65837

Влияние кроссовой подготовки на развитие общей выносливости гиревиков 14-15 лет

Дипломная

Физика

Разработать методику воспитания общей выносливости с использованием кроссовой подготовки и внедрить ее в учебно-тренировочный процесс гиревиков 14 – 15 лет. Экспериментально проверить и обосновать эффективность кроссовой подготовки на развитие общей выносливости у гиревиков 14 – 15 лет.

Русский

2015-01-20

352.5 KB

17 чел.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1. Литературный обзор по теме исследования…………….5

Характеристика гиревого спорта………………………………………...5

Тренировочная нагрузка в гиревом спорте…………………………….13

Этапы многолетней подготовки гиревиков……………………………17

Выносливость и основы ее воспитания………………………………...20

Особенности занятий физическими упражнениями с подростками….34

Глава 2. Методы и организация исследования…………………..39

2.1. Методы исследования……………………………………………...39

2.2. Организация исследования………………………………………..41

Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение……………48

Заключение…………………………………………………..................50

Библиографический список …………..……………………………….51

Приложения………………………………………………………………54


Введение

Упражнения с гирями являются в России истинно народным видом спорта. На праздниках и гуляниях издревле проводились состязания силачей. Гиревой спорт в настоящее время является одним из самых динамично развивающихся видов спорта. Об этом свидетельствует неизменный рост соревнований в различных регионах России. В последнее время всё больше стали заявлять своих спортсменов на Чемпионаты и кубки мира. Рост и популяризация гиревого спорта приводит к росту рекордов и нормативов, входящих в единую спортивную классификацию. В связи с этим встаёт проблема повышения личных результатов гиревиков, связанная с методами тренировки. Для их совершенствования в настоящее время прилагаются большие усилия [11]. Одной из проблем в современном гиревом мире является проблема тренировки мышечных групп, общей и специальной выносливости спортсмена. В гиревой спорт приходят дети раннего возраста, и их развитие протекает одновременно с развитием костно-мышечной системы, морально-волевых и скоростно-силовых качеств. В возрасте в 14-15 лет воспитание выносливости у детей протекает в благоприятном периоде. Это качество нужно спортсменам-гиревикам для улучшения их результатов, как в рывке, так и в толчке. Мышечная выносливость – это залог хороших результатов. В этом и заключается актуальность нашей работы.

Следует отметить, что в гиревом спорте мышечные группы для выработки специальной выносливости работают в изометрическом режиме. При работе с литературными источниками мы узнали, что для повышения аэробной производительности обязательно включение в тренировочный цикл кроссов умеренной интенсивности, лыжных пробежек, плавания. Но не нашли как использовать эти средства.

Цель исследования – изучить влияние кроссовой подготовки на развитие общей выносливости гиревиков 14-15 лет.

Объектом исследования является процесс развития общей выносливости гиревиков 14-15 лет.

Предметом исследования – кроссовая подготовка гиревиков 14-15 лет.

Гипотеза – мы предположили, что кроссовая подготовка позволит повысить показатели общей выносливости у гиревиков 14-15 лет, что позволит улучшить их спортивный результат.

Исходя из поставленной нами цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

  1.  Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме.
  2.  Разработать методику воспитания общей выносливости с

использованием кроссовой подготовки и внедрить ее в учебно-тренировочный процесс гиревиков 14 – 15 лет.

3. Экспериментально проверить и обосновать эффективность кроссовой подготовки на развитие общей выносливости у гиревиков 14 – 15 лет.

Теоретическая значимость

Практическая значимость


ГЛАВА 1. Литературный обзор

Характеристика гиревого спорта

Гиревой спорт относится к циклическим видам спорта. Физиологическая основа тренировки гиревика состоит в прогрессивных функциональных и структурных изменениях, происходящих в организме под воздействием многократно проделанной работы с постоянно увеличивающейся нагрузкой. Такие изменения составляют основу общего совершенствования и повышения работоспособности организма. В целом для гиревика характерно гармоничное развитие всех органов и мускулатуры со значительной гипертрофией мышц плечевого пояса. Значительные изменения происходят в развитии костно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма [12].

Упражнения, которые выполняет спортсмен на соревнованиях, длятся до десяти минут. Работа, выполняемая в этот промежуток времени, характеризуется большой интенсивностью. Спортсмены высокой квалификации поднимают в одном классическом упражнении вес в сумме более семи тонн. Для выполнения такого объёма работы необходимы хорошо развитые функциональные возможности организма. По мере повышения мастерства спортсмена увеличиваются сила и силовая выносливость, прежде всего мышц – разгибателей. В мышцах происходят существенные биохимические и морфологические изменения: увеличивается объем отдельных мышечных волокон, улучшается кровоснабжение тренируемых мышц, повышается их возбудимость.

На первых этапах тренировки, в начальных стадиях формирования двигательного  навыка, наблюдается излишняя скованность, неточность в движениях, что приводит к большим и ненужным затратам энергии. Спортсмен быстро утомляется, он не способен длительное время выполнять работу высокой интенсивности. Это связано с явлением иррадиации (распространения) процесса возбуждения по обширным участкам коры головного  мозга. По мере обучения процесс иррадиации возбуждения сменяется явлением концентрации возбудительного процесса в тех нервных центрах, работа которых обеспечивает выполнение нужного движения.

Движения спортсмена становятся более точными, свободными и целенаправленными. В результате спортсмен овладевает двигательными навыками при подъёме гири. Большая нагрузка при занятиях гиревым спортом падает на дыхательную и сердечнососудистую системы. Дыхание гиревика происходит в особых условиях, когда гиря находится на груди. При вдохе спортсмену приходится преодолевать дополнительное усилие, равное весу гири. Поэтому у гиревика, более развитая дыхательная мускулатура. Жизненная ёмкость лёгких в среднем составляет 5000-5500 куб. см. Кроме того, выполнение упражнений происходит в условиях значительного кислородного голодания, связанного с работой высокой интенсивности, поэтому для успешного выполнения упражнения первостепенное значение имеют ритм и глубина дыхания [17]. При правильно поставленном дыхании число дыхательных циклов превышает число подъёмов гири.

При выполнении упражнений с гирями мышцы рук совершают большую динамическую работу, при этом не происходит достаточно полного их расслабления. Это, в первую очередь, создаёт дополнительные препятствия току крови и требует от сердечной мышцы более напряженной работы. Для гиревика характерна рабочая гипертрофия сердечной мышцы, более высокая кислородная ёмкость крови.

Сила была и остается в почете у многих народов стран. Этим удивительным качеством люди наделяли своих героев, слагая о них легенды, сказания, былины. На Руси силу развивали с помощью различных (порой весьма оригинальных и самобытных) упражнений: переноске бревен, камней, жерновов, поднимания мешков с зерном, наковален, весовых гирь и т.д. Много увлекательных турниров и состязаний проводилось в дни народных праздников и гуляний. Кулачные бои, борьба, поднимание тяжестей были любимыми развлечениями простых людей [11].

Некоторые народные забавы силового характера впоследствии перекочевали в разъезжающие по стране цирки шапито. На арену выходили атлеты, поражавшие людей своей необыкновенной силой. В программу их выступлений входили сложные силовые упражнения, жонглирование гирями и ядрами. Как правило, эти турниры сенсационными названиями привлекали большое количество зрителей. Шапито сыграл большую роль в популяризации многих силовых упражнений, в том числе и упражнений с гирями.

Гиревой спорт как разновидность тяжёлой атлетики появился в России в конце прошлого века. Можно с большей долей уверенности сказать, что российская тяжёлая атлетика зародилась и сформировалась благодаря поклонникам гиревого спорта. В русском народе всегда с почтением относились к силачам способным поднять одной рукой тяжёлый снаряд (камень, бревно, железную чурку и др.) затем появилась гиря, которая стала незаменимым снарядом для развития силы мышц людей. Незатейливый снаряд («пудовики» и «двойники») щедро одаривал силой тех, кто был предан ему, кто любил силу и хотел быть сильным [17].

