65885

Французский героический эпос. «Песнь о Роланде»

Лекция

Литература и библиотековедение

Этот цикл посвящен времени правления Карла Великого образ Карла в этом цикле подвергается идеализации а кроме того в этом цикле речь также идет о его верных вассалах и коварных врагах. События которые рассказывают эти жесты относят ко времени после смерти Карла Великого.

Русский

2014-08-09

43 KB

23 чел.

Французский героический эпос. «Песнь о Роланде».

Одна из самых богатых эпических традиций сложилась в средневековой Франции. До нашего времени дошло более 100 поэм «жест». Всё это многообразие текстов принято подразделять на 3 тематические группы:

  1.  Королевский цикл. Этот цикл посвящен времени правления Карла Великого, образ Карла в этом цикле подвергается идеализации, а кроме того в этом цикле речь также идет о его верных вассалах и коварных врагах.
  2.  Цикл верного вассала или цикл Гильома де Оранжский. События, которые рассказывают эти «жесты» относят ко времени после смерти Карла Великого. Престол наследует его сын Людовик Благочестивый. Он не обладал теми качествами, которые народ приписывал ему. Это был нерешительный король, неспособный управлять страной. И для того, чтобы отделить его качества, отображается его рыцарь Гильом Оранжский. Он опора своей страны, деятельный человек. Не всегда во Франции везло с правителями.
  3.  Баронский цикл. Это поэмы, которые повествуют о событиях 9-11 веков. В это время королевская власть настолько ослабла, что феодалы находились в состоянии постоянной борьбы. В постоянном состязании.

«Песнь о Роланде» - это эпическое сказание, которое относится к первому королевскому циклу. Эти эпические сказания складывались на протяжении 9-11 веков. А дошло это произведение в списке, которое датируется 12 веком. Этот список был обнаружен в библиотеке Оксфордского университета (1837 год список был опубликован).

Отечественный ученый Александр Веселовский полагал, что в этом произведении мы имеем дело с соединением и эпическим переосмыслением двух исторических эпизодов:

  1.  732 год – в этом году франки под управлением Карла Мартелла совершили поход в Испанию, целью этого похода было остановить Мавров (сарацин), в их продвижение в глубь  Европы. Эта экспедиция оказалась вполне успешной, была одержана славная победа.
  2.  778 год – сам карл великий снова отправляется с войском в Испанию и на этот раз поход оказывается крайне неудачным. Карл терпит поражение и бесславно возвращается на Родину. В эпосе эти два исторических эпизода соединены.

«Между историей летописной и историей эпической обыкновенно нет ничего общего»- Веселовский.

В действительности был незначительный поход, в эпическом - превратился в триумфальную войну за дело христианства. Противником, от которых франки потерпели поражение, были баски. В реальности на Карла напали баски, это произошло в Ронсевальском ущелье. В эпосе баски превращаются в мавров. Причем они вырастают до несметных полчищ. В отряде был рыцарь по имени Хроундланд (глава Бретонской марки). В эпосе он превращается в Роланда, племянника Карла Великого, в самого мужественного и героического рыцаря. Сюжет, который лег  в основу – это трагический сюжет. Поэма рассказывает о героической битве и гибели главного героя. Смерть придает героику данному повествованию, величие главному герою. В эпосе главное не сущее, а должное, события и герои всегда подвергаются идеализации. Коварный правитель Мавров решает обмануть Карла.

Если им удастся убить Роланда, то величие карла рассеется. Дальнейшее событие развивается так: во главе отряда стоит Роланд, ему помогает верный друг Оливье, но как только основные части уходят, происходит чудовищная битва, в ходе которой герои умирают.

В финале героической трагедии мы видим урок будущего, урок истории.

В песне можно назвать несколько циклов: центральным персонажем является Роланд, он является воплощением исключительной силы, храбрости и мужества, а также исключительной гордости, которое мешает ему обратиться за помощью (в средневековье все исключительное воспринималось как великое). В центре внимания оказывается и фигура самого Карла, этот образ лишен конкретности, это воплощение типа идеального государя, его главные характеристики можно выразить 3 словами: мудр, строг и справедлив. Рядом с Карлом находятся его верные вассалы, 12 пэров, они тоже обладают исключительно положительными качествами, но по контрасту нарисован мир противников. Этот мир представлен в зеркальном отражении, если у франков есть славный король Карл, то у сарацин Марсилий. Оба любят прогулки в плодовом саду. Великому герою Роланду соответствует сарацинский рыцарь, его зовут А. Эльдот. Это мир со знаком «минус». Выделяется еще один персонаж Гвенелон. Он воплощает определённый тип героя, это тип коварного предателя. У него тоже есть свои качества: эгоистичен, коварен, тщеславен. Отличительной особенностью героической эпики является гиперболизация. Всё слишком преувеличено. Этот текст показывает, как трансформируется средневековая эстетика, на смену характерной для раннего средневековья героике, культу силы, приходит христианское благочестие. В целом эпические тексты музыкальны, читаются нараспев. «Песнь о Роланде» похожа на героические реквием.

