6589

Ценности человеческого существования. Человек в системе мира. Человек и Космос

Контрольная

Логика и философия

Ценности человеческого существования. Учение о ценностях. Проблема жизни и смерти. Человек в системе мира. Человек и Космос. Человек чуть ли не постоянно находится в состоянии поиска ответа на знаменитый вопрос Сократа: Что есть благо...

Русский

2013-01-06

26.73 KB

40 чел.

Ценности человеческого существования.

1.Учение о ценностях.

2.Проблема жизни и смерти.

3.Человек в системе мира. Человек и Космос.

1вопрос

Человек чуть ли не постоянно находится в состоянии поиска ответа на знаменитый вопрос Сократа: «Что есть благо?» Человека интересует объект не просто сам по себе, а с точки зрения его значения для удовлетворения потребностей человека. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личный или общественный смысл. Учение о ценностях и их природе носит название аксиология. Ценности, обеспечивающие жизнь человека, - это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

Существуют различные критерии классификации ценностей:

в зависимости от социального значения - положительные и отрицательные;

по виду удовлетворяемых потребностей - материальные и духовные;

по принципу иерархичности они делятся - на ценности-цели и ценности-средства (инструментальные);

нравственные ценности философии и этики ненасилия - милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие.

К антиценностям (отрицательным ценностям) относят: насилие, господство, подавление, подчинение, деспотию.

 

2 вопрос

Издавна люди задавались вопросом о смысле жизни - зачем человек живет, если он смертен? Стоит ли жить? В чем смысл его собственной жизни?

Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха оказывала влияние на понимание смысла жизни. Философы по-разному понимали его: Белинский В., П. Бомарше видели смысл жизни - в борьбе, Ж.-Ж. Руссо - в действии, в движении, И. Фихте - в совершенствовании себя и общества, Н. Лесков - в служении обществу, Д. Дидро - в обогащении человечества знаниями.

Смысл жизни каждый человек определяет для себя индивидуально, но в основе его лежат главные жизненные цели личности, связанные с ее потребностями, интересами, наклонностями. Существуют различные подходы к решению проблемы смысла жизни, из которых можно выделить следующие:

Фатализм - призывает не сопротивляться тому, что свыше уже начертано, ждать своего часа или участи.

Эгоизм - жить для себя.

Альтруизм - жить для других.

Гедонизм – смысл жизни – в стремлении к наслаждению.

Эвдемонизм - смысл жизни – в стремлении к счастью.

Аскетизм – смысл жизни – в отказе от земных радостей, в простоте.

Прагматизм – ориентация на целесообразность, на успех.

Утилитаризм – смысл жизни – делать то, что приносит пользу.

Теологический подход – смысл жизни – в служении Богу, в очищении души

.

Смерть, по мнению философии, не конец, а венец жизни. Древние мудрецы говорили: «Помни о смерти!» Для чего надо помнить о смерти? Конечно, не для того, чтобы отравлять свою жизнь страхом. Танатология (от греч. thanatos – смерть) - философское учение о смерти, свидетельствует, что, ощущая присутствие смерти, ее реальность за каждым поворотом, мы не позволяем себе распускаться, поддерживаем себя на уровне, превышающим тот, к которому нас склоняет наша животная природа. Разумеется, это тяжкая ноша, осознание нашей смертности требует от нас немалого усилия. Смерть предполагает высший уровень ответственности. Лишить человека его конечности (дать обрести бессмертие) - означает, помимо прочего, устранить эту ответственность. У каждой культуры и каждого исторического периода свое специфическое отношение к смерти. В современной философии актуальной является проблема эвтаназии – добровольного, безболезненного ухода из жизни. Концепций бессмертия много: биологическая, религиозная, философская, психологическая и др. Но они, в основном, касаются бессмертия не целостного человека, а его части - души. Лишь христианское учение поставило вопрос о воскресении целостного человека.

3 вопрос

В переводе с греческого, понятия «микрокосмос» и «макрокосмос» означают «малый мир» и «большой мир». В этих сопоставлениях выражено отношение человека к Вселенной. Уже в древнейших натурфилософских концепциях родилась догадка о том, что человек и космос находятся в неразрывной связи, что строение самого человека воспроизводит строение Вселенной.

