6586

Философия бытия (онтология). Материя и ее атрибуты. Категории диалектики

Контрольная

Логика и философия

Философия бытия (онтология). Философская категория бытия. Формы бытия. Материя и ее атрибуты. Диалектика. Категории диалектики. Проблема бытия изначально включала два подхода в ответе на вопрос: что избрать первоначалом философствован...

Русский

2013-01-06

31.98 KB

39 чел.

Философия бытия (онтология).

1.Философская категория бытия. Формы бытия.

2.Материя и ее атрибуты.

3.Диалектика. Категории диалектики.

1вопрос.

Проблема бытия изначально включала два подхода в ответе на вопрос: что избрать первоначалом философствования: бытие или небытие? «Бытие» противопоставляется "небытию".

Небытие (ничто) – это категория для обозначения того, чего нет, что не существует. Бытие – это философская категория, обозначающая существование независимого от сознания человека объективного мира и самого сознания, единство объективной и субъективной реальности.

Категория бытия обозначает существование мира как беспредельного и непреходящего целого. Мир существует не только здесь и сейчас, но везде и всегда, он не имеет ни начала, ни конца, ни во времени, ни в пространстве, непрерывно изменяется.

Целесообразно выделить следующие основные формы бытия:

1.Бытие вещей, явлений и процессов.

2.Бытие человека.

3.Бытие духовного (идеального).

4. Бытие социального.

В теологических философских системах кроме указанных выше форм бытия отмечается бытие Бога.

Бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

В истории философии были различные мнения о том, сколько же субстанций лежит в основе бытия:

 Монизм – существует одна субстанция

 

 Дуализм – существует две субстанции (материальная и духовная) Плюрализм – существует множество субстанций (например, монады Лейбница)

2вопрос.

Одно из определений понятия материи: материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Важнейшими атрибутами материи являются пространство, время, движение. Под атрибутом в философии и науке понимают необходимое, неотъемлемое свойство объекта.

 

 Пространство - это совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентация). К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность — равноправность всех возможных направлений.

 Время - совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность. Время обычно характеризуется такими свойствами, как длительность, одномерность, необратимость, однородность. Характерным специфическим свойством времени является его необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через настоящее к будущему, и обратное течение его невозможно. Специфично проявление времени и пространства в микромире, живой природе, в социальной действительности, в связи с чем специально анализируется биологическое время, психологическое время, социальное время.

Психологическое время связано с восприятием и переживанием времени индивидом: время то «бежит», то «замедляется», что зависит от тех или иных конкретных ситуаций (одно дело, когда мы кого-то с нетерпением ожидаем другое, когда заняты чем-то интересным); в детстве нам кажется, что время течет медленно, а в зрелом возрасте — что оно ускорило свой бег.

С возникновением человеческого общества сформировалось социальное время и пространство. Социальное время характеризуется длительностью, последовательностью и становлением различных элементов, сторон, явлений общественной жизни. Характеризуя темпы преобразований в жизни общества, социальное время имеет тенденцию к постоянному ускорению. Небывалое ускорение темпов социального времени поставило на повестку дня вопрос о нравственной ценности времени индивидуального бытия человека.

Биологическое пространство-время

Жизнь человека как биологического существа, бытие человека в мире вещей подчинены определенным природным ритмам, так называемым циркадным (околосуточным) ритмам, которые вырабатывались в ходе приспособления организма к окружающим условиям. Эти ритмы задавались извне физическими закономерностями смены дня и ночи, природными состояниями, определяемыми вращением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Циркадные ритмы передаются по наследству, и попытка искусственно изменить длительность суток человека приводила к расстройству основных функций человека. «Биологические часы» организма не совпадают с ходом времени за пределами организма, но они обеспечивают приспособляемость организма к изменению внешней среды и, что самое главное, обеспечивают готовность организма к будущим изменениям, к целесообразному функционированию в предполагающихся изменениях.

Понятием «движение» в философии обозначается всякое изменение.

Движение, которое связано с качественным преобразованием объекта, переходом от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому, - есть развитие.

