65785

Способы и критерии типологизации экономических систем. Формационные и цивилизационные подходы к исследованию экономических систем

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Первичная архаичная формация включала в себя первобытно-общинный и азиатский способы производства. Азиатский способ производства был характерен для многих народов но долго сохранялся лишь в странах Азии до начала XX в. Проблема азиатского способа производства в течение двух последних столетий остается дискуссионной.

Русский

2014-08-06

39.5 KB

62 чел.

  1.  Способы и критерии типологизации экономических систем. Формационные и цивилизационные подходы к исследованию экономических систем. Факторы и закономерности эволюции экономических систем.

Экономическая система — это совокупность всех экономических процессов, действующих в обществе на основе определенных имущественных и организационных форм.

Рассмотрим некоторые классификации экономических систем, построенные на разных подходах.

I. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД характерен для марксистской теории. Маркс сформулировал трехчленную классификацию.

Первичная (архаичная) формация включала в себя первобытнообщинный и азиатский способы производства.

Наиболее интересен в этой группе азиатский способ производства. Его основой является земледельческая («восточная») община с коллективной собственностью на землю и с наличием домашней промышленности, которые давали ей возможность обеспечивать себя всем необходимым, не прибегая к рынку, т.е. оставаясь в рамках патриархального хозяйства.

Необходимость объединить усилия экономически обособленных общин для крупномасштабного освоения природы и обороны приводили к возникновению деспотических государств, которые сосредоточивали в своих руках военную и экономическую власть: захватывали собственность на землю, взимали ренту, присваивали прибавочный продукт и т.д. Азиатский способ производства был характерен для многих народов, но долго сохранялся лишь в странах Азии (до начала XX в.). Причина его долгожительства — в первобытно-коммунистическом характере земледельческой общины. Проблема азиатского способа производства в течение двух последних столетий остается дискуссионной. Повышенный интерес, которым ныне вновь одарен этот способ производства, в значительной степени вызван желанием разобраться в экономической системе, существовавшей в СССР. Отдельные авторы усматривают некие общие черты обеих систем. Конечно, с поправкой на время и место действия.

Вторую крупную формацию Маркс называл вторичной, основанной на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм).

Третью — коммунистической, основанной на уничтожении частной собственности, включающей в себя целый ряд способов производства и состоящей из двух фаз, низшей из которых является социализм. Эпоха коммунизма должна перерасти, согласно мысли Маркса, в эпоху «положительного гуманизма».

В соответствии с формационным подходом экономические системы принимают образ пяти способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. Способ производства выступает в виде совокупности производительных сил и производственных отношений. Характер отношений определяется господствующей формой собственности на средства производства. Акцент делается на уровне развития материального производства, нестабильности каждой из систем, которая рано или поздно перерастает в следующую, где уровень эффективности производства будет более высоким.

Данный подход, как и всякий другой, имеет достоинства и недостатки. С помощью формационной теории история человечества предстала в виде логической системы, а не хаоса фактов. Ограниченность же этого подхода в том, что он применим в основном к Западной Европе и поэтому не имеет всеобщего значения.

II. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД предполагает изучение мировой истории как единого планетарного целого с постепенной сменой цивилизаций. Слово «цивилизация» происходит от латинского civilis«гражданский», «общественный». Этот термин используется для оценки степени и уровня культуры (например, античная, азиатская, европейская).

В России в этот термин вкладывается и другой нюанс, предполагающий разумно организованную систему экономических и социально-правовых отношений в развитых странах.

В основе цивилизационного подхода лежит факт усиления взаимосвязи и взаимозависимости основных проблем человечества, осознание приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми, национальными.

Эта теория находится в начальной стадии своего развития. Ее главной задачей является поиск системообразующих признаков.

Некоторые авторы в качестве оных предлагают рассматривать Цивилизационные революции, поднимающие на новую ступень производительность труда.

