65771

Фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Украины и Белоруссии

Доклад

История и СИД

В ходе третьей фазы обретала жизнь завершенная социальная структура и движение подразделялось на консервативно-клерикальное либеральное и демократическое крылья каждое из которых имело свою собственную программу Либеральные и консервативные партии...

Русский

2014-08-06

19.61 KB

2 чел.

6. фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Украины и Белоруссии.

   

Существует три фазы национального движения. Первая фаза: энергия активистов национального движения была прежде всего направлена на тщательное исследование языковых, культурных, социальных и иногда исторических черт недоминирующей группы и на закрепление этих фактов в сознании соотечественников. Вторая фаза: появилось новое поколение активистов, которые отныне пытались завоевать как можно больше сторонников из числа представителей своей этнической группы для реализации планов по созданию будущей нации, и делали это при помощи патриотической агитации, призванной "разбудить" в них национальное самосознание. В ходе третьей фазы обретала жизнь завершенная социальная структура и движение подразделялось на консервативно-клерикальное, либеральное и демократическое крылья, каждое из которых имело свою собственную программу

Либеральные и консервативные партии 

На территории Белоруссии в годы революции 1905-1907 гг. действовала консервативно-клерикальная партия, называвшаяся Конституционно-католическая партия Литвы и Белоруссии. Она была создана по инициативе римско-католического духовенства и проживавших в Белоруссии поляков. Идеологической основой партии был католицизм. В программе партии (1906 г.) основной задачей провозглашалось объединение всех католиков-поляков, литовцев, белорусов “в одну могущественную партию” с целью борьбы с царским правительством “для развития и благосостояния края”. Защита религиозных чувств верующих от православной религиозной экспансии была основной задачей партии. 1907 г. виленский генерал-губернатор распустил ее.

На Украине национальные партии возникли на основе национального культурно-просветительного движения.

Во время революции 1905-1907 гг. на Украине завершилось образование национальных либерально-демократических партий – Украинской демократической и Украинской радикальной. Причем УРП «отпочковалась» от УДП. Но в условиях революции 1905 г. они снова объединились в Украинскую демократическо-радикальную партию. Это партия наиболее полно разработала нац вопрос.

Ее программа (1906):

1) общедемократические требования,

2) право народов на культурное  и политическое самоопределение,

3) автономно-федеративное устройство,

4) парламентское государство,

5) обеспечение прав национальных меньшинств,

6) социализм,

7) объединение австрийских и русско-украинских земель.

УДП участвовала в съезде национальных организаций автономистов-федералистов (ноябрь 1905 г.). Легализовать партию не удалось, в нее входили от 300 до 3000 чел, зато ее отделения находились во многих городах, и под ее руководством в I и II Думах работала фракция.

После 1907 УДРП самоликвидировалась, став с сентября 1908 г. основой Товарищества украинских прогрессистов (ТУП), общественной организации, стоявшей на позициях парламентаризма, федерализма и автономности. Деятельность - в поддержке украинских культурно-просветительных обществ, издательств. В первые дни Февральской революции ТУП выступила инициатором создания Украинской Центральной Рады.

В марте 1917 г. ТУП было преобразовано в Союз украинских автономистов-федералистов, из которого в апреле-мае 1917 г, выделилась УДРП, восстановившая свои ряды, обновившая программу и принявшая (с июня 1917 г.) новое название – Украинская партия социалистов-федералистов (УПСФ). Не будучи, как и ранее, массовой партией, она вплоть до 1920 г. продолжала играть важную роль в политической жизни Украины. Затем для многих членов партии последовала эмиграция.

В 1901 – начале 1902 гг. на базе группы, отошедшей от УРП, образовалась Украинская народная партия (УНП или НУП). Ее возглавил харьковский адвокат Н. Михневский, автор известной брошюры “Независимая Украина”. Несмотря на то, что партия была социалистической направленности, по пути к социализму Украина должна была достичь государственной независимости. НУП была радикальной антироссийской партией. В феврале-октябре 1917 г. немногочисленные члены партии пытались активно работать в войсках, находившихся на Украине, склоняя их к поддержке тезиса о “самостийной Украине”. 17 декабря 1917 г. на базе ряда групп УНП и других национал-демократов образовалась Украинская партия социалистов-самостийников (УПСС). После падения Украинской республики руководство партии эмигрировало, а сама она распалась.

   Партии социалистической ориентации 

Самой значительной партией социалистической ориентации в Белоруссии являлась Белорусская социалистическая громада. Партия объявила конечной целью уничтожение капитализма, переход земли, средств труда в общественную собственность. Ближайшими задачами - свергнуть самодержавие и предоставить всем народам демократические права. В период революции 1905 года БСГ выступала за создание в России демократической республики. В 1906 г. оформились новые требования национальной программы Громады: предоставление Белоруссии автономии, развитие национально-культурной автономии (и пропорциональный культурный бюджет), создание национальной белорусской школы. Предполагалось, что политические и социальные преобразования можно будет реализовать только на демократически выбранном от всего белорусского края Учредительном сейме, который должен был пройти в Вильно (там же должен был находиться постоянный Сейм автономной Белоруссии).  

