6583

Философия Просвещения. Немецкая классическая философия

Контрольная

Логика и философия

Философия Просвещения. Немецкая классическая философия XVIII век - век Просвещения, распространения научного знания. Главной идеей философии Просвещения была мысль о ведущей роли разума в деле преобразования и развития европейской цивилизации...

Русский

2013-01-06

37.3 KB

7 чел.

Философия Просвещения. Немецкая классическая философия

1

XVIII век – век Просвещения, распространения научного знания. Главной идеей философии Просвещения была мысль о ведущей роли разума в деле преобразования и развития европейской цивилизации. Победив свое невежество, люди смогут двигаться вперед по пути прогресса, к идеалам добра, справедливости и счастья. «Дерзай быть мудрым! Имей мужество пользоваться своим собственным умом! - таков девиз эпохи Просвещения».

Епископ Джордж Беркли (1685-1753) выдвинул тезис: «Существовать – значит быть воспринимаемым». Невоспринимаемого не существует – его основная мысль. Люди не могут знать, что стоит за их чувствами-ощущениями. Не признавая существования объективного мира, материи, он в то же время признавал существование Бога, был фактически идеалистом. Его учение можно охарактеризовать как субъективный идеализм. Он допускал существование Бога, поскольку считал, что его душа восходит к той душе, которая существует за пределами его сознания, индивидуальности, в Боге.

Давид Юм (1711-1776) — философ английского Просвещения, был философом-скептиком, антирационалистом. Юм известен своей мыслью о том, что не существует объективной причинной связи вещей, что причинность устанавливается лишь как факт психического опыта. Когда мы наблюдаем, что за одним следует другое и это повторяется в разных ситуациях, то делается вывод, что одно есть причина другого. Юм полагал, что связь между вещами – результат психического опыта. Юм подверг сомнению многие христианские догмы. Вся деятельность Юма была направлена на раскрепощение человеческого разума.

Вольтер (1694-1778) – французский философ-просветитель, писатель-сатирик. Боролся против абсолютной монархии и католической церкви. Вольтер проповедовал вольнодумство, свободомыслие. Он был одним из самых ярых критиков религии и церкви. Но его критика была непоследовательной. Так, он утверждал, что если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать. Он полагал, что если бы люди перестали верить в Бога, то они передрались бы и поубивали друг друга, нарушили бы все правила жизни и не смогли вместе жить. Вольтер ратовал за политическую, идеологическую и религиозную толерантность (терпимость). Вольтер был автором афоризмов:

«Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за Ваше право его высказать я готов

пожертвовать своей жизнью».

«Лучшее – враг хорошего»

«Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать»

«Все жанры хороши, кроме скучного»

«

Боже, спаси меня от друзей – с врагами я сам справлюсь»

«Ни в каком возрасте нельзя приобрести талант, которого мы лишены, но в любом возрасте можно исправлять свои ошибки»

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) – французский философ-просветитель, оказавший значительное влияние на последующих философов и писателей. В своей «Исповеди» он откровенно описал свою жизнь, ошибки и промахи. У него также есть замечательная книга о воспитании. Руссо известен как теоретик общественного договора. Он считал, что люди изначально равны, но из-за образования государства возникло неравенство. Руссо хотел возврата в далекое прошлое, которое он называл золотым веком. «Назад к природе» – его призыв; он критиковал цивилизацию и прогресс. Руссо был также теоретиком общественного блага. Он выдвинул идею общей воли, которую ставил выше частных воль. Руссо не был ни коммунистом, ни социалистом, но был приверженцем идеи всеобщего равенства. Он — предвестник французской революции.

Дени Дидро (1713-1784) — последовательный материалист, давший образцы диалектического мышления. С его точки зрения мир — движущаяся материя; источник движения находится внутри материи (любое тело состоит из атомов, которые движутся). Дидро был сенсуалистом, признававшим в то же время значение разума, мышления для познания. Дидро возглавил создание первой в истории человечества Энциклопедии. В значительной степени благодаря факту создания Энциклопедии XVIII век называют веком Просвещения.

