65897

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ОСНОВ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В части 3 статьи 3 Конституции РФ говорится что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Причем дело не в том что в ходе предвыборных кампаний и самих выборов уголовный закон не нарушается дело в другом: в высоком уровне...

Русский

2014-08-09

46 KB

1 чел.

© 2003 г.  А. Ю. Семенов

 

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ОСНОВ

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

НАРУШАЮЩИХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

 

В части 3 статьи 3 Конституции РФ говорится, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Часть 2 статьи 32 Конституции закрепляет за гражданами право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме[1].

К сожалению, данное право нередко нарушается и незаконно ограничивается. В целях противодействия данному явлению в Уголовный Кодекс РФ были включены статьи, которые предусматривают уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (статья 141) и фальсификацию избирательных документов и документов референдума (статья 142)[2].

В июле 2003 г. Уголовный кодекс пополнился еще двумя статьями — 141.1 «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума» и 142.1 «Фальсификация итогов голосования»[3].

Несмотря на то, что с 1997 года (дата вступления в силу Уголовного кодекса) в Российской Федерации прошло бесчисленное количество выборов, практика применения статей 141 и 142 УК РФ не велика. Причем, дело не в том, что в ходе предвыборных кампаний и самих выборов уголовный закон не нарушается, дело в другом: в высоком уровне латентности данных преступлений, которая, в свою очередь, обуславливается спецификой субъектов данных преступлений и обстановкой их совершения.

Сравнительно не плохо обстоит дело с применением статьи 142: часто на практике выявляется подделка подписных листов для выдвижения кандидатов на выборы. В частности, как сообщает радиостанция «Эхо Москвы» по результатам выборов в Законодательное Собрание г. Санкт-Петербурга, в городскую прокуратуру поступило более 20 жалоб, касающихся подлога подписных листов и распространения агитационных материалов без выходных данных[4]. По некоторым жалобам были возбуждены уголовные дела.

Необходимость разработки научных основ, специфических приемов и методики расследования данных преступлений назрела давно и объективно существует по сей день. Что обуславливает данную необходимость: во-первых, сложившаяся практика совершения данных преступлений; во-вторых, высокая степень латентности данных преступлений; в-третьих, участие в совершении данных преступлений должностных лиц; и в-четвертых, необходимо помнить, что любое государство не может называться демократическим, если основа этой демократии – право голосовать и быть избранным, нарушается путем применения так называемых «грязных технологий». Мощным заслоном на пути незаконной деятельности должны стать научные разработки криминалистов в области повышения эффективности расследования данных преступлений и выработки средств для их профилактики. Возможно, такими профилактическими средствами будут являться: а) увеличение количества наблюдателей на выборах органов власти всех уровней, а также наличие наблюдателей в сельских местностях; б) корректировка функций сотрудников милиции, находящихся на избирательных участках в день выборов, с целью наблюдения за соблюдением законности сотрудниками избирательных комиссий. Только при разработке полноценной методики расследования преступлений, предусмотренных статьями 141, 141.1, 142, 142.1 УК РФ, и их криминалистической характеристики как составной части методики, можно будет говорить о возможности полноценного противодействия преступности на выборах.

Криминалистическая характеристика отдельных видов и групп преступлений имеет важное практическое и теоретическое значение. Во-первых, кримхарактеристика преступления является составной частью методики расследования любого преступления. В данном случае, криминалистическая характеристика предполагает описание таких обстоятельств, которые существенны с точки зрения задач, стоящих перед указанным разделом криминалистики[5]. Во-вторых, выявление практически значимых структурных элементов криминалистической характеристики отдельных видов преступлений, уяснение их сущности, в частности сущности типичных следственных ситуаций, закономерно повторяющихся при расследовании преступных посягательств одного и того же вида, а также познание корреляционных зависимостей и иных связей между отдельными структурными элементами этой системы, позволяют не только четко определить основные тактические задачи должностных лиц, призванных раскрыть и расследовать преступление, но и в определенной степени алгоритмизировать их действия, оптимизировать уголовное судопроизводство в целом[6]. Для четкого представления о серьезности поставленной в статье проблемы попытаемся дать краткую видовую криминалистическую характеристику рассматриваемой группы преступлений. Приводимая ниже характеристика носит исключительно общий характер. Все выводы сделаны на основании газетных и журнальных публикаций и собственного опыта. Безусловно, совершаемые преступления, которые нарушают избирательные права граждан, различны, но при их изучении можно выявить и общие черты.

