65912

Управление как искусство

Научная статья

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Искусство управления способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации. Поэтому существенно то что он помимо развитой интуиции воображения определённых знаний и так далее должен обладать организаторскими способностями...

Русский

2014-08-10

29.53 KB

10 чел.

Управление как искусство  

  1.  Искусство управления.

Искусство управления – способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации. Искусство менеджмента заключается в использовании накопленного опыта и приобретённых знаний творчески на практике. Это требует определённого природного дара, таких людей называют лидерами. Менеджер должен тонко чувствовать всё, что происходит вокруг и уметь увлекать за собой и направлять подчинённых. Поэтому существенно то, что он помимо развитой интуиции, воображения, определённых знаний и так далее, должен обладать организаторскими способностями

Принципы управления универсальны, то есть применимы для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом - официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым).

Правила, нормы, которыми следует руководить в своей деятельности в ходе решения задач, стоящих перед фирмой, предприятием:

1. Определение целей и задач управления;

2. Разработка конкретных мероприятий по их достижению;

3. Разделение задач на отдельные виды работ;

4. Координации взаимодействий различных подразделений внутри

организации;

5. Формирование иерархической структуры;

6. Оптимизация принятия решений;

7. Мотивация, стимулирование эффектной работы.

Искусство управления личностью и коллективом

Искусство управления как одним сотрудником, так и коллективом во многих случаях имеет при прочих равных условиях решающее значение для успешного развития фирмы. Человеческие отношения - основа деятельности менеджера.

Управленческое общение - общение с целью осуществления руководства людьми, то есть изменение их действий в определенном направлении, поддержание данного направления или формирование нового направления.

Управленческое общение выполняет несколько функций:

1. Выдача распорядительной информации.

2. Получение обратной информации.

3. Выдача оценочной информации.

То есть, выдавая распоряжения, руководитель рассчитывает не только на выполнение, но и на наличие у подчиненного желания это выполнить. Поскольку наличие желания - своего рода залог эффективного исполнения, отсутствие взаимопонимания между руководителем и подчиненными является одной из основных причин некачественной работы.

Условия установления взаимопонимания.

1. Общение на едином профессиональном языке.

2. Уровень общей культуры и интеллекта.

3. Полнота информации.

4. Логичность изложения.

5. Сконцентрированность и внимание к рассматриваемой проблеме.

 

I закон управленческого общения.

«Понять - не значит принять»

Условия принятия чужой позиции.

1. Она не должна противоречить основным взглядам и позициям того, кто воспринимает информацию.

2. Поиск и демонстрация партнеру его личного интереса в данном вопросе.

II закон управленческого общения.

«При прочих равных условиях люди легче принимают позицию, к которой испытывают эмоционально положительное отношение»

Грамотное управленческое общение с персоналом не только создает оптимальный климат на фирме, но и способствует повышению работоспособности персонала, а также помогает проявлению инициативы сотрудниками. Все это вместе дает фирме возможность без лишних трений и проволочек работать наиболее эффективно в выбранной ей нише рынка и, планомерно осуществляя свою стратегию, идти к вершине успеха

МЕТОДЫ ИСКУССТВА УПРАВЛЕНИЯ

1. Проявление интереса к людям. Всегда будьте в курсе личных событий сотрудников радостных и трагичных. Вовремя поздравив, выразив соболезнования или предложив помощь, вы приобретете репутацию чуткого и сердечного человека, поможете людям осознать свою значимость, повысите мотивацию деятельности.

2. Умение слушать. Уметь слушать собеседника поистине высокое искусство и многие пренебрегают им, не подозревая, что сами себя загоняют в ловушку. Настоящий руководитель должен в обязательном порядке владеть искусством межличностного общения, которое является не полным без искусства слушать и проникать во внутренний мир оппонента. Анализируя полученную информацию, руководитель может сделать очень полезные выводы, но только при условии, что он слушал и слышал. Ничто не ценится собеседником так высоко, как умение слушать. Руководителю-слушателю приписываются многие добродетели.

3. Приветливость и обаяние – один из методов искусства управления, один из действенных способов воздействия на личность и коллектив. Необходимо учиться улыбаться, стараться чаще вызывать улыбку у коллег. Можно запланировать на каждый день веселые «10-минутки».

4. Признание своих ошибок. Руководитель обличен властью, несет ответственность за все участки работы. Коллектив всегда поддержит руководителя, мужественно взявшего «удар» на себя, а не переложившего на плечи коллег.

2.Системный подход.

Сущность системного подхода и необходимость его использования в управлении.