В дореволюционной России гирей баловались такие выдающиеся атлеты, как Иван Поддубный, Иван Заикин, Георг Гак-кеншмидт, Никандр Вахтуров, Владимир Крылов и многие другие. Уже в то далёкое время методика развития силы при помощи гири была совершенна благодаря отцу русской атлетики П.Ф. Краевскому, который и сам даже в 60 лет выжимал «двойники» (32 кг) 10 раз подряд, чем очень гордился. Выдающимися «гиревиками» были братья Елисеевы – Сергей и Александр. Иван Лебедев в 1916 году издал, очевидно, одно из первых в России учебных пособий по гиревому спорту «Руководство, как развивать свою силу, упражняясь тяжёлыми гирями». В 1930 году Иван Лебедев опубликовал книгу «Гантельная гимнастика», а его ученик – А.В.Бухаров, продолжая традиции «дяди Вани» в 1939 году он издаёт пособие «Гиревой спорт».

Этот вид спорта в нашей стране не без основания связывают с именем русского богатыря Петра Крылова, получившего титул в дореволюционной России «короля гирь». При весе 88 кг он выжимал двухпудовую гирю 86 раз подряд. Не менее знаменитый русский атлет Сергей Елисеев удерживал в горизонтальном положении на вытянутой руке гирю весом 60 кг. Николай Вахтуров, уроженец новгородской губернии, двумя руками перебрасывал двухпудовую гирю через товарный вагон.

Однако современную летопись гиревого спорта с утверждёнными правилами  соревнований и спортивной классификации принято отсчитывать с 1962 года как самостоятельный спорт, он долгое время не признавался Федерацией тяжёлой атлетики СССР. Однако соревнования проводились особенно среди сельских силачей, а также в армии и на флоте, где гирями занимались с большим увлечением. В 1948 году был проведён Всесоюзный конкурс силачей, где спортсмены соревновались в четырёх весовых категориях. В программу входили два упражнения с гирями и два со штангой. Становлению гиревого спорта во многом способствовало проведение Всесоюзных турниров. Благодаря энтузиастам – Ивану Короленко из Беловодска, Бранису Вишнускусу из Клайпеды, Владлену Воропаеву из Воронежа – соревнования по гиревому спорту превращались в праздники силы и мастерства. По мере роста популярности гиревого спорта формировались и крепли организационные структуры. В 60-е 70-е годы благодаря группе энтузиастов и поддержке Российского и союзного спортивных комитетов, гиревой спорт обрёл вторую жизнь во всех республиках СССР. Стали проводить много крупных соревнований, особенно в спортивном обществе «Урожай». В 1984 году гиревой спорт культивируется уже практически во всех союзных республиках. В 1978 году была создана Всероссийская комиссия гиревого спорта, которая вошла в состав Российской Федерации национальных видов спорта и в скором времени реорганизована в самостоятельную Федерацию. В 1978 году был проведён первый официальный Чемпионат России. Совершенствовались соревнования, методика подготовки гиревиков, резко поползли вверх результаты участников. В конце 60-х начале 70-х годов победители в жиме двухпудовой гири одной рукой выполняли 45 подъёмов, в толчке двух гирь от груди 35 подъёмов. В 1984 году по предложению Федерации союзных республик для координации работы по развитию гиревого спорта, разработки единых правил соревнований, спортивной классификации была создана Всесоюзная комиссия гиревого спорта. В 1985 году гиревой спорт выходит на Всесоюзную арену.  В Липецке состоялся первый чемпионат СССР. Спустя год в городе Талсы (Латвия) была проведена учредительная конференция и создана самостоятельная Всесоюзная Федерация гиревого спорта [12].

В 1985 году проведен первый чемпионат СССР, а в 1988 году Кубок страны. С ликвидацией СССР в 1992 году была создана Международная Федерация гиревого спорта, представителями которой стала и Федерация гиревого спорта России. В декабре того же года был проведён Чемпионат Европы, а в ноябре 1993 года – Чемпионат Мира.

С 1948 года программа соревнований по гиревому спорту постоянно совершенствовалась. Так, в этом году в программу входило вырывание гири весом 32 кг левой рукой и подъём на грудь двух гирь с последующим толчком на прямые руки. Побеждал тот, кто проделывал и то, и другое упражнение наибольшее число раз. Рекорды на соревнованиях гиревиков достигали 700-800 подъёмов, а порой, особенно у талантливых силаче, и более 1000 раз.

В 1969 году было введено троеборье: жим одной рукой, рывок другой рукой и толчок гирь двумя руками. Кроме того, все занимающиеся в специальных гиревых секциях обучались не просто поднимать гири, но и умению жонглировать ею. Разработаны единые правила соревнований, Всесоюзная классификация. Современные правила соревнований предусматривают выполнение двух упражнений – толчка двумя руками двух гирь и рывка вначале одной, а затем, - не отпуская на помост, второй рукой. Включение гиревого спорта в Единую Всесоюзную спортивную классификацию, проведение чемпионатов страны сыграли положительную роль в становлении, однако, улучшение роста технических результатов потребовало совершенствования форм организации соревнований, внесения дополнений и изменений в правила. С этой целью в 1989 году был установлен 10–минутный регламент при выполнении классических упражнений. Соревнования стали проходить более зрелищно и эмоционально. В 1978 году появилась ещё одна разновидность гиревого спорта – силовое жонглирование [12].

Любители занятий с гирями хотели повышать свое мастерство, хотели быть спортсменами – разрядниками, кандидатами в мастера спорта и, наконец, мастерами спорта СССР. Несмотря на  некоторую разобщенность, их число увеличивалось с каждым годом.

В начале 80–х годов массовому развитию гиревого спорта способствовали турниры «Богатыри России», организованные по решению Спорткомитета и Федерации тяжёлой атлетики РСФСР и проходили на всей территории республики в конце сельскохозяйственного года соревнования проводились по упрощенным правилам. Победители награждались золотыми, серебряными, бронзовыми жетонами, а команды областей, выставившие наибольшее число участников, - переходящими призами.

Со всей остротой встал вопрос о всесоюзном признании упражнений с гирями. Однако потребовалось ещё пять лет для того, чтобы гиревой спорт был включён в Единую всесоюзную спортивную классификацию 1985 – 1988 гг. как самостоятельный вид спорта.

В настоящее время упражнения с гирями используются во многих видах спорта как эффективное средство общесиловой подготовки. Методика тренировки в гиревом спорте, разработанная русскими специалистами в дореволюционном и предвоенном периоде, практически ничем не отличается от современной.

Особенностью занятий с гирями является то, что они позволяют достаточно быстро развивать силовые возможности человека, и главным образом, его силовую выносливость. Занятия с гирей совершенствуют практически всю мышечную систему. Так как при подъёме этого снаряда принимают участие все группы мышц (ног, туловища, рук).  

Подъём гири в техническом отношении не относится к сложным видам спорта. Освоить технику подъёма гири можно за одно – два занятия. Это позволяет почти сразу же приступить к интенсивным тренировкам уже на первой – второй неделе. Варьировать количеством подъёмов гири, её весом, темпом выполнения движений, временем отдыха между подъемами гирь и т.п. предоставляет широкие возможности для занимающегося этим видом спорта в планировании силовой подготовки. Занятия с гирями можно проводить в группах или индивидуально. Во всех случаях не требуется специализированных залов и оборудования. Гири могут быть в любом спортивном или даже не приспособленном для занятий спортивном помещении – в школе, вузе, кабинете, на рабочем месте, на корабле, дома в квартире и т.д. Занятия с гирями практически не приводят к травмам, если эти занятия проводятся методически грамотно, опытными специалистами. Заниматься этим видом спорта можно, как и тяжёлой атлетикой, с 13 – 14 лет.

Гиревой спорт является таким видом спорта, который направлен на развитие основных физических качеств человека – силы и силовой выносливости, а также позволяет достичь высокого уровня физической работоспособности, а следовательно и функциональных возможностей организма человека [17]. В отличие от классической тяжёлой атлетики, гиревой спорт относится к циклическим движениям, характеризуется работой большой и субмаксимальной мощности. Усилия, развиваемые спортсменом, не достигают максимальной или тем более субмаксимальной величины, так как достижения в этом виде спорта оцениваются количественными критериями. Многократный подъём гири с учётом правильности техники выполнения упражнения требует от спортсмена умений эффективно и экономно расходовать свои физические и функциональные возможности. Как известно, на первых порах соревнования гиревика не были ограничены во времени выполнения упражнения. Так, в 1988 году на первых официальных соревнованиях РСФСР по гиревому спорту чемпион и рекордсмен СССР в весовой категории до 90 кг С.Мощенков выполнил 180 подъёмов двух гирь по 32 кг в толчке за 29 минут. Естественно, для многих специалистов было ясно, что неограниченные во времени соревнования гиревиков становятся не только утомительными для самих участников, но и менее зрелищными для зрителей. Поэтому было принято решение об ограничении выполнения упражнений с гирями и толчке 10 минутными отрезками времени.