Охарактеризуем личность преступников. Прежде всего, это лица, которые заинтересованы в том или ином результате выборов. Часто — это должностные лица и члены избирательных комиссий (статьи 141, 141.1, 142, 142.1 УК РФ), служащие органов исполнительной власти (статьи 141, 141.1 УК РФ), члены избирательных штабов и иные, заинтересованные в победе определенного кандидата или партии, лица (статья 141 УК РФ), предприниматели и представители криминальных структур (статья 141.1 УК РФ). Необходимо обратить внимание и на тот факт, что рассматриваемые преступления, как правило, совершаются группой лиц. Причем, конкретные исполнители и большая часть организаторов являются, прибегая к криминологической терминологии, не девиантными личностями, а вполне законопослушными гражданами, положительно характеризующимися по месту работы и жительства, интеллигентными людьми, занимающими ответственные посты в избирательных комиссиях или предвыборных штабах. Как правило, данные лица не привлекались ранее к уголовной ответственности. Разумеется, если мы говорим о преступлениях, которые совершаются группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, то при разработке полноценной криминалистической характеристики рассматриваемых преступлений нужно обращать внимание на ее структуру, составляющие ее предметно-технологический, организационно-управленческий и субъектно-личностный блоки, а также признаки характеризующие деятельность преступной группы по совершению преступлений, признаки, характеризующие деятельность группы по противодействию расследованию и т. д[7]. Непосредственным мотивом большинства исполнителей и организаторов данных преступлений является корысть, то есть их деятельность оплачивается непосредственными заказчиками, преследующими цель «победы» на выборах.

Большое значение при расследовании данной категории преступлений играют пространственно-временные факторы. Данные преступления совершаются во время выборов, в день голосования, во время подсчета голосов, в период, предшествующий выборам. Существует возможность совершения «вброса» дополнительных бюллетеней и подлога списка избирателей после «первичного» подсчета голосов в период перевозки бюллетеней и документации из участковой в окружную или иную избирательную комиссию. Конкретное время суток не имеет особого значения для общей характеристики данных преступлений. Преступления, предусмотренные статьями 141, 141.1 могут совершаться в любом месте. Местом совершения преступлений, предусмотренных статьями 142 и 142.1, чаще являются помещения предвыборных штабов кандидатов, участковых, окружных и иных избирательных комиссий. Также, возможно осуществления «вброса» бюллетеней во время голосования вне участковой комиссии, то есть с использованием передвижных урн для голосования. Бытует вполне обоснованное мнение, что наилучшие условия для фальсификации избирательных документов и «вброса» дополнительных бюллетеней существуют в сельских местностях ввиду наличия там условий для совершения и сокрытия подобного рода преступлений.

Условия, способствующие совершению и сокрытию преступлений, нарушающих избирательные права граждан очень тесно взаимосвязаны. При совершении данных деяний преступники, как правило, пользуются незнанием окружающими законодательства о выборах, несоблюдения избирательными комиссиями процедуры голосования, отсутствием наблюдателей на избирательных участках или при передвижных урнах для голосования. Иными словами, основным фактором в данном случае выступает отсутствие контроля и наблюдения за деятельностью избирательных комиссий во время выборов. Данное обстоятельство может являться и эффективным условием совершения преступления, и эффективным условием его сокрытия. Часто совершению данных преступлений способствует так называемый «административный ресурс»: то есть, когда представители органов власти, своей деятельностью создают все условия для победы определенных кандидатов или партий. Имеют место случаи, когда служащие органов местного самоуправления на местах давали установки местным жителям голосовать за конкретные кандидатуры, причем, даже в день выборов на избирательных участках, или когда те же служащие проверяли за кого проголосовали местные жители; возможна и ситуация при которой жителям конкретных муниципальных образований обещали включить отопление, если на тот или иной пост будет избрано лицо, занимавшее его в тот момент. Необходимо отметить, что за короткую историю «свободных» выборов в России у лиц, профессионально занимающихся фальсификацией избирательных документов, фальсификацией итогов выборов, специалистов по «черному пиару» сложились определенные методики преступной деятельности, в отличии от органов следствия и дознания, у которых методики борьбы с данными преступлениями пока нет.

С целью создания условий для так называемой «победы» на выборах того или иного кандидата или партии конкретные способы совершения преступлений могут быть различными: уже отмеченный подлог подписных листов, подлог списка избирателей или завышение показателя явки избирателей с соответствующим «вбросом» дополнительных бюллетеней, оплата агитационного материала (листовок, газет) средствами не из избирательного фонда, отдача приказов личному составу военных частей голосовать за определенную кандидатуру, распространения агитационного (или, «антиагитационного») материала, содержащего заведомо ложные сведения о кандидате или партии, наблюдение за сбрасыванием бюллетеней в урны с целью контроля за волеизъявлением избирателей и т. д. Приведем несколько примеров. Так, в сообщении Тамбовской областной избирательной комиссии говорится, что во время выборов депутатов Тамбовской областной Думы 3-го созыва 16 декабря 2001 г. на избирательном участке № 245 (избирательный округ № 19), расположенном в с. Устье Моршанского района, члены избирательной комиссии с правом решающего голоса Богданова Н. Н. (председатель), Артюшин В. А. (зам. председателя), Порысева Т. Н. (секретарь), Юдина Т. И. (член с совещательным голосом) совершили преступление, предусмотренное ст. 142 УК РФ. Используя свой статус «члена избирательной комиссии», в нарушение

действующего законодательства о выборах они внесли в избирательные бюллетени, а также в список избирателей ложные сведения о голосовании (более 200 человек). Приговором Моршанского районного суда от 17 июня 2002г. указанные лица признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 142 УК РФ и им назначено наказание в виде 1 года лишения свободы с применением ст. 73 УК РФ условно, с испытательным сроком 6 месяцев каждому[8].

