65917

АНАЛИЗ МИФОЛОГЕМ И КОНЦЕПТОВ КАК ПУТЬ К ПОНИМАНИЮ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Научная статья

Литература и библиотековедение

Если при анализе любого текста необходимо опираться на семантику языковых единиц то смысл текста произведения строится на основе любых произвольных ассоциаций автора и опирается на сюжет композицию и авторский замысел в целом.

Русский

2014-08-10

46 KB

0 чел.

Н. А. Левитская, О. В. Ломакина

АНАЛИЗ МИФОЛОГЕМ И КОНЦЕПТОВ

КАК ПУТЬ К ПОНИМАНИЮ

ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Первичной целью любого текста является выражение смыслового содержания [1, с. 48]. Если при анализе любого текста необходимо опираться на семантику языковых единиц, то смысл текста произведения строится на основе любых, произвольных ассоциаций автора и опирается на сюжет, композицию и авторский замысел в целом. Задачей исследователя является понимание того, «чего автор хотел добиться, создавая данный текст, смысл текста как высказывания в контексте творчества автора и одновременно как реплики в полилоге национальной и мировой литературы» [2, с. 14].

Вне зависимости от содержания произведения и выбора языковых средств для писателя главным является идея произведения. По словам В. А. Кухаренко, «сформулированная идея произведения является его концептом» [3, с. 75]. В основе творческого процесса при написании художественного произведения является создание концептуальности.     

Для углублённого изучения творчества Толстого следует детально анализировать все его тексты: романы, драмы и произведения малых жанров.

Термин мифологема означает устойчивые, повторяющиеся в мифологических системах образы и мотивы, перекочевавшие в художественные тексты. Наиболее разработанные архетипы отражены в статье «Архетипы» К.Г. Юнга, в работах Е. Мелетинского, В. Топорова.

Во многих произведениях Л. Н. Толстого в качестве константной мифологемы используется антиномия романтик-реалист, художественно воплощенная в бессмертном творении Сервантеса «Дон Кихот» в образах Дон Кихота и Санчо Пансы. Эта мифологема воплощена в образах литературных героев: Болконский – Безухов, Каренина – Левин, Вронский  - Долли, Хаджи Мурат – царь, Оленин – Марианна. Примечательно, что эта антиномия может быть представлена в образе одного литературного героя. Например, в главном герое романа «Воскресение» Нехлюдове «живут» два человека: один живет плотскими удовольствиями; другой – духовными интересами.

При изучении концептосферы толстовских произведений в качестве базовой используется мифологема дворянского гнезда. Она является одним из устойчивых мифов в литературе XIX - начала ХХ вв. Мифологема дворянского гнезда имела двойственный  характер: с одной стороны, она воплощает порядок, гармонию, красоту, целый комплекс устойчивых семантических мотивов, предметно-образных и стилистических ориентиров, воссоздающих определенное мифопоэтическое пространство; с другой - акцентировала предметы социального неравенства, вековые распри «черной и белой кости», «знаменитую русскую тоску». Таким образом, мифологема дворянского гнезда сопряжена и становится основополагающей для таких мифологем, как русская идея, отцы и дети, народная доля, свобода художника, душа.

Образ дворянского гнезда в произведениях Л. Н. Толстого является не только средством создания образа,  но и служит способом передачи авторской идеи и концептуальную системы творчества писателя в целом.

Космос толстовских героев представляет собой гармоническое единство триады Человек – Земля – Народ. Космосу противостоит Хаос, который под влиянию цивилизации привел к разрушению основ народной жизни.

Так, в драме «Власть тьмы» архетип Космоса актуализируется в образе Акима, которому противопоставлены все герои пьесы. Архетип хаоса или силы тьмы находит отражение в героях, поддавшихся дьявольскому искушению; это Матрена, Анисья, Никита, Акулина. человек, который готов служить идее.

В эпических полотнах эта концептуальная пара воплощается при помощи устойчивой мифологемы дворянского гнезда. Усадьба – это не только место действия романа и жизненное пространство героя, но и связующее звено между личностью героя и его народом и землей. Если вспомнить страницы романов Л. Н. Толстого, то в усадьбах живут лучшие герои произведения (Болконские, Ростовы, Левины и др.). Жизнь героев, утративших связь со своими корнями протекает вне усадебной жизни: Курагины, А. П. Шерер, Каренин и др. Иногда усадьба становится символом условной близости, обнаруживающейся между героем и народной жизнью. Усадьба Анны Карениной и Вронского, устроенная на европейский лад, является средством передачи чужеродности народному укладу жизни.

Иногда усадьба установится индикатором Истины. Попытка Нехлюдова, героя романа «Воскресение», предать землю крестьянам во владение означает не утрату прочной связи человека и земли, а поиск вечной справедливости. В то время как сами герои Дмитрий Нехлюдов и Катюша Маслова архетипическими героями: Катюша Маслова, подобно Марии Магдалине, проходит путь от падения и жизни во грехе к возрождению и «воскресению», а блудный сын Дмитрий Нехлюдов, пройдя этапы падения, с покаянием возвращается к свом истокам.

Путь изучения литературного произведения должен лежать через осмысление его концептосферы. По справедливому замечанию, «исследование концептуальной структуры литературного текста опирается на его смысловой анализ и выявление основной текстовой категории концепта» [4, с. 209]. Таким образом, концептосфера литературного произведения состоит из нескольких уровней:

  •  концепт – идея,
  •  концепт – авторский замысел,
  •  концепт – образ,
  •  концепт – художественный прием,
  •  концепт – языковой элемент.

Концепты как составные части концептуальности конкретного произведения входят в сознание человека и преобразуют его через эмоции, симпатии, антипатии, ассоциативные ряды. Концепты, сформировавшиеся в сфере духовной культуры, представляют собой «сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [5, с. 40].

