6589

Ценности человеческого существования. Человек в системе мира. Человек и Космос

Контрольная

Логика и философия

Ценности человеческого существования. Учение о ценностях. Проблема жизни и смерти. Человек в системе мира. Человек и Космос. Человек чуть ли не постоянно находится в состоянии поиска ответа на знаменитый вопрос Сократа: Что есть благо...

Русский

2013-01-06

26.73 KB

41 чел.

Ценности человеческого существования.

1.Учение о ценностях.

2.Проблема жизни и смерти.

3.Человек в системе мира. Человек и Космос.

1вопрос

Человек чуть ли не постоянно находится в состоянии поиска ответа на знаменитый вопрос Сократа: «Что есть благо?» Человека интересует объект не просто сам по себе, а с точки зрения его значения для удовлетворения потребностей человека. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личный или общественный смысл. Учение о ценностях и их природе носит название аксиология. Ценности, обеспечивающие жизнь человека, - это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

Существуют различные критерии классификации ценностей:

в зависимости от социального значения - положительные и отрицательные;

по виду удовлетворяемых потребностей - материальные и духовные;

по принципу иерархичности они делятся - на ценности-цели и ценности-средства (инструментальные);

нравственные ценности философии и этики ненасилия - милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие.

К антиценностям (отрицательным ценностям) относят: насилие, господство, подавление, подчинение, деспотию.

 

2 вопрос

Издавна люди задавались вопросом о смысле жизни - зачем человек живет, если он смертен? Стоит ли жить? В чем смысл его собственной жизни?

Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха оказывала влияние на понимание смысла жизни. Философы по-разному понимали его: Белинский В., П. Бомарше видели смысл жизни - в борьбе, Ж.-Ж. Руссо - в действии, в движении, И. Фихте - в совершенствовании себя и общества, Н. Лесков - в служении обществу, Д. Дидро - в обогащении человечества знаниями.

Смысл жизни каждый человек определяет для себя индивидуально, но в основе его лежат главные жизненные цели личности, связанные с ее потребностями, интересами, наклонностями. Существуют различные подходы к решению проблемы смысла жизни, из которых можно выделить следующие:

Фатализм - призывает не сопротивляться тому, что свыше уже начертано, ждать своего часа или участи.

Эгоизм - жить для себя.

Альтруизм - жить для других.

Гедонизм – смысл жизни – в стремлении к наслаждению.

Эвдемонизм - смысл жизни – в стремлении к счастью.

Аскетизм – смысл жизни – в отказе от земных радостей, в простоте.

Прагматизм – ориентация на целесообразность, на успех.

Утилитаризм – смысл жизни – делать то, что приносит пользу.

Теологический подход – смысл жизни – в служении Богу, в очищении души

.

Смерть, по мнению философии, не конец, а венец жизни. Древние мудрецы говорили: «Помни о смерти!» Для чего надо помнить о смерти? Конечно, не для того, чтобы отравлять свою жизнь страхом. Танатология (от греч. thanatos – смерть) - философское учение о смерти, свидетельствует, что, ощущая присутствие смерти, ее реальность за каждым поворотом, мы не позволяем себе распускаться, поддерживаем себя на уровне, превышающим тот, к которому нас склоняет наша животная природа. Разумеется, это тяжкая ноша, осознание нашей смертности требует от нас немалого усилия. Смерть предполагает высший уровень ответственности. Лишить человека его конечности (дать обрести бессмертие) - означает, помимо прочего, устранить эту ответственность. У каждой культуры и каждого исторического периода свое специфическое отношение к смерти. В современной философии актуальной является проблема эвтаназии – добровольного, безболезненного ухода из жизни. Концепций бессмертия много: биологическая, религиозная, философская, психологическая и др. Но они, в основном, касаются бессмертия не целостного человека, а его части - души. Лишь христианское учение поставило вопрос о воскресении целостного человека.

3 вопрос

В переводе с греческого, понятия «микрокосмос» и «макрокосмос» означают «малый мир» и «большой мир». В этих сопоставлениях выражено отношение человека к Вселенной. Уже в древнейших натурфилософских концепциях родилась догадка о том, что человек и космос находятся в неразрывной связи, что строение самого человека воспроизводит строение Вселенной.

Идея о том, что человек - это микрокосмос, который отражает в себе Универсум, оказалась укорененной в философии. Человек есть отражение, зеркало, символ, центр силы и разума мира. Человек - природное существо, но философы подчеркивают, что ссылка на природность не исчерпывает сущности человека. Философия показывает, как в естественной особи природного, обнаруживается духовное содержание, а затем раскрывает, как в органическом проступает нечто надприродное.

Человек в равной степени и микрокосмос, и макрокосмос. Он - один из феноменов природного круговорота вещей, часть природы. Он зависит от циклов природы, ее динамики. Жизнь человека издавна подчинена объективным законам природы.

