6550

Дифференциация [ш] - [ж] в слогах, словах и предложениях

Конспект урока

Иностранные языки, филология и лингвистика

Урок произношения во 2 классе Тема:  Дифференциация [ш] - [ж] в слогах, словах и предложениях. Цели: учить детей различать звуки [ш] - [ж] устно и на письме развивать фонематический слух и чувство ритма развивать умение делить слова на слоги, сост...

Русский

2013-01-05

34.09 KB

25 чел.

Урок произношения во 2 классе

Тема: 

Дифференциация [ш] - [ж] в слогах, словах и предложениях.

Цели: учить детей различать звуки [ш] - [ж] устно и на письме;

развивать фонематический слух и чувство ритма;

развивать умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, выделять голосом ударный слог, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие;

воспитывать культуру произношения.

Ход урока.

  1.  Оргмомент.

Игра «Сколько звуков услышали?»

- Услышите один звук, поставьте руку на локоток, услышите слог, две руки сожмите в рукопожатии.

[а], [ш], [шо], [жу], [ж], [ы], [ши], [шу].

  1.  Введение в тему урока.

- Сложите два квадрата из данных частей.

Разного цвета

из 2-х частей

Разного цвета

из 3-х частей

Одинакового цвета

из 2-х, 3-х частей

Алеша Н.

Игорь П., Антон А.,

Саша К., Саша Д.

Ш

Ж

- Над какими звуками будем работать сегодня на уроке?

- Обведите эти буквы.  

  1.  Характеристика звуков.
  2.  Артикуляция звуков.

- Давайте вспомним правильное положение органов при произнесении звуков [ш] - [ж]

[ш]

[ж]

Губы выдвинуты рупором

Зубы сближены, но не сомкнуты

Язык широкий, кончик языка поднят к небу, но не касается его, образуя щель, голосовые связки разомкнуты.

  1.  Характеристика звуков.

- Дайте характеристику этим звукам

[ш] – согласный, всегда твердый, глухой.

[ж] – согласный, всегда твердый, звонкий.

- В чем сходство? Различие?

  1.  Артикуляционная гимнастика.
  2.  Рупор.
  3.  Чашечка.
  4.  Кошка лакает молоко.
  5.  Грибок.
  6.  Достать языком нос.
  7.  Достать языком подбородок.
  8.  Фонетическая зарядка.

- Как жужжит шмель? [ж – ж – ж…]

- Как шипит змея? [ш – ш – ш…]

  1.  Дифференциация [ш] - [ж] в слогах.
  2.  Чтение сочетаний (хором).

        ж                                             ш

а                о                             у                и

        ш                                              ж

жа, жо, ша, шо

аж, ож, аш, ош

ажо, ашо, ожа, оша

жаш, жош, шаж, шож

шажо, шожа, жашо, жоша

ажош, ожаш, ошаж, ашож и т.д.

  1.  Физминутка (ритм. движения).

Если нравится тебе, то делай так:

- ша, ша – ша  (хлопки).

Если нравится тебе, то делай так:

- жа – жа, жа   (хлопки).

Если нравится тебе, то делай так:

- жу – жу, шу – шу    (хлопки, топот).

Если нравится тебе, то делай так:

- шо – шо – шо, жо – жо    (прыжки, приседания).

Если нравится тебе, то делай так:

- жо – жо, шо – шо – шо    (приседания, прыжки).

  1.  – Произнесите столько раз слог шо, сколько будет 6-2.

– Произнесите столько раз слог жа,  сколько слогов в слове машина.

– Произнесите столько раз слог жу,  сколько букв ж вы видите.

     

     

  1.  Выделение голосом ударного слога:

ша – шу – шо – шу

жа – жу – жа – жо

ши – ши – жи – жи

ши – ши – жи – жи

  1.  Дифференциация [ш] - [ж] в словах.
  2.  – Послушайте отрывок из песенки «Резиновый ежик» и запомните слова со звуками [ш] и [ж].

- Какие слова запомнили?

- Кто шел в гости к щенку?

- К нам на урок тоже пришел ежик, но не один, а со своим другом.

  1.  

- Какие слова из 2-х слогов унесут на спинах ежики?

- Запишем эти слова в 2 столбика, подчеркнем ш и ж.

шило

каша

шина

наша

наши

мыши

жало

лыжи

кожа

 ножи

лужа

лужи

- Какое правило должны помнить при написании слов с буквами ш и ж.

- Найдите слово к этой схеме  хХ  (ножи).

- Поставьте в нем ударение.

  1.  – Расставьте правильно слоги, чтобы получились слова.

пиро

хоро

прохо

подбе

горо

шек

жий

шо

жок

жал

  1.  Физминутка.

По тропиночке пешком

В лес идут жук за жуком,

Медленно шагают,

Лапки поджимают.

Ах жуки, жуки, жуки,

Ваши лапки коротки,

Вам в родной лесочек

Не дойти до ночи.

Лучше вы, жуки, летите, Крыльями сильней машите,

Вас в лесу зеленом

Не найти воронам.

Руки за спиной,

ходьба цепочкой

с высоко поднятыми

коленями.