Важнейшим свойством движения является его несотворимость и неуничтожимость, причем не только в количественном, но и в качественном отношении.

Пять основных форм движения:

Механическое - пространственное перемещение тел;

Физическое - теплота, свет, электричество и магнетизм;

Химическое - движение атомов в молекулах, изменяющее химический

состав и строение вещества;

Биологическое - жизнь как способ существования белковых тел;

Социальное - общественное, куда включалось и мышление.

3вопрос.

 

В античной философии под «диалектикой» (от грeч. dialеktike - искусство вести спор, ученую беседу) вначале понимали такой способ ведения ученой дискуссии, при котором достижение истины происходит путем столкновения противоположных мнений. Считается, что первым этот термин ввел в философию Сократ.

Начиная с Гегеля, с XIX века, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и законах. Существуют два основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития.

 

 Категории - это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между явлениями. Основными категориями современной диалектики являются: сущность и явление, содержание и форма, система, элемент, структура, целое и часть, единичное, особенное и всеобщее, причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность, свобода и необходимость, прерывность и непрерывность, количество и качество.

Сущность и явление. 

 

 Сущность – категория диалектики, отражающая основу существования и развития предмета, которую можно представить в виде системы свойств и отношений предмета, обусловливающих другие его свойства и отношения. 

 Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность.

 

Путь к познанию сущности начинается с изучения явления. Явление в данном отношении – это сторона предмета, непосредственно данная человеку в его ощущениях.

Содержание и форма. 

Под содержанием понимается все находящееся в предмете (процессе): его существенные связи, компоненты и его несущественные связи, компоненты. Под формой понимается как внешнее выражение содержания, так и внутренний способ взаимосвязи компонентов содержания (в последнем случае форма близка, по сути, структуре).

Диалектику формы и содержания раскрывают следующие положения.

  1. Единство формы и содержания. Любой материальный предмет, процесс есть единство формы и содержания. Следовательно, нет бесформенного содержания, как нет и бессодержательной формы.

2. Противоречивость формы и содержания. Форма и содержание – диалектические противоположности. Отношения между ними могут быть охарактеризованы:

а) как гармония – соответствие формы содержанию, а содержания форме и как следствие этого - оптимальность развития предмета;

б) как дисгармония – несоответствие формы содержанию и наоборот, при котором возникают деформации в функционировании и развитии предмета;

в) как конфликт – несовместимость формы с содержанием, а содержания с формой, при которой предмет не может больше развиваться в прежнем качестве.

 Целое и часть. 

Категория «целое» характеризует предмет в определенной связи составляющих его частей и обладающим в силу этого интегративными свойствами.

Категория «часть» характеризует такой компонент содержания, без которого предмет не может существовать как целое.

В диалектике целого и части следует учитывать следующие положения.

1. Несводимость целого к сумме частей.

2.Любая часть несет в себе черты качественной определенности целого.

3.Части влияют на целое.

 

 Система, структура, элемент.

Категорией система в предмете подчеркивается, что его действительность характеризуется целостностью, единством элементов, прочными внутренними связями между ними. Предмет может представлять собой множество систем, в каждой из которой есть свои элементы.

 Элемент существует в рамках одной конкретной системы как ее атомарный компонент, символизирующий предел его делимости.

 Структура – способ взаимосвязи между элементами системы.

Принцип системности ориентирует познание на получение системного, а не фрагментарного знания о мире.

Единичное и общее. 

 Единичное – категория, отражающая в предмете только ему присущие, неповторимые свойства и признаки.

Общее – категория, характеризующая в предмете те его признаки, свойства, которые объединяют его с множеством других предметов. Связь между общим и единичным в предмете выражается категорией «особенное».

 

Причина и следствие. 

