6591

Сознание и познание. Познание, истина, практика

Контрольная

Логика и философия

Сознание и познание Сущность и возникновение сознания. Познание, истина, практика. Сознание существует как субъективная реальность, как идеальное, оно проявляет себя как отношение к действительности, но в то же время - оно есть реальное дело, к...

Русский

2013-01-06

34.34 KB

38 чел.

Сознание и познание

1. Сущность и возникновение сознания.

2.Познание, истина, практика.

Сознание существует как субъективная реальность, как идеальное, оно проявляет себя как отношение к действительности, но в то же время - оно есть реальное дело, которое проявляется не явно, а опосредованно:

1) через язык;

2) целеполагающую деятельность людей.

Сознание выступает в качестве связи между деятельностью и личностью, оно является необходимым условием для деятельности людей.

Сознание - способность человеческого мозга отражать объективную реальность в идеальных образах и оперировать ими в процессе мышления, чтобы воздействовать на мир.

В философии существует несколько подходов к проблеме происхождения сознания:

 

- сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

- сознание присуще всем живым организмам;

- сознание - свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей - живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), оно едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

- жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет

смысл;

инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

- животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

- многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой

работы сознания;

- животным присуща своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и др.

Согласно «человеческой» точке зрения сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была распространена с середины XIX в. до середины XX в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом, а самый высокий уровень сознания имеет человек.

В современной российской философии широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения. Суть теории - сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю. Ключевыми понятиями теории отражения являются: отражение, раздражимость, чувствительность, психическое отражение, сознательная форма отражения. Материи вообще присуще свойство отражения - способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними. Сознание - высшая форма биологического отражения, присущая, как мы получили возможность убедиться, человеку и, частично, высшим животным. Сознание - наиболее полное обобщенное отражение окружающего мира и осмысление его устойчивых особенностей, закономерностей, способность к абстрагированию, рефлексии (получение новых мыслей благодаря мысли - то есть обращенности сознания на само себя - мышлению), способность к предметно-практической деятельности.

Сознание человека отличается от сознания высших животных:

большей глубиной;

способностью к преобразующей деятельности - труду;

способностью к абстракции (оторванному от непосредственной реальности мышлению);

наличием языка;

Под языком понимается любая система знаков, служащая человеку для получения, хранения и переработки информации. Первичным является естественный человеческий язык, исторически сложившаяся речь, система слов, служащая для мышления и общения. Благодаря языку осуществляется передача социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох.

Таким образом, можно сделать выводы:

Труд и язык обусловили переход от психики животных к человеческому сознанию. Биологической предпосылкой превращения обезьяны в человека явилось прямохождение. С изменением физического строения предков человека, с развитием руки, увеличением объема черепной коробки и усложнением структуры мозга, особенно его высшего отдела - коры больших полушарий, шел процесс развития психики. Но решающую роль в развитии сознания сыграл труд, который явился основой для дальнейшего быстрого прогресса высшей нервной деятельности и тем самым способности отражения окружающего мира.

Первоначальные примитивные понятия вырабатываются непосредственно в процессе труда. Возникновение понятий неотделимо от возникновения речевого общения людей и языка как средства этого общения. Только трудом можно объяснить возникновение понятийного мышления и языка, т.е. переход от психики животных к человеческому мышлению.

Человеческое сознание - продукт не только биологического, но и общественного развития. Сознание связано с общественным бытием (труд и коллективность), той социальной основой, которая накладывается на физиологическую основу (вторая сигнальная система).

2 вопрос

Теория познания, или гносеология, - раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности и условия, отношение знания к реальности. Гносеология - термин, происходящий от греческих слов гнозис - «знание» и логос -«учение», означает «учение о знании». Гносеология предлагает решение проблем: в чем заключается источник знания, каковы способы получения знания, каковы критерии установления его истинности.

В философии существует две основные точки зрения на процесс познания:

- гностицизм

- агностицизм

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант - им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

 

- сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

- сам окружающий мир непознаваем в принципе - человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений - «вещей в себе».

Философы обсуждают вопрос о том, что является основой познания.

Основные гносеологические концепции

Сенсуализм и эмпиризм

Основу человеческого познания составляет чувственный опыт

Рационализм

Основу человеческого познания составляет разум

Интуитивизм

Основу человеческого познания составляет интуиция

Синтетическая концепция

Человеческое познание основано на действии чувств, разума и интуиции

Основные гносеологические концепции

Познающим субъектом является человек - существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры - носителей результатов познания, также является познающим субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир, а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Виды истины:

- абсолютная истина - полное, точное, исчерпывающее знание.

- относительная истина – верное, но не полное знание о чем-либо.

- объективная истина – знание, которое не зависит от человеческого

(субъективного) сознания.

- субъективная истина – истина, зависимая от субъекта.

Истина - это процесс, идущий от менее точного и полного знания к более точному и полному знанию. Это процесс движения к абсолютной истине через истины относительные. К характеристике истины нужно добавить признак конкретности истины. Каждую идею, каждую теорию нужно рассматривать в определенных условиях, в рамках определенной предметной области, в определенном языке, в определенном контексте. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна .

Чтобы установить истинность знания, нужно использовать определенный критерий истины - способ проверки и обоснования знания. По мере развития философии предлагался ряд критериев истины:

Декарт в качестве критерия истины предложил ясность и очевидность.

Мах предложил в качестве критерия истины «экономию мышления». Истинно то, что просто, что экономно мыслить.

Прагматизм предложил следующий критерий: истинно то, что полезно, выгодно людям.

В качестве критерия истины предлагалась внутренняя согласованность мыслей, их ценность и др.

Диалектико-материалистическая философия в качестве объективного критерия истины предлагает практику.

