65864

Морфемика как раздел языкознания

Лекция

Иностранные языки, филология и лингвистика

Таким образом, у морфемики, словообразования, морфонологии и морфологии частично совпадает объект изучения – морфемы (частично, потому что словообразование и морфемика занимаются не только морфемами). Но так как изучаются морфемы под разными углами зрения, у названных дисциплин разные предметы.

Русский

2014-08-09

116 KB

10 чел.

орфемика (студ.)

  1.  Морфемика
  2.  Морфемика как раздел языкознания
  3.  Морфема и морф. Разновидности морфов
  4.  Типы морфем. Корень и аффиксы
  5.  Функциональные типы аффиксов
  6.  Позиционные типы аффиксов

Литература

___________________________________________________

  1.  Морфемика  как  раздел  языкознания
  •  Морфемика

1) морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы;

2) раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, морфемную структуру слов [ЛЭС, с. 313].

Морфемика занимает промежуточное положение между словообразованием, морфологией и морфонологией, так как морфемы выполняют различные функции  и изучаются с разных точек зрения.

Напр., глагол по-друж-и-ть-ся состоит из 5 морфем, каждая из которых имеет свое значение:

  •  приставки (префикса) по- ‘начало действия’,
  •  корня друж-,
  •  двух суффиксов:  -и- (тематический гласный, оформляющий глагольную основу) и

-ть- (суффикс инфинитива),

  •  постфикса -ся ‘взаимное действие’.

Это область морфемики.

  •  Словообразование занимается изучением морфем, которые используются при образовании новых слов, а также способов образования новых слов.

Глагол по-друж-и-ть-ся образован от глагола дружить одновременным присоединением

  •  приставки по- ‘начало действия’  
  •  и постфикса -ся ‘взаимное действие’.
  •  В морфологии морфемы описываются с точки зрения  выражения ими собственно грамматических значений (ГЗ падежа, рода, времени, лица и др.):

Глагол подружиться изменяется, выражая различные ГЗ:

  •  подруж-у-сь, подруж-ишь-ся… (лицо и число)
  •  подружи-л-ся, подружи-л-а-сь… (время, число и род)
  •  Морфонология изучает фонемный состав морфем, формальные закономерности сочетаемости морфов.

Корень друг- существует в разных вариантах, зависящих от его окружения: 

  •  друг-а – друг’е – друзj-a – друж-ить,
  •  ср. также: люб-овь – люб’- ить – любл’

Таким образом, у морфемики, словообразования, морфонологии и морфологии частично совпадает объект изучения – морфемы (частично, потому что словообразование и морфемика занимаются не только морфемами). Но так как изучаются морфемы под разными углами зрения, у названных дисциплин разные предметы.

К задачам морфемики относятся:

  1.  рассмотрение принципов выделения морфем,
  2.  выделение критериев отождествления и разграничения морфов,
  3.  классификация морфем.
  4.  Морфема  и  морф

Морфема (греч. morphē  ‘форма’) – минимальная значимая часть слова.

Это часть слова, состоящая из одной или нескольких фонем, и соотносящаяся с компонентами значения слова (семами).

Морфема – минимальная двусторонняя (знаковая) единица языка.

От фонемы морфема отличается наличием значения. Фонемы образуют план выражения морфем:

  •  мыш-онк-у

План выражения морфемы -онк – последовательность фонем <о>, <н> и <к>, план содержания – сема ‘детеныш’.

План выражения морфемы -у – фонема <у>, а план содержания – значения ед.ч., В.п., ж.р.

В отличие от слова, морфема семантически несамостоятельна, она всегда выражает часть общего значения слова. Ср.:

  •  слова: нос, стол, лез;
  •  корни: нос-ø, стол-ø, лез-ø.

Исключение составляют одноморфемные слова:

  •  вдруг, пальто.

Вычленение морфем основывается на параллелизме между частичными различиями в материальной стороне слов и их форм и частичными различиями в их значениях (лексических и грамматических):

  •  ламп-а  ламп-ы ламп-у  ламп-ø …
  •  голов-а  голов-ы голов-у голов-ø…
  •  книг-а книг-и  книг-у  книг-ø…

Ср. также голов-а – голов-к-а, книг-а – книж-к с соответствующим изменением лексического значения [Маслов, с. 132].

Для обозначения минимальных значимых частей в морфемике, помимо термина морфема, используется термин морф.

Разграничение этих терминов (и понятий) связано с разделением языка и речи.

