65782

Язык и речь. Формы и типы речи

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Таким образом речь это язык в действии реализация конкретного языка. Речь отражает опыт говорящего его состояние. Мимика и жестикуляция в подавляющем большинстве случаев только сопровождают звуковую речь придавая ей добавочные эмоции либо смысловые оттенки.

Русский

2014-08-06

23.42 KB

0 чел.

3.Язык и речь. Формы  и типы речи.

Термин «язык» имеет два значения: 1) определенная система знаков 2) конкретный этнический язык, существующий и функционирующий в определенном социуме.

Различают языки естественные  и искусственные (эсперанто, волапюк, языки программирования, математики и др. наук).

Учёные насчитывают в мире от  2500 до 5000 языков, такое расхождение связано с тем, что многие языки не имеют письменности, а также развитые диалектные особенности. Наиболее распространенные языки: китайский, английский, индийский, испанский, французский, русский. Языки могут исчезать из употребления, в этом случае их называют мёртвые, например Майя. Сейчас используются следующие языки: латинский (медицина, биология, католическая церковь). старославянский – это официальный язык русской православной церкви, арабский (Ислам – богослужение). В истории человечества есть единичный пример оживления языка, ставший государственным языком - ИВРИТ. Кроме того человечество всегда стремилось создать искусственный язык. Главная цель – создание универсального единого языка. Существуют искусственные языки. Волапюк-; Эсперанто – в конце 19 века создан польским врачом на основе германских (английский, французский) и славянских (польского, чешского) языков. И увеличил свой словарный состав с 1000 слов при создании до 16000 в настоящее время.

Любая система – это объединение элементов, которые взаимозависимы друг от друга и образуют целостность, единство.

Языковая система представляет собой иерархию следующих единиц:

- звук (фонема); - морфема (приставка, корень, суффикс, окончание); - слово; - словосочетание (свободное или устойчивое); - предложение (простое, сложное ); - текст.

Основная функция языка – коммуникативная: язык служит средством общения, средством обмена информацией.

Вторая важнейшая функция языка – когнитивная, или познавательная:  с помощью языка человек формирует представления об окружающей действительности и самом себе. Язык выступает важнейшим орудием формирования мышления человека и  мышления  общества.

Помогая создавать, сохранять и передавать информацию, язык, выполняет, таким образом, аккумулятивную функцию.   

Не менее значима для человеческого взаимодействия эмоциональная (человек, прибегая к помощи языка, пытается выразить свои чувства и эмоции, выразить свой внутренний мир), фатическая (контактоустанавливающая) и воздействующая функции.   

В художественной литературе проявляется поэтическая (эстетическая) функция языка.

Данные функции язык выполняет только тогда, когда используется в процессе речи для создания высказывания. Таким образом, речь – это язык в действии, реализация конкретного языка.

  1.      Речь отражает опыт говорящего, его состояние.

При непосредственном общении обычно используются дополнительные средства выражения: жестикуляция и мимика.

Жестикуляция значимые телодвижения (головы, рук в первую очередь). Выделяют следующие виды жестов: указательные, изобразительные, символические, эмоциональные, ритмические, механические.

 Мимика значимые движения мышц лица, выражающие внутренние душевные состояния или отношение к речи собеседника. Улыбка может означать расположение, поднятые брови – удивление, нахмуренные – недовольство, раздражение и т. п.

Мимика и жестикуляция в подавляющем большинстве случаев только сопровождают звуковую речь, придавая ей добавочные эмоции либо смысловые оттенки.

    Речь имеет устную и письменную формы.

Устная речь (УР) – это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения, т.е. любая звучащая речь. Материальная форма УР – звуковые волны. Основная единица УР – устное высказывание.

Устную речь сопровождают:

1. характер взгляда 2. пространственное расположение говорящего 3. мимика и жесты

Характерная особенность УР – необратимость, поступательный и линейный характер

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и пр.) и неподготовленной (разговор, беседа).

В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений.

В устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, просторечные элементы.

Письменная речь (ПР)

Письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речию. Основная функция ПР – сохранение и передача информации.

Письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы являются материальной формой письменной речи.

Основная единица ПР – предложение.

Письменная речь развёртывается не во временном, а в статическом пространстве – мы можем вернуться к уже написанному.

Письменная речь:

1. ориентирована на восприятие органами зрения;

2. обладает чёткой структурной и формальной организацией (нумерация страниц, деление на разделы, параграфы, система ссылок, шрифтовые выделения и пр.);

3. предполагает выбор языковых средств для создания того или иного текста.

По количеству  участников акта общения различают монолог, диалог  и полилог.

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц, на характер которого оказывает влияние кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основных типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и паритетность (равенство).

Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке реплик развёртывание диалога будет спонтанным, поскольку обычно реплики - реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.

