6531

Планирование семьи. Разработка индивидуальных мероприятий по планированию семьи. Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП)

Конспект урока

Медицина и ветеринария

Тема Планирование семьи. Разработка индивидуальных мероприятий по планированию семьи. Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП) Значение изучения темы За демократизацию сексуальных отношений в наш век современная молодежь пла...

Русский

2013-01-05

83.5 KB

30 чел.

1. Тема Планирование семьи. Разработка индивидуальных мероприятий по планированию семьи. Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП)

2. Значение изучения темы

За демократизацию сексуальных отношений в наш век современная молодежь платит учащением нарушений репродуктивного здоровья вызываемого беспорядочной половой жизнью, заражением ЗППП, венерическим заболеваниями, СПИДом, абортами ввиду наступления «неожиданных» беременностей. Предостеречь, повысить уровень половой грамотности, способам избежать не планируемой беременности ЗППП, сохранить фертильность – основное значение изучения данной темы.

    3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен  знать основные разделы проблемы планирования семьи, уметь пользоваться контрацептивными средствами, владеть знаниями по основным инфекциям, передаваемым половым путем (в соответствии с ФГОС ВПО), овладеть ОК и ПК.

4. План изучения темы:

  1.  функции семьи;
    1.  задачи планирования семьи;
      1.  роль женщины в планировании семьи;
        1.  роль мужчины в планировании семьи;
        2.  рождаемость, аборты;
        3.  контрацепция;
        4.  хламидиоз половых органов;
        5.  уреаплазмоз половых органов;
        6.  вирус простого герпеса;
        7.  папиломовирусные инфекции;
        8.  цитомегаловирусная инфекция;
        9.  методы  профилактики ИППП.

5. Основные понятия и положения темы, наглядные формы:  

  •  Планирование семьи - совокупность социально-экономических, правовых, медицинских мероприятий, направленных на рождение желанных для семьи, здоровых детей, профилактику абортов, сохранения репродуктивного здоровья, достижения гармонии в браке.
  •  Частота инфекций передаваемых половым путем (ЗППП) по данным многих авторов растет. ЗППП  приводит к серьезным нарушениям анатомии и физиологии  репродуктивных органов женщины и мужчины, что выливается в бесплодие невынашивание, в/у инфицирование, рождение детей с врожденными уродствами, особенно при наличии  вирусной инфекция. Знание этой патологии является непременным условием понимания, а следовательно, своевременной диагностики и лечения нарушений репродуктивной системы.

Классификация ЗППП

  •  Гонорея
  •  Сифилис
  •  Донованоз или венерическая гранулема (Calymmatobacterium granulomatis)
  •  Венерический лимфогрануломатоз или б-нь Никола-Фавра, или паховый лимфогрануломатоз (Сhlamidia trachomatis)
  •  Мягкий шанкр вызывает бацилла Дюкрея-Унны-Петерсона (Haemophilus ducreyi).

Новые инфекции (ЗППП второго поколения)

  •  Хламидиоз
  •  Микоплазмоз
  •  Уреаплазмоз
  •  Бактериальный вагиноз
  •  Гепатит В и С
  •  Трихомониаз
  •  Кандидоз
  •  Генитальный герпес
  •  ВПЧ – папиломовирусная инфекция
  •  ВИЧ

  •  таблицы, схемы, алгоритмы, ситуационные задачи, презентация и др.

6. Задания для уяснения темы занятия (тесты).

1. ЧТО НЕ ВХОДИТ В ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ?

А) репродуктивная функция.

Б)  социализирующая функция.

В)  статусная функция.

Г)   эмоциональная функция.

Д)   карающая

2.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ?

 А) избежать наступления нежелательной беременности 

  Б) иметь только желанных детей

  В) регулировать интервалы между беременностями

 Г) контролировать выбор времени рождения ребенка в зависимости от

 Д) возраста родителей

  Е) устанавливать число детей в семье

 Ж) все вышесказанное 

 

3. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ АБОРТА В ЮНОМ ВОЗРАСТЕ?

 А) не планируемая беременность

 Б) внебрачная беременность

 В) не завершенное обучение

 Г) отсутствие квартиры

 Д) все вышеперечисленное

4. ЧТО НЕ ОТНОСИТСЯ К МЕТОДАМ КОНТРАЦЕПЦИИ?