  •  Морф – это минимальная значимая часть, выделяемая в составе словоформы (конкретной грамматической формы слова). Это конкретная линейная (синтагматическая), речевая единица.
  •  Морфема – это абстрактная нелинейная (парадигматическая), языковая единица, представляющая собой совокупность семантически тождественных морфов.

Напр.:

  •  корень: рук-а – рук-и – руч-ной;  

рук-, рук’- и руч- – три морфа одной корневой морфемы;

  •  суффикс: дуб-ок – дуб-к-а– дуб-к; 

-ок-, -к- и -к’- – три морфа одной  суффиксальной морфемы.

В одну морфему объединяются морфы, которые

  1.  имеют тождественное значение,
  2.  обладают формальной, т.е. фонематической близостью.

Морфы одной морфемы делятся на два типа (по отношению к свободному варьированию):

  •  алломорфы,
  •  варианты.
  •  Алломорфы – это тождественные по значению и формально близкие морфы, которые не могут заменять друг друга (т.е. находятся в отношениях дополнительной дистрибуции):
  •  корень: у-бр-а-ть – уир-а-ть – у-бер-у – у-бор-к-а;
    бег-у – беж-ишь;  слуш-а-ть слух; с-брос-и-ть – с-брас-ыва-ть;
  •  приставка: о-кружить –  об-вести – обо-йти; с-бросить – со-гнать;
  •  суффикс: кус-ок – кус-оч-ек – кус-к-а  – кус-к’-и;
  •  окончание: кресл-ом – пол-ем;
  •  англ.  bat-s ‘летучие мыши’ – box-es ‘коробки’.
  •  Варианты – морфы, которые могут заменять друг друга, т.е. находятся в отношениях свободного варьирования. Напр.:
  •  окончание Т.п. ед. ч. ж.р.: стен-ой – стен-ою;- рук-ой – рук-ою;
  •  окончание Т. п. мн. ч.  у некоторых лексем: двер-ями – дверь-ми.
  1.  Типы  морфем.  Корень  и  аффиксы

В структуре слова среди морфем выделяются:

  •  корень и
  •  аффиксы (лат. affīxus  ‘прикрепленный’).

Деление морфем на корни и аффиксы опирается на

  •  функцию в составе словоформы и
  •  тип выражаемого значения.
  •  Корень – центральный и обязательный элемент в структуре слова.

Не существует знаменательных слов без корня 1.

Корень выражает основную идею лексического значения слова. По А. А. Реформатскому, это вещественное значение, которое, в отличие от лексического значения, выражаемого основой, абстрагировано от части речи:

  •  бегбег-ать;
  •  черн-ый – черн-ота – черн-ить…

Корень может существовать в языке самостоятельно:

  •  вдруг,  завтра, теперь.

Корневые морфемы могут быть как свободными, так и связанными.

Свободные корни могут употребляться без словообразовательных аффиксов:

  •  дом-ø, ног-а .

Связанные корни в современном языке существуют лишь в сочетании со словообразовательными аффиксами:

  •  добавка, прибавка,
  •  обуть, разуть.
  •  Аффиксы же не используются в языке без корней. В отличие от корня, аффиксы не обязательны в словоформе. Они сопровождают корень и называются служебными морфемами.

В некоторых языках мира, кроме корней и аффиксов, существуют аффиксоиды – морфемы, занимающие промежуточное положение между корнями и аффиксами:

  •  префиксоиды:  полу- полукруг, полубог…

авиа- – авиалинии, авиаперевозки…

само- – самоанализ…

  •  суффиксоиды: -вед- – языковед, славяновед, краевед…

-фил- – славяновил … 

-видн- – стекловидный, змеевидный … 

[Алефиренко, с. 275; Вендина, с. 205; Гируцкий, с. 98].

Среди аффиксов выделяются нулевые – это аффиксы с нулевым экспонентом, отсутствие аффикса в одной форме парадигмы (системе форм слова) при наличии аффиксов в других формах той же парадигмы:

  •  дом-Ø – нулевая флексия является показателем И.п., ед.ч., т.к.противопоставлена флексиям с другими грамматическими значениями: дом-а, дом-у, дом-ов,

______________________________________

1 Есть лишь единичные примеры исчезновения корня в результате исторических фонетических изменений. Напр., вы-ну-ть появилось по аналогии с глаголами на -нуть на базе вы-нять, префиксального производного от яти [ШЭС, с. 51]. 

