6588

Человек как предмет философии. Сущность и содержание антропосоциогенеза

Контрольная

Логика и философия

Человек как предмет философии. Проблема человека в истории философии. Сущность и содержание антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке. Немецкому философу-просветителю Иоганну Гердеру, в трудах которого философия в...

Русский

2013-01-06

31.99 KB

47 чел.

Человек как предмет философии.

 1.Проблема человека в истории философии.

2.Сущность и содержание антропосоциогенеза.

3.Биологическое и социальное в человеке.

1вопрос

Немецкому философу-просветителю Иоганну Гердеру, в трудах которого философия впервые получила статус специальной научной дисциплины, принадлежат слова: «Если философия хочет быть полезной людям, она должна сделать человека своей центральной проблемой».

Раздел философии, в котором изучается данная проблематика, называется философской антропологией. Основной вопрос этого раздела - что такое человек?

Философия, в отличие от других наук о человеке (анатомии, психологии, педагогики и др.), рассматривает и постигает человека как целостное существо, многомерное и универсальное. Большое внимание проблеме человека уделялось в древнеиндийской и древнекитайской философии. Так, например, китайский философ Конфуций предложил следующие этические принципы поведения «идеального человека»: гуманность, человечность, любовь к людям.

В античной философии человек рассматривался как составная часть («малый мир») космоса, мироздания. Жизнь человека приобретает смысл, если он реализует свое предназначение в космосе - следует своей судьбе. Но и космос получает смысл, поскольку в нем существует человек. «Человек - есть мера всех вещей», - утверждали древнегреческие софисты. Для древнегреческого философа Сократа главный интерес представлял себе внутренний мир человека, Платон развил учение о человеке как о двойственном существе (душа + тело), где тело бренно, а душа бессмертна. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой, а человека - существом «политическим», то есть существующим только в полисе, сообществе людей.

В средневековой христианской философии природа человека стала пониматься как трехчастная (тело + душа + дух), где духовность выступала как связь между Богом и человеком через любовь, веру, надежду, совесть. Христианство сформировало понимание сущности человека как свободной личности, находящейся в центре мировой истории, человек рассматривался как центр и высшая цель мироздания. История начиналась с грехопадения и должна согласно христианским взглядам закончиться спасением.

В эпоху Возрождения человек рассматривается как самостоятельный творец истории и окружающего мира, эта эпоха превратила живого человека в предмет культа, поклонения. Мыслители той поры провозгласили свободу человеческой личности, выступили против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и удовлетворение всех потребностей. В это время утверждался антропоцентризм как особый тип философского мировоззрения, осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека.

Кризис эпохи Возрождения и переход к новому пониманию человека выразил религиозный философ, математик, писатель, физик Блез Паскаль, назвавший человека «мыслящим тростником», подчеркнув его двойственность и противоречивость - человек самая ничтожная былинка в природе, но все-таки былинка мыслящая.

Эта мысль была развита в Новое время, в рамках которого специфика человека усматривается в его разуме, в мышлении, рациональности. Кант подчеркнул значение человека как субъекта познания, обладающего познавательными способностями: рассудком, способностью к суждению, разумом. Карл Маркс в рамках Нового времени внес свое понимание человека - суть каждого отдельного человека в его деятельности в обществе, отдельный человек есть «атом» общества, т.е. существо общественное, который состоит во многих общественных связях. Общество, с одной стороны, создается человеком, а с другой - формирует человека, социализирует его. Марксизм отстаивал тезис о социальной природе человека, утверждая, что все, что делает человека человеком, формируется социально (т.е. в социуме).

Последним изобретением философии Нового времени стал «сверхчеловек» Ницше, который провозгласил разум болезнью, заблуждением, омертвляющим человека. Человек у Ницше - существо волевое и страстное, стремящееся к лидерству, импровизирующее, выступающее против послушания и против слабости.

Философия XX в. продолжает поиск подлинности человека: феноменолог Гуссерль считает подлинной природой человека работу его сознания - образование эйдосов (идеи, сущности), понимание в соответствии с ними мира предметов, жизни; герменевты считают, что истинность человека в его существовании в мире, понимании мира, преодолении тайны вещей, явлений посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее); философы-аналитики считают человека существом, реализующим себя через язык и языковые способности; постмодернисты видят сущность человека в его бунте в поисках возвышенного против однообразия, скучного, коллективного, тоталитарного; Фрейд и его последователи считают человека существом, в котором бессознательное господствует над сознательным.

