65895

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Сотрудничество системы исполнения наказаний и общественности восходит своими корнями к началу XIX века когда в 1810 году по инициативе Вальтера Венинга и Джона Венинга членов Лондонского тюремного общества приехавших в Россию и министра духовных дел...

Русский

2014-08-09

68.5 KB

12 чел.

© 2003 г.  М. Н. Садовникова    

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ

НАКАЗАНИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

 

«…В тюрьме, куда имеет свободный доступ

общественность, уже ничего страшного

произойти не может…»

Марек Новицкий[1]

 

Сотрудничество системы исполнения наказаний и общественности восходит своими корнями к началу XIX века, когда в 1810 году по инициативе Вальтера Венинга и Джона Венинга — членов Лондонского тюремного общества, приехавших в Россию и министра духовных дел и просвещения князя Александра Николаевича Голицына начало создаваться Попечительское о тюрьмах общество. Инициатива создания попечительского общества возникла после посещения князем Голицыным и его лондонскими коллегами двух десятков российских тюрем. Однако официально общество сформировалось только к 1821 году, когда высочайшим Указом Императора Александра I был утвержден устав общества и образованы его руководящие органы. Необходимо отметить, что Александр I собственноручно внес поправки в Устав и стал его покровителем. Покровителями Попечительского общества были и все последующие государи, вплоть до Нико-

лая II.

В момент создания Попечительского о тюрьмах общества перед властями стояли те же самые проблемы, что и сегодня: нехватка зданий, переполнение, антисанитария, жестокость тюремщиков, отсутствие школ, изношенность оборудования, крайняя жестокость применения спецсредств. Известно, например, что каждое третье заболевание в тюрьме было связано с воспалительными процессами после использования всевозможных колодок, наручников и прочего. Естественно, перед инициаторами создания Общества встал вопрос о гуманизации тюремной системы[2].

Между тем очевидны и значительные различия между попечением мест лишения свободы в царской России и в современном российском обществе. Так, Попечительское о тюрьмах общество царских времен по традиции носило общественно-государственный характер. Первым Президентом этого общества стал сам Александр Голицын, вторым был оберполицмейстер Петербурга, третьим – министр юстиции России. Хотя во главе попечительских Советов и стояли государственные лица, их членами были частные лица – крупные предприниматели, священнослужители, писатели, общественные деятели и т.п. Первыми членами общества были – тверской архиепископ Филарет (позже Московский митрополит), протестантский пастор Петерсон, князь Мещерский и др. Необходимо отметить, с года до начала 2002 года в России существовали попечительские советы в воспитательных колониях, руководящие должности в которых также занимали государственные чиновники. Так, например, Председателем Попечительского совета при Ангарской воспитательной колонии, образованного в 1998 году стала заместитель губернатора Иркутской области Татьяна Рютина. Членами совета были представители такого, например, предприятия, как ОАО «Иркутскэнерго». Однако традиционный общественно-государственный характер попечительских советов, существовавший на Руси с начала XIX  века, был упразднен Указом Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», в соответствии с  п. 2 которого «Государственный служащий, осознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван: …не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций…». Таким образом государственные служащие не могут участвовать ни в каких общественных формированиях, в том числе и в попечительских советах, так как любое участие уже есть предпочтение. Различие между попечительскими структурами, существовавшими до 1893 года и нынешними также проявляются в функциях и задачах, а вот общества, которые существовали после реформирования 1893 года по задачам и функциям созвучны современным.

На Попечительские о тюрьмах общества до 1893 года были возложены следующие задачи: организация здравоохранения в тюрьмах, организация духовного окормления, распределение гуманитарной помощи, организация материально-вещевого снабжения, организация школ и т.д. Таким образом, эти общественно-государственные формирования взяли на себя достаточно большой объем функций, являющихся прерогативой тюремной администрации.

