65864

Морфемика как раздел языкознания

Лекция

Иностранные языки, филология и лингвистика

Таким образом, у морфемики, словообразования, морфонологии и морфологии частично совпадает объект изучения – морфемы (частично, потому что словообразование и морфемика занимаются не только морфемами). Но так как изучаются морфемы под разными углами зрения, у названных дисциплин разные предметы.

Русский

2014-08-09

116 KB

8 чел.

орфемика (студ.)

  1.  Морфемика
  2.  Морфемика как раздел языкознания
  3.  Морфема и морф. Разновидности морфов
  4.  Типы морфем. Корень и аффиксы
  5.  Функциональные типы аффиксов
  6.  Позиционные типы аффиксов

Литература

___________________________________________________

  1.  Морфемика  как  раздел  языкознания
  •  Морфемика

1) морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы;

2) раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, морфемную структуру слов [ЛЭС, с. 313].

Морфемика занимает промежуточное положение между словообразованием, морфологией и морфонологией, так как морфемы выполняют различные функции  и изучаются с разных точек зрения.

Напр., глагол по-друж-и-ть-ся состоит из 5 морфем, каждая из которых имеет свое значение:

  •  приставки (префикса) по- ‘начало действия’,
  •  корня друж-,
  •  двух суффиксов:  -и- (тематический гласный, оформляющий глагольную основу) и

-ть- (суффикс инфинитива),

  •  постфикса -ся ‘взаимное действие’.

Это область морфемики.

  •  Словообразование занимается изучением морфем, которые используются при образовании новых слов, а также способов образования новых слов.

Глагол по-друж-и-ть-ся образован от глагола дружить одновременным присоединением

  •  приставки по- ‘начало действия’  
  •  и постфикса -ся ‘взаимное действие’.
  •  В морфологии морфемы описываются с точки зрения  выражения ими собственно грамматических значений (ГЗ падежа, рода, времени, лица и др.):

Глагол подружиться изменяется, выражая различные ГЗ:

  •  подруж-у-сь, подруж-ишь-ся… (лицо и число)
  •  подружи-л-ся, подружи-л-а-сь… (время, число и род)
  •  Морфонология изучает фонемный состав морфем, формальные закономерности сочетаемости морфов.

Корень друг- существует в разных вариантах, зависящих от его окружения: 

  •  друг-а – друг’е – друзj-a – друж-ить,
  •  ср. также: люб-овь – люб’- ить – любл’

Таким образом, у морфемики, словообразования, морфонологии и морфологии частично совпадает объект изучения – морфемы (частично, потому что словообразование и морфемика занимаются не только морфемами). Но так как изучаются морфемы под разными углами зрения, у названных дисциплин разные предметы.

К задачам морфемики относятся:

  1.  рассмотрение принципов выделения морфем,
  2.  выделение критериев отождествления и разграничения морфов,
  3.  классификация морфем.
  4.  Морфема  и  морф

Морфема (греч. morphē  ‘форма’) – минимальная значимая часть слова.

Это часть слова, состоящая из одной или нескольких фонем, и соотносящаяся с компонентами значения слова (семами).

Морфема – минимальная двусторонняя (знаковая) единица языка.

От фонемы морфема отличается наличием значения. Фонемы образуют план выражения морфем:

  •  мыш-онк-у

План выражения морфемы -онк – последовательность фонем <о>, <н> и <к>, план содержания – сема ‘детеныш’.

План выражения морфемы -у – фонема <у>, а план содержания – значения ед.ч., В.п., ж.р.

В отличие от слова, морфема семантически несамостоятельна, она всегда выражает часть общего значения слова. Ср.:

  •  слова: нос, стол, лез;
  •  корни: нос-ø, стол-ø, лез-ø.

Исключение составляют одноморфемные слова:

  •  вдруг, пальто.

Вычленение морфем основывается на параллелизме между частичными различиями в материальной стороне слов и их форм и частичными различиями в их значениях (лексических и грамматических):

  •  ламп-а  ламп-ы ламп-у  ламп-ø …
  •  голов-а  голов-ы голов-у голов-ø…
  •  книг-а книг-и  книг-у  книг-ø…

Ср. также голов-а – голов-к-а, книг-а – книж-к с соответствующим изменением лексического значения [Маслов, с. 132].

Для обозначения минимальных значимых частей в морфемике, помимо термина морфема, используется термин морф.

