65894

ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Научная статья

Литература и библиотековедение

Серебряный век понятие многомерное. Оно включает в себя важнейшие категории и признаки периода конца ХIX начала ХХ века. Философско-эстетический Ренесанс синтез искусств религиозное творчество усиленный психологизм все эти понятия включены в контекст Серебряного века.

Русский

2014-08-09

52.5 KB

0 чел.

Ю. Г. Иншакова

ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

«Серебряный век» - понятие многомерное. Оно включает в себя важнейшие категории и признаки периода конца ХIX – начала ХХ века. Философско-эстетический Ренесанс,  синтез искусств, религиозное творчество, «усиленный психологизм» - все эти понятия включены в контекст Серебряного века. Осмысливая творчество как религиозное деяние, художники облекали свою мысль в форму, наиболее соответствующую мирочувствию эпохи. А. Белый: «искусство должно учить видеть вечное». Это «вечное» мыслилось в приобщении к высшей творящей силе, к тем энергиям, которые «необходимы для сверхъестественного преобразования мира» [1, с. 18].

Философское обоснование эпохи рубежа веков дало толчок к переосмыслению предшествующей культуры, развивавшейся, в основном в недрах христианства. Возвращаясь к истокам, исконным целям и задачам, художники постигали творчество как «боговдохновенное» дело, как теургию, а также как способность, возносящую человека над миром. Василий Великий писал: «подражание Христу в мире вочеловечения, сколько это сообразно со званием каждого», - вот что есть творчество [2, с. 54]. Серебряный век заимствует у христианства эту идею, сближает человека с Творцом и заставляет говорить его языком литургии, мыслить ее жанровыми категориями. В этом – одна из причин распространения литургических жанров.

Религиозность эпохи привела к тому, что практически у всех поэтов Серебряного века можно обнаружить молитвы, псалмы, духовные песни.

В лирике жанр молитвы классифицируется следующим образом:

  1.  Просительная молитва («испрашивание  потребного у Бога»). Примеры: К. Бальмонт «О, Господи, молю Тебя, приди…», В. Брюсов: «Облегчи нам страдания, Боже…», А. Блок: «Неведомому Богу».
  2.  Молитва – поиск (отмечена стремлением познать окружающий мир, разобраться в явлениях мира и самом себе, ответить на какие-либо вопросы). К. Бальмонт: «Зачем?», А. Блок: «Рожденные в года глухие…», Д. Мережковский «О, если бы душа…».
  3.  Благодарственная молитва (в ней поэт выражал благодарность Создателю за что-либо, чаще всего за дар жизни и творения). И.А. Бунин «За все Тебя, Господь, благодарю…», Д.С. Мережковский «О, Боже мой, благодарю…».

Все три вида молитвы могли выступать в форме монолога и диалога, содержать цитируемый материал (чаще всего из Библии, псалтыря), передавать различные чувства (от покаянного смирения до гнева). Высший вид молитвы – славословие в его жанровых разновидностях  стихир, гласов, икосов – отражал чувство огромной любви и признательности за все, совершаемое во Вселенной, в жизни земной и вечной. (К. Бальмонт «Страдание», Д. Мережковский «Бог», «Молчание»).

      Генетическая связь литературной молитвы с  молитвой религиозной, богослужебной, обнаруживается в контексте и структуре стиха, в связи с тем  можно утверждать, что обращение художников к данному жанру связано и с таким явлением, как память жанра.

Особой религиозностью в этом смысле отличалось творчество         Д. Мережковского и Вячеслава Иванова, чья личность также повлияла на выбор тем, идей, форм. У Вячеслава Иванова стихотворений, написанных в лирическом жанре, немного: они обычно включены в контекст какого-либо произведения. Так, в четвертой части мелопеи «Человек» (1915 г.) обнаруживаем следующие строки:

                                      Отчий Сын единородный,

                                      Утверди могилой связь,

                                      И в Твою мой дух свободный

                                      Облечется Ипостась.

