6588

Человек как предмет философии. Сущность и содержание антропосоциогенеза

Контрольная

Логика и философия

Человек как предмет философии. Проблема человека в истории философии. Сущность и содержание антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке. Немецкому философу-просветителю Иоганну Гердеру, в трудах которого философия в...

Русский

2013-01-06

31.99 KB

47 чел.

Человек как предмет философии.

 1.Проблема человека в истории философии.

2.Сущность и содержание антропосоциогенеза.

3.Биологическое и социальное в человеке.

1вопрос

Немецкому философу-просветителю Иоганну Гердеру, в трудах которого философия впервые получила статус специальной научной дисциплины, принадлежат слова: «Если философия хочет быть полезной людям, она должна сделать человека своей центральной проблемой».

Раздел философии, в котором изучается данная проблематика, называется философской антропологией. Основной вопрос этого раздела - что такое человек?

Философия, в отличие от других наук о человеке (анатомии, психологии, педагогики и др.), рассматривает и постигает человека как целостное существо, многомерное и универсальное. Большое внимание проблеме человека уделялось в древнеиндийской и древнекитайской философии. Так, например, китайский философ Конфуций предложил следующие этические принципы поведения «идеального человека»: гуманность, человечность, любовь к людям.

В античной философии человек рассматривался как составная часть («малый мир») космоса, мироздания. Жизнь человека приобретает смысл, если он реализует свое предназначение в космосе - следует своей судьбе. Но и космос получает смысл, поскольку в нем существует человек. «Человек - есть мера всех вещей», - утверждали древнегреческие софисты. Для древнегреческого философа Сократа главный интерес представлял себе внутренний мир человека, Платон развил учение о человеке как о двойственном существе (душа + тело), где тело бренно, а душа бессмертна. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой, а человека - существом «политическим», то есть существующим только в полисе, сообществе людей.

В средневековой христианской философии природа человека стала пониматься как трехчастная (тело + душа + дух), где духовность выступала как связь между Богом и человеком через любовь, веру, надежду, совесть. Христианство сформировало понимание сущности человека как свободной личности, находящейся в центре мировой истории, человек рассматривался как центр и высшая цель мироздания. История начиналась с грехопадения и должна согласно христианским взглядам закончиться спасением.

В эпоху Возрождения человек рассматривается как самостоятельный творец истории и окружающего мира, эта эпоха превратила живого человека в предмет культа, поклонения. Мыслители той поры провозгласили свободу человеческой личности, выступили против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и удовлетворение всех потребностей. В это время утверждался антропоцентризм как особый тип философского мировоззрения, осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека.

Кризис эпохи Возрождения и переход к новому пониманию человека выразил религиозный философ, математик, писатель, физик Блез Паскаль, назвавший человека «мыслящим тростником», подчеркнув его двойственность и противоречивость - человек самая ничтожная былинка в природе, но все-таки былинка мыслящая.

Эта мысль была развита в Новое время, в рамках которого специфика человека усматривается в его разуме, в мышлении, рациональности. Кант подчеркнул значение человека как субъекта познания, обладающего познавательными способностями: рассудком, способностью к суждению, разумом. Карл Маркс в рамках Нового времени внес свое понимание человека - суть каждого отдельного человека в его деятельности в обществе, отдельный человек есть «атом» общества, т.е. существо общественное, который состоит во многих общественных связях. Общество, с одной стороны, создается человеком, а с другой - формирует человека, социализирует его. Марксизм отстаивал тезис о социальной природе человека, утверждая, что все, что делает человека человеком, формируется социально (т.е. в социуме).

Последним изобретением философии Нового времени стал «сверхчеловек» Ницше, который провозгласил разум болезнью, заблуждением, омертвляющим человека. Человек у Ницше - существо волевое и страстное, стремящееся к лидерству, импровизирующее, выступающее против послушания и против слабости.

Философия XX в. продолжает поиск подлинности человека: феноменолог Гуссерль считает подлинной природой человека работу его сознания - образование эйдосов (идеи, сущности), понимание в соответствии с ними мира предметов, жизни; герменевты считают, что истинность человека в его существовании в мире, понимании мира, преодолении тайны вещей, явлений посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее); философы-аналитики считают человека существом, реализующим себя через язык и языковые способности; постмодернисты видят сущность человека в его бунте в поисках возвышенного против однообразия, скучного, коллективного, тоталитарного; Фрейд и его последователи считают человека существом, в котором бессознательное господствует над сознательным.

 

2 вопрос

Исходная проблема философской антропологии - проблема становления человека. Человек, прежде всего, - живое, природное существо, обладающее биологическим началом - он «сын природы», часть природы. С другой стороны, человек по своей сущности - общественное, социальное существо, его жизнь возможна лишь при условии жизни в коллективе. Чаще всего говорят о том, что природа человека - биологическая, а сущность - социальная. Биологическое и социальное в человеке находится в неразрывном единстве. Это позволяет говорить о человеке как существе биосоциальном.

Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза, а теории развития человека как разумного, общественного существа - антропосоциогенезом.