Разграничение этих терминов (и понятий) связано с разделением языка и речи.

  •  Морф – это минимальная значимая часть, выделяемая в составе словоформы (конкретной грамматической формы слова). Это конкретная линейная (синтагматическая), речевая единица.
  •  Морфема – это абстрактная нелинейная (парадигматическая), языковая единица, представляющая собой совокупность семантически тождественных морфов.

Напр.:

  •  корень: рук-а – рук-и – руч-ной;  

рук-, рук’- и руч- – три морфа одной корневой морфемы;

  •  суффикс: дуб-ок – дуб-к-а– дуб-к; 

-ок-, -к- и -к’- – три морфа одной  суффиксальной морфемы.

В одну морфему объединяются морфы, которые

  1.  имеют тождественное значение,
  2.  обладают формальной, т.е. фонематической близостью.

Морфы одной морфемы делятся на два типа (по отношению к свободному варьированию):

  •  алломорфы,
  •  варианты.
  •  Алломорфы – это тождественные по значению и формально близкие морфы, которые не могут заменять друг друга (т.е. находятся в отношениях дополнительной дистрибуции):
  •  корень: у-бр-а-ть – уир-а-ть – у-бер-у – у-бор-к-а;
    бег-у – беж-ишь;  слуш-а-ть слух; с-брос-и-ть – с-брас-ыва-ть;
  •  приставка: о-кружить –  об-вести – обо-йти; с-бросить – со-гнать;
  •  суффикс: кус-ок – кус-оч-ек – кус-к-а  – кус-к’-и;
  •  окончание: кресл-ом – пол-ем;
  •  англ.  bat-s ‘летучие мыши’ – box-es ‘коробки’.
  •  Варианты – морфы, которые могут заменять друг друга, т.е. находятся в отношениях свободного варьирования. Напр.:
  •  окончание Т.п. ед. ч. ж.р.: стен-ой – стен-ою;- рук-ой – рук-ою;
  •  окончание Т. п. мн. ч.  у некоторых лексем: двер-ями – дверь-ми.
  1.  Типы  морфем.  Корень  и  аффиксы

В структуре слова среди морфем выделяются:

  •  корень и
  •  аффиксы (лат. affīxus  ‘прикрепленный’).

Деление морфем на корни и аффиксы опирается на

  •  функцию в составе словоформы и
  •  тип выражаемого значения.
  •  Корень – центральный и обязательный элемент в структуре слова.

Не существует знаменательных слов без корня 1.

Корень выражает основную идею лексического значения слова. По А. А. Реформатскому, это вещественное значение, которое, в отличие от лексического значения, выражаемого основой, абстрагировано от части речи:

  •  бегбег-ать;
  •  черн-ый – черн-ота – черн-ить…

Корень может существовать в языке самостоятельно:

  •  вдруг,  завтра, теперь.

Корневые морфемы могут быть как свободными, так и связанными.

Свободные корни могут употребляться без словообразовательных аффиксов:

  •  дом-ø, ног-а .

Связанные корни в современном языке существуют лишь в сочетании со словообразовательными аффиксами:

  •  добавка, прибавка,
  •  обуть, разуть.
  •  Аффиксы же не используются в языке без корней. В отличие от корня, аффиксы не обязательны в словоформе. Они сопровождают корень и называются служебными морфемами.

В некоторых языках мира, кроме корней и аффиксов, существуют аффиксоиды – морфемы, занимающие промежуточное положение между корнями и аффиксами:

  •  префиксоиды:  полу- полукруг, полубог…

авиа- – авиалинии, авиаперевозки…

само- – самоанализ…

  •  суффиксоиды: -вед- – языковед, славяновед, краевед…

-фил- – славяновил … 

-видн- – стекловидный, змеевидный … 

[Алефиренко, с. 275; Вендина, с. 205; Гируцкий, с. 98].

Среди аффиксов выделяются нулевые – это аффиксы с нулевым экспонентом, отсутствие аффикса в одной форме парадигмы (системе форм слова) при наличии аффиксов в других формах той же парадигмы:

  •  дом-Ø – нулевая флексия является показателем И.п., ед.ч., т.к.противопоставлена флексиям с другими грамматическими значениями: дом-а, дом-у, дом-ов,

______________________________________

1 Есть лишь единичные примеры исчезновения корня в результате исторических фонетических изменений. Напр., вы-ну-ть появилось по аналогии с глаголами на -нуть на базе вы-нять, префиксального производного от яти [ШЭС, с. 51]. 