А) презерватив

Б) прерванный половой акт

В) хирургическая стерилизация

Г) комбинированные оральные контрацептивы

Д) внутриматочная спираль

5.ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ?

А) жжение в области половых органов

Б) зуд в области половых органов

В) эрозии

Г) язвочки

Д) А, Б, В, Г

6. КАКАЯ ФЛОРА НЕ ВЫЗЫВАЕТ ИНФЕКЦИИ, ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ?

А) гонококки

Б) туберкулезная палочка

В возбудитель сифилиса

Г) хламидии

Д) папиломовирусная инфекция

7.В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ АЛКЛГОЛЬНОГО И НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ ПРИ ЗАРАЖЕНИИ ИППП?

А усиливается либидо

Б) увеличивается возможность заражения

В) снижается самоконтроль

Г) не соблюдаются нормы личной гигиены

Д) не соблюдается принцип моногамии

8.ЧТО КРОМЕ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ ЧАСТО ПОРАЖАЕТ ХЛАМИДИЙНАЯ ИНФЕКЦИЯ?

А) волосы

Б) глаза

В) сердце

Г) почки

Д) легкие

9. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВЕДУЩИМ В ПРОФИЛАКТИКЕ НЕЖЕЛАННОЙ БЕРЕМЕННОСТИ  ПРИ  ПОЛОВОМ ДЕБЮТЕ?

А) не вступать в половые контакты  с малознакомым партнером

Б) применять метод ритма по календарю

В) пользоваться прерванным половым актом

Г) произвести хирургическую стерилизацию

Д) применение гормональной контрацепции

Ж) использование презерватива

10. ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДСТВИЕМ ИППП?

А) нарушение менструального цикла

Б) бесплодие

В) невынашивание

Г) плацентарная недостаточность

Д) рак яичников

11.КАК ИЗБЕЖАТЬ ЗАРАЖЕНЯ ИППП?

А) не вступать в сексуальные контакты

Б) стремится к моногамии (один партнер)

В) избегать случайных половых связей

Г) стремиться побольше узнать о своем половом партнере

Д) все вышеперечисленное

12.ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ МЕТОДОМ ПРОФИЛАКТИКИ   ИППП?

А) применение презерватива

Б) исключение случайных половых связей

В) прицельное обследование у врача

Г) соблюдение правил личной и половой  гигиены

Д) применение антибиотиков после каждого полового акта

Эталоны ответов исходного уровня знаний

1-Д,  2-Ж,  3-Д,  4-Б,  5-Д,  6-Б,  7-В,  8-Б,  9-Ж,  10-А,  11-Д, 12-Д

7. Ситуационные задачи

Задача №1

Больная 30 лет. Жалобы на схваткообразные боли внизу живота, обильные, гноевидные выделения из половых путей в течение двух недель, повышение температуры до 38˚, слабость. Заболела после менструации. В анамнезе хронический хламидиоз.

Р.V. Наружные половые органы развиты правильно, без воспалительных явлений, матка не увеличена, чувствительна при пальпации, придатки увеличены с обеих сторон болезненны, брюшина болезненна. Шейка в зеркалах имеет под слизистой ярко желтые включения размером 0,3 см, зев закрыт, выделения с неприятным запахом, умеренные.

1.Диагноз?

2.Что делать?

3. Почему увеличены придатки матки с обеих сторон?

4. Почему болезненна брюшина?

5. Какой запах белей при хламидиозе?

Задача №2

Больная 28 лет. Женщина из промискуитивной группы. На коже и слизистых половых органов множественные разрастания остроконечных кондилом. Мацерация разрастаний, гиперемия.

Р.V. Наружные половые органы развиты правильно, матка нормальных размеров, безболезненная, придатки не пальпируются. В области наружных половых органов на коже и слизистых обильное разрастание остроконечных кондилом. На шейке белесовато-сероватые бляшки.

1. Диагноз?

2. Что делать?

3. Что означает промискуитивная группа?

4. Почему на шейке матки белесовато-сероватые бляшки?

5.Чем обусловлена мацерация половых органов?