В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога.

1.Монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

2.Монолог - это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.

Однако в определённой степени монолог - это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу.

Функционально-смысловыми типами речи, имеющие свои композиционные особенности, являются

описание, повествование и рассуждение.

Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его признаков или действий.

Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях.

Завязка – Развитие действия – Кульминация – Развязка.

Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах.

Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.

Далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30195. Сравнительная характеристика первой и второй редакции концерта Я.Сибелиуса d-moll 44.3 KB
  Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа. Флодин Ян Сибелиус – финский композитор с мировой славой представитель романтического направления на своей родине автор выдающихся симфонических поэм и множества симфонии XX века. Сибелиус является одним из тех композиторов которым очень четко удалось передать в своих произведениях мифы родного народа его природу историю и менталитет. После окончания Второй Мировой войны Сибелиуса начали...
30196. Приготовление борща 1.09 MB
  По данным этимологических словарей славянских языков[2] слово борщ произошло от названия растения: первоначально борщом назывался борщевик, съедобные листья которого использовались в пищу (по-видимому, распространённое мнение о том, что «бърщь» является старославянским названием свёклы, следует отнести к народной этимологии
30197. Расчет электрических показателей автоматизированного цеха 9.3 MB
  Расчет нагрузок для ЯУ5115 В данное РУ входят вентиляторы мощностью Рн =45 кВт Определяется суммарная мощность по формуле Рн∑ = Рн ∙п кВт 1 Изм. Определяется средняя активная мощность за наиболее нагруженную смену по формуле Рсм=Ки∙ Рн∑ кВт 2 где Ки коэффициент использования электроприемников определяется на основании опыта эксплуатации [по табл. Определяется средняя реактивная мощность за наиболее нагруженную смену по формуле Qсм =Рсм∙ квар 3 где коэффициент реактивной мощности определяется на основании...
30198. Опытно – экспериментальная работа по теме «Нетрадиционные графические материалы и техники» 105.16 KB
  Суть искусства определяется тем что оно представляет собой наиболее полную и действенную форму эстетического осознания окружающего мира. Задачи исследования: Рассмотреть особенности эстетического воспитания младших школьников в начальных классах общеобразовательной школы. Эстетическое воспитание младших школьников в начальных классах общеобразовательной школы Понятие об эстетическом воспитании Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности.Представления о сущности эстетического воспитания его задачах цели изменялись...
30199. ВЛИЯНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КРИЗИСА НА ЦЕНЫ И ПОТРЕБЛЕНИЕ ВНУТРИ СТРАНЫ 25.86 KB
  Тогда вслед за экономическим кризисом стали резко расти цены на продовольственные товары. Индекс продовольственных цен на зерновые культуры по оценке ФАО в 2008 году достиг небывалых высот – 2378 пунктов рост за 12 месяцев составил – 709 пунктов. Многие страны ощутили на себе отрицательные последствия резкого роста цен на зерно однако КНР благодаря своей развитой системе аграрного производства именно зерновых культур а также широкой зерновой базе удалось сгладить или даже избежать подобных последствий.
30200. Моделирование систем управления различного уровня 1.04 MB
  Новшества различного рода проявляют себя в организациях в виде организационной модернизации системы управления, что требует уточнения основных параметров системы, отдельных связей, применение более эффективных методов их реализации, увеличение уровня надежности. Организационная модернизация системы затрагивает уже не только отдельные связи, но и структуру управления, в общем
30201. Общая классификация вторжений и характеристика угроз 136.5 KB
  3] Правовая защита Защита информации Возросший интерес к проблеме защиты информации основан на объективных процессах создания и сбора информации и информационного обмена. Угроза искажения информации существует в любой точке сети начиная от места ввода в сеть сообщения и до места его получения. Проблемы защиты информации затрагивают различные аспекты ее представления хранения и обработки а также вопросы выбора и реализации средств защиты.
30202. Налоги и налогообложение. Методические указания по выполнению аналитической части дипломной работы 60.5 KB
  Содержание и оформление разделов основной части ВКР По структуре дипломная работа должна состоять из следующих разделов: Введение; Теоретическая часть работы; Практическая часть работы; Заключение. В общем виде ВКР включает пояснительную записку и иллюстрационные плакаты. II раздел баланса стр. 220 стр.
30203. Анализ пожарной опасности медицинских учреждений 623 KB
  Анализ зарегистрированных крупных пожаров в медицинских учреждениях показал что при пожарах в этих зданиях создается сложная обстановка для пожаротушения поэтому требуется разработка комплекса мероприятий по противопожарной защите. В профилактической работе ГПС важно не только предупреждение пожаров но и создание условий для их локализации. Знание условий распространения пожара позволяет заранее предусмотреть эффективные решения пожарной безопасности для предупреждения крупных пожаров.