65785

Способы и критерии типологизации экономических систем. Формационные и цивилизационные подходы к исследованию экономических систем

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Первичная архаичная формация включала в себя первобытно-общинный и азиатский способы производства. Азиатский способ производства был характерен для многих народов но долго сохранялся лишь в странах Азии до начала XX в. Проблема азиатского способа производства в течение двух последних столетий остается дискуссионной.

Русский

2014-08-06

39.5 KB

63 чел.

  1.  Способы и критерии типологизации экономических систем. Формационные и цивилизационные подходы к исследованию экономических систем. Факторы и закономерности эволюции экономических систем.

Экономическая система — это совокупность всех экономических процессов, действующих в обществе на основе определенных имущественных и организационных форм.

Рассмотрим некоторые классификации экономических систем, построенные на разных подходах.

I. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД характерен для марксистской теории. Маркс сформулировал трехчленную классификацию.

Первичная (архаичная) формация включала в себя первобытнообщинный и азиатский способы производства.

Наиболее интересен в этой группе азиатский способ производства. Его основой является земледельческая («восточная») община с коллективной собственностью на землю и с наличием домашней промышленности, которые давали ей возможность обеспечивать себя всем необходимым, не прибегая к рынку, т.е. оставаясь в рамках патриархального хозяйства.

Необходимость объединить усилия экономически обособленных общин для крупномасштабного освоения природы и обороны приводили к возникновению деспотических государств, которые сосредоточивали в своих руках военную и экономическую власть: захватывали собственность на землю, взимали ренту, присваивали прибавочный продукт и т.д. Азиатский способ производства был характерен для многих народов, но долго сохранялся лишь в странах Азии (до начала XX в.). Причина его долгожительства — в первобытно-коммунистическом характере земледельческой общины. Проблема азиатского способа производства в течение двух последних столетий остается дискуссионной. Повышенный интерес, которым ныне вновь одарен этот способ производства, в значительной степени вызван желанием разобраться в экономической системе, существовавшей в СССР. Отдельные авторы усматривают некие общие черты обеих систем. Конечно, с поправкой на время и место действия.

Вторую крупную формацию Маркс называл вторичной, основанной на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм).

Третью — коммунистической, основанной на уничтожении частной собственности, включающей в себя целый ряд способов производства и состоящей из двух фаз, низшей из которых является социализм. Эпоха коммунизма должна перерасти, согласно мысли Маркса, в эпоху «положительного гуманизма».

В соответствии с формационным подходом экономические системы принимают образ пяти способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. Способ производства выступает в виде совокупности производительных сил и производственных отношений. Характер отношений определяется господствующей формой собственности на средства производства. Акцент делается на уровне развития материального производства, нестабильности каждой из систем, которая рано или поздно перерастает в следующую, где уровень эффективности производства будет более высоким.

Данный подход, как и всякий другой, имеет достоинства и недостатки. С помощью формационной теории история человечества предстала в виде логической системы, а не хаоса фактов. Ограниченность же этого подхода в том, что он применим в основном к Западной Европе и поэтому не имеет всеобщего значения.

II. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД предполагает изучение мировой истории как единого планетарного целого с постепенной сменой цивилизаций. Слово «цивилизация» происходит от латинского civilis«гражданский», «общественный». Этот термин используется для оценки степени и уровня культуры (например, античная, азиатская, европейская).

В России в этот термин вкладывается и другой нюанс, предполагающий разумно организованную систему экономических и социально-правовых отношений в развитых странах.

В основе цивилизационного подхода лежит факт усиления взаимосвязи и взаимозависимости основных проблем человечества, осознание приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми, национальными.

Эта теория находится в начальной стадии своего развития. Ее главной задачей является поиск системообразующих признаков.

Некоторые авторы в качестве оных предлагают рассматривать Цивилизационные революции, поднимающие на новую ступень производительность труда.

Первой цивилизационной революцией была сельскохозяйственная (около 6—8 тыс. лет назад). Следующей — промышленная(300 лет назад). Нынешняя революция является научно-технической (середина XX века). Она перемещает население в сферу обслуживания человеческих потребностей (торговля, услуги, транспорт, образование, наука, культура, управление и т.п.).