  •  нёс-Ø-Ø – нулевой суффикс выражает значение прошедшего времени, нулевая флексия выражает ед.ч., ж.р. (ср.: нес-л-а, нес-л-и);
  •  красив-Ø – ед.ч. м.р.: красив-а, красив-о, красив-ы.

Падеж флексии кратких прилагательных не выражают, т.к. эти формы не склоняются.

  1.  Функциональные  типы  аффиксов

С точки зрения выполняемых функций аффиксы делятся на

  •  словообразовательные,
  •  словоизменительные (формообразовательные).
  •  Словообразовательные (деривационные – от лат. derivātio ‘отведение’) аффиксы служат для образования производных слов. Они уточняют, изменяют идею, выраженную корнем, в результате чего меняется лексическое значение слова:
  •  дом – дом-ик  – не любой дом, а именно маленький; ср. также дом-ов-ой; 
  •  слон – слон-ёнок;
  •  бег-: про-бег, за-бег, на-бег.

Словообразовательные аффиксы выражают словообразовательные (деривационные, лексико-грамматические) значения.

  •  Словоизменительные (≈ реляционные – от лат. relātio ‘отношение’; ≈ формообразовательные 2) аффиксы служат для образования форм одного слова, выражают грамматические значения при неизменном лексическом значении:
  •  бег-а-ть – бег-а-л;
  •  бег-: бег-у, беж-ишь

ЛЗ глагола не меняется: глагол обозначает один и тот же процесс.

Реляционными словоизменительные аффиксы называются потому, что они выражают отношение данной словоформы к другим словоформам в предложении, напр.:

  •  построил домик-Ø,
  •  вышел из домик-а.
  1.  Позиционные  типы  аффиксов

По положению относительно корня аффиксы делятся на

  1.  стоящие перед корнем  префиксы (приставки),
  2.  стоящие после корня:
  •  постфиксы,
  •  суффиксы,
  •  окончания (флексии),
  1.  вставляемые внутрь корня:
  •  инфиксы,
  •  трансфиксы, 
  1.   вставляемые между корнями – интерфиксы,
  2.  окружающие корень – циркумфиксы (конфиксы).

____________________________________

2 Ряд исследователей используют термины словоизменительные и формообразовательные дифференцированно. Термин формообразовательные используется по отношению к аффиксам, которые образуют формы слова, не связанные с выражением синтаксических, т.е. реляционных отношений: формы инфинитива, прошедшего времени, причастия, деепричастия и т.п.:

  •  чита-ть – чита-я – чита-л-а – чита-ющ-ий – чита-вш-ий.

Формообразовательные суффиксы -л-, -ущ- и -вш- образуют формы глагола, но прямо с выражением  синтаксически отношений не связаны. Реляционные же аффиксы (окончания) -а- и -ий- в последних трех формах выражают связь данной формы глагола с другими формами в предложении, ср.:

  •  девочка  читал-а – мальчик читал-Øони читал-и;
  •  читающ-ий мальчик-Ø –  читающ-его мальчик-а  – читающ-ему мальчик-у

Схема № 1.

аффиксы

┌─────────────┬──────────────┼────────────┬─────────────┐

перед корнем            внутри корня        между корнями       после корня   вокруг корня

       ┌─────┴────┐            │       │   │

префиксы  инфиксы    трансфиксы      интерфиксы            постфиксы   циркумфиксы

(приставки)                  (конфиксы)

     ┌────────┬────────┐

суффиксы    флексии     собственно

постфиксы

1.  Префиксы (от лат. praefīxum ‘прикрепленное перед’) = приставки – это служебные морфемы, стоящие перед корнем:

  •  пере-рыв, под-писать,  не-глубокий.
  •  in-active, re-fresh.

В индоевропейских языках префиксы в основном используются при словообразовании, а при формообразованииочень редко.

Напр., в русском языке префиксы выражают значение совершенного вида глагола:

  •  делать – с-делать, писать – на-писать, читать – про-читать 3.

Однако чаще приставка меняет не только видовое значение, но и лексическое:

  •  читать – пере-читать – вы-читать.

В других языках префиксация как способ выражения грамматических значений используется более часто. Так, в арабском и грузинском языках при помощи префиксов оформляется спряжение [Кодухов, с. 239].