Задача №3

Больная 26 лет. В анамнезе два самопроизвольных выкидыша до 12 недель беременности, причина не выяснена. Женщина правильного телосложения, нормостенической конституции. Часто пневмонии. Менструации с 14 лет, цикл не нарушен. Муж здоров.

Р.V. Наружные половые органы развиты правильно без воспалительных явлений, матка нормальных размеров подвижна безболезненна, придатки не пальпируются. Шейка чистая, бели светлые.

При дополнительном обследовании установлено: в анализе крови тромбоцитопения, УЗИ – норма, обнаружен цитомегаловирусная инфекция в активной стадии.

  1.  Диагноз?
  2.  Что делать?
  3.  Чем обусловлены выкидыши у женщины?
  4.  Может ли ЦМВ инфекция быть причиной  тромбоцитопении?
  5.  Как передается ЦМВ?

Задача №4

Школьница 16 лет. В течение года ведет беспорядочную половую жизнь. При осмотре у гинеколога беременность 8 недель, обследование на ИППП диагностирован трихомониаз. Живет с родителями, родители пьющие, нигде не работают.

  1.  Диагноз?
  2.  Что делать?
  3.  Является ли трихомониаз показанием для прерывания беременности?
  4.  Целесообразно ли данной девушке вынашивать беременность?
  5.  Является ли данный срок допустимым для медицинского аборта?

Задача №5

Во время бурной вечеринки у девушки произошла случайная половая связь с малознакомым молодым человеком. На третьи сутки появилось жжение в области половых органов, обильные выделения из половых путей.

  1.  Возможный диагноз?
  2.  Что делать?
  3.  Какое первое правило профилактики ИППП было нарушено?
  4.  Какое второе правило профилактики ИППП было нарушено?
  5.  Возможно ли  в такой ситуации наступление нежеланной беременности?

   

8. Домашнее задание  для уяснения темы занятия

   (тесты, ситуационные задачи без эталонов ответов).

7. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой:

А. «Роль молодежных коллективов в решении вопросов планирования семьи»

Б. «Современная контрацепция»

 

9. Рекомендованная литература по теме занятия:

Основная литература

№ п/п

Наименование, вид издания

Автор (-ы), составитель (-и), редактор (-ы)

Место издания, издательство, год

Кол-во экземпляров 

в библиотеке

 на кафедре

1

2

3

4

5

6

Руководство по медицинской профилактике

ред. Оганова Р. Г. , Хальдина Р. А.

М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007

36

Дополнительная литература

№ п/п

Наименование, вид издания

Автор (-ы), составитель (-и), редактор (-ы)

Место издания, издательство, год

Кол-во экземпляров 

в библиотеке

 на кафедре

1

2

3

4

5

6

1.

Основы здорового человека и общества

Брындин Е. Г., Брындина И. Е.

Томск : ТЛУ, 2009

2

3.

Профилактика зависимостей : опыт создания системы первичной профилактики.

Лозовой В. В., Кремлева О. В., Лозовая Т. В.

М. : б/и., 2011

2

4.

Оказание медицинской помощи в отказе от курения табака : учебно-методическое пособие

Аристов А. И. [и др.].

Красноярск :

тип. КрасГМУ, 2011

2

5.

Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, педагогические, экологические аспекты

Щедрина А. Г.

Новосибирск : Альфа – Виета, 2007

100

6.

Здоровье молодежи

Абросимова М. Ю., Альбицкий В. Ю., Галямовч Ю. А. [и др.].

Казань : Медицина, 2007

1

Электронные ресурсы:

  1.  БД Медицина
  2.  БД МедАрт
  3.  Ресурсы Интернет

        


