6579

Философия, ее смысл и функции

Контрольная

Логика и философия

Философия, ее смысл и функции. Истоки философии и её смысл. Философское мировоззрение. Методы философии Структура и функции философии. Термин философия означает буквально любовь к мудрости. Его впервые употребил Пифагор по отнош...

Русский

2013-01-06

30.78 KB

18 чел.

Философия, ее смысл и функции.

1.Истоки философии и её смысл.

2.Философское мировоззрение. Методы философии

3.Структура и функции философии.

1вопрос.

Термин «философия» означает буквально « любовь к мудрости ». Его впервые употребил Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Философское мышление стремится не просто накопить массу сведений, а понять и объяснить мир как целостный и единый в своей основе. Мудрость обязательно предполагала особого рода знаний – знания единого во всём, в отличие от знания отдельных вещей. Философия с самого начала аккумулировала разнообразные знания из разных сфер и возникла как «знание обо всем».

Кроме познания мира, философия предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия.

На протяжении веков философов волнует вопрос о природе, при этом их интересуют не частности, а принципиальные вопросы: возникновение Земли, звёзд. На ранних стадиях развития философии ядром всех размышлений был вопрос о первооснове всего сущего, из которой всё возникает и в которую всё превращается. При всём различии взглядов философов, все они решали задачу связать фрагменты человеческих знаний воедино, найти единство в многообразии природы. Таким образом, философия выступает как философия природы, натурфилософия.

Постепенно философия стала заниматься вопросами общественной жизни людей, её политического, правового устройства. Также как натурфилософы подготовили возникновение естествознания, социально – философская мысль подготовила почву для конкретных общественных дисциплин (история, юриспруденция, социология и т.д.). Изучая и анализируя общественные явления, философы много думали о наилучшем устройстве общества и завещали последующим поколениям, найденные ими идеалы разума, справедливости, свободы в качестве принципов общественной жизни.

Предметом раздумий философов стал также и сам человек, его природа, чувства, мораль, познание, искусство и т. д. Греческий философ Сократ совершил поворот в философии к человеку, его предназначению, жизни и смерти, справедливости, мужеству и т. д. Он поставил человека в центр философского внимания. Таким образом, предметом философских размышлений стали природа, общество и человек в их сложных взаимоотношениях.

Предпосылками возникновения философии стали такие формы общественного сознания как мифология и религия.

Мифология (мифос – сказание, логос – понятие, слово) – форма общественного сознания, характерная для ранних стадий развития общества.

У многих народов в мифах повторяется космическая тема. Это попытка ответа на вопрос о происхождении, устройстве мира, о возникновении явлений природы и т.д.

Формирование мира понималось в мифологии как творение или постепенное развитие из бесформенного состояния, как созидание, через преодоление демонических сил. Миф – наиболее ранняя форма духовной культуры человеческие черты переносились на окружающий мир, одушевлялись силы природы (гилозоизм). Таким образом, мир представлялся как единое целое.

Миф выполнял многообразные функции: с его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, формировались коллективные представления народа, закреплялась принятая в данном обществе система ценностей, поощрялись определённые формы поведения. Через сказки, легенды, исторические предания, мифологические сюжеты вошли в культуру различных народов – в литературу, живопись, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии – ислам, буддизм, христианство.

Некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и до сих пор. Миф изжил себя с угасанием первобытных форм жизни, но поиск ответов на вопросы, поставленные мифологическим сознанием – о происхождении мира, человека, тайны рождения и смерти, социального устройства и т.д. – не прекратился.

Ответами на эти и другие вопросы занимается также и религия (религио - благочестие, святыня, предмет культа). Это форма мировоззрения, в которой познание мира осуществляется через его разделение на земной, естественный, воспринимаемый органами чувств и потусторонний, небесный, сверхъестественный. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в жизни людей и существовании мира. Религия имеет очень мощное влияние на людей во всём мире, несмотря на достижения науки. Это связано в значительной мере с тем, что религии хранят огромный жизненный опыт человечества, систему ценностей, норм поведения, нравственных идеалов,

которые так нужны современному человеку. Религия разными способами культивирует чувства доброты, любви, терпимости, сострадания, милосердия и т.д. Религия способствовала развитию духовности человека. Родственность религии и философии состоит в том, что обе они являются формами мировоззрения, решающими сходные задачи познания мира и воздействия на сознание и поведение людей.

Особенностью философского мировоззрения является то, что, поднимая те же самые вопросы для осмысления, что мифология и религия: происхождение мира и человека, будущее человека и общества, оно применяет другой метод осмысления этого. Вместо эмоционально-чувственного познания, нормативов, традиций, ритуально-догматических установок на первый план выдвигаются разум и объективное знание.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия – это форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Объектом философии является вся объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.

Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

2вопрос.