При расследовании преступлений, посягающих на избирательные права граждан, необходимо установить следующие обстоятельства, которые влияют на содержание криминалистической характеристики:

1. установление факта нарушения уголовного закона и конкретные способы его совершения;

2. установление круга участников преступления, включая конечное заинтересованное лицо — кандидата или лиц, заинтересованных в победе определенного кандидата или партии, и обстоятельств, влияющих на степень и характер их ответственности;

3. установление обстоятельств, способствующих совершению преступлений;

4. установление обстоятельств, способствующих сокрытию данных преступлений.

 

 

 

[1] Рос. газета. 1993. 25 декабря.

[2] Собр. законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

[3] Собр. законодательства РФ. 2003. № 27 (часть II). Ст. 2708.

[4] http://www.echomsk.spb.ru/index.php/news/2265/

[5] Образцов В.А. Криминалистическая характеристика преступлений: дискуссионные вопросы и пути их решения// Криминалистическая характеристика преступлений: Сб. науч. трудов. М., 1984. С. 7–15.

[6] Шишканов В. И. Пространственно-временные факторы в криминалистической характеристике преступления. Лекция (ИГУ им. Жданова, 1980). Иркутск, 1980. С. 3.

[7] Пан Т. Д. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика бандитизма. Томск, 1999. С. 68–69.

[8] Московский комсомолец в Тамбове. 2002. 12 сентября.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80870. Территориальная организация местного самоуправления 46.64 KB
  МСУ осуществляется на всей территории РФ в городских сельских поселениях муниципальных районах городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. В городах районного значения поселках волостях и сельсоветах на территории района имеются территориальные администрации подчиненные администрации района. 2 территории всех поселений за исключением территорий городских округов а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов; 3...
80871. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления 44.5 KB
  Предметы ведения и полномочия местного самоуправления. ФЗ №131 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6. Это основополагающий базовый закон устанавливающий общие правовые территориальные организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в России определяющий предмет ведения и полномочия его органов. Предметы ведения местного самоуправления необходимый элемент правового статуса каждого муниципального образования.
80872. Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления в муниципальном образовании 46.48 KB
  Предусматривает что МСУ осуществляется гражданами путем референдума выборов других форм прямого волеизъявления через выборные и другие формируемые ОМСУ. включает формы непосредственной демократии когда сам гражданин непосредственно принимает участие в решении того или иного вопроса. группу составляют формы представительной демократии выборные и другие ОМСУ когда участие гражданина состоит в выборах своих представителей для решения вопросов местной жизни.
80873. Организация территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании 45.57 KB
  В соответствии с 131ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: ТОС самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования территориях поселений не являющихся муниципальными образованиями микрорайонов кварталов улиц дворов и других территориях для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. Границы...
80874. Структура органов местного самоуправления: состав, полномочия 48.43 KB
  В субъектах РФ в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами и законами соответствующих субъектов РФ могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления; 2 другие органы образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Образование органов местного...
80875. Организация аттестации муниципальных служащих 42.43 KB
  Порядок проведения аттестации Порядок проведения аттестации муниципальных служащих определяется путем принятия положения о проведении аттестации муниципальных служащих каждым муниципальным образованием в соответствии с Типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих. Для проведения аттестации на каждого муниципального служащего готовятся аттестационный лист муниципального служащего и отзыв об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период. Отзыв представляется не...
80876. Муниципальное образование как объект управления 43.36 KB
  Федеральный закон №131 Об общих принципах организации МСУ в РФ: МО это городское или сельское поселение муниципальный район городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Сельское поселение один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов поселков сел станиц деревень хуторов кишлаков аулов и других сельских населенных пунктов в которых МСУ осуществляется населением непосредственно и или через выборные и иные органы МСУ; Городское поселение город или поселок в...
80878. Муниципальное управление общественной безопасностью 45.48 KB
  В систему общественной безопасности на территории муниципального образования входят направления деятельности: 123 Каждое из них обеспечивает предоставление населению определенной общественной услуги по месту проживания и передвижения. Основным субъектом обеспечения общественной безопасности на муниципальных территориях является государство осуществляющее свои функции в данной области через органы законодательной исполнительной и судебной власти. На поселения возложены участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в его...