 

2 вопрос

Исходная проблема философской антропологии - проблема становления человека. Человек, прежде всего, - живое, природное существо, обладающее биологическим началом - он «сын природы», часть природы. С другой стороны, человек по своей сущности - общественное, социальное существо, его жизнь возможна лишь при условии жизни в коллективе. Чаще всего говорят о том, что природа человека - биологическая, а сущность - социальная. Биологическое и социальное в человеке находится в неразрывном единстве. Это позволяет говорить о человеке как существе биосоциальном.

Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза, а теории развития человека как разумного, общественного существа - антропосоциогенезом.

Происхождение человека до сих пор остается предметом спора между учеными и до конца не выяснено, вопрос о происхождении человека относится к разряду «вечных вопросов». Существуют разнообразные теории, объясняющие происхождение человека:

-Религиозно - идеалистическая: человек - творение Бога. Человек не имеет никакого отношения к животным - люди сотворены Богом отдельно от животных. Человек сотворен по образу и подобию Бога из праха земного на шестой день сотворения мира. Женщина создана из ребра мужчины.

-Научная: идея происхождения человека от животных в ходе биологической эволюции (3 млн.-2,5 млн. лет назад) обоснована в труде английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Качества, отличающие человека от животных: сознание, труд, речь, общение.

-Трудовая теория: получила распространение в XIX в. Сторонники теории (например, марксисты) считают, что именно труд создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становилась более гибкой и свободной. Одновременно развивался мозг, люди жили совместно, возникала потребность сказать что-то друг другу. Таким образом, решающими факторами превращения обезьяны в человека стали:

- изготовление орудий труда;

- сплочение в общество;

- речь и мышление,

- регулирование брачных отношений (позднее).

 

- Теория космической эволюции (Живая Этика) Создателями этой теории стали ученики Махатм (Духовных Учителей) - Е. П. Блаватская, Е. А. Рерих, Н. К. Рерих и др. Это пример эзотерической философии (тайной, скрытой). Человек произошел от энергетических (астральных) форм жизни, появившихся на Земле из космоса десятки (сотни?) миллионов лет назад. В результате биологической эволюции из небиологической появились белково-нуклеиновые формы, которые дали начало живому - с этого момента начинается история биологического разумного человека - это произошло 18 млн. лет назад. Появление разума у человека объясняется влиянием Разума Космического. Человек - сложная система биологического и энергетических («тонких») тел: физического, астрального, эфирного и др. После биологической смерти физическое тело разлагается и рассеивается, но сущность человека не умирает - она переходит в Тонкие миры, т.е. в другие формы бытия. Духовное ядро человека опять воплощается в новом теле.

 

- Теория инопланетного происхождения: человек не является продуктом естественной эволюции природы. Люди - потомки клонов, созданных 25 тыс. лет назад лабораторным путем инопланетной цивилизацией, использовавшей Землю в качестве научной лаборатории. Достигнув должного уровня прогресса, земляне будут клонировать другие миры - так происходит размножение разумной жизни во Вселенной. Небесные отцы - элохимы наблюдают за нами уже которое тысячелетие, все наши помыслы и деяния каждого заносят в компьютерный банк данных - могут любого из нас воссоздать, взяв клетку умершего тела. Большинство серьезных исследователей считают эту теорию не заслуживающей достойного внимания.

-Радиационная гипотеза: 15-5 млн. лет назад в результате высокой тектонической и вулканической активности произошло вскрытие урановых залежей, что привело к скачку радиации, оказавшей влияние на генетическую структуру обезьян: человек - потомок этих обезьян, ему понадобилось 2 млн. лет, чтобы перейти к трудовой деятельности, которая принесла ему спасение.

 

- Теория генно-культурной коэволюции (взаимосогласованное развитие человека и природы). Ее суть в том, что гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой.

Антропосоциогенез - это процесс вытеснения из жизни человека биологических законов и замена их социальными. Биологические законы не отменяются совсем, они лишь облекаются в социальные нормы. Это процесс становления человека.

В соответствии с биологическими законами развитие индивида (отдельного человека) повторяет развитие вида. Так, развитие одного человека повторяет основные этапы развития человеческого рода. На уровне отдельного человека процесс антропосоциогенеза называется «социализация». Социальность проявляется в ходе развития человечества в следующих сторонах жизни:

управление инстинктами (социальные запреты - табу, например «не убий», возникновение семьи и частной собственности);

целенаправленный труд (в марксизме считается, что именно труд, целенаправленная деятельность сделали человека человеком, а использование орудий труда и их усовершенствование является главной отличительной чертой человека от мира животных);

антропоморфные изменения (прямохождение, изменение пропорций тела, развитие кисти руки и главное - головного мозга);

развитие сознания (человеческое сознание - это структура, благодаря которой возможно идеальное воспроизведение действительности, целеполагание и нахождение способов достижения поставленных целей и задач).