В XVIII веке пышным цветом расцвел механистический материализм. В это время механика была на подъеме (Ньютон незадолго до этого открыл основные законы механики) и философы стали очень многое уподоблять механическим процессам.

Так, Ламетри в сочинении «Человек-машина» уподоблял человека машине. Организм человека представлен у него как часовой механизм. Затем и общество стали уподоблять механическим системам. Уже в ХХ веке Ленин сравнивал страну с огромной фабрикой, в которой все работает как слаженный часовой механизм. В советское время человек представлялся этаким винтиком государственного механизма. Одни, действительно, были согласны считать себя винтиками в огромной машине, т. е. ощущали себя как в армии: один как все и все как один. А другие это отвергали, за что и поплатились.

2 вопрос

Немецкая классическая философия охватывает период с 70-х гг. XVIII в. и примерно до середины XIX в. Классической ее принято называть потому, что все ее учения отличаются строгой системностью и последовательным аргументированием в изложении и осмыслении главных проблем. Характерным отличием ее от всего предшествующего периода развития западноевропейской мысли является ее отчетливая направленность на выявление и освещение особенностей человеческого мышления (Кант, Фихте), а также попытки создать всеобъемлющую, целостную и логическую картину мира, в деталях поясняющую тайны мироздания и смысл мировой истории (Гегель и Шеллинг).

Иммануил Кант (1724-1804) родился и почти всю жизнь провел в г. Кенигсберге (ныне Калининград). B творчестве Канта различают два периода: докритический и критический. В докритический период он занимался проблемами естествознания, в критический им была сформулирована его философская теория критицизма.

Гносеология. В центр теории познания он ставит не объект и его свойства, а субъект познания (человека) и его возможности..

Кант считал, что в процессе познания участвуют органы чувств, рассудок и разум - то есть существует три ступени познания. Первая ступень представлена зрением, слухом, обонянием, осязанием и вкусом. На второй - полученная информация обрабатывается рассудком, в результате чего воспринимаем картину мира в целом. А на стадии подключения разума - третьей ступени - человек не только отображает, классифицирует, но и создает свои мыслительные конструкции. Так появляются философские, религиозные, научные системы, теории, идеи, понятия. Познавательные возможности человеческого разума, по Канту, ограничены неразрешимыми противоречиями, Кант назвал их антиномиями. Антиномия - положение, которое рассудок может доказать и одновременно опровергнуть, поэтому разум заходит в тупик.

В «Критике чистого разума» Кант выделяет понятия, которые характеризуют знание:

апостериорное (знание, полученное в результате опыта);

априорное (доопытное знание, существующее в разуме изначально и не требующее никакого опытного доказательства)

«вещь в себе» (внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом).

 «вещь для нас» (явление, то, что мы знаем о вещи, какой её себе представляем)

Этика. Кант придерживался так называемой «этики долга». Он считал, что моральное поведение человека зависит от того, как человек представляет себе долг. Морально он действует тогда, когда сообразуется в своих представлениях с вечным, неизменным нравственным законом, который Кант назвал категорическим императивом: «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом» («Поступай лишь согласно такому правилу, которое ты мог бы желать возвести в общий закон»). В пояснение Кант приводит несколько примеров.

Данное лицо до такой степени несчастно, что жизнь стала ему в тягость, и оно спрашивает, позволительно ли ему наложить на себя руки. Где искать ответа на этот вопрос? В категорическом императиве. Что было бы, если бы самоубийство сделалось общим законом? Было бы то, что прекратилась бы жизнь. Стало быть, самоубийство несогласно с нравственностью.

Или другой пример. Человек спрашивает себя, позволительно ли ему обманывать других людей. Согласно категорическому императиву этого делать нельзя. Если бы все люди обманывали друг друга, если бы обман стал общим законом жизни людей, то никакое общество было бы невозможно.