Структура попечительских обществ в XIX веке была следующей: Председатель (или несколько сопредседателей), директорат и члены общества. Директоров было обычно от 20 до 30 человек. Система их назначения была достаточно сложной. Часть директоров назначалась председателем, часть — Императором (в губерниях — местным градоначальником или губернатором), часть назначалась местными думами, часть избиралась от сословий. Фактически в директорате были представлены все слои общества. Членами же Общества становились только те люди, которые вносили деньги. Был статус пожизненного почетного члена, им мог стать человек, который внес не менее тысячи рублей. Те, кто вносил более пятисот рублей, становились просто почетными членами; человек, который нашел возможность внести более 10 рублей, записывался обыкновенным членом. Правда, через три года ему нужно было вносить следующие 10 рублей, иначе членство в обществе прекращалось[3].

К 1829 году в Петербурге и Москве Попечительские о тюрьмах общества имели две автономные структуры. Наряду с общество, как таковым, существовал еще Дамский Комитет общества, который занимался женщинами-заключенными. Его покровителем была сама Императрица.

С момента создания основным направлением деятельности общества было посещение тюрем. После первого отчета о посещение тюрем в 1818 году Александром I было окончательно запрещено собирание денег на площадях городов на содержание заключенных. В 1825 году в результате посещения тюрем была запрещена передача спиртных напитков в тюрьмы. В результате посещения тюрем в 1829 году было принято решение о том, что вся гуманитарная помощь, предназначенная не для конкретного заключенного, а для помощи всем, будет распределяться не тюремной администрацией, а Попечительским о тюрьмах обществом. Но основным достижением деятельности Попечительского о тюрьмах общества стало в 1865 году запрещение пешего этапирования, когда каждый четвертый, из тех, кто шел в каторжные тюрьмы, погибал на этапе[4]. Именно каторжники стали первыми пассажирами железных дорог, довольно привилегированного, по тем временам, вида транспорта. За время существования Попечительского о тюрьмах общества во многих тюрьмах были созданы школы, что явилось несомненным успехом.

Попечительское о тюрьмах общество имело достаточно разветвленную структуру. Однако между Попечительским о тюрьмах обществом и государством было множество конфликтов, связанных с полугосударственным характером самого общества и в последствии, а точнее в 1893 году общество лишается большинства своих полномочий и преобразовывается в благотворительные комитеты, которые занимались только вопросами материальной помощи заключенным.

Нельзя не признать, что появление Попечительского о тюрьмах общества — стало новой вехой в истории пенитенциарной системы России. Так, по мнению В. А. Авдеева, «…Открытие деятельности «Попечительского о тюрьмах общества» по существу способствовало образованию нового направления в пенитенциарной политике государства. Его появление позволило по-новому взглянуть на наказание как на меру правового регулирования послепреступного поведения личности. По крайней мере, государство, хотя и опосредованно, впервые проявило заинтересованность в возвращении тех, кто преступил закон».[5]

До 1917 года тюрьмы были открыты для посещения общественности. К осужденным всегда мог придти председатель сельской общины, городского или местного сообщества, к которому он относится, а также священник. В первую очередь, это было связано с тем, что одним из видов освобождения в  тот момент было освобождение под поручительство прихода или общины.

После революции ситуация меняется. Если на первых порах существовали отдельные, достаточно узкие направления деятельности общественности и пенитенциарной системе — это деятельность Распределительных и Наблюдательных Комиссий, то впоследствии и эта деятельность нивелируется. Распределительные комиссии состояли из начальника тюрьмы, педагога, директора местной школы, руководителя местного клуба, тюремного учителя, руководителя оперативной части, представителей общественных организаций. Однако эти комиссии имели достаточно узкие функции: в основном они решали вопросы условно-досрочного освобождения осужденного. При этом, их работа была достаточно эффективной: «Представляется, что такое реформирование порядка применения досрочного освобождения в какой-то мере способствовало более объективному исследованию доказательств исправления осужденного. Гарантией тому служило участие в рассмотрении дела двух независимых от органа, исполняющего наказание, сторон. Значит, исключалась ведомственная заинтересованность этого органа, которая могла бы повлиять на конечный результат»[6]. Распределительные комиссии просуществовали до 1924 года и были упразднены.

