6582

Философская мысль Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени

Контрольная

Логика и философия

Философская мысль Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени. Философская мысль Средних веков (IV -XIV вв.) Философия эпохи Возрождения(XV - XVI вв.) Философия Нового времени.(XVI - XVII вв.) Средневековье - эпоха господст...

Русский

2013-01-06

29.28 KB

16 чел.

Философская мысль Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени.

1. Философская мысль Средних веков (IV-XIV вв.)

2. Философия эпохи Возрождения(XV -XVI вв.)

3. Философия Нового времени.(XVI - XVII вв.)

1вопрос

Средневековье — эпоха господства религиозного сознания. Философия в этот период была служанкой богословия; т. е. она занималась в основном тем, что обслуживала религиозную веру.

Средневековая философия делится на два основных периода:

патристика (патер - по-латыни - «отец»; связана с разработкой «отцами церкви» основ христианской догматики; общее название учений ранних христианских богословов и философов - II-VIII вв.);

схоластика («школьная философия»; зрелое и систематическое учение о Боге, мире и человеке – с VI в.до XV в., господствовало в университетах). Если греческая философия была связана с языческим многобожием (политеизмом), то философская мысль средних веков уходит корнями в религию единобожия (монотеизма). В центре средневековой философии и всей культуры находится Бог и его отношения с человеком. Такая особенность религиозного мировоззрения называется теоцентризмом.

Высшая цель жизни человека выражается в служении Богу. Согласно средневековому мышлению, Бог есть первопричина и первооснова мира. Бог сотворил мир из «ничего» - такая концепция называется креационизмом (от лат. creatio -«творение», «создание»). Отличительной чертой средневековой философии был провиденциализм - вера в то, что все в мире совершается по воле божественного провидения.

Средневековая философская мысль представлена двумя течениями: реализмом и номинализмом.

Реализм - философское учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире (чувственное восприятие мира).

Согласно реализму универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме, а человек – подобие бога; только благодаря этому человеческий разум в состоянии понять сущность вещей, ибо эта сущность есть ничто иное, как всеобщие универсалии. Отсюда, познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.

Номинализмфилософское течение, представители которого подчеркивают приоритет воли над разумом. Усилием воли человек может понять мир. Общие понятия только имена, они не обладают никакой самостоятельностью, помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования для целого ряда вещей и явлений.

Первый выдающийся ум средневековья – Августин Аврелий, прозванный Блаженным (354-430 гг.), христианский теолог и философ, представитель патристики, оказавший существенное влияние как на развитие христианского богословского канона (и в католической, и в православной, и в протестантской его версиях), так и на эволюцию культуры западного образца в целом. В православии признан блаженным, а в католицизме - святым и Учителем Церкви. Наиболее значительные произведения: "Исповедь" (400) и "О граде Божьем" (413-426).

Важнейшим моментом учения Августина выступает его концепция соотношения веры с рациональным знанием: веру он ставит в качестве исходного основания любого знания: "разве учитель будет стараться объяснить темные места у Вергилия, если прежде того не поверит в значительность Вергилия? Точно так же и читатель Священных Писаний должен уверовать в их авторитет прежде, чем научится их понимать". («Верь, чтобы понимать»)

Фома Аквинский - вторая крупная фигура средневековой философии. До сих пор католическая церковь считает его своим крупнейшим философом. Он был очень образованным ученым, богословом, философом. Выдающимся философом Фома стал во многом благодаря тому, что освоил наследие Аристотеля, приспособив его к нуждам католического вероучения. Учение Фомы (томизм) пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX веке под названием неотомизма - одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.

2вопрос.

Начиная с 15 века средневековая культура и образ жизни начинают вытесняться возрожденной моделью античного типа культуры - отсюда и название эпохи. Центром философской мысли уже становится не Бог, а человек (антропоцентризм). Антропоцентризм провозглашает человека центром Вселенной (что вокруг него все вертится, что не Бог главный, а Человек). Характерной чертой эпохи был гуманизм, т.е. человеколюбие.