Этика Канта пронизана аскетизмом. Моральный закон и принцип удовольствия не согласуются. Человек должен отказаться от иллюзии, что исполнение нравственного долга принесет ему земное чувственное счастье. Долг Кант ставит выше счастья и удовольствия.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814, Восточная Пруссия) - представитель субъективного идеализма, отличавшийся вспыльчивым, упрямым и неуживчивым характером, своеобразный и гениальный автор философии активности, автор знаменитого изречения: «Я - это вечная свобода и творческая активность!»

Фихте считал философию основополагающей наукой, которая должна выработать единый метод познания. Главное в философском познании, считал Фихте, интеллектуальная интуиция. Единственным и реальным началом процесса познания является абсолютное творческое начало, которое он обозначил термином «Я».

Фактически «Абсолютное Я» у Фихте выступает в качестве единой субстанции, которая лежит у основания всего бытия. Все остальное, что не принадлежит сфере субъективного «абсолютного Я», у него называется «Не-Я», фактически это есть вся объективная реальность - природа.

Понятие свобода у Фихте, как и у Канта, имеет очень большое значение. Полная свобода человека, полагает Фихте, возможна только во внутреннем, субъективном мире. В объективном мире человек обязан подчиняться законам общества. Государство необходимо, чтобы каждый член общества мог реализовать право на частную собственность - это и есть цель исторического развития и общественная справедливость.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854)

Главная цель философии Шеллинга - понять и объяснить «абсолютное», т. е. первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:

- натурфилософию;

- практическую философию;

- иррационализм.

В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиции объективного идеализма. Природа у Шеллинга:

-первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное;

- природа не бездушный механизм, как считали просветители, а целостный

организм, единство субъективного и объективного;

-материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями Абсолютного разума;

-все природное многообразие в результате творческого акта рождается в недрах высшего начала - Абсолюта, познание которого разуму недоступно;

-но это возможно с помощью особой иррациональной способности познания - «интеллектуальной интуиции», но она доступна не каждому;

-интуиция выше чувственности и разума, искусство как синтез сознательного и бессознательного - выше науки.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) Гегель - создатель последовательной и развернутой системы объективного идеализма. Он признавал источником развития всей действительности не природу, а дух, не материю, а абсолютную идею. Эта идея, по мнению Гегеля, существует вечно и независимо от природы и человека, поэтому и носит название абсолютной. Только абсолютная идея представляет собой настоящую действительность, а реальный мир - природа и общество - есть лишь отражение идеи, результат ее развития. «Абсолютная идея» в своем движении проходит три ступени:

 

1. «Ничто» - идея порождает и накапливает свое собственное богатство содержания.

2. «Инобытие» - идея переходит в свои противоположности, обнаруживая себя в

материальном мире, в природе, т.е. материализуется.

3. «Дух» - развитие идеи завершается полным совпадением «мирового разума» с

сотворенной им природой и обществом, тождеством идеи и мира, по

терминологии Гегеля -

«абсолютным знанием».

Задача философии, согласно Гегелю, состоит в том, чтобы раскрыть исторический путь самодвижения идеи как реально существующей активной силы. Для этого необходимо видеть источник развития, который заключается в наличии противоречивых сторон в каждом явлении и предмете, результатом столкновения которых и является их самодвижение.

В диалектическом учении Гегеля указаны источник развития и его основные законы:

  1.  Закон единства и борьбы противоположностей.
  2.  Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений.
  3.  Закон отрицания отрицания

Людвиг Фейербах (1804-1872). В ряду немецких философов он является представителем материалистического направления. В центре его философского учения находится человек, поэтому его систему называют антропологическим материализмом. Человека Фейербах рассматривает как существо, являющееся и материальным, и разумным. Его сущность составляет разум, воля и сердце (чувство). Причем в разные исторические эпохи и в различных культурах эта сущность остается одной и той же.

