65859

Понятие культуры в современной науке

Лекция

Культурология и искусствоведение

Под феноменом культуры понимается все то что создано человеком в результате его приспособления к окружающему природному миру поэтому культура это всё то что человек добавляет к полученному от природы и то новое что он создает иногда вопреки законам природы...

Русский

2014-08-09

36.5 KB

10 чел.

Понятие культуры в современной науке

  1.  Эволюция теоретических представлений о феномене культуры.
  2.  Научные подходы к определению понятия культуры.

Под феноменом культуры понимается все то, что создано человеком в результате его приспособления к окружающему природному миру, поэтому культура – это всё то, что человек добавляет к полученному от природы и то новое, что он создает иногда вопреки законам природы, следовательно, культурная деятельность это не генетическая деятельность человека по совершенствованию окружающего мира и самого себя. Но поскольку культура генами не наследуется, то ее сохранение законами природы не обеспечивается, поэтому человек должен тратить специальные усилия для того чтобы сохранить и передать достигнутое последующим поколениям.

Таким образом, культура – это искусственная реальность, созданная человеком, поэтому ее иногда называют натурой (второй природой).

Слово культура впервые появилось в Древнем Риме и в переводе с латыни обозначало возделывание и обработку почвы. Одним из первых это слово употребляет римский публицист, политик Марк Катон в трактате о земледелии. Во всех случаях раннего употребления слово культура использовалось в значении возделывания, выращивания животных или растений. Применительно к человеку первым это слово употребил Марк Тулий Цицерон. В трактате «Тускуланиские беседы» он писал: «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А философия есть возделывание души: она выпалывает в душе пороки». Философия – это любовь к мудрости. Цицерон доказывал, что ум и душа человека нуждаются в такой же обработке, как и земля. Но если возделывание земли – это удел раба или крестьянина, то возделывание души – это привилегия свободного человека. Однако никакой разработанной концепции у культуры у Цицерона не сложилось. Он использовал слово культура в значении процесса личностного совершенствования человека. После античности слово культура практически исчезает из Европейских языков и возвращается лишь в 17 веке.

Английский мыслитель Томас Гобс считал, что человек может находиться в 2-х состояниях:

  1.  Естественное или природное – это низшая ступень развития человека, так как здесь он выступает как существо непродуктивное, подчиняющееся природным инстинктам.
  2.  Искусственное или культурное - это высшая ступень эволюции человека, так как здесь он выступает как творец.

Схожую идею высказал немецкий юрист, историк, философов, Самуэль Пуфендорф. Он также считал, что природное состояние человека характеризуется не образованностью, не развитостью моральных норм и так далее. Культурный же человек – это человек образованный, живущий в соответствии с законами, принятыми в обществе. Идеи, изложенные Гобсом и Пуфендорфом, были развиты в 18 веке, когда окончательно закрепилась противопоставление культуры и природы. При этом под культурой понималась только деятельность, направленная на улучшение или усовершенствование чего-либо.

Также в 18 веке благодаря идеям Дж. Баттиста Вика и Гердера феномен культуры начал изучаться с помощью научных методов, что способствовало накоплению теоретических знаний о культуре. Кроме того, Гердер первым стал использовать термин культура во множественном числе. Подчеркивая этим многообразие культур, созданных разными народами, разных стран.

В 19 веке слово культура впервые появляется в русском языке. Происходит это в 1845 году, когда выходит карманный словарь иностранных слов под редакцией Петрашевского. Слово культура большой популярностью не пользовалось, но уже к концу века стало частью повседневной русской речи.

Первым из русских мыслителей, кто попытался теоретически осмыслить феномен культуры был известный физиолог Д.М. Велланский. Он также, как  европейские мыслители противопоставлял культуру и натуру, подчеркивая важность духовной жизни человека и ее приоритет над жизнью биологической.

В 1871 году английский антрополог Тайлор в работе «Первобытная культура» сформулировал первое научное определение данного понятия и звучит оно: «Культура – это комплекс, который включает в себя знания, искусство, веру, мораль, закон, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые человеком, как членом общества».

С этого момента количество научных определений культуры постоянно растет, в настоящий момент их насчитывается более 1000. Поэтому задача культурологов не столько создавать новые определения, сколько вырабатывать подходы к систематизации уже имеющихся.