В 1919 году в некоторых Распределительных Комиссиях были созданы Наблюдательные Комиссии, функцией которых был контроль над пенитенциарными учреждениями. Необходимо отметить, что наблюдательные комиссии существовали и в рамках структурных подразделений Попечительских о тюрьмах обществ. В то время их члены, избираемые из случайных лиц, в основном из местных дворян, людей, имевших свободное время, встречались с заключенными, беседовали с ними на предмет заболеваний, выясняли их намерения с трудоустройством после освобождения, сносились с теми общинами, где эти люди ранее жили[7]. В советское время Наблюдательные комиссии состояли из представителей профсоюзов, комсомола, партийной организации. Их функции были изменены, теперь они занимались изучением вопросов, связанных со степенью исправления осужденных. Члены комиссий беседовали с осужденными и давали ответ: можно освобождать человека или нет. До 1926 года освобождение осуществлялось самими Наблюдательными комиссиями, даже без участия администрации. В сороковых годах Наблюдательные комиссии имели достаточно широкие полномочия: занимались организацией образования, наблюдали за медицинской помощью, однако впоследствии они  были упразднены. Участие общественности в предупреждении преступности в советское время было достаточно распространенно, однако пенитенциарная система постепенно становилась абсолютно закрытой для общественности системой.

Сегодня система исполнения наказаний находится на переходном этапе от полной закрытости к прозрачности, гласности.  Безусловным является тот факт, что открытость мест исполнения наказаний оставляет меньше возможностей для произвола, для неправовых способов действий сотрудников. Важным этапом гуманизации пенитенциарной системы явилась передача уголовно-исполнительной системы из ведения МВД России в Министерство юстиции, что создает возможность для участия в ее делах широкого круга представителей общественности. Расширяются контакты с представителями различных религиозных конфессий, создаются попечительские советы, налажено сотрудничество с государственными правозащитными структурами, постепенно устанавливается взаимодействие и с неправительственными правозащитными формированиями. Следует отметить, что успехи реформ связаны и с деятельностью неправительственных организаций. Проведение многочисленных семинаров, конференций, симпозиумов способствовало тому, что государство и его структуры стали обращаться и к опыту зарубежных коллег, и к различным отечественным теоретическим разработкам. Кроме того, и что немаловажно, деятельность общественных организаций в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы содействует поднятию авторитета этих структур в обществе.

Большую роль в реформировании системы исполнения наказаний в России играет международная неправительственная организация «Международная тюремная реформа» — PENAL REFORM INTERNATIONAL. Созданная в 1989 году и зарегистрированная в Нидерландах, «Международная тюремная реформа» имеет консультативный статус при Организации Объединенных Наций и Совете Европы. О роли PRI указывают многочисленные проекты, реализованные при их поддержке, а также многочисленные семинары и конференции, направленные на сотрудничество общественности и пенитенциарной системы.

Семинар «Тюремная реформа в России и роль неправительственных организаций», состоявшийся в Москве 20-21 ноября 2000 года, в котором принимали участие и представители системы исполнения наказаний, и общественники, ставил своей задачей оказание финансовой, информационной, консультативной, экспертной помощи общественным организациям, работающим в сфере реформирования пенитенциарной системы, а также выработку основных направлений модельных проектов по наиболее актуальным проблемам тюремной реформы в России[8].

Так, среди целей, которые ставились на конференции «Реформа УИС в контексте судебно-правовой реформы и формирования гражданского общества в России» в г. Екатеринбурге 26–28 сентября 2001 года, явилось обсуждение вопросов развития сотрудничества между учреждениями ГУИН и неправительственными организациями, « …перехода НПО от технологий «скорой помощи» к постоянной, систематической, долговременной работе в пенитенциарных учреждениях»[9].

Способствовал сотрудничеству семинар «Взаимодействие неправительственных организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы: пути сближения и диалог равных», состоявшийся в Москве 3-6 декабря 2001 года, и организованный также организацией «международная тюремная реформа».

На семинаре «Социальная адаптация подростков, преступивших закон», состоявшийся в Москве 23–26 декабря 2002 года, участники отмечали, что необходимо не только сотрудничество между системой исполнения наказаний и общественными формированиями  рамках отдельных территорий, но и подобное сотрудничество по всей территории России, с целью обмена опытом, осуществления общих мероприятий, информационной помощи.

