6531

Планирование семьи. Разработка индивидуальных мероприятий по планированию семьи. Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП)

Конспект урока

Медицина и ветеринария

Тема Планирование семьи. Разработка индивидуальных мероприятий по планированию семьи. Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП) Значение изучения темы За демократизацию сексуальных отношений в наш век современная молодежь пла...

Русский

2013-01-05

83.5 KB

28 чел.

1. Тема Планирование семьи. Разработка индивидуальных мероприятий по планированию семьи. Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП)

2. Значение изучения темы

За демократизацию сексуальных отношений в наш век современная молодежь платит учащением нарушений репродуктивного здоровья вызываемого беспорядочной половой жизнью, заражением ЗППП, венерическим заболеваниями, СПИДом, абортами ввиду наступления «неожиданных» беременностей. Предостеречь, повысить уровень половой грамотности, способам избежать не планируемой беременности ЗППП, сохранить фертильность – основное значение изучения данной темы.

    3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен  знать основные разделы проблемы планирования семьи, уметь пользоваться контрацептивными средствами, владеть знаниями по основным инфекциям, передаваемым половым путем (в соответствии с ФГОС ВПО), овладеть ОК и ПК.

4. План изучения темы:

  1.  функции семьи;
    1.  задачи планирования семьи;
      1.  роль женщины в планировании семьи;
        1.  роль мужчины в планировании семьи;
        2.  рождаемость, аборты;
        3.  контрацепция;
        4.  хламидиоз половых органов;
        5.  уреаплазмоз половых органов;
        6.  вирус простого герпеса;
        7.  папиломовирусные инфекции;
        8.  цитомегаловирусная инфекция;
        9.  методы  профилактики ИППП.

5. Основные понятия и положения темы, наглядные формы:  

  •  Планирование семьи - совокупность социально-экономических, правовых, медицинских мероприятий, направленных на рождение желанных для семьи, здоровых детей, профилактику абортов, сохранения репродуктивного здоровья, достижения гармонии в браке.
  •  Частота инфекций передаваемых половым путем (ЗППП) по данным многих авторов растет. ЗППП  приводит к серьезным нарушениям анатомии и физиологии  репродуктивных органов женщины и мужчины, что выливается в бесплодие невынашивание, в/у инфицирование, рождение детей с врожденными уродствами, особенно при наличии  вирусной инфекция. Знание этой патологии является непременным условием понимания, а следовательно, своевременной диагностики и лечения нарушений репродуктивной системы.

Классификация ЗППП

  •  Гонорея
  •  Сифилис
  •  Донованоз или венерическая гранулема (Calymmatobacterium granulomatis)
  •  Венерический лимфогрануломатоз или б-нь Никола-Фавра, или паховый лимфогрануломатоз (Сhlamidia trachomatis)
  •  Мягкий шанкр вызывает бацилла Дюкрея-Унны-Петерсона (Haemophilus ducreyi).

Новые инфекции (ЗППП второго поколения)

  •  Хламидиоз
  •  Микоплазмоз
  •  Уреаплазмоз
  •  Бактериальный вагиноз
  •  Гепатит В и С
  •  Трихомониаз
  •  Кандидоз
  •  Генитальный герпес
  •  ВПЧ – папиломовирусная инфекция
  •  ВИЧ

  •  таблицы, схемы, алгоритмы, ситуационные задачи, презентация и др.

6. Задания для уяснения темы занятия (тесты).

1. ЧТО НЕ ВХОДИТ В ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ?

А) репродуктивная функция.

Б)  социализирующая функция.

В)  статусная функция.

Г)   эмоциональная функция.

Д)   карающая

2.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ?

 А) избежать наступления нежелательной беременности 

  Б) иметь только желанных детей

  В) регулировать интервалы между беременностями

 Г) контролировать выбор времени рождения ребенка в зависимости от

 Д) возраста родителей

  Е) устанавливать число детей в семье

 Ж) все вышесказанное 

 

3. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ АБОРТА В ЮНОМ ВОЗРАСТЕ?

 А) не планируемая беременность

 Б) внебрачная беременность

 В) не завершенное обучение

 Г) отсутствие квартиры

 Д) все вышеперечисленное

4. ЧТО НЕ ОТНОСИТСЯ К МЕТОДАМ КОНТРАЦЕПЦИИ?

А) презерватив

Б) прерванный половой акт

В) хирургическая стерилизация

Г) комбинированные оральные контрацептивы

Д) внутриматочная спираль

5.ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ?

А) жжение в области половых органов

Б) зуд в области половых органов

В) эрозии

Г) язвочки

Д) А, Б, В, Г

6. КАКАЯ ФЛОРА НЕ ВЫЗЫВАЕТ ИНФЕКЦИИ, ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ?

