6589

Ценности человеческого существования. Человек в системе мира. Человек и Космос

Контрольная

Логика и философия

Ценности человеческого существования. Учение о ценностях. Проблема жизни и смерти. Человек в системе мира. Человек и Космос. Человек чуть ли не постоянно находится в состоянии поиска ответа на знаменитый вопрос Сократа: Что есть благо...

Русский

2013-01-06

26.73 KB

41 чел.

Ценности человеческого существования.

1.Учение о ценностях.

2.Проблема жизни и смерти.

3.Человек в системе мира. Человек и Космос.

1вопрос

Человек чуть ли не постоянно находится в состоянии поиска ответа на знаменитый вопрос Сократа: «Что есть благо?» Человека интересует объект не просто сам по себе, а с точки зрения его значения для удовлетворения потребностей человека. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личный или общественный смысл. Учение о ценностях и их природе носит название аксиология. Ценности, обеспечивающие жизнь человека, - это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

Существуют различные критерии классификации ценностей:

в зависимости от социального значения - положительные и отрицательные;

по виду удовлетворяемых потребностей - материальные и духовные;

по принципу иерархичности они делятся - на ценности-цели и ценности-средства (инструментальные);

нравственные ценности философии и этики ненасилия - милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие.

К антиценностям (отрицательным ценностям) относят: насилие, господство, подавление, подчинение, деспотию.

 

2 вопрос

Издавна люди задавались вопросом о смысле жизни - зачем человек живет, если он смертен? Стоит ли жить? В чем смысл его собственной жизни?

Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха оказывала влияние на понимание смысла жизни. Философы по-разному понимали его: Белинский В., П. Бомарше видели смысл жизни - в борьбе, Ж.-Ж. Руссо - в действии, в движении, И. Фихте - в совершенствовании себя и общества, Н. Лесков - в служении обществу, Д. Дидро - в обогащении человечества знаниями.

Смысл жизни каждый человек определяет для себя индивидуально, но в основе его лежат главные жизненные цели личности, связанные с ее потребностями, интересами, наклонностями. Существуют различные подходы к решению проблемы смысла жизни, из которых можно выделить следующие:

Фатализм - призывает не сопротивляться тому, что свыше уже начертано, ждать своего часа или участи.

Эгоизм - жить для себя.

Альтруизм - жить для других.

Гедонизм – смысл жизни – в стремлении к наслаждению.

Эвдемонизм - смысл жизни – в стремлении к счастью.

Аскетизм – смысл жизни – в отказе от земных радостей, в простоте.

Прагматизм – ориентация на целесообразность, на успех.

Утилитаризм – смысл жизни – делать то, что приносит пользу.

Теологический подход – смысл жизни – в служении Богу, в очищении души

.

Смерть, по мнению философии, не конец, а венец жизни. Древние мудрецы говорили: «Помни о смерти!» Для чего надо помнить о смерти? Конечно, не для того, чтобы отравлять свою жизнь страхом. Танатология (от греч. thanatos – смерть) - философское учение о смерти, свидетельствует, что, ощущая присутствие смерти, ее реальность за каждым поворотом, мы не позволяем себе распускаться, поддерживаем себя на уровне, превышающим тот, к которому нас склоняет наша животная природа. Разумеется, это тяжкая ноша, осознание нашей смертности требует от нас немалого усилия. Смерть предполагает высший уровень ответственности. Лишить человека его конечности (дать обрести бессмертие) - означает, помимо прочего, устранить эту ответственность. У каждой культуры и каждого исторического периода свое специфическое отношение к смерти. В современной философии актуальной является проблема эвтаназии – добровольного, безболезненного ухода из жизни. Концепций бессмертия много: биологическая, религиозная, философская, психологическая и др. Но они, в основном, касаются бессмертия не целостного человека, а его части - души. Лишь христианское учение поставило вопрос о воскресении целостного человека.

3 вопрос

В переводе с греческого, понятия «микрокосмос» и «макрокосмос» означают «малый мир» и «большой мир». В этих сопоставлениях выражено отношение человека к Вселенной. Уже в древнейших натурфилософских концепциях родилась догадка о том, что человек и космос находятся в неразрывной связи, что строение самого человека воспроизводит строение Вселенной.

Идея о том, что человек - это микрокосмос, который отражает в себе Универсум, оказалась укорененной в философии. Человек есть отражение, зеркало, символ, центр силы и разума мира. Человек - природное существо, но философы подчеркивают, что ссылка на природность не исчерпывает сущности человека. Философия показывает, как в естественной особи природного, обнаруживается духовное содержание, а затем раскрывает, как в органическом проступает нечто надприродное.