Человек как микрокосмос есть природное создание. Положение о том, что человек есть микрокосмос, т.е. малый мир, связанный с большим миром выдвинул и развивал Демокрит. Он считал: во Вселенной всем управляет божественное начало, но сам человек тоже управляет неразумными животными. Так устроен и человек: одни его части, например разум, только управляют; другие, как сердце, и повинуются и управляют; третьи, как вожделение, повинуются. В человеке же следует искать и разгадку тайны бытия - микрокосмоса. Этой истине учили многие философы: в человеке есть все - от камня до Божества. Лишь микрокосмос в состоянии постичь макрокосмос. Но человек не соткан только из природного вещества, в нем есть психическое и духовное. Значит, человек - высокоразвитое живое существо, живая система. Космос представляет собой также очень сложное образование. У человека присутствует дар постижения Универсума, значит, можно сделать предположение, что человек космичен по самой своей природе, он обладает макрокосмичностью. Поэтому в современной философии человек трактуется не только как природное создание - «микрокосмос», а как существо, обладающее особой ролью в созидании мира. Человек понимается как специфическое космическое звено в грандиозном процессе развития мира.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что представляют собой ценности человеческого существования? Как называется раздел философии, изучающий ценности?

2.Назовите общемировые ценности человеческого бытия.

3.Приведите примеры различного понимания людьми смысла жизни. Чем они обусловлены?

4.Как трактуется смерть в философской антропологии?

5.Какова взаимосвязь человека и Космоса? Приведите примеры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45534. PR – тексты 102.5 KB
  К вторичным источникам также можно отнести прессревю. а Медиатексты тексты написанные ПР сотрудниками и обработанные журналистами и доведенные до определенного сегмента общественности исключительно через СМИ: Имиджевая статья Имиджевое интервью Кейс стори б первичный исходит от прямого предметного базисного или технологического субъекта ПР: Простой ПР текст это конкретный текст как определенная отграниченная от других текстов данность существующая в пространстве ПР коммуникаций: Пресс релиз приглашение бэкграундеры лист...
45535. Хактеристика комбинированных PR-текстов 28.5 KB
  Издание или механически пресскит простых первичных текстов объединенных общей тематикой новостным поводом. Могут содержать в себе тексты журналистские и рекламные пресскит туда могут входить: прессрелиз бэкграундер фактлист биография лист вопросовответов это набор представляющих интерес для прессы разножанровых простых первичных текстов а также иконических материалов которые объединены одним новостным поводом и дают максимально полную информацию о конкретном новостном событии. Таким образом мы рассмотрели жанровые...
45536. Понятие «новость» и типы информационных поводов 36 KB
  Новость в ПР - это новая и по возможности релевантная для целевой общественности ПР-информация способная формировать паблисити и привлечь внимание СМИ к субъекту ПР. Новость своевременна если событие сопряжено с разл. Выделяется среди других новость.
45537. Источники и методы сбора информации в журналистике и PR. Характеристики PR-информации 36.5 KB
  Характеристики PRинформации. Типы информации: межличностная информация обеспечивающая коммуникацию двух и более лиц и носящая непубличный характер. ПР информация разновидность социальнйо информации инициированная базисным субъектом ПР представляющая в оптимизированном виде факты деятельности данного субъекта.
45538. Медиарилейшнз: современное состояние 46.5 KB
  выступает как менеджер автор и организатор донного проекта информационный ПР ориентирован на работу со СМИ т. МР ШИШКИНА социальные практики направленные на оптимизацию взаимодействия субъекта ПР базисный кто заказывает или технологический кто исполняет со СМИ. В США МР взяли основу еще во времена президента Джексона когда бывший журналист и репортёр Кендел стал исполнять функции пресссекретаря: писал статьи для СМИ.ленинградский советов появились отделы по связям со СМИэто портотипы будущих ПРслужб.
45539. Пресс-служба и ее функции 69 KB
  Пресс-служба и ее функции Пресс-служба автономная структурная единица субъекта PR осуществляющая функции медиарилейшнз. Крупные организации и компании имеют собственные пресс-службы в небольших организациях эта функция может совмещаться с другими функциями исполнителя. Штат прессслужбы может составлять различное количество людей от одногодвух до 20ти и более. Специалисты прессслужб должны регулировать отношения между своей организацией и СМИ поддерживать информационный баланс двустороннего информационного взаимодействия.
45540. Классификация PR-текстов и система жанров PR-текста 47.5 KB
  Чем же пиартекст принципиально отличается от журналистского и рекламного Рекламный попадает на платные страницы. А пиартекст умело мимикрирует под текст новостийный. Здесь полезно знать что пиар иногда определяют как ориентированную журналистику поскольку в пиартексте присутствуют всегда тщательно отобранные и соответствующим образом скомпонованные факты. Пиаринформация это тип социальной информации которая производится в процессе деятельности социального субъекта фирмы организации персоны базисного субъекта пиар...
45541. Типология корпоративных изданий 36 KB
  Типология корпоративных изданий Корпорация человеческие и финансовые ресурсы общая цель профессиональные интересы идентификация Печатные методы PR: Фирменный журнал Многотиражная газета Информационный бюллетень Письмо Прессбук результат мониторинга в сброшюрированном виде для руководителя Отчет Корпоративная реклама Корпоративные документы кодексы относит к корпоративным изданиям по форме журналы газеты и информационные бюллетени. Что такое корпоративное издание Это периодическое издание журнал газета...
45542. Спичрайтинг как технология 41 KB
  специфическая PRтехнология представленная в виде техники подготовки и написания текста предназначенного для устного исполнения а также консалтинг первого должностного лица по организации публичного выступления и его исполнению. учебная дисциплина раздел деловой риторики Спичрайтер лицо занимающееся профессиональной PRдеятельностью по составлению текста устного публичного выступления для первого лица и консалтингу касающемуся организации и исполнения публичного выступления. Цели публичного выступления: информирование улучшение...