Соревнования в гиревом спорте проводятся с гирями весом 16, 24 и 32 кг по программе двоеборья: толчок двух гирь двумя руками, рывок гири одной и другой рукой без перерыва для отдыха. В отличие от тяжёлой атлетики, участники соревнований в этом виде спорта делятся на следующие весовые категории: до 60, 65, 70, 80, 90 и свыше 90 кг. Кроме того, у юношей дополнительно имеются весовые категории до 55, 75 и свыше 80 кг.


1.2. Тренировочная нагрузка

В гиревом спорте объем нагрузки определяется произведением количества подъемов на вес отягощений и выражается в килограммах. Поскольку тренировка с гирями предполагает работу с отягощением постоянного веса, то при определении объема нагрузки следует учитывать и число подходов в данном упражнении. На практике эта запись может выглядеть следующим образом:

- числитель – вес гири (гирь);

- знаменатель – количество подъёмов;

- множитель справа – число подходов (если делается один подход,         множитель не ставится).

Приведем пример. В рывке занимающий 24 кг   по 10 раз каждой рукой и при этом 5 подходов. Тогда объём нагрузки в рывке составит:

 24 / [10 + 10] × 5 = 2400 кг

В толчке он сделал также 5 подходов, поднял две гири по 24 кг 20 раз. Объём нагрузки в толчке составит:

[24 + 24] / 20 × 5 = 4800 кг

Общее количество поднятых за тренировку килограммов в различных упражнениях и составляет общий объем нагрузки [11].

Что же касается интенсивности нагрузки, то пока нет однозначного определения этого понятия в данном виде спорта. В.А.Поляков и В.И.Воропаев (1988) предлагают определять интенсивность нагрузки как отношение проделанной работы к максимальному результату, показанному в том или другом упражнении, выраженное в процентах. Например, лучший результат в рывке составил 80 подъемов (по 40 каждой рукой). Тогда работа с интенсивностью в 80 процентов будет равна 64 – м подъёмам, в 70 – 56 подъемам, в 90 – 72 подъемам и т.д.

Исследования показывают, что наибольший прирост результатов в упражнениях с гирями достигается при работе с интенсивностью 80-85 процентов. Тренировки с интенсивностью 90-95 процентов отводятся в основном в соревновательном периоде и непосредственно пред выступлением на соревнованиях (на контрольных прикидках).

На первый план выходит тренировка.

Изменение характеристики клетки, связанное с наработкой дополнительного белка-фермента в результате энергичной деятельности или на оборот: рассасывание его от бездействия.

Деятельность в свою очередь, вызвана внешними по отношению к организму воздействиями. Наиболее значительное изменение характеристик происходит при тренировке в период роста и формирования органов, переходящие при изменении функции в зрелом возрасте. Тренировочный эффект любого упражнения, любой функции пропорционален продолжительности и степени тяжести упражнений. Превышение нагрузок, приближение их к предельным, сопряжено с опасностями. Мощность и длительность тренировки действует по-разному и должны учитывать отдельно тренировка на силу и длительность функций (выносливость систем организма). Важнейшее правило тренировки в тяжёлой атлетике – постепенное наращивание силы и длительности нагрузки на организм занимающихся, необходимо учитывать, что физическая нагрузка оказывает воздействие на все органы, системы. Причем тренировочный эффект развивается с разными скоростями - что способствует воспитанию выносливости [20].

Некоторые органы под влиянием физических упражнений отстают в развитии, т.е. не равномерно развиваются и совершенствуются, поэтому темп наращивания тяжести и продолжительности упражнений должен выбираться с большим запасом, с «перестраховкой», чтобы ориентироваться на самые медленные органы. Кривая наращивания нагрузки приближается к S – образной. При низкой исходной тренированности, добавление должно составлять 3-5 % в день к достигнутому, поэтому, после достижения высоких показателей наращивание снова идет по затухающей. Верхних пределов возможностей достигать не нужно, я уверен, что они вредны для здоровья.

Из всех органов и систем при физической тренировке в тяжёлой атлетике наиболее уязвимым является сердце. Именно на его функции и нужно ориентироваться при наращивании нагрузки у практически здоровых людей. Если в организме занимающегося отстает в развитии какой-нибудь орган, то нагрузка на него должна учитываться с нагрузкой на сердце. Однако, чаще всего, это касается выбора типа упражнений (рывка и толчка) и интенсивности общей нагрузки, которая воспитывает выносливость органов и их систем (сердечной мышцы).

Тренировка в тяжелой атлетике должна проходить под постоянным контролем измерения тренируемых функций. Тренировка может преследовать различные частные цели и в зависимости от них меняться методика. Это касается не только спортсменов, но и начинающих заниматься данным видом спорта.

Занятие тяжелой атлетикой имеет прямую связь с фигурой, подвижностью суставов, развитием мускулатуры, закаливанию сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, обмена веществ.

При первых тренировочных занятиях с учащимися нельзя требовать от них большой мощности при врабатывании в тренировочный процесс, также нельзя давать длительную работу на выносливость и большую нагрузку. В этом случае сердечная мышца, внутренние органы и мышцы связочного аппарата подвергаются опасности, происходит сбой в организме, мышцы не выдерживают и  болят [17].

Большое соответствие с воспитанием выносливости имеет интенсивность нагрузки, показатели частоты пульса. В связи с этим, мы считаем, что пульс самый важный показатель, которым необходимо руководствоваться при тренировках. Купер дал интересную таблицу - сколько минут нужно тренироваться ежедневно в зависимости от частоты пульса.

Таблица 1

Время ежедневных занятий (в мин.)

10

20

40

90

Примерная нагрузка в % от «mak»

70

50

40

30

Частота пульса в минутах

150

120

110

90

При подготовительном шестидневном курсе не следует допускать, чтобы пульс учащался более чем до 130 ударов, во всяком случае, у занимающихся не наблюдается процесса связанного с выносливостью.


1.4. Этапы многолетней подготовки гиревиков

Методика тренировки гиревиков, особенно на начальном этапе их подготовки, во многом схожа с тренировкой штангистов и спортсменов из других силовых видов спорта. Для начинающего гиревика важно создать прочную общефизическую и функциональную базу. С этой целью многолетний процесс спортивной подготовки гиревика можно разделить на три этапа. Первый этап – этап начальной подготовки и создания базовой основы занятий в гиревом спорте. Рассмотрим его более подробней [11].

Таблица 2

Этап начальной подготовки и создание базовой основы занятий гиревым спортом (возраст 14-15 лет)

  

Основные задачи тренировки

Содержание тренировочного процесса

1. Развитие функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма подростка. Всестороннее физическое развитие.

2. Всестороннее физическое развитие.

3. Развитие специальных физических качеств гиревика.

4. Обучение технике выполнения соревновательных упражнений (рывка и толчка).

5. Обучение технике выполнения силовых упражнений из средств тяжелоатлетического спорта и культуризма.

6. Участие в различных соревнованиях по общей физической подготовке, включая и с отягощениями.

7. Тщательный врачебно-педагогический контроль и самоконтроль.

1. Упражнения для развития общей и силовой выносливости, а также упражнения для развития опорно-связочного аппарата, совершенствование двигательных умений и навыков при выполнении различных двигательных действий.

2.Упражнения для развития специальных физических качеств гиревика, необходимых в процессе освоения и совершенствования техники соревновательных и других упражнений.

3. Упражнения из различных видов спорта для развития координации и ловкости (акробатики, спортивные и подвижные игры), гибкости (гимнастика, специальные упражнения, включая и статические напряжения), общей выносливости (бег на средние дистанции – до 1000 – 2000 метров), специальной силовой выносливости (отжимание от пола за 10-20 секунд, подтягивание на перекладине и т.п.).

4. Теоретические занятия по специальной программе.

5. Соревнования по общефизической подготовке (многоборье: бег на 10-30 метров, прыжки в высоту и в длину с места, отжимание в упоре лёжа о скамейку до отказа, кроссовый бег 3-5 км).