Научные подходы к определению культуры

  1.  Деятельностный. Культура – это процесс и результаты негенетической деятельности человека, направленный на создание искусственно среды обитания. Этот подход основан на противопоставлении культуры и природы и подчеркивает, что мир культуры надстраивается над миром природы.
  2.  Креативистский. Культура – это реализация творческих возможностей человека. При этом под творчеством понимается способность человеком создавать нечто принципиально новое, уникальное, чего до этого момента в природе не существовало. Это могут быть новые идеи, явления, вещи или предметы. При этом не следует отождествлять творчество и искусство.
  3.  Традиционалистский. Культура – это совокупный материально-духовный опыт человечества, передаваемый из поколения в поколение, позволяющий сохранять уже достигнутые и передавать последующим поколениям для дальнейшего развития человечества. В этом подходе подчеркивается, что законами природы сохранение культуры не гарантировано, поэтому человек должен тратить специальные усилия для этого, а одним из самых древнейших, но при этом эффективных способов сохранения и передачи информации являются традиции. Традиция – это элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в течение длительного времени, поскольку признаются наиболее ценными для развития человечества.
  4.  Аксиологический.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66382. РОМАН-АПОКРИФ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 226 KB
  Данная работа представляет собой исследование одной из новых разновидностей романа зародившейся в XIX веке и сложившейся в литературе ХХ века в результате объединения романного повествования с историей рассказываемой каноническими и апокрифическими евангелиями романа-апокрифа.
66383. СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСХОДНОГО МАТЕРИАЛА В СЕЛЕКЦИИ КАРТОФЕЛЯ НА ОСНОВЕ МЕЖВИДОВОЙ ГИБРИДИЗАЦИИ 4.72 MB
  Обзор исторического пути и современного состояния селекции картофеля на основе межвидовой гибридизации. Использование инцухта в селекции картофеля на основе межвидовой гибридизации. Создание и использование в селекционном процессе многовидовых гибридов картофеля.
66384. ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗНОГО УРОВНЯ ИНТЕНСИВНОСТИ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ СОРТОВ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ И КАЧЕСТВО ЗЕРНА В УСЛОВИЯХ ЮГО-ЗАПАДА ЦЕНТРАЛЬНОГО НЕЧЕРНОЗЕМЬЯ 4.16 MB
  Цель исследований – изучить эффективность средств химизации в технологиях разного уровня интенсивности на сортах озимой пшеницы и выявить оптимальные решения получения максимальной урожайности новых и перспективных сортов на серых лесных почвах юго-запада Центрального Нечерноземья.
66385. Диференційований підхід у вивченні основ штучного інтелекту в курсі інформатики фізико-математичного факультету вищого педагогічного закладу 1.43 MB
  Перетворення в економічній політичній і соціальній сферах суспільного життя бурхливе впровадження нових інформаційних технологій вимагають нових підходів до розбудови як всієї національної системи освіти так і системи вищої освіти і висувають на перший план завдання...
66386. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК РЕЗУЛЬТАТ МЕЖПОКОЛЕННОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ 347.5 KB
  Идет процесс переоценки ценностей меняются ценностные представления. В переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче ценностей от старших поколений к младшим сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе.
66387. КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЗДАНИЮ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 342.5 KB
  Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с созданием такой образовательной среды...
66388. СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ПРИ АУДИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ 254 KB
  Проблема психологических барьеров достаточно полно представлена в зарубежной психологии З. В отечественной психологии широко представлены исследования раскрывающие сущность и виды психологических барьеров: смысловые Л. и этносоциокультурных барьеров В.
66389. Развитие самообразовательной компетентности студентов в процессе проектной деятельности 281.5 KB
  Особую важность развития СК исследователи связывают с её значимость для профессионально-личностного роста специалиста И. Представляется важным сделанное рядом авторов заключение о том что СК выступает как системообразующая стержневая так как она детерминирует формирование...
66390. ФИТОНИМИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ Е.И. НОСОВА 178.5 KB
  Актуальность диссертации обусловлена возрастающим вниманием лингвистов к изучению языковой личности Е.И. Носова; стремлением к многоаспектному описанию отдельных пластов лексики, в частности названий растений и растительных организмов...