65778

Белоруссия и Литва в составе Российской империи (РИ)

Доклад

История и СИД

Территория современной Беларуси окончательно вошла в состав Российской Империи 26 января 1797 года в день состоявшегося деюре упразднения польского государства. После присоединения Беларуси к России имперское правительство начало проводить политику направленную на нивелировку...

Русский

2014-08-06

20.57 KB

1 чел.

3. Белоруссия и Литва в составе Российской империи (РИ).

Литва.  В 1801г. литовские земли, вошедшие в состав Российской империи, были поделены на Вильнюсскую и Гродненскую губернии, которыми управлял из Вильнюса генерал-губернатор Литвы. После победы над Наполеоном, согласно решениям Венского (1815) конгресса, к России отошла и большая часть польских земель вместе с литовским Занеманьем. На этой территории продолжал действовать Гражданский кодекс Наполеона, царем Александром I Польше была дарована конституция. Экономика Литвы в XIX - начале XX вв. носила аграрный характер. Хотя большая часть земель принадлежала дворянам (преимущественно - польским), развивалось и крестьянское землевладение, чему способствовали царские указы об отмене ограничений на покупку земельных участков крестьянами-католиками (1905) и об отмене выкупных платежей (1907). Столыпинская аграрная политика ускорила расселение деревень на хутора. Реформы способствовали техническому переоснащению крупных и средних хозяйств и росту сельскохозяйственного производства. Развивалось мясное и молочное животноводство, продукция которого шла на экспорт. Основными промышленными центрами были Вильнюс, Каунас, Шауляй; ведущими отраслями - пищевая и металлообрабатывающая, в Клайпедском крае - деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Из-за избытка свободной рабочей силы десятки тысяч литовцев эмигрировали в США, Южную Америку, Англию. В конце XIX - начале XX вв. в Литве появились политические партии и организации: социал-демократические (Социал-демократическая партия Литвы, Социал-демократия Королевства Польского и Литвы, Виленская группа РСДРП, Бунд), либерально-демократические (Литовская демократическая партия, "Сантара" - Партия демократического единения народной свободы), народно-демократические (ляудининки), консервативные (христианские демократы) и националистические (таутининки). Вплоть до 1917 г. только ЛДП в качестве конечной цели своей деятельности выдвигала требование независимости Литвы, остальные партии выступали за автономию Литвы в составе России.

в 1864 году Россией была запрещена литовская печать латинскими буквами. Литовское духовенство и весь народ, начали борьбу против русификации края, и боролись за свой язык, а также за свою печать, как и свои другие права. Издания, напечатанные русскими буквами, игнорировались, а книги, напечатанные латиницей, нелегально переправлялись из соседней Пруссии. Во второй половине XIX века это сформировало национальное движение.В 1904 г. царское правительство отменило действовавший около 40 лет запрет на литовскую печать (запрет печатать литовские книги латиницей), что способствовало подъему национального возрождения литовского народа. Появились многочисленные объединения, ставившие своей целью сохранение и развитие самобытной литовской культуры. В 1907 г. были созданы Литовское научное общество и Литовское художественное общество; возникали общества любителей песни, музыки и театра, а также самодеятельные хоры, которыми руководили известные композиторы М.К.Чюрленис, Ю.Науялис и др. Ежегодно, начиная с 1907 г., проводились литературно-художественные выставки. Национально-культурные объединения действовали и на территории Клайпедского края - их деятельность координировалась обществом "Сантара" во главе с известным писателем и философом Видунасом.