6. Соревнования по специальной физической подготовке (подъем гири в жиме, бросание вперед и за голову, толчок одной и двумя руками, гибкости, приседания с гирей на плечах и др.).

Посещение врачебного диспансера 2 раза в год; дневник самоконтроля.


1.5. Выносливость и основы методики её воспитания

Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Материалом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Различают общую и специальную выносливость.

В гиревом спорте специальная выносливость играет большую роль, то есть эта способность к определенной длительной деятельности.

Специальная выносливость классифицируется:

  •  по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача;
  •  по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача;
  •  по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способности) необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей [18].

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (к нагрузкам умеренной интенсивности и выше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет. Главная задача при развитии выносливости у подростков 14-15 лет – состоит в создании скоростной и силовой выносливости, при занятии гиревым спортом. Решить их – значит добиться хорошего результата и разностороннего гармонического развития двигательных способностей.

Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости.

Структура специальной выносливости.

В гиревом спорте специальная выносливость проявляется как способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, детерминированных требованиями соревновательной деятельности. Специальная выносливость является исключительно сложным многокомпонентным качеством. Её структура в каждом конкретном случае определяется спецификой вида спорта и его отдельной дисциплиной [15].

Рассматривая структуру специальной выносливости даже в наиболее общем виде, необходимо остановиться на следующих основных факторах, влияющих на её уровень:

  1.  Мощности и емкости путей энергообеспечения работы.
  2.  Экономичность работы и эффективности использования функционального потенциала.
  3.  Специфичности приспособительных реакций и функциональных проявлений.
  4.  Устойчивости и вариативности двигательных навыков и вегетативных функций.

Энергетические возможности спортсменов характеризуются показателями максимального потребления кислорода, максимально кислородного долга, максимума накопления молочной кислоты в крови, порога анаэробного обмена и т.д.

Энергетические возможности определяются мощность, т.е. скоростью освобождения энергии в метаболических процессах, и емкостью, т.е. размерами доступных для использования субстратных фондов и доступным объемом метаболических изменений при работе [7].

Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности основано на приспособлении организма к работе в условиях накопления недоокисленных продуктов энергетического обеспечения и характеризуется решением двух задач:

Повышение мощности гликолитического (лактатного)  механизма.

Повышение мощности креатинфосфатного (алактатного) механизма.  

Для этого используются основные и специальные подготовительные упражнения соответствующей интенсивности. При этом применяются методы повторного и переменного интервального упражнения.

К упражнениям, применяемым в качестве средств совершенствования лактатного механизма, предъявляются следующие требования:

  •  работа должна выполняться с интенсивностью 90-95 % от максимальной мощности для данного отрезка дистанции продолжительность работы от 20 с. до 2 мин. (длина отрезков от200 до 600 метров в беге);
  •  число повторений в серии для начинающих 2-3 , для хорошо подготовленных 4-6 , интервалы отдыха между повторениями постепенно уменьшаются: после первого 5-6 мин. После второго 3-4 мин, после третьего 2-3 мин. Между сериями должен быть отдых для ликвидации лактатного долга в 15-20 мин. (тяжёлая атлетика, гиревой спорт).

К упражнениям, применяемым в качестве средств совершенствования алактатного механизма, предъявляются следующие требования:

интенсивность работы должна быть околопредельной (95 % от максимума) продолжительность упражнений 3-8 с. Интервалы отдыха между повторениями 2-3 мин. Между сериями выполнения упражнений 7-10 мин. Развитие аэробных и анаэробных возможностей сочетается между собой, что имеет место и при занятиях гиревым спортом. Гликолиз зависит от дыхательных возможностей и в тоже время сам является основой для алактатного процесса [18]. Исходя из этого, в системе занятий целесообразно планировать преимущественное развитие этих возможностей в следующей последовательности:

Аэробные – лактатные – алактатные.

В процессе одновременного занятия решение задач на воспитание выносливости должно происходить в обратном порядке:

Таблица 3

Воспитание выносливости путем воздействия на аэробные и анаэробные возможности:

В отдельном занятии

В системе занятий

Воздействие на креатинфосфатный механизм

Воздействие на дыхательные возможности

Воздействие на гликолитический механизм

Воздействие на гликолитический механизм

Воздействие на дыхательные возможности

Воздействие на креатинфосфатный механизм

Силовая выносливость отражает способность длительно выполнять силовую работу без снижения ее эффективности. Длительная деятельность при этом может быть ациклической, циклической и смешанной [15].

Для воспитания выносливости к силовой работе используют разнообразные упражнения с отягощениями, выполняемых методом повторных усилий с многократным преодолением непредельного сопротивления до значительного утомления или до отказа, а также методом круговой тренировки. В тех случаях, когда хотят воспитать выносливость к силовой работе в статическом режиме работы мышц, используют метод статических усилий. Упражнения подбираются с учетом оптимального угла в том или ином суставе, при котором в специализируемом упражнении развивается максимум усилий.

Одним из критериев, по которым можно судить о развитии силовой выносливость, является число повторений контрольного упражнения, выполняемого до отказа с отягощением 30 – 75 % от максимума.

Средства воспитания выносливости.

      Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счёт преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть мереной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет то нескольких до десятков минут.

В практике физического воспитания применяются самые разные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера. Например, продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижение на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7-8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др.. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие:

  •  упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ;
  •  их продолжительности от нескольких минут до 60-90 мин.;
  •  работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.

Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используются любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.

Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специальные подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные упражнения и общеподготовительные средства [7].

Для повышения анаэробных возможностей организма используются следующие упражнения:

Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10-15 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями.

Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15-30 с, интенсивность 90-100 % от максимально доступной.

Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30-60 с, интенсивность 85-90 %  от максимально доступной.

Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1-5 мин, интенсивность 85-90 % от максимально доступной.

При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами (В.М.Зациорский, 1966):

интенсивностью упражнения;

продолжительностью упражнения;

число повторений;

продолжительность интервалов отдыха;

характер отдыха;

Интенсивность упражнений в циклических упражнениях характеризуется скоростью движения, а в ациклических – количеством двигательных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на работу функциональных систем организма и характер энергообеспечения двигательной деятельности. При умеренной интенсивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыхания и кровообращения без большого напряжения обеспечивают организм необходимым количеством кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения упражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в полной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в дальнейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила название субкритической.

При повышении интенсивности выполнения упражнения организм занимающегося достигает состояния, при котором потребность в энергии (кислородный запас) будет равна максимальным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической.

Интенсивность упражнения выше критической называют надкритической. При такой интенсивности упражнения кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением кислородного долга.

Продолжительность упражнения имеет зависимость, обратную относительно интенсивности его выполнения. С увеличением продолжительности выполнения упражнения от 25-25 с до 4 – 5 минут, особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее увеличение продолжительности упражнения приводит к менее выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспечения.

Число повторений упражнений определяет степень их воздействия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородных механизмов или к их  блокированию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращается, либо резко снижается интенсивность.

Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения, как величины, так и особенно характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120-130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения, лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторным [18].

При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три  типа интервалов:

  1.  Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.
  2.  Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого не довосстановления. При этом не обязательно будет происходить существенное изменение внешних количественных показателей (в течение известного времени), но возрастает мобилизация физических и психических резервов организма человека.
  3.  Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов в организме.

Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном – заполняет паузы дополнительной деятельностью.

При выполнении упражнений со скоростью, близкой к критической, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной.

Методы воспитания выносливости.

Основными методами развития общей выносливости являются:

Метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умереной и переменной интенсивности.

Метод повторного, интервального упражнения.

Метод круговой тренировки.

Игровой метод.

Соревновательный метод.

Таблица 4

Методы и характерные показатели нагрузки при развитии общей (выносливости в процессе физического воспитания подростков 14-15 лет:

Метод

Нагрузка

отдых

Упражнение (средство)

число повторений

длительность

Интенсивность

1

Слитного (непрерывного) упражнения

1

Не менее чем 10-15 мин.

Умеренная и переменная ЧСС во время работы от 120-130 до 160 -170 уд./мин

Без пауз

Ходьба, бег, передвижения на лыжах, езда на велосипеде, многократные прыжки через короткую скакалку и др.