Широко используется префиксация для выражения грамматических значений в языках бáнту (Восточная Африка). Напр., в языке суахили:

  •  wa-ta-si-po-ku-ja [ватасипокýджа] ‘если они не придут’, где wa- означает 3-е л. мн. ч., ta-  будущее время, si-  отрицание, po-  условность, ku- глагольный префикс, расширитель односложного корня, ja – корень со значением ‘приходить’ [Реформатский, с. 264].

Есть языки, которые не используют префиксов, например тюркские и финно-угорские.

2.  Постфиксы (лат. postfīxumприкрепленное после’) – служебные морфемы, расположенные после корня.

Этот термин используется в двух значениях. Он обозначает

  1.  все служебные морфемы, стоящие после корня, включая суффиксы и флексии;
  2.  собственно постфиксы – служебные морфемы, стоящие после флексии, напр., рус. -ся, -то, -либо.

Флексии в большинстве случаев (а в некоторых языках всегда) занимают позицию в самом конце простой словоформы. Однако деление постфиксов на суффиксы и флексии основано не на их расположении: есть случаи, когда суффикс находится после флексии:

  •  нем.: Kindдитя’, Kind-er ‘дети’, Kind-er-chen ‘детки’.

Суффиксы и флексии различаются  по типу грамматического значения.

_____________________________________

3 Русские глаголы в видовой паре большинством исследователей считаются самостоятельными лексемами,
а не формами одного слова. Однако во многих случаях различие между ними чисто видовое и не затрагивает лексическое значение
.

2.1.  Суффиксы (от лат. suffхus ‘подставленный’) – это постфиксы, выражающие в первую очередь словообразовательные (лексико-грамматические) значения:

  •  рук-а – руч-к-а – руч-онк-а – руч-ищ-а – руч-н-ой;
  •  конь – кон-ёк – кон-ин-а – кон-юх – кон-н-ый – кон-ск-ий.

Кроме того, суффиксы выражают формообразовательные (т.е. чисто грамматические) значения. Они образуют регулярные формы, которые могут иметь дальнейшее изменение:

  •  рассказ-а-ть – рассказ-а-л-ø, рассказа-л-а, рассказа-л;
  •  рассказ-а-вш-ий (-ая, -ие; -его, -ему…), рассказ-а-нн-ый (-ая, -ые; -ого…);
  •  рассказ-а-в;
  •  красив-ый – красив-ее.

2.2.  Флексии (от лат. flexio ‘сгибание, переход’) = окончания – постфиксы со словоизменительным, реляционным значением, т.е. выражающие синтаксические отношения слова к другим словам в предложении.

  •  красив-ый – красив-ая – красив-ые; красив-ого – красив-ому – красив-ым;
  •  расскаж-у – расскаж-ешь – расскаж-ет – расскаж-ем

Постфикс является флексией, если он

  1.  имеет хотя бы одно реляционное значение,
  2.  входит в словоизменительную парадигму [ЛЭС, с. 60].

Уже говорилось, что суффиксы могут иметь не только словообразовательное (лексико-грамматическое), но и словоизменительное значение.

В свою очередь, парадигма флексий может выполнять словообразовательную функцию. Напр.:

  •  вóрон-øворóн-а  сущ. ворон имеет систему окончаний м. р.; существительное ворона отличается от него только системой окончаний ж. р.; при этом ЛЗ этих слов отличаются компонентами « мужской пол – женский пол»; ср. кум-ø – кум-а; 
  •  бел-ый – бел-и-ть: бел-ый – бел-ая – бел-ое; глагол белить отличается от прилагательного парадигмой  склоения: бел-ю – бел-ишь – бел-ит…;
  •  добрый – добро: добр-ый – добр-ого – добр-ому…↔ добр-о – добр-а – добр-у.

В диахронном аспекте между суффиксами и флексиями нет жесткой границы. Наречия утром, вечером, летом образовались путем адвербиализации (перехода в наречие) падежной формы, так что -ом из флексии превратилось в суффикс 4.

3.  Инфиксы (лат. infixum ‘вставленное внутрь’) – это аффиксы, вставленные внутрь корня или основы.