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25266. Українське православя: його витоки та особливості історичного розвитку. Православний рух в Україні 90-х рр. XX ст.-початку XXI ст 30 KB
  УАПЦ 1990 незалежна УПЦ Друга половина XVI ст. Філарет веде політику щоб УПЦ отримала автокефалію травень 1992 р. в Харкові Собор єпископів Російської православної церкви на якому Філарет був усунений з кафедри предстоятеля УПЦ. утворення Української православної церкви Київського патріархату злиття УПАЦ і тих хто підтримував Філарета від УПЦ.
25267. Містицизм в рел іст людства. Особливості міст сприйняття. Заг хар христ містики 24 KB
  як правило супроводжує періоди сусп криз: занепад Рим імперії неоплатонізмтворцем світу є надчуттєве абстрактне єдине що може бути сприйняте людиною лише в екмтазі гностицизмматерія гріховне і зле начало що протистоїть духовному непізнаваному первоначалу; кін сер віків суфізмпізнання Бога шляхом особливих танців або постійного повторення молитв кабалавтручання в божественні процеси за допомогою спец ритуалів молитв ісихазмчерез містичне споглядання у чернецтві можна досяг вищий ступінь пізнання запереч пізн Бога за...
25268. Проблеми християнської антропології 33.5 KB
  Видима частина тіло плоть; невидима душа дух психічне те що існує у формі почуттів уявлень думок. 2 частини у Л: душа і тіло. Дух душа тіло. Ідея про тіло як необхідний орган знаряддя душі.
25269. Особливості розвитку православної філософії і богослов'я в ХІХ-ХХ століттях 34.5 KB
  Щербацький велику увагу приділяли проблемам пізнання істини суті пізнання. Концепція пізнання себе: â€œПізнай себеâ€. Пізнання це наближення до Бога шляхом пізнання себе. Теорія пізнання Сковороди безпосередньо пов'язана з його вченням про три світи і дві натури вона є двоїстою: з одного боку Г.
25270. Християнський неноплатонізм. Корпус ареопагітиків 28 KB
  Корпус ареопагітиків включає 4 трактати: €œПро небесну ієрархію€ €œПро церковну ієрархію€ і €œПро божественні імена€ €œТаємниче богословя€ і 10 послань в них розкривається доктрина вища точка християнського неоплатонізму. Автор повязав онтологію неоплатонізму з соціальною проблематикою; доктрина про церковну ієрархію безпосередньо підстроюється до доктрини небесних ієрархій. При цьому на відміну від мітичного історизму Августину €œЦерква як град Божий€ образ церкви як ідеальна людська спільнота що знаходиться у згоді з...
25271. Римська («зовнішня» людина) і грецька («внутрішня» людина) гілки окцидентальної філософії Середньовіччя 29 KB
  Західноєвроп суспільства формуються як суспільства ієрархизованімайстер підмайстер иежу перейти дуже важко; васал мого васала не мій васал король не може впливати на васала свого васала. Світська і духовна ієрархія кардинал і король король не може впливати на васала папи.
25272. Містична діалектика середньовічної Європи (Екхарт, Бьоме) 28.5 KB
  Божество основа внутрішнє джерело бога джерело його творчості. Душа голвне творіння бога. Центральне місце в його філософії займає вчення про бога. Бог це прірва яка народжує основу світу велику містерію тілесності бога.
25273. Західноєвропейський „кордоцентризм” (Б.Паскаль, німецькі романтики) 34.5 KB
  Певна достовірність властива усім гносеологічним властивостям людини: відчуттям розуму серцю органу внутрішнього відчуття€ або чуттєвій інтуїції€ на відміну від інтелектуальної інтуїції Декарта. Особлива тема в його гносеології критика розуму позбавлення його абсолютної величі€ і визнання його відносної мізерності€ тобто по суті визначення сфери і меж його достовірного використання. Паскаль прихильник просвітленого абсолютизму€ він протиставляє імперії влади€ імперію розуму€. Друга магістральні ідея антропології Паска...
25274. Моністична філософська парадигма Нового часу (матеріалізм-ідеалізм) 33.5 KB
  Ідеалізм Нового часу Лейбніц Берклі. Берклі визнає існування якісно різнорідних сфер буття: абсолютного духу або творця природи кінцевих духів€ що створені абсолютним духом і чуттєвих даних ідей€ що вкладені абсолютним духом в кінцеві духи або души і комбінації яких складають фізичні обєкти зовнішнього світу. Берклі дотримується позицій субєктивного ідеалізму. Ідеї за Берклі пасивні вони засвоюються душею яка активна і володіє здатностями сприймати ідеї розум і викликати їх до впливу на них воля.