2

Повторного интервального упражнения

3-4 (при хорошей подготовке больше)

1-2 мин (для начинающих), 3-4 мин (для достаточно тренированных)

Субмаксимальная ЧСС от 120-140 в начале до 170-180 уд./мин

Активный (бег трусцой, ходьба), неполный

То же

3

Круговая тренировка по методу длительной непрерывной работы

Число кругов

(1-3)

Время прохождения круга от5 до 10 мин, длительность работы на одной станции 30-60 с

Умеренная или большая

Повторный максимум (ПМ) каждого упражнения (индивидуально): 1/2 – 1/3  ПМ (в начале), 2/3 –3/4 ПМ (через несколько месяцев занятий)

4

Круговая тренировка в режиме интервальной работы

Число кругов

(1-2)

5-12 мин, длительность работы на одной станции 30-45 с

Субмаксимальная переменная

Отдых между станциями 30-60 с; отдых между кругами 3 мин

Бег, многоскоки, приседания, отжимания, в упоре, подтягивания в висе, упражнения с набивным мячом на гимнастической стенке и т.д

5

Игровой

1

Не менее 5-10 мин

переменная

Без пауз

Подвижные и спортивные игры типа «Два мороза», «Мяч капитану», «Охотники и утки», «Мини-баскетбол» и т.п.

6

соревновательный

1 (прово

дить

не чаще 4 раз в год)

В соответствии с требованиями программы

максимальная

Без пауз

6 или 12 минутный бег, бег на 1000-1500 метров

Двигательная выносливость.

Выносливость традиционно связывалась с необходимостью борьбы с утомлением и повышением устойчивости по отношению к неблагоприятным сдвигам внутренней среды организма спортсмена.

Считалось, что выносливость развивается лишь тогда, когда в процессе занятий занимающиеся доходят до необходимой степени утомления. Легко заметить, что такие представления связывали выносливость с фатальной неизбежностью снижения работоспособности в результате утомления. Отсюда вольно или невольно складывалось, образно говоря, пассивное отношение к развитию выносливости. Последнее выражалось в формировании мотивированной установки «терпеть»и преодолевать неотвратимые неблагоприятные ощущения, сопутствующие развитию утомления, вместо того чтобы активно искать и эффективно использовать такие средства и методы тренировки, которые способствуют уменьшению степени утомления, отодвиганию момента его наступления и снижения его тяжести. Однако, прежде чем говорить о таких возможностях, имеет смысл вкратце остановиться на традиционных представлениях о выносливости, с тем чтобы более наглядно представить принципиальную новизну последних сведений.

Ограничение работоспособности в видах спорта, требующих выносливости, преимущественно связывалось с рабочей гипоксией мышц и как следствие с повышением уровня концентрации лактата и других продуктов анаэробного метаболизма в крови, что ведет к снижению сократительных свойств мышц.

Отсюда сложилось одностороннее и весьма примитивные представления о выносливости, как функции в основном дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обеспечивающих доставку кислорода к работающим мышцам («вегетативная тренированность»).

Главным условием развития выносливости считалось доведение спортсмена до необходимой степени утомления глобальной мышечной деятельностью. Утверждалось, что локальная мышечная работа не связана со значительной активацией дыхательной и сердечно-сосудистой систем и не влияет на развитие выносливости. Наличие высокой выносливости в каких-либо локальных упражнениях не означает столь же высокой выносливости в глобальной работе. Отсюда для развития общей (аэробной) выносливости допустимо использование любых средств, в том числе далекие от своего вида спорта (кроссовый бег, плавание, ходьба на лыжах и т.п.). Для развития же специальной выносливости рекомендовались упражнения, в которых спортсмен соревнуется (бег для бегуна, плавание для пловца и т.п.) или специализированные средства технико-тактической подготовки (в спортивных играх, единоборствах). Развитие специальной выносливости к субмаксимальной работе связывалось с совершенствованием гликолитической производительности организма. И поскольку в этом случае в работающих мышцах накапливаются конечные продукты обменных процессов, локальное мышечное утомление рассматривалось в качестве фактора, лимитирующего работоспособность спортсмена. Отсюда для развития специальной выносливости определенную часть специфической работы рекомендовалось выполнять на высоком уровне концентрации лактата крови, чтобы «привыкать» к метаболическому ацидозу [28].

Напряженная мышечная деятельность связана, как правило, с накоплением в организме недоокисленных метаболических субстратов, в частности, лактата и пировиноградной кислоты (пирувата). Это вызывает значительные изменения кислотно-основного равновесия крови, (таболический ацидоз), приводит к угнетению всех жизнеобеспечивающих физиологических систем организма и оказывает отрицательное воздействие на сократительные свойства мышц, вызывая их быстрое утомление.

Целесообразность активной мышечной работы в паузах отдыха давно известна. Например, в условиях предельных нагрузок наиболее эффективен такой режим отдыха, при котором используются упражнения, идентичные по структуре основному упражнению.

Развитие выносливости сопровождается ярко выраженной экономизацией в использовании энергетического потенциала организма, что связано, в частности с повышением утилизации жиров (липидов), с пропорциональным понижением утилизации углеводов. Продолжительная работа, связанная с истощением запасов мышечного гликогена и развитием гипогликемии, вызывающей утомление и снижение работоспособности.

Изменения в метаболической реакции на нагрузку в процессе адаптации организма к работе на выносливость, обусловлены совершенствованием гормональной регуляции [27].


1.5. Особенности занятий физическими упражнениями с подростками

Ряд авторов (Башкиров П.Н., Тупицин И.О., Фарфель B.C., Коц Я.М. и др.), изучавших возрастные особенности человека, установили, что в этот период (подростковый возраст) развитие детей характеризуется некоторой функциональной неустойчивостью и сравнительно легкой ранимостью организма. Дело в том, что в 14-15 лет происходят сложные внутренние перестройки, связанные с переходом от детства к юности. Внешне эти преобразования проявляются в резком ускорении роста тела,  некоторой дискоординации движений, довольно быстрой утомляемостью, неуравновешенностью, появлением новых черт характера.

Завершается функциональное созревание мышц, и начинается бурное развитие мышечной силы. В центральной нервной систем ослабляются процессы иррадиации, и усиливается способность к дифференцировке. Значительно совершенствуются функции двигательного анализатора: обостряется мышечное чувство и уточняется управление движениями. Двигательные навыки начинают автоматизироваться, что очень важно для изучения техники и тактики, поскольку сознание играющих освобождается от постоянного контроля над выполнением приемов: переключается на решение тактических задач [22].

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности систем кровообращения у детей подросткового возраста при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Система кровообращения подростков реагирует на физические нагрузки менее экономично. Но к концу этого периода (подросткового возраста – 15-16 годам) функции сердечнососудистой системы становятся совершенными: размеры и вес сердца, кислородная емкость крови, максимальное потребление кислорода достигает величин характерных для взрослых.

Вместе с тем еще нет полного согласования между двигательными вегетативными функциями. Поэтому возможности для специального развития выносливости ограничены. Интенсивные нагрузки в этот период следует применять осторожно и с достаточными паузами для восстановления [29].

При развитии силы более предпочтительны упражнения динамического характера. Поведение подростков все в большей мере определяется длительностью второй сигнальной системы. На смену чисто эмоциональным стимулам в обучении приходит сознательное волевое усилие. Простое копирование уступает место продуманному усвоению. С точки зрения спортивной подготовки этот возраст является решающим. Именно в этот период достигается наибольший прирост в развитии быстроты, силы ловкости, закладываются основы техники и тактики [2].

В подростковом возрасте создаются морфологические и функциональные предпосылки для овладения практически любым видом движений. Однако в период полового созревания возникает необходимость в дифференцированном подходе к величине физической нагрузки в зависимости от степени половой зрелости подростка, на что указывают многие авторы [18].

Степень    воздействия    физических   упражнений    на   организм значительной степени предопределяется уровнем биологического созревания школьника. Если в вопросах методики обучения движениям различия степени половой зрелости не  имеют  принципиального  значения,  то дозировании физических нагрузок их следует учитывать в препубертатном возрасте. Но особое значение имеет пубертатный период.

В 13-15-летнем возрасте при достаточном уровне физического развития и нейрогуморальных механизмов регуляции наблюдается отставание в созревании отдельных физиологических систем. Совершенно очевидно, что чем выше степень половой зрелости в этом возрасте, тем при прочих равных условиях будет выше и физическая работоспособность.

