65917

АНАЛИЗ МИФОЛОГЕМ И КОНЦЕПТОВ КАК ПУТЬ К ПОНИМАНИЮ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Научная статья

Литература и библиотековедение

Если при анализе любого текста необходимо опираться на семантику языковых единиц то смысл текста произведения строится на основе любых произвольных ассоциаций автора и опирается на сюжет композицию и авторский замысел в целом.

Русский

2014-08-10

46 KB

0 чел.

Н. А. Левитская, О. В. Ломакина

АНАЛИЗ МИФОЛОГЕМ И КОНЦЕПТОВ

КАК ПУТЬ К ПОНИМАНИЮ

ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Первичной целью любого текста является выражение смыслового содержания [1, с. 48]. Если при анализе любого текста необходимо опираться на семантику языковых единиц, то смысл текста произведения строится на основе любых, произвольных ассоциаций автора и опирается на сюжет, композицию и авторский замысел в целом. Задачей исследователя является понимание того, «чего автор хотел добиться, создавая данный текст, смысл текста как высказывания в контексте творчества автора и одновременно как реплики в полилоге национальной и мировой литературы» [2, с. 14].

Вне зависимости от содержания произведения и выбора языковых средств для писателя главным является идея произведения. По словам В. А. Кухаренко, «сформулированная идея произведения является его концептом» [3, с. 75]. В основе творческого процесса при написании художественного произведения является создание концептуальности.     

Для углублённого изучения творчества Толстого следует детально анализировать все его тексты: романы, драмы и произведения малых жанров.

Термин мифологема означает устойчивые, повторяющиеся в мифологических системах образы и мотивы, перекочевавшие в художественные тексты. Наиболее разработанные архетипы отражены в статье «Архетипы» К.Г. Юнга, в работах Е. Мелетинского, В. Топорова.

Во многих произведениях Л. Н. Толстого в качестве константной мифологемы используется антиномия романтик-реалист, художественно воплощенная в бессмертном творении Сервантеса «Дон Кихот» в образах Дон Кихота и Санчо Пансы. Эта мифологема воплощена в образах литературных героев: Болконский – Безухов, Каренина – Левин, Вронский  - Долли, Хаджи Мурат – царь, Оленин – Марианна. Примечательно, что эта антиномия может быть представлена в образе одного литературного героя. Например, в главном герое романа «Воскресение» Нехлюдове «живут» два человека: один живет плотскими удовольствиями; другой – духовными интересами.

При изучении концептосферы толстовских произведений в качестве базовой используется мифологема дворянского гнезда. Она является одним из устойчивых мифов в литературе XIX - начала ХХ вв. Мифологема дворянского гнезда имела двойственный  характер: с одной стороны, она воплощает порядок, гармонию, красоту, целый комплекс устойчивых семантических мотивов, предметно-образных и стилистических ориентиров, воссоздающих определенное мифопоэтическое пространство; с другой - акцентировала предметы социального неравенства, вековые распри «черной и белой кости», «знаменитую русскую тоску». Таким образом, мифологема дворянского гнезда сопряжена и становится основополагающей для таких мифологем, как русская идея, отцы и дети, народная доля, свобода художника, душа.

Образ дворянского гнезда в произведениях Л. Н. Толстого является не только средством создания образа,  но и служит способом передачи авторской идеи и концептуальную системы творчества писателя в целом.

Космос толстовских героев представляет собой гармоническое единство триады Человек – Земля – Народ. Космосу противостоит Хаос, который под влиянию цивилизации привел к разрушению основ народной жизни.

Так, в драме «Власть тьмы» архетип Космоса актуализируется в образе Акима, которому противопоставлены все герои пьесы. Архетип хаоса или силы тьмы находит отражение в героях, поддавшихся дьявольскому искушению; это Матрена, Анисья, Никита, Акулина. человек, который готов служить идее.

