65887

Крещение и его влияние на развитие русской культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

Уже в то время на Руси были христиане при дворе князя была сильная христианская партия. И Фотий и Никон говорят что корабли Русичей потерпели крушение изза внезапно налетевшей бури и произошло это благодаря божественному вмешательству божественному заступничеству. Владимир принимает решение...

Русский

2014-08-09

41.5 KB

8 чел.

Крещение и его влияние на развитие русской культуры.

Выбор религии связан с легендой о том, что князь Владимир посылал послов, для того, чтобы определить какую религию нужно принять русскому народу. В результате отчетов этих послов Византийское христианство наиболее подходящая для русских религия. Послы посетили Софийский собор в Константинополе, их поразила христианская служба, литургия. «Не знали, где оказались – на небе или на земле!» – сообщали послы князю Владимиру.  

Уже в то время на Руси были христиане, при дворе князя была сильная христианская партия. Известно, что крестился князь Аскольдь еще в 9 веке. О крещении Аскольда говорит патриарх Фотий (866-867). Он говорит о нападения народа Русь на Константинополь. Упоминание об этом событии содержится и в никоновской летописи. И Фотий, и Никон говорят, что корабли Русичей потерпели крушение из-за внезапно налетевшей бури, и  произошло это благодаря божественному вмешательству, божественному заступничеству. Фотий всю ночь молился, а на утро омочил ризы богоматери в воде залива. Они просили, чтобы из Константинополя прислали священника. Но Русы не сразу приняли решение креститься, они просили доказательства, что Христос всемогущий Бог, тогда они бросили Евангелие в огонь, но оно не сгорело.

Самым известным крещением стало в 955 крещение княгини Ольги. Владимир принимает решение креститься, ему император Василий предлагает отдать свою дочь принцессу Анну, обещает и священника, который бы был наделен властью организовать на Руси самостоятельную епархию, но ни одно из этих обещаний выполнено не было. Тогда Владимир решает повлиять силовыми методами на императора. Он берет город Корсунь (Херсонес). И только после этого император исполнил свои обещания. Там же происходит бракосочетание Владимира и Анны. В качестве подарка – Корсунь возвращается императору. Помимо жены Владимир получает крымских священников, иконы, мощи святых.

Весной 990 года Владимир выезжает в Киев и духовно готов к христианизации Руси. Христианство оказало огромное воздействие на Русскую культуру того времени. Примерно в то время формируется самостоятельная русская митрополия. При Владимире Мудром впервые избирается митрополит родом из русских – митрополит Иларион. В его произведение «Слово о законе и благодати» формируется национальное самосознание. Это произведение состоит из двух частей, начинается оно похвалой Владимиру. Другая часть сообщает об истории, возвышении христианства, о том, что русский народ приобщился к этой величайшей культуре. С его именем и связано возникновение на Руси монашества. Основателями самого известного на Руси монастыря – Киево-Печерской лавры стали монахи Антоний и Феодосий.  Начало Печерскому монастырю было положено Иларионом, в этом месте он выкопал пещеру, где вел жизнь отшельника. А слово пещера и есть название монастырю Печера. Здесь была создана «Повесть временных лет». В целом роль монастырей очень велика. Здесь создаются, иконы, фрески, книги, архитектура. Древнерусскому государству требовались грамотные люди, а образованность после принятия христианство стало в руках восточно-христианской церкви. До принятия Христианства у Русских уже была письменность – черты и резы. Однако, они были примитивны и русским требовался алфавит и за это дело взялся Византийский философ, монах, богослов Кирилл (прежде Константин), со своим братом Мефодием. С возникновением новой грамоты переводятся множество Греческих книг, появляются произведение древнерусской словесности. Процесс создания долог, трудоемок. Первая книга – «Остромирово Евангелие». То есть выполнено по заказу Остромира. Сами по себе книги считаются драгоценностью на Руси. Обложки выполняются из драгоценных камней, поэтому при пожаре нужно спасти в первую очередь книгу, на Руси книга была практически бесценна. Древнерусская культура формируется как книжная культура. Поэтому с принятием Христианства не могла не сложиться система образования. Князь Владимир отдает лучших детей в обучение. Князь Ярослав Мудрый уже собирает 300 детей. В школе обучали не только богословию, но и грамматике, истории. Известны Новгородские берестяные грамоты, они говорят нам о том, что каждый взрослый человек в Новгороде был грамотным, они умели писать. Советские археологи обнаружили только в 20 веке эти бересты. Там была и деловая переписка. Учили не только мужчин, но и женщин, сестра Владимира Мономаха Янка основала женский монастырь в Киеве, где была школа при монастыре.