Рыцарская поэзия и рыцарский роман.

12 – 13 век – это время расцвета рыцарской литературы. Рыцарская литература представлена 2 направлениями: лирика и роман (романы в стихах). Расцвет поэзии связан с югом Франции, территория носит название прованс. Провансальская лирика. 12-15 век для прованса – это время расцвета, время культурного подъёма. Растут и крепнут города, замки превращаются в культурные центры. В крае процветает свободомыслие, ослабевает влияние Римской католической церкви. У этой территории крепнут контакты с Востоком (Византия и мусульманские страны). Это влияние востока находит отражение в тяге к роскоши, к изящной поэзии. В это время появляется лирика трубадуров. Название трубадуры восходит к слову из провансальского диалекта к слову Трабах (находить, изобретать, создавать). Благодаря творчеству трубадуров произошло изменение в языковой ситуации. Трубадуры сочиняли свои стихи на провансальском диалекте, тем самым они положили начало к переходу литературы от латыни к национальным языкам. А.С. Пушкин писал: «Поэзия проснулась под небом полуденной Франции…» Множество поэтов этого края стали знаменитыми.

Одним из самых прославленных был: Джауфре Рюдель. Он воплощал образ пламенного влюбленного, объектом его любви стала принцесса Триполлийская, в которую он влюбился не видя ее. Рюдель отправился в длительное плавание, чтобы увидеть ее, во время плавания он тяжело заболел, и когда корабль достиг берега он умер на руках принцессы.

Бернард де Вентадорн. Он не был рыцарем, он был замковым слугой, но обладал таким поэтическим талантом, что стал знаменитым. У него был идеальный объект любви, сначала он воспевал жену своего сеньора, а затем его прекрасной дамой стала королева Элеонора, правившая в Англии, произведения его славились остроумием, легкостью, изяществом, он прекрасно осознавал свой талант и подчеркивал это, с восхищением говорил о себе.

Бертран де Борн. Суровый рыцарь, приверженец патриархальных нравов, любитель военных походов и турниров. Ему была близка политическая тематика. Он как истинный рыцарь пренебрежительно отзывался о народе.

Пьйре Видаль имел репутацию чудоковатого поэта. Он влюбился в даму по имени Лова. Он решил сделаться волком. Облачившись в волчью шкуру и отправился в лес.

От этого времени сохранилось свыше 2500 песен.

В 13 веке развитие провансальской лирики было прервано альбигольскими войнами. На прованс напали северо-французские феодалы. При поддержке Папы Римского. Прованс был разорен, песни поэтом смолкли, а трубадуры разбрелись по миру. Части поэтов удалось осесть в Италии и южной Германии. И там поэтическая традиция отразилась снова. Но там их называли по-новому труверы. К их числу можно отнести: Кретьен де Труа, Жан Бадей,  Тибо Шампанский. Источники лирики были разнообразные, поэты черпали вдохновение в фольклоре, в творчестве Овидия. Они использовали мотивы религиозной мистики, а также традиции религиозной мистики, земной любви и любви небесной. Это породило феномен куртуазной поэзии. Социальный состав труверов был пёстрый. Среди них мы найдем и рыцарей и духовных лиц и купцов и слуг. Объединяющим моментом было следование жанровому принципу.

Каждая тема требует своего жанра. Консона – воспевание любовного чувства.

Сенвента – произведение на политическую, религиозную или моральную тему.

К числу наиболее распространенных сюжетов можно отнести пастурель. Словесная дуэль в которой рыцарь терпел поражение.

Альва. Утренняя песня о расставании влюбленных. Этот жанр оказал очень серьезное влияние на дальнейшее развитие поэзии Данте, Петрарки, Шекспира.

Специфика жанров

  1.  Предмет изображения
  2.  Развитие сюжета
  3.  Устойчивые поэтические формы
  4.  Музыкальность, мелодия.

Рыцарская поэзия развивала, культивировала преклонение перед образом прекрасной дамы, куль прекрасной дамы складывался под влиянием культа Богородицы, но со временем приобретал более земные черты. Куртуазная любовь – это поклонение объекту обожания на расстоянии. Воспевание знатных сеньор. Образ прекрасной дамы был настолько возвышен, что его боялись назвать. Впервые возвышенный идеал соединился с описанием земной красоты.

Рыцарский роман. Средневековый роман приобрел классическую форму к 12 веку. Его можно разделить на 2 цикла. Первый на античные сюжеты, второй бретонский цикл. В основе этого цикла лежат кельтские мифы и предания. Роман об Александре. Македонский преобразован в идеального рыцаря. Роман об Энее. Роман о Трое.