В эпических полотнах эта концептуальная пара воплощается при помощи устойчивой мифологемы дворянского гнезда. Усадьба – это не только место действия романа и жизненное пространство героя, но и связующее звено между личностью героя и его народом и землей. Если вспомнить страницы романов Л. Н. Толстого, то в усадьбах живут лучшие герои произведения (Болконские, Ростовы, Левины и др.). Жизнь героев, утративших связь со своими корнями протекает вне усадебной жизни: Курагины, А. П. Шерер, Каренин и др. Иногда усадьба становится символом условной близости, обнаруживающейся между героем и народной жизнью. Усадьба Анны Карениной и Вронского, устроенная на европейский лад, является средством передачи чужеродности народному укладу жизни.

Иногда усадьба установится индикатором Истины. Попытка Нехлюдова, героя романа «Воскресение», предать землю крестьянам во владение означает не утрату прочной связи человека и земли, а поиск вечной справедливости. В то время как сами герои Дмитрий Нехлюдов и Катюша Маслова архетипическими героями: Катюша Маслова, подобно Марии Магдалине, проходит путь от падения и жизни во грехе к возрождению и «воскресению», а блудный сын Дмитрий Нехлюдов, пройдя этапы падения, с покаянием возвращается к свом истокам.

Путь изучения литературного произведения должен лежать через осмысление его концептосферы. По справедливому замечанию, «исследование концептуальной структуры литературного текста опирается на его смысловой анализ и выявление основной текстовой категории концепта» [4, с. 209]. Таким образом, концептосфера литературного произведения состоит из нескольких уровней:

  •  концепт – идея,
  •  концепт – авторский замысел,
  •  концепт – образ,
  •  концепт – художественный прием,
  •  концепт – языковой элемент.

Концепты как составные части концептуальности конкретного произведения входят в сознание человека и преобразуют его через эмоции, симпатии, антипатии, ассоциативные ряды. Концепты, сформировавшиеся в сфере духовной культуры, представляют собой «сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [5, с. 40].

Психологическим механизмом освоения концепта, по словам Ж. Пиаже, является ассимиляция, т. е. «интеграция новых объектов или новых ситуаций и событий в предшествующие схемы» [6, с. 144]. Попадая в вокабуляр человека, концепт опирается на опыт прошлого и вносит свои изменения в накопленное нацией, культурой или конкретным человеком.

В языке концепт репрезентуется различными способами: словами, фразеологизмами, синонимическими рядами, прецедентными текстами. Концептуальные ряды связаны между собой и представляют собой целостное художественное произведение, которое всегда имеет идею, как основной концепт.

Типично  русскими концептами можно назвать такие, как «судьба», «совесть», «дорога», «душа», «авось»…Национальное самосознание не может быть понято без выявления содержания концептосферы  языковых личностей, которые составляют цвет нации. Вместе с тем необходимо рассматривать базовые, общенациональные концепты: «мужчина/женщина», «человек», «ребенок», «жизнь/смерть», «счастье/горе», «вера/надежда/любовь», «совесть», «мир».

Все вышеперечисленные концепты находят отражение в языке толстовских произведений. Отрицая господский язык, Л. Н. Толстой стремится к упрощению языка произведения и добивается этого путем включения элементов народной речи, полной простоты и ясности. Будучи средоточием устного народного творчества, пословицы и поговорки есть не что иное, как фрагменты, части концептов, которые образуют концептосферу, отражающую культуру нации.

Если в большинстве исследований делались выводы о русской картине мира на материале отдельных концептов без опоры на конкретные художественные произведения, то мы освещаем основные данные о русской картине мира, опираясь на фразеологический корпус художественных произведений. Следовательно, анализируется фразеологическая модель мира – «образная модель мира, в котором человек осознает себя частью реальной действительности и все окружающее воспринимает как отражение своего существования» [7,           с. 47].

Все анализируемые фразеологизмы как компоненты базовых концептов русского сознания рассматриваются нами по шкале «Зло-Добро», «Бог-черт» и располагаются в этой системе координат относительно центрального концепта «человек» в соответствии с коннотацией. При рассмотрении базовых концептов необходимо помнить, что они опираются на мифологическое сознание, в котором проступают следы язычества и христианской мифопоэтики.

