65787

Преднаука и философия познания в античном мире (классический период)

Доклад

Логика и философия

Классический связан с именами Сократа Платона Аристотеля. Проблема человека впервые была выделена у Сократа. Метод Сократа был вполне научным методом выявления знания который впоследствии Аристотелем был назван индукцией и был приемом выявления определений для общих понятий.

Русский

2014-08-06

44 KB

6 чел.

3. Преднаука и философия познания в античном мире (классический период)

Второй период – классическая философия(V-IV в.д.н.э.). Расцвет древнегреческой философии был связан с ее поворотом от мира природы (Космоса) к теме человека (микрокосмоса) и общества. Этот период связывают со школой софистов, первых древнегреческих просветителей и учителей мудрости (Протагор, Горгий, Антифонт и др.) Иначе рассматривал проблему человека греческий учитель нравственности Сократ (оказание помощи человеку в его познании самого себя). После Сократа существовала школа киников (Антисфен, Диоген). Они призывали вести предельно простой “собачий” способ существования, отказ от мирских удовольствий. Особое место занимает личность Платона, он считается родоначальником объективного идеализма. Сторонники Платона, основателя Академии, считали реальное существование некого духовного начала, которое породило из себя этот материальный мир. Платон хорошо известен также и своим социально – политическим учением. Он явился родоначальником философского идеализма. Вершиной в развитии древнегреческой философии стало творчество Аристотеля.

    Греческое мышление с полным правом можно назвать теоретическим. Оно носило созерцательный характер и было лишено эксперимента как критерия истины. Хотя возникновение теоретического мышления было вызвано потребностями практики, но древние мыслители не рассматривали проблему соответствия теории практической деятельности, ее нуждам и запросам. В этом подходе проявляется особый характер общественного разделения труда: физический труд, практическая деятельность, связанная с повседневной деятельностью — удел рабов, умственный труд — право и привилегия, признак свободного человека. Поэтому отсутствие экспериментальной проверки истинности знания является причиной необычного многообразия различных школ и направлений, где проявляются различные тенденции, возможности становления и развития теоретического знания. Поэтому древнегреческая философия становится подлинной школой мышления, интеллектуального становления для последующих эпох. Рабский труд не стимулировал развитие техники, средств производства в целом и основанного на них эксперимента как формы научного познания. Поэтому в основе научной деятельности лежали не наблюдения, проверяемые экспериментально, а гипотеза. Одно и тоже явление гипотетически имело множество значений.

2. Классический связан с именами Сократа, Платона, Аристотеля.

Особенность:  переход от натурфилософских вопросов к антропологическим и гносеологическим.

Наиболее известными софистами этого периода являются Протагор, Гиппий.

Протагор - один из наиболее известных софистов. Основное его изречение - «Человек есть мера всех вещей».  

 Анаксагор впервые ввёл в  науку представление о гомеомериях  - бесконечном множестве материальных частиц, из которых состоит мир. Наряду с этим понятием он ввёл ещё одно понятие – «Нус» или «Ум» - это духовная сила, заставившая двигаться и изменяться. Вводится эта сила потому, что философ не может найти материальных причин изменения мира.

Проблема человека впервые была выделена у Сократа. Сократ впервые понятие, а не действительность, сделал предметом анализа, поэтому его часто называют первым философом, олицетворением философии. В центре его философии – метод доказательства и определения понятий, который он называл диалектикой. Слово диалектика дословно означает «искусство вести беседу, спор». Диалектика описывает в отличии от диалектики Платона не развитие природы, а движение человеческой мысли в ходе дискуссии, позволяющая установить  истину. Метод рождения истины называл майевтикой.

Главное место в сократовской философии принадлежало этике, причем Сократ уделял большое влияние знанию и полагал, что правильное знание следует определять с помощью двух методов:

1. метода выделения общего из ряда частных случаев;

2. метода выявления признаков, упущенных при общем анализе. Сам Сократ называл свой метод преподавания меэвтикой – «повивальным искусством».

Метод Сократа был вполне научным методом выявления знания, который впоследствии Аристотелем был назван индукцией и был приемом выявления определений для общих понятий. Сократ обучал искусству обобщения, искусству находить правильные определения общих понятий. Обучение это велось в форме собеседований, в процессе которых ученики действительно не приобретали новых понятий, а лишь проясняли с помощью учителя те, которые они знали. Таким образом, Сократ учил логике.

В лице Сократа человеческий разум впервые стал мыслить логически. Логическое мышление продолжали его ученики, Платон, а ученик Платона – Аристотель – основал логику.

Есть еще одно важное положение в учении Сократа о знании: знание именно потому доступно каждому и свободно выявляется в беседах, что оно как бы прирождено человеку.

Учение о знании для Сократа было не целью, а средством. На первом месте в его деятельности стояла этика. В чем же состояла этика Сократа?