Одно из основных требований системного подхода исходит из того, что любой объект представляет собой качественно определенную, внутренне противоречивую и взаимодействующую во всех своих элементах систему связей. При этом каждый элемент в системе рассматривается как часть единого целого, как своеобразная ”подсистема”, функции и поведение которой зависят не только от свойства данного элемента, но и от свойства системы в целом. Иначе говоря, система представляет собой нечто большее, чем простое сочетание взаимодействующих элементов, ибо ее поведение зависит не только от строения элементов и их функций, но и от способа их взаимодействия внутри системы. Если объект не рассматривается как система взаимодействующих элементов, то это неизбежно приводит к улавливанию только внешних закономерностей, не раскрывающих сущности взаимосвязей внутри объекта.

Основные принципы системного подхода

  1.  Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
  2.  Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня.
  3.  Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры.
  4.  Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
  5.  Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Системный подход как средство организации.

Системный подход является средством решения сложных и при этом не очень четко определенных проблем, когда необходимо организованное использование большого объема ресурсов. Как правило, решение таких проблем проводит группа квалифицированных экспертов (разработчиков систем) и специалистов (экспертов по методам и компонентам). Они изучают все обстоятельства в заданный период времени и формулируют проблему.

 Применение системного подхода.

Применение системного подхода в менеджменте следует воспринимать как: систему концепций построения структур организации; совокупность методов совершенствования отдельного элемента или какой-либо части организации с учетом обязательных перемен, происходящих во всех других частях; методов решения сложных задач управления путем снижения их детализации (декомпозиции) на ряд простых результатов.

Применение системного подхода связано с усовершенствованием методов управления производством, качественным освоением и последовательным соблюдением положений системности, являющихся основным инструментом решения любой задачи.

2.Эмпирический подход

В процессе дальнейшего развития управленческой мысли произошел поворот к практике управления. Появилось новое направление менеджмента - эмпирическая школа, которая явилась отражением борьбы предыдущих течений. По мнению приверженцев этой школы, главная задача теоретиков в области менеджмента - получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций управляющим. Этот подход нашел много приверженцев среди видных менеджеров, собственников компаний, ученых и лиц, непосредственно занятых практикой управления.

Можно выделить два основных направления эмпирической школы: исследования в области практики управления и разработка теоретических основ современного капиталистического общества. Их представители исходят из того, что современное капиталистическое общество не следует отождествлять с рыночной экономикой раннего капитализма, когда производство базировалось только на частнокапиталистической собственности. В современном капиталистическом производстве нет прежней эксплуатации человека человеком, все люди равны и имеют равные возможности в получении и распределении прибыли. Это положение обосновывается теориями, которые доказывают изменение характера экономических и социальных взаимоотношений в современной рыночной экономике США и стран Запада между работниками и владельцами капитала. Среди них такие теории, как участие в прибылях, участие в управлении и др. Эти теории отражают те изменения, которые произошли в экономической и социальной жизни стран с развитыми рыночными отношениями за последние десятилетия. Среди наиболее видных представителей эмпирической школы можно назвать П. Друкера, Р. Дэвиса, Д. Миллера и др.

Главным направлением исследований в эмпирической школе является изучение содержания труда и функций руководителей. Выбор такого направления исследований связан с тем, что эмпирики акцентируют внимание на профессионализации управления, т.е. превращении труда по управлению в самостоятельный, специфический вид - в особую профессию. Представители этой школы утверждают, что труд управляющего характеризуется двумя особенностями, которых нет ни у одной другой профессии. Суть первой особенности заключается в том, что менеджер должен создать из имеющихся разнородных ресурсов подлинно целое единство, а второй - в том, что каждое решение и действие он должен ориентировать на долгосрочные перспективы развития организации.

У представителей эмпирической школы сложились и свои взгляды на выполнение функций менеджерами. Они утверждают, что независимо от занимаемой должности каждый менеджер выполняет следующие главные функции:

1.определение целей предприятия, возможных путей их достижения и в зависимости от этого доведение конкретных задач до работников предприятия;

2.классификация работ, их распределение, создание оптимальной структуры, подбор и расстановка кадров;

3.использование меры поощрения и принуждения для стимулирования и координации деятельности работников, установление контроля на основе постоянных связей между руководителями и подчиненными;

4.установление норм выработки, оценка деятельности предприятия и отдельных работников на основе анализа;

Учитывая, что деятельность менеджера носит комплексный характер, представители эмпирической школы считают, что помимо узкой специализации в области технических или гуманитарных наук он должен владеть научно обоснованными и проверенными на практике методами и приемами управления. Рекомендуя практические приемы управляющим, эмпирики особое внимание уделяют умению налаживать взаимосвязи, устанавливать линии коммуникаций.

