6590

Свобода и ответственность личности. Бегство от свободы и вседозволенность

Контрольная

Логика и философия

Свобода и ответственность личности. Свободен ли человек? Проблема выбора. Бегство от свободы. Вседозволенность. Свобода - нравственный императив. Свобода - одно из важнейших понятий философии. О свободе (независимости и самостоятельн...

Русский

2013-01-06

30.91 KB

27 чел.

Свобода и ответственность личности.

1.Свободен ли человек? Проблема выбора.

2.Бегство от свободы.

3.Вседозволенность.

4.Свобода - нравственный императив.

1вопрос

Свобода - одно из важнейших понятий философии. О свободе (независимости и самостоятельности) мечтали с незапамятных времен. Многочисленные восстания, войны в истории человечества были связаны с этим понятием. Эпикурейцы, киники, стоики, скептики стремились обосновать свободу человека. Идея свободы была не чужда и христианству - Бог поставил человека в состояние свободы выбора, он не навязывает ему свою волю. Свобода провозглашалась основной этической ценностью буржуазного общества. Показательна в этом смысле позиция французского философа Жана Поля Сартра, который считал, что никто не предписывает человеку его сущность и нравственный облик - человек делает себя сам. Он выбирает и несет ответственность за свой выбор. Свобода человека, по Сартру, неистребима. «Мы приговорены к свободе», - считал философ. Настоящим певцом свободы был наш соотечественник - русский философ Н. А. Бердяев.

Самые радикальные умы прошлого с опаской давали определения свободы, выражаясь туманно, двусмысленно. Это происходило потому, что понятие «свобода» можно интерпретировать с различными оттенками - свобода может отождествляться с полным своеволием, а может оцениваться как сознательное решение.

А. Шопенгауэр считал, что для новейшей философии свобода - главнейшая проблема. Свои размышления на эту тему он начал с того, что с понятием свобода всегда оказывается какое-либо препятствие: «Если бы у меня были деньги, то я бы...», «Если бы я был талантлив, то ...». Из этого следует, что определить свободу для себя крайне сложно, попросту невозможно.

В нашей каждодневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проблемой выбора: высказать свое мнение или промолчать, вставать утром с постели или еще полежать, идти на занятия или прогулять? Но последний вопрос неизменно наталкивается на встречный: «А кто мне позволит?» Таким образом, мы видим, что свободе обычно противопоставляется необходимость.

Важнейшим признаком свободы, как мы успели заметить, является выбор из множества линий поведения человека. Философия приводит к выводу - свобода есть там, где есть выбор цели деятельности, выбор средств достижения этой цели, выбор поступков в определенной жизненной ситуации. Есть и другие утверждения: свобода - это состояние духа. Известный писатель Варлам Шаламов, который долгие годы провел в тюрьме, рассказывал, что он никогда не чувствовал себя таким внутренне независимым и свободным, как в камере. Но мы ведь знаем, что человек, закованный в кандалы, крайне стеснен в своих поступках. Парадокс? Но если на эту ситуацию посмотреть с позиции утверждения: свобода - это состояние духа, то можно понять, что кандалы не могут сломить гордый, непреклонный дух.

Свобода одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей. Но размышления мудрецов разных эпох и стран во многом схожи в своих опасениях: прежде чем пользоваться свободой, надо вначале осознать, что она собой представляет. В противном случае можно получить разрушительные, и даже губительные результаты (Октябрьская революция 1917 г. - борьба за свободу - победа - репрессии 1937-1938 гг.)

Ратуя за свободу, мыслители всегда помнили, что свобода не абсолютна. Предоставьте индивиду право полностью распоряжаться собой - и наступит всеобщий хаос. Свобода, безусловно, хороша, отмечали философы, но замечательно, когда человек добровольно подчиняется общей воле, сознательно умеряет собственные порывы.

 

2 вопрос

Философы задавали себе вопрос: не появился ли у человека в ходе развития истории инстинктивный импульс, который парализует волю человека, его побуждения? Размышляя над этой проблемой, Эрих Фромм (1900-1980) - немецко-американский философ и психоаналитик, представитель неофрейдизма, сделал парадоксальное открытие: многие люди вообще страшатся свободы. И сделал вывод - свобода вовсе не является универсальной ценностью. Свою лучшую работу он назвал «Бегство от свободы». А вот высказывание Бенито Муссолини, ставшего впоследствии фашистским лидером Италии: «Люди устали от свободы... Для взволнованной и суровой молодежи, вступающей в жизнь, есть другие слова: порядок, иерархия, дисциплина». Такие слова об усталости людей от свободы можно процитировать и по отношению к российским революциям начала XX в., гражданской войне в России, когда многим уже было все равно, кто победит - белые или красные, лишь бы скорее наступил порядок.