Другие экономисты выделяют семь цивилизаций: НЕОЛИТИЧЕСКУЮ, продолжительностью в 30—35 веков; ВОСТОЧНО-РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКУЮ (бронзовый век) - 20-23 века; АНТИЧНУЮ (железный век), продолжавшуюся 12—13 веков; РАННЕФЕОДАЛЬ-НУЮ, растянувшуюся на 7 веков; ПРЕДЫНДУСТРИАЛЬНУЮ, протяженностью в 4,5 века; ИНДУСТРИАЛЬНУЮ — 2,3 века; ПОСТИНДУСТРИАЛЬНУЮ продолжительностью в 2,3 века.

Цивилизационный подход лишен классовых условностей, поэтому в настоящее время он более распространен по сравнению с другими. В этом — его достоинство. Вместе с тем, следуя цивилиза-ционному подходу, можно «вогнать» специфику развития разных стран и регионов в общую схему, лишив их самобытности и уникальности; в этом таится опасность цивилизационного подхода.

III. Согласно другой классификации, при которой используется критерий СТЕПЕНЬ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, выделяют три экономические системы: индустриальную, постиндустриальную и неоиндустриальную. Последняя имеет и другое название — «информационное общество».

IV. Существуют и такие классификации, в основе которых лежат два критерия: ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА и СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. На основе этих признаков выделяют: командную, рыночную и смешанную экономику.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75989. Чарівниця господиня осінь! 43 KB
  Мета: скласти усно твір розповідь за даною темою розвивати звязне мовлення учнів увагу мислення пам’ять творчу уяву спостережливість вміння висловлювати свою думку і почуття збагачувати активний словник учнів виховувати любов і дбайливе ставлення до самого себе і до природи.
75991. Я - ОСОБИСТІСТЬ 155 KB
  Людина - індивід особистістю стає в процесі розвитку спілкування життя в суспільстві Розвиток індивідуума відповідає як його інтересам так і загальнодержавним інтересам та інтересам людського суспільства взагалі.
75992. Овочі. Т. Коломієць «Лічилка». Загадки 69.5 KB
  Активізувати словниковий запас дітей. Удосконалювати і розвивати орфоепічні вміння; пам’ять, увагу, спостережливість, відповідати на запитання українською мовою. Виховувати любов до усної народної творчості, почуття любові до української мови.
75993. Ніхто не забутий, ніщо не забуто! 53 KB
  Мета. Поглибити знання дітей про Велику Вітчизняну війну, удосконалювати навички виразного, свідомого читання; розвивати мовлення учнів, вміння висловлювати власну думку; виховувати почуття поваги до героїв війни, гордості за наше героїчне минуле.
75994. «Пандора» (за поемою Овідія «Метаморфози») 55.5 KB
  Анотація: Розробка комбінованого уроку українського позакласного читання на заявлену тему у 4 класі мета якого продовжувати ознайомлювати учнів з міфами; вчити дітей аналізувати твір складати план розвивати уявлення учнів про світове значення міфології виховувати повагу до історичної спадщини.
75995. Азбука дороги — дорожные знаки 464.5 KB
  Цель: расширить знания учащихся о дорожных знаках, учить называть группы дорожных знаков, научить различать дорожные знаки, повторить правила уличного движения для пешеходов, развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни...
75996. Дорога в школу. Школа «Светофорных наук». Современные средства передвижения 49.5 KB
  Школа Светофорных наук. Всех принять участие в уроке приглашаем И важные правила запомнить разрешаем Приветствуем друзей слева и справа Знать правила дорожные это не забава Пожимаем друзьям множество рук И приглашаем в школу Светофорных наук...
75997. Вивчи Правила, знай і завжди їх пам’ятай 2.77 MB
  Ми завітаємо в гості до казки де зустрінемося з Дідусем Правила Руху Казкою живими Дорожніми знаками Бабою Ягою і навіть зі славнозвісним Світлофором Івановичем. Знаки треба розставити вчасно І розмітку накреслити ясно Світлофори усі засвітити А у горах тунелі пробити...