6587

Человек и природа. Экологическое сознание и перспективы цивилизации

Контрольная

Логика и философия

Человек и природа Общество и природа в истории философии. Экологическое сознание Перспективы цивилизации Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом - целостной системой человеческого общежития - и пр...

Русский

2013-01-06

29.32 KB

2 чел.

Человек и природа

1.Общество и природа в истории философии.

2.Экологическое сознание

3.Перспективы цивилизации

1 вопрос.

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом - целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, т.е. средой обитания человеческой цивилизации.

Природа всегда была предметом внимания философской мысли:

 

в античности природа – это органическая часть космоса, а человек - часть природы.

в средние века считалось, что природа создана Богом, стоит ниже человека и должна покоряться ему.

в эпоху Возрождения природа - идеал, убежище от пороков цивилизации.

 

 в Новое время: природа противостоит человеку и должна быть подчинена ему.

20 век: природа-это наш дом, который должен благоустраиваться по законам разума, с учётом последствий.

Издавна во взглядах на общество предлагались концепции, приписывающие географической среде определяющую роль в истории. Это направление в социологии называют географическим детерминизмом (представлением о том, что именно географическая среда полностью определяет развитие общества). Крупным представителем географического детерминизма был Шарль Монтескье, в России К. Э. Бэр утверждал, что судьба народов определяется «наперед и неизбежно природой занимаемой им местности», Л. И. Мечников доказывал, что географическая среда - решающая сила исторического прогресса, подчеркивая особую роль водных путей сообщения. В работах Ф. Ратцеля утверждалось, что государство может самостоятельно существовать и развиваться при наличии значительной территории, поэтому цель политики - приобретение территории.

Географический детерминизм в целом подвергается критике - считают, что он подходит к проблеме развития общества односторонне, видит движущие силы развития общества во внешних факторах, преуменьшая или оставляя в стороне внутренние возможности общественного развития, не учитывает обратное влияние человеческого общества на природу, не поднимаясь до всестороннего анализа проблемы взаимодействия общества и природы.

В конце XX в. развитие получила синергетика - наука о процессах самоорганизации в сложных природных и социальных системах (теория самоорганизации). Синергетика отвечает на вопрос, как из хаоса появляется порядок (как в микромире, так и в социальных и космических системах), который, однако, рано или поздно разрушается. Природа такова, что она обладала и обладает возможностями порождать новые живые организмы.

2 вопрос.

Начиная с XVI-XIX вв., когда было сделано много научных открытий и технических изобретений, значительно усложнились взаимоотношения человека и природы - влияние человека стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека. В XX столетии, когда научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню.

В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и. т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.

Главная проблема и опасность современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы. Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу являются:

истощение недр, например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80-100 лет;

загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;

уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т.д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;

вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очищения атмосферы);

применение атомной энергии, как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

Проблема взаимодействия общества и природы является предметом экологической формы общественного сознания. Экологическое мышление начало формироваться в XX в. как реакция на сложившуюся ситуацию. Осознается необходимость разумного использования природы в планетарном масштабе, вызревает убеждение, что сохранение природы, восстановление экологического баланса имеет общечеловеческую ценность.

Противоречие между обществом и природой должно разрешаться не на основе господства человека над природой (если под господством понимать эксплуатацию природных богатств ради прибыли), а на основе принципа коэволюции - совместного, взаимосогласованного развития человека и природы. Этот принцип означает также, что человек как существо разумное и деятельное берет на себя ответственность за сохранение биосферы на планете, и это станет его основной миссией в мире. Коэволюция есть, следовательно, биоцентризм, т. е. сознательная установка человека на сохранение и воспроизводство всех форм и проявлений жизни на Земле.

3вопрос.

Одной из важных функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего. В современной западной науке выделяется особая дисциплина - футурология. Особым видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов, происходящих в обществе. Среди них процессы в области:

производственных отношений;

науки и техники;

образования;

здравоохранения;

литературы, искусства, моды;

строительства;

освоения космоса;

международных отношений.

Данное направление получило название прогностики и отличается от футурологии большей конкретностью, изучает социальные процессы, их будущее, а не будущее вообще.

В 1968 г. был создан Римский клуб - неформальная организация ученых, впервые применивших метод математического моделирования к исследованию социально-экологических процессов. Первые доклады Римского клуба оказались сенсацией - ученые доказали, что сырьевые и энергетические ресурсы планеты весьма ограничены. Члены клуба приковали к себе внимание всего мирового сообщества, известив, что технической цивилизации, основанной на использовании машин и индустриальной технологии, грозит катастрофа из-за проблем, которые создают угрозу существованию человечества. Были сформулированы глобальные проблемы, которые характеризуются:

масштабностью, значимостью не для отдельных стран и регионов, а для человечества в целом;

остротой, требующей незамедлительного решения;

комплексностью, связанностью друг с другом.

Глобальные проблемы современности:

Духовный кризис

Угроза мировой войны

Экологическая проблема

Демографическая проблема

Проблема здравоохранения

Истощение природных ресурсов

Угроза

энергетического

кризиса

Глобальное изменение климата

Сейсмическая активность

Неравномерное социально-экономическое развитие государств

Падение космических тел на Землю

Решение этих проблем предлагают оптимисты и пессимисты.