Психологическим механизмом освоения концепта, по словам Ж. Пиаже, является ассимиляция, т. е. «интеграция новых объектов или новых ситуаций и событий в предшествующие схемы» [6, с. 144]. Попадая в вокабуляр человека, концепт опирается на опыт прошлого и вносит свои изменения в накопленное нацией, культурой или конкретным человеком.

В языке концепт репрезентуется различными способами: словами, фразеологизмами, синонимическими рядами, прецедентными текстами. Концептуальные ряды связаны между собой и представляют собой целостное художественное произведение, которое всегда имеет идею, как основной концепт.

Типично  русскими концептами можно назвать такие, как «судьба», «совесть», «дорога», «душа», «авось»…Национальное самосознание не может быть понято без выявления содержания концептосферы  языковых личностей, которые составляют цвет нации. Вместе с тем необходимо рассматривать базовые, общенациональные концепты: «мужчина/женщина», «человек», «ребенок», «жизнь/смерть», «счастье/горе», «вера/надежда/любовь», «совесть», «мир».

Все вышеперечисленные концепты находят отражение в языке толстовских произведений. Отрицая господский язык, Л. Н. Толстой стремится к упрощению языка произведения и добивается этого путем включения элементов народной речи, полной простоты и ясности. Будучи средоточием устного народного творчества, пословицы и поговорки есть не что иное, как фрагменты, части концептов, которые образуют концептосферу, отражающую культуру нации.

Если в большинстве исследований делались выводы о русской картине мира на материале отдельных концептов без опоры на конкретные художественные произведения, то мы освещаем основные данные о русской картине мира, опираясь на фразеологический корпус художественных произведений. Следовательно, анализируется фразеологическая модель мира – «образная модель мира, в котором человек осознает себя частью реальной действительности и все окружающее воспринимает как отражение своего существования» [7,           с. 47].

Все анализируемые фразеологизмы как компоненты базовых концептов русского сознания рассматриваются нами по шкале «Зло-Добро», «Бог-черт» и располагаются в этой системе координат относительно центрального концепта «человек» в соответствии с коннотацией. При рассмотрении базовых концептов необходимо помнить, что они опираются на мифологическое сознание, в котором проступают следы язычества и христианской мифопоэтики.

Анализ языка литературного произведения, основывающийся на ценностной шкале, помогает более глубоко, иногда и по-новому понять авторский замысел, идею произведения.  Расположение фразеологизмов на ценностной шкале, вершины которой могут меняться в зависимости от сюжета (например, дихотомии: «война/мир», «друг/враг» и т. д.), позволяют, учитывая речевого поведения героев произведения, подробнее и полнее рассматривать мифологемы и дополнять содержание базовых и индивидуально-авторских концептов.

  1.  Дымарский М. Я Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы ХIХ и ХХ вв.). 2-е изд., испр. и доп. М., 2001. 328 с.  
  2.  Долинин К. А. Текст и произведение // Русский текст: Российско-американский журнал по русской филологии. 1994. № 2. С. 7-17.
  3.  Кухаренко В. А. Интерпретация текста. М., 1988.
  4.  Клименко Л. П. Некоторые особенности концептуальной структуры сакрального текста // Разноуровневые характеристики лексических единиц. Ч. 1. М., 2004. С. 209-216.
  5.  Степанов Ю. С. Язык и метод. К современной философии языка. М., 1998.
  6.  Пиаже Ж. Психогенез знаний и его эпистемологическое значение // Семиотика: Антология. М., 2001. С. 98-110.
  7.  Хайруллина Р. Х. Картина мира в русской фразеологии. М., 1996.

65


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55649. Різдво Христове як прояв Божого милосердя 37.5 KB
  Мета: Виховати в учнів почуття радості Світлого Різдва Христового; формувати потребу приносити радість. Розвивати духовно моральне мислення учнів. Вмховувати духовно багату високоморальну особистість.
55651. Біографія Роберта Бернса. Future Simple Passive Voice 101 KB
  The topic of our today’s lesson is: “The English Poet R.Burns. Future Simple Passive Voice”. By the end of the lesson you would be able: To talk about A. Carnegie and R. Burns using active vocabulary. To use the Future Simple Passive Voice in oral speech.
55653. ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ РОБИНЗОНА 55 KB
  Географические координаты точек Атмосфера география способствовать развитию речи; развивать пространственное мышление; развивать коммуникативные навыки при работе в группах; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; способствовать...
55654. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема 57 KB
  Сколько нужно посадить молодых тополей чтобы они заменили пять бездумно срубленных десятилетних деревьев Если каждый год вы будите мусорить сколько лет понадобится для того чтобы весь бумажный мусор разложился...
55655. КОНЦЕПЦІЯ ПРАВОВОЇ ОСВІТИ І ПРАВОВОГО ВИХОВАННЯ ШКОЛЯРІВ 79 KB
  Нарізним стрижнем цієї культури є правосвідомість особистості яка включає отримання системних наукових знань про право правопорядок і його охорону та виховання емоційно-оціночного ставлення до права і правопорядку.
55656. Соціалізація творчої особистості у виховному процесі 60.5 KB
  Одним із стратегічних завдань реформування освіти в Україні згідно з державною національною програмою Освіта є формування освіченої творчої особистості становлення її фізичного і морального здоров’я.
55657. Подорож до Смішариків 31 KB
  Мета: Закріпити вміння дітей рахувати в межах 5 цифри в межах 5 і позначати кількість відповідною цифрою. Продовжувати вчити дітей ділити предмети на 24 рівні частини порівнювати ціле і частини.