Идея о том, что человек - это микрокосмос, который отражает в себе Универсум, оказалась укорененной в философии. Человек есть отражение, зеркало, символ, центр силы и разума мира. Человек - природное существо, но философы подчеркивают, что ссылка на природность не исчерпывает сущности человека. Философия показывает, как в естественной особи природного, обнаруживается духовное содержание, а затем раскрывает, как в органическом проступает нечто надприродное.

Человек в равной степени и микрокосмос, и макрокосмос. Он - один из феноменов природного круговорота вещей, часть природы. Он зависит от циклов природы, ее динамики. Жизнь человека издавна подчинена объективным законам природы.

Человек как микрокосмос есть природное создание. Положение о том, что человек есть микрокосмос, т.е. малый мир, связанный с большим миром выдвинул и развивал Демокрит. Он считал: во Вселенной всем управляет божественное начало, но сам человек тоже управляет неразумными животными. Так устроен и человек: одни его части, например разум, только управляют; другие, как сердце, и повинуются и управляют; третьи, как вожделение, повинуются. В человеке же следует искать и разгадку тайны бытия - микрокосмоса. Этой истине учили многие философы: в человеке есть все - от камня до Божества. Лишь микрокосмос в состоянии постичь макрокосмос. Но человек не соткан только из природного вещества, в нем есть психическое и духовное. Значит, человек - высокоразвитое живое существо, живая система. Космос представляет собой также очень сложное образование. У человека присутствует дар постижения Универсума, значит, можно сделать предположение, что человек космичен по самой своей природе, он обладает макрокосмичностью. Поэтому в современной философии человек трактуется не только как природное создание - «микрокосмос», а как существо, обладающее особой ролью в созидании мира. Человек понимается как специфическое космическое звено в грандиозном процессе развития мира.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что представляют собой ценности человеческого существования? Как называется раздел философии, изучающий ценности?

2.Назовите общемировые ценности человеческого бытия.

3.Приведите примеры различного понимания людьми смысла жизни. Чем они обусловлены?

4.Как трактуется смерть в философской антропологии?

5.Какова взаимосвязь человека и Космоса? Приведите примеры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76192. Космические технологии в земледелии 80 KB
  Земледелие - отрасли с.-х. производства, основанные на рациональном использовании земли с целью выращивания с.-х. культур. Полеводство, овощеводство, луговодство, лесоводство, винаградоводство и т.д. являются отраслями частного земледелия.
76193. Августин Блаженный 32.75 KB
  Августин жил на закате античности и является самым крупным раннехристианским мыслителем в трудах которого с предельной яркостью выразился переход от античного мировоззрения к средневековому.
76194. Дослідження космосу 24.52 KB
  Великий німецький філософ Іммануїл Кант зазначив одного разу, що є лише дві речі, гідні справжнього подиву і захоплення: зоряне небо з нас і моральний закон всередині нас. У давнину вважали: те й інше нерозривно пов’язані між собою.
76196. Transferuri de date si operatii oritmetice cu memorie 106.04 KB
  Forma Lagrange de interpolare polinomului arată caracterul liniar al polinomului de interpolare și unicitatea acestui polinom. De aceea, este de preferat în probe și argumente teoretice.
76198. Мінливий образ великого гетьмана: Б. Хмельницький у історіографічній спадщині 71.96 KB
  Керівник Хмельниччини — повстання проти панування шляхти в Україні, котре, переросло у загальну, очолену козацтвом, визвольну війну проти Речі Посполитої. Перший з козацьких ватажків, котрому офіційно було надано титул гетьмана.
76199. Історичні передумови виникнення християнства 135.5 KB
  Слово завіт означає договір союз Бога з обраним народом і всім людством. Відповідно ту частину в якій ідеться про союз Бога з іудейським народом називають Старим Завітом іудеї Танахом. У Новому Завіті йдеться про союз Бога з усім людством.
76200. Демократичні принципи правової організації та функціонування Верховної Ради України в системі органів державної влади 40 KB
  E тезах досліджуються принципи роботи Верховної Ради України, проблеми представництва інтересів громадян та порушення регламенту роботи парламенту, можливі способи відновлення довіри до ВРУ.