Участие общественных организаций в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы является одной из форм реализации права граждан на участие в управлении делами государства и общества, которое предусмотрено ст. 32 Конституции России.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными содержат рекомендации привлекать общественные организации «всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом пенитенциарных заведений в целях возвращения заключенных к жизни в обществе».

В ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ говорится, «что уголовно-исполнительное законодательство РФ основано на принципах законности, гуманизма, демократизма…», а свое развитие этот принцип находит в ст. 23 УИК РФ, которая называет основные направления деятельности общественных объединений в пенитенциарных учреждениях. Это:

§          содействие в работе учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание;

§          осуществление контроля за их деятельностью;

§          участие в исправлении осужденных.

Ст. 23 УИК РФ перечисляет основные направления деятельности общественных организаций в системе исполнения наказаний, а значит и не исключаются иные направления. Но на практике этими основными направлениями охватывается деятельность общественных формирование в пенитенциарной системе.

 Ст. 142 УИК РФ предусматривает создание общественных объединений конкретного типа при ВК: попечительские Советы, и при отрядах ВК — родительские комитеты.

Ст. 24 УИК РФ регулирует порядок посещение учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание, должностными лицами, представителями СМИ и иными лицами, к коим и относятся представители общественных организаций. Согласно ч. 2 ст. 24 все они «имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих учреждений».

В «Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС»[10] среди основных направлений совершенствования воспитательной работы (гл. 3 Концепции, п. 3.6) предусмотрено взаимодействие учреждений УИС с общественностью.

Безусловно, что все вышеизложенное создает основу для работы общественных организаций в пенитенциарной системе, однако законодательное закрепление возможностей сотрудничества еще не означает, что такое сотрудничество будет иметь место на самом деле.

Процесс установления партнерских отношений между общественными организациями и системой исполнения наказаний сложный.

С одной стороны, трудно преодолеть  стереотипы: все гуиновцы — каратели, издеватели, а все правозащитники (а к ним чаще всего относят любые социально активные группы)  — искатели сенсаций. К сожалению, так исторически сложилось.

С другой стороны, за последние годы появился еще один стандарт в отношениях между пенитенциарной системой и общественными организациями: одни приходят с единичными акциями, раздают подарки, много обещают и уходят — надолго или навсегда, а другие остаются и еще долгое время расхлебывают такое посещение, отвечая на бесконечные вопросы осужденных — в лучшем случае…

Достаточно показательной здесь является деятельность Иркутского Молодежного Фонда правозащитников «ЮВЕНТА» — некоммерческой организации, основным направлением деятельности которой является защита прав несовершеннолетних. Руководителем организации является автор настоящей статьи.

Фонд «ЮВЕНТА» одна из немногих некоммерческих организаций, которая сотрудничает с Главным управлением исполнения наказаний по Иркутской области на основе договора о партнерском взаимодействии.

Сегодня Иркутский Молодежный Фонд правозащитников «ЮВЕНТА» — известная в России организация, занимающаяся реабилитацией подростков, находящихся в местах лишения свободы. Так, в частности, сотрудниками Фонда реализованы в Ангарской воспитательной колонии несколько  проектов. В организации работают юристы, психологи, журналисты, педагоги, студенты Иркутских и Ангарских вузов — все те, кому это интересно, для кого не безразлична судьба подростков, преступивших закон.

По программам, разработанным сотрудниками Фонда «ЮВЕНТА» работают сегодня в Новотроицкой колонии, респ. Марий-Эл, в Колпинской колонии Ленинградской области.

Работу «ЮВЕНТЫ» оценили и представители международных организаций: «Международная тюремная реформа», Хельсинский Фонд по правам человека, и сами воспитанники.

Основными принципами работы «ЮВЕНТЫ» являются:

§          в своей деятельности не заменять государство, его структуры, а выполнять свою работу - заниматься реабилитацией подростков, предупреждением рецидива несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы;

§          соблюдение всех режимных требований в АВК, согласование своей работы с воспитательными мероприятиями.