Анна Ярославна младшая дочерь Ярослава Мудрого умнейший человек. В дальнейшем развитие русской церкви – появляются также и канонизированные русские святые. Первыми из них стали, конечно, Борис и Глеб. Братолюбие прежде всего. Главным становится самопожертвование в русской культуре. Затем канонизируются князья Ольга, Владимир.

Еще одним феноменом на Руси становится хожение (хождение). Хожение Игумена Даниила (Паломничество на Восток). Для него это путешествие является доказательством существования рая. Путешествуя по разным местам, он вспоминает «Евангелие». Всюду он приносит молитву за бояр, князей и за весь русский народ. Духовный выбор христианство оказался близок духовной культуре Славян. Древнерусскому язычнику было легче представить триединого Бога, нежели перейти к жесткому монотеизму. Существовала некая близость славянского язычества и христианства. И там, и там существовала вера в посмертную жизнь человеческой души. Каркасом годичного цикла праздников были солнечные фазы, и там  и там существовали магические обряды, службы.  Часто принятие Христианства воспринималось не как смена религий, а как замена обрядности и Богов. К тому же Христианская церковь осуществила перевод христианской религии на язык язычества. Богородица ассоциировалась с Макошью. Даже Христос обретает мифологические функции. Праздник каледы заменяется праздником рождества. Праздник купала приобретает название Ивана Купала. День почетания  Перуна заменяется почитанием Ильи Пророка (Ильин день). В каждом празднике можно отыскать и православные и языческие корни. Известно, что церковь Святого Власия в Новгороде находилась на Велесовой улице, а сам святой Власий изображался в виде животного.

Причудливое смешение языческих верований и обрядов получило название народного православия. Вместе с тем и христианское учение на Руси получает развитие под влиянием славянского менталитета, таких особенностей русской культуры. На Востоке Христианство приобрело типичные черты восточно-мировой религии, с ее акцентом на традиционность, коллективное, всеобщее, а не личное спасение. Сплоченность вокруг централизованной деспотической власти. Общинность русской культуры духовно трансформировалось, закрепилось в таком явлении, как соборность. О соборности очень много размышляли мыслители – славянофилы, философы серебряного века. Идея коллективного спасения. Соборность создавала модель общества. Ориентировано на приближение к Богу, за счет абсолютного духовного совершенствования внутри общего православного мира.

С укреплением христианства начинает расти международный авторитет Руси. Совершенствуются торговые, культурные, дипломатические связи Киева с другими государствами. Сами государи других стран считают нужным породниться с киевской династией. Важным событием становится образование единого древнерусского государства. Постепенно исчезает деление восточных славян по племенным признакам. Не случайно это время отмечено развитием древнерусских городов. Складывается определенная система градостроительства. В центре такого города находится Детинец, или Кремль. Крепость, охраняющая город. В Кремле живет князь. Хотя в Новгородском кремле жил архиепископ. Так же были города, где в кремле хранили ценные вещи и другое богатство. Рядом с детинцем находилась торговая площадь, обычно возле главных ворот. Здесь на торгу купцы возводили храмы в честь своих покровителей. Такими были Великомученица Праскева Пятницкая. Святые, отвечающие за благосостояние. Так же ставились и мемориальные памятники в честь каких-либо воинских побед и других важных событий. В Новгороде между Кремлем и торговой площадью была река. Со временем крупным городам была необходима более надежная защита, поэтому на расстоянии 1 – 2-х километров от города, чаще на берегах рек. И монахам иногда приходилось брать в руки оружие. Вместе с тем город являлся выражением макрокосмоса в микрокосмосе. В пространстве города нужно было построить божественный мир похожий на божественный универсум. И конечно же здесь было важно показать иерархичное строение мира. Архитектурной доминантой был кремль. При Кремле находился обычно главный собор, который был самым высоким. Вторым по величине был княжеский собор построенный в честь князя, и только затем самыми малыми по размерам были домовые, посадские, сельские церкви. Существовала также и зависимость величины города и величины детинца. Самые крупные города – Киев, Новгород и Чернигов. Эти города достигали более чем 200 га. Переяславль-Залесский 30 га. Самый большой – Киев (Царьград). Киев в то время имел 8 рынков, 400 церквей, славился как величайший центр декоративно-прикладного искусства. Араб Аль-Беруни отмечает, что здесь изготавливаются самые лучшие мечи, оружие. Кольчуга здесь стала известная раньше на 300 лет, чем в Европе. Германский монах Теофил говорит о том, что Киев занимает 2-е место после Константинополя в искусстве эмали, в ювелирном деле. Большинство жилых домов, укреплений, церквей в это время строится из дерева. Распространена форма терема – трех-четырех-этажное здание. Много деревянной формы – двухскатные крыши, башни – переносится и в каменную архитектуру. Помимо существующих крупных городских центров, продолжают осваиваться всё новые территории, появляются новые города, например, Ярославль. В период образования Киевского государства на этом месте здесь стояло древнее языческое святилище и был расположен город потомков финноугоров и славян.