К романам бретонского цикла можно отнести прежде всего Романы о Короле Артуре и рыцарях круглого стола. Внутри этого сюжета складываются свои циклы. К бретонскому циклу можно отнести Роман о Тристане и Изольде и романы имеющие религиозную окраску. В частности романы о волшебнике Мерлине. И романе о святом Граале.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74815. Полемика о творчестве А.С. Пушкина и литературно-эстетическое самосознание писателя. Значимость наследия А.С. Пушкина в истории русской и мировой культуры и опыт его осмысления 15.66 KB
  Пушкина и литературно-эстетическое самосознание писателя. Пушкина в истории русской и мировой культуры и опыт его осмысления. Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения своего времени: как поэт свою заслугу перед народом он видел в том что будил чувства добрые и в свой жестокий век восславил свободу. Пушкин самый яркий выразитель чувств дум и стремлений своего времени.
74816. Поэты пушкинской эпохи и понятие «Плеяды». Общее и особенное в их авторских стратегиях: А.А. Дельвиг, П.А.Вяземский, Е.А.Боратынский, Д.В. Веневитинов, Н.М. Языков. Влияние их творческих исканий на дальнейшее развитие отечественной словесности 18.16 KB
  Термин пушкинская плеяда по мере изучения поэзии Пушкина романтической эпохи и конкретных поэтов стал считаться уязвимым поскольку вопервых возник по аналогии с наименованием французской поэтической группы Плеяда Ронсар Жодель Дюбелле и др. давая повод для неправомерных ассоциаций и неуместных сближений Пушкина с Ронсаром. Следовательно если принимать понятие пушкинская плеяда нужно отчетливо осознавать что в этом созвездии названном именем Пушкина последний является самой крупной звездой в то время как другие светила...
74817. Теория «официальной народности», социально-исторические концепции славянофилов и западников и их отражение в словесности второй половины 1830- х – первой половины 1850-х годов 15.67 KB
  Уваров доказывал что просвещение может быть не только источником зла революционных потрясений как это случилось в Западной Европе а может превратиться в элемент охранительный к чему следует стремиться в России. Поэтому всем служителям просвещения в России предлагалось исходить исключительно из соображений официальной народности. По мнению консерваторов николаевской эпохи в России не было причин для революционных потрясений. Бенкендорф прошедшее России было удивительно ее настоящее более чем великолепно что же касается ее...
74818. Традиции и новаторство М.Ю. Лермонтова - лирика в разработке смысла жизни, назначения поэзии, мотивов свободы и любви к Родине 14.69 KB
  Лермонтова лирика в разработке смысла жизни назначения поэзии мотивов свободы и любви к Родине. Лермонтова по праву считается одним из вершинных явлений в русской литературе. Кроме того в творчестве Лермонтова присутствуют такие темы и мотивы которые были несвойственны творчеству его старшего современника тема одиночества и бездомности тема потерянного поколения; тема земли и неба; тема маски скрытого или утраченного лица. В поэзии Лермонтова постоянно борются две противоположные стихии принимая разные обличья земли и неба...
74819. Становление психологического прозаического романа в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» – квинтэссенция основных философско-этических идей писателя 15.46 KB
  Лермонтов вводит в роман в качестве центральной фигуры именно герояпсихолога. Ему во многом помогает раскрыть характер главного героя такая форма психологического анализа как монологисповедь в виде дневника в виде дневника написаны Тамань Княжна Мери и Фаталист В своих записках Печорин описывает психологическую игру которую он ведет с окружающими. Выделяется и меткость точность языка который противопоставляется готовым пышным фразам Грушницкого драпирующегося в манерноромантического героя. Раскрывает особенности...
74820. Н.В. Гоголь и развитие «высокой» комедии. Тематика «Ревизора» в свете социальных, этических и религиозных взглядов писателя 15.3 KB
  Гоголь и развитие высокой комедии. В начале декабря 1835 года Гоголь окончил Ревизора. Гоголь создает необычную для пьесы ситуацию: вместо одной личной или домашней интриги изображается жизнь целого города что значительно расширяет социальный масштаб пьесы и позволяет осуществить поставленную цель: ldquo;Собрать в одну кучу все дурное в Россииrdquo;. Гоголь создает новаторскую ситуацию когда раздираемый внутренними противоречиями город становится способным к цельной жизни благодаря общему кризису общему чувству страха низших перед...
74821. Мертвые души – центральное произведение Н.В. Гоголя. Образ автора и общая концепция поэмы о возрождении души 15.84 KB
  Образ автора и общая концепция поэмы о возрождении души Литературная критика XIX века начиная с Белинского стала называть Гоголя зачинателем нового периода развития русской реалистической литературы. Если для Пушкина была характерна гармония и объективность художественного мира то в творчестве Гоголя на смену этому приходит критический пафос который определяет стремление художника отразить реальные противоречия действительности проникнуть в самые темные стороны жизни и человеческой души. Поэма Мертвые души является одним из самых...
74823. Основные этапы развития драматургии А.Н. Островского. Новаторство А.Н. Островского. Его традиции в современном театре 16.03 KB
  Обладая незаурядным общественным темпераментом Островский всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа за подлинно художественный национальный репертуар за новую этику актёра. Как драматург и режиссёр Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры выдвижению плеяды актёров особенно в московском Малом театре : семья Садовских С. Только через шесть лет после того как Островский начал печататься 14 января 1853 года поднялся занавес на первом представлении комедии Не в свои сани не садись...