65771

Фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Украины и Белоруссии

Доклад

История и СИД

В ходе третьей фазы обретала жизнь завершенная социальная структура и движение подразделялось на консервативно-клерикальное либеральное и демократическое крылья каждое из которых имело свою собственную программу Либеральные и консервативные партии...

Русский

2014-08-06

19.61 KB

2 чел.

6. фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Украины и Белоруссии.

   

Существует три фазы национального движения. Первая фаза: энергия активистов национального движения была прежде всего направлена на тщательное исследование языковых, культурных, социальных и иногда исторических черт недоминирующей группы и на закрепление этих фактов в сознании соотечественников. Вторая фаза: появилось новое поколение активистов, которые отныне пытались завоевать как можно больше сторонников из числа представителей своей этнической группы для реализации планов по созданию будущей нации, и делали это при помощи патриотической агитации, призванной "разбудить" в них национальное самосознание. В ходе третьей фазы обретала жизнь завершенная социальная структура и движение подразделялось на консервативно-клерикальное, либеральное и демократическое крылья, каждое из которых имело свою собственную программу

Либеральные и консервативные партии 

На территории Белоруссии в годы революции 1905-1907 гг. действовала консервативно-клерикальная партия, называвшаяся Конституционно-католическая партия Литвы и Белоруссии. Она была создана по инициативе римско-католического духовенства и проживавших в Белоруссии поляков. Идеологической основой партии был католицизм. В программе партии (1906 г.) основной задачей провозглашалось объединение всех католиков-поляков, литовцев, белорусов “в одну могущественную партию” с целью борьбы с царским правительством “для развития и благосостояния края”. Защита религиозных чувств верующих от православной религиозной экспансии была основной задачей партии. 1907 г. виленский генерал-губернатор распустил ее.

На Украине национальные партии возникли на основе национального культурно-просветительного движения.

Во время революции 1905-1907 гг. на Украине завершилось образование национальных либерально-демократических партий – Украинской демократической и Украинской радикальной. Причем УРП «отпочковалась» от УДП. Но в условиях революции 1905 г. они снова объединились в Украинскую демократическо-радикальную партию. Это партия наиболее полно разработала нац вопрос.

Ее программа (1906):

1) общедемократические требования,

2) право народов на культурное  и политическое самоопределение,

3) автономно-федеративное устройство,

4) парламентское государство,

5) обеспечение прав национальных меньшинств,

6) социализм,

7) объединение австрийских и русско-украинских земель.

УДП участвовала в съезде национальных организаций автономистов-федералистов (ноябрь 1905 г.). Легализовать партию не удалось, в нее входили от 300 до 3000 чел, зато ее отделения находились во многих городах, и под ее руководством в I и II Думах работала фракция.

После 1907 УДРП самоликвидировалась, став с сентября 1908 г. основой Товарищества украинских прогрессистов (ТУП), общественной организации, стоявшей на позициях парламентаризма, федерализма и автономности. Деятельность - в поддержке украинских культурно-просветительных обществ, издательств. В первые дни Февральской революции ТУП выступила инициатором создания Украинской Центральной Рады.

В марте 1917 г. ТУП было преобразовано в Союз украинских автономистов-федералистов, из которого в апреле-мае 1917 г, выделилась УДРП, восстановившая свои ряды, обновившая программу и принявшая (с июня 1917 г.) новое название – Украинская партия социалистов-федералистов (УПСФ). Не будучи, как и ранее, массовой партией, она вплоть до 1920 г. продолжала играть важную роль в политической жизни Украины. Затем для многих членов партии последовала эмиграция.

В 1901 – начале 1902 гг. на базе группы, отошедшей от УРП, образовалась Украинская народная партия (УНП или НУП). Ее возглавил харьковский адвокат Н. Михневский, автор известной брошюры “Независимая Украина”. Несмотря на то, что партия была социалистической направленности, по пути к социализму Украина должна была достичь государственной независимости. НУП была радикальной антироссийской партией. В феврале-октябре 1917 г. немногочисленные члены партии пытались активно работать в войсках, находившихся на Украине, склоняя их к поддержке тезиса о “самостийной Украине”. 17 декабря 1917 г. на базе ряда групп УНП и других национал-демократов образовалась Украинская партия социалистов-самостийников (УПСС). После падения Украинской республики руководство партии эмигрировало, а сама она распалась.

   Партии социалистической ориентации 

Самой значительной партией социалистической ориентации в Белоруссии являлась Белорусская социалистическая громада. Партия объявила конечной целью уничтожение капитализма, переход земли, средств труда в общественную собственность. Ближайшими задачами - свергнуть самодержавие и предоставить всем народам демократические права. В период революции 1905 года БСГ выступала за создание в России демократической республики. В 1906 г. оформились новые требования национальной программы Громады: предоставление Белоруссии автономии, развитие национально-культурной автономии (и пропорциональный культурный бюджет), создание национальной белорусской школы. Предполагалось, что политические и социальные преобразования можно будет реализовать только на демократически выбранном от всего белорусского края Учредительном сейме, который должен был пройти в Вильно (там же должен был находиться постоянный Сейм автономной Белоруссии).  