Явление может быть названо причиной другого явления при наличии следующих признаков: 1) если оно порождает, вызывает другое явление, предшествуя ему по времени; 2) если акт порождения «нечто» не случаен, а происходит с необходимостью. С учетом этих признаков причина - это явление, с необходимостью порождающее другое явление (или с необходимостью вызывающее изменения в существующем явлении). Следствие – это то, что возникает под воздействием причины. В диалектике причины и следствия следует учитывать, что одна и та же причина при одинаковых условиях вызывает одно и то же следствие. При изменении условий, в которых осуществляется причинно-следственная связь, одна и та же причина может вызвать разные следствия.

Необходимость и случайность.

Необходимость выступает в качестве определяющей характеристики причинно-следственных связей и отношений регулярной обусловленности, выражаемой в понятиях закона и закономерности. Необходимость — это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. Пример — развитие организма человека, прохождение человеком нескольких последовательных стадий. «Необходимость» — это то, чего нельзя обойти.

 Случайность же — то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.

 

 

 Возможность и действительность. 

 Возможность — это характеристика развития с точки зрения его перспективы, дальнейшего осуществления в различных вариантах. Действительность отражает все осуществившееся и существующее в настоящем как результат развития. Отражение диалектикой многообразных сторон развития не случайно завершается анализом категории “возможность”, поскольку через наличие различных возможностей развития подчеркивается сущностная черта диалектического взгляда на мир - поливариантность развития; обращается внимание на необходимость выбора, подготовку человека к правильному выбору. А выбор в свою очередь превращается в атрибут существования человека в сфере культуры.

Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте определение понятиям «бытие» и «небытие».

 

2. В чем специфика биологического, психологического и социального времени?

3. Охарактеризуйте понятие «движение» в философском смысле.

 

4. Объясните на примере диалектический метод познания.

 

5.Приведите примеры, когда отношения между формой и содержанием в вещи, в

человеке, выступают: а) как гармония;

 

б) как дисгармония;

в) как конфликт.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62526. Урок-игра: Ирландия 22.31 KB
  Образовательные задачи: Совершенствовать навыки чтения и аудирования, расширяя кругозор учащихся. Повторить грамматический материал - составление разных типов вопросов.
62527. Урок-игра по истории Древнего мира 15.43 KB
  Цель: повторить и обобщить знания учащихся по основным событиям истории Древнего мира; закрепить знания о великих достижениях всемирной культуры. Задачи: обобщить имеющиеся знания по предмету и нацелить на самостоятельный поиск информации...
62528. Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз, Красный нос» 23.19 KB
  Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями. Белит деревья и дома Морозит устали не зная. Морозная не злая Выделить голосом глаголы. Не за горами и встреча с Дедом Морозом.
62529. Реальное и фантастическое в повести М.А. Булгакова «Роковые яйца» 498.68 KB
  Задачи: отметить особенности мировосприятия писателя своеобразие его творческой манеры; развивать навыки аналитического прочтения художественного произведения творческие способности учащихся; обсудить нравственные проблемы поднимаемые в повести подчеркнув их значимость для современного мира...
62530. Сложение и вычитание числа 3 156.85 KB
  Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться приемами прибавления и вычитания числа 3; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения...
62531. Внетабличное сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Сложение вида 36 + 2; 36 + 20 3.04 MB
  Работа с интерактивным учебником. Первичное закрепление знаний коллективная работа работа у доски. Работа с интерактивным учебником работа в парах. Самостоятельная работа.
62532. СЛУЧАИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ЗНАНИИ НУМЕРАЦИИ ЧИСЕЛ 1.66 MB
  Цель урока: Формировать навыки сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел; развивать логическое мышление, устойчивость внимания, память; воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету, любовь к природе, чувство взаимопомощи и милосердия.
62533. Табличное умножение и деление 18.99 KB
  Задание для второй команды 9. За правильный ответ команда получает 1 балл фишка соответствующая по цвету эмблеме команды Если представитель команды не знает ответ то право ответа передается представителю другой команды и балл получает другая команда.
62534. Таблиці додавання й віднімання числа 9. Периметр многокутника 26.41 KB
  Відповідь: а трикутник – многокутник геометрична фігура б квадрат – чотирикутник многокутник геометрична фігура До поданих понять добери два родові поняття. а квадрат і прямокутник...