На уроках физического воспитания в подростковом возрасте закладываются основы для специализированных занятий спортом, расширяются представления детей о связи физического воспитания трудовой деятельностью, анатомией, физиологией. Биологические перестройки организма, связанные с периодом полового созревания, требуют от педагога исключительного внимания при планировании физической нагрузки в этом возрасте.

Склонность к переоценке своих возможностей побуждает подростка выполнять значительные по нагрузке силовые упражнения, без предварительной подготовки пытаться выполнить сложные акробатические, гимнастические и другие упражнения.

Учитывая особенности подростков, следует исключать из уроков упражнения, которые могут быть потенциальными источникам перенапряжений или спортивного травматизма.

Неустойчивость психики подростка делает необходимым так строить процесс обучения физическим упражнениям, чтобы постоянно поддерживать интерес подростка. Упражнения должны быть эмоциональными, но не чрезмерными по сложности. Интерес подростка к сложному, малодоступному упражнению угасает столь же быстро, как и к простому, выполнение которого не составляет труда.

Особенно в этом возрасте всесторонность физического развития должна сочетаться с технически правильным выполнением упражнений.

Для развития скоростно-силовых качеств, прыгучести предпочтение отдается динамическим упражнениям взрывного характера. Высоким эффектом отличается выпрыгивание вверх после прыжка в глубину. В 14 лет скорость передвижения растет высокими темпами преимущественно за счёт развития скоростно-силовых качеств. Поэтому широкое использование скоростно-силовых упражнений создает благоприятные возможности для прогрессивного развития этого качества.

В подростковом возрасте создаются физиологические предпосылки для обучения технике скоростного бега. Средствами развития быстроты являются бег с предельной или около предельной скоростью от 20 до 60м, семенящий бег с последующим ускорением, а также контрастные по мышечному напряжению упражнения [21].

К 15-ти годам темпы возрастных функциональных и морфологически перестроек, лежащих в основе прироста быстроты, снижаются. В связи с этим падает и эффективность скоростных и скоростно-силовых упражнений. К 15-ти годам у мальчиков прогрессивное развитие скоростно-силовых качеств достигается только специальными упражнениями. Это относится в известной степени  к возрастному развитию выносливости.

Наибольший прирост выносливости у мальчиков, тестируемый по длительности бега со скоростью 75% от максимальной, наблюдается в 14-летнем возрасте. К подростковому возрасту, вследствие относительно высокой функциональной и морфологической зрелости двигательного аппарата, создаются благоприятные предпосылки для воспитания физического качества силы. В 15-летнем возрасте в связи с повышением силовой выносливости, увеличивается количество упражнений с отягощениями, проводится лазание по канату на скорость, применяются элементы борьбы.

В подростковом возрасте следует применять упражнения, требующие поддержания статических поз, стоек, висов, упоров. Физиологическими предпосылками использования длительных упражнений, способствующих воспитанию выносливости в подростковом возрасте, является повышение устойчивости организма к изменению внутренней среды.

Совершенствование гибкости  в   14-15-летнем  возрасте достигается специальными упражнениями на растягивание, выполнение движений с полной амплитудой, парными упражнениями. Основными средствам воспитания ловкости в этом возрасте становятся физические упражнения свойственные спортивной специализации, избранной подростком.

Глава 2. Методы и организация исследования

2.1. Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования.

Метод анализа и обзора научно-методической и исследовательской литературы был использован с целью получения сведений о состоянии вопроса в современной теории и практике физической культуры.

2. Педагогическое наблюдение.

       3. Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент предусматривал использование в экспериментальной группе кроссового бега.

4. Методы контрольных испытаний

Контрольные испытания дали возможность выявить начальный уровень исследуемых показателей, сравнить эти показатели в экспериментальной и контрольной группах, проследить сдвиги за экспериментальный период времени.

Использовались следующие контрольные упражнения:

  •  Шестиминутный бег (метров.
  •  Толчок двух гирь 16 кг от груди (количество раз.
  •  Рывок гири 16 кг поочередно правой и левой рукой (количество раз.

Любой из этих тестов, отобранных нами для получения сведений о ходе и итогах проводимого нами педагогического эксперимента, выполнялся в одинаково продуманных условиях и в начале и в конце исследования.

5. Методы математической статистики.

В статистической обработке определялись показатель средней арифметической, где Х - результат средней арифметической величины, высчитывается по следующей формуле:

где Σ - знак суммирования;

Xi - значение отдельного измерения;

п — общее число измерений в группе.

Определение достоверности различий по t-критерию Стьюдента Далее необходимо вычислить в обеих группах стандартное (квадратическое) отклонение  по следующей формуле:

где Хi макс - наибольший показатель; Хi мин - наименьший показатель; К - табличный коэффициент.

Порядок вычисления стандартного отклонения (δ):

определить Xi макс в обеих группах; V

определить Xi мин в этих группах;

определить число измерений в каждой группе (n);

найти значение коэффициента К по специальной таблице.

3. Следующий этап - вычисление стандартной ошибки среднего арифметического значения (т) по одной из формул:

4. Вычислим среднюю ошибку разности по формуле:

5. По специальной таблице определим достоверность различий. Для этого полученное значение t сравнивается с граничным при 5% -ном уровне значимости(t = 0,05) при числе степеней свободы f = пэ+пк-2, где nэ и nк - общее число индивидуальных результатов соответственно в экспериментальной и контрольной группах.

Если окажется, что полученное в эксперименте t больше граничного значения (t > 0,05), то различия между средними арифметическими двух групп считаются достоверными при 5% -ним уровне значимости, и, наоборот, в случае, когда полученное t меньше граничного значения t < 0,05, считается, что различия недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случайный характер. Чтобы определить граничное значение при 5%-ном уровне значимости (t = 0,05), следует:

- вычислить число степеней свободы (f= 6 + 6 - 2 = 10);

- найти по таблице (приложение 7) граничное значение.


2.2. Организация исследования.

Планирование тренировки по гиревому спорту с использованием упражнений направленных  на развитие выносливости.

Для повышения анаэробных условий использовались многообразные упражнения, которые были систематизированы следующим образом:

Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы – 15 секунд, интенсивность максимальная (бег, поднятие гирь – 16 кг).

Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы от 15 до 30 секунд, интенсивность 90-100% от максимально доступной работы.

Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы от 1 до 5 минут, интенсивность 85-90% от максимально доступной работы.

Начнем с количества тренировок в неделю. Их 4 для начинающих. Тренировка длится 90-100 минут, включая разминку и заключительную часть (заминку).

В разминку мы включали медленный бег или прыжки со скакалкой, упражнения разогревающие все суставы рук, ног и поясницу. На это обычно отводится 5-8 минут. Вторая часть разминки проводится уже с гирями. В нее включали и протяжку гири, приседание с гирей на плечах, жим гири одной и двумя руками, перехват, подъем на грудь и тому подобное. Время на эту часть разминки обычно дается 5-8 минут.

Затем переходим к выполнению основной части тренировочного плана. Две, три тренировки в неделю - специальные и одна общая. Рывки и толчки выполняем на каждом занятии. При овладении хорошей техникой, а также в  подготовительный период, их надо выполнять раздельно.

Основная часть тренировки длится 1-1,5 часа. В нее входят классические упражнения, то есть рывок и толчок, и вспомогательные упражнения со штангой, гирями, гантелями, на тренажерах, с блоками и тому подобное. Заканчивается тренировка медленной пробежкой, после чего хорошо принять душ [17].

Специальная тренировка, как правило, начинается с толчка.

Вес гири не изменяется: 16 кг / > + 16 кг / + 16 кг / > - где > - предел, то есть предельное количество толчков, которое вы можете выполнить с гирей в 16 кг.

В каждом последующем подходе:

Т16: 30%(+1) / 90 сек / 5

T16: 40%(+1) / 90-120 сек / 4

T16: 50%(+1) / 120 сек / 3

Т16: 80%(-2) / 120 сек / 4

T16: 30%(+2) / 120 сек / 4

T16: 50%(+2) / 120 сек / 3

Первым указано процентное отношение от предела в толчке плюс по одному подъему в каждом последующем подходе, а их всего пять. Далее идет время отдыха между подходами.