Таким образом, история взаимодействия учреждений исполнения наказаний и общественностью берет свое начало в XIX веке, когда основными задачами были: организация здравоохранения в тюрьмах, организация духовного окормления, распределение гуманитарной помощи, организация материально-вещевого снабжения, организация школ и т.п.

В настоящее время правовыми основами взаимодействия общественных структур и пенитенциарной системы являются: Конституция РФ, международные документы, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, приказы Министерства юстиции.

На современном этапе участие общественности в деятельности пенитенциарной системы определяется следующими основными направлениями: содействие в работе учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание; осуществление контроля за их деятельностью; участие в исправлении осужденных[11]; привлечение общественных организаций к воспитательной работе с осужденными; привлечение средств массовой информации к информационному обеспечению воспитательного процесса; содействие общественных организаций, государственных учреждений и предприятий различных форм собственности в бытовом и трудовом устройстве осужденных, оказание им социальной, гуманитарной и иной помощи; развитие спонсорской деятельности, благотворительности, попечительства[12]; обеспечение защиты прав и законных интересов осужденных; способствование формированию у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к руду, к учебе, получении основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовке; повышении образовательного и культурного уровня осужденных; обеспечение трудовой занятости осужденных; создание необходимых материально-бытовых условий и медико-санитарного обеспечения осужденных; изыскание дополнительных возможностей для улучшения организации питания осужденных, обеспечения их одеждой и предметами первой необходимости; организация шефства над сиротами и лицами, оставшимися без родительского попечения, оказание им

финансовой помощи при освобождении; трудовое и бытовое устройство освобождающихся из колоний[13].

Реализация мероприятий, в рамках указанных направлений деятельности будет способствовать гуманизации уголовной политики государства и предупреждению преступности.

 

 

[1] Из выступления Председателя Хельсинского Фонда по правам человека (Польша, Варшава) на Международной Зимней Школе по правам человека в феврале 2003 г., г. Медзешин, Польша.

[2] См.: Попечение мест лишения свободы (нижегородский опыт)/ Под ред. С. М. Шимоволоса. Нижний Новгород, 1998. С. 4.

[3] См.: Попечение мест лишения свободы (нижегородский опыт)/ Под ред. С. М. Шимоволоса. Нижний Новгород, 1998. С. 5.

[4] Там же. С. 6.

[5] Авдеев В. А. Правовое регулирование посткриминального поведения несовершеннолетних: история и современность. Иркутск, 2001. С. 28.

[6] Там же. С. 43.

[7] См: Попечение мест лишения свободы (нижегородский опыт)/ Под ред. С. М. Шимоволоса. Нижний Новгород, 1998.  С. 7.

[8] См: Тюремная реформа в России и роль неправительственных организаций: Материалы междунар. семинара. М., 2001.

С. 1.

[9] Реформа УИС в контексте судебно-правовой реформы и формирования гражданского общества в России: Материалы конф. «Вернем тюрьмы народу!». М., 2002. С. 4.

[10] О реализации положений Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы: Приказ ГУИН Министерства юстиции РФ от 28 апреля 2000 г. № 68.

[11] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Ст.23.

[12] О реализации положений Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы: Приказ ГУИН Министерства юстиции РФ от 28 апреля 2000 г. № 68. П. 3.6.

[13] Примерное положение о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы. Утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г.