А) гонококки

Б) туберкулезная палочка

В возбудитель сифилиса

Г) хламидии

Д) папиломовирусная инфекция

7.В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ АЛКЛГОЛЬНОГО И НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ ПРИ ЗАРАЖЕНИИ ИППП?

А усиливается либидо

Б) увеличивается возможность заражения

В) снижается самоконтроль

Г) не соблюдаются нормы личной гигиены

Д) не соблюдается принцип моногамии

8.ЧТО КРОМЕ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ ЧАСТО ПОРАЖАЕТ ХЛАМИДИЙНАЯ ИНФЕКЦИЯ?

А) волосы

Б) глаза

В) сердце

Г) почки

Д) легкие

9. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВЕДУЩИМ В ПРОФИЛАКТИКЕ НЕЖЕЛАННОЙ БЕРЕМЕННОСТИ  ПРИ  ПОЛОВОМ ДЕБЮТЕ?

А) не вступать в половые контакты  с малознакомым партнером

Б) применять метод ритма по календарю

В) пользоваться прерванным половым актом

Г) произвести хирургическую стерилизацию

Д) применение гормональной контрацепции

Ж) использование презерватива

10. ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДСТВИЕМ ИППП?

А) нарушение менструального цикла

Б) бесплодие

В) невынашивание

Г) плацентарная недостаточность

Д) рак яичников

11.КАК ИЗБЕЖАТЬ ЗАРАЖЕНЯ ИППП?

А) не вступать в сексуальные контакты

Б) стремится к моногамии (один партнер)

В) избегать случайных половых связей

Г) стремиться побольше узнать о своем половом партнере

Д) все вышеперечисленное

12.ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ МЕТОДОМ ПРОФИЛАКТИКИ   ИППП?

А) применение презерватива

Б) исключение случайных половых связей

В) прицельное обследование у врача

Г) соблюдение правил личной и половой  гигиены

Д) применение антибиотиков после каждого полового акта

Эталоны ответов исходного уровня знаний

1-Д,  2-Ж,  3-Д,  4-Б,  5-Д,  6-Б,  7-В,  8-Б,  9-Ж,  10-А,  11-Д, 12-Д

7. Ситуационные задачи

Задача №1

Больная 30 лет. Жалобы на схваткообразные боли внизу живота, обильные, гноевидные выделения из половых путей в течение двух недель, повышение температуры до 38˚, слабость. Заболела после менструации. В анамнезе хронический хламидиоз.

Р.V. Наружные половые органы развиты правильно, без воспалительных явлений, матка не увеличена, чувствительна при пальпации, придатки увеличены с обеих сторон болезненны, брюшина болезненна. Шейка в зеркалах имеет под слизистой ярко желтые включения размером 0,3 см, зев закрыт, выделения с неприятным запахом, умеренные.

1.Диагноз?

2.Что делать?

3. Почему увеличены придатки матки с обеих сторон?

4. Почему болезненна брюшина?

5. Какой запах белей при хламидиозе?

Задача №2

Больная 28 лет. Женщина из промискуитивной группы. На коже и слизистых половых органов множественные разрастания остроконечных кондилом. Мацерация разрастаний, гиперемия.

Р.V. Наружные половые органы развиты правильно, матка нормальных размеров, безболезненная, придатки не пальпируются. В области наружных половых органов на коже и слизистых обильное разрастание остроконечных кондилом. На шейке белесовато-сероватые бляшки.

1. Диагноз?

2. Что делать?

3. Что означает промискуитивная группа?

4. Почему на шейке матки белесовато-сероватые бляшки?

5.Чем обусловлена мацерация половых органов?

Задача №3

Больная 26 лет. В анамнезе два самопроизвольных выкидыша до 12 недель беременности, причина не выяснена. Женщина правильного телосложения, нормостенической конституции. Часто пневмонии. Менструации с 14 лет, цикл не нарушен. Муж здоров.

Р.V. Наружные половые органы развиты правильно без воспалительных явлений, матка нормальных размеров подвижна безболезненна, придатки не пальпируются. Шейка чистая, бели светлые.

При дополнительном обследовании установлено: в анализе крови тромбоцитопения, УЗИ – норма, обнаружен цитомегаловирусная инфекция в активной стадии.

  1.  Диагноз?
  2.  Что делать?
  3.  Чем обусловлены выкидыши у женщины?
  4.  Может ли ЦМВ инфекция быть причиной  тромбоцитопении?
  5.  Как передается ЦМВ?

Задача №4

Школьница 16 лет. В течение года ведет беспорядочную половую жизнь. При осмотре у гинеколога беременность 8 недель, обследование на ИППП диагностирован трихомониаз. Живет с родителями, родители пьющие, нигде не работают.

  1.  Диагноз?
  2.  Что делать?
  3.  Является ли трихомониаз показанием для прерывания беременности?
  4.  Целесообразно ли данной девушке вынашивать беременность?
  5.  Является ли данный срок допустимым для медицинского аборта?