Происхождение человека до сих пор остается предметом спора между учеными и до конца не выяснено, вопрос о происхождении человека относится к разряду «вечных вопросов». Существуют разнообразные теории, объясняющие происхождение человека:

-Религиозно - идеалистическая: человек - творение Бога. Человек не имеет никакого отношения к животным - люди сотворены Богом отдельно от животных. Человек сотворен по образу и подобию Бога из праха земного на шестой день сотворения мира. Женщина создана из ребра мужчины.

-Научная: идея происхождения человека от животных в ходе биологической эволюции (3 млн.-2,5 млн. лет назад) обоснована в труде английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Качества, отличающие человека от животных: сознание, труд, речь, общение.

-Трудовая теория: получила распространение в XIX в. Сторонники теории (например, марксисты) считают, что именно труд создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становилась более гибкой и свободной. Одновременно развивался мозг, люди жили совместно, возникала потребность сказать что-то друг другу. Таким образом, решающими факторами превращения обезьяны в человека стали:

- изготовление орудий труда;

- сплочение в общество;

- речь и мышление,

- регулирование брачных отношений (позднее).

 

- Теория космической эволюции (Живая Этика) Создателями этой теории стали ученики Махатм (Духовных Учителей) - Е. П. Блаватская, Е. А. Рерих, Н. К. Рерих и др. Это пример эзотерической философии (тайной, скрытой). Человек произошел от энергетических (астральных) форм жизни, появившихся на Земле из космоса десятки (сотни?) миллионов лет назад. В результате биологической эволюции из небиологической появились белково-нуклеиновые формы, которые дали начало живому - с этого момента начинается история биологического разумного человека - это произошло 18 млн. лет назад. Появление разума у человека объясняется влиянием Разума Космического. Человек - сложная система биологического и энергетических («тонких») тел: физического, астрального, эфирного и др. После биологической смерти физическое тело разлагается и рассеивается, но сущность человека не умирает - она переходит в Тонкие миры, т.е. в другие формы бытия. Духовное ядро человека опять воплощается в новом теле.

 

- Теория инопланетного происхождения: человек не является продуктом естественной эволюции природы. Люди - потомки клонов, созданных 25 тыс. лет назад лабораторным путем инопланетной цивилизацией, использовавшей Землю в качестве научной лаборатории. Достигнув должного уровня прогресса, земляне будут клонировать другие миры - так происходит размножение разумной жизни во Вселенной. Небесные отцы - элохимы наблюдают за нами уже которое тысячелетие, все наши помыслы и деяния каждого заносят в компьютерный банк данных - могут любого из нас воссоздать, взяв клетку умершего тела. Большинство серьезных исследователей считают эту теорию не заслуживающей достойного внимания.

-Радиационная гипотеза: 15-5 млн. лет назад в результате высокой тектонической и вулканической активности произошло вскрытие урановых залежей, что привело к скачку радиации, оказавшей влияние на генетическую структуру обезьян: человек - потомок этих обезьян, ему понадобилось 2 млн. лет, чтобы перейти к трудовой деятельности, которая принесла ему спасение.

 

- Теория генно-культурной коэволюции (взаимосогласованное развитие человека и природы). Ее суть в том, что гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой.

Антропосоциогенез - это процесс вытеснения из жизни человека биологических законов и замена их социальными. Биологические законы не отменяются совсем, они лишь облекаются в социальные нормы. Это процесс становления человека.

В соответствии с биологическими законами развитие индивида (отдельного человека) повторяет развитие вида. Так, развитие одного человека повторяет основные этапы развития человеческого рода. На уровне отдельного человека процесс антропосоциогенеза называется «социализация». Социальность проявляется в ходе развития человечества в следующих сторонах жизни:

управление инстинктами (социальные запреты - табу, например «не убий», возникновение семьи и частной собственности);

целенаправленный труд (в марксизме считается, что именно труд, целенаправленная деятельность сделали человека человеком, а использование орудий труда и их усовершенствование является главной отличительной чертой человека от мира животных);

антропоморфные изменения (прямохождение, изменение пропорций тела, развитие кисти руки и главное - головного мозга);

развитие сознания (человеческое сознание - это структура, благодаря которой возможно идеальное воспроизведение действительности, целеполагание и нахождение способов достижения поставленных целей и задач).

3вопрос

Человек формируется и как природно-биологическое, и как социальное существо. Человек рождается трижды: физически, социально, духовно. И в этом заключается так называемая биосоциальная проблема - это проблема соотношения и взаимодействия социального и биологического (природного), приобретенного и унаследованного, «культурного» и «дикого» в человеке, проблема двух начал («корней») в человеке как уникальном явлении мира. Она свидетельствует о противоречивости человеческого существа.

Биологизаторство: основные в человеке - природные качества; человек - пленник природы, а общество - постоянный враг и угнетатель, оно подавляет естественное в человеке, устанавливая различные запреты и ограничения.

Ф. Гальтон считал, что все, что есть в поведении и действии людей, - обусловлено их наследственными генетическими данными. Представители: З.Фрейд, Ф.Гальтон

Социологизаторство: его сторонники либо начисто отрицают биологическое в человеке, либо недооценивают его значение. Человек - это социально-биологическое существо, социальное начало контролирует биологическое. Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое условие развития личности. Производство орудий труда - особая потребность человека. Представители: Т. Мор, Т. Кампанелла, В. Ленин, К. Маркс.