Человек в равной степени и микрокосмос, и макрокосмос. Он - один из феноменов природного круговорота вещей, часть природы. Он зависит от циклов природы, ее динамики. Жизнь человека издавна подчинена объективным законам природы.

Человек как микрокосмос есть природное создание. Положение о том, что человек есть микрокосмос, т.е. малый мир, связанный с большим миром выдвинул и развивал Демокрит. Он считал: во Вселенной всем управляет божественное начало, но сам человек тоже управляет неразумными животными. Так устроен и человек: одни его части, например разум, только управляют; другие, как сердце, и повинуются и управляют; третьи, как вожделение, повинуются. В человеке же следует искать и разгадку тайны бытия - микрокосмоса. Этой истине учили многие философы: в человеке есть все - от камня до Божества. Лишь микрокосмос в состоянии постичь макрокосмос. Но человек не соткан только из природного вещества, в нем есть психическое и духовное. Значит, человек - высокоразвитое живое существо, живая система. Космос представляет собой также очень сложное образование. У человека присутствует дар постижения Универсума, значит, можно сделать предположение, что человек космичен по самой своей природе, он обладает макрокосмичностью. Поэтому в современной философии человек трактуется не только как природное создание - «микрокосмос», а как существо, обладающее особой ролью в созидании мира. Человек понимается как специфическое космическое звено в грандиозном процессе развития мира.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что представляют собой ценности человеческого существования? Как называется раздел философии, изучающий ценности?

2.Назовите общемировые ценности человеческого бытия.

3.Приведите примеры различного понимания людьми смысла жизни. Чем они обусловлены?

4.Как трактуется смерть в философской антропологии?

5.Какова взаимосвязь человека и Космоса? Приведите примеры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55261. Презентация фрагментов работы учащихся 7-го класса по созданию учебного проекта «Построение средневекового города в Киевской Руси и Британии» (в рамках «global simulation») 58 KB
  Смещается акцент с фронтальной на групповую парную и самостоятельную работу результат выводится на продуктивный уровень обеспечивается развивающий потенциал уроков наряду с познавательной активностью и в довершении способствует формированию навыков командной работы. Тема: Презентация фрагментов работы учащихся 7го класса по созданию учебного проекта Построение средневекового города в Киевской Руси и Британии в рамках globl simultion Тип урока: интегрированный с использованием билингвальных технологий. Цели урока: представить...
55263. Основні фактори розміщення продуктивних сил, їх вплив на розміщення виробництва 25.69 KB
  Фактори розміщення це реалізація закономірностей і принципів при врахуванні конкретних умов, що впливають на вибір місць розташування промислових підприємств і формування територіально-виробничих комплексів.
55264. Поняття компютерної презентації. Основне призначення системи підготовки презентації 68.5 KB
  Мета уроку: навчальна: отримати уявлення про мультимедіа, познайомитися з програмою для створення мультимедійних презентацій; навчитися технології створення і демонстрації електронних презентацій; розвиваюча: розвиток мислення, пізнавальних інтересів, навиків роботи на компютері, роботи з мультимедійними програмними засобами...
55265. Чисельність населення України, особливості його динаміки. Природний рух населення. Демографічна ситуація в Україні, основні шляхи її розв’язання 25.61 KB
  Демографічні передумови є найважливішою складовою розміщення продуктивних сил. Населення країни фактор її комплексного економічного та соціального розвитку. Населення це трудові ресурси і споживач, яке впливає на формування міжрайонних функцій виробництва, потужність і структуру потоку продукції, що вивозиться за межі певної території, розвиток місцевого виробництва.
55266. Комп’ютерна презентація 107.5 KB
  Мета: 1) ввести поняття “презентація”, навчити учнів проектувати презентації, ознайомити з програмою Power Point та її можливостями. З’ясувати призначення комп’ютерної презентації. 2) розвивати алгоритмічне та логічне мислення, вміння порівнювати, виділяти головне, роботи узагальнення і висновки. Розвивати пізнавальну, комунікативну та інформаційну компетентності.
55268. Принципи економічного районування України. Районний господарський комплекс та його галузева структура (три групи галузей) 25.18 KB
  Спеціалізація як основна народногосподарська функція (спеціалізація району на певних виробництвах і послугах певною мірою відповідає його географічному розташуванню, природним, економічним і соціальним умовам та спирається на раціональний поділ праці з іншими районами);
55269. Пригоди в осінньому лісі 44 KB
  Любі гості мами й тата В дитсадку у нас розвага Починаємо увага Під музику заходять діти сідають. Погляньте діти у віконце: Де сховалось наше сонце Хмарини у небі пропливають Холодним дощиком лякають. Кукловська Діти виконують пісню Осінь сл. Діти давайте разом попросимо дощик щоб він перестав.