Революционистская часть партии выступила за бойкот I Думы. На выборах во II Думу Минский краевой комитет БСГ выдвигал общий список вместе с местными организациями РСДРП, Бунда, эсеров и профсоюзов, который одержал победу, но результаты были отменены. В 1907 г. БСГ участвовал в конференции национально-социалистических организаций России, предложившей парламентской фракции эсеров создать комиссию для разработки законопроекта об областной и национальной автономии и поддержавшей идею культурно-национальной автономии. Деятельность БСГ была свернута во время I мировой войны.

Революционная украинская партия. Ее первая программа «Самостийна (независимая) Украина» включала в себя идею насильственной борьбы за возвращение Украине прав, определенных Переяславским договором 1654.

РУП поддерживала тесные контакты с РСДРП. 1904 - РУП раскололась на, собственно, РУП («националы») и Украинский социал-демократический союз («интернационалы»). Последние вошли в состав РСДРП на правах автономной организации. 1907 - УСДС прекратил свое существование.

1905 - РУП преобразовалась в УСДРП. Ее программа:

введение в России республиканского строя с Законодательным собранием,

национальное равноправие,

свобода общественно-культурного национального развития,

национальное самоуправление и создание украинской автономии с представительным Сеймом.

УСДРП бойкотировала первые думские выборы, а на выборах во II Думу заключала блоки с украинскими радикал-демократами и провела депутата, входившего в социал-демократическую фракцию. К 1917 году УСДРП оказалась самой влиятельной партией.

1903 - Украинская партия социалистов-революционеров; тесно связана с российскими эсерами. Федеративное устройство России и полное равноправие и самоопределение наций. Будущее Украины - вступить в федеративные отношения с другими народами как демократическая республика в своих этнических границах, независимо от современной гос принадлежности украинских земель.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45358. Обучение игровых программ 41 KB
  Таким образом накопление позволяет либо экономить время либо достичь лучшего качества игры за то же время путем использования несколько большего дерева. Оно позволяет программе в ходе игры улучшать свои оценивающие функции. Качество игры зависит от подходящего выбора весовых коэффициентов k1 k2 k3 .
45359. Подготовка входных параметров 28 KB
  Естественно что незначимые параметры не следует включать в список параметров входного вектора X. Однако на практике часто бывает трудно и даже невозможно установить какие из параметров предметной области являются значимыми а какие нет. Поэтому на первом этапе в вектор X включают как можно больше параметров избегая только те из них незначимость которых очевидна.
45360. Многообразие образовательных учреждений, их специфика 66 KB
  Учреждения профессионального образования. Прием граждан для получения среднего профессионального высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются: детисироты и дети оставшиеся без попечения родителей; детиинвалиды инвалиды I и II групп которым не...
45361. Школьный класс как малая социальная группа: характеристика, структура, уровни развития. Межличностные отношения и методы их изучения 60.5 KB
  План Признаки коллектива Характеристика класса как ученического коллектива Структура класса Формальная неформальная Отсутствие структуры складывающаяся структура 2 или более группировок Уровни развития класса стадия 1 2 3 и последующие Межличностные отношения в классе звезды предпочитаемые отвергаемые изолированные Методы изучения межличностных отношений в классе социометрия выявление лидера Признаки коллектива: Общая социально значимая цель. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и...
45362. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей-новаторов 39 KB
  Критерии педагогических инноваций Новизна оптимальности результативность массовость 7. Причины нереализованности педагогических новаций. 3 Изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. Внедрение достижений педагогической науки Инновационная направленность деятельности учителей включает и вторую составляющую внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов психологопедагогических исследований.
45363. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения 50.5 KB
  План Диагностика качества обучения определение цель принципы формула Контроль Понятие контроля Виды контроля Формы контроля Методы контроля Требования к контролю Тест как метод контроля Проверка Оценка 1. Принципы диагностирования обученности: Систематичность разнообразие постоянство форм методов средств контроля. Необходимость контроля на всех этапах обучения. Понятие контроля.
45364. Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению 45.5 KB
  Проблема целей и содержания воспитания. Понятие воспитания Цели воспитания Культурологический подход к воспитанию и обучению Содержание воспитания 1. Понятие воспитания Воспитание это деятельность воспитателей по созданию условий для культурного становления и саморазвития личности иначе деятельность педагога по организации жизни ребёнка на уровне культуры. Цели воспитания Цель воспитания идеал к которому стремится общество и отдельный воспитатель.
45365. Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в информатике 36.5 KB
  Использование методов проблемного обучения в информатике. План Технология проблемного обучения Проблемная ситуация Проблемное изложение Частичнопоисковая Исследовательская деятельность Приемы создания проблемных ситуаций Преимущества и недостатки проблемного обучения Использование методов проблемного обучения в информатике 1. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем в ходе которых у школьников формируются новые...
45366. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике 37.5 KB
  Познавательный интерес. Активизация познавательного интереса при обучении информатике. Понятие познавательного интереса Формирование познавательных интересов в обучении.