Анализ языка литературного произведения, основывающийся на ценностной шкале, помогает более глубоко, иногда и по-новому понять авторский замысел, идею произведения.  Расположение фразеологизмов на ценностной шкале, вершины которой могут меняться в зависимости от сюжета (например, дихотомии: «война/мир», «друг/враг» и т. д.), позволяют, учитывая речевого поведения героев произведения, подробнее и полнее рассматривать мифологемы и дополнять содержание базовых и индивидуально-авторских концептов.

  1.  Дымарский М. Я Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы ХIХ и ХХ вв.). 2-е изд., испр. и доп. М., 2001. 328 с.  
  2.  Долинин К. А. Текст и произведение // Русский текст: Российско-американский журнал по русской филологии. 1994. № 2. С. 7-17.
  3.  Кухаренко В. А. Интерпретация текста. М., 1988.
  4.  Клименко Л. П. Некоторые особенности концептуальной структуры сакрального текста // Разноуровневые характеристики лексических единиц. Ч. 1. М., 2004. С. 209-216.
  5.  Степанов Ю. С. Язык и метод. К современной философии языка. М., 1998.
  6.  Пиаже Ж. Психогенез знаний и его эпистемологическое значение // Семиотика: Антология. М., 2001. С. 98-110.
  7.  Хайруллина Р. Х. Картина мира в русской фразеологии. М., 1996.

65


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82073. Прощавай Букварику! 83 KB
  На стінах розвішені плакати Спасибі Букварику Ласкаво просимо на свято Букваря Вчитель Сьогодні свято це для вас Лунає музика для вас В садках бузок зацвів для вас І сонця промінь теж для вас Мої малята дружний клас Ми всі чекаємо на вас. Буквар взяли ми в перший раз Як зайшли у перший клас.
82074. Дзвони Чорнобиля 38 KB
  Осмислити та усвідомити масштаби трагічних подій, розбудити почуття відповідальності перед наступним поколінням, виховувати глибоку повагу до людей, які віддали своє життя в ім’я майбутнього життя людства, розвивати почуття гордості за свій народ, прищеплювати любов до рідного краю.
82075. Донецьк — одне з міст-господарів Євро-2012 322 KB
  Актуалізувати знання учнів про місто Донецьк як про історичний і культурний центр Донбасу. Ознайомити учнів з пам’ятниками і парками міста Донецька, культурними та спортивними пам’ятками міста. Засвоїти поняття «туристичний центр». Розвивати пам’ять, увагу, інтелектуально-творчі здібності учнів....
82076. Цветочный карнавал 351.5 KB
  Дорогие друзья, сегодня мы собрались в студии, чтобы поговорить о цветах. Нет ничего на Земле прекраснее и нежнее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Цветы давно и прочно вошли в наш быт. Подарить цветы – выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения.
82077. Україна та її історія на уроках зарубіжної літератури 123 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про життя і творчість зарубіжних письменників, пов’язаних з Україною, її історією та культурою; сприяти творчо – асоціативній діяльності, розвивати дослідницькі та комунікативні навички.
82078. Михайло Васильович Ломоносов 62 KB
  Історія знає багато вчених, імена яких глибоко шанують передові люди всього світу. До таких титанів належить Михайло Васильович Ломоносов. Учений широкого діапазону. Перший російський вчений-природознавець світового значення.
82079. Предмет математики настолько серьёзен, что нужно не упускать случая сделать его немного занимательным 178.5 KB
  Законы познавая бытия Без математики никак не обойтись. Французский религиозный философ писатель математик и физик Блез Паскаль говорил: Предмет математики настолько серьезен что нужно не упускать случая сделать его немного занимательным.
82080. Тут говорять німецькою мовою 289 KB
  Нове соціальне замовлення суспільства сьогодні полягає в тому, щоб навчити студентів іноземної мови, як засобу міжкультурної комунікації, як способу пізнання досягнень вітчизняної, європейської та загальнолюдської культури, підготувати студента до толерантного сприйняття виявів чужої культури...
82081. Будь природі сином, будь природі другом 75 KB
  Так до лісу Надається слово довідковому бюро. Ліс це сукупність землі рослинності в якій домінують дерева та чагарники тварин мікроорганізмів та інших природних компонентів що в своєму розвитку взаємоповязані впливають один на одного і навколішне середовище.