Белоруссия – она не имела своей национальной элиты, она состояла из крестьянской нации. С момента присоединения Белоруссии к России царское правительство рассматривало белорусов как неотъемлемую составную часть титульной нации, а территорию, Белоруссии – как часть имперской метрополии. Новоприсоединённые земли разделены на губернии (Псковская и Могилёвская) без учёта национальной принадлежности населения. В Белоруссии виделся один из главных стратегических резервов империи, позволяющий качественным образом увеличить как ее геополитическое ядро, так и численность титульной нации. Территория современной Беларуси окончательно вошла в состав Российской Империи 26 января 1797 года, в день состоявшегося де-юре упразднения польского государства. После присоединения Беларуси к России, имперское правительство начало проводить политику, направленную на нивелировку местных особенностей, имевшую конечной целью сближение и слияние с собственно русскими регионами. На присоединенные земли было распространено административно-территориальное деление на губернии и уезды. В соответствии с реформой 1802 г. на территории Беларуси создавалось пять губерний: Витебская, Могилевская, Минская, Виленская и Гродненская. В 1807 г. по условиям Тильзитского мира к России отошли Белосточчина (с 1843 г. в составе Гродненской губернии). Самодержавие, учитывая пограничное расположение Беларуси, а также напряженное политическое и социальное положение, создало здесь генерал-губернаторства: Белорусское  в которое вошли Витебская и Могилевская губернии, Литовское (Виленское) в которое входили Минская, Гродненская и Виленская губернии. Губернии делились на уезды (примерно по 20-30 тыс. населения в каждом). Генерал - губернаторы фактически обладали неограниченными полномочиями. Власть генерал-губернаторов опиралась на мощный административный, военно-политический аппарат. Население белорусских земель на протяжении месяца после опубликования указа правительства о включении в состав России приводилось к присяге. Те, кто отказывался присягнуть, должны были в трехмесячный срок выехать за границу, распродав недвижимое имущество. Основным действующим законодательным документом в области гражданского права оставался Статут Великого княжества Литовского 1588г., так как царские власти не решались проигнорировать коренные отличия государственно-правового положения населения белорусских земель. Местные жители (шляхта) имели возможность занимать различные административные должности, но ведущую роль в управлении краем занимали ставленники имперского центра. В отношении к разным социальным группам общества новая власть проводила разную политику. Шляхте, присягнувшей царскому правительству, давались все права российского дворянства. Но правительство ликвидировало самостоятельность магнатов, лишило их права иметь свои войска, крепости, ограничила самоуправство шляхты. В целях укрепления своей социальной базы в присоединенных к России землях царизм проводил здесь политику насаждения русского землевладения. Царское правительство раздавало имения с крестьянами русским помещикам, крупным военным чинам и чиновникам. Отдавались староства и королевские экономии, секвестрированные имения магнатов и шляхты, которые выехали за рубеж, и владения некоторых ликвидированных монастырей.

На белорусские города было распространено положение «Жалованной грамоты городам» 1785 г. Действием магдебургского права было отменено. Для руководства хозяйственной деятельностью городов из представителей городских сословий избиралась дума. Купечество получило право на гильдейскую организацию. Многочисленное еврейское население указом 1794 г. попало под действие закона о черте оседлости в пределах Белорусского генерал-губернаторства и части украинских губерний. С 1795 г. сельских евреев было приказано переселить в города. С 1827 г. вместо денежного налога на евреев была распространена воинская повинность. 19 декабря 1844 г. вышел указ о ликвидации органов общинной автономии кагалов и подчинении евреев общим городским и уездным властям. Переступить эту черту разрешалось тем евреям, которые имели высшее образование, переходили в другую веру, ремесленникам, купцам первой гильдии. Положение крестьян Беларуси почти не изменилось. На них была распространена российская налоговая система, которая сменяла подымный (хозяйственный) на подушный налог. Вначале, учитывая слабую платежеспособность и необходимость приспособления крестьян к новой налоговой системе, они получили льготы по уплате подушных налогов. Из политических соображений и хозяйственной необходимости с 1797 г. на протяжении 10 лет во всех губерниях Беларуси подушный налог с крестьян собирался в размере наполовину меньшим, чем в русских губерниях. В дальнейшем крестьянство Беларуси было поставлено в одинаковые условия с крестьянами других губерний России. В конфессиональной сфере власти придерживались, в основном, обещаний, данных во время разделов Речи Посполитой. Правда, были приняты меры, которые препятствовали католическому и унитарному духовенству склонять в свою веру православных. Во время борьбы с восстанием во главе с Костюшко Екатерина II посчитала необходимым укрепить позиции православия переводом туда униатов (указ 22 апреля 1794 г.). В православие перешло 1,5 млн. человек. При преемнике Екатерины II многие из "воссоединенных" перешли в унию. Католическая церковь утратила свое господствующее положение в Беларуси, хотя в соответствии с дарственной грамотой Екатерины II 1774 г. учреждалась Белорусская католическая епархия. Земельные владения костелов и католических монастырей сохранялись.