Гуманисты отходят от трактовки человека исключительно как божественного создания, подчеркивают его природное начало (хотя не отрицают и божественного), верят в счастливое будущее человека, выступают за его свободу - как физическую, так и духовную

Одно из первых проявлений свободомыслия — отказ от христианского теизма (вера в Бога, согласно которой Бог существует над миром, является сверхъестественным существом, творцом и властителем мира) и переход к пантеизму – философской концепции, согласно которой Бог есть Природа, а Природа есть Бог. Пантеизм растворяет Бога в Природе. Наиболее представительные фигуры этой формы свободомыслия — Николай Кузанский и Джордано Бруно.

Джордано Бруно (1548-1600) — философ-бунтарь, воспринял идею Коперника о том, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот. Так, он утверждал, что звезды – это те же солнца, только очень удаленные от Земли, и поэтому их свет такой маленький. Вокруг звезд, как и вокруг Солнца, кружатся планеты, и на некоторых из них есть жизнь. Дж. Бруно выдвинул, таким образом, фундаментальную идею множественности миров. В 52 года он был сожжен на «Площади цветов» в Риме. Его уговаривали раскаяться, отказаться от своих идей, но он был непреклонен.

Николай Кузанский - священнослужитель, богослов, но придерживался новаторских для своего времени взглядов, дал новую трактовку бытия и познания, открыл закон совпадения противоположностей (формы и материи, сущности и существования).

Франческо Петрарка - родоначальник идеологии гуманизма, поэт, автор «Книги Песен».

Лоренцо Валла - автор трактата «О наслаждении как об истинном благе».

Наиболее известный гуманист эпохи Возрождения – Эразм Роттердамский (1469-1536). Главное его сочинение — «Похвальное слово Глупости». Он отстаивал веротерпимость.

С именами Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея связано появление теории гелиоцентризма, знаний о том, что Солнце - центр Вселенной, которая бесконечна, состоит из галактик (скопления звезд).

3вопрос.

Главной задачей философии этого периода становятся проблемы обоснования методов познания. 17 век – арена дискуссий между рационализмом и эмпиризмом. (Эмпирики — Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк, рационалисты — Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.)

Основоположником эмпиризма (опыт в основе познания) считают Фрэнсиса Бэкона, поскольку он придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. В своей теории эмпирических исследований Бэкон выделил такие методы познания как анализ (разложение сложного на простые элементы), наблюдение, эксперимент (изучение процессов путем создания новых условий для их протекания). Основным методом науки считал индукцию – движение от частного к общему. “Знание — сила”, провозглашал он. Этим подчеркивалась практическая направленность научного знания, то, что оно увеличивает могущество человека. Основное сочинение Бэкона – «Новый Органон». В нем он попытался создать новый научный метод. Дедуктивной логике Аристотеля противопоставил индуктивную логику. Дедукция — движение от общего к частному. Бэкон предложил противоположный ход — мы идем к общему знанию через частное, путем наблюдения и эксперимента.

Основоположником рационализма считается Рене Декарт. Он обосновал ведущую роль разума в познании. Его рационализм выражался прежде всего в тезисе «Я мыслю, следовательно, существую» Этот тезис имеет два смысла: первый, который вкладывал Декарт: факт, что человек мыслит, самый очевидный и самый достоверный; поэтому из факта мышления вытекает факт существования;

второй смысл: “только мыслящий человек по-настоящему живет” или “как мы думаем, так и живем”. Человек мыслит, следовательно, существует

Томас Гоббс (1588-1679) – английский мыслитель, последовательный материалист. Как и Бэкон, Гоббс был эмпириком, считал, что в основе знаний лежит опыт, т. е. непосредственный чувственный контакт с окружающим миром. Гоббс в трактате «Левиафан» разработал теорию общественного договора, суть ее в следующем:

-человек обладает изначально злой природой;

-движущая сила его поступков - выгода, эгоизм, страсть, потребности, аффекты;

-человек часто пренебрегает интересами других, что приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;

-в целях совместного выживания люди заключили общественный договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех против всех»;

-для предотвращения «войны всех против всех» возник общий механизм для регулирования жизни в обществе - государство;

-государство - непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище - «Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути». Это сила, которой нельзя противостоять, но которая необходима для общества и порядка в нем.