В философии всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направленность сознания на формирование картины окружающего мира и его обращённость «внутрь», к самому человеку, стремление понять его суть, место в мире. Отношения мира внешнего и внутреннего (духовной жизни) пронизывают всю философию:

- Является ли сладость объективным свойством сахара или это лишь субъективное вкусовое ощущение человека?

- Принадлежит ли красота предметам природы, людям или это человеческая (субъективная) способность воспринимать красоту?

- Что такое истина? Нечто объективное или это познавательное движение человека?

Все эти вопросы затрагивают общую проблему соотношения бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека. Проблема «мир - человек» может рассматриваться как универсальная, в определённом смысле как основной вопрос философии.

Важнейшее его содержание составляет альтернатива: что является первичным: дух или природа?

Другой стороной этого вопроса является принцип познаваемости мира. Философы, принимавшие за исходный пункт дух, сознание назывались идеалисты. Те же, кто брал за основу миропонимания природу, материю, существующую независимо от человеческого сознания назывались материалистами.

Вопрос этот не все философы рассматривают, как основной и в истории философии большинством философов он вообще не формулировался, а Альберт Камю считал самой важной проблемой, проблему смысла жизни: «Решить стоит ли жизнь труда быть прожитой или она не стоит этого, - значит ответить на основной вопрос философии».

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, другим странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы).

 

Методы философии

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются с учетом внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей;

Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе, без взаимосвязи, однозначно, без учета противоречий;

Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Такой метод был присущ средневековой теологической философии;

Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате этого появляются поверхностные, но внешне правдоподобные выводы (в средние века - в религии, в настоящее время - в рекламе);

Софистика - метод, основанный на логически ошибочных рассуждениях, выдающихся за логически истинные с помощью уловок, двусмысленности, с целью не получения истины, а победы, например, в споре, доказательства «чего угодно и кому угодно»; софистика была распространена в Древней Греции и использовалась как прием ораторского искусства;

Герменевтика - метод прочтения и толкования смысла текстов, широко распространен в западной философии;

Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса лежит опыт, получаемый в основном в результате чувственного познания («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях»);

Рационализм - философский метод и направление в философии, согласно которому абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (т. е. выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений («Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение - это уже работа мысли, разума»).

3 вопрос.

Философия, как система знаний имеет собственную структуру, элементами которой являются философские учения:

- История философии изучает процесс становления и развития философии.

- Онтология (онтос – сущее, логос – учение) – исследует наиболее общие проблемы бытия природы, общества, человека, стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.

- Гносеология (гнозис – познание) - анализирует наиболее общие вопросы познания. Познаваем мир или нет, о возможностях, целях и методах познания. В современной гносеологии выделились такие ведущие отрасли как эпистемология (учение о знании как таковом, его структуре, закономерностях), науковедение (дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки)

- Социальная философия изучает наиболее общие вопросы развития общества.

- Философская антропология исследует наиболее общие вопросы человека.

- Аксиология (аксиа – ценность) – теория ценностей.

 

- Эстетика – учение о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, о красоте и гармонии мира, о смысле и предназначении искусства;

- Этика философское учение о морали и нравственности, о добре и зле, в задачи которого входит уяснение природы морали и нравственности, их происхождении и функциях.

 - Логика - наука о законах мышления.

 

Среди философских учений можно выделить также философию природы,

философию техники, философию права, философию культуры, философию

истории и.т.д.

Функции философии:

Эстетическая - связана с изучением законов красоты и ее восприятия человеческим сознанием.

Критическая – передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают устоявшееся мнение, миропонимание. Вместе с этим они стремятся сохранить в отвергаемом всё ценное, рациональное и развить его. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и ценностям.

Аксиологическая (от греч. ахios - ценный). Философия способствует ориентации человека на определённые ценности: социальные, нравственные, эстетические, идеологические и.т.д.

Гносеологическая (познавательная) - философия, способствует расширению и углублению знаний о мире, человеке.

 

 Мировоззренческая - философия способствует формированию целостной картины мира, объединяя данные наук, искусств, практик, религии и.т.д.

Методологическая - связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека.

Гуманистическая - связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод.

 

Эвристическая - (от греч. heurisko – открываю, отыскиваю) – искусство изобретения; руководство к тому, как находить новое, в том числе путём наводящих вопросов, учение о творческом мышлении.

Вопросы для самоконтроля:

1.В чем особенность философского познания мира?

2.Чем похожи и чем отличаются мифология, религия, философия?