Тираны и диктаторы реализовали в истории человечества свои изуверские планы именно потому, что им помогали толпы рабов, отмечает Фромм. Массы нуждаются в вождях, которые принимают за них решения, а сами массы, таким образом, сбрасывают с себя груз ответственности и свободы. И Фромм делает вывод: если люди отвергают сами свободу, то это значит, что тирания неустранима. Однако мы можем сделать выводы другие, помня судьбу деспотических режимов: тотальный надзор над человеком не способен обеспечить стабильность общества. К. Ясперс, после разгрома нацистов, сделал вывод, что, к счастью, человечество никогда не узнает состояния вечного деспотизма, он исторически обречен, бесперспективен. Исторически более стабильными и продуктивными становятся общества, в котором есть свобода.

Но рецидивы прошлого исключать полностью не следует. В рождающемся информационном обществе могут опять возникнуть тиранические сюжеты.

Как долго в России мечтали о свободе. И вот она настала в 1991 г. Теперь свободы достаточно, но почему-то с каждым новым ее глотком чувствуется горечь. Политические противостояния, свобода предпринимательства с ее мафиозными кошмарами, финансовыми пирамидами. Агрессивные неформальные объединения молодежи, необузданные национальные чувства. Что это - свобода или ведущая к анархии вседозволенность под личиной свободы?

 

3 вопрос

Свобода, если она не соотнесена с требованиями нравственности, целесообразности, интересами общества и человечества, легко превращается во вседозволенность. В русской общественной мысли всегда различались слова: «свобода» и «воля». «Волю» воспринимали зачастую как разгул темных страстей, разрушительных импульсов. Душа рвется на простор, а там уж - как получится...

Сегодня многие говорят о свободе, но нередко многие ее понимают как вседозволенность, причем не только на уровне индивида, но и на уровне общества. История человечества дала, к сожалению, много примеров такой коллективной вседозволенности власти, держащей в страхе народ, - это и тирания, и деспотия, и тоталитарные режимы. Известны истории и различные «кланы», «семьи», «династии», «дворы», которые также попирали свободы других. Механизм борьбы против такой вседозволенности - демократия, которая во всем мире расширяет свои границы.

Человечество сегодня все чаще задумывается над тем, как опасно поверхностное понимание феномена свободы - раскрепощение человека, возможность его реализации как самобытной личности, его неприкосновенность, право защищать свою жизнь, свою честь, свое имущество - не должно привести к вседозволенности. Люди ведь в порядке самообороны могут и убивать друг друга.

Приходится с горечью убедиться в том, что скороспелая свобода тоже может закрепостить человека, под видом демократии, можно, оказывается, распоряжаться судьбами людей, обеспечить себе неограниченную власть, уйти от ответственности - это все тот же «феномен своеволия», о котором так много писали русские философы.

Может ли человек быть абсолютно свободным? Нет, потому что общество, человечество в целом ограничено в своих ресурсах, возможностях. Реальность нашей жизни такова, что не исключены природные катаклизмы, войны, социальные конфликты. Поэтому на пути к удовлетворению индивидуальных потребностей вырастают всегда преграды - необходимость.

 

4 вопрос

 

Свобода, с одной стороны, - это отсутствие внешнего принуждения, а с другой стороны, свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Свобода возможна лишь там, где есть самоограничение. Когда этого нет, свобода превращается в произвол. А там, где произвол, там начинается несвобода. Там, где произвол - незащищенность.

Не существует абсолютной, ни от чего не зависящей свободы. Все поступки человека, даже на первый взгляд необъяснимые, обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами. Свобода воли проявляется в том, чтобы сознательно выбирать решение с учетом дальнейших последствий.

Все вышеперечисленное утверждает нас в том, что свобода и ответственность - две стороны единого целого - сознательной человеческой деятельности. Принимая решение, человек принимает на себя ответственность за свои поступки перед обществом и перед самим собой. «Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за все в ответе», - говорил Сент-Экзюпери (французский писатель-экзистенциалист, автор сказки-аллегории «Маленький принц).

Свобода эффективна, когда она может превратиться в действия. Стоики говорили, что раб и в оковах может быть свободным. Но свобода в мыслях, не имеющая возможностей для реального выражения - это воображаемая свобода. Реальная свобода может изменять социальную действительность, если действия человека допускаются природными и социальными законами. И тогда опять следует парадоксальный вывод: свобода, действующая в истории, ведет себя как необходимость. И сама историческая необходимость слагается из свободных поступков и действий людей как их слагаемый результат.

Через всю истории этики тянется шлейф попыток согласовать требования свободы и справедливости.

- XVII в., Лейбниц различал два вида свободы: отрицательную (свободу от...) и положительную (свободу для...)

- XVII в., Спиноза: свобода - осознанная необходимость. Наша свобода - в умении быть самим собой, соответствовать своему предназначению, следовать своей природе, необходимо осознать себя как часть единого, целого вечного. Мы

свободны, но в пределах тех событий, которые уже произошли внутри субстанции (Бога) - все происходит в соответствии с необходимостью и

необратимостью, идущими от самой природы Бога. Государство должно

обеспечить религиозную и политическую свободу личности

-XVIII в., Ш. Монтескье: свобода - это «право делать все, что дозволено законом»

-XVIII в., М. Клаудиус (немецкий поэт), считал, что «свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим»

-XIX в., А. Шопенгауэр, Ф. Ницше: свобода - это лишь отрицательное понятие, т. к. свобода от чего-то - это отсутствие препятствий. Люди несвободны, потому

что боятся свободы, не готовы к ответственности.