Человек

=

=

Биологическое

+

Социальное

Анатомия

Физиология

Нервная система

Мозг

Мышление

Труд

Духовность (чувства, мысли)

Отношение к миру

Вопросы для самоконтроля:

1.Чем различались образы человека, создаваемые в разные исторические эпохи?

2.Какие проблемы рассматривает философская антропология?

3.Назовите и дайте краткую характеристику теориям происхождения человека.

4.Что отличает подходы философов к проблеме соотношения биологического и социального в человеке?

5.Выясните, что означают термины:

 

- антропоцентризм

- антропогенез

- антропосоциогенез


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27378. Общеобразовательные цели обучения математике 19.7 KB
  ФГОС здесь все из книги по фгосам на экзамене будут фгосы доступны так что учить здесь всё не нужно наизусть: В результате изучения курса математики обучающиеся на ступени начального общего образования: научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов процессов явлений оценки количественных и пространственных отношений; овладеют основами логического и алгоритмического мышления пространственного воображения и математической речи приобретут необходимые вычислительные навыки; научатся применять...
27379. Этапы формирования представлений о числе 18.8 KB
  5 этап: изучение отрезка ряда натуральных чисел. Так же необходимо в процессе изучения отрезка натуральных чисел отрабатывать прием присчитывания и отсчитывания по одному. Моро А последовательно один за другим рассматриваются отрезки ряда натуральных чисел 12 123 123. Основные приемы: прочтение чисел счет предметов выделение нового для изучаемого числа.
27380. Изучение смысла сложения и вычетания 18.9 KB
  Этот подход легко интерпретируется на уровне предметных действий позволяя тем самым учитывать психологические особенности младших школьников. Например в учебнике М1М в качестве основного средства формирования у детей представлений о смысле действий сложения и вычитания выступают простые текстовые задачи. В основе другого подхода лежит выполнение учащимися предметных действий и их интерпретация в виде графических и символических моделей. Деятельность учащихся сначала сводится к переводу предметных действий на язык математики а затем к...
27381. Действия с величинами 23.83 KB
  Формирование у учащихся представлений о числе и о десятичной системе счисления тесно связано с изучением величин. В начальных классах у учащихся имеются некоторые интуитивные представления о величинах и об их измерении. Измерение заключается в сравнении данной величины с некоторой величиной того же рода принятой за единицу.
27382. ЗУНы для вычисления в пределах 100 (сложение и вычитание) 22.28 KB
  Остальные случаи вычислений над числами большими 100 относятся к письменным вычислениям. Рассмотрим методические особенности формирования умений складывать и вычитать числа в пределах 100 которые нашли отражение в учебниках М1М и М2М Моро. Овладение вычислительными приемами предполагает усвоение: нумерации чисел в пределах 100 разрядного состава двузначного числа табличных случаев сложения вычитания и свойств сложения и вычитания; прибавления числа к сумме вычитания числа из суммы прибавления суммы к числу вычитания...
27383. Алгоритмы: 1. Письменного сложения и вычитания 2. Письменного умножения 3. Письменного деления 20.18 KB
  Письменного деления ЗУНы для сложения и вычитания: Нумерация многозначных чисел Разрядный состав многозначных чисел Десятичный состав числа Навык сложения и вычитания чисел в пределах 20 Знание переместительного и сочетательного закона сложения Как и другие алгоритмы письменного вычисления в и – рассматриваются поэтапно: Актуализация ЗУН подготовка к изучению алгоритма подготовка и изучение алгоритма Введение самого алгоритма Усвоение алгоритма Продуктивное повторение новой темы включать новые знания в систему имеющихся Основная...
27384. Функции текстовых задач 17.29 KB
  Любое математическое задание можно рассматривать как задачу выделив в нем условие т. Функции текстовых задач. Ведущие методисты отмечают что решение текстовых задач в начальной школе преследует двойную цель: с одной стороны – научить решать текстовые задачи различных видов с другой стороны – сами текстовые задачи выступают как средство обучения воспитания и развития школьников.
27385. Математическое развитие младших школьников невозможно без приобщения их к геометрии 19.38 KB
  Эта особенность находит свое выражение и в начальных классах где формирование представлений о геометрических фигурах связано с изучением таких величин как длина и площадь. Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. В развитии представлений о геометрических фигурах учащиеся начальных классов проходят два этапа. Формируя у них целостное представление о геометрических фигурах следует идти от реальных предметов к их моделям геометрическим фигурам и наоборот: от...
27386. Различные подходы к построению урока математики 19.44 KB
  Основные этапы подготовки учителя к уроку математики: общий способ деятельности связанный с планированием урока можно представить в виде следующей последовательности вопросов. Какова функция учебных заданий данного урока обучающая развивающая контролирующая Какие знания умения навыки и приемы умственных действий формируются в процессе их выполнения 5. Какова дидактическая цель данного урока 6.