Национальная и конфессиональная обстановка в Белоруссии в XIX-н. XX.  90% - крестьяне, из них 80% - униаты. К 18 – 1я чет 19 – росс власти потворствовали ополячиванию местного дворянства. После 30-31 – вытеснение польского яз и культуры. 1832 – закрыт Виленский универ, ликвидированы некомплектные монастыри, их имения - казне. 1836 – запрещение преподавания на польском яз. 1839 – церковный собор в Полоцке, склонили главу униатов митрополита Иосифа Семашко объявить об объединении униатов с православными. 1840 – везде росс законы. 1841 – духовенство лишено права иметь земельную собственность (ударило по кат). 1864 – новые правила подтверждения дворянства (ударили по польским мелким шляхтичам), 1865 – высланным предлагается продать земли, купить могут только православные, 1869 – русские – только потомки православных. Для русских – льготы. Белорусский народ подлежал русификацию (язык вытеснялся, преподавание на русском). Н 90х – в Белоруссию выселены все евреи из городов ЦР. 1897 – в Белоруссии во всех губерниях (кроме Гродненской) более 50% нас – белорусы. Также есть евреи, русские, поляки, украинцы, литовцы, латыши и др. Белорусы участвовали во всех антироссийских акциях (с обеих сторон в 1812, участвовали в польском восстании, национально-освободительном движении в Белоруссии (БСГ) – часть рев 1905-07). В Белоруссии – налогообложение только в серебряной и золотой монете, а не ассигнациями. Столыпин: великодержавный шовинизм – принцип государственной политики. Избирательный закон 1907 – снижена норма представительства от национальных регионов, в Белоруссии избиратели разделены по национальному признаку.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85390. Метрологические аспекты экоаналитической процедуры 230.5 KB
  Задача количественного анализа определение измерение содержания т. Методики анализа включают в себя стадии подготовки пробы к анализу прямые измерения аналитических сигналов и их обработку вычисления результата анализа функционально связанного с результатами прямых измерений. Каждая стадия влияет на формирование аналитического сигнала и соответственно на результат анализа. Поэтому для метрологической характеристики определений необходима подробная методика описание всех условий и операций которые обеспечивают регламентированные...
85391. Основные принципы естествознания и концепция систем мониторинга 179 KB
  Концептуальные и теоретические схемы систем мониторинга. Пути усовершенствования мониторинга которые могут предложить современная наука и техника. Процедуру и технику эксперимента мониторинга нужно сделать как можно более устойчивой к неизвестным условиям наблюдения и изменяющимся и неизвестным параметрам или свойствам самого объекта.
85392. Цели и задачи экологического мониторинга 49.5 KB
  Цели и задачи экологического мониторинга. Классификация видов мониторинга В XX веке в науке возник термин мониторинг для определения системы повторных целенаправленных наблюдений за одним или более элементами окружающей природной среды в пространстве и времени. определяет мониторинг как систему регулярных длительных наблюдений в пространстве и во времени дающую информацию о прошлом и настоящем состояниях окружающей среды позволяющую прогнозировать на будущее изменение ее параметров имеющих особенное значение для человечества. Согласно...
85393. Государственная система мониторинга окружающей среды 77.5 KB
  Государственная система мониторинга окружающей среды. отходы w w w v w wсущественный объём информации; vограниченная информация отдельные вопросы Распределение функций мониторинга по различным ведомствам не связанным между собой приводило к дублированию усилий снижало эффективность всей системы мониторинга и затрудняло доступ к необходимой информации как для граждан так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга ЕГСЭМ которая должна...
85394. Глобальный мониторинг окружающей среды 48.5 KB
  Глобальный мониторинг окружающей среды Всемирной метеорологической организацией ВМО в шестидесятые годы была создана мировая сеть станций мониторинга фонового загрязнения атмосферы БАПМоН. Ее цель состояла в получении информации о фоновых уровнях концентрации атмосферных составляющих их вариациях и долгопериодных изменениях по которым можно судить о влиянии человеческой деятельности на состояние атмосферы. Развёрнутая там программа Глобальные системы мониторинга окружающей среды имеет 7 направлений: организация и расширение системы...
85395. Фоновый мониторинг 41 KB
  Программа наблюдения на фоновых станциях Целью фонового мониторинга является проведение долговременных систематических наблюдений за уровнем содержания ЗВ во всех объектах окружающей среды в районах которые находятся на значительном расстоянии от источников вредных выбросов. Для осуществления фоновых наблюдений создана сеть станций которые подразделяются на базовые и региональные. Состав показателей гидрометеорологических наблюдений: температура и влажность скорость и направление ветра давление облачность атмосферные явления туман...
85396. Региональный и импактный мониторинг 35.5 KB
  Установить контрольный уровень загрязняющих веществ создать систему раннего предупреждения экологической катастрофы установить фоновые уровни для основных экосистем завершить изучение биогеохимических циклов цель глобального мониторинга. Задачами экологического мониторинга на региональном уровне являются: контроль за фоновыми загрязнениями; наблюдение оценка прогноз трансграничных переносов вредный веществ; формирование распределённой базы данных об экологической обстановке в регионе. Обычно приходится иметь дело с целым рядом...
85397. Приоритетность загрязняющих веществ 86.5 KB
  Глобальная система мониторинга окружающей среды ГСМОС была создана совместными усилиями мирового сообщества основные положения и цели программы были сформулированы в 1974 году на Первом межправительственном совещании по мониторингу. Первоочередной задачей была признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов воздействия. Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях которым соответствуют специально разработанные программы: импактном изучение сильных воздействий в локальном...
85398. Контактные и дистанционные методы наблюдений 40.5 KB
  Контактные и дистанционные методы наблюдений Существуют два способа контактных измерений. Методы мониторинга за состоянием атмосферы. Контактные физикохимические методы контроля. Методы аналитической химии.