-Жан Поль Сартр

отожествляет свободу с выбором и временностью. Свобода ограничивается ответственностью личности перед окружающим миром и

людьми за свой выбор действий и их последствий. Чем больше свободы выбора,

тем больше человек ответственен - «кому много дано, с того и взыщется» -

такова оборотная сторона этого «сладкого» слова «свобода»

Вопросы для обсуждения:

1.Как Вы считаете, какое общество лучше - такое, где царят суровые, безжалостные к человеку законы, но зато есть порядок и гарантированный минимум благ; или общество с мягким, либеральным законодательством, но зато там Вы идете на постоянный риск: риск разориться, риск не найти работу, - и должны сами отвечать за себя и полагаться только на собственные силы?

2. Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным совершенствованием людей. Объясните, почему?

3.Сила государства, согласно мнению Ф. Ратцеля, во многом зависит от его территории и географического положения. А может ли это обстоятельство влиять на свободу и ответственность людей, на Ваш взгляд? Свою точку зрения обоснуйте с опорой на особенности нашей страны.

4.Проанализируйте следующий афоризм: «Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий».

5.Определите, в каком возрасте - детском, юношеском, подростковом, зрелом или пожилом - у человека появляются:

а) склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности;

б) подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности;

в) непризнание всех и всяких авторитетов;

 

г) борьба за абсолютную свободу


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53872. Майстер – клас «Креативність – мислення поза стандартами» 676 KB
  Одним із вирішальних чинників розвязання цих завдань є розвиток креативного мислення педагога. На сьогоднішній день існує більше 100 визначень креативності але ми будемо її розглядати як здатність до дивергентного мислення мислення що йде одночасно у багатьох напрямках воно спрямоване на те щоб породити безліч різних варіантів розвязання задачі. Дивергентне мислення лежить в основі креативності.
53873. ЩО ТАКЕ КРЕАТИВНІСТЬ? 194.5 KB
  Невже не може бути так щоб школа була місцем де плекають дитячу креативність Де діти не бояться помилятися. Людська спільнота набагато більше схожа на людський організм у якому креативність відіграє роль життєвої енергії. І саме від школи залежить чи буде вона розвивати креативність чи висушувати її приглушувати і придушувати щоб перетворити на добре запрограмований в міру інтелектуальний механізм. Чому б не використати цей невичерпний потенціал у вивченні математики й природознавства читання й письма Матеріал посібника дасть змогу...
53874. Крым. Сценарий 93.5 KB
  1 загадка: Красивый сад волшебный сад Сюда приехать каждый рад. Здесь и деревья и цветы необычайной красоты Никитский ботаничекий сад 2 загадка: Может ктото не поверит Что живут под Ялтой звери: Львы медведи леопарды все друг другу очень рады Угадайте как зовут Этот для зверей приют Зоопарк Сказка 3 загадка: Один...
53875. Криза старого порядку. Початок модернiзацiї. Прусське королiвство. Австрія 69.5 KB
  Випереджувальне завдання Скласти історичну справку про особливості політичного стану в країнах Європи II половини XVIII століття. Домашнє завдання 2хв. Учні 1 групи повинні були підготувати випереджувальне завдання: скласти історичну довідку про особливості політичного стану в країнах Європи II половини XVIII століття. Завдання для учнів першої групи.
53876. Етносоціальні процеси та рівень життя населення (середина 60-початок 80-х років) 98.5 KB
  Тема уроку Етносоціальні процеси та рівень життя населення середина 60початок 80х років. Етнічний склад населення Основні поняття: рівень життя депопуляція етносоціальні процеси. подолання волюнтаризму та субєктивізму в управлінні народним господарством призупинення падіння життєвого рівня населення зростання авторитету КП який значно похитнувся в роки правління М. Це не могло не позначитися на рівні життя населення не вплинути на соціальні процеси.
53877. Принципы исследования культуры в западноевропейской и отечественной психологии XIX-XX вв 46.5 KB
  Одним из основных направлений философских исследований в 19-20 вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной области философских знаний многочисленных научных школ. Они не только разрабатывали общий круг проблем, но и выработали оригинальные подходы к их решению.
53878. Астрономія – найцікавіша наука! 331.5 KB
  Третя від Сонця планета. Найбільша планета у Сонячній системі. Планета вдвічі менша за Землю за радіусом і має 2 супутники. Найближча планета до Сонця.
53879. Производственный леверидж и его оценка, производственный риск 27.5 KB
  Производственный (операционный) леверидж определяет чувствительность прибыли от продаж (прибыли до вычета процентов и налогов) к изменению объема продаж.
53880. Збірник кросвордів з навчальної дисципліни «Хімія» для студентів першого курсу 137.5 KB
  Назва насичених вуглеводнів за функціональною номенклатурою. Альтернативна назва циклоалканів. Ненасичені вуглеводні Назва ненасичених вуглеводнів з одним подвійним звязком за функціональною номенклатурою. Загальна назва ненасичених вуглеводнів з двома подвійними звязками.