Начинающему гиревику достаточно 4-5 подходов в толчке и 2-3 подхода в рывке. За один подход выполняется определенное количество подъемов. В одном случае это увеличение количества подъемов в каждом последующем подходе, в другом - уменьшение, в третьем - одинаковое количество подъемов во всех подходах. Возможны и такие варианты: атлет в 3-4 подходах увеличивает количество повторений на 2-3 до предельного результата, а затем снижает в каждом последующем подходе на 3-4 подъема и доводит до исходного или до заданного количества подъемов.

В месячном тренировочном цикле недели также бывают с малой, средней и большой по объему нагрузкой:

  •  малая неделя: толчок 9 подходов, рывок 5 подходов;
  •  средняя неделя: толчок 12 подходов, рывок 9 подходов;
  •  большая неделя: толчок 16-18 подходов, рывок 10-12 подходов.

В зависимости от периода подготовки в месячном цикле может быть: 2 недели - больших, 2 недели - средних или одна большая, две средние и одна малая. Перед соревнованием организму дают отдых для восстановления сил, чтобы появилась желание "выйти на предельный результат".

В годовом цикле месячные нагрузки также могут быть большие, средние и малые по объему и интенсивности. В большом месячном цикле толчковых подходов бывает до 50 и более, рывковых - до 25 и более. Средняя месячная нагрузка в толчке - до 40 подходов, в рывке - до 20 подходов. Малая месячная нагрузка в толчке до 30 и в рывке до 15 подходов [12].

Интенсивность в гиревом спорте - это:

процентное отношение количества подъемов гири в подходе к максимально возможному;

время отдыха между подходами;

вес гири.

Интенсивность планировали таким образом, чтобы в течении года она непрерывно росла, но не по месяцам, неделям и тренировка колебалась как в большую, так и в меньшую стороны. Нет жесткой связи между интенсивностью и объемом запланированной нагрузки. Интенсивность может быть большой и при большом объеме, и при среднем, и при малом, так же как средняя и малая интенсивность может быть при любых объемах. Все зависит от поставленной перед собой цели. Общая нагрузка за тренировку должна всегда колебаться. Время между подходами постоянно сокращали.  

После выполнения классических упражнений включали в тренировку вспомогательные.

В экспериментальной группе одно тренировочное занятие посвящалось кроссовой подготовки.

Таблица  5

 Примерный план тренировочных занятий с использованием кроссовой подготовки

1 неделя (1тренировочное занятие)

2 неделя (2тренировочное занятие)

3 неделя (3тренировочное занятие)

4 неделя (4тренировочное занятие)

Разминка

Разминка

Разминка

Разминка

Кросс 6 км. в среднем темпе.

Кросс 8 км. в среднем темпе.

Кросс 10 км. в среднем темпе.

Кросс 6 км. с отягощением (пояс весом 3 килограмма)  в легком темпе.

5 неделя (5тренировочное занятие)

6 неделя (6тренировочное занятие)

7 неделя (7тренировочное занятие)

8 неделя (8тренировочное занятие)

Разминка

Разминка

Разминка

Разминка

Кросс 6 км. в среднем темпе, 2 км. в гору в легком темпе.

Кросс 8 км. с отягощением в легком темпе.

Кросс 10 км. в легком темпе по пересеченной местности.

Кросс 6 км. – на время.

Организация исследования

Исследование проводилось с сентября 2013 по май 2014 год. В исследовании принимали участие учащиеся Краснокаменской школы №4 Курагинского района, занимающиеся в секции гиревого спорта 4 раза в неделю и имеющие 2 и 1 юношеские разряды по гиревому спорту. Для данного исследования мы взяли две группы гиревиков, тренирующихся в одной секции и разбили их на 2 подгруппы. Первая (контрольная) в составе 6 человек занималась по обычной программе тренировок, вторая (экспериментальная) – 6 человек по предложенной нами с непосредственным включением кроссовой подготовки (кроссовый бег на средние и длинные дистанции до 10 километров).

Следует отметить, что спортсмены обеих групп были скомплектованы из весовых категории от 55 кг до 65 кг. Проводилось тестирование по развитию выносливости. Мы использовали следующие тесты:

Шестиминутный бег (метров).

Толчок двух гирь 16 кг от груди (количество раз).

Рывок гири 16 кг поочередно правой и левой рукой (количество раз).

На начало эксперимента физическая подготовленность контрольной и экспериментальной групп была одинакова.

Исследование проводилось в 3 этапа:

На 1 этапе в период с сентябрь по ноябрь 2013 г., изучались научно-методические положения содержания данного вопроса. Определились методы исследования, адекватные поставленным задачам. Теоретически обосновывались методика формирующего эксперимента.  

На 2 этапе в период с ноябрь 2013 г. по апрель 2014 г.,  проводилось педагогическое наблюдение и был внедрен эксперимент. Формировался состав контрольной и экспериментальной групп. Определялся уровень физической подготовленности учащихся экспериментальной и контрольной групп.  

На 3 этапе с апреля по май 2014 г. обработка полученных результатов исследования посредством методов математической статистики. После чего последовал анализ и описание результатов исследования.

В результате проведенных исследований в начале эксперимента мы получили следующие результаты:

Таблица 6

Сравнительные результаты показателей специальной  выносливости у учащихся 14 -15лет (до эксперимента)

Контрольные упражнения (тесты)

Группа

n

+ m

t

p

1

Шестиминутный бег

ЭГ

6

1483 + 35,3

79

0,3   >   0,05

КГ

6

1500 + 52,9

118,5

2

Толчок гирь

ЭГ

6

19,5 + 4,6

10,3

0,03  >  0,05

КГ

6

19,3 + 3,9

8,7

3

Рывок гири

ЭГ

6

28,1+ 2,6

5,9

0,09 >  0,05

КГ

6

28,8 +  2,3

5,1

Рис.1. Показатели выносливости у учащихся 14 – 15 лет (до эксперимента)

Различия между полученными результатами выносливости до начала эксперимента недостоверны, следовательно, показатели выносливости учащихся экспериментальной и контрольной групп примерно равный.

В результате проведенного тестирования до начала эксперимента было выявлено, что физическая подготовленность у учащихся экспериментальной и контрольной групп примерно на одинаковом уровне.

Глава 3.  Результаты исследования

В результате проведенных исследований в начале и конце эксперимента мы получили следующие данные:

Рис.2. Показатели выносливости у учащихся 14 – 15 лет

(после эксперимента).

Таблица 7

Сравнительные результаты показателей специальной  выносливости у учащихся 14 -15лет (после эксперимента)

Контр. упражнения (тесты)

Группа

n

+ m

t

p

1

Шестиминутный бег

ЭГ

6

2000 +88,2

197,6

 2,9< 0,05

КГ

6

1700 + 53

118,5

2

Толчок гирь

ЭГ

6

32 + 1,4

3,2

3,7 < 0,05

КГ

6

27 + 1,25

2,8

3

Рывок гири

ЭГ

6

36+ 1,25

2,8

 3,0 < 0,05

КГ

6

31 +  1,07

2,4

В нашем случае табличное значение t = 2,23, при 5% уровне значимости, если сравнить все вычисленные t, то во всех трех тестах, средние арифметические показатели больше граничного значения (2,23).

При определении достоверности различий выносливости после эксперимента было выявлено, что различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит достаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что использование кроссовой подготовки  в учебно-тренировочном процессе гиревиков 14 – 15 лет эффективно воздействует на развитие выносливости.

Результаты, полученные в ходе статистической обработки показателей экспериментальной группы, подтвердили наши предположения о ходе эксперимента.

Можно сделать вывод, что увеличение объёма общей выносливости за счет включение кроссовой подготовке, в учебно-тренировочный процесс гиревиков 14-15 лет дает возможность улучшить их спортивный результат.


Заключение

1. Анализ научно-методической литературы показал, что средний школьный возраст является наиболее благоприятным для развития выносливости у детей и с помощью кроссовой подготовки. 

2. Был разработан и внедрен в тренировочный процесс секции гиревого спорта учащихся 14-15 лет комплекс с использованием кроссовой подготовки  

3. Экспериментально проверено включение кроссовой подготовки в тренировочный процесс гиревиков 14-15 лет эффективно влияет на увеличение общей выносливости у гиревиков, что позволяет улучшить их спортивный результат.


Библиографический список

Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978.

Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека, - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с. ил. - (Наука - спорту; Основы тренировки).

Васильева В.В. Изменение возбудимости центральной нервной системы при интенсивной работе. // Теория и практика физической культуры. 1949г. - № 6.

Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте, изд-е 2-ое, перераб. и доп. - М: Физкультура и спорт, 1977. (Наука - спорту)

Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт; 1988; ил. - (Наука - спорту; Основы тренировки).

Воротынцев А., Богатырям России// Спортивная жизнь России. 1988 -№1.

Волков Н.И. Влияние величины интервалов отдыха на тренировочный эффект, вызываемый повторной мышечной работой. // Теория и практика физической культуры,- 1986г.- № 2.

Воробьев А.Н., Прилепин А.С., Хлыстов М.С. Сравнительная эффективность применения различных отягощений в тренировках тяжелоатлетов. // Теория и практика физической культуры. 1975г.-№ 4.

Геркан Л.В. Реферат статьи М. Шолиха. // Теория и практика физической культуры. 1965г. -№№ 11, 12.

Гугин А.А. Организация урока физической культуры в школе. // Теория и практика физической культуры. 1951г. -№ 8.

Горбов А.М. Гиревой спорт. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

Дворкин Л.С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт. Серия «Хит сезона». Ростов н/Д: Феникс, 2001.

Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств. – М.: Ленос, 1994.

Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1970.

Иванов Ю.И., Семенов ГЛ., Чудинов В.И. Различные режимы работы мышц в процессе специальной силовой подготовки. // Теория и практика физической культуры. 1977г. - № 3.

Лапутин Н.П. Специальные упражнения тяжелоатлета. - М: Физкультура и спорт, 1973

Лепёшкин В.А. Силовые упражнения. Гири: учеб. Пособие для занятий с учащимися 10-11 классов. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Литвинов Е.Н. и др. Как стать сильным и выносливым: Кн. для учащихся / Е.Н. Литвинов, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон. - М: Просвещение, 1984.

Матвеев Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1965.

Матвеев Л.П. Методы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976.

Петров В.К., Чудинов В.И. Пути рационализации методов силовой тренировки// Теория и практика физической культуры. - 1966. - № 5.

Петров В.К. Сила нужна всем. - М.: Физкультура и спорт, 1984.

Плетнев Б.А. Сравнительная эффективность различных режимов мышечной деятельности в тренировке тяжелоатлетов: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1978.

Поляков В.А., Воропаев В.И. Гиревой спорт: Методическое пособие. М.: Физкультура и спорт, 1988.

Скородумова А.П. Исследование некоторых показателей выносливости и путей их повышения в процессе физической подготовки: Автореф. дис... кад. пед. Наук - М., 1967.

Снастин Э.М. Обоснование оптимальных форм организации учебного процесса по физвоспитанию// Теория и практика физической культуры. - 1982.-№6.

Слободан А.П. Исследование оптимального сочетания различных режимов работ мышц в тренировке тяжелоатлета // Теория и практика физической культуры. - 1979г. - № 7.

Фарфель B.C. Физиологические особенности работ различной мощности. - М.: Физкультура и спорт, 1949.

Фарфель B.C. Управлене движениями в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1975.

Хеннинг В. Интересы молодежи. М.: Прогресс, 1976.

Чунин В.В. Структура и содержание учебных занятий, проводимых по комплексно-круговой форме // Теория и практика физической культуры. -1978г. -№3.

 

Приложение 1

Таблица 1

Экспериментальная группа (до эксперимента)

И.Ф.

Шестиминутный  бег (метры)

Толчок (кол. раз)

Рывок (кол. раз)

1

Алексей С.

1500

17

34

2

Алексей С.

1600

28

32

3

Алексей Ч.

1500

8

21

4

Евгений К.

1400

21

31

5

Павел Л.

1400

9

19

6

Роман К.

1500

34

32

Хэ

1483

19,5

28,1

Таблица 2

Контрольная группа (до эксперимента)

И.Ф.

Шестиминутный  бег (метры)

Толчок (кол. раз)

Рывок (кол. раз)

1

Алексей К.

1600

8

21

2

Алексей С.

1500

18

32

3

Валерий К.

1500

10

20

4

Евгений Ю.

1600

30

34

5

Сергей С.

1500

28

34

6

Сергей Ч.

1300

22

32

Хк

1500

19,3

28,8

Приложение  2

Таблица 3

Контрольная группа (после эксперимента)

И.Ф.

Шестиминутный  бег (метры)

Толчок (кол. раз)

Рывок (кол. раз)

1

Алексей К.

1650

10

25

2

Алексей С.

1630

20

34

3

Валерий К.

1630

12

24

4

Евгений Ю.

1650

33

39

5

Сергей С.

1600

32

36

6

Сергей Ч.

1450

29

33

Хк

1700

27

31

Таблица  4

Экспериментальная группа (после эксперимента)

И.Ф.

Шестиминутный  бег (метры)

Толчок (кол. раз)

Рывок (кол. раз)

1

Алексей С.

1900

30

32

2

Алексей С.

2300

34

40

3

Алексей Ч.

2000

28

33

4

Евгений К.

2000

33

37

5

Павел Л.

1800

31

36

6

Роман К.

2000

36

38

Хэ

2000

32

36


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12520. Установка виртуального сервера и создание базы данных 923.21 KB
  Лабораторная работа № 2 Установка виртуального сервера и создание базы данных. Цель работы: рассмотреть процесс инсталляции ПО необходимого для работы PHP и MySQL. Теоретические сведения Для того чтобы начать работу с платформой PHP5/MySQL необходимо предварительно уст
12521. Запуск и интерфейс программы Corel DRAW 5.51 MB
  Практическая работа № 1. Запуск и интерфейс программы Corel DRAW. Теоретическая часть. После запуска программы и выбора варианта работы мы видим на экране главное окно программы Corel DRAW с основными элементами пользовательского интерфейса см. Рис. 1. 1. Стандартная п
12522. РАБОТА В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ CORELDRAW 476 KB
  Лабораторная работа №1 Работа в графическом редакторе Coreldraw 1. Цель работы. Изучение основных возможностей программы векторной графики CorelDRAW Графический редактор CorelDRAW предназначен для работы с векторной графикой и является несомненным лидером среди аналогичных...
12523. ПОСТРОЕНИЕ ЛИНИЙ В CORELDRAW. ОПЕРАЦИИ С ОБЪЕКТАМИ. ГРУППИРОВКА 1.06 MB
  Лабораторная работа №2 Построение линий в Coreldraw. операции с объектами. группировка. 1. Цель работы. Обучение рисованию и оформлению линий и фигур. Знакомство с операциями над объектами. Модель кривой Инструменты позволяющие строить линии различных типов сведены в...
12524. РАБОТА С ТЕКСТОМ В CORELDRAW 337 KB
  Лабораторная работа №3 работа с текстом в Coreldraw. Цель работы. Обработка различных приемов размещения текста и его редактирования. Изучение приемов организации стилей и цветов а также эффектов преобразования объектов типы заливки создания глубины средства трехме...
12525. ИНТЕРАКТИВНОЕ ПЕРЕТЕКАНИЕ ИМИТАЦИЯ ОБЪЕМА 726.5 KB
  Лабораторная работа №4 ИНТЕРАКТИВНОЕ ПЕРЕТЕКАНИЕ. ИМИТАЦИЯ ОБЪЕМА 1. Цель работы. Знакомство с интерактивными инструментами оформления изображения. Эффект Интерактивное перетекание Инструмент Интерактивное перетекание относится к категории интерактив
12526. Определение ускорения свободного падения. Ускорение свободного падения вблизи поверхности Земли 408 KB
  Определение ускорения свободного падения Цель работы: Изучить графический метод обработки результатов измерений. Изучить метод наименьших квадратов. Определить ускорение свободного падения при помощи математического маятника.
12527. ДИНАМИКА ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ТВЕРДОГО ТЕЛА. 325 KB
  Тема: ДИНАМИКА ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ТВЕРДОГО ТЕЛА. Цель: Изучение законов динамики вращательного движения твердого тела; Определение момента силы трения. Теория Твердыми телами в механике называются такие тела для которых мы можем пренебречь их деформац...
12528. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ СИЛ ВНЕШНЕГО ТРЕНИЯ 219 KB
  Тема: ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ СИЛ ВНЕШНЕГО ТРЕНИЯ. Цель: Изучить основные закономерности внешнего трения; Определить коэффициент трения качения методом наклонного маятника. ТЕОРИЯ. Согласно закону инерции Ньютона тело приведенное некоторой силой в движение...