  •  нёс-Ø-Ø – нулевой суффикс выражает значение прошедшего времени, нулевая флексия выражает ед.ч., ж.р. (ср.: нес-л-а, нес-л-и);
  •  красив-Ø – ед.ч. м.р.: красив-а, красив-о, красив-ы.

Падеж флексии кратких прилагательных не выражают, т.к. эти формы не склоняются.

  1.  Функциональные  типы  аффиксов

С точки зрения выполняемых функций аффиксы делятся на

  •  словообразовательные,
  •  словоизменительные (формообразовательные).
  •  Словообразовательные (деривационные – от лат. derivātio ‘отведение’) аффиксы служат для образования производных слов. Они уточняют, изменяют идею, выраженную корнем, в результате чего меняется лексическое значение слова:
  •  дом – дом-ик  – не любой дом, а именно маленький; ср. также дом-ов-ой; 
  •  слон – слон-ёнок;
  •  бег-: про-бег, за-бег, на-бег.

Словообразовательные аффиксы выражают словообразовательные (деривационные, лексико-грамматические) значения.

  •  Словоизменительные (≈ реляционные – от лат. relātio ‘отношение’; ≈ формообразовательные 2) аффиксы служат для образования форм одного слова, выражают грамматические значения при неизменном лексическом значении:
  •  бег-а-ть – бег-а-л;
  •  бег-: бег-у, беж-ишь

ЛЗ глагола не меняется: глагол обозначает один и тот же процесс.

Реляционными словоизменительные аффиксы называются потому, что они выражают отношение данной словоформы к другим словоформам в предложении, напр.:

  •  построил домик-Ø,
  •  вышел из домик-а.
  1.  Позиционные  типы  аффиксов

По положению относительно корня аффиксы делятся на

  1.  стоящие перед корнем  префиксы (приставки),
  2.  стоящие после корня:
  •  постфиксы,
  •  суффиксы,
  •  окончания (флексии),
  1.  вставляемые внутрь корня:
  •  инфиксы,
  •  трансфиксы, 
  1.   вставляемые между корнями – интерфиксы,
  2.  окружающие корень – циркумфиксы (конфиксы).

____________________________________

2 Ряд исследователей используют термины словоизменительные и формообразовательные дифференцированно. Термин формообразовательные используется по отношению к аффиксам, которые образуют формы слова, не связанные с выражением синтаксических, т.е. реляционных отношений: формы инфинитива, прошедшего времени, причастия, деепричастия и т.п.:

  •  чита-ть – чита-я – чита-л-а – чита-ющ-ий – чита-вш-ий.

Формообразовательные суффиксы -л-, -ущ- и -вш- образуют формы глагола, но прямо с выражением  синтаксически отношений не связаны. Реляционные же аффиксы (окончания) -а- и -ий- в последних трех формах выражают связь данной формы глагола с другими формами в предложении, ср.:

  •  девочка  читал-а – мальчик читал-Øони читал-и;
  •  читающ-ий мальчик-Ø –  читающ-его мальчик-а  – читающ-ему мальчик-у

Схема № 1.

аффиксы

┌─────────────┬──────────────┼────────────┬─────────────┐

перед корнем            внутри корня        между корнями       после корня   вокруг корня

       ┌─────┴────┐            │       │   │

префиксы  инфиксы    трансфиксы      интерфиксы            постфиксы   циркумфиксы

(приставки)                  (конфиксы)

     ┌────────┬────────┐

суффиксы    флексии     собственно

постфиксы

1.  Префиксы (от лат. praefīxum ‘прикрепленное перед’) = приставки – это служебные морфемы, стоящие перед корнем:

  •  пере-рыв, под-писать,  не-глубокий.
  •  in-active, re-fresh.

В индоевропейских языках префиксы в основном используются при словообразовании, а при формообразованииочень редко.

Напр., в русском языке префиксы выражают значение совершенного вида глагола:

  •  делать – с-делать, писать – на-писать, читать – про-читать 3.

Однако чаще приставка меняет не только видовое значение, но и лексическое:

  •  читать – пере-читать – вы-читать.

В других языках префиксация как способ выражения грамматических значений используется более часто. Так, в арабском и грузинском языках при помощи префиксов оформляется спряжение [Кодухов, с. 239].