Пессимисты предлагают:

 

- установить нулевой рост производства, т.е. задержать развитие промышленности и сельского хозяйства на нынешнем уровне, тем самым стабилизировать использование природных ресурсов.

- отказаться от современной техники, возвратиться к альтернативным технологиям - ремесленному труду, земледелию, основанному на простых

орудиях, все большему использованию животных.

- последовательно снижать прирост населения, а затем уменьшить его абсолютную численность. Это приведет к снижению объема потребностей и к уменьшению объема производства.

- изменить образ жизни и свести к минимуму потребности общества. Все это позволит уменьшить антропогенную нагрузку на биосферу.

Эти предложения исходят из того, что полное восстановление экологического баланса уже недостижимо и можно говорить лишь о некотором ослаблении воздействия общества на природу.

Оптимисты считают, что все глобальные проблемы, в том числе и экологические, разрешимы с помощью научно-технического прогресса. Среди путей решения экологической проблемы предлагаются следующие:

- введение безотходного производства. При этом технологический круговорот веществ позволит свести к минимуму использование природных источников сырья и энергии.

- разработать и реализовать «экологический императив» - недопустимость изменения некоторого множества свойств окружающей природы.

- необходимо сформировать новую «экологическую нишу» человечества, создать новую цивилизацию, достичь коэволюции общества и природы.

 

Н.Н. Моисеев указывает на два компонента коэволюции человека и биосферы:

а) научно - технологический - эффективное использование ресурсов, снижение нагрузки на биосферу (например, эффективные технологии земледелия);

б) социально - нравственный - переустройство быта и правил общежития, планирование рождаемости, регламентация деятельности людей.

В конечном счёте, необходима эволюция внутреннего мира человека.

.

.

Вопросы для самоконтроля:

1.Раскройте смысл теории самоорганизации систем.

2.Что представляет собой географический детерминизм? Выскажите свое

мнение об этой концепции.

3.Приведите примеры антропогенного влияния на природу.

4.В чем суть экологической проблемы? Приведите примеры.

5.Что представляет собой принцип коэволюции?

6.В чем противоречивость общественного прогресса?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13800. Эссе по обществознанию. Примеры 310.15 KB
  Примеры десятков эссе по обществознанию описывающих крылатые выражения известных ученых, философов и деятелей культуры. Насколько мне известно из курса обществознания, закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно – правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни
13801. How important is appearance in my country 15.99 KB
  How important is appearance in my country Isnt it unfortunate that people in our country judge others according to their appearance. I strongly believe that nowadays ones opinion about you depends on your image. One more sentence to expand you introduction. In the first place many celebrities are cherished by almost everyone. But in most cases we love a picture. For example an enormous number of girls love Enrique Iglesias. He is well built tall and has an amazing short beard...
13802. Do people in your country judge by appearances 15.73 KB
  Do people in your country judge by appearances Isnt it unfortunate that in todays world of technology and information many people judge others by appearances and Russia is not an exception. I strongly believe that people shouldnt be so superficial and rely on appearances at the first meeting. In the first place it often happens that ones social position doesnt match their appearance. For example when you come for a job interview at a new place you walk down the corrid...
13803. Opinion essay 14.71 KB
  Opinion essay Isnt it incredible that nowadays people are mostly judged by appearance I strongly believe that in my country appearance affects the opinion of a person. One more sentence In the first place Russians judge celebrities by appearances. For example Nickolay Baskov wears shiny clothes to show . Moreover we can classify people by age social status i.e. belonging to the social groups. Logic Let us say big chains and gaudy clothes or hippy wear blue jeans and a l...
13804. The topic is different, isn’t it 27 KB
  Opinion essay The topic is different isnt it Have you ever considered that appearance is important in our country In fact the largest number of different people in Russia often to appearance and Russian people judge by clothes figure and cost of things. I strongly believe that it is not right because in my opinion appearances often are very deceptive and dont serve as a criterion to judge people on. In the first place many unconsciously take outward beauty as a sign of in...
13805. Do people in our country judge by appearances 28.5 KB
  Кучер А. Do people in our country judge by appearances Isnt it disappointing that people in our country judge by appearances I strongly believe that appearance is important in our country: the largest number of people judge according to how much somebodys clothes cost how people look like. In the first place people judge you according to your figure body build height weight haircut etc. For example more and more women girls and even men in our country dream about ch...
13806. Isn’t it unfortunate that appearance is very important 24 KB
  Isnt it unfortunate that appearance is very important I strongly believe that a lot of people in my country judge be appearances. Expand your introduction 12 sentences more. In the first place people pay attention to appearance choosing a partner for life. For example a wealthy businessman isnt likely to want to have relationships with a woman who doesnt look attractive. Moreover appearance is important for the choice of a future career and employment. In my opinion not wellg...
13807. How important is appearance in your country 14.44 KB
  How important is appearance in your country Isnt it true that peoples appearance plays a big role in modern society. It seems obvious that appearance can reflect our individuality and our way of life. As far as I am concerned appearance is very important in our country. On the one hand its right to judge people by appearances. If we dont want to look strange we must follow certain rules. For example we usually wear a classic suit or a special uniform and a neat ...
13808. Эссе. Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу, чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь, чтобы он сбил меня с ног 15.04 KB
  Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь чтобы он сбил меня с ног. Р. Тагор Выбранное мною высказывание посвящено проблеме взаимосвязи взаимозависимости м...