65859

Понятие культуры в современной науке

Лекция

Культурология и искусствоведение

Под феноменом культуры понимается все то что создано человеком в результате его приспособления к окружающему природному миру поэтому культура это всё то что человек добавляет к полученному от природы и то новое что он создает иногда вопреки законам природы...

Русский

2014-08-09

36.5 KB

9 чел.

Понятие культуры в современной науке

  1.  Эволюция теоретических представлений о феномене культуры.
  2.  Научные подходы к определению понятия культуры.

Под феноменом культуры понимается все то, что создано человеком в результате его приспособления к окружающему природному миру, поэтому культура – это всё то, что человек добавляет к полученному от природы и то новое, что он создает иногда вопреки законам природы, следовательно, культурная деятельность это не генетическая деятельность человека по совершенствованию окружающего мира и самого себя. Но поскольку культура генами не наследуется, то ее сохранение законами природы не обеспечивается, поэтому человек должен тратить специальные усилия для того чтобы сохранить и передать достигнутое последующим поколениям.

Таким образом, культура – это искусственная реальность, созданная человеком, поэтому ее иногда называют натурой (второй природой).

Слово культура впервые появилось в Древнем Риме и в переводе с латыни обозначало возделывание и обработку почвы. Одним из первых это слово употребляет римский публицист, политик Марк Катон в трактате о земледелии. Во всех случаях раннего употребления слово культура использовалось в значении возделывания, выращивания животных или растений. Применительно к человеку первым это слово употребил Марк Тулий Цицерон. В трактате «Тускуланиские беседы» он писал: «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А философия есть возделывание души: она выпалывает в душе пороки». Философия – это любовь к мудрости. Цицерон доказывал, что ум и душа человека нуждаются в такой же обработке, как и земля. Но если возделывание земли – это удел раба или крестьянина, то возделывание души – это привилегия свободного человека. Однако никакой разработанной концепции у культуры у Цицерона не сложилось. Он использовал слово культура в значении процесса личностного совершенствования человека. После античности слово культура практически исчезает из Европейских языков и возвращается лишь в 17 веке.

Английский мыслитель Томас Гобс считал, что человек может находиться в 2-х состояниях:

  1.  Естественное или природное – это низшая ступень развития человека, так как здесь он выступает как существо непродуктивное, подчиняющееся природным инстинктам.
  2.  Искусственное или культурное - это высшая ступень эволюции человека, так как здесь он выступает как творец.

Схожую идею высказал немецкий юрист, историк, философов, Самуэль Пуфендорф. Он также считал, что природное состояние человека характеризуется не образованностью, не развитостью моральных норм и так далее. Культурный же человек – это человек образованный, живущий в соответствии с законами, принятыми в обществе. Идеи, изложенные Гобсом и Пуфендорфом, были развиты в 18 веке, когда окончательно закрепилась противопоставление культуры и природы. При этом под культурой понималась только деятельность, направленная на улучшение или усовершенствование чего-либо.

Также в 18 веке благодаря идеям Дж. Баттиста Вика и Гердера феномен культуры начал изучаться с помощью научных методов, что способствовало накоплению теоретических знаний о культуре. Кроме того, Гердер первым стал использовать термин культура во множественном числе. Подчеркивая этим многообразие культур, созданных разными народами, разных стран.

В 19 веке слово культура впервые появляется в русском языке. Происходит это в 1845 году, когда выходит карманный словарь иностранных слов под редакцией Петрашевского. Слово культура большой популярностью не пользовалось, но уже к концу века стало частью повседневной русской речи.

Первым из русских мыслителей, кто попытался теоретически осмыслить феномен культуры был известный физиолог Д.М. Велланский. Он также, как  европейские мыслители противопоставлял культуру и натуру, подчеркивая важность духовной жизни человека и ее приоритет над жизнью биологической.

В 1871 году английский антрополог Тайлор в работе «Первобытная культура» сформулировал первое научное определение данного понятия и звучит оно: «Культура – это комплекс, который включает в себя знания, искусство, веру, мораль, закон, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые человеком, как членом общества».

С этого момента количество научных определений культуры постоянно растет, в настоящий момент их насчитывается более 1000. Поэтому задача культурологов не столько создавать новые определения, сколько вырабатывать подходы к систематизации уже имеющихся.

