6591

Сознание и познание. Познание, истина, практика

Контрольная

Логика и философия

Сознание и познание Сущность и возникновение сознания. Познание, истина, практика. Сознание существует как субъективная реальность, как идеальное, оно проявляет себя как отношение к действительности, но в то же время - оно есть реальное дело, к...

Русский

2013-01-06

34.34 KB

34 чел.

Сознание и познание

1. Сущность и возникновение сознания.

2.Познание, истина, практика.

Сознание существует как субъективная реальность, как идеальное, оно проявляет себя как отношение к действительности, но в то же время - оно есть реальное дело, которое проявляется не явно, а опосредованно:

1) через язык;

2) целеполагающую деятельность людей.

Сознание выступает в качестве связи между деятельностью и личностью, оно является необходимым условием для деятельности людей.

Сознание - способность человеческого мозга отражать объективную реальность в идеальных образах и оперировать ими в процессе мышления, чтобы воздействовать на мир.

В философии существует несколько подходов к проблеме происхождения сознания:

 

- сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

- сознание присуще всем живым организмам;

- сознание - свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей - живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), оно едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

- жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет

смысл;

инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

- животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

- многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой

работы сознания;

- животным присуща своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и др.

Согласно «человеческой» точке зрения сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была распространена с середины XIX в. до середины XX в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом, а самый высокий уровень сознания имеет человек.

В современной российской философии широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения. Суть теории - сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю. Ключевыми понятиями теории отражения являются: отражение, раздражимость, чувствительность, психическое отражение, сознательная форма отражения. Материи вообще присуще свойство отражения - способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними. Сознание - высшая форма биологического отражения, присущая, как мы получили возможность убедиться, человеку и, частично, высшим животным. Сознание - наиболее полное обобщенное отражение окружающего мира и осмысление его устойчивых особенностей, закономерностей, способность к абстрагированию, рефлексии (получение новых мыслей благодаря мысли - то есть обращенности сознания на само себя - мышлению), способность к предметно-практической деятельности.

Сознание человека отличается от сознания высших животных:

большей глубиной;

способностью к преобразующей деятельности - труду;

способностью к абстракции (оторванному от непосредственной реальности мышлению);

наличием языка;

Под языком понимается любая система знаков, служащая человеку для получения, хранения и переработки информации. Первичным является естественный человеческий язык, исторически сложившаяся речь, система слов, служащая для мышления и общения. Благодаря языку осуществляется передача социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох.

Таким образом, можно сделать выводы:

Труд и язык обусловили переход от психики животных к человеческому сознанию. Биологической предпосылкой превращения обезьяны в человека явилось прямохождение. С изменением физического строения предков человека, с развитием руки, увеличением объема черепной коробки и усложнением структуры мозга, особенно его высшего отдела - коры больших полушарий, шел процесс развития психики. Но решающую роль в развитии сознания сыграл труд, который явился основой для дальнейшего быстрого прогресса высшей нервной деятельности и тем самым способности отражения окружающего мира.

Первоначальные примитивные понятия вырабатываются непосредственно в процессе труда. Возникновение понятий неотделимо от возникновения речевого общения людей и языка как средства этого общения. Только трудом можно объяснить возникновение понятийного мышления и языка, т.е. переход от психики животных к человеческому мышлению.

Человеческое сознание - продукт не только биологического, но и общественного развития. Сознание связано с общественным бытием (труд и коллективность), той социальной основой, которая накладывается на физиологическую основу (вторая сигнальная система).

2 вопрос

Теория познания, или гносеология, - раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности и условия, отношение знания к реальности. Гносеология - термин, происходящий от греческих слов гнозис - «знание» и логос -«учение», означает «учение о знании». Гносеология предлагает решение проблем: в чем заключается источник знания, каковы способы получения знания, каковы критерии установления его истинности.

В философии существует две основные точки зрения на процесс познания:

- гностицизм

- агностицизм

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант - им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

 

- сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

- сам окружающий мир непознаваем в принципе - человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений - «вещей в себе».

Философы обсуждают вопрос о том, что является основой познания.

Основные гносеологические концепции

Сенсуализм и эмпиризм

Основу человеческого познания составляет чувственный опыт

Рационализм

Основу человеческого познания составляет разум

Интуитивизм

Основу человеческого познания составляет интуиция

Синтетическая концепция

Человеческое познание основано на действии чувств, разума и интуиции

Основные гносеологические концепции

Познающим субъектом является человек - существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры - носителей результатов познания, также является познающим субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир, а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Виды истины:

- абсолютная истина - полное, точное, исчерпывающее знание.

- относительная истина – верное, но не полное знание о чем-либо.

- объективная истина – знание, которое не зависит от человеческого

(субъективного) сознания.

- субъективная истина – истина, зависимая от субъекта.

Истина - это процесс, идущий от менее точного и полного знания к более точному и полному знанию. Это процесс движения к абсолютной истине через истины относительные. К характеристике истины нужно добавить признак конкретности истины. Каждую идею, каждую теорию нужно рассматривать в определенных условиях, в рамках определенной предметной области, в определенном языке, в определенном контексте. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна .

Чтобы установить истинность знания, нужно использовать определенный критерий истины - способ проверки и обоснования знания. По мере развития философии предлагался ряд критериев истины:

Декарт в качестве критерия истины предложил ясность и очевидность.

Мах предложил в качестве критерия истины «экономию мышления». Истинно то, что просто, что экономно мыслить.

Прагматизм предложил следующий критерий: истинно то, что полезно, выгодно людям.

В качестве критерия истины предлагалась внутренняя согласованность мыслей, их ценность и др.

Диалектико-материалистическая философия в качестве объективного критерия истины предлагает практику.

Главные виды практики: материальное производство; управленческая деятельность; научный эксперимент.

В процессе познания традиционно выделяют два уровня: чувственное познание и мышление (рациональное познание). 

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность.

Формы чувственного познания

Ощущение

Восприятие

Представление

4

Единичный акт чувственного

Совокупность нескольких ощущений,

Образ ранее воспринятого

познания

т.е.целостный чувственный образ

предмета или образ, рождающийся

предмета

с помощью

Например: зрительные, слуховые, осязатель- ные, вкусовые, боле-вые, температурные, двигательные и др.

Например: восприятие леса складывается из зрительных, слуховых, обонятельных, темпера - турных и др. ощущений

воображения

Например: арбуз, корова

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Формы рационального познания

Понятие

Суждение

Умозаключение

Словесный символ, выражающий существенные признаки предмета

Например: простые понятия - стол, камень, человек; сложные (абстрактные) - пространство, материя, бытие, совесть, дуализм.

Совокупность связанных между собой понятий

Например: деревянный стол, камень тяжелый, все металлы проводят электричество

Совокупность нескольких суждений, связанных между собой по законам логики

Например, все металлы проводят электричество, медь - металл, значит, медь проводит электричество

Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте определение понятию «сознание».

2.Назовите и дайте краткую характеристику известным Вам

теориям происхождения сознания.

3.Какова связь между трудом и происхождением языка?

4.Укажите субъекта и объекты процесса познания.

5.Какие виды познания вам известны?

6.Какова роль практики в процессе познания?

7.Приведите свои примеры понятия, суждения, умозаключения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69977. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМПАТИИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 90 KB
  В данной статье автор анализирует особенности взаимосвязи эмпатии и самоактуализации личности в юношеском возрасте. В работе представлены результаты эмпирического исследования согласно которому существует связь общего уровня эмпатии с отдельными шкалами самоактуализации.
69978. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭМПАТИЯ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 117.5 KB
  Кроме того вместо эмпатии но в сходных значениях употребляются другие термины: сопереживание сочувствие сострадание альтруизм просоциальное поведение социальная сензитивность. в западноевропейской философии рассматривались и обсуждались такие аспекты эмпатии как: определение сущности данного явления; установление и описание всевозможных форм ее проявления; выявление наличия и характера взаимосвязей с другими показателями психического развития человека. Первые исследования эмпатии в психологии носили в основном эмпирический...
69979. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИНЖЕНЕРОВ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ 61 KB
  Содержит описание специфики профессиональной деятельности инженера. С позиции акмеологии выделяются следующие общие и обязательные для всех специалистов характеристики профессиональной компетентности: гностическая когнитивная отражает наличие необходимых профессиональных...
69980. МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 70.5 KB
  В данной статье анализируется проблема профессиональной направленности и ее влияние на мотивационный профиль студента-психолога. Эмпирически доказывается что студенты с высоким уровнем профессиональной направленности активнее стремятся к познанию и развитию себя своих возможностей и способностей.
69981. ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СТРУКТУРЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 117 KB
  Конкретизированный список инструментальных компетенций содержит: 1 способность к анализу и синтезу; 2 способность к организации и планированию; 3 базовые знания в различных областях; 4 тщательная подготовка по основам профессиональных знаний; 5 письменная и устная коммуникация на родном языке...
69982. Здоровьесберегающая деятельность педагога и психолога: интерактивный подход 32.47 KB
  Одно из направлений современной психологии психология здоровья. В качестве ведущих здоровьесберегающих технологий специалисты выделяют следующие: организационно-педагогические технологии: определяют структуру учебного процесса частично регламентированную в...
69983. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 97 KB
  Использование возможностей открытого доступа к научно-образовательным ресурсам и репозиториям университетов показано как одно из важных направлений реализации системного подхода к организации разработки ЭУМК.; использование возможностей открытого доступа к научно-образовательным ресурсам...
69984. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА 107 KB
  В статье анализируются понятия качество жизни психологическое и субъективное благополучие и их взаимосвязь. Определяется значимость качества жизни и благополучия личности для профессиональной и личностной самореализации выпускника вуза.
69985. Развитие патриотического воспитания школьников Беларуси (1920 – 1930-е гг.) 68.5 KB
  В статье рассматривается процесс становления и развития патриотического воспитания школьников Беларуси в 1920-1930е гг. Определяются цели патриотического воспитания его место в воспитательной работе советской школы.