6587

Человек и природа. Экологическое сознание и перспективы цивилизации

Контрольная

Логика и философия

Человек и природа Общество и природа в истории философии. Экологическое сознание Перспективы цивилизации Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом - целостной системой человеческого общежития - и пр...

Русский

2013-01-06

29.32 KB

2 чел.

Человек и природа

1.Общество и природа в истории философии.

2.Экологическое сознание

3.Перспективы цивилизации

1 вопрос.

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом - целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, т.е. средой обитания человеческой цивилизации.

Природа всегда была предметом внимания философской мысли:

 

в античности природа – это органическая часть космоса, а человек - часть природы.

в средние века считалось, что природа создана Богом, стоит ниже человека и должна покоряться ему.

в эпоху Возрождения природа - идеал, убежище от пороков цивилизации.

 

 в Новое время: природа противостоит человеку и должна быть подчинена ему.

20 век: природа-это наш дом, который должен благоустраиваться по законам разума, с учётом последствий.

Издавна во взглядах на общество предлагались концепции, приписывающие географической среде определяющую роль в истории. Это направление в социологии называют географическим детерминизмом (представлением о том, что именно географическая среда полностью определяет развитие общества). Крупным представителем географического детерминизма был Шарль Монтескье, в России К. Э. Бэр утверждал, что судьба народов определяется «наперед и неизбежно природой занимаемой им местности», Л. И. Мечников доказывал, что географическая среда - решающая сила исторического прогресса, подчеркивая особую роль водных путей сообщения. В работах Ф. Ратцеля утверждалось, что государство может самостоятельно существовать и развиваться при наличии значительной территории, поэтому цель политики - приобретение территории.

Географический детерминизм в целом подвергается критике - считают, что он подходит к проблеме развития общества односторонне, видит движущие силы развития общества во внешних факторах, преуменьшая или оставляя в стороне внутренние возможности общественного развития, не учитывает обратное влияние человеческого общества на природу, не поднимаясь до всестороннего анализа проблемы взаимодействия общества и природы.

В конце XX в. развитие получила синергетика - наука о процессах самоорганизации в сложных природных и социальных системах (теория самоорганизации). Синергетика отвечает на вопрос, как из хаоса появляется порядок (как в микромире, так и в социальных и космических системах), который, однако, рано или поздно разрушается. Природа такова, что она обладала и обладает возможностями порождать новые живые организмы.

2 вопрос.

Начиная с XVI-XIX вв., когда было сделано много научных открытий и технических изобретений, значительно усложнились взаимоотношения человека и природы - влияние человека стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека. В XX столетии, когда научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню.

В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и. т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.

Главная проблема и опасность современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы. Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу являются:

истощение недр, например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80-100 лет;

загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;

уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т.д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;

вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очищения атмосферы);

применение атомной энергии, как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

Проблема взаимодействия общества и природы является предметом экологической формы общественного сознания. Экологическое мышление начало формироваться в XX в. как реакция на сложившуюся ситуацию. Осознается необходимость разумного использования природы в планетарном масштабе, вызревает убеждение, что сохранение природы, восстановление экологического баланса имеет общечеловеческую ценность.

Противоречие между обществом и природой должно разрешаться не на основе господства человека над природой (если под господством понимать эксплуатацию природных богатств ради прибыли), а на основе принципа коэволюции - совместного, взаимосогласованного развития человека и природы. Этот принцип означает также, что человек как существо разумное и деятельное берет на себя ответственность за сохранение биосферы на планете, и это станет его основной миссией в мире. Коэволюция есть, следовательно, биоцентризм, т. е. сознательная установка человека на сохранение и воспроизводство всех форм и проявлений жизни на Земле.

3вопрос.

Одной из важных функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего. В современной западной науке выделяется особая дисциплина - футурология. Особым видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов, происходящих в обществе. Среди них процессы в области:

производственных отношений;

науки и техники;

образования;

здравоохранения;

литературы, искусства, моды;

строительства;

освоения космоса;

международных отношений.

Данное направление получило название прогностики и отличается от футурологии большей конкретностью, изучает социальные процессы, их будущее, а не будущее вообще.

В 1968 г. был создан Римский клуб - неформальная организация ученых, впервые применивших метод математического моделирования к исследованию социально-экологических процессов. Первые доклады Римского клуба оказались сенсацией - ученые доказали, что сырьевые и энергетические ресурсы планеты весьма ограничены. Члены клуба приковали к себе внимание всего мирового сообщества, известив, что технической цивилизации, основанной на использовании машин и индустриальной технологии, грозит катастрофа из-за проблем, которые создают угрозу существованию человечества. Были сформулированы глобальные проблемы, которые характеризуются:

масштабностью, значимостью не для отдельных стран и регионов, а для человечества в целом;

остротой, требующей незамедлительного решения;

комплексностью, связанностью друг с другом.

Глобальные проблемы современности:

Духовный кризис

Угроза мировой войны

Экологическая проблема

Демографическая проблема

Проблема здравоохранения

Истощение природных ресурсов

Угроза

энергетического

кризиса

Глобальное изменение климата

Сейсмическая активность

Неравномерное социально-экономическое развитие государств

Падение космических тел на Землю

Решение этих проблем предлагают оптимисты и пессимисты.

