6550

Дифференциация [ш] - [ж] в слогах, словах и предложениях

Конспект урока

Иностранные языки, филология и лингвистика

Урок произношения во 2 классе Тема:  Дифференциация [ш] - [ж] в слогах, словах и предложениях. Цели: учить детей различать звуки [ш] - [ж] устно и на письме развивать фонематический слух и чувство ритма развивать умение делить слова на слоги, сост...

Русский

2013-01-05

34.09 KB

25 чел.

Урок произношения во 2 классе

Тема: 

Дифференциация [ш] - [ж] в слогах, словах и предложениях.

Цели: учить детей различать звуки [ш] - [ж] устно и на письме;

развивать фонематический слух и чувство ритма;

развивать умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, выделять голосом ударный слог, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие;

воспитывать культуру произношения.

Ход урока.

  1.  Оргмомент.

Игра «Сколько звуков услышали?»

- Услышите один звук, поставьте руку на локоток, услышите слог, две руки сожмите в рукопожатии.

[а], [ш], [шо], [жу], [ж], [ы], [ши], [шу].

  1.  Введение в тему урока.

- Сложите два квадрата из данных частей.

Разного цвета

из 2-х частей

Разного цвета

из 3-х частей

Одинакового цвета

из 2-х, 3-х частей

Алеша Н.

Игорь П., Антон А.,

Саша К., Саша Д.

Ш

Ж

- Над какими звуками будем работать сегодня на уроке?

- Обведите эти буквы.  

  1.  Характеристика звуков.
  2.  Артикуляция звуков.

- Давайте вспомним правильное положение органов при произнесении звуков [ш] - [ж]

[ш]

[ж]

Губы выдвинуты рупором

Зубы сближены, но не сомкнуты

Язык широкий, кончик языка поднят к небу, но не касается его, образуя щель, голосовые связки разомкнуты.

  1.  Характеристика звуков.

- Дайте характеристику этим звукам

[ш] – согласный, всегда твердый, глухой.

[ж] – согласный, всегда твердый, звонкий.

- В чем сходство? Различие?

  1.  Артикуляционная гимнастика.
  2.  Рупор.
  3.  Чашечка.
  4.  Кошка лакает молоко.
  5.  Грибок.
  6.  Достать языком нос.
  7.  Достать языком подбородок.
  8.  Фонетическая зарядка.

- Как жужжит шмель? [ж – ж – ж…]

- Как шипит змея? [ш – ш – ш…]

  1.  Дифференциация [ш] - [ж] в слогах.
  2.  Чтение сочетаний (хором).

        ж                                             ш

а                о                             у                и

        ш                                              ж

жа, жо, ша, шо

аж, ож, аш, ош

ажо, ашо, ожа, оша

жаш, жош, шаж, шож

шажо, шожа, жашо, жоша

ажош, ожаш, ошаж, ашож и т.д.

  1.  Физминутка (ритм. движения).

Если нравится тебе, то делай так:

- ша, ша – ша  (хлопки).

Если нравится тебе, то делай так:

- жа – жа, жа   (хлопки).

Если нравится тебе, то делай так:

- жу – жу, шу – шу    (хлопки, топот).

Если нравится тебе, то делай так:

- шо – шо – шо, жо – жо    (прыжки, приседания).

Если нравится тебе, то делай так:

- жо – жо, шо – шо – шо    (приседания, прыжки).

  1.  – Произнесите столько раз слог шо, сколько будет 6-2.

– Произнесите столько раз слог жа,  сколько слогов в слове машина.

– Произнесите столько раз слог жу,  сколько букв ж вы видите.

     

     

  1.  Выделение голосом ударного слога:

ша – шу – шо – шу

жа – жу – жа – жо

ши – ши – жи – жи

ши – ши – жи – жи

  1.  Дифференциация [ш] - [ж] в словах.
  2.  – Послушайте отрывок из песенки «Резиновый ежик» и запомните слова со звуками [ш] и [ж].

- Какие слова запомнили?

- Кто шел в гости к щенку?

- К нам на урок тоже пришел ежик, но не один, а со своим другом.

  1.  

- Какие слова из 2-х слогов унесут на спинах ежики?

- Запишем эти слова в 2 столбика, подчеркнем ш и ж.

шило

каша

шина

наша

наши

мыши

жало

лыжи

кожа

 ножи

лужа

лужи

- Какое правило должны помнить при написании слов с буквами ш и ж.

- Найдите слово к этой схеме  хХ  (ножи).

- Поставьте в нем ударение.

  1.  – Расставьте правильно слоги, чтобы получились слова.

пиро

хоро

прохо

подбе

горо

шек

жий

шо

жок

жал

  1.  Физминутка.

