65849

Концепция антропогенеза. Идея происхождения человека

Лекция

Логика и философия

Выделяет несколько стадий происхождения человека и животных: В воде появляются какие-то отдельные формы живого Отдельные вещи начинают случайно объединяться. Ему времени приписывалась циклическая форма соответственно что классическая трактовка изменений человека...

Русский

2014-08-09

34.5 KB

0 чел.

Концепция антропогенеза

Идея происхождения человека.

Зарождение западных антропологических идей прослеживается в рамках рационалистической традиции, которые появляются после 600-х годов до н.э. Оформление её происходит в естественной философии Аристотеля. Во-первых, древние авторы, как правило, спорили относительно того был ли процесс движения человечества непрерывным. Представители: Анаксимандр (он утверждает вводное происхождение жизни, человек – это некая субстанция, человек из протомассы). Эмпедокл тоже за водную теорию. Выделяет несколько стадий происхождения человека и животных:

  1.  В воде появляются какие-то отдельные формы живого
  2.  Отдельные вещи начинают случайно объединяться.
  3.  Следствием являются некие целостности живые.
  4.  Потом из них выживают те, у которых комбинация частей наиболее лучше.
  5.  Гармоничные целостности выходят на сушу, определяются с полом и начинают плодиться.

Эти процессы рассматриваются как динамические, не одноактные.

Лукреций – римский поэт, живший в 1м веке до н. э. выделяет несколько стадий:

  1.  Человек произошел из земли одновременно с другими животными. И ввел суровую жизнь.
  2.  Постепенно человек научился поддерживать огонь, научился обрабатывать землю, применять орудия труда, строить жилища, он научился приручать животных. Формирование института семьи и формирование устойчивых социальных связей.
  3.  Появление собственности, богатства, золота. Следствием этого является появление завести, воровства, войн, это становится источником постоянных распрей и беспорядков.
  4.  Устанавливается государство и закон, которое сделало возможным упорядочивание социальных отношений.  

Гиппократ считал, что физические и умственные особенности людей зависят от географических и климатических условий. Некоторые представители античной философской мысли объясняли различия между народами в терминах времени. Ему (времени) приписывалась циклическая форма, соответственно, что классическая трактовка изменений человека была связана с концепцией циклического времени, которая предполагала повторяемость всех событий и явлений.

Средние века. Происхождение человека

Источники объяснения: классические тексты античности и тексты священного писания.

  1.  Христианское толкование. Все объяснения происхождения человека мы можем найти в «Ветхом завете». Был сотворен Адам, потом Ева. Происхождение человека связано с сотворением Адама, все дальнейшее к развитию человечества является порождением самого человека. Человеческое многообразие описывается в Библии несколькими событиями:
  2.  Изгнание из Эдема (рай).
  3.  Кайн убил брата Авеля и ушел в землю нот.
  4.  Третий брат был Сет либо Сиф (было течение сифиане, носители подлинной мудрости). В дальнейшем он стал образом Христа на земле. Одним из представителем был также Ной.

3.  Строительство Вавилонской башни (появилось языковое разнообразие).

Мыслители средневековья, как правило, не связывали человеческое многообразие с параметром времени, отцы церкви ограничивали расселение всех потомков Адама пределами известной в то время зоны распространения человечества.

В эпоху средневековья существовало 2 гипотезы происхождения людей:

  1.  Моногенез (из единого центра)
  2.  Полигенез, согласно которой считалось, что человечество имеет не один, а несколько центров зарождения.

Возрождение.

Политическая и торговая экспансия европейцев обусловило признание многочисленных физических и культурных вариаций жителей земного шара. С этого времени идеи моногенеза утрачивают свою актуальность. Актуальным также становится идея о происхождении народов в разных географических зонах, считалось, что каждый народ имел своего прародителя и отсюда проистекают его физические и культурные особенности. Тут же появляется вопрос о критериях и пределах расширения границ человечества. Объяснение физического и культурного многообразия человечества начинает сводиться к 4м гипотезам:

  1.  Деградационизм (исходя из этой идеи существовании дикарей и приматов объяснялось вырождением людей)
  2.  Обусловленность окружения
  3.  Полигенез, в этом случае различия между народами объясняются их автохтонным происхождением.
  4.  Прогресс – эта идея предполагала интерпретацию истории человечества, как движение по пути совершенствованиям и считается, что прогресс достигается за счет накопления знаний и человеческого разума. В рамках этой гипотезы стали меньше уделять внимание вопросам происхождения человека, более эвристичным считалось стремление понять каким образом человечество могло ускорить совершенствование себя и условия своего существования за счет углубления соответствующих знаний.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7761. Педагогические технологии в образовательном процессе 76 KB
  Педагогические технологии в образовательном процессе. Из истории становления понятия педагогической технологии Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, ремесло, умение и logos - учение, наука) - совокупность методов обра...
7762. Сущность проблемного обучения 72.5 KB
  Сущность проблемного обучения. Определение сущности проблемного обучения. Его основные понятия. Одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности учащихся, развития у них познавательных интересов, творческих способностей самостоят...
7763. Дидактическая система развивающего обучения 63 KB
  Дидактическая система развивающего обучения. Из истории становления развивающего обучения Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию. Теория развивающего обучения берет...
7764. Сущность личностно-ориентированного образования школьников 59.76 KB
  Сущность личностно-ориентированного образования школьников. Сущность личностно-ориентированного образования в школе (определение, цель, принципы) Определение. Личностно-ориентированный образовательный процесс представляет собой не аккумуляти...
7765. Теория и практика воспитания детей и учащейся молодежи 135.5 KB
  Теория и практика воспитания детей и учащейся молодежи. Теоретические основы воспитания: закономерности, цели, принципы. В условиях социальных преобразований в обществе к человеку предъявляются требования активности, мобильности, готовности жить...
7766. Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира 99.5 KB
  Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира. Сущность концепции культуры мира. Педагогика мира В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанных с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографичес...
7767. Гражданское образование школьников 92 KB
  Гражданское образование школьников. Сущность гражданского образования и модели его реализации в учебно-воспитательном процессе школы. Гражданин - это одна из основных социальных ролей человека, которая охватывает широкую сферу социальных отно...
7768. Профессиональная педагогическая деятельность: сущность, структура, особенности 90.5 KB
  Профессиональная педагогическая деятельность: сущность, структура, особенности. Требования к личности учителя и структуре педагогической деятельности В условиях реформирования высшей и средней школы, при которых вариативность и дифференциаци...
7769. Педагогика. Краткий терминологический словарь 52 KB
  Краткий терминологический словарь Активные методы обучения - это методы обучения, основанные на самостоятельной творческой деятельности учащихся по разрешению задач и ситуаций. Активные методы обучения повышают степень мотивации и эм...