И.п. – о.с.

Разведение рук в стороны,

прикладывание на грудь

ладоней одна на другую.

Взмахи руками,

опускание вниз.

Потягивание,

руки через сторону.

  1.  Дифференциация [ш] - [ж] в словах, словосочетаниях и предложениях.

ко . аная

. устрые

кни . ный

мы . ата

. каф

. апка

- Вставьте в слова пропущенные буквы.

- Прочитайте слова.

- Составьте словосочетания.

- Прочитайте.

- Составьте предложение по схеме.

                      _______     _______                

- Запишите предложения, подчеркните ш и ж.

  1.  Самостоятельная работа.

С учителем

Дифференциация

[ш] - [ж] в словах

Дифференциация

[ш] - [ж] в предложениях

Антон А.

Записать слова в 2 столбика (карт. диктант).

Алеша Н.

Игорь П.

Саша Д.

Саша К.

  1.  Итог.

- Над какими звуками работали?

- Чем сходны эти звуки, чем различаются?

Назовите слова с [ш] и [ж].

Логопед: Панькина Светлана Александровна.

Логопедическая тема: Дифференциация ш – ж.

Грамматическая тема: Правописание жи – ши.

Лексическая тема: Деревья.

Цель: Учить дифференцировать ш и ж.

Логопедические задачи:

  1.  Учить дифференциации звуков и букв ш и ж.
  2.  Учить правильно писать жи и ши.
  3.  Обогащать и активизировать активный и пассивный словарь по теме «Деревья».
  4.  Образование притяжательных прилагательных.
  5.  Развивать звукобуквенный анализ и синтез.

Коррекционные задачи:

  1.  Развивать логическое мышление.
  2.  Развитие слухового внимания.

Воспитательные задачи:

-    Воспитывать  культуру поведения, вежливость.

        -    Воспитывать желание правильно и красиво писать и читать.

          Оборудование: набор картинок по теме: «деревья», доска, индивидуальные зеркала, набор символов, для обозначения характеристики звука, карточки.

Возраст детей: 2 класс.

Орг. Момент.

Сообщение темы занятия.

  1.  Найдите общий звук в словах: шуба, камыш, машина; жаба, жук, ёжики.

Основная часть.

  1.  Характеристика звуков.

Дети используют индивидуальные зеркала для определения артикуляторного уклада звука. Совместно с детьми даётся характеристика звуков. Определяется их сходство и отличие. Выставляются символы звуков.

  1.  Хлопните, если услышите слог со звуом ш, топните, если услышите слог со звуком ж.

Жа, ша, жу, жи, уш, аш, аж, ош, уж.

  1.  Запишите слоги с  ж и ш.

Жаба, шила, жила, шапка, шуба, шумел, журчал, кошка, мошка, лужа, лыжи, мешал, мешок, шалун, штанга, шпагат, сторожил, пешеход, кружил.

  1.  Назвать картинки с изображениями деревьев. Ответить на вопросы: «Чей лист? Чей плод?»
  2.  Списать, вставляя жи и ши.

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, вож_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, удер_, эта_, клави_, ма_на, дю_на, лу_ца, пету_ный, поло_ла, ма_нист.

7. Физкульт. минутка по теме: «деревья».

8. Решение кроссворда по теме

О

И

К

б

С

в

Л

и

с

т

в

Е

н

н

И

ц

а

Ё

Р

Н

н

ё

л

к

а

з

р

я

б

и

н

а

Тема  кроссворда «деревья».

По горизонтали:

  1.  Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок (лиственница).
  2.    Что же это за девица? Не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках целый год (ёлка).
  3.  Весной зеленела, летом загорела, красные кораллы осенью надела (рябина).

По вертикали:

  1.  Сучки – рогатые, плоды – крылатые, а лист – ладошкой, с длинной ножкой (клён).
  2.  Ствол белеет, шапочка зеленеет. Стоит в белой одёжке, свесив серёжки (берёза).
  3.  Никто не пугает, а вся дрожит (осина).
  4.  Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила, а о чём она грустит, никому не говорит (ива).
  5.  (По картинкам шапка, жаба, шина, машина, медвежата, крыжовник) Записать слова с ж и ш в 2 столбика. (Слова вслух не называются.)

8. Вычеркните как можно больше названий деревьев. Слова читаются во всех направлениях и могут быть изломаны под углом 90° любое количество раз.

Т

О

Л

Ь

П

А

Е

Н

О

Х

А

З

О

П

О

Л

И

Я

С

Ь

Л

Ь

В

Я

Л

А

Е

Д

О

С

П

И

А

К

Т

А

Ь

Х

К

Р

С

Н

А

Х

Т

А

Ш

Н

Тополь, липа, ясень, ольха, вяз, ольха, кедр, сосна, пихта, каштан.

9. Списать, вставляя ж и ш.

         Ребяти_ки побе_али к ма_ине. _еня вя_ет деду_ке _акет. Ко_ка ле_ит на ле_анке. В _ивом уголке _ивут мы_и. _ура _ивёт около _колы. По_арные поту_или по_ар. Ма_ина бабу_ка _ивёт на втором эта_е. Ребяти_ки бе_али по лу_айке.  