Христианство внесло объединяющее духовное начало в русскую культуру и практически навсегда определило вектор ее развития. Появившись в искусстве, литературе, политике, экономике. Первые предприниматели на Руси старообрядцы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78855. Функции научной теории 14.81 KB
  Функции научной теории. Объяснение и предсказание окружающих нас вещей и явлений представляет собой важнейшую функцию науки в целом и научной теории в частности. Основные функций теории можно отнести следующие. Методологическая функция на базе теории формулируются многообразные методы способы и приемы исследовательской деятельности.
78856. Методы научного познания и их классификация 41.5 KB
  Методы научного познания и их классификация Метод систематизированная совокупность шагов действий кые необходимо предпринять чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. Методы эмпирического познания Методы теоретического познания. Моделирование от лат образец мира метод при ком исследуемый объект оригинал замещается другим модель специально созданным для его изучения. Рефлексия основной метод метатеоретического познания в науке познание обращенное ученым на самого себя.
78857. Ценности и их роль в познании 35.5 KB
  Ценности и их роль в познании Философское учение о ценстях и их природе называется аксиологией. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценсти гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценстей. Кант впервые употребляет понятие ценсти в специальном узком смысле.
78858. Проблема истины в познании 14.2 KB
  Проблема истины в познании. Важнейшая проблема в познании это проблема истины. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени.в Софисты считали что объективной истины нет: Человек мера всех вещей.
78859. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности 14.04 KB
  Анализируя многообразие течений философии науки можно выделить две различные стратегии: 1 интернализм; 2 экстернализм Экстерналистские взгляды впервые возникли еще в период становления классической науки и признают решающим движущим фактором развития науки внешние для нее обстоятельства социальные экономические и т. По мнению экстерналистов не только возникновение науки но и дальнейшее ее развитие всецело определяется потребностями общества. Тем не менее все эксерналисты сходятся в том что решающее влияние на развитие науки оказывает...
78860. Научные революции и их роль в динамике научного знания 31 KB
  Научные революции и их роль в динамике научного знания В динамике научного знания особую роль играют этапы развития связанные с перестройкой исследовательских стратегий задаваемых основаниями науки. Основания науки обеспечивают рост знания до тех пор пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования. Но по мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов требующими иного видения реальности...
78861. Проблема роста научного знания у К. Поппера 29 KB
  Проблема роста научного знания у К. Говоря о росте знания он имеет в виду не его накопление а ниспровержение старых научных теорий и их замену лучшими научными теориями. В своей концепции он формулирует три основных требования к росту знания: 1 Новое знание должно исходить из новой простой идеи; 2 Новое знание должно приводить к представлению явлений которые до сих пор не наблюдались; 3 Новое знание должно выдерживать новые и строгие поверки В частности именно он ввёл понятие фальсифицируемости лат. flsus ложный необходимого...
78862. Концепция исследовательских программ Лакатоса 30 KB
  Концепция исследовательских программ Лакатоса Лакатос автор теории и методологии научноисследовательских программ в рамках которых вслед за К. Лакатос полагает что основой теории научной рациональности должен стать принцип критицизма универсальный принцип всякой научной деятельности. Лакатос полагает что можно на протяжении длительного времени защищать любую теорию даже если эта теория ложна. Cуть концепции Лакатоса: Согласно Лакатосу в науке образуются не просто цепочки сменяющих одна другую теорий о которых пишет Поппер но...
78863. Эволюция концепции науки в позитивизме 29.5 KB
  Эволюция концепции науки в позитивизме. Позитиви́зм философское учение и направление в методологии науки определяющее единственным источником истинного действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Эталоном научного знания для позитивизма является естествознание методы которого автоматически переносятся на другие науки в том числе социальногуманитарные.