Пессимисты предлагают:

 

- установить нулевой рост производства, т.е. задержать развитие промышленности и сельского хозяйства на нынешнем уровне, тем самым стабилизировать использование природных ресурсов.

- отказаться от современной техники, возвратиться к альтернативным технологиям - ремесленному труду, земледелию, основанному на простых

орудиях, все большему использованию животных.

- последовательно снижать прирост населения, а затем уменьшить его абсолютную численность. Это приведет к снижению объема потребностей и к уменьшению объема производства.

- изменить образ жизни и свести к минимуму потребности общества. Все это позволит уменьшить антропогенную нагрузку на биосферу.

Эти предложения исходят из того, что полное восстановление экологического баланса уже недостижимо и можно говорить лишь о некотором ослаблении воздействия общества на природу.

Оптимисты считают, что все глобальные проблемы, в том числе и экологические, разрешимы с помощью научно-технического прогресса. Среди путей решения экологической проблемы предлагаются следующие:

- введение безотходного производства. При этом технологический круговорот веществ позволит свести к минимуму использование природных источников сырья и энергии.

- разработать и реализовать «экологический императив» - недопустимость изменения некоторого множества свойств окружающей природы.

- необходимо сформировать новую «экологическую нишу» человечества, создать новую цивилизацию, достичь коэволюции общества и природы.

 

Н.Н. Моисеев указывает на два компонента коэволюции человека и биосферы:

а) научно - технологический - эффективное использование ресурсов, снижение нагрузки на биосферу (например, эффективные технологии земледелия);

б) социально - нравственный - переустройство быта и правил общежития, планирование рождаемости, регламентация деятельности людей.

В конечном счёте, необходима эволюция внутреннего мира человека.

.

.

Вопросы для самоконтроля:

1.Раскройте смысл теории самоорганизации систем.

2.Что представляет собой географический детерминизм? Выскажите свое

мнение об этой концепции.

3.Приведите примеры антропогенного влияния на природу.

4.В чем суть экологической проблемы? Приведите примеры.

5.Что представляет собой принцип коэволюции?

6.В чем противоречивость общественного прогресса?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30679. Тема подвига и самопожертвования в русской литературе 14.15 KB
  Подвиг самопожертвование могут восприниматься писателями поразному. Человек совершает подвиг не только в исключительные моменты своей жизни но и в семейнобытовом социальном философском плане. Если бы не слова князя Андрея никто бы не узнал о его подвиге.
30680. Тема России в лирике Блока. Чтение наизусть «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» 14.97 KB
  Течет грустит лениво Тема Родины России занимала в творчестве Блока особое место и была для него поистине всеобъемлющей. В стихотворении Осенняя воля 1905 отчетливо прослеживаются лермонтовские традиции творчества Блока:Выхожу я в путь открытый взорамВетер гнет упругие кустыБитый камень лег по косогорамЖелтой глины скудные пластыЛирический герой Блока не случайный прохожий а один из сыновей России идущий знакомым путем и сопричастный горькой судьбе тех кто умирает не любя но кто стремится к слиянию с родиной: Приюти ты в...
30682. Тема чести в произведениях отечественной классики XIX века 18.92 KB
  Проблема чести была актуальна во все времена но особенно ярко это проявилось в литературе 19го века.Тема чести одна из основных в романе А. Кодекс дворянской чести требовал чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь и Гринев был готов на это.
30683. Тематика и художественные особенности «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина 15.75 KB
  Известно что Салтыков-Щедрин начал писать свои политические сказки еще в шестидесятые годы и что именно эти небольшие по объему произведения стали вершиной его творчества итоговым произведением. Одной из самых известных сказок Салтыкова-Щедрина является Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил. Спасенные и разбогатевшие генералы проявляют свою благодарность высылают ему пятак серебром да рюмку водки веселись мужчина Во многих других сказках Салтыкова можно встретить применение...
30684. Тип «гордого человека» и его воплощение в произведениях отечественной литературы 14.8 KB
  Гордость один из семи смертных грехов. Все эти герои несмотря на разнообразие их характеров обладают одной ведущей чертой гордостью. Своей гордостью и эгоизмом он приносит несчастья многим героям даже совершает убийство друга на дуэли. Любовь и гордость находятся на разных полюсах.
30685. Людмила Улицкая «Дочь Бухары» 42.42 KB
  Бухара так прозвал двор анонимную красавицу не терпела чужих взглядов а пока забор не был выстроен ни одна соседка не упускала случая проходя заглянуть в притягательные окна. Женился на головешке азиятской Одно слово Бухара Видно Паша еще не прониклась до конца духом полного и окончательного интернационализма. Я сама родилась от младшей жены не поднимая глаз сказала Бухара. С его уходом Паша окончательно переехала в докторский флигель а Бухара пошла работать по своей почти утраченной специальности.
30686. Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы 13 KB
  В отечественной литературе к данным мотивам обращались писатели различных направлений. Так, например, в романтических поэмах Лермонтова присутствуют образы потустороннего мира. В «Демоне» художник изображает протестующий Дух Зла. В произведении проводится идея протеста против божества как создателя существующего миропорядка.