Подведение итогов занятия.

Карточки к занятию

  1.  Списать, вставляя жи и ши.

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, вож_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, удер_, эта_, клави_, ма_на, дю_на, лу_ца, пету_ный, поло_ла, ма_нист.

 Ребяти_ки побе_али к ма_ине. _еня вя_ет деду_ке _акет. Ко_ка ле_ит на ле_анке. В _ивом уголке _ивут мы_и. _ура _ивёт около _колы. По_арные поту_или по_ар. Ма_ина бабу_ка _ивёт на втором эта_е. Ребяти_ки бе_али по лу_айке.  

Вычеркните как можно больше названий деревьев. Слова читаются во всех направлениях и могут быть изломаны под углом 90° любое количество раз.

Т

О

Л

Ь

П

А

Е

Н

О

Х

А

З

О

П

О

Л

И

Я

С

Ь

Л

Ь

В

Я

Л

А

Е

Д

О

С

П

И

А

К

Т

А

Ь

Х

К

Р

С

Н

А

Х

Т

А

Ш

Н

3

4

1

2

1

2

1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81015. Показатели развития ребенка, значимые для выявления психофизических нарушений 27.51 KB
  В соответствии с этим учитывается степень достижения зрелости в каждый период развития ребенка до и после его рождения. Во время эмбрионального развития организм плода очень восприимчив к различным неблагоприятным факторам. Развитие сенсорных и моторных функций которые являются базой для развития психических процессов.
81016. Причины аномального развития детей. Типы нарушений психического развития 29.04 KB
  Типы нарушений психического развития по Лебединскому: недоразвитие ранее время поражения незрелость мозга. Пример: умственная отсталость психические функции недоразвиты вынужденная недостаточность высших психических функций мышления речи; ✓ задержанное развитие замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер; ✓ поврежденное развитие более позднее после 2 3 лет патологическое воздействие на мозг; ✓ дефицитарное развитие тяжелые нарушения отдельных систем: зрения слуха речи опорнодвигательного...
81017. Принципы и методы диагностики отклонений в развитии ребенка. Функции психолого-медико-педагогической консультации 30.39 KB
  Принцип комплексного изучения ребенка который предполагает всестороннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности эмоциональноволевой сферы личности навыков и т.Принцип целостного системного изучения ребенка.Принцип динамического изучения ребенка согласно которому при обследовании важно выяснить не только то что дети знают и умеют но и их возможности в обучении зона ближайшего развития.
81018. Политический реализм и неореализм в теории международных отношений 36.26 KB
  Все концепции международных отношений нсмотря на кардинальные различия рассматривают мировую политику в целом а не отдельные ее элементы. Это отличает их от внутриобщественных отношений построенных на принципах иерархии субординации формализованных правовых нормах. В отличии от внутриобщественных отношений где формально закреплена функция государственного принятия решений в МО это невозможно на правовом уровне.
81019. Либерализм в теории международных отношений. Неолиберализм 37.31 KB
  увеличивается количество акторов и их направление интересов предсказать не всегда возможно. 2 развитие коммуникации нетрадиционных акторов международных отношений т.3 государство теряет способность деятельность других акторов которая все чаще осуществляется в обход государственного суверенитета и вопреки ему. Сужение полномочий национальных правительств увеличение многообразия акторов приводит к росту анархии в МО делают отношения неуправляемыми и плохо поддающимися структурированию.
81020. Идеализм как школа международных отношений 35.05 KB
  Основной целью стало выработка моделей нормативного ведения мировых отношений. Идеалисты отрицали силовые и военные средства как регуляторы международных отношений ориентируясь на институты международного права. Однако послевоенный мир и вторая мировая война выявили несостоятельность идеалистической концепции регулирования международных отношений.
81021. Традиционализм и модернизм как направление дискуссии в теории международных отношений 32.17 KB
  Модернисты рассматривали национальные государства в качестве автономных властных систем которые испытывает влияние других субъектов международных отношений и определенным образом реагирует на уровне внешней политики. Основная задача в ТМО смоделировать поведение того или иного государства при воздействии внешних субъектов и спрогнозировать поведение. Традиционалисты акцентируют внимание на необходимости учета в анализе МО тех факторов которые относятся к культурным особенностям государств: влияние традиций обычаев национального...
81022. Неомарксизм как школа международных отношений 35.5 KB
  Были введены такие понятия как страны 3го мира страны 2го мира мирэкономика и мирсистема. Мирэкономика отображает самую общую систему взаимодействия международных акторов где ведущую роль играют самые экономически сильные государства. Основные черты мирэкономики: всемирная организация и универсализация общества координация производственных комплексов из единого центра интернализация капиталов и уменьшение государственного вмешательства в мир финансов В условиях мирэкономики ослабляется защита суверенных государств правительства...
81023. Французская социологическая школа в теории международных отношений 36.25 KB
  В основе полемологии комплексное изучение войн конфликтов и других форм коллективной агрессивности с привлечением методов демографии математики биологии и других точных и естественных наук.