3вопрос

Человек формируется и как природно-биологическое, и как социальное существо. Человек рождается трижды: физически, социально, духовно. И в этом заключается так называемая биосоциальная проблема - это проблема соотношения и взаимодействия социального и биологического (природного), приобретенного и унаследованного, «культурного» и «дикого» в человеке, проблема двух начал («корней») в человеке как уникальном явлении мира. Она свидетельствует о противоречивости человеческого существа.

Биологизаторство: основные в человеке - природные качества; человек - пленник природы, а общество - постоянный враг и угнетатель, оно подавляет естественное в человеке, устанавливая различные запреты и ограничения.

Ф. Гальтон считал, что все, что есть в поведении и действии людей, - обусловлено их наследственными генетическими данными. Представители: З.Фрейд, Ф.Гальтон

Социологизаторство: его сторонники либо начисто отрицают биологическое в человеке, либо недооценивают его значение. Человек - это социально-биологическое существо, социальное начало контролирует биологическое. Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое условие развития личности. Производство орудий труда - особая потребность человека. Представители: Т. Мор, Т. Кампанелла, В. Ленин, К. Маркс.

Человек

=

=

Биологическое

+

Социальное

Анатомия

Физиология

Нервная система

Мозг

Мышление

Труд

Духовность (чувства, мысли)

Отношение к миру

Вопросы для самоконтроля:

1.Чем различались образы человека, создаваемые в разные исторические эпохи?

2.Какие проблемы рассматривает философская антропология?

3.Назовите и дайте краткую характеристику теориям происхождения человека.

4.Что отличает подходы философов к проблеме соотношения биологического и социального в человеке?

5.Выясните, что означают термины:

 

- антропоцентризм

- антропогенез

- антропосоциогенез


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10520. Согласование фрахтовой ставки 38.5 KB
  Согласование фрахтовой ставки. Надо согласовать 11 пунктов. ставка фрахта: арифметическая величина; валюта фрахта: доллары валюта в которой выражена фрахтовая ставка; фрахтовая единица: физическая единица на которой установлена ставка фрахта. Единица: ...
10521. От чего зависит оборачиваемость коносамента 38 KB
  Оборотные документы имеют два свойства: Освобождение правомерного держателя от каких бы то ни было возражений в платеже со стороны плательщика. Коносамент является носителем обязательного права. Что делать кредитору если не платят по векселю Можно обратиться к ка
10522. Выдача коносамента. Коносамент как расписка в приеме груз 58.5 KB
  Выдача коносамента. I этап: возникновение коносамента продолжение: Коносамент выдается на основании штурманской расписки. Выдавать коносамент транспортному агенту номинированному фрахтователем - опасно. Об...
10523. Международно-правовое регулирование ответственности морского перевозчика за не сохранность груза 29 KB
  Международноправовое регулирование ответственности морского перевозчика за не сохранность груза. Основные принципы: полная реституция; ответственность за действия своих служащих как за свои собственные; в свободном контракте может быть установлено ус...
10524. Обязанности перевозчика. Обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности 56 KB
  Обязанности перевозчика 2. Забота о грузе на всех этапах перевозки. Была: если груз в непрочной упаковке - то капитан должен проявлять всю осторожность. Вопрос: когда начинается ответственность Правила ГВ: от погрузки до выгрузки. Но - это долгий процесс. По ГВ: е
10525. Морское страхование 28 KB
  Морское страхование Страхование - способ возмещения случайных потерь. Страхование делится на 4 вида: самострахование государственное коммерческое осуществляют специалисты страховых компаний взаимное добровольные ассоциации судовладельцев...
10526. Страхование. Участники отношений страхования 45.5 KB
  Страхование Страховая премия - это цена страхования. Та плата которую страхователь платит страховщику: а страховая премия: большая и один раз, б страховые взносы: по частям. Страховое возмещение - то возмещение которое страховщик выплачивает страхователю при...
10527. Случаи, когда договор страхования может быть расторгнут 41 KB
  Случаи когда договор страхования может быть расторгнут. Срочный договор: заключается на год. Но если страховой случай наступил то он потом прекращается после выплаты страховки. В результате гибели застрахованного имущества по причинам иным чем страховой случ...
10528. Страхование грузов: КАРГО 39.5 KB
  Существуют районы которые не покрываются страхованием: ─ Юг: ближе к 60 параллели - Север: выше 70 параллели - Финский залив - Гудзон. Страхование грузов: КАРГО. Основные принципы - такие же. В чем отличие: Страхователями грузов могут быть продавец или по...