65894

ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Научная статья

Литература и библиотековедение

Серебряный век понятие многомерное. Оно включает в себя важнейшие категории и признаки периода конца ХIX начала ХХ века. Философско-эстетический Ренесанс синтез искусств религиозное творчество усиленный психологизм все эти понятия включены в контекст Серебряного века.

Русский

2014-08-09

52.5 KB

0 чел.

Ю. Г. Иншакова

ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

«Серебряный век» - понятие многомерное. Оно включает в себя важнейшие категории и признаки периода конца ХIX – начала ХХ века. Философско-эстетический Ренесанс,  синтез искусств, религиозное творчество, «усиленный психологизм» - все эти понятия включены в контекст Серебряного века. Осмысливая творчество как религиозное деяние, художники облекали свою мысль в форму, наиболее соответствующую мирочувствию эпохи. А. Белый: «искусство должно учить видеть вечное». Это «вечное» мыслилось в приобщении к высшей творящей силе, к тем энергиям, которые «необходимы для сверхъестественного преобразования мира» [1, с. 18].

Философское обоснование эпохи рубежа веков дало толчок к переосмыслению предшествующей культуры, развивавшейся, в основном в недрах христианства. Возвращаясь к истокам, исконным целям и задачам, художники постигали творчество как «боговдохновенное» дело, как теургию, а также как способность, возносящую человека над миром. Василий Великий писал: «подражание Христу в мире вочеловечения, сколько это сообразно со званием каждого», - вот что есть творчество [2, с. 54]. Серебряный век заимствует у христианства эту идею, сближает человека с Творцом и заставляет говорить его языком литургии, мыслить ее жанровыми категориями. В этом – одна из причин распространения литургических жанров.

Религиозность эпохи привела к тому, что практически у всех поэтов Серебряного века можно обнаружить молитвы, псалмы, духовные песни.

В лирике жанр молитвы классифицируется следующим образом:

  1.  Просительная молитва («испрашивание  потребного у Бога»). Примеры: К. Бальмонт «О, Господи, молю Тебя, приди…», В. Брюсов: «Облегчи нам страдания, Боже…», А. Блок: «Неведомому Богу».
  2.  Молитва – поиск (отмечена стремлением познать окружающий мир, разобраться в явлениях мира и самом себе, ответить на какие-либо вопросы). К. Бальмонт: «Зачем?», А. Блок: «Рожденные в года глухие…», Д. Мережковский «О, если бы душа…».
  3.  Благодарственная молитва (в ней поэт выражал благодарность Создателю за что-либо, чаще всего за дар жизни и творения). И.А. Бунин «За все Тебя, Господь, благодарю…», Д.С. Мережковский «О, Боже мой, благодарю…».

Все три вида молитвы могли выступать в форме монолога и диалога, содержать цитируемый материал (чаще всего из Библии, псалтыря), передавать различные чувства (от покаянного смирения до гнева). Высший вид молитвы – славословие в его жанровых разновидностях  стихир, гласов, икосов – отражал чувство огромной любви и признательности за все, совершаемое во Вселенной, в жизни земной и вечной. (К. Бальмонт «Страдание», Д. Мережковский «Бог», «Молчание»).

      Генетическая связь литературной молитвы с  молитвой религиозной, богослужебной, обнаруживается в контексте и структуре стиха, в связи с тем  можно утверждать, что обращение художников к данному жанру связано и с таким явлением, как память жанра.

Особой религиозностью в этом смысле отличалось творчество         Д. Мережковского и Вячеслава Иванова, чья личность также повлияла на выбор тем, идей, форм. У Вячеслава Иванова стихотворений, написанных в лирическом жанре, немного: они обычно включены в контекст какого-либо произведения. Так, в четвертой части мелопеи «Человек» (1915 г.) обнаруживаем следующие строки:

                                      Отчий Сын единородный,

                                      Утверди могилой связь,

                                      И в Твою мой дух свободный

                                      Облечется Ипостась.

                                                                    [3, Т.3, с. 18]

сопоставимы с православной молитвой, читаемой на воскресной службе, «Господь Вседержитель» и навеяны иконой Христа. «Человек - икона», - утверждает Вячеслав Иванов. Другие его стихотворения «Рождество», «Пещера», «И снова ты пред взором видящим…», «Как древний рай покрыла схима…»   представляют собой славословия по Рождеству и Пасхе. Эти два события у поэта сливаются в одно: тропарь пасхи («Смертию смерть поправ») и молитва по Рождеству («Слава в Вышних Богу, и на земле мир…»). В подобном совпадении нельзя не видеть влияния богослужебных песнопений и церковной литургической символики. В стихире на литургии на второй день Рождества Христова поется: «Днесь невидимое естество человеком от Девы совокупляется: днесь безмерное существо в Вифлееме пеленами обвивается: днесь Бог звездою волхвы в поклонение приводит, провозвещая свое тридневное погребение…» [4, с. 61].

Пещера Рождества, согласно стихире, есть образ пещеры погребения и провозвестие Воскресения. То же обнаруживаем у В. Иванова:

                                      Вифлеемская пещера,

                                      Новый гроб в скале – одно.

И далее:                         Родился Бог. Вершится в вышних Слава,

                                      И «Мир земли» расслышан в глубинах.

                                                                                     [3, Т.2, с. 440]

Теургическое понимание задач творчества было свойственно всем поэтам Серебряного века. Обращенности художников к жанрам генетически восходящим к литургии, способствовало еще одно немаловажное событие – «открытие иконы». Неожиданно для всех «черные доски» открыли свои совершенные линии и светлые, духоносные краски. Открытие иконы принесло в русскую поэзию и прозу той поры новые, по сравнению с ХIХ веком, темы, духовный смысл цветовой гармонии образа, облеченный в форму апокрифа, акафиста или канона. Так, в стихотворении «Андрей Рублев» (1916 г.) Н. Гумилев описывает структуру, морфологию иконописного лика, облекая содержание в форму апокрифа. Или стихотворение М. Волошина «Святой Серафим», по жанровым признакам примыкающее к циклу акафистов.

Конец ХIХ – начало ХХ века ознаменованы также повышенным интересом ученых, писателей, художников к мифологии, как к языческой славянской, так и античной, египетской, древневосточной. В творчестве поэтов возрождается в новой художественной обработке или переработке древнейшие мифы, наиболее распространенные мифологемы, символы, образы. Одним из самых популярных символов становится «древо мировое», или  космическое, надмирное древо, в котором воплощались древнейшие космогонические и космологические представления многих народов, начиная с  «бронзового века». Древо – это и сила,  и структура, упорядочивающая первобытный хаос, закрепляющая 3-хчастную иерархическую вертикаль: небо (невидимый мир, область пребывания богов, духов), земля (мир видимый), подземный мир (обиталище злых сил, нечистых духов). Древо мировое выступает также как «посредующее звено между макрокосмом и микрокосмом и является местом их пересечения» [1, с. 13]. Мифологема древа была очень популярна в славянской мифологии, в духовных стихах, апокрифах, стихирах. В памяти литургических жанров сохранилась символика древа, и в Серебряный век духовные гимны, акафисты и молитвы древу стали слагать Н. Гумилев, Вячеслав Иванов, С. Есенин. Так, гимн древу как символической модели Вселенной находим в «Ключах Марии» С. Есенина.

Понимание Пресвятой Богородицы как древа жизни в акафистных строках Н. Гумилева:

                                       «Лик Жены подобен раю,

                                       Обетованному Творцом.

                                       Нос – это древа ствол высокий;

                                       Две тонкие дуги бровей

                                       над ним раскинулись, широки,

                                       Изгибом пальмовых ветвей».

                                                                            [5, с. 252]

В икосе 7 православной литургии читаем: «Радуйся, древо светло-плодовитое, от него же питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, им же покрываются мнози » [4, с. 44].

Теургические формы и литургические жанры необходимы были поэтам Серебряного века и для того, чтобы отыскать Первообраз, который, говоря словами С. Есенина, «живет в молитве, в мире слов, похожих на вечно светящийся Фавор» [6, т. 5, с. 174]. Ссылаясь на изречение преподобного Макария Желтоводского  (ХV в.) («Выбирайте в молитвах своих такие слова, над которыми горит язык пламени Божий, в них есть спасение грешников и рай праведных» [6, т. 5, с. 162] ), имажинисты создают произведения, которые условно можно отнести к «космической литургии». Для  С. Есенина природа – храм, а, значит, и для нее можно слагать молитвы, псалмы, песнопения. В начале Всенощной, или вечери, читается 103-й псалом, называемый предначинательным. И вот у Есенина читаем:

                                      У лесного аналоя

                                      Воробей псалтырь читает.

                                                             [6, т. 1, с. 95]

В конце вечерни совершается особое моление – лития, которое происходит в притворе храма, среди верующих; эта молитва выходит из храма, расширяет поле своего действия, и у поэта мы читаем: «Мир вам рощи, луг и липы…»  [6, т. 1, с. 126].

Своеобразная литургия совершается повсюду. Молитва человека органически входит в эту всеобщую «космическую» молитву, сливаясь в единстве: «Господи, помилуй». Природа воцерковлена, и ей должно молиться («Я, странник убогий, молюсь в синеву» [6, т.1,         с. 93]), должно посвящать псалмы:

                                      Вижу Тебя из окошка,

                                      Зиждитель щедрый,

                                      Ризою над землею,

                                      Свесивший небеса.

                                                      [6, т.2, с. 46]

В этом четверостишии особенно ярко выражена мысль о всеприсутствии Творца в своем творении. Эти строки сопоставимы со 101 псалмом: «…небеса – дело Твоих рук… и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся» [Пс. 101, с. 26 - 27]. Поэтому в них заключен и эсхатологический смысл: в конце веков эти видимые небеса разрушатся и растают, и воссияют новое небо и новая земля [2].

Природе, русской земле, по мнению поэта, можно совершить ектению. В творчество Есенина входят требы – молебны, панихиды, духовные песнопения:

                                      Осанна в вышних:

                                      О, Русь, Приснодева,

                                      Поправшая смерть!

                                                     [6, Т.2, с. 37]

Подобные модификационные структуры были свойственны не только имажинистам. Жанровые модификации классических апокрифов, стихир, акафистов можно обнаружить практически у всех поэтов Серебряного века. Так,  например, модификация молитвы есть у       А.М. Федорова («Молитва к поэзии»), Д. Мережковского («Молитва о крыльях»), З. Гиппиус («О другом», «Христу») и т.д. Идеи, заложенные в литературной молитве, переосмысливаются,  Стихотворение наполняется иным содержанием, не связанным с прямым обращением к Богу. В самой структуре произведения (в ритмическом рисунке, например) заложен оксюморон. Так,  в стихотворении З. Гиппиус «О другом» (1901 г.) уже само название указывает на модификацию. При беглом прочтении может показаться, что  перед нами просительная молитва. Однако «мое хотенье» (или произволенье) у автора оказывается важнее, нежели любовь к Богу и желание ближнего («другого»). Разностопный ямб создает впечатление метущейся души: от света к тьме и от любви к нелюбви.

Или другой пример – стихотворение А. Блока «Ты отошла, и я в пустыне» (1907 г.) В структурной основе произведения содержится намек на Евангельский сюжет о предании и воскресении Христа. Однако автору важнее, в данном случае, передать не религиозный сюжет, а переживания лирического героя. Пародийность появляется в сравнении лирического героя с «не воскреснувшим»  Сыном Божиим, а любимой женщины – с Галилеей, оставившей в муках Христа.

Подобные жанровые модификации вовсе не отвергают и не отрицают каноническую молитву. Они лишь указывают на возможность развития модификационных структур, которые, как известно, появляются в периоды культурного слома. Одним из таких периодов и был рубеж XIXXX веков.

Итак, на примерах можно увидеть, что в поэзии Серебряного века литургические жанры занимают далеко не последнее место. Их наличие – следствие комплекса причин: социокультурных, исторических, жанрово-эстетических, индивидуальных. Жанры православной литургии (стихиры, тропари, кондаки, икосы, апокрифы) были менее употребительны, нежели общехристианские молитвы, псалмы, духовные песни, однако все они включались в сборники, стихотворные тексты, отвечая в целом религиозно-мистическому настроению эпохи.

1.  Поэзия небес. Бог и человек в русской классической поэзии XVIIIXX веков.

С.-П.: Библия для всех, 2002

2. Дьяченко Г., протоиерей. Полный церковно-славянский словарь.  М., 1900

3. Иванов В. Собрание сочинений. Т. 1-4.  Брюссель, 1987

4.  Православный молитвослов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997

5.  Гумилев Н. Стихи. Письма о русской поэзии.  М., 1989

6.  Есенин С.А. Собрание сочинений: В 6 т.  М., 1980.

7. Акафистник. Т.1-2. М., 1992

 

                                      

 

94


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20548. Понятие оптимизации. Постановка задачи оптимизации. Примеры 98 KB
  Методы оптимизации находят широкое применение при решении задач управления сложными техническими системами широко применяются в космонавтике машиностроении и других отраслях промышленности существующие методы управления и построения систем управления в основном решают одномерные задачи и нашли широкое применение при исследовании устойчивости систем описываемых линейными уравнениями с постоянными коэффициентами и т. Основу современной теории управления составляют математическое описание объекта или системы. Вектор Управления u как и фазовый...
20549. Необходимые условия экстремума функций одной и нескольких переменных 58 KB
  Рассмотрим функцию fx она задана на интервале [x1x2] и в точке x0 достигает максимума это означает что в окрестности этой точке значение этой функции будут меньше чем в точке x0 т. приращение функции: для любых стремящихся к 0 В точке x фция fx достигает минимума и во всех ближайших точках значение функции будет больше чем в точке x и приращение функции здесь будет для всех В точках экстремума функции касательная параллельная оси Х и ее угловой коэффициент равен 0 т. Составить первую производную от функции2. исследовать...
20550. Линейное программирование, Постановка задачи 25 KB
  Значительное число плановых производственных задач содержит критерий оптимальности в виде линейной функции независимых переменных. Критерий оптимальности в данном случае записывается в виде некоторой линейной формы. На переменную xj накладываются ограничения различного вида имеющую форму равенств и неравенств Совокупность независимых переменных xj Обеспечивающий минимум или максимум линейной формы F и удовлетворяющий приведенным соотношениям и составляет предмет линейного программирования.
20551. Симплексный метод решения задач линейного программирования 102.5 KB
  Запишем систему уравнений 5 в векторной форме: 6 где Aj B – вектор a элемент матрицы 1. Таким образом нулевые значения переменных удовлетворяют6 Векторы Аjj=n1nmможет служить базисом в mмерном пространстве. Любой небазисный вектор можно разложить по векторам базиса. Разложим некий небазисный вектор Ak по векторам базиса: Умножим 8 на положительную константу и вычтем 8 из 7 произвольная величина ее можно выбрать настолько малой что независимо от значения выражение в скобках будет всегда больше нуля так как 0...
20552. Нелинейное программирование. Постановка задачи. Представление целевой функции и ограничений линиями уровня. Пример 32 KB
  Представление целевой функции и ограничений линиями уровня. Задачи нелинейного программирования формируются следующим образом требуется найти значения вектора х удовлетворяющего равенству 1 или неравенству2 и обеспечивающих максимум или минимум целевой функции fx. Найдем минимум целевой функции f0x1x2=x1x2 стремиться к минимуму. лежит внутри квадрата а значения целевой функции в этой точке минимальны.
20553. Безградиентные методы детерминированного поиска. Метод поиска экстремума методом локализации экстремума 27 KB
  Они основаны на сравнении самих значений целевой функции. Если значение целевой функции в следующем шаге потока чем в предыдущем то шаг считается удачным если наоборот то не удачным и выбирается следующий шаг который дал бы удачный результат. Прежде чем рассмотреть многомерные задачи поиска рассмотрим методы поиска экстремума функции одной переменной. Метод локализации экстремума функции.
20554. Условный экстремум функции. Постановка задачи. Вывод функции Лагранжа 120 KB
  Переменные целевой функции f0xmin 1 Где x – nмерный вектор независимых переменных: x=x1x2xn могут быть наложены ограничения различного вида Ограничения в форме равенства 2 называется уравнениями связи. Рассмотрим задачу о минимуме f0x при наличии уравнения связи fx=0. Уравнение связи на плоскости представляются в виде линий пересечения. она лежит на линии fx=0 удовлетворяет уравнению связи и расположена ближе всех к точке x где x точка минимума целевой функции.
20555. Метод сканирования 32.5 KB
  Метод сканирования заключается в последовательном просмотре значений критерия оптимальности в ряде точек принадлежащих области изменения независимых переменных и нахождения среди этих точек такой в которой критерий оптимальности имеет минимальное максимальное значение. Точность метода естественно определяется тем насколько €œгусто€ располагаются выбранные точки в допустимой области изменения независимых переменных. Основным достоинством этого метода является то что при его использовании с достаточно малым шагом изменения по каждой из...
20556. Градиентные методы. Свойства градиента 42 KB
  При движении в направлении градиента мы приходим к максимуму функции при движении в обратном направлении антиградиента приходим к минимуму функции. Для поиска минимума целевой функции Rx задается начальная точка поиска x0 то есть 1 x0 задается значение переменных вектора х. 2 В начальной точке поиска x0 вычисляется градиент целевой функции его проекции то есть частные производные целевой функции по каждой переменной: 3 В направлении Антиградиента целевой функции производиться шаг и вычисляется значение переменной следующей точки...