Нравственные стремления, т.е. стремления к добру, уже существуют у каждого человека и для превращения их в добродетель необходимо их как бы вспомнить, выявить. То есть нужно вспомнить, что такое добро, и как только это сделано, человек уже от одного этого становится добродетельным. Порок происходит только от недостатка знания, от заблуждения. Добродетель есть знание, а именно – знание добра. Знание есть добродетель, оно есть условие добродетели. Доказывал же это Сократ тем, что всякий хочет добра: никто добровольно не зол, а если делает зло, то потому, что не знает добра и принимает зло да добро.

Сократ был убежден, что люди от природы добры. Его учение можно назвать этическим интеллектуализмом, т.к. он считал знание пониманием добра, чисто интеллектуальным элементом, наиважнейшей частью нравственности. Более того, знание считал он самой нравственностью.

В переводе с греческого «майевтика» - «повивальное искусство». Майевтика  как искусство Сократа включает три основных элемента:

1. диалектику как ядро сократовского искусства и философский метод;

2. наводящие вопросы и примеры как повивальные приёмы;

3. иронию.

Ирония (в перев. с греч. означает притворство) стала важной составляющей его метода.

Основной принцип познания по Сократу: «Познай самого себя». Для Сократа характерны были гносеологические вопросы этики. Сократ был приговорён к смерти за непочтение богам и развращение юношества.  

Учения Сократа продолжил Платон.

Он основал философскую школу, которая получила название «Академия». Название школа получила от места своего расположения (она была рядом с рощей, посаженной в честь аттического героя Академа), а члены школы стали называться академиками.

Методом познания Платона был сократический метод – метод анализа понятий. Учение Платона состоит из 3 частей.

1) диалектика – учение о бытии,   

2) физика – учение о природе,

3) этика – учение о нравственности.

Главным в философии Платона является то, что он впервые ставит вопрос о соотношении бытия и мышления, тем самым закладывает основу идеалистической философии. В философии он рассматривает мир идей (эйдосы) и мир вещей. Мир идей познаётся умом,  при помощи диалектики, то есть индуктивно – дедуктивным методом, то есть путём логики и по законам логики. Основные теоретические характеристики онтологии Платона:

  1.  классик объективного идеализма;
  2.  метафизик;
  3.  ему присуща теология как учение о целесообразности, зародившаяся в учении Анаксагора.

Основные произведения: «Пир», «Диалоги», «Федр», «Государство», «Политика», «Законы»,

Аристотель. Его учиником был А. Македонский.

Крупнейшие произведения: «Органон», «Метафизика», «Физика» «Категории», «О душе», «Политика», «Большая этика»  и другие.  Аристотель продолжил традицию Афинской школы.

В Афинах он открыл собственную школу – Ликей. Знаменитое изречение Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже». Разрыв Аристотеля с Платоном главным образом состоит в том, что Платон подлинную реальностью считал «мир идей», а «мир вещей» - это «мир теней».

Материя – это только субстрат, вещество. Форма – движущее начало, «то, откуда движения». Материя в чистом виде не существует. Материя без формы, движущего начало, лишена жизни, энергии. Она остается только возможностью. Действительностью становится материя в её связи с формой.

Движение – это процесс перехода потенциального бытия (материи) в  актуальное, то есть реально существующее. В этом понимании связи материи и движения преобладает идеалистический подход.  Аристотель утверждал, что первым источником движения является мировой разум, или Бог, или перводвигатель.

В учении  о познании Аристотель основывался на принципе сенсуализма:

Все знания возникают из ощущений. «Тот, кто не ощущает, ничего не знает и ничего не понимает», писал Аристотель. На базе ощущений возникают восприятия, которые вместе с ощущениями образуют чувственную ступень познания. На её основе возникает разумное познание.

Как и Платон, Аристотель разработал теорию государства, которое он отождествлял с обществом (трактат «политика»).  Главные формы государственного устройства – демократия и олигархия. Он ввёл представление о «классах» богатых и бедных.

Аристотель рассматривал проблему души, которая характерна как для человека, так для растений и животных. Аристотель выделяет три вида души:

Растительную, чувственную (характерно для животных) и разумную (для человека).

Под диалектикой Аристотель понимал средство разрешения противоречия. Сущность не может быть противоречивой. Поэтому на уровне сущностей диалектика исчезает. Диалектика есть низший уровень логики, и связана она с движением от  знания единичного к общему. На уровне сущности действует не диалектика, а логика (аналитика).

 «Первая философия» - это метафизика, то есть наука об  умопостигаемом. Предмет науки – это общее, постигаемое умом. В отличие от Платона для него характерны материалистические положения. Учения Платона и Аристотеля послужили идейной основой философии христианства.