Научные подходы к определению культуры

  1.  Деятельностный. Культура – это процесс и результаты негенетической деятельности человека, направленный на создание искусственно среды обитания. Этот подход основан на противопоставлении культуры и природы и подчеркивает, что мир культуры надстраивается над миром природы.
  2.  Креативистский. Культура – это реализация творческих возможностей человека. При этом под творчеством понимается способность человеком создавать нечто принципиально новое, уникальное, чего до этого момента в природе не существовало. Это могут быть новые идеи, явления, вещи или предметы. При этом не следует отождествлять творчество и искусство.
  3.  Традиционалистский. Культура – это совокупный материально-духовный опыт человечества, передаваемый из поколения в поколение, позволяющий сохранять уже достигнутые и передавать последующим поколениям для дальнейшего развития человечества. В этом подходе подчеркивается, что законами природы сохранение культуры не гарантировано, поэтому человек должен тратить специальные усилия для этого, а одним из самых древнейших, но при этом эффективных способов сохранения и передачи информации являются традиции. Традиция – это элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в течение длительного времени, поскольку признаются наиболее ценными для развития человечества.
  4.  Аксиологический.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55242. Економічні методи аналізу розміщення продуктивних сил 25.58 KB
  Розробляють цільові комплексні програми, у тому числі територіальні. Проекти будівництва підприємств, схеми та проекти районних планів розробляють на проектній стадії обгрунтування розміщення виробництва і його територіального розвитку.
55243. Турнір правознавців 82.5 KB
  Мета: виховувати у школярів інтерес до правових знань популяризувати правові закони розвивати пізнавальний інтерес до предмета зясувати як учні знають основні поняття з правознавства навчити дітей користуватися своїми правами в різних ситуаціях виховувати почуття відповідальності за свої вчинки...
55244. Сценарий «Праздник бабушек» 34.5 KB
  Ведущий: Наш праздник мы сегодня посвящаем самым Ученик: любимым Ученик: добрым Ученик: ласковым Ученик: терпеливым Ученик: мудрым Ученик: красивым Ученик: умелым Ученик: милым Ученик: обаятельным Ученик: и очень привлекательным Все вместе: Нашим бабушкам...
55245. В некотором царстве, в музыкальном государстве. Инсценированный праздник 48 KB
  Праздник является итогом Недели музыки. Действующие лица: Учитель Скрипичный ключ Ведущая нотки Королева музыки Учитель. Встречайте королеву музыки.Чайковского входит королева музыки.
55246. Неразлучные друзья – взрослые и дети 51.5 KB
  По ступенькам мы идём Мой город. У каждого человека должен быть свой дом своя семья. А что такое семья Как появилось слово семья Учитель. Все: Так на земле появилась семья Учитель.
55247. ПРАЗДНИК «ПОСВЯЩЕНИЕ В ЧИТАТЕЛИ» 79 KB
  Ты из какой сказки сбежала Баба-Яга: А почему вы решили что я сбежала Мне Кащей Бессмертный на ушко шепнул что сегодня у ребятишек здесь праздник. Королева: Ну раз ты уж здесь Баба-Яга помоги нам праздник интересно провести.
55248. Путешествие в страну правильной и красивой речи 182 KB
  Всех нас зовет она Надо всем детям научиться 2 раза Правильно говорить В эту страну мы все умчимся Будем всегда там жить Сцена 2 Под музыку выбегает звукомор Звукомор: Ага так вот где находится страна правильной и красивой речи Ничего ничего после моей работы здесь не останется ни одного слова ни одной буквы и даже звука Под музыку выходит Фея Фея: Это кто...
55249. Посвящение в юные читатели. Праздник для первоклассников 48 KB
  Как зовется эта книжка Как зовется сам мальчишка Буратино Буратино: Кто тут меня вспоминает Как здесь много мальчиков и девочек Шел в театр и услышал что меня ктото зовет. Учитель: Ребята давайте попробуем объяснить Буратино зачем нужно учиться.Ответы учеников Буратино: Ну и оставайтесь здесь учиться а я лучше пойду а театр. Учитель: Покажи Буратино свой билет.