Управляющему рекомендуется придерживаться следующих принципов:

- стремитесь к ясности своих идей и мыслей, прежде чем приступить к коммуникации;

- проанализируйте подлинную цель каждого сообщения;

- принимайте во внимание человеческие факторы всякий раз, когда вы передаете сообщение;

- планируя сообщение, консультируйтесь при необходимости с другими лицами;

- обращайте внимание как на основное содержание сообщения, так и на его форму;

- используйте всякую возможность сообщить соответствующим лицам все то, что может иметь определенную ценность для них;

- следуйте за своим сообщением, поддерживайте обратную связь, позволяющую своевременно принять соответствующие корректирующие меры;

- устанавливайте коммуникации не только для достижения ближайших целей, но и перспективных;

- убедитесь в том, что ваши действия подкрепляют ваши сообщения;

- стремитесь к тому, чтобы не только вас поняли, но и старайтесь понять сами. Будьте хорошим слушателем.

Рекомендаций подобного рода в эмпирической школе чрезвычайно много. И хотя не все из них носят научный характер, они подчеркивают главные принципы - комплексность деятельности управляющего, степень влияния на подчиненных и необходимость аналитического подхода к проблемам управления.

 

Список литературы.

  1.  А.И. Ракитов “Философские проблемы науки: Системный подход” Москва: Мысль, 1977г. 270с.
  2.  В.Н. Садовский “Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития” Москва: Наука, 1980г.
  3.  Системные исследования. Ежегодник. Москва: Наука, 1969-1983.
  4.  Философско-методологические исследования технических наук.- Вопросы философии, 1981, №10, с. 172-180.
  5.  И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин “Системный подход в современной науке”- В кн.: Проблемы методологии системных исследований. М.: Мысль, 1970, с. 7-48.
  6.  И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин “Философский принцип системности и системный подход” -Вопр. философии, 1978, №8, с. 39-52.
  7.  Г.П. Щедровицкий “Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок” - М.: Наука, 1981, с. 193-227.
  8.  В.А. Лекторский, В.Н. Садовский “О принципах исследования систем
  9.  http://ru.wikipedia.org/wiki

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58963. Інтерактивний розвиток фантазії учнів 60 KB
  Освітні - спрямовані на активацію уяви та фантазії. Передбачають формування практичної діяльності, уміння аналізувати та інтерпретувати мистецькі твори та дитячі малюнки, навчатися споглядати їх різними способами: статичний - сприймати їх через внутрішній світ...
58964. Їде панна осінь на золотому коні 42 KB
  Організація класу до уроку Гайда діти у садок Любо там та мило Подивіться все навколо Осінь як змінила. Осінь. Осінь завітала до нас у гості.
58965. Матеріали до вивчення роману Габріеля Гарсіа Маркеса "Сто років самотності" 31.5 KB
  Довести до свідомості учнів задум письменника який полягає в осудженні індивідуалізму що зумовлює замкненість відірваність людини від реального часу отруює її життя гіркотою самотності. Актуалізація опорних знань Як ви розумієте слово самотність Звідки вона береться Чому виникає...
58966. Англомовні країни. Велика Британія 55.5 KB
  Respected quests! Our todays lesson is devoted to Great Britain. Its our final lesson on the topic. We are going to review the material we have already learnt and try to learn something new. Hope you will enjoy every minute of the lesson.
58967. Архітектурні споруди в казці 45.5 KB
  Завдання до уроку 1. Структура уроку І. Повідомлення теми завдань уроку й мотивація навчання 1 хв. Уведення до теми уроку методом створення ігрової ситуації уявної мандрівки у країну казок 8 хв.
58968. Біблія - памятка світової писемності 53 KB
  Мета: познайомити старшокласників з історією виникнення Біблії її історичним шляхом. Довести вічну цінність Біблії для всіх людей. Перші 39 книг близько три чверті Біблії складають Старий Заповіт визнаються за Святе Письмо іудаїзмом і християнством.
58969. Біблія на уроці фізики 47.5 KB
  культура є тими костилями яких потребує наша душа їх можна відкинути тільки після видужання А. Формувати у школярів справжню духовність можна лише тоді коли використовувати на уроці Святе Письмо Біблію. Далеко не всі події можна сприймати буквально. Якщо в Євангелії говориться наприклад про сліпого глухого або німого то під ним можна розуміти скажімо людину яка не бачить справ Господніх не чує Бога Слова не прославляє величі Його дій; під заскалкою або піщинкою в оці ближнього великий чи малий гріх; під світильником ...
58970. Біосинтез білка 37 KB
  Під час вивчення цієї теми в учнів часто виникають труднощі повязані з розумінням процесів транскрипції трансляції ролі рибосоми в утворенні молекули білка. Сформувати в учнів поняття генетичний код етапи біосинтезу білка реакції матричного синтезу.
58971. Спостережливість - шлях до краси і знань 39.5 KB
  Назвіть кольори веселки. Що в неживій природі нагадує ці кольори Сонце світло вогонь ліхтар. Тепер розглянемо останні три кольори: блакитний синій фіолетовий. Де в неживій природі можемо побачити ці кольори Небо вода сніг лід.