Движущей силой человеческой деятельности, считает Фейербах, является стремление к счастью. Но человек не может быть счастлив вне общества, поэтому стремление к собственному счастью заставляет человека выйти за рамки эгоизма и заботиться о счастье всего человечества. Важное место в философии Фейербаха занимает критика религии, которую он предлагает не просто отбросить, но можно преодолеть, разобравшись в ее происхождении и сущности. Отвергая религиозный культ, Фейербах противопоставляет ему культ человека: «человек человеку Бог».

Линия немецкого материализма была продолжена выдающимися философами Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Ни одно из учений немецких философов не имело такого влияния на общество, как марксизм. Причины этого связывают с его целостностью - оно охватывает философские, социальные и экономические проблемы, а также с попыткой научно обосновать социальное равенство и возможность построения более совершенного общества, в котором воплотились бы идеи свободы, братства и справедливости.

Марксистская философия состоит из двух взаимосвязанных частей: диалектический материализм (учение о природе и познании) и исторический материализм (учение об обществе).

Основные идеи диалектического материализма:

Материя (природа) первична, а человеческое сознание вторично, производно от материи, оно есть свойство высокоорганизованной материи, отрицается существование идеальных сущностей (Бога, Абсолютной идеи, мирового разума).

Материя вечна, несотворима и неуничтожима, важнейшим ее свойством является движение, изменение, развитие. Нет материи без движения, а движения - без материи. Движение абсолютно, а покой относителен. Движение проявляется в формах: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное, которые отражают общий ход эволюции материи.

Развитие материи в целом и любых объектов осуществляется в соответствии с тремя законами материалистической диалектики, сформулированными на базе выявленных Гегелем закономерностей. Законы диалектики понимаются как универсальные законы бытия.

Гносеология марксистской философии обычно характеризуется как теория отражения, суть которой в том, что процесс познания трактуется как отражение в человеческом сознании определенных впечатлений, приходящих в него извне. Особенности познания:

Процесс познания подчиняется трем законам диалектики.

Проводится качественное отличие познания теоретического и эмпирического. Теоретическое познание оперирует общими понятиями, включает создание гипотез, экспериментов и наблюдений.

Существует диалектическая связь между абсолютной и относительной истиной: абсолютная истина недостижима, на каждом этапе познания мы имеем дело с относительной истиной, но их накопление позволяет нам бесконечно приближаться к абсолютной истине.

Критерием истины является общественная практика человечества, практика - основа и цель познания.

Исторический материализм - учение об обществе - распространяет законы диалектического материализма на общество: общественное бытие - первично, общественное сознание - вторично. В основе общественного бытия лежат производительные силы и производственные отношения, в совокупности составляющие базис общества, на котором строится политическая и идеологическая надстройка. Единство производительных сил и производственных отношений определяет общественно-экономическую формацию. В истории человечества их было пять: первобытно – общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Переход от одной формации к другой есть социальная революция, в основе которой лежит конфликт между развивающимися производительными силами и отжившими производственными отношениями, которые тормозят развитие производительных сил. Главная движущая социальная сила - борьба классов.

 

Причиной существования классов и классовой борьбы является частная собственность на средства производства.

Государство возникает как оружие имущих классов и служит им для защиты их интересов. В коммунистическом обществе, где нет классов, эксплуатации, частной собственности, государство должно отмереть, передавая свои функции общественным организациям.

Марксизм - это философское учение, непосредственное влияние которого на социально-политическую жизнь человечества оказалось наиболее значительным и заметным. Марксизм-ленинизм был официальной идеологией в СССР. После крушения Советского Союза в 1991 г. политическое значение марксизма резко упало. Хотя очень многие продолжают считать Маркса одним из крупнейших мыслителей уходящего тысячелетия, которые оказали наибольшее влияние на судьбы мира.

