экологические аспекты

Щедрина А. Г.

Новосибирск : Альфа – Виета, 2007

100

6.

Здоровье молодежи

Абросимова М. Ю., Альбицкий В. Ю., Галямовч Ю. А. [и др.].

Казань : Медицина, 2007

1

Электронные ресурсы:

  1.  БД Медицина
  2.  БД МедАрт
  3.  Ресурсы Интернет

        


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21657. ЗАТУХАНИЕ 160 KB
  ЗАТУХАНИЕ Важнейшими параметрами световода являются оптическое потери и соответственно затухание передаваемой энергии. Собственные потери волоконных световодов состоят в первую очередь из потерь поглощения и потерь рассеивания т. Потери на поглощение существенно зависят от частоты материала и при наличии посторонних примесей могут быть значительными. Потери обусловлены комплексным характером показателя преломления nдjnм который связан с тангенсом угла диэлектрических потерь выражением .
21658. Гидрология болот 114 KB
  Вместо высоких камышей и тростников развиваются мелководные растения хвощи осоки и многие другие водолюбивые растения отложения которых хотя и поднимаются над поверхностью воды в озере но затопляются весенними и летними высокими водами отлагающими принесенные или взмученные частицы ила. В климатических условиях северной половины России осадков выпадает больше чем расходуется влаги на испарение поэтому излишек воды скапливается на поверхности болота сначала в форме мочажин а затем в виде вторичных озер и русел...
21659. Гидрология подземных вод 318 KB
  Долгое время существовали две теории отрицавшие одна другую: теория инфильтрации в которой утверждалось что скопление подземной воды есть результат просачивания атмосферных осадков в почву и грунт теория конденсации доказывающая что источником происхождения подземных вод является водяной пар атмосферы который вместе с воздухом попадает в холодные слои земной коры и там конденсируется. Воды возникают на больших глубинах из диссоциированных ионов Н и О2 или паров воды поднимающихся из магматической или метаморфической зоны....
21660. Гидрология рек 346.5 KB
  Главные реки и их притоки. Речная система включает в себя одну главную реку ряд притоков главной реки притоки этих притоков и т. Реки непосредственно впадающие в главную реку называются притоками первого порядка. Притоки второго порядка по отношению к главной реке реки впадающие в притоки первого порядка и т.
21661. ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОКЕАНОВ И МОРЕЙ 78.5 KB
  Приливноотливные движения периодические поднятия и опускания уровня воды в океанах и морях возникают в результате того что Земля испытывает притяжение Луны и Солнца. РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОРЯ Разрушительная деятельность моря называется абразией. К тому же между подводной абразионной террасой и клиффом возникает пляж представляющий гряды или насыпи гальки гравия иногда песка полого спускающиеся в сторону моря. При поперечном подходе волн к берегу в зоне прибоя в пределах пляжа часто формируются валы из...
21662. Химические и физические свойства природных вод 117 KB
  Основные физические свойства воды снега и льда Общие сведения. При анализе гидрологических явлений принимается что количество свободной воды на Земле сохраняется постоянным. Вода в результате некоторых процессов вступает в прочные соединения с другими веществами и перестает существовать как свободное образование однако в глубоких слоях земной коры имеют место и обратные процессы: при высоких давлениях и температурах вновь образуется некоторое количество воды. Температура замерзания дистиллированной воды принята за 0 С а температура...
21663. Гидрология озер 174 KB
  Гидрология озер Происхождение типы и морфология озерных котловин Озерами называются котловины или впадины земной поверхности заполненные водой и не имеющие прямого соединения с морем. Согласно приведенному определению к озерам могут быть отнесены и такие крупные водоемы как Каспийское и Аральское моря а также сравнительно небольшие временные скопления воды в понижениях местности образующиеся например в период весеннего снеготаяния. Иногда в отличие от текущих вод рек озера определяют как водоемы с замедленным стоком или с...
21664. Гидрология водохранилищ 70.5 KB
  Водохранилища в зависимости от их морфологических и гидрологических особенностей можно разделить на несколько групп. Течения в этих водохранилищах связаны больше всего с ветрами. Поэтому озерные водохранилища не имеют четко выраженной русловой формы и многократного превышения длины над максимальной шириной. Основными параметрами водохранилища являются объём площадь зеркала и амплитуда колебания уровней воды в условиях его эксплуатации.
21665. Гидрология ледников 62 KB
  Благодаря режеляции происходит слияние двух ледниковых потоков в один фирновые зерна смерзаются в плотную ледяную массу заплывают трещины в ледниках и т. Таким образом ледник может быть разделен на две части: верхнюю где преобладает накопление снега и льда фирновый бассейн или бассейн питания нижнюю где происходит стаивание ледника область стока область абляции язык ледника. Многочисленные наблюдения и специально поставленные опыты показали что течение ледника сходно с течением водного потока. Скорость движения льда в...