6589

Ценности человеческого существования. Человек в системе мира. Человек и Космос

Контрольная

Логика и философия

Ценности человеческого существования. Учение о ценностях. Проблема жизни и смерти. Человек в системе мира. Человек и Космос. Человек чуть ли не постоянно находится в состоянии поиска ответа на знаменитый вопрос Сократа: Что есть благо...

Русский

2013-01-06

26.73 KB

42 чел.

Ценности человеческого существования.

1.Учение о ценностях.

2.Проблема жизни и смерти.

3.Человек в системе мира. Человек и Космос.

1вопрос

Человек чуть ли не постоянно находится в состоянии поиска ответа на знаменитый вопрос Сократа: «Что есть благо?» Человека интересует объект не просто сам по себе, а с точки зрения его значения для удовлетворения потребностей человека. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личный или общественный смысл. Учение о ценностях и их природе носит название аксиология. Ценности, обеспечивающие жизнь человека, - это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

Существуют различные критерии классификации ценностей:

в зависимости от социального значения - положительные и отрицательные;

по виду удовлетворяемых потребностей - материальные и духовные;

по принципу иерархичности они делятся - на ценности-цели и ценности-средства (инструментальные);

нравственные ценности философии и этики ненасилия - милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие.

К антиценностям (отрицательным ценностям) относят: насилие, господство, подавление, подчинение, деспотию.

 

2 вопрос

Издавна люди задавались вопросом о смысле жизни - зачем человек живет, если он смертен? Стоит ли жить? В чем смысл его собственной жизни?

Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха оказывала влияние на понимание смысла жизни. Философы по-разному понимали его: Белинский В., П. Бомарше видели смысл жизни - в борьбе, Ж.-Ж. Руссо - в действии, в движении, И. Фихте - в совершенствовании себя и общества, Н. Лесков - в служении обществу, Д. Дидро - в обогащении человечества знаниями.

Смысл жизни каждый человек определяет для себя индивидуально, но в основе его лежат главные жизненные цели личности, связанные с ее потребностями, интересами, наклонностями. Существуют различные подходы к решению проблемы смысла жизни, из которых можно выделить следующие:

Фатализм - призывает не сопротивляться тому, что свыше уже начертано, ждать своего часа или участи.

Эгоизм - жить для себя.

Альтруизм - жить для других.

Гедонизм – смысл жизни – в стремлении к наслаждению.

Эвдемонизм - смысл жизни – в стремлении к счастью.

Аскетизм – смысл жизни – в отказе от земных радостей, в простоте.

Прагматизм – ориентация на целесообразность, на успех.

Утилитаризм – смысл жизни – делать то, что приносит пользу.

Теологический подход – смысл жизни – в служении Богу, в очищении души

.

Смерть, по мнению философии, не конец, а венец жизни. Древние мудрецы говорили: «Помни о смерти!» Для чего надо помнить о смерти? Конечно, не для того, чтобы отравлять свою жизнь страхом. Танатология (от греч. thanatos – смерть) - философское учение о смерти, свидетельствует, что, ощущая присутствие смерти, ее реальность за каждым поворотом, мы не позволяем себе распускаться, поддерживаем себя на уровне, превышающим тот, к которому нас склоняет наша животная природа. Разумеется, это тяжкая ноша, осознание нашей смертности требует от нас немалого усилия. Смерть предполагает высший уровень ответственности. Лишить человека его конечности (дать обрести бессмертие) - означает, помимо прочего, устранить эту ответственность. У каждой культуры и каждого исторического периода свое специфическое отношение к смерти. В современной философии актуальной является проблема эвтаназии – добровольного, безболезненного ухода из жизни. Концепций бессмертия много: биологическая, религиозная, философская, психологическая и др. Но они, в основном, касаются бессмертия не целостного человека, а его части - души. Лишь христианское учение поставило вопрос о воскресении целостного человека.

3 вопрос

В переводе с греческого, понятия «микрокосмос» и «макрокосмос» означают «малый мир» и «большой мир». В этих сопоставлениях выражено отношение человека к Вселенной. Уже в древнейших натурфилософских концепциях родилась догадка о том, что человек и космос находятся в неразрывной связи, что строение самого человека воспроизводит строение Вселенной.

Идея о том, что человек - это микрокосмос, который отражает в себе Универсум, оказалась укорененной в философии. Человек есть отражение, зеркало, символ, центр силы и разума мира. Человек - природное существо, но философы подчеркивают, что ссылка на природность не исчерпывает сущности человека. Философия показывает, как в естественной особи природного, обнаруживается духовное содержание, а затем раскрывает, как в органическом проступает нечто надприродное.

Человек в равной степени и микрокосмос, и макрокосмос. Он - один из феноменов природного круговорота вещей, часть природы. Он зависит от циклов природы, ее динамики. Жизнь человека издавна подчинена объективным законам природы.

Человек как микрокосмос есть природное создание. Положение о том, что человек есть микрокосмос, т.е. малый мир, связанный с большим миром выдвинул и развивал Демокрит. Он считал: во Вселенной всем управляет божественное начало, но сам человек тоже управляет неразумными животными. Так устроен и человек: одни его части, например разум, только управляют; другие, как сердце, и повинуются и управляют; третьи, как вожделение, повинуются. В человеке же следует искать и разгадку тайны бытия - микрокосмоса. Этой истине учили многие философы: в человеке есть все - от камня до Божества. Лишь микрокосмос в состоянии постичь макрокосмос. Но человек не соткан только из природного вещества, в нем есть психическое и духовное. Значит, человек - высокоразвитое живое существо, живая система. Космос представляет собой также очень сложное образование. У человека присутствует дар постижения Универсума, значит, можно сделать предположение, что человек космичен по самой своей природе, он обладает макрокосмичностью. Поэтому в современной философии человек трактуется не только как природное создание - «микрокосмос», а как существо, обладающее особой ролью в созидании мира. Человек понимается как специфическое космическое звено в грандиозном процессе развития мира.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что представляют собой ценности человеческого существования? Как называется раздел философии, изучающий ценности?

2.Назовите общемировые ценности человеческого бытия.

3.Приведите примеры различного понимания людьми смысла жизни. Чем они обусловлены?

4.Как трактуется смерть в философской антропологии?

5.Какова взаимосвязь человека и Космоса? Приведите примеры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44932. Australia. Австралия 15.29 KB
  Australia is one of the most unusual and exotic countries of the world. A significant feature of modern Australian society is the representation of a lot of cultures drawn from many lands by its people
44933. Два способа установки ПО 22.78 KB
  В первом случае пакет ПО обычно поставляется в виде trgz архива во втором случае в виде rpm пакета но это не обязательно исполняемые модули также могут распространяться в виде trgz архива. Проще всего установить ПО представленное в виде rpm пакета содержащего исполняемые файлы. Программа rpm Название этой программы или команды является аббревиатурой от Redht Pckge Mnger. Программа rpm в некотором смысле аналогична программам типа setup wizrd для MS Windows.
44934. Влади́мир Андре́евич Фаво́рский 38.9 KB
  Фаворский вспоминает: Там я встретил целый ряд русских между прочим Истомина. Фаворский вспоминает: Бегали ещё в университет слушать профессоров Фуртвенглера и Фолля и к Молье слушать его лекции по анатомии Студенты Академии протестовали против нашего присутствия и выгоняли нас Молье услыша об этом возмутился и сказал что всякий кому интересно может слушать и мы слушали. Фаворский хорошо знал немецкий язык в отдельных случаях он даже исполнял роль переводчика на занятиях.
44935. Предмет и задачи методики преподавания РЯ 13.34 KB
  Методика РЯ опирается на лингвистические и психологические концепции о роли языка в социальном развитии о связи языка и сознания речи и мышления. Методика обеспечивает такую систему обучения языку которая строго соответствует современной теории лингвистики о сущности языка и его социальной функции быть важнейшим средством человеческого общения средством формирования мысли и ее выражения в языковом коде. Для решения своих задач методика выбирает оптимальные варианты в рамках классноурочной системы жестко ограниченного числа уроков и...
44936. Имя существительное 14.24 KB
  Род существительное не словоизменительная категория. Существительное относится к одному из трех родов. Род сущ. Или по значению выделяется корпус слов: плакса обжора умника род опред.
44938. New Zealand. Новая Зеландия 15.12 KB
  New Zealand, an independent state and a member of the Commonwealth, is situated south-east from Australia. The country consists of three large islands and also many small islands. New Zealand is a mountainous country.
44939. Подготовка к выходу в сеть 25.88 KB
  Для проверки воспользуйтесь командой [root] rpm q grep net или менеджером пакетов если вы работаете с KDE. Настройка интерфейса платы Ethernet локальной сети eth0 Для того чтобы настроить IP-адрес необходимо запустить команду ifconfig: [root] sbin ifconfig eth0 192. Вы должны увидеть чтото вроде следующего [root] netstt nr Kernel IP routing tble Destintion Gtewy Genmsk Flgs MSS Window irtt Ifce 10.0 UG 0 0 0 eth0 Для добавления или удаления статических маршрутов используйте команду route: [root] sbin route [f] операция [тип]...
44940. Методика обучения лексики и фразеологии 13.39 KB
  Этот раздел изучается в школе для того чтобы ученики получили представление о таких лексических понятиях как слово как единица языка лексическое значение слова функции слова синонимия омонимия антонимия многозначность представление о фразеологии. К практическим целям относятся: формирование лексических умений обогащение словарного запаса. Среди них особое значение имеют умения толковать лексическое значение слова фразеологизмы умения подбирать синонимы антонимы различить слово в прямом и переносном значении пользуясь...