3. Попытайтесь объяснить термины:

- философия

- натурфилософия

- мифология

 

- гилозоизм

- идеализм

- материализм

- онтология

- гносеология

- аксиология

- философская антропология.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21366. Аппаратура передающего тракта : устройство модулирующих сигналов 59.19 KB
  В состав блока входят: ячейки ЧТ1; ячейки ЧТ2; ячейка ХИП; ячейка преобразователя кода. Сдвиговые частоты с шагом 10 Гц вверх и вниз от несущей частоты 128000 Гц формируются в ячейках ЧТ1 и ЧТ2. Сформированные в ячейках ЧТ1 напряжения частотой 128 F кГц и в ячейках ЧТ2 128 F кГц поступают в ячейку ХИП. В ячейках ХИП формируется напряжение представляющее собой хаотическую последовательность импульсов.
21367. Аппаратура передающего тракта : возбудитель «ЛАЗУРЬ 50.33 KB
  Время настройки по коду частоты не более 03 сек. Устройство и принцип работы Возбудитель построен по принципу супергетеродина с автоматической настройкой по коду частоты с тройным в КВ диапазоне и двойным в УКВ диапазоне преобразованием частоты с использованием в качестве гетеродинов синтезаторов частот. Для переноса сигнала помехи с поднесущей частоты 128 кГц поступающей с УМС в диапазон рабочих частот 15 – 30 МГц используются три преобразования поднесущей частоты с помощью эталонных колебаний трёх гетеродинов формируемых в...
21368. Аппаратура передающего тракта : усилитель мощности АСП Р378А,Б 52.83 KB
  УРУ построен по двухтактной схеме на 12 лампах ГУ74Б. Один – низковольтный: питает предварительный усилитель накалы ламп цепи смещения управления сигнализации и защиты. Два высоковольтных – питают анодные и экранные цепи ламп УРУ. Выполнен по двухтактной схеме на 12ти лампах ГУ74Б по схеме усилителя бегущей волны для чего в цепи управляющих сеток ламп включены сеточные линии индуктивности и ёмкости с волновым сопротивлением 100 Ом.
21369. Аппаратура передающего тракта : усилитель мощности АСП Р325У 121.71 KB
  Устройство и принцип работы АСП Р 325У и Р378АБ Занятие №11Аппаратура передающего тракта : усилитель мощности АСП Р325У ВНИМАНИЕ: В зависимости от времени изготовления изделия названия блоков и некоторые обозначения в функциопальных и принципиальных схемах технической документации могут отличаться от приведённых в пособии; имеют место некоторые разночтения в эксплуатационной документации по причине недостаточно тщательной её проработки изготовителем Пользуйтесь конкретной...
21370. Антенно- фидерные системы АСП Р325У и Р378А,Б 736.89 KB
  ПЕРЕДАЮЩАЯ АФС СТАНЦИИ Р325У Передающая АФС состоит из одной широкодиапазонной антенны ГУ107 которая обеспечивает секторное излучение земных волн во всём диапазоне частот. У опорных стоек и у основания мачты к проводам антенны подключаются нагрузочные сопротивления кабельного типа длиной по 100м. Для согласования двухпроводного фидера антенны с несимметричным выходом передатчика служит согласующесимметрирующий трансформатор блок ГУ462. У опорных стоек и у основания мачты к проводам антенны...
21371. Устройство управления станцией Р325У и Р378А,Б 44.95 KB
  Назначение ТД состав УУС. УУС предназначено для автоматизированного управления приёмо–анализирующей и передающей аппаратурой в соответствии с выбранным способом управления и режимом работы станции. УУС формирует команды с помощью которых устройства входящие в состав станции обмениваются информацией по заданному алгоритму. УУС выполняет следующие основные операции: формирование команд ПУСК панорамного обнаружителя; приём команд снятия пеленга и точной настройки; считывание информации с панорамного...
21372. Аппаратура передачи данных и связи 103.36 KB
  Устройство и принцип работы АСП Р 325У и Р378АБ Занятие №14Аппаратура передачи данных и связи Состав и назначение РРС Р – 415В – предназначена для обмена телекодовой информацией с АПУ Р–330К и организации служебной связи при централизованном режиме управления. В режиме КОНТРОЛЬ предусмотрена возможность ручного контроля узлов. В режиме РАБОТА обеспечивается индикация уровня входных сигналов ПРМ по прибору БКУ которая осуществляется схемой формирования уровней...
21373. Система электропитания станций. Дополнительное оборудование 191.77 KB
  НАЗНАЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И СОСТАВ системы электропитания станций Р378А Система электропитания предназначена для питания аппаратуры станции от первичных источников переменного тока напряжением 380 В От промышленной сети переменного трёхфазного тока 380В аппаратура питается через стабилизатор напряжения. При напряжении сети равном 380 19 В предусматривается электропитание непосредственно от сети минуя стабилизатор. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ Напряжение на ввод силовой поступает от промышленной сети через щит...
21374. Назначение, технические характеристики, состав АСП Р330Б 24.08 KB
  АСП Р330Б предназначена для обнаружения пеленгования технического анализа радиоизлучений и радиоподавления прицельными помехами линий радиосвязи в тактическом звене управления противника в диапазоне частот 30100 МГц. АСП обеспечивает: автоматический поиск и обнаружение источников радиоизлучений ИРИ в пределах частотного диапазона или в заданном участке диапазона; автоматическое пеленгование обнаруженных ИРИ; отображение значений частоты и пеленга обнаруженных ИРИ на табло УУС устройство управления станцией; определение...