Задача №5

Во время бурной вечеринки у девушки произошла случайная половая связь с малознакомым молодым человеком. На третьи сутки появилось жжение в области половых органов, обильные выделения из половых путей.

  1.  Возможный диагноз?
  2.  Что делать?
  3.  Какое первое правило профилактики ИППП было нарушено?
  4.  Какое второе правило профилактики ИППП было нарушено?
  5.  Возможно ли  в такой ситуации наступление нежеланной беременности?

   

8. Домашнее задание  для уяснения темы занятия

   (тесты, ситуационные задачи без эталонов ответов).

7. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой:

А. «Роль молодежных коллективов в решении вопросов планирования семьи»

Б. «Современная контрацепция»

 

9. Рекомендованная литература по теме занятия:

Основная литература

№ п/п

Наименование, вид издания

Автор (-ы), составитель (-и), редактор (-ы)

Место издания, издательство, год

Кол-во экземпляров 

в библиотеке

 на кафедре

1

2

3

4

5

6

Руководство по медицинской профилактике

ред. Оганова Р. Г. , Хальдина Р. А.

М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007

36

Дополнительная литература

№ п/п

Наименование, вид издания

Автор (-ы), составитель (-и), редактор (-ы)

Место издания, издательство, год

Кол-во экземпляров 

в библиотеке

 на кафедре

1

2

3

4

5

6

1.

Основы здорового человека и общества

Брындин Е. Г., Брындина И. Е.

Томск : ТЛУ, 2009

2

3.

Профилактика зависимостей : опыт создания системы первичной профилактики.

Лозовой В. В., Кремлева О. В., Лозовая Т. В.

М. : б/и., 2011

2

4.

Оказание медицинской помощи в отказе от курения табака : учебно-методическое пособие

Аристов А. И. [и др.].

Красноярск :

тип. КрасГМУ, 2011

2

5.

Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, педагогические, экологические аспекты

Щедрина А. Г.

Новосибирск : Альфа – Виета, 2007

100

6.

Здоровье молодежи

Абросимова М. Ю., Альбицкий В. Ю., Галямовч Ю. А. [и др.].

Казань : Медицина, 2007

1

Электронные ресурсы:

  1.  БД Медицина
  2.  БД МедАрт
  3.  Ресурсы Интернет

        


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76939. Париетальные и висцеральные (парные и непарные) ветви брюшной аорты. Особенности их ветвления и анастомозы 183.28 KB
  Брюшная аорта лежит за брюшиной вдоль передней и левой поверхности поясничного позвоночника повторяя его изгиб кпереди лордоз и разделяясь на уровне IVV позвонков на общие подвздошные артерии: правую и левую. Париетальные ветви брюшной аорты парные правые и левые: нижние диафрагмальные артерии с верхними надпочечниковыми ветвями 124 с началом на уровне аортальной щели диафрагмы; поясничные артерии с дорсальными спинными кожномышечными и спинномозговыми ветвями. Париетальные ветви анастомозируют между собой в задней брюшной...
76940. Подвздошные артерии 182.17 KB
  Общая подвздошная артерия ( a. iliaca communis): правая и левая - магистральные артерии с диаметром в 1,1-1,2 см - начинаются на уровне IV-V поясничных позвонков (бифуркация аорты), направляются в малый таз, боковых ветвей не имеют и на уровне крестцово-подвздошных суставов разделяются на внутреннюю и наружную подвздошные артерии: правые и левые.
76944. Понятие и система субъектов административного права. Административная правосубъектность 27.29 KB
  Понятие и система субъектов административного права. Субъект административного права лицо или организация которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками сторонами регулируемых административных управленческих общественных отношений. Главное что объединяет многообразные субъекты административного права это административная правоспособность. Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.
76945. Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Права, обязанности и гарантии реализации прав граждан в сфере государственного управления 26.91 KB
  Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Права обязанности и гарантии реализации прав граждан в сфере государственного управления. Гражданин как субъект административного права это участник общественных отношений выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей участия в управлении делами общества и государства. Административноправовой статус гражданина – это составная часть правового статуса личности...
76946. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 28.5 KB
  Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством а также международными договорами. Законы РФ распространяются на всех лиц находящихся на ее территории. Правовое положение иностранных граждан регламентируется Конституцией законами России международными договорами правилами пребывания иностранных граждан на территории РФ и транзитного проезда иностранных граждан через территорию РФ. Законодательство различает иностранных граждан постоянно проживающих и временно пребывающих на территории...
76947. Понятие и признаки органов исполнительной власти РФ, система органов исполнительной власти, их классификация 29.22 KB
  Понятие и признаки органов исполнительной власти РФ система органов исполнительной власти их классификация. Орган исполнительной власти государственное учреждение обладающее относительной самостоятельностью структурной организацией наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории. Признаки органа исполнительной власти: является государственным учреждением; вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов...