65894

ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Научная статья

Литература и библиотековедение

Серебряный век понятие многомерное. Оно включает в себя важнейшие категории и признаки периода конца ХIX начала ХХ века. Философско-эстетический Ренесанс синтез искусств религиозное творчество усиленный психологизм все эти понятия включены в контекст Серебряного века.

Русский

2014-08-09

52.5 KB

1 чел.

Ю. Г. Иншакова

ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

«Серебряный век» - понятие многомерное. Оно включает в себя важнейшие категории и признаки периода конца ХIX – начала ХХ века. Философско-эстетический Ренесанс,  синтез искусств, религиозное творчество, «усиленный психологизм» - все эти понятия включены в контекст Серебряного века. Осмысливая творчество как религиозное деяние, художники облекали свою мысль в форму, наиболее соответствующую мирочувствию эпохи. А. Белый: «искусство должно учить видеть вечное». Это «вечное» мыслилось в приобщении к высшей творящей силе, к тем энергиям, которые «необходимы для сверхъестественного преобразования мира» [1, с. 18].

Философское обоснование эпохи рубежа веков дало толчок к переосмыслению предшествующей культуры, развивавшейся, в основном в недрах христианства. Возвращаясь к истокам, исконным целям и задачам, художники постигали творчество как «боговдохновенное» дело, как теургию, а также как способность, возносящую человека над миром. Василий Великий писал: «подражание Христу в мире вочеловечения, сколько это сообразно со званием каждого», - вот что есть творчество [2, с. 54]. Серебряный век заимствует у христианства эту идею, сближает человека с Творцом и заставляет говорить его языком литургии, мыслить ее жанровыми категориями. В этом – одна из причин распространения литургических жанров.

Религиозность эпохи привела к тому, что практически у всех поэтов Серебряного века можно обнаружить молитвы, псалмы, духовные песни.

В лирике жанр молитвы классифицируется следующим образом:

  1.  Просительная молитва («испрашивание  потребного у Бога»). Примеры: К. Бальмонт «О, Господи, молю Тебя, приди…», В. Брюсов: «Облегчи нам страдания, Боже…», А. Блок: «Неведомому Богу».
  2.  Молитва – поиск (отмечена стремлением познать окружающий мир, разобраться в явлениях мира и самом себе, ответить на какие-либо вопросы). К. Бальмонт: «Зачем?», А. Блок: «Рожденные в года глухие…», Д. Мережковский «О, если бы душа…».
  3.  Благодарственная молитва (в ней поэт выражал благодарность Создателю за что-либо, чаще всего за дар жизни и творения). И.А. Бунин «За все Тебя, Господь, благодарю…», Д.С. Мережковский «О, Боже мой, благодарю…».

Все три вида молитвы могли выступать в форме монолога и диалога, содержать цитируемый материал (чаще всего из Библии, псалтыря), передавать различные чувства (от покаянного смирения до гнева). Высший вид молитвы – славословие в его жанровых разновидностях  стихир, гласов, икосов – отражал чувство огромной любви и признательности за все, совершаемое во Вселенной, в жизни земной и вечной. (К. Бальмонт «Страдание», Д. Мережковский «Бог», «Молчание»).

      Генетическая связь литературной молитвы с  молитвой религиозной, богослужебной, обнаруживается в контексте и структуре стиха, в связи с тем  можно утверждать, что обращение художников к данному жанру связано и с таким явлением, как память жанра.

Особой религиозностью в этом смысле отличалось творчество         Д. Мережковского и Вячеслава Иванова, чья личность также повлияла на выбор тем, идей, форм. У Вячеслава Иванова стихотворений, написанных в лирическом жанре, немного: они обычно включены в контекст какого-либо произведения. Так, в четвертой части мелопеи «Человек» (1915 г.) обнаруживаем следующие строки:

                                      Отчий Сын единородный,

                                      Утверди могилой связь,

                                      И в Твою мой дух свободный

                                      Облечется Ипостась.

                                                                    [3, Т.3, с. 18]

сопоставимы с православной молитвой, читаемой на воскресной службе, «Господь Вседержитель» и навеяны иконой Христа. «Человек - икона», - утверждает Вячеслав Иванов. Другие его стихотворения «Рождество», «Пещера», «И снова ты пред взором видящим…», «Как древний рай покрыла схима…»   представляют собой славословия по Рождеству и Пасхе. Эти два события у поэта сливаются в одно: тропарь пасхи («Смертию смерть поправ») и молитва по Рождеству («Слава в Вышних Богу, и на земле мир…»). В подобном совпадении нельзя не видеть влияния богослужебных песнопений и церковной литургической символики. В стихире на литургии на второй день Рождества Христова поется: «Днесь невидимое естество человеком от Девы совокупляется: днесь безмерное существо в Вифлееме пеленами обвивается: днесь Бог звездою волхвы в поклонение приводит, провозвещая свое тридневное погребение…» [4, с. 61].

Пещера Рождества, согласно стихире, есть образ пещеры погребения и провозвестие Воскресения. То же обнаруживаем у В. Иванова:

                                      Вифлеемская пещера,

                                      Новый гроб в скале – одно.

И далее:                         Родился Бог. Вершится в вышних Слава,

                                      И «Мир земли» расслышан в глубинах.

                                                                                     [3, Т.2, с. 440]

Теургическое понимание задач творчества было свойственно всем поэтам Серебряного века. Обращенности художников к жанрам генетически восходящим к литургии, способствовало еще одно немаловажное событие – «открытие иконы». Неожиданно для всех «черные доски» открыли свои совершенные линии и светлые, духоносные краски. Открытие иконы принесло в русскую поэзию и прозу той поры новые, по сравнению с ХIХ веком, темы, духовный смысл цветовой гармонии образа, облеченный в форму апокрифа, акафиста или канона. Так, в стихотворении «Андрей Рублев» (1916 г.) Н. Гумилев описывает структуру, морфологию иконописного лика, облекая содержание в форму апокрифа. Или стихотворение М. Волошина «Святой Серафим», по жанровым признакам примыкающее к циклу акафистов.

Конец ХIХ – начало ХХ века ознаменованы также повышенным интересом ученых, писателей, художников к мифологии, как к языческой славянской, так и античной, египетской, древневосточной. В творчестве поэтов возрождается в новой художественной обработке или переработке древнейшие мифы, наиболее распространенные мифологемы, символы, образы. Одним из самых популярных символов становится «древо мировое», или  космическое, надмирное древо, в котором воплощались древнейшие космогонические и космологические представления многих народов, начиная с  «бронзового века». Древо – это и сила,  и структура, упорядочивающая первобытный хаос, закрепляющая 3-хчастную иерархическую вертикаль: небо (невидимый мир, область пребывания богов, духов), земля (мир видимый), подземный мир (обиталище злых сил, нечистых духов). Древо мировое выступает также как «посредующее звено между макрокосмом и микрокосмом и является местом их пересечения» [1, с. 13]. Мифологема древа была очень популярна в славянской мифологии, в духовных стихах, апокрифах, стихирах. В памяти литургических жанров сохранилась символика древа, и в Серебряный век духовные гимны, акафисты и молитвы древу стали слагать Н. Гумилев, Вячеслав Иванов, С. Есенин. Так, гимн древу как символической модели Вселенной находим в «Ключах Марии» С. Есенина.

Понимание Пресвятой Богородицы как древа жизни в акафистных строках Н. Гумилева:

                                       «Лик Жены подобен раю,

                                       Обетованному Творцом.

                                       Нос – это древа ствол высокий;

                                       Две тонкие дуги бровей

                                       над ним раскинулись, широки,

                                       Изгибом пальмовых ветвей».

                                                                            [5, с. 252]

В икосе 7 православной литургии читаем: «Радуйся, древо светло-плодовитое, от него же питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, им же покрываются мнози » [4, с. 44].

Теургические формы и литургические жанры необходимы были поэтам Серебряного века и для того, чтобы отыскать Первообраз, который, говоря словами С. Есенина, «живет в молитве, в мире слов, похожих на вечно светящийся Фавор» [6, т. 5, с. 174]. Ссылаясь на изречение преподобного Макария Желтоводского  (ХV в.) («Выбирайте в молитвах своих такие слова, над которыми горит язык пламени Божий, в них есть спасение грешников и рай праведных» [6, т. 5, с. 162] ), имажинисты создают произведения, которые условно можно отнести к «космической литургии». Для  С. Есенина природа – храм, а, значит, и для нее можно слагать молитвы, псалмы, песнопения. В начале Всенощной, или вечери, читается 103-й псалом, называемый предначинательным. И вот у Есенина читаем:

                                      У лесного аналоя

                                      Воробей псалтырь читает.

                                                             [6, т. 1, с. 95]

В конце вечерни совершается особое моление – лития, которое происходит в притворе храма, среди верующих; эта молитва выходит из храма, расширяет поле своего действия, и у поэта мы читаем: «Мир вам рощи, луг и липы…»  [6, т. 1, с. 126].

Своеобразная литургия совершается повсюду. Молитва человека органически входит в эту всеобщую «космическую» молитву, сливаясь в единстве: «Господи, помилуй». Природа воцерковлена, и ей должно молиться («Я, странник убогий, молюсь в синеву» [6, т.1,         с. 93]), должно посвящать псалмы:

                                      Вижу Тебя из окошка,

                                      Зиждитель щедрый,

                                      Ризою над землею,

                                      Свесивший небеса.

                                                      [6, т.2, с. 46]

В этом четверостишии особенно ярко выражена мысль о всеприсутствии Творца в своем творении. Эти строки сопоставимы со 101 псалмом: «…небеса – дело Твоих рук… и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся» [Пс. 101, с. 26 - 27]. Поэтому в них заключен и эсхатологический смысл: в конце веков эти видимые небеса разрушатся и растают, и воссияют новое небо и новая земля [2].

Природе, русской земле, по мнению поэта, можно совершить ектению. В творчество Есенина входят требы – молебны, панихиды, духовные песнопения:

                                      Осанна в вышних:

                                      О, Русь, Приснодева,

                                      Поправшая смерть!

                                                     [6, Т.2, с. 37]

Подобные модификационные структуры были свойственны не только имажинистам. Жанровые модификации классических апокрифов, стихир, акафистов можно обнаружить практически у всех поэтов Серебряного века. Так,  например, модификация молитвы есть у       А.М. Федорова («Молитва к поэзии»), Д. Мережковского («Молитва о крыльях»), З. Гиппиус («О другом», «Христу») и т.д. Идеи, заложенные в литературной молитве, переосмысливаются,  Стихотворение наполняется иным содержанием, не связанным с прямым обращением к Богу. В самой структуре произведения (в ритмическом рисунке, например) заложен оксюморон. Так,  в стихотворении З. Гиппиус «О другом» (1901 г.) уже само название указывает на модификацию. При беглом прочтении может показаться, что  перед нами просительная молитва. Однако «мое хотенье» (или произволенье) у автора оказывается важнее, нежели любовь к Богу и желание ближнего («другого»). Разностопный ямб создает впечатление метущейся души: от света к тьме и от любви к нелюбви.

Или другой пример – стихотворение А. Блока «Ты отошла, и я в пустыне» (1907 г.) В структурной основе произведения содержится намек на Евангельский сюжет о предании и воскресении Христа. Однако автору важнее, в данном случае, передать не религиозный сюжет, а переживания лирического героя. Пародийность появляется в сравнении лирического героя с «не воскреснувшим»  Сыном Божиим, а любимой женщины – с Галилеей, оставившей в муках Христа.

Подобные жанровые модификации вовсе не отвергают и не отрицают каноническую молитву. Они лишь указывают на возможность развития модификационных структур, которые, как известно, появляются в периоды культурного слома. Одним из таких периодов и был рубеж XIXXX веков.

Итак, на примерах можно увидеть, что в поэзии Серебряного века литургические жанры занимают далеко не последнее место. Их наличие – следствие комплекса причин: социокультурных, исторических, жанрово-эстетических, индивидуальных. Жанры православной литургии (стихиры, тропари, кондаки, икосы, апокрифы) были менее употребительны, нежели общехристианские молитвы, псалмы, духовные песни, однако все они включались в сборники, стихотворные тексты, отвечая в целом религиозно-мистическому настроению эпохи.

1.  Поэзия небес. Бог и человек в русской классической поэзии XVIIIXX веков.

С.-П.: Библия для всех, 2002

2. Дьяченко Г., протоиерей. Полный церковно-славянский словарь.  М., 1900

3. Иванов В. Собрание сочинений. Т. 1-4.  Брюссель, 1987

4.  Православный молитвослов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997

5.  Гумилев Н. Стихи. Письма о русской поэзии.  М., 1989

6.  Есенин С.А. Собрание сочинений: В 6 т.  М., 1980.

7. Акафистник. Т.1-2. М., 1992

 

                                      

 

94


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81308. Марксизм о государстве и праве 35.44 KB
  Именно поэтому в этот период появляются такие направления философии марксизм который ставит перед собой задачу исследовать действительность открыть ее законы понять и объяснить жизнь общества Рассматривая марксистское учение о государстве и праве необходимо прежде всего подчеркнуть что марксистская концепция происхождения государства и права опирается на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии на классовую трактовку государства и права. Марксистская теория происхождения государства наиболее полно...
81309. Особи, які беруть участь у виконавчому провадженні та залучаються до проведення виконавчих дій 28.53 KB
  До учасників виконавчого провадження належать сторони виконавчого провадження тобто стягувач та боржник представники сторін органи державної влади та місцевого самоврядування. Сторони є головними та обовязковими учасниками виконавчого провадження що мають особисту заінтересованість у наслідках виконавчих дій. Сторонами виконавчого провадження є стягувач і боржник. У Законі Про виконавче провадження ст.
81310. Особи, які сприяють вчиненню виконавчого провадження, їх права та обов’язки 28.86 KB
  Експерт або спеціаліст зобовязаний надати письмовий висновок, а суб\'єкт оціночної діяльності - субєкт господарювання - письмовий звіт з питань, що містяться в постанові державного виконавця, а також надати усні рекомендації щодо дій, які виконуються за його присутності.
81311. Представництво у виконавчому провадженні. Повноваження представника та їх оформлення 26.09 KB
  Особиста участь фізичної особи у виконавчому провадженні не позбавляє її права мати представника крім випадку коли боржник згідно з рішенням зобовязаний вчинити певні дії особисто. Неповнолітні та особи визнані судом недієздатними реалізують свої права та виконують обовязки повязані з виконавчим провадженням відповідно до вимог закону. Участь юридичних осіб у виконавчому провадженні здійснюється їх керівниками чи органами посадовими особами які діють у межах повноважень наданих їм законом або через представників юридичної особи....
81312. Поняття, види, зміст і форма виконавчого документа 28.75 KB
  Відповідно до цього Закону підлягають виконанню державною виконавчою службою такі виконавчі документи: виконавчі листи що видаються судами і накази господарських судів у тому числі на підставі рішень третейського суду та рішень Міжнародного комерційного арбітражного суду при Торговопромисловій палаті і Морської арбітражної комісії при Торговопромисловій палаті...
81313. Стадії виконавчого провадження. Відкриття виконавчого провадження 36.12 KB
  Відкриття виконавчого провадження. Процес виконавчого провадження завжди складається із послідовності дій державного виконавця від відкриття виконавчого провадження до його закінчення. Перша стадія виконавчого провадження.
81314. Органи і посадові особи, які здійснюють виконавче провадження 26.83 KB
  Примусове виконання рішень покладається на державну виконавчу службу яка входить до системи органів Міністерства юстиції України. Примусове виконання рішень здійснюють державні виконавці визначені Законом України Про державну виконавчу службу далі державні виконавці. За наявності обставин що ускладнюють виконання рішення або у разі виконання зведеного виконавчого провадження у встановленому Міністерством юстиції України порядку можуть утворюватися виконавчі групи до складу яких включаються державні виконавці одного або кількох органів...
81315. Підстави для відкриття виконавчого провадження. Вимоги до виконавчого документа 26.92 KB
  У заяві про відкриття виконавчого провадження стягувач вправі зазначити відомості що ідентифікують боржника чи можуть сприяти примусовому виконанню рішення рахунок боржника місце роботи чи отримання ним інших доходів місцезнаходження його майна тощо а також шляхи отримання ним коштів стягнутих з боржника. У заяві про відкриття виконавчого провадження щодо виконання рішення про майнове стягнення стягувач має право просити державного виконавця накласти арешт на майно та кошти боржника та оголосити заборону на його відчуження. У...
81316. Відводи державного виконавця, експерта, спеціаліста, перекладача, суб’єкта оціночної діяльності - суб’єкта господарювання 25.8 KB
  Державний виконавець, експерт, спеціаліст, оцінювач, перекладач не можуть брати участі у виконавчому провадженні і підлягають відводу, якщо вони є близькими родичами сторін, їх представників або інших осіб, які беруть участь у виконавчому провадженні, або заінтересовані в результаті виконання рішення, або є інші обставини, що викликають сумнів у їх неупередженості.