По тропиночке пешком

В лес идут жук за жуком,

Медленно шагают,

Лапки поджимают.

Ах жуки, жуки, жуки,

Ваши лапки коротки,

Вам в родной лесочек

Не дойти до ночи.

Лучше вы, жуки, летите, Крыльями сильней машите,

Вас в лесу зеленом

Не найти воронам.

Руки за спиной,

ходьба цепочкой

с высоко поднятыми

коленями.

И.п. – о.с.

Разведение рук в стороны,

прикладывание на грудь

ладоней одна на другую.

Взмахи руками,

опускание вниз.

Потягивание,

руки через сторону.

  1.  Дифференциация [ш] - [ж] в словах, словосочетаниях и предложениях.

ко . аная

. устрые

кни . ный

мы . ата

. каф

. апка

- Вставьте в слова пропущенные буквы.

- Прочитайте слова.

- Составьте словосочетания.

- Прочитайте.

- Составьте предложение по схеме.

                      _______     _______                

- Запишите предложения, подчеркните ш и ж.

  1.  Самостоятельная работа.

С учителем

Дифференциация

[ш] - [ж] в словах

Дифференциация

[ш] - [ж] в предложениях

Антон А.

Записать слова в 2 столбика (карт. диктант).

Алеша Н.

Игорь П.

Саша Д.

Саша К.

  1.  Итог.

- Над какими звуками работали?

- Чем сходны эти звуки, чем различаются?

Назовите слова с [ш] и [ж].

Логопед: Панькина Светлана Александровна.

Логопедическая тема: Дифференциация ш – ж.

Грамматическая тема: Правописание жи – ши.

Лексическая тема: Деревья.

Цель: Учить дифференцировать ш и ж.

Логопедические задачи:

  1.  Учить дифференциации звуков и букв ш и ж.
  2.  Учить правильно писать жи и ши.
  3.  Обогащать и активизировать активный и пассивный словарь по теме «Деревья».
  4.  Образование притяжательных прилагательных.
  5.  Развивать звукобуквенный анализ и синтез.

Коррекционные задачи:

  1.  Развивать логическое мышление.
  2.  Развитие слухового внимания.

Воспитательные задачи:

-    Воспитывать  культуру поведения, вежливость.

        -    Воспитывать желание правильно и красиво писать и читать.

          Оборудование: набор картинок по теме: «деревья», доска, индивидуальные зеркала, набор символов, для обозначения характеристики звука, карточки.

Возраст детей: 2 класс.

Орг. Момент.

Сообщение темы занятия.

  1.  Найдите общий звук в словах: шуба, камыш, машина; жаба, жук, ёжики.

Основная часть.

  1.  Характеристика звуков.

Дети используют индивидуальные зеркала для определения артикуляторного уклада звука. Совместно с детьми даётся характеристика звуков. Определяется их сходство и отличие. Выставляются символы звуков.

  1.  Хлопните, если услышите слог со звуом ш, топните, если услышите слог со звуком ж.

Жа, ша, жу, жи, уш, аш, аж, ош, уж.

  1.  Запишите слоги с  ж и ш.

Жаба, шила, жила, шапка, шуба, шумел, журчал, кошка, мошка, лужа, лыжи, мешал, мешок, шалун, штанга, шпагат, сторожил, пешеход, кружил.

  1.  Назвать картинки с изображениями деревьев. Ответить на вопросы: «Чей лист? Чей плод?»
  2.  Списать, вставляя жи и ши.

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, вож_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, удер_, эта_, клави_, ма_на, дю_на, лу_ца, пету_ный, поло_ла, ма_нист.

7. Физкульт. минутка по теме: «деревья».

8. Решение кроссворда по теме

О

И

К

б

С

в

Л

и

с

т

в

Е

н

н

И

ц

а

Ё

Р

Н

н

ё

л

к

а

з

р

я

б

и

н

а

Тема  кроссворда «деревья».

По горизонтали:

  1.  Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок (лиственница).
  2.    Что же это за девица? Не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках целый год (ёлка).
  3.  Весной зеленела, летом загорела, красные кораллы осенью надела (рябина).

По вертикали:

  1.  Сучки – рогатые, плоды – крылатые, а лист – ладошкой, с длинной ножкой (клён).
  2.  Ствол белеет, шапочка зеленеет. Стоит в белой одёжке, свесив серёжки (берёза).
  3.  Никто не пугает, а вся дрожит (осина).
  4.  Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила, а о чём она грустит, никому не говорит (ива).
  5.  (По картинкам шапка, жаба, шина, машина, медвежата, крыжовник) Записать слова с ж и ш в 2 столбика. (Слова вслух не называются.)

8. Вычеркните как можно больше названий деревьев. Слова читаются во всех направлениях и могут быть изломаны под углом 90° любое количество раз.