№ 1295.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20803. Економічна та соціальна ефективність здійснення природоохоронних заходів 47 KB
  Економічна та соціальна ефективністьздійснення природоохоронних заходів 8. Методичні вказівки До природоохоронних заходів належать усі види господарської діяльності спрямовані на зниження й ліквідацію негативного антропогенного впливу на навколишнє природне середовище збереження поліпшення і раціональне використання природноресурсного потенціалу країни регіонів а саме: 1 будівництво та експлуатація очисних знешкоджувальних споруд та обладнання; 2 розвиток мало та безвідходних технологічних процесів і виробництв; 3 розміщення...
20804. Науково-технічний прогрес та економіка природокористування 50 KB
  Методичні вказівки Екологічна експертиза в Україні вид науковопрактичної діяльності спеціально уповноважених державних органів екологоекспертних формувань та об’єднань громадян що рунтується на міжгалузевому екологічному дослідженні аналізі та оцінці передпроектних проектних та інших матеріалів чи об’єктів реалізація та дія яких може негативно впливати або впливає на стан навколишнього природного середовища та здоров’я людей спрямована на підготування висновків про відповідність запланованої чи здійснюваної діяльності нормам і...
20805. Регіональні екологічні проблеми України 86.5 KB
  Це було можливим за відсутності ефективно діючих правових адміністративних та економічних механізмів природокористування законодавства з охорони довкілля. Ці та інші чинники зокрема низький рівень екологічної свідомості суспільства призвели до значної деградації довкілля України надмірного забруднення поверхневих і підземних вод повітря й земель нагромадження в дуже великих кількостях шкідливих у тому числі високотоксичних відходів виробництва. Високий рівень концентрації промислових об’єктів нераціональна структура промислового...
20806. Курс «Екологія» 107.5 KB
  Він передбачає: засвоєння основних закономірностей взаємодії людини суспільства і природи; ознайомлення з особливостями впливу антропогенних факторів на природне середовище; вивчення проблем пов’язаних зі станом охороною та раціональним використанням природних ресурсів; управління процесом природокористування. Концепції безплатності та невичерпності природних ресурсів затратнорезультатна концепція; її безпідставність. Диференційна рента як основний критерій економічної оцінки природних ресурсів. Проблема раціонального використання...
20807. Розвиток продуктивних сил та антропогенний вплив на довкілля 92.5 KB
  Наслідком цього стало скорочення окремих життєво важливих ресурсів лісових земельних і водних а також надмірне забруднення довкілля в багатьох регіонах землі. Питома вага різних галузей промисловості й транспорту в загальному обсязі забруднення атмосфери становить у : теплова енергетика 257; чорна металургія 234; нафтовидобувна і нафтохімічна 137; транспорт 116; кольорова металургія 111; гірничодобувна 71; підприємства будівельного комплексу 34; машинобудування 28; інші галузі 12. На всіх його стадіях...
20808. Еколого-економічні проблеми використання природних ресурсів 45.5 KB
  Методичні вказівки Природні ресурси це засоби існування людей не створені їхньою працею які містяться в природі. До них належать вода рунт рослинний і тваринний світ мінеральні ресурси тощо. Природні ресурси класифікують за: 1 їхнім призначенням виробничі та рекреаційні; 2 належністю до тих чи інших компонентів природи земельні лісові мінеральні; 3 вичерпністю вичерпні та невичерпні ресурси. Відновлювані ресурси це рослинний і тваринний світ а також деякі види мінеральних ресурсів зокрема кухонна сіль.
20809. Господарський механізм управління процесом природокористування та правове регулювання охорони навколишнього середовища 51 KB
  Державне управління в царині охорони навколишнього природного середовища здійснюють Кабінет Міністрів України ради народних депутатів та їхні виконавчі й розпорядчі органи а також спеціальні уповноважені на те державні органи з питань охорони природного середовища та використання природних ресурсів. Нині Мінприроди здійснює координацію всіх природоохоронних робіт в Україні готує для Кабінету Міністрів пропозиції з питань охорони природи і раціонального використання водних ресурсів розробляє пропозиції щодо вдосконалення господарського...
20810. Слюсарний верстак. Організація робочого місця у слюсарній майстерні 41.5 KB
  Мета уроку: Засвоєння знань про організацію робочого місця правила безпечної праці та внутрішнього розпорядку у шкільній майстерні. Тип уроку: Засвоєння нових знань.Повідомлення теми мети уроку 1 хв. Підведення підсумків уроку23хв.
20811. Слюсарний верстат. Організація робочого місця. Правила безпечної праці під час виконання робіт 87 KB
  Правила безпечної праці під час виконання робіт. Мета уроку: Засвоєння знань про організацію робочого місця правила безпечної праці та внутрішнього розпорядку у шкільній майстерні. Виховувати працьовитість акуратність загальні основи культури праці. Об'скт навчальної праці: робоче місце учня Обладнання: верстаки інструмент для розмічання та різання металу рисувалки лінійки кутники лещата слюсарні ножиці тощо.