                                                                    [3, Т.3, с. 18]

сопоставимы с православной молитвой, читаемой на воскресной службе, «Господь Вседержитель» и навеяны иконой Христа. «Человек - икона», - утверждает Вячеслав Иванов. Другие его стихотворения «Рождество», «Пещера», «И снова ты пред взором видящим…», «Как древний рай покрыла схима…»   представляют собой славословия по Рождеству и Пасхе. Эти два события у поэта сливаются в одно: тропарь пасхи («Смертию смерть поправ») и молитва по Рождеству («Слава в Вышних Богу, и на земле мир…»). В подобном совпадении нельзя не видеть влияния богослужебных песнопений и церковной литургической символики. В стихире на литургии на второй день Рождества Христова поется: «Днесь невидимое естество человеком от Девы совокупляется: днесь безмерное существо в Вифлееме пеленами обвивается: днесь Бог звездою волхвы в поклонение приводит, провозвещая свое тридневное погребение…» [4, с. 61].

Пещера Рождества, согласно стихире, есть образ пещеры погребения и провозвестие Воскресения. То же обнаруживаем у В. Иванова:

                                      Вифлеемская пещера,

                                      Новый гроб в скале – одно.

И далее:                         Родился Бог. Вершится в вышних Слава,

                                      И «Мир земли» расслышан в глубинах.

                                                                                     [3, Т.2, с. 440]

Теургическое понимание задач творчества было свойственно всем поэтам Серебряного века. Обращенности художников к жанрам генетически восходящим к литургии, способствовало еще одно немаловажное событие – «открытие иконы». Неожиданно для всех «черные доски» открыли свои совершенные линии и светлые, духоносные краски. Открытие иконы принесло в русскую поэзию и прозу той поры новые, по сравнению с ХIХ веком, темы, духовный смысл цветовой гармонии образа, облеченный в форму апокрифа, акафиста или канона. Так, в стихотворении «Андрей Рублев» (1916 г.) Н. Гумилев описывает структуру, морфологию иконописного лика, облекая содержание в форму апокрифа. Или стихотворение М. Волошина «Святой Серафим», по жанровым признакам примыкающее к циклу акафистов.

Конец ХIХ – начало ХХ века ознаменованы также повышенным интересом ученых, писателей, художников к мифологии, как к языческой славянской, так и античной, египетской, древневосточной. В творчестве поэтов возрождается в новой художественной обработке или переработке древнейшие мифы, наиболее распространенные мифологемы, символы, образы. Одним из самых популярных символов становится «древо мировое», или  космическое, надмирное древо, в котором воплощались древнейшие космогонические и космологические представления многих народов, начиная с  «бронзового века». Древо – это и сила,  и структура, упорядочивающая первобытный хаос, закрепляющая 3-хчастную иерархическую вертикаль: небо (невидимый мир, область пребывания богов, духов), земля (мир видимый), подземный мир (обиталище злых сил, нечистых духов). Древо мировое выступает также как «посредующее звено между макрокосмом и микрокосмом и является местом их пересечения» [1, с. 13]. Мифологема древа была очень популярна в славянской мифологии, в духовных стихах, апокрифах, стихирах. В памяти литургических жанров сохранилась символика древа, и в Серебряный век духовные гимны, акафисты и молитвы древу стали слагать Н. Гумилев, Вячеслав Иванов, С. Есенин. Так, гимн древу как символической модели Вселенной находим в «Ключах Марии» С. Есенина.

Понимание Пресвятой Богородицы как древа жизни в акафистных строках Н. Гумилева:

                                       «Лик Жены подобен раю,

                                       Обетованному Творцом.

                                       Нос – это древа ствол высокий;

                                       Две тонкие дуги бровей

                                       над ним раскинулись, широки,

                                       Изгибом пальмовых ветвей».

                                                                            [5, с. 252]

В икосе 7 православной литургии читаем: «Радуйся, древо светло-плодовитое, от него же питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, им же покрываются мнози » [4, с. 44].