Диалектика: учение о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления; Один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76792. Подмышечная ямка 184.1 KB
  Подкрыльцовая впадина подмышечная ямка пространство между боковым отделом грудной клетки и плечом. Стенки впадины Передняя стенка образована подключичной большой и малой грудной мышцами покрытыми грудиноключичной фасцией. Верхний ключичногрудной находится между ключицей и верхним краем малой грудной мышцы. Средний грудной соответствует малой грудной мышце с началом от IIIY ребер и прикреплением к клювовидному отростку лопатки.
76793. Венозные сплетения и анастомозы 179.96 KB
  Во многих органах возникают органные венозные сплетения: глоточное щитовидное мочепузырное прямокишечное и другие Три крупных вены: верхняя нижняя полые и воротная образуют каждая свою венозную систему. Венозные соединения между ветвями одной вены то есть пределах одной системы считаются внутрисистемными. Кавакавальные анастомозы в передней брюшной стенке образуются притоками верхней полой вены: верхней надчревной грудонадчревной венами и притоками нижней полой вены: надчревной нижней и надчревной поверхностной. В задней стенке груди...
76794. Плацентарное кровообращение 180.17 KB
  umbiliclis достигает ворот печени и делится на портальную ветвь впадающую в воротную вену и более крупный венозный проток ductus venosus вливающийся в печеночную или нижнюю полую вену. Поэтому малая часть крови проходит через всю систему воротной вены печени как плодного органа кроветворения и вливается в нижнюю полую через печеночные вены. Пупочная вена после перевязки зарастает в пупке и находится в круглой связке печени впадая в воротную вену что используется для введения через нее лекарственных и диагностических средств при...
76795. Сердце — развитие, строение, топография 182.81 KB
  После срастания перегородок образуется вторичное межпредсердное отверстие овальное так как прорывается краниальная часть перегородки. Левое отверстие и митральный двухстворчатый клапан лежат на уровне IIIго реберного хряща правое и трехстворчатый клапан над IVм хрящом у грудины. Аортальное отверстие и его полулунные клапаны находятся кзади от левого края грудины на уровне IIIго межреберья; отверстие легочного ствола с полулунными клапанами над IIIим правым реберным хрящом у правого края грудины. Правое предсердие атриум декстер...
76796. Строение миокарда 183.83 KB
  Проводящая система сердца. В предсердиях и желудочках образуется разное количество слоев с неодинаковым расположением и направлением мышечных волокон сократительных кардиомиоцитов которые начинаются от мягкого соединительнотканного скелета сердца. В сократительном миокарде желудочков различаются: общий поверхностный слой с косо ориентированными волокнами начинающимися от фиброзных колец и уходящими в верхушку сердца где они образуют завиток вортекс и плавно переходят во внутренний слой; средний слой из круговых волокон являющийся...
76797. Сосуды и нервы сердца 180.54 KB
  Они венцом окружают основание сердца отчего нередко называются венечными. Левая венечная артерия проходит между началом легочного ствола и левым ушком и передней межжелудочковой ветвью спускается к верхушке сердца а огибающей ветвью по венечной борозде и задней поверхности. Наиболее выраженные и постоянные анастомозы находятся: в верхней части передней стенки правого желудочка; в передней стенке левого желудочка по левому краю; в верхушке сердца задней межжелудочковой борозде и межжелудочковой перегородке; в стенках предсердий.
76798. Сосуды большого круга 180.76 KB
  Аорта на всем протяжении делится на париетальные и висцеральные ветви и заканчивается бифуркацией на общие подвздошные артерии на уровне IVVго поясничных позвонков. Из ее париетальных и висцеральных ветвей возникают экстра и интраорганные артерии которые подходят к органам как правило с медиальной стороны используя кратчайшие пути. В части паренхиматозных органов: легких печени селезенке почке артерии разветвляются в соответствии с делением на доли сектора сегменты и более мелкие части вплоть до структурнофункциональных единиц ...
76799. Бедренный канал 180.44 KB
  Глубокое кольцо бедренного канала находится в медиальной части сосудистой лакуны под паховой связкой и ограничено: сверху паховой связкой у места прикрепления ее к лобковому бугорку и симфизу; снизу лобковым гребнем и покрывающей его гребенчатой связкой; медиально лакунарной связкой заполняющей внутренний угол сосудистой лакуны; латерально стенкой бедренной вены. В практике хорошо прощупываемая паховая связка выступает как важный клиникоанатомический ориентир позволяющий отличить бедренную грыжу от паховой так как бедренный...
76800. Медиальные и задние мышцы и фасции бедра 180.94 KB
  Медиальная бедренная мышечная группа Хорошо развита в связи с прямохождением и выполняет приведение бедра потому в основном укомплектована приводящими мышцами. Длинная приводящая мышца начинается толстым сухожилием от лобковой кости между гребнем и симфизом. Мышца лежит погранично с медиальной широкой из четырехглавой мышцы бедра. Короткая приводящая мышца с началом от тела и нижней ветви лобковой кости прикреплением к верхнему участку тернистой линии бедренной кости; приводит и сгибает бедро.