Первой цивилизационной революцией была сельскохозяйственная (около 6—8 тыс. лет назад). Следующей — промышленная(300 лет назад). Нынешняя революция является научно-технической (середина XX века). Она перемещает население в сферу обслуживания человеческих потребностей (торговля, услуги, транспорт, образование, наука, культура, управление и т.п.).

Другие экономисты выделяют семь цивилизаций: НЕОЛИТИЧЕСКУЮ, продолжительностью в 30—35 веков; ВОСТОЧНО-РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКУЮ (бронзовый век) - 20-23 века; АНТИЧНУЮ (железный век), продолжавшуюся 12—13 веков; РАННЕФЕОДАЛЬ-НУЮ, растянувшуюся на 7 веков; ПРЕДЫНДУСТРИАЛЬНУЮ, протяженностью в 4,5 века; ИНДУСТРИАЛЬНУЮ — 2,3 века; ПОСТИНДУСТРИАЛЬНУЮ продолжительностью в 2,3 века.

Цивилизационный подход лишен классовых условностей, поэтому в настоящее время он более распространен по сравнению с другими. В этом — его достоинство. Вместе с тем, следуя цивилиза-ционному подходу, можно «вогнать» специфику развития разных стран и регионов в общую схему, лишив их самобытности и уникальности; в этом таится опасность цивилизационного подхода.

III. Согласно другой классификации, при которой используется критерий СТЕПЕНЬ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, выделяют три экономические системы: индустриальную, постиндустриальную и неоиндустриальную. Последняя имеет и другое название — «информационное общество».

IV. Существуют и такие классификации, в основе которых лежат два критерия: ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА и СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. На основе этих признаков выделяют: командную, рыночную и смешанную экономику.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63165. Память как познавательный процесс 106 KB
  Память - это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией
63166. Право як навчальний предмет. Мета, завдання, особливості курсу 22.77 KB
  Обладнання й матеріали: Конституція України Конвенція ООН про права дитини Загальна декларація прав людини плакати з висловами відомих людей про права людини. Мир прогрес права людини ці три цілі нерозривно повязані неможливо досягнути...
63167. Вступ до історії стародавнього світу 28.52 KB
  Мета: Сформувати уявлення про хронологічні межі та предмет історії стародавнього світу дати визначення понять стародавній світ історичне джерело археологічні памятки розвивати навички відліку часу до н. Після цього уроку учні зможуть...
63168. СЛОВ’ЯНИ ПІД ЧАС ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕННЯ НАРОДІВ 31.51 KB
  Мета: визначити територію, заняття й суспільні відносини союзів словянських племен, що стали базою, на якій виникла держава — Київська Русь; розвивати в учнів навички роботи з першоджерелами, історичною картою, блок-таблицями, схемами...
63169. Правознавство. Життя за правилами 21.63 KB
  Мета: познайомити учнів з правилами суспільного життя з ознаками правової норми сформувати розуміння необхідності дотримання законів і правил виховувати в учнів активну громадянську позицію.
63170. Виникнення людини. Залюднення Європи 27.2 KB
  Мета: дати уявлення про передумови виникнення людини; розглянути процес розселення пралюдей на території Європи; показати роль праці у виділенні людини з тваринного світу.
63171. СТАНОВЛЕННЯ ДЕРЖАВИ З ЦЕНТРОМ У КИЄВІ 42.97 KB
  Рюрик помер у Новгороді залишивши малолітнього сина Ігоря на руках його вихователя Олега. Виступ учня Правління Олега. Він вважав що Аскольд став жертвою змови київських прибічників язичництва: Убивство Аскольдове найбільш вірогідне що хрещення тому причиною було...
63172. Право. Норми права. Правовідносини 29.03 KB
  Мета: розкрити зміст поняття права визначити його особливості поміж інших соціальних норм; розтлумачити основні ознаки права; розвивати вміння учнів робити порівняльний аналіз фактів понять та подій соціального буття...
63173. Освоєння давньою людиною теренів Європи 22.56 KB
  Мета: Показати основні зміни навколишнього середовища в льодовиковий період їхній вплив на розвиток людини її господарське життя; формувати навички встановлення причиннонаслідкових звязків.