Джон Локк (1632 – 1704) — английский философ-просветитель, самый видный представитель эмпиризма, основоположник материалистического сенсуализма (sens-ощущение). Он придерживался формулы: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах» По его мнению, на основе ощущений человек формирует свои знания, и благодаря этому мыслит. Локк выдвинул теорию «чистой доски» (tabula rasa). Согласно этой теории человек изначально представляет собой чистую доску и при столкновении с жизнью он получает массу впечатлений, которые закрашивают эту чистую доску. Локк был отцом либерализма. Он произвел настоящую революцию в области политического мышления. Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Он считал, что государственная власть не должна быть безграничной. Ограничить ее можно только разделением на три ветви власти. В истории политических идей это самая мощная идея. Джон Локк дополнил теорию общественного договора Гоббса идеей существования естественных прав человека: права на жизнь, на свободу, собственность граждан.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что означают термины:

-патристика

-схоластика

-креационизм

-теоцентризм

-провиденциализм

-эмпиризм

-рационализм

-теизм

-пантеизм

- гелиоцентризм

-сенсуализм

-либерализм?

2.В чём принципиальное различие между Средневековьем и Возрождением?

3.Как Вы понимаете выражение Декарта «Я мыслю, следовательно, существую»?

4.В чём значение теории разделения властей Д.Локка для современного мира?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5797. Классическая музыка в системе развития и воспитания детей раннего возраста 879.58 KB
  Актуальность исследования. Роль и значение музыкального искусства в цивилизованном обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации в социуме она передает в мировом сообществе мысли,...
5798. Технологічний процес виробництва пробіотичного препарату на основі мікроорганізму Enterococcus faecium 1.53 MB
  Проект виробництва пробіотичного препарату на основі мікроорганізму Enterococcus faecium в ліофільно висушеній формі складається зі вступу,чотирьох розділів,графічних матеріалів та списку використаної літератури...
5800. Особенности нормирования труда в рыночных условиях на примере ЦШИ ОАО Носта 590.35 KB
  Многолетний период реформирования директивно-управляемой экономической системы к настоящему времени практически завершен, в результате чего фактически сложился новый тип экономики. Предприятиям, независимо от форм собственности, предоставле...
5801. Чай и его товароведческая характеристика 191.11 KB
  Чай Потребление чая связано с национальными и историческими традициями разных стран.Для многих народов чай является продуктом первой необходимости,а некоторые народы считают его наравне с хлебом как жизненно важный,ничем не з...
5802. Анализ PR-деятельности по продвижению предприятия и разработка путей и способов повышения эффективности ООО Вкусный Урал Pizza to Pizza 718.11 KB
  Введение Усиление динамичности внешней и внутренней среды компаний в условиях нестабильной рыночной экономики требует специальных подходов к совершенствованию бизнеса ориентированных на постоянное повышение его конкурентоспособность...
5804. Розробка обємно-планувальних рішень готелю на 90 місць категорії 1.05 MB
  Незважаючи на те, що сфера послуг набуває все більшого розвитку в нашій країні, функціонування готельного господарства ускладнюється цілою низкою проблем. Однією з причин подібного протиріччя є відсутність надійної та достовірної інформації пр...
5805. Порівняння ефективності алгоритму однократної та двократної фільтрації невиявлених відмов (алгоритм з β-фільтром та алгоритм з подвійним β-фільтром) 884.77 KB
  Ефективна експлуатація повітряних суден (ПС), якими в наш час оснащені авіакомпанії, можлива лише за умови мінімізації витрат на їхнє технічне обслуговування (ТО). Тому актуальною являється задача науково...