Широко используется префиксация для выражения грамматических значений в языках бáнту (Восточная Африка). Напр., в языке суахили:

  •  wa-ta-si-po-ku-ja [ватасипокýджа] ‘если они не придут’, где wa- означает 3-е л. мн. ч., ta-  будущее время, si-  отрицание, po-  условность, ku- глагольный префикс, расширитель односложного корня, ja – корень со значением ‘приходить’ [Реформатский, с. 264].

Есть языки, которые не используют префиксов, например тюркские и финно-угорские.

2.  Постфиксы (лат. postfīxumприкрепленное после’) – служебные морфемы, расположенные после корня.

Этот термин используется в двух значениях. Он обозначает

  1.  все служебные морфемы, стоящие после корня, включая суффиксы и флексии;
  2.  собственно постфиксы – служебные морфемы, стоящие после флексии, напр., рус. -ся, -то, -либо.

Флексии в большинстве случаев (а в некоторых языках всегда) занимают позицию в самом конце простой словоформы. Однако деление постфиксов на суффиксы и флексии основано не на их расположении: есть случаи, когда суффикс находится после флексии:

  •  нем.: Kindдитя’, Kind-er ‘дети’, Kind-er-chen ‘детки’.

Суффиксы и флексии различаются  по типу грамматического значения.

_____________________________________

3 Русские глаголы в видовой паре большинством исследователей считаются самостоятельными лексемами,
а не формами одного слова. Однако во многих случаях различие между ними чисто видовое и не затрагивает лексическое значение
.

2.1.  Суффиксы (от лат. suffхus ‘подставленный’) – это постфиксы, выражающие в первую очередь словообразовательные (лексико-грамматические) значения:

  •  рук-а – руч-к-а – руч-онк-а – руч-ищ-а – руч-н-ой;
  •  конь – кон-ёк – кон-ин-а – кон-юх – кон-н-ый – кон-ск-ий.

Кроме того, суффиксы выражают формообразовательные (т.е. чисто грамматические) значения. Они образуют регулярные формы, которые могут иметь дальнейшее изменение:

  •  рассказ-а-ть – рассказ-а-л-ø, рассказа-л-а, рассказа-л;
  •  рассказ-а-вш-ий (-ая, -ие; -его, -ему…), рассказ-а-нн-ый (-ая, -ые; -ого…);
  •  рассказ-а-в;
  •  красив-ый – красив-ее.

2.2.  Флексии (от лат. flexio ‘сгибание, переход’) = окончания – постфиксы со словоизменительным, реляционным значением, т.е. выражающие синтаксические отношения слова к другим словам в предложении.

  •  красив-ый – красив-ая – красив-ые; красив-ого – красив-ому – красив-ым;
  •  расскаж-у – расскаж-ешь – расскаж-ет – расскаж-ем

Постфикс является флексией, если он

  1.  имеет хотя бы одно реляционное значение,
  2.  входит в словоизменительную парадигму [ЛЭС, с. 60].

Уже говорилось, что суффиксы могут иметь не только словообразовательное (лексико-грамматическое), но и словоизменительное значение.

В свою очередь, парадигма флексий может выполнять словообразовательную функцию. Напр.:

  •  вóрон-øворóн-а  сущ. ворон имеет систему окончаний м. р.; существительное ворона отличается от него только системой окончаний ж. р.; при этом ЛЗ этих слов отличаются компонентами « мужской пол – женский пол»; ср. кум-ø – кум-а; 
  •  бел-ый – бел-и-ть: бел-ый – бел-ая – бел-ое; глагол белить отличается от прилагательного парадигмой  склоения: бел-ю – бел-ишь – бел-ит…;
  •  добрый – добро: добр-ый – добр-ого – добр-ому…↔ добр-о – добр-а – добр-у.

В диахронном аспекте между суффиксами и флексиями нет жесткой границы. Наречия утром, вечером, летом образовались путем адвербиализации (перехода в наречие) падежной формы, так что -ом из флексии превратилось в суффикс 4.

3.  Инфиксы (лат. infixum ‘вставленное внутрь’) – это аффиксы, вставленные внутрь корня или основы.

Наиболее ярко представлены инфиксы в индонезийских языках, напр., в тагáльском:

  •  sulatписьмо’ – s-um-ulat ‘писáть’,
  •  pasok ‘вход’ – p-um-asok ‘входить’,
  •  sulat письмо’ – s-in-ulat  ‘написан’,
  •  pataj ‘мертвец’ – p-in-ataj ‘убит’.