Т

О

Л

Ь

П

А

Е

Н

О

Х

А

З

О

П

О

Л

И

Я

С

Ь

Л

Ь

В

Я

Л

А

Е

Д

О

С

П

И

А

К

Т

А

Ь

Х

К

Р

С

Н

А

Х

Т

А

Ш

Н

Тополь, липа, ясень, ольха, вяз, ольха, кедр, сосна, пихта, каштан.

9. Списать, вставляя ж и ш.

         Ребяти_ки побе_али к ма_ине. _еня вя_ет деду_ке _акет. Ко_ка ле_ит на ле_анке. В _ивом уголке _ивут мы_и. _ура _ивёт около _колы. По_арные поту_или по_ар. Ма_ина бабу_ка _ивёт на втором эта_е. Ребяти_ки бе_али по лу_айке.  

Подведение итогов занятия.

Карточки к занятию

  1.  Списать, вставляя жи и ши.

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, вож_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, удер_, эта_, клави_, ма_на, дю_на, лу_ца, пету_ный, поло_ла, ма_нист.

 Ребяти_ки побе_али к ма_ине. _еня вя_ет деду_ке _акет. Ко_ка ле_ит на ле_анке. В _ивом уголке _ивут мы_и. _ура _ивёт около _колы. По_арные поту_или по_ар. Ма_ина бабу_ка _ивёт на втором эта_е. Ребяти_ки бе_али по лу_айке.  

Вычеркните как можно больше названий деревьев. Слова читаются во всех направлениях и могут быть изломаны под углом 90° любое количество раз.

Т

О

Л

Ь

П

А

Е

Н

О

Х

А

З

О

П

О

Л

И

Я

С

Ь

Л

Ь

В

Я

Л

А

Е

Д

О

С

П

И

А

К

Т

А

Ь

Х

К

Р

С

Н

А

Х

Т

А

Ш

Н

3

4

1

2

1

2

1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37214. Финансовое планирование 46.5 KB
  Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов рассчитанных на основе финансовых планов устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов непроизводительные расходы внеплановые финансовые инвестиции....
37215. Финансовый контроль, его цели и задачи 49 KB
  Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Финансовый контроль призван обеспечивать1: правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения; соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства правильность ведения бухгалтерского учета составления отчетности; эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях; выявление резервов роста бюджетных...
37216. Сущность государственного и муниципального кредита, его значение. Роль государственного и муниципального кредита в финансовом обеспечении общегосударственных, региональных и муниципальных потребностей 37 KB
  Роль государственного и муниципального кредита в финансовом обеспечении общегосударственных региональных и муниципальных потребностей. Государственный кредит одна из форм кредитных отношений имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов; возможность использования...
37217. Финансы, как экономический инструмент воздействия на экономику 44.5 KB
  Роль финансов в развитии международных связей проявляется по таким направлениям как: 1 Изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества. 2 Регулирование международных интеграционных процессов. 3 Стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений. Еще одним направлением воздействия финансов на развитие международных связей является мобилизация ресурсов иностранных инвесторов.
37218. Финансы 59.5 KB
  Основа финансов предприятия реальный денежный оборот обслуживающий экономический процесс создание и движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Общепринято выделять 4 признака финансовых отношений: отношения денежные; отношения распределительные; отношения по формированию и использованию финансовых ресурсов в основном в форме денежных фондов; по одностороннему движению денежной формы стоимости без встречных взаимозависимых потоков. Финансы это экономическая категория по поводу распределения стоимости...
37220. Финансовая политика 39 KB
  Содержание финансовой политики: Разработка общей концепции финансовой политики определение ее основных направлений целей главных задач. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основа финансовой политики стратегические направления которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Задачами финансовой политики является: обеспечение условий для...
37221. Экономическое развитие общества 77.5 KB
  На процесс общественного воспроизводства с одной стороны влияет множество факторов: количество и качество материальных финансовых трудовых ресурсов предпринимательские способности субъектов хозяйствования ускорение научнотехнического прогресса степень развития рыночных отношений и другие факторы. Но с другой стороны этот процесс представляет собой конфликтное взаимодействие и противоборство различных сил природного и общественного характера которые в совокупности создают объективные условия для проявления различного рода...
37222. Структура оборотных средств предприятия 40.5 KB
  Структура оборотных средств предприятия Оборотные производственные фонды это часть производственных фондов которые участвуют в одном производственном процессе сразу переносят свою стоимость на себестоимость продукции и требуют своего возмещения по каждому производственному циклу. Фонды обращения это сумма денежных средств предприятия вложенная в процесс реализации продукции и необходимая для обслуживания этого процесса. Организация оборотных средств необходимая для их эффективного использования включает: определение состава и...