Теургические формы и литургические жанры необходимы были поэтам Серебряного века и для того, чтобы отыскать Первообраз, который, говоря словами С. Есенина, «живет в молитве, в мире слов, похожих на вечно светящийся Фавор» [6, т. 5, с. 174]. Ссылаясь на изречение преподобного Макария Желтоводского  (ХV в.) («Выбирайте в молитвах своих такие слова, над которыми горит язык пламени Божий, в них есть спасение грешников и рай праведных» [6, т. 5, с. 162] ), имажинисты создают произведения, которые условно можно отнести к «космической литургии». Для  С. Есенина природа – храм, а, значит, и для нее можно слагать молитвы, псалмы, песнопения. В начале Всенощной, или вечери, читается 103-й псалом, называемый предначинательным. И вот у Есенина читаем:

                                      У лесного аналоя

                                      Воробей псалтырь читает.

                                                             [6, т. 1, с. 95]

В конце вечерни совершается особое моление – лития, которое происходит в притворе храма, среди верующих; эта молитва выходит из храма, расширяет поле своего действия, и у поэта мы читаем: «Мир вам рощи, луг и липы…»  [6, т. 1, с. 126].

Своеобразная литургия совершается повсюду. Молитва человека органически входит в эту всеобщую «космическую» молитву, сливаясь в единстве: «Господи, помилуй». Природа воцерковлена, и ей должно молиться («Я, странник убогий, молюсь в синеву» [6, т.1,         с. 93]), должно посвящать псалмы:

                                      Вижу Тебя из окошка,

                                      Зиждитель щедрый,

                                      Ризою над землею,

                                      Свесивший небеса.

                                                      [6, т.2, с. 46]

В этом четверостишии особенно ярко выражена мысль о всеприсутствии Творца в своем творении. Эти строки сопоставимы со 101 псалмом: «…небеса – дело Твоих рук… и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся» [Пс. 101, с. 26 - 27]. Поэтому в них заключен и эсхатологический смысл: в конце веков эти видимые небеса разрушатся и растают, и воссияют новое небо и новая земля [2].

Природе, русской земле, по мнению поэта, можно совершить ектению. В творчество Есенина входят требы – молебны, панихиды, духовные песнопения:

                                      Осанна в вышних:

                                      О, Русь, Приснодева,

                                      Поправшая смерть!

                                                     [6, Т.2, с. 37]

Подобные модификационные структуры были свойственны не только имажинистам. Жанровые модификации классических апокрифов, стихир, акафистов можно обнаружить практически у всех поэтов Серебряного века. Так,  например, модификация молитвы есть у       А.М. Федорова («Молитва к поэзии»), Д. Мережковского («Молитва о крыльях»), З. Гиппиус («О другом», «Христу») и т.д. Идеи, заложенные в литературной молитве, переосмысливаются,  Стихотворение наполняется иным содержанием, не связанным с прямым обращением к Богу. В самой структуре произведения (в ритмическом рисунке, например) заложен оксюморон. Так,  в стихотворении З. Гиппиус «О другом» (1901 г.) уже само название указывает на модификацию. При беглом прочтении может показаться, что  перед нами просительная молитва. Однако «мое хотенье» (или произволенье) у автора оказывается важнее, нежели любовь к Богу и желание ближнего («другого»). Разностопный ямб создает впечатление метущейся души: от света к тьме и от любви к нелюбви.

Или другой пример – стихотворение А. Блока «Ты отошла, и я в пустыне» (1907 г.) В структурной основе произведения содержится намек на Евангельский сюжет о предании и воскресении Христа. Однако автору важнее, в данном случае, передать не религиозный сюжет, а переживания лирического героя. Пародийность появляется в сравнении лирического героя с «не воскреснувшим»  Сыном Божиим, а любимой женщины – с Галилеей, оставившей в муках Христа.

Подобные жанровые модификации вовсе не отвергают и не отрицают каноническую молитву. Они лишь указывают на возможность развития модификационных структур, которые, как известно, появляются в периоды культурного слома. Одним из таких периодов и был рубеж XIXXX веков.