Главные виды практики: материальное производство; управленческая деятельность; научный эксперимент.

В процессе познания традиционно выделяют два уровня: чувственное познание и мышление (рациональное познание). 

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность.

Формы чувственного познания

Ощущение

Восприятие

Представление

4

Единичный акт чувственного

Совокупность нескольких ощущений,

Образ ранее воспринятого

познания

т.е.целостный чувственный образ

предмета или образ, рождающийся

предмета

с помощью

Например: зрительные, слуховые, осязатель- ные, вкусовые, боле-вые, температурные, двигательные и др.

Например: восприятие леса складывается из зрительных, слуховых, обонятельных, темпера - турных и др. ощущений

воображения

Например: арбуз, корова

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Формы рационального познания

Понятие

Суждение

Умозаключение

Словесный символ, выражающий существенные признаки предмета

Например: простые понятия - стол, камень, человек; сложные (абстрактные) - пространство, материя, бытие, совесть, дуализм.

Совокупность связанных между собой понятий

Например: деревянный стол, камень тяжелый, все металлы проводят электричество

Совокупность нескольких суждений, связанных между собой по законам логики

Например, все металлы проводят электричество, медь - металл, значит, медь проводит электричество

Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте определение понятию «сознание».

2.Назовите и дайте краткую характеристику известным Вам

теориям происхождения сознания.

3.Какова связь между трудом и происхождением языка?

4.Укажите субъекта и объекты процесса познания.

5.Какие виды познания вам известны?

6.Какова роль практики в процессе познания?

7.Приведите свои примеры понятия, суждения, умозаключения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31801. Методы и технологии разработки управленческих решений в условиях определенности 30 KB
  2 Лексикографическая задача 3 Метод последовательных уступок Суть метода последовательных уступок Процедура решения многокритериальной задачи методом последовательных уступок заключается в том что все частные критерии располагают и нумеруют в порядке их относительной важности; максимизируют первый наиболее важный критерий; затем назначают величину допустимого снижения значения этого критерия и максимизируют второй по важности частный критерий при условии что значение первого критерия не должно отличаться от максимального более чем на...
31802. Понятие риска, составляющие и источники рисков в управлении 26 KB
  Понятие риска составляющие и источники рисков в управлении. Риск [греч. Риск предполагает неуверенность либо невозможность получения достоверного знания о благоприятном исходе в заданных внешних обстоятельствах; Риск в узком смысле измеряемая или рассчитываемая вероятность неблагоприятного исхода что подразумевает наличие статистических данных. Риск принято рассматривать как историческую и экономическую категории.
31803. Стратегии управления риском 24.5 KB
  При принятии страт решений необходимо проводить анализ рисков: 1Качественный анализ определение факторов риска и обстоятельств приводящих к рискованным ситуациям. 2Количественный анализ позволяет вычислить величину отдельных рисков и риска проекта в целом. Способы измерения риска: 1Стаитстическая оценка 2Экспертаная 3Оценка на основе моделей принятия решений.избежание риска.
31804. Технология принятия решений в условиях стохастического риска 24 KB
  Изменение величины риска или степени риска: Среднее ожидаемое значение. Среднее значение: 1Средневзвешенное для всех возможных резв где вероятность каждого реза используется в качестве частоты или вес соотвго значения. 2Дисперсия представляет собой среднее взвешенное из квадратов отклонений действующих результатов от средних ожиданий 3Среднее ожидаемое значение отклонений прибыли от ее средне ожидаемых значений или среднеквадратическое отклонение рассчитывается по формуле.
31805. Технология принятия решений в условиях поведенческого риска 23 KB
  Формируется когда существуют др лица принимающие решение и основное ЛПР опасается их т.к либо интересы основного ЛПР столкнулись с интересами др ЛПР либо сущ различия в позициях точках зрения традиций основного лица и др ЛПР либо ЛПР считает природу в кот принимаемое решение неопределенной непредсказуемой и поэтому агрессивной.
31806. Формы разработки и реализации управленческих решений 36.5 KB
  Указание решение носящее методический технологический характер. Акт решение широкого круга государственных и общественных организаций. Приказ письменный или устный это решение руководителя обличенного властью в организации или крупном ее подразделении. Распоряжение это решение руководителя не наделенного административными функциями.
31807. Сущность, функции, виды и методы контроля управленческого решения 30 KB
  Контроль организации исполнения УР система наблюдения проверки оценки и коррекции положения дел на основе критерия. Виды контроля: 1Постоянный ежедневно 2Регулярный еженедельно 3Промежуточный ежемесячно 4Переодический составление отчета 5Детальный 6Факторный Контроль как функция управления. Контроль УР как на стадии разработки так и на стадии реализации является важнейшей функцией управления. Контроль может осуществляться в двух вариантах: по результатам и по упреждению.
31808. Сущность и виды ответственности руководителей за принятие управленческого решения 30.5 KB
  Ответственность мера соответствия действий человека групп людей или обва взаимным требованиям нормам. Ответственность это необходимость обязанность отдавать комулибо отчет в своих действиях поступках. Ответственность может быть официальная и личная чувство ответственности как черта характера. Виды ответственности: 1Внутрифирменная: аадминистративная выговор бэкономическая лишение премии впрофессиональная понижение в должности 2Внешняя: аюридическая арест бсоциальная вморальная Юридическая ответственность частично или...
31809. Планирование и прогнозирование в процессе принятия управленческих решений 25 KB
  Метод прогнозирования способ исследования объекта прогноза направленный на разработку прогнозов. Состояние объекта в будущем определяется закономерностями выявленным по частным результатам опыта его проведения в прошлом и настоящем. Осущся от имеющегося уровня знаний а конечные результаты развития объекта составляют содержание прогноза. Ориентирован на то что задается цель развития объекта в будущем а содержанием прогнозов становится определение частных путей.