Революционистская часть партии выступила за бойкот I Думы. На выборах во II Думу Минский краевой комитет БСГ выдвигал общий список вместе с местными организациями РСДРП, Бунда, эсеров и профсоюзов, который одержал победу, но результаты были отменены. В 1907 г. БСГ участвовал в конференции национально-социалистических организаций России, предложившей парламентской фракции эсеров создать комиссию для разработки законопроекта об областной и национальной автономии и поддержавшей идею культурно-национальной автономии. Деятельность БСГ была свернута во время I мировой войны.

Революционная украинская партия. Ее первая программа «Самостийна (независимая) Украина» включала в себя идею насильственной борьбы за возвращение Украине прав, определенных Переяславским договором 1654.

РУП поддерживала тесные контакты с РСДРП. 1904 - РУП раскололась на, собственно, РУП («националы») и Украинский социал-демократический союз («интернационалы»). Последние вошли в состав РСДРП на правах автономной организации. 1907 - УСДС прекратил свое существование.

1905 - РУП преобразовалась в УСДРП. Ее программа:

введение в России республиканского строя с Законодательным собранием,

национальное равноправие,

свобода общественно-культурного национального развития,

национальное самоуправление и создание украинской автономии с представительным Сеймом.

УСДРП бойкотировала первые думские выборы, а на выборах во II Думу заключала блоки с украинскими радикал-демократами и провела депутата, входившего в социал-демократическую фракцию. К 1917 году УСДРП оказалась самой влиятельной партией.

1903 - Украинская партия социалистов-революционеров; тесно связана с российскими эсерами. Федеративное устройство России и полное равноправие и самоопределение наций. Будущее Украины - вступить в федеративные отношения с другими народами как демократическая республика в своих этнических границах, независимо от современной гос принадлежности украинских земель.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27753. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков 23.81 KB
  Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации. СМИ являются также источниками пошлой информации порнографии. Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение можно выделить несколько позитивных моментов: СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий таким образом удаляя информационный голод средства массовой информации повышает общую в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и...
27754. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 46.16 KB
  В свою очередь для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта предмета анализа задач исследования совокупности исследовательских средств необходимых для их решения а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач. Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе...
27755. Сущность социальной педагогики 18.67 KB
  Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах то есть социальная педагогика выступает и как наука и как область практической деятельности нацеленная на преобразование окружающей среды создание гуманных воспитывающих отношений в социуме поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные в том числе кризисные ситуации социальной действительности. Мудрик считает что социальная педагогика это отрасль педагогики рассматривающая социальное воспитание...
27756. Принцип. Основные принципы и их применение 26.32 KB
  Человек природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Сущность принципа заключается в том что отношение к человеку должно быть как к природному существу а точнее социальноприродному. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социальнопедагогической работы общих законов развития природы другими словами естественных возможностей человека. Основные требования это: знать законы и закономерности развития и воспитания человека и уметь строить в соответствии с ними всю...
27757. Принцип гуманизма 16.95 KB
  Гуманность человечность идеал различных направлений гуманизма его целью является развитие ценностных способностей чувств и разума человека высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру. Понятие гуманизация широко используемое в наше время подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения признание ценности человека как личности его права на свободное развитие и проявление своих способностей...
27758. Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода) 13.72 KB
  Сущность принципа заключается в том что социальнопедагогическая деятельность ориентируется строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта его социальной обусловленности и в его интересах. Этому способствует начальная первичная диагностика стремление социального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;...
27759. Принцип социальной обусловленности 13.81 KB
  Данный фактор имеет место при:организации социально-педагогической деятельности любая деятельность осуществляется на определенном фоне; социально-педагогической экспертизе работы учреждения в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой;социально-педагогической экспертизе технологии ее соответствия требованиям учреждения;социально-педагогической оценке деятельности специалиста с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении; экспертизе...
27760. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 20.86 KB
  в книге Теория социализации употребил его в значении близком к современному развитие социальной природы или характера индивида подготовка человеческого материала к социальной жизни. говоря о социализации почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость. Анализ многочисленных концепций социализации показывает что все они так или иначе...
27761. Человек как объект социализации 18.04 KB
  Каждый человек особенно в детстве отрочестве и юности является объектом социализации. Об этом свидетельствует то что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины полоролевая социализация создал прочную семью семейная социализация мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни профессиональная социализация был законопослушным гражданином политическая социализация и т. Следует иметь в виду что требования к...