Итак, на примерах можно увидеть, что в поэзии Серебряного века литургические жанры занимают далеко не последнее место. Их наличие – следствие комплекса причин: социокультурных, исторических, жанрово-эстетических, индивидуальных. Жанры православной литургии (стихиры, тропари, кондаки, икосы, апокрифы) были менее употребительны, нежели общехристианские молитвы, псалмы, духовные песни, однако все они включались в сборники, стихотворные тексты, отвечая в целом религиозно-мистическому настроению эпохи.

1.  Поэзия небес. Бог и человек в русской классической поэзии XVIIIXX веков.

С.-П.: Библия для всех, 2002

2. Дьяченко Г., протоиерей. Полный церковно-славянский словарь.  М., 1900

3. Иванов В. Собрание сочинений. Т. 1-4.  Брюссель, 1987

4.  Православный молитвослов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997

5.  Гумилев Н. Стихи. Письма о русской поэзии.  М., 1989

6.  Есенин С.А. Собрание сочинений: В 6 т.  М., 1980.

7. Акафистник. Т.1-2. М., 1992

 

                                      

 

94


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14564. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК 760.5 KB
  ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК Методические указания по выполнению практической работы предназначены для студентов специальности 140211 Электроснабжение бакалавров по направлению 140400 – Электроэнергетика и электротехника профи...
14565. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Методические указания 252.5 KB
  БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методические указания рабочая программа и контрольные задания В методических указаниях отражены основные положения дисциплины называемой Безопасность жизнедеятельности БЖД : теоретические и медикобиологические о...
14566. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО АНАЛОГОВОЙ СХЕМОТЕХНИКЕ 1.09 MB
  КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО АНАЛОГОВОЙ СХЕМОТЕХНИКЕ. Цель практикума Целью лабораторного практикума является приобретение навыков создания и анализа электронных схем на экране персонального компьютера с помощью пакета ASIMEC. Этот пакет содержит необходимые инст...
14567. Первый проект на AVR 96.5 KB
  Лабораторная работа №1 Первый проект на AVR Цель работы: написать для микроконтроллера программу мигания светодиодом на языке программирования С согласно варианта. В каждом языке программирования есть такое понятие Hello World. Это первая программа дающая общие понят...
14568. Операторы управления программой в Java 194.5 KB
  Лабораторная работа Java3 Тема: Операторы управления программой в Java. Цель изучить основные операторы Javaпрограмм. Операторы Как вы знаете любой алгоритм предназначенный для выполнения на компьютере можно разработать используя только линейные вычисления р
14569. Введение в OpenGL. Рисование простейших геометрических объектов. Работа с OpenGL при помощи GLUT 78.5 KB
  Лабораторная Работа № 1 Введение в OpenGL. Рисование простейших геометрических объектов. Работа с OpenGL при помощи GLUT. 1. Что такое GLUT OpenGL является мультиплатформенной библиотекой т.е. программы написанные с помощью OpenGL можно легко переносить на различные операц...
14570. Примитивы OpenGl 90 KB
  Лабораторная работа №2 Примитивы OpenGl Точки линии треугольники четырехугольники многоугольники простые объекты из которых состоят любые сложные фигуры. В предыдущей главе мы рисовали сферу конус и тор. OpenGL непосредственно не поддерживает функций для с...
14571. Используя принципы ООП реализовать программу для вычисления площади фигур 16.74 KB
  Отчет по лабораторной работе №2 по дисциплине: Объектноориентированное программирование Постановка задачи Используя принципы ООП реализовать программу для вычисления площади следующих фигур: Эллипс Прямоугольник Треугольник. В программе необх
14572. Ввод и взаимодействие с пользователем и анимация Взаимодействие с пользователем в OpenGL 50.5 KB
  Лабораторная работа №3 Ввод и взаимодействие с пользователем и анимация Взаимодействие с пользователем в OpenGL Функции библиотеки GLUT реализуют так называемый событийноуправляемый механизм. Это означает что есть некоторый внутренний цикл который запускается