______________________________________

4 Любопытный факт по поводу соотношения префиксов и постфиксов:

  •  среди языков мира намного больше языков с постфиксами, но без префиксов,
  •  чем языков, имеющих как постфиксы, так и префиксы;
  •  языков же с префиксами, но без постфиксов почти не зафиксировано; возможными претендентами являются некоторые австроазиатские языки (из групп кхами, мон-кхмерской, палаунг-ва), но в них и префиксация слабо развита [Плунгян, с. 89].

Наглядно это можно представить так:

есть только постфиксы

есть и постфиксы,

и префиксы

только префиксы

В индоевропейских языках встречаются единичные примеры инфиксов.

В латинском:

  •  vi-n-c-o  ‘побеждаю’, fi-n-d-o ‘колю’ и ru-m-p-o ‘я ломаю’ образованы при помощи инфиксов -n- и -m- (ср. формы прошедшего времени vīc-ī  ‘я победил’,  fīd-ī  ‘я колол’ и rūp-ī ‘я сломал’).
  •  старосл.: с¤д- (ср. рус. сяду, но сел): *sed-ti – se-n-dõ;

л¤г-  (ср. рус.: лягу, но лёг): *leg-ti – le-n-g-õ.

  •  англ.: stood ‘стоял’ – sta-n-d ‘стоять’ [Реформатский, с. 268; Кодухов, с. 239; ЛЭС, с. 59].

4.  Трансфиксы (лат. trans ‘через, сквозь’; transfixus ‘пробитый, пронзенный’) – это аффиксы, состоящие из гласных и «разрывающие» корень из согласных по определенной «схеме».

Это явление свойственно семитским языкам (древнееврейский, аккадский, или ассиро-вавилонский, финикийский, арабский). Напр., в арабск.:

КТБ – идея письма;    КТЛ – идея убийства

КаТаБа ‘написал’    КаТаЛа ‘убил’

КуТиБа ‘был написан’   КуТиЛа ‘был убит’

КāТиБу ‘пишущий’   КāТиЛу ‘убивающий’

КиТāБу ‘книга’    КиТāЛу ‘сражение’ [Реформатский, с. 269].

5.  Интерфиксы (искусств. лат. interfixumмеждукрепленный’) – служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи морфем в сложных словах [Реформатский, с. 266].

Они употребляются исключительно в словообразовательной функции: соединяют две основы. Интерфиксами являются русские соединительные гласные -о-  и -е-:

  •  пар-о-ход, лоб-о-тряс, земл-е-коп, каш-е-вар и под.

-е- и -s- в немецких сложных словах:

  •  Tag-e-buch дневник’, Geburt-s-tag ‘день рождения’, Ort-s-kunde ‘краеведение’, Arbeit-s-plan ‘рабочий план’, Alter-s-heim ‘дом престарелых’ [Кодухов., 239; ЛЭС, с. 59].

Общее с интерфиксами имеют так называемые «тематические гласные» в славянских языках, которые связывают корень с каким-либо постфиксом для образования глагольных форм:

  •  чит-а-ть, сид-е-ть, ход-и-ть.

Ср. также «тематический йот [j]», служащий для образования основы настоящего времени и следующий за тематическим гласным:

  •  чит-а-j-у, бол-е-j-эт[Реформатский, с. 267].

В связи с отсутствием значения интерфиксам часто отказывают в статусе морфемы.

6.  Конфиксы (лат. confixum ‘скрепленное’), или циркумфиксы – комбинации из префикса и постфикса, функционирующих совместно:

  •  под-окон-ник,  за-речь-е, раз-бежать-ся.

Нем.:

  •  lob-en ‘хвалить’ – ge-lob-t ‘хваленый’; ср. lob-t ‘хвалит’;
  •  find-enнайти’ – ge-fund-en найденный
  •  nehm-en ‘брать, взять’ – ge-nomm-en ‘взятый’ [Реформатский, с. 267–268; ЛЭС, с. 59].

Литература

Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Морфемика и словообразование. Морфемный состав слова. С. 273–276. Типы морфов. С. 277.

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и как часть слова. С. 195–200. Классификации морфем. С. 200–205.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание. М.: ТетраСистемс, 2001. Глава V. Морфемика и словообразование. 5.1. Морфема как единица языка. Классификация морфем. С. 90–98.

Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. § 39. Морфемы. С. 235–240.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Морф. С. 311. Морфема С. 312–313. Морфемика. С. 313. Морфология. С. 313–315.  Морфонология. С. 315–316. Словообразование. С. 467–469.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997 (1-ое изд. – 1975, 2-ое изд. 1987). Глава IV. Грамматика. 1.  Вступительные замечания. С. 125–131.

Плунгян В. А. Общая морфология: Введение в проблематику. М.: Едиториал УРСС, 2003 (М., 2000). Глава 1. Объект морфологии и ее основные единицы. С. 12–36.

Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1996. Глава IV. Грамматика. § 45. Способ аффиксации. С. 264–270.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005 (М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995). Глава III. Грамматика. § 27. Морфема. С. 78–79. § 28. Виды морфем. С. 79–81.

ШЭС – Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. (3-е изд., испр.). М.: Дрофа, 2000. 400 с.

ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Морф. С. 241–242. Морфема С. 242. Морфемика. С. 242–243. Морфонология. С. 246–247.  Словообразование. С. 500–503.

PAGE  8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37975. Моделирование представления сигналов 134 KB
  А Краснодар 2012 Ряд Фурье функции f x представляется в виде где коэффициенты Фурье 0 n и bn определяются формулами Иногда используются альтернативные формы записи для разложения в ряд Фурье. где амплитуда kго гармонического колебания круговая частота гармонического колебания начальная фаза kго колебания kя комплексная амплитуда Преобразование Фурье операция сопоставляющая функции вещественной переменной другую функцию вещественной переменной. Преобразование Фурье функции вещественной переменной является Задания....
37976. Исследование теоремы Котельникова 155 KB
  непрерывный сигнал заменяется последовательностью мгновенных значений отсчетов взятых в дискретные моменты времени tk=k∆t где k=0123.Котельников доказал теорему: Непрерывная функция по времени Ut не содержащая спектры частот выше Fверх. полностью определяется отсчетами своих мгновенных значений в моменты времени отстающих друг от друга на интервалы ∆t= 1 2Fверх Задание.
37977. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОКУСНЫХ РАССТОЯНИЙ ТОНКИХ ЛИНЗ 413.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № I ОПРЕДЕЛЕНИЕ фокусных РАССТОЯНИЙ ТОНКИХ ЛИНЗ Цель работы: изучить: явление преломления света на сферических поверхностях; приобрести навыки построения изображения предметов в тонких линзах и системах тонких линз а также научиться определять фокусные расстояния собирающей и рассеивающей линз различными методами.1 показан ход параксиальных лучей от точечного источника S1 через сферическую поверхность раздела двух сред с показателями преломления п1 и п2. Так как рассматриваются лучи параксиальные то закон преломления...
37978. Организованная преступность. Особенность экономической организованной преступности 103 KB
  Теоретическое обозначение, структура и признаки организованной преступности. Тенденции развития организованной преступности в РФ. Деятельность государственных органов в отношении предупреждения и противодействия организованной преступности. Организованная экономическая преступность. Особенности современной организованной экономической преступности в России...
37979. Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока 185.5 KB
  Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока.С источника тока пользуясь законом Ома для полной цепи определять внутреннее сопротивление источника тока.С источника тока определяется по закону Ома для полной цепи = IRr 1 где I сила тока R внешнее сопротивление r ...
37980. Определение силы при механическом ударе 80 KB
  Цель работы: Определить силу удара при столкновении тел путем измерения времени их соударения и скоростей перед началом и после удара.
37981. Определение индуктивности катушки 119 KB
  Цель работы: научиться округлять индуктивность катушки Оборудование: Низковольтный источник переменного тока. Миллиамперметр переменного тока. Вольтметр переменного тока. Собрать цепь по схеме соединив последовательно катушку и миллиамперметр переменного тока.
37982. Определение оптической силы линзы 39.5 KB
  Цель работы: Изучить получение изображений с помощью двояковыпуклой линзы научиться определять оптическую силу линзы. Прямую которая проходит через сферические центры кривизны поверхностей линзы называют главной оптической осью линзы. Если на собирающую линзу направить пучок лучей параллельных главной оптической оптической оси то они соберутся в одной точке с другой стороны линзы которая называется главным фокусом линзы.
37983. Ознакомление с характеристиками магнитных свойств вещества и определение зависимости магнитной индукции и магнитной проницаемости ферромагнитного образца от напряжения поля 46.5 KB
  Вывод: Мы ознакомились с характеристиками магнитных свойств вещества и определили зависимость магнитной индукции и магнитной проницаемости ферромагнитного образца от напряженности поля.