Вопросы для самоконтроля:

1.Почему эпоха Просвещения так называется?

2.Ваше отношение к толерантности? До какой степени она возможна?

3.Объясните термины: сенсуализм, аскетизм, скептицизм?

4.Объясните понятия «вещь для нас» и «вещь в себе».

5.Объясните на примере категорический императив


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24472. Темперамент: его свойства и типология 46.5 KB
  Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомофизиологическими особенностями высшей нервной деятельности. К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности характеризуют особенности протекания психических процессов имеют более или менее устойчивый характер сохраняются в течение длительного времени проявляясь вскоре после рождения. Небылицин выделяет три ведущих свойства темперамента относящихся к сферам общей активности...
24473. Характер: его формирование и детерминанты 53 KB
  Последний представляет собой динамическую сторону характера. В состав характера человека входят следующие свойства личности: Свойства личности которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Черты которые относятся к действиям направленным на достижение поставленных целей: настойчивость целеустремленность последовательность и другие а также альтернативные им как свидетельство отсутствия характера. Формирование характера и его детерминанты.
24474. Задатки, способности, одаренность 41.5 KB
  Способности – индивидуальнопсихологические особенности личности являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Теплова способности – это индивидуальнопсихологические особенности отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности оригинальность и самобытность приемов используемых в деятельности. 2 Способности служат успешному выполнению деятельности.
24475. Потребности и мотивы. Направленность личности 54.5 KB
  Возникновение потребности является механизмом запускающим активность человека на поиск и достижение цели которая может удовлетворить эту потребность. Существуют различные классификации потребностей человека которые чаще всего строятся на основе таких критериев как зависимость организма или личности от какихто объектов а также по нуждам которые он испытывает. Деятельность человека направляется не одним мотивом а их совокупностью т. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека его эмоции интересы.
24476. Стратегия и этапы индивидуальной психологической помощи клиентам с проблемами нарко/алко-зависимости 55.5 KB
  Важнейшими мотивами воздержания являются: стремление быть социально полезным способствовать изменениям в обществе самореализация поиск единомышленников из чувства долга за полученную в прошлом помощь интересно провести досуг решить собственные проблемы. Предлагается поэтапное продвижение к открытому рассмотрению проблемы а затем к намерению изменить ситуацию. Потенциальные ресурсы преодоления проблемы. В качестве потенциальных ресурсов преодоления проблемы важно оценить следующие области: 1.
24477. Психология в системе наук о человеке. Предмет и структура психологической науки. Прикладная психология и её задачи 43 KB
  Психология в системе наук о человеке. Прикладная психология и её задачи. В наиболее общем виде психология может быть определена как наука направленная на изучение закономерностей развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Современная психология находится в системе наук занимая промежуточное положение между философскими науками с одной стороны естественными – с другой социальными – с третьей.
24478. Классификация методов психологического исследования 36.5 KB
  Классификация методов психологического исследования. Метод – путь познания опирающийся на некую совокупность ранее полученных знаний принципов. Существуют различные подходы к описанию и классификации методов психологического исследования. Наиболее общепризнанной классификацией методов психологического исследования в отечественной психологии является классификация Б.
24479. Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики 28.5 KB
  Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики. Развитие психики в филогенезе – это качественные изменения психики происходящие в рамках эволюционного развития живых существ обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Леонтьева объективным критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные абиотические свойства внешней среды.
24480. Бихевиоризм и необихевиоризм.Теория оперантного бихевиоризма 47 KB
  Предмет бихевиоризма или поведенческой психологии – поведение которое понималось как совокупность реакций индивида на стимулы внешней среды. Основная задача бихевиоризма по Уотсону заключается в накоплении наблюдений над поведением человека для того чтобы в каждом данном случае – при данном стимуле – психолог мог предсказать какова будет реакция или если дана реакция какой ситуацией данная реакция вызвана...