Наиболее ярко представлены инфиксы в индонезийских языках, напр., в тагáльском:

  •  sulatписьмо’ – s-um-ulat ‘писáть’,
  •  pasok ‘вход’ – p-um-asok ‘входить’,
  •  sulat письмо’ – s-in-ulat  ‘написан’,
  •  pataj ‘мертвец’ – p-in-ataj ‘убит’.

______________________________________

4 Любопытный факт по поводу соотношения префиксов и постфиксов:

  •  среди языков мира намного больше языков с постфиксами, но без префиксов,
  •  чем языков, имеющих как постфиксы, так и префиксы;
  •  языков же с префиксами, но без постфиксов почти не зафиксировано; возможными претендентами являются некоторые австроазиатские языки (из групп кхами, мон-кхмерской, палаунг-ва), но в них и префиксация слабо развита [Плунгян, с. 89].

Наглядно это можно представить так:

есть только постфиксы

есть и постфиксы,

и префиксы

только префиксы

В индоевропейских языках встречаются единичные примеры инфиксов.

В латинском:

  •  vi-n-c-o  ‘побеждаю’, fi-n-d-o ‘колю’ и ru-m-p-o ‘я ломаю’ образованы при помощи инфиксов -n- и -m- (ср. формы прошедшего времени vīc-ī  ‘я победил’,  fīd-ī  ‘я колол’ и rūp-ī ‘я сломал’).
  •  старосл.: с¤д- (ср. рус. сяду, но сел): *sed-ti – se-n-dõ;

л¤г-  (ср. рус.: лягу, но лёг): *leg-ti – le-n-g-õ.

  •  англ.: stood ‘стоял’ – sta-n-d ‘стоять’ [Реформатский, с. 268; Кодухов, с. 239; ЛЭС, с. 59].

4.  Трансфиксы (лат. trans ‘через, сквозь’; transfixus ‘пробитый, пронзенный’) – это аффиксы, состоящие из гласных и «разрывающие» корень из согласных по определенной «схеме».

Это явление свойственно семитским языкам (древнееврейский, аккадский, или ассиро-вавилонский, финикийский, арабский). Напр., в арабск.:

КТБ – идея письма;    КТЛ – идея убийства

КаТаБа ‘написал’    КаТаЛа ‘убил’

КуТиБа ‘был написан’   КуТиЛа ‘был убит’

КāТиБу ‘пишущий’   КāТиЛу ‘убивающий’

КиТāБу ‘книга’    КиТāЛу ‘сражение’ [Реформатский, с. 269].

5.  Интерфиксы (искусств. лат. interfixumмеждукрепленный’) – служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи морфем в сложных словах [Реформатский, с. 266].

Они употребляются исключительно в словообразовательной функции: соединяют две основы. Интерфиксами являются русские соединительные гласные -о-  и -е-:

  •  пар-о-ход, лоб-о-тряс, земл-е-коп, каш-е-вар и под.

-е- и -s- в немецких сложных словах:

  •  Tag-e-buch дневник’, Geburt-s-tag ‘день рождения’, Ort-s-kunde ‘краеведение’, Arbeit-s-plan ‘рабочий план’, Alter-s-heim ‘дом престарелых’ [Кодухов., 239; ЛЭС, с. 59].

Общее с интерфиксами имеют так называемые «тематические гласные» в славянских языках, которые связывают корень с каким-либо постфиксом для образования глагольных форм:

  •  чит-а-ть, сид-е-ть, ход-и-ть.

Ср. также «тематический йот [j]», служащий для образования основы настоящего времени и следующий за тематическим гласным:

  •  чит-а-j-у, бол-е-j-эт[Реформатский, с. 267].

В связи с отсутствием значения интерфиксам часто отказывают в статусе морфемы.

6.  Конфиксы (лат. confixum ‘скрепленное’), или циркумфиксы – комбинации из префикса и постфикса, функционирующих совместно:

  •  под-окон-ник,  за-речь-е, раз-бежать-ся.

Нем.:

  •  lob-en ‘хвалить’ – ge-lob-t ‘хваленый’; ср. lob-t ‘хвалит’;
  •  find-enнайти’ – ge-fund-en найденный
  •  nehm-en ‘брать, взять’ – ge-nomm-en ‘взятый’ [Реформатский, с. 267–268; ЛЭС, с. 59].

Литература

Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Морфемика и словообразование. Морфемный состав слова. С. 273–276. Типы морфов. С. 277.

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и как часть слова. С. 195–200. Классификации морфем. С. 200–205.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание. М.: ТетраСистемс, 2001. Глава V. Морфемика и словообразование. 5.1. Морфема как единица языка. Классификация морфем. С. 90–98.

Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. § 39. Морфемы. С. 235–240.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Морф. С. 311. Морфема С. 312–313. Морфемика. С. 313. Морфология. С. 313–315.  Морфонология. С. 315–316. Словообразование. С. 467–469.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997 (1-ое изд. – 1975, 2-ое изд. 1987). Глава IV. Грамматика. 1.  Вступительные замечания. С. 125–131.

Плунгян В. А. Общая морфология: Введение в проблематику. М.: Едиториал УРСС, 2003 (М., 2000). Глава 1. Объект морфологии и ее основные единицы. С. 12–36.

Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1996. Глава IV. Грамматика. § 45. Способ аффиксации. С. 264–270.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005 (М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995). Глава III. Грамматика. § 27. Морфема. С. 78–79. § 28. Виды морфем. С. 79–81.

ШЭС – Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. (3-е изд., испр.). М.: Дрофа, 2000. 400 с.

ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Морф. С. 241–242. Морфема С. 242. Морфемика. С. 242–243. Морфонология. С. 246–247.  Словообразование. С. 500–503.

PAGE  8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72130. Продажа Аляски: явный и скрытый механизм сделки 32 KB
  Великий Князь Константин в письме Горчакову из Ниццы впервые поднял вопрос об уступке Аляски США. В качестве доводов он указывал на 1 потенциальную внешнюю угрозу Русской Америки со стороны США 1. Константин также выступал за сближение с США и говорил о том что Россия должна укреплять...
72131. Открытие Русской Америки. Политика русских переселенцев по отношению к местному туземному населению 50 KB
  Для колонизаций новых территорий были необходимы рабочие руки, поэтому русские активно привлекали аборигенов, которых отправляли на добычу морского зверя. С приходом русских на Кадьяк началось формирование зависимого от них слоя населения – каюров.
72132. Проект создания «Большой нации» и «украинское возрождение» в России и за рубежом (19-начале 20 вв.) 22.63 KB
  Украинский вопрос в Российской империи изначально появился как производный от польского вопроса возникшего впервые после восстания 1830-31гг. Дело в том что польская шляхта выступила в ходе восстания с политическими лозунгами вроде за нашу и вашу свободу и намеревалась использовать...
72133. Присоединение к России Казахстана и Средней Азии 17.12 KB
  Во второй четверти XVIII века усилилось влияние России на Казахстан. Многочисленные племенные объединения казахского народа в то время составляли три жуза: Младший (имел более тесные связи с Россией), Средний( научная и культурная элита) и Старший (верхний слой - номенклатура).
72134. Присоединение к России Северного Кавказа. Кавказская война 21.81 KB
  С присоединением к России территорий Закавказья территория Северного Кавказа была как бы независимым анклавом внутри Российского государства. Кавказа вошла после присоединения Крыма. Кавказа вели очень независимую политику они вступали в Россию на условиях выполнения...
72135. Вхождение Грузии, Армении и Азербайджана в состав России 18.79 KB
  Вхождение Грузии Армении и Азербайджана в состав России. В этих условиях вхождение в состав России в начале XIX в. приоритетное место во внешней политике России занимал восточный вопрос. Особое значение в процессе утверждения России на Черном море в Крыму и на Северном Кавказе приобретало...
72136. Польский вопрос во внутренней политике РИ (1830-1917) 20.74 KB
  Постановка польского вопроса во внутренней политике РИ не случайно производится именно с 1830 г. поскольку до первого польского национального восстания национального вопроса в общероссийском масштабе не существовало в чем заключается особенность национальной обстановки в России.
72137. Формирование финской нации в составе Российского государства 21.06 KB
  Начало этому процессу было положено предоставлением автономии ВКФ на Боргоском сейме когда император обязался нерушимо хранить и оберегать финляндские законы после чего сейм принес присягу Александру I как императору всероссийскому и Великому князю Финляндскому и присягнул...
72138. Новороссия: управление, заселение, хозяйственное освоение (конец 18- начало 20 века) 30 KB
  Освоение Новороссии принимает массовый характер начиная с конца 18 века что зачастую связанно с имеем знаменитого государственного деятеля князя Потемкина